Из чего состоит тормозная жидкость дот 4

Обновлено: 05.07.2024

Тормозная жидкость (ТЖ) является одним из основных компонентов тормозной системы автомобиля. Именно через нее усилие от нажатия педали тормоза передается к колодкам и дискам.

Параметры ТЖ, а также ее совместимость с той или иной тормозной системой оцениваются по общепризнанному стандарту DOT.

Рассмотрим подробнее, что он из себя представляет и в чем особенности наиболее популярной сегодня жидкости DOT 4.

Общие сведения о тормозных жидкостях и их классификации по DOT

В советских автомобилях использовались тормозные жидкости на минеральной основе. Они состояли из касторового масла и бутилового спирта в пропорции 1:1. Эти материалы имели низкую температуру кипения (около +150 °C) и загустевали уже при -20 °C.

Для современных машин с усовершенствованными тормозными системами такие ТЖ не подходят. Их заменили полигликолевые и силиконовые жидкости. Основное действующее вещество занимает от 93 до 98 % их состава. Остальные 2-7 % – это различные присадки, которые улучшают характеристики основы, защищают компоненты тормозной системы от износа, предотвращают окисление и выполняют другие функции.

Практически во всем мире ТЖ классифицируются по американскому стандарту DOT. Он подразделяет жидкости на 4 вида, обозначенных цифрами 3, 4, 5 и 5.1. Дополнительный класс – DOT 5.1/ABS – предназначен для автомобилей с антиблокировочной системой.

В России иногда можно встретить жидкости с маркировками DOT 4.5 и DOT 4+, но они не имеют никакого отношения к американской системе.

ТЖ разных типов отличаются составом, температурой кипения и способностью к абсорбации.

В жидкость любого типа DOT входят гликоли и полиэфиры, поэтому они взаимозаменяемы. Единственное, что нужно учитывать при смешивании – это то, что доливать можно жидкость с более высоким числовым обозначением, но не наоборот. Понижение класса ТЖ может привести к проблемам с тормозной системой вплоть до ее заклинивания.

Правила применения

Тормозная жидкость, выпускаемая различными производителями, имеет ряд специфических требований, которые указаны в рекомендациях по эксплуатации. Существуют общие правила применения ТЖ. Составы DOT 5 на основе силиконов несовместимы с гликолевыми аналогами. Смешивать различные типы ТЖ возможно при условии идентичности баз. Замену тормозной жидкости производят в срок, установленный производителем.

Минеральные ТЖ

В состав минеральных тормозных жидкостей входит касторовое масло и спирт. Их пропорции могут отличаться. Минеральные ТЖ обладают общей формулой C3H5(C18H33O3)3. Для повышения температурной устойчивости и снижения коксовых отложений на медных и латунных поверхностях в состав вводятся бензтриазол и триметилборат. Даже при их наличии минеральная ТЖ рано закипает и обладает высокой вязкостью, поэтому не применяется с дисковыми тормозами.

Минеральная тормозная жидкость

Состав ТЖ DOT-5.1

Тормозная жидкость DOT-5.1 имеет в составе полиэтиленгликоль, полиэфиры борной кислоты и силикон. Большую часть состава занимают гликоли. Поэтому DOT-5.1 взаимозаменяема с DOT-4 и ДОТ-3.

Тормозная жидкость DOT-5.1 обладает массой дополнительных присадок. Поэтому смешивать рекомендуется более высокий класс с низким, а не наоборот. В противном случае температура кипения снизится, что может привести к попаданию в аварийную ситуацию.

Канистра с тормозной жидкостью DOT-5.1

ДОТ 4. Характеристики, состав, ГОСТ

тормозная жидкость dot-4

Гидравлические жидкости предназначены для эффективного распределения давления в замкнутом контуре. Тормозная жидкость класса ДОТ-4 — высокотемпературная смазка на синтетической борсодержащей основе. Рассмотрим подробный химический состав продукта и нормативные характеристики по межгосударственному стандарту.

Общий обзор состава ТЖ

Большинство тормозных жидкостей состоит из трех основных компонентов. Значительную часть занимает растворитель. ТЖ может содержать его до 60-80%.

Вторым важным компонентом тормозной жидкости является ее основа. Она определяет эксплуатационные свойства ТЖ. Доля основы в составе находится в пределах 20-30%.

Наименьшую часть занимают добавки. Они составляют 2-5% от всего объема. Добавки улучшают технические свойства тормозухи.

Тормозная жидкость — процентный состав

Высокая текучесть, термическая стабильность, смазывающие и антикоррозионные качества обеспечиваются 3-мя компонентами:

Представляет смесь полиэфиров гликолевой и борной кислот. Обеспечивает равномерное распределение химических соединений в 3-компонентной смеси. Процентное содержание — 60–90%.

