Как экономить топливо на автомобиле с механической коробкой передач

Обновлено: 05.07.2024

От 15 до 60% экономии на бензине. Именно столько можно получить, если применить все способы, перечисленные мною в этой статье. Удивительно, сколько бензина мы жжем зря буквально на ровном месте.

Узнайте, сколько лишних литров тратите ВЫ!

Как экономить бензин на автомате?

Автомобили с механической коробкой передач по расходу топлива выгоднее в среднем на 10 %. Этому способствует конструкция и возможность человека влиять на затраты своими действиями. Тем не менее, наличие коробки-автомата становится все более актуальным. Водители все чаще предпочитают именно ее благодаря простоте использования такого автомобиля. Автоматизация функции переключения скоростей экономит время и силы автолюбителя. Для экономии расхода топлива на автомате рекомендуем учитывать:

  • не перегазовывайте (резкий газ мешает коробке работать быстро и плавно);
  • выбирайте спокойный стиль вождения (снижаются топливные затраты, риск попасть в аварию и эксплуатационный износ машины).

Плохой способ №4: Езда на «нейтралке»

Когда машина катится с горки или докатывается по инерции к светофору, можно поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение. Машина перестает тормозить двигателем, а значит, мы экономим. Вот такая вот теория.

Здесь, однако, доказывается, что даже экономии топлива достичь не удается. В то же время езда на «нейтралке» может быть опасна – в нужный момент вы просто не сможете быстро набрать скорость. А это может быть необходимо, например, в случае заноса.

Сказать по правде я и сам иногда так езжу. Буду изживать!

Плохой Способ №1: Выключение электроприборов

Конечно, если вы в жару выключите кондиционер и будете потеть, то расход снизится ощутимо (примерно на 2 л/100 км). Открыть окна – не вариант. Вы же помните, что в этом случае ухудшится аэродинамика машины. «За рулем» даже как-то проводил эксперимент: что больше топлива жрет — кондиционер или открытые окна. Хоть убейте, не помню его результат. Пишите в комментариях, кто тоже читал эту статью, чем все у них закончилось.

Из той же серии отключение фар, музыки, подогрева сидений.

Не считаю этот способ экономии удачным. Если уж отказываться от комфорта в машине, то надо идти до конца и пересаживаться на велосипед.

Приведите машину в порядок!

Как сэкономить бензин (или другое топливо) на автомобиле? Уменьшение расхода возможно только на исправном транспортном средстве. Ниже приведены советы автоэкспертов:

  • контролируйте цилиндрическую компрессию;
  • наладьте систему зажигания и питания;
  • фрикционные накладки на колодках не должны испытывать трение о барабан или диск;
  • заливайте масло, рекомендуемое производителем;
  • используйте бескамерные покрышки;
  • еженедельно проверяйте давление в шинах;
  • по возможности сократите использование электрического оборудования;
  • отслеживайте аэродинамику вашего авто (закрытые окна и отсутствие дополнительных конструкций снижают расход);
  • не увеличивайте клиренс подставками (иначе траты бензина увеличиваются примерно на 8%).

Способ №6: На трассе используйте крейсерскую скорость

Крейсерская скорость – это скорость, при которой расход топлива минимален. Чаще всего она достигается на последней передаче при частоте оборотов 2-2,5 тыс. об/мин.

Чем мощнее авто, тем выше крейсерская скорость. Для моего «задохлика» Форда Фиесты (83 л.с.) эта скорость — примерно 90 км/час.

Увеличение скорости выше крейсерской неминуемо приведет к росту расхода. Насколько? Возьмем для примера ВАЗ 2105:

  • 80 км/час — 7 л на 100 км
  • 100 км/час — 11 л на 100 км (источник).

Очень часто крейсерскую скорость указывают в сервисной книжке автомобиля. Посмотрите, может и у вас она указана там.