Состоит из полигликолей (продуктов полимеризации двухатомных спиртов с окисями этилена, пропилена). Снижает трение трущихся механизмов и предотвращает истирание металлических поверхностей тормозных колодок. Содержание — до 30%

Для улучшения технических свойств в тормозную жидкость добавляют присадки с массовой долей 2–5%. Антикоррозионные присадки предотвращают окислительное разрушение медных, стальных, латунных покрытий. Антиокислительные реагенты ингибируют расщепление полигликлевых эфиров и уменьшают образование продуктов распада (кислот и смол). В качестве подобных присадок используется бисфенол А (дифенилолпропан), азимидобензол и триазолы. Вводимые добавки продлевают эксплуатационный срок продукта.

состав тормозной жидкости

Для кислотно-щелочной стабильности в готовую смесь дополнительно вводят буферный раствор — натриевую либо калиевую соль борной кислоты с долей <1%.

Химический состав тормозной жидкости

химический состав тормозной жидкости

Тормозная жидкость (ТЖ) — технический компонент гидравлических систем, который осуществляет перенос давления с главного тормозного цилиндра на колодки барабанного или дискового тормоза. Химический состав тормозной жидкости определяет физико-химические и эксплуатационные свойства продукта. Рассмотрим основные компоненты этого состава и его назначение.

Состав тормозных жидкостей разных видов

Качественное и количественное содержание компонентов отличается в зависимости от сферы применения ТЖ. Выделяют минеральные, гликолевые и силиконовые составы.

Минеральные составы — техническая жидкость бурого цвета. В качестве смазывающего компонента используется касторовое масло общей формулы C3H5(C18H33O3)3. Химические свойства подобных масел отличаются температурной лабильностью, склонностью к образованию коксовых отложений на латунных и медных поверхностях. Частично нивелировать подобные качества удалось введением бензтриазола, триметилбората и прочих антиокислительных и антикоррозионных присадок. Ввиду температурной неустойчивости минеральные составы применялись в гидравлических системах с барабанным типом колодок.

Гликолевые жидкости — традиционные составы с содержанием полигликолевых эфиров и борнокислотных полиэфиров. Гликолевые ТЖ более известны по маркировкам DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. Соотношение полигликоль-эфиров и смазочных компонентов в сочетании с экологически безопасными присадками соответствует международным стандартам качества.

правила применения тормозной жидкости

Силиконовые жидкости — в качестве основы используются полиорганосилоксаны, представляющие полимерные кремнийорганические компоненты. Введение принципиально нового смазочного реагента позволило достигнуть полной индифферентности ТЖ по отношению к резине и металлам, а также высокой текучести независимо от температуры.

Состав тормозных жидкостей DOT-3 и ДОТ-4

Основой состава для ДОТ-3 и 4 являются полигликолевые эфиры и борнокислотные полиэфиры. Гликолевые ТЖ являются взаимозаменяемыми между собой.

ДОТ-3 и 4 являются гигроскопичными. Поэтому в их составе присутствует влага. Ее процентное содержание увеличивается с течением времени, снижая точку закипания жижи.

ТЖ DOT-3

В тормозную жидкость ДОТ-4 входит больше присадок, что улучшает ее свойства, такие как вязкость, температура кипения и сжимаемость.

ТЖ класса DOT-4

Состав тормозной жидкости

Тормозная жидкость служит для передачи усилия к колодкам. Ее состав подобран таким образом, чтобы обеспечить сохранение эксплуатационных свойств в широком диапазоне температур на максимально длительный срок.

Состав дот 4

Тормозная жидкость стандарта ДОТ-4 обладает отличными антиокислительными качествами в силу низкого содержания буферных агентов (свободных аминов) и высокому значению pH. Жидкости ДОТ-1–ДОТ-4 в качестве основы содержат борнокислотные эфиры и полипропиленгликоль.

  • Эфиры борной кислоты полипропиленгликоля с монозамещёнными эфирами пропиленгликоля

Составляют 35–45% по массе. Сохраняют качественные характеристики и плотность независимо от температурных изменений и давления. Основной смазочный компонент.

Представляет монозамещенный этиловый эфир диэтиленгликоля (этоксиэтан). Выступает в качестве стабилизатора и растворителя эфиров. Содержание — 2–5%.

Антиокислительная присадка. Предотвращает выгорание боратов в условиях повышенных температур. Массовая доля: 0,3–0,5%.

характеристики дот 4

Ингибиторы коррозии. Обеспечивают pH-стабилизирующее действие. Содержание — 0,05–0,4%.