как сэкономить топливо при езде на механической кпп

Опытным водителям хорошо известна концепция снижения топливных расходов с помощью коробки передач. Но, как считают специалисты, ранее переключение не всегда приводит к ожидаемому результату.

В механике существует простая закономерность: чем ниже обороты, тем выше экономичность, и наоборот. Однако, нет правил без исключений и этот сценарий в некоторых дорожных ситуациях не срабатывает. О том, какие явления сопровождают движение автомобиля, рассказывают инженеры.

Во время езды транспортное средство испытывает комплексное механическое и природное противодействующее воздействие. Автомобилю приходится бороться с сопротивлением воздушных потоков, с гравитационным притяжением, с трением и силами качения, возникающими в внутри самих агрегатов. На сохранение скоростного режима тратится определенное количество энергии, зависящей от конструкции самого двигателя и обстоятельств. Объем топлива, затрачиваемый на преодолении факторов, определяет эффективность ТС, именуемую удельным топливным расходом.

Потребление топлива при различных нагрузках можно вычислить по числу оборотов при простом нажатии педали акселератора. С инженерной точки зрения низкий расход топливной смеси при низких оборотах (2.000 об/мин.) обусловлен невысоким трением. Как только показатель достигает 6.000 об/мин., этот уровень возрастает за счет сопротивления коленвала, подшипников, навесного оборудования, насосов и других трущихся узлов.

То есть, наименее затратный условия наблюдается при 2500 об/мин. и при предельно открытой дроссельной заслонке. Но, здесь есть очень важный момент. При слишком раннем переключении с высокой передачи на более низкую наблюдается движение «внатяг», чреватое быстрым износом деталей. Эффективность действия во многом зависит от сопутствующих факторов. Например, если машина едет налегке по ровной трассе, в этом случае нажатие педали на 5% действительно даст хороший эффект. Однако, постоянная езда в таком режиме, создающем благоприятные условия для детонации, имеет противопоказания, так как со временем цилиндры покрываются толстым слоем нагара. Из-за этого возникает риск выхода из строя шатунно-поршневой группы. Учитывая непредсказуемость дорожной ситуации в современных реалиях, в любой может возникнуть необходимость в резком ускорении. Последствия езды на 4-й скорости при оборотах в 2.000 об/мин известны даже начинающим водителям.

Тем не менее, существует ряд наработок, позволяющих сэкономить до 25% горючего. Тайну над завесой приоткрыли специалисты инженерной группы Volkswagen. Вот некоторые из них:

  • Прокладывайте маршруты таким образом, чтобы исключить короткие передвижения. Постоянный разбег двигателя, разогрев его до нужной температуры и следующее за ним остывание на парковке сказывается на объемах горючего самым негативным образом. При минусовых температурах показатель достигает 30 л на 100 км.
  • При падении давления в колесах на 0,2 бара потребление горючей смеси возрастает на 1%. Оптимальный показатель позволяет сократить расход на 3%.
  • Использование качественных синтетических масел с низким уровнем вязкости добавляет в копилку еще 5% сэкономленного горючего.
  • Каждые 100 кг нагрузок обходятся в 0.3 л топлива на каждые 100 км. Поэтому, из багажника все лишнее нужно убрать.
  • На ситуацию оказывают влияние и наружные аксессуары. Например, ели на крышу машины взгромоздить пару велосипедов, то это обойдется в дополнительные 2 л на 100 км, при ускорении до 130 км/ч затраты возрастут до 4-х л, а при 160 км/ч – вдвое.
  • Большую роль играет своевременное переключение передач, в частности:
  • 3-я передача должна соответствовать 30 км/ч,
  • 4-я - 40 км/ч,
  • 5-я - 50 км/ч.

По возможности переключение можно практиковать через передачу, например, с 3-й на 5-ю, это мотору не навредит.

  • При пересечении перекрестка желательно тормозить двигателем, оставаясь на той же передаче без перехода на нейтральную позицию.
  • Во время длительного ожидания зеленого сигнала светофора, превышающего 20 секунд, двигатель нужно глушить, так как в течение 3-х минутного простоя расход топлива сопоставим с преодолением расстояния в 1 км.
  • Экономии способствует равномерное движение ТС без торможений и рывков и рациональное использование дополнительного оборудования: кондиционера, прикуривателя, мультимедийных систем.

Способ №2: Снижение массы автомобиля

Ну, это понятно: меньше масса – меньше расход.

Проверьте, не возите ли вы с собой ненужные вещи (детское кресло, зимняя резина и баллоны с «незамерзайкой» летом).

Надумали ставить дополнительную шумоизоляцию? Помните, что она увеличит массу вашего авто на 50-100 кг, а расход на 0,4–0,7 л. То есть за шумоизоляцию вы будете платить весь срок службы авто.

В странах с отличными дорогами разумно снять запаску. Правда, я слышал, что там новые машины и так ею не комплектуются. В России такой «трюк» вряд ли можно назвать удачным. Не знаю, как в Украине с дорогами.

Способ №5: Разумно выбирайте маршрут

Лайфхакер исправно публикует статьи о навигаторах. Многие навигаторы снабжены функцией оповещения о пробках. В иные дни это может спасти вам несколько часов времени и пару литров бензина.

Кстати, друзья, будет здорово, если в комментариях вы напишите свой любимый сервис. Я как раз присматриваюсь к этой теме.

Советы по экономии бензина на автомобиле

Опытные автолюбители хотят снизить расходы и знают, как это реализовать. Изначально будьте внимательны при выборе транспортного средства: изучите его штатные тактико-технические характеристики и проанализируйте состояние на момент покупки. Помимо такой глобальной темы, как покупка нового авто, предлагаем вашему вниманию 16 приемов. Они эффективны и проверены опытным путем многими автолюбителями.

Способ №9: Не ставьте колеса большего радиуса

Многие ставят на свои авто колеса большего радиуса, например, R16 вместо R14. Конечно, можно согласиться с тем, что так машина смотрится «круче»:

Но, к сожалению, за это придется заплатить увеличением расхода.

Достоверных данных я не нашел, но ходит поверье, что 1 см радиуса прибавляет к расходу 1 л на 100 км. Немало.

Влияние включенной передачи на расход топлива

Коробка передач по своей сути – подсобный механизм для ДВС. Опытный водитель, выбирая в КП ступень с нужным передаточным числом, позволяет двигателю приспособиться к дорожным условиям и работать на оптимальных средних оборотах. Именно при средней частоте вращения коленвала (около 2…3 тыс. об/мин) потребление горючего минимальное.

Логично предположить, что если, например, передача обеспечивает рабочий диапазон от 30 до 70 км/ч, то 50 – самая экономичная скорость и подобный расчет можно произвести для любой ступени КП. Это утверждение справедливо лишь частично, т.к. нельзя забывать о силах сопротивления, описанных выше.

Для равномерного движения машины мощность, подводимая к ведущим колесам, должна совпадать с мощностью противодействующих сил. Идеально это условие реализуется в автоматических КП (гидротрансформатор, вариатор), в которых передаточное отношение без всякого участия водителя плавно меняется по мере изменения нагрузки. В авто с механической ступенчатой коробкой следует после разгона переходить на максимально возможную высшую передачу и двигаться со скоростью, которая соответствует средним оборотам ДВС. Если высшая передача прямая (передаточное число равно единице), то дополнительная экономия топлива достигается за счет увеличения КПД трансмиссии.

Снизить расход бензина вполне реально за счет водительского мастерства. Езда, в основном, на высшей передаче, без выхода за пределы оптимальных оборотов двигателя и без превышения скорости 90 км/ч, обеспечит ощутимую экономию.

Автомат или механика?

Для всех авто, вне зависимости от типа коробки передач, самая эффективная мера — отключить мотор, если машина стоит. На холостых расход снижается.