В качестве мягчителя используется диметиловый эфир ортофталевой кислоты, сложные эфиры фосфорной кислоты. Облегчают деформируемость и повышают термостойкость полимерных звеньев. Обладают поверхностной активностью. Доля — 5–7%.

  • Полипропиленгликоль с усреднённым весом 500

В сочетании с борноэфирными поликонденсатами улучшает смазочные характеристики продукта. Содержание — 5%

  • N-бутиловый эфир трипропиленгликоля

Связывает гидрофобные жиро-масляные частицы. Снижает поверхностное натяжение. Процентная доля — до 15%.

Таким образом, тормозная жидкость ДОТ-4 включает повышенное содержание боратов, полиэфиры пропиленгликоля, пластификаторы, антикоррозионные и антиокислительные присадки. В подобном процентном соотношении компоненты обеспечивают отличные гидромеханические и смазочные свойства с сохранением рабочих качеств продукта в широком температурном диапазоне.

химический состав дот-4

Требования ГОСТ

Согласно межгосударственному стандарту, ДОТ-4 — высококипящая тормозная жидкость для перераспределения нагрузок в замкнутом механическом контуре. Цвет — от бледно-жёлтого до бурого. Не образует осадка и не содержит визуальных механических примесей.

ХарактеристикаНорма
Минимальная T кипения, °С230
Минимальная T парообразования для гидратированной жидкости, °С155
Гидродинамическая устойчивость в условиях повышенных температур 3
Водородный показатель7,5 — 11,5
Кинематическая вязкость при 277К (40°С), Ст18
Плотность при стандартных условияхНе индексируется

Введением органокремниевых полимеров (силикатов) и уменьшением доли борнокислотных эфиров легко получить тормозную жидкость класса ДОТ-5. Гидравлическая смазка класса ДОТ-4 в виду прекрасных эксплуатационных свойств пользуется популярностью на рынке, а её химический состав постоянно совершенствуется.

Какие жидкости относятся к классу DOT 4?

Самыми популярными на сегодняшний день считаются тормозные жидкости DOT 3 и DOT 4. Они производятся на основе гликолей и стоят недорого – по сравнению с силиконовой ТЖ DOT 5 и гликолево-силиконовой DOT 5.1.

Жидкости класса DOT 3 быстро поглощают влагу, поэтому температура их кипения уже через короткое время оказывается низкой. Средний срок службы такой ТЖ – менее 2-х лет. Именно поэтому автовладельцы все чаще отдают предпочтение DOT 4 с улучшенными характеристиками.

Помимо полипропиленгликоля эти жидкости содержат борную кислоту, которая помогает нейтрализовать лишнюю воду. В результате температура кипения ТЖ долгое время остается неизменной, вследствие чего составы DOT 4 служат дольше, чем DOT 3.

За счет низкого содержания свободных аминов и высокого pH жидкости DOT 4 обладают отличными антиокислительными свойствами. Усиливает их присадка ионол, предотвращающая выгорание боратов в условиях повышенных температур.

В качестве ингибиторов коррозии и стабилизаторов pH выступают азимидобензол и морфолин. Пластификаторы облегчают деформируемость жидкостей и повышают термостойкость полимерных звеньев.

Срок службы жидкостей DOT 4

ТЖ класса DOT 4 отличаются средней гигроскопичностью, поэтому их состояние нужно проверять 2 раза в год. За 12 месяцев жидкость может вобрать до 3 % влаги – это нормально. Однако, если обводненность ТЖ более 8 %, велика вероятность падения температуры ее кипения. Такую жидкость лучше поменять.

Проверка гигроскопичности тормозной жидкости с помощью специального тестера Проверка гигроскопичности тормозной жидкости с помощью специального тестера

Непригодность ТЖ можно выявить даже визуально. Если жидкость сильно потемнела или содержит осадок, ее замены не избежать.

Обычно такое наблюдается после 40 тыс. км пробега автомобиля. Жидкость обновляется, как правило, вместе с установкой новых колодок и дисков.

А как часто вы меняете тормозную жидкость и какую используете? Применяли ли DOT 4 и что можете о ней сказать?

Больше интересной информации о смазочных и клеевых материалах, маслах, и технических жидкостях можно найти на нашем сайте .

Обзор присадок

В состав тормозной жидкости входит несколько присадок. Основные из них рассмотрены в таблице ниже.

Обзор жидкости DOT-5

Существенно отличается от предыдущих тормозных жидкостей ТЖ DOT-5. В ее основе лежит силикон. Поэтому она практически не впитывает влагу и не столь чувствительна к хранению в открытой таре. Силиконовая ТЖ имеет более длительный срок службы, который нередко доходит до 15 лет.

Компоненты, входящие в состав DOT-5, вызывают высокую степень аэрации. ТЖ хорошо растворяет в себе