Как экономить бензин на механике? Для МКПП большое значение в данном вопросе имеет стиль вождения. Ниже мы предлагаем меры, которые помогут “сгладить” рывки при езде:

  • не жмите резко на газ при старте;
  • в начале движения трогайтесь плавно;
  • постарайтесь избегать экстренного торможения без особой надобности (помните, что соблюдение дистанции помогает в этом);
  • переключайте передачи при 2-3 тысячах на тахометре.

Экономия расхода топлива на механике реальна, если придерживаться озвученных выше рекомендаций. Для АКПП похожие рекомендации.

16 советов как экономить топливо

Многие водители задумываются, как сэкономить расход топлива автомобиля. Автомобиль есть во многих семьях, а расходы на авто являются одной из важных составляющих в семейном бюджете. Учитывая постоянный рост цен на горючее, мы предлагаем вам способы экономить расход бензина. Избегайте пробок и езды в “час пик”. Ниже мы рассмотрим, реально ли сократить затраты на эту статью расхода.

Способ № 11: Купите отапливаемый гараж

Отогреть машину зимой нелегко, и пока она греется, горит драгоценный бензин. Отапливаемый гараж может решить эту проблему на корню.

Способ №7: Правильно выбирайте передачи

Как я уже говорил, расход топлива минимален, когда на тахометре — 2-2,5 тыс. об/мин. Старайтесь всегда выбирать такую передачу, чтобы двигаться именно на этих оборотах.

В современных машинах иногда устанавливают специальный подсказчик, который сигнализирует, когда надо переключиться вверх или вниз. В конце поездки такая машина может даже выставить вам «оценку по экологии».

Если у вас автомат, то думать над выбранной скоростью вам, конечно, не приходится.

Способ №12: Заведите дисконтную карту

Вы будете смеяться, но я годами заезжал на одну и ту же заправку, а додумался оформить там дисконтную карту только недавно. Это заняло у меня 5 минут. Теперь экономлю 3% от каждой заправки. Уверен, что у большинства крупных сетей есть что-то подобное.

Способ №10: Правильное давление в шинах

Я не буду советовать вам перекачивать шины. Да, это даст уменьшение расхода, но какой ценой?. Разумнее накачивать их по верхней планке, рекомендованной производителем.

Вот здесь говорится, что снижение давления с 2,0 кг/кв. см до 1,5 кг/кв. см ведет к перерасходу топлива примерно на 3%.

Следите за давлением в своих шинах. Или платите рублем.

Особенности дизеля

Как экономить бензин? Используйте газ. Дизельный двигатель позволяет экономить на горючем до 30%. Дополнительно возможно экономить, пользуясь акциями и скидками. Программы лояльности для постоянных покупателей на заправках и покупка большого объема топлива позволяют сэкономить до половины стоимости. Иногда постоянных клиентов премируют подарками (еда, мытье авто и т.д.).

Плохой способ №2: Движение в «аэротени» большой фуры

На трассе можно плотно пристроиться позади ползущей фуры и ехать в ее «аэротени». Говорят, что так можно сэкономить аж 3% бензина.

Хотел бы я увидеть человека, который так сильно печется об экологии, что готов долгое время «глотать» выхлоп Камаза. Да и водитель фуры, как мне кажется, не станет долго терпеть такого «зайца» и попытается что-то сделать. Да и про «Соблюдай дистанцию» можно забыть.

Короче, способ для фриков.

Способ №4: С умом выбирайте время для поездки

Стоишь в пробке – тратишь бензин.

Может быть, имеет смысл выехать с запасом? Может, вообще в 6 утра? Да, вы приедете раньше, но вы сэкономите время и топливо, а оставшийся часок можно посвятить, например, чтению Лайфхакера.

Еще я не суюсь в центр по будним дням. Коплю все такие дела и делаю их одним махом в воскресенье, когда дороги намного свободнее.

Способ №1: Снижение Cx

Cx – это коэффициент аэродинамического сопротивления. Чем больше машина похожа на кусок мыла, тем он меньше.

Например, Гелендваген, Cx=0,55:

Лада Приора, Cx=0,32:

Тойота Приус, Cx=0,25:

Гоночный болид: Cx=0,16:

«Ну, хорошо, понятно. А что мне делать с моим Гелендвагеном? Кувалдой что ли острые углы обстукивать?»

Углы обстукивать не будем, а вот поубирать кое-что из ненужного – хорошая идея. Вот и табличка полезная:

Элемент Увеличение Cx
багажник на крыше +10%
открытые окна +5%
открытый люк +3%
антенна +2%
«мухобойка» +3%

»
Если вы уже забыли, когда в последний раз пользовались багажником на крыше, то почему бы его не снять?

А зачем каждый третий уродует свою машину «мухобойкой», мне, видимо, никогда не понять. Можете попытаться меня «просветить» в комментариях.

Способ №8: Выбор резины

Одни шины расходуют топлива больше, другие меньше. Разница может достигать 0,5 л на 100 км. Согласитесь, немало?

Выбирая экономичные шины, опирайтесь не на данные производителя, а на реальные тесты, которые проводят все ведущие авто-издания.

На какой передаче и с какой скоростью стоит ехать для большей экономии топлива?

Мастерство вождения автомобиля состоит не только в умении лихо войти в поворот или стартовать с пробуксовкой. Настоящий мастер может только за счет стиля езды сэкономить до 20% топлива и обеспечить общее продление ресурса машины. Грамотное, своевременное переключение передач и выбор подходящей скорости движения сохраняют агрегаты авто от перегрузок и позволяют снизить расход бензина.

Влияние скорости на расход топлива

Затраты горючего напрямую зависят от преодолеваемых автомобилем внешних нагрузок. Движущемуся транспортному средству противодействуют силы сопротивления:

Дорожное сопротивление определяется состоянием трассы и мало зависит от скорости, воздушное, наоборот, резко возрастает по мере разгона. При 90…100 км/ч аэродинамика становится главным фактором поглощения бензина.

Сила инерции возникает только в процессе ускорения, а при установившемся движении равна нулю. Следовательно, для экономии топлива желательно не превышать отметку 80…90 км/ч и двигаться, по возможности, равномерно, без интенсивных разгонов и торможений.

Плохой способ №3: Присадки для двигателя

Я имею в виду «чудо-присадки», которые льют в бензобак или в картер и которые обещают экономию топлива. Я в свое время следил за этой темой, но ни разу еще ни одно автомобильное издательство не смогло выявить сколь-нибудь значимой экономии.

Для себя я поставил крест на этой теме. Или у вас есть другой опыт? Пишите в комментариях.

Плохой способ №5: Покупка электромобиля или гибрида

Электромобили имеют большие льготы в некоторых странах: налоговые послабления в Японии и Норвегии, бесплатное парковочное место в Лондоне, выделенные полосы движения в той же Норвегии.

Обладатели гибридов, а тем более электромобилей – замечательные люди, которые делают наш воздух чище. Но признать удачной покупку электромобиля только как средство экономии денег, я никак не могу. Даже в США гибрид начинает окупать себя только после 90 000 км пробега. Не удивлюсь, если в России он не окупается в принципе. Никаких тебе льгот, да и цены на данные авто задраны до небес.

Способ №3: Измените свой стиль вождения

Для кого-то здесь кроются бесконечные запасы экономии (А по данным скучного немецкого совета безопасности движения — до 25%).

Какой стиль вождения самый экономный?

Спросите у вашего дедушки: «умный» выбор скорости, плавные разгоны и торможения. Также нужно учитывать работу светофоров и дорожную обстановку в целом. Если в двух словах: чем реже вы используете тормоз, тем меньше расход.

Способ №0: Посетите сервис

Повышенный расход топлива может быть вызван целым рядом поломок. Все написанное в этой статье предполагает, что ваш автомобиль исправен.

Регулярно посещайте сервис.

Читайте также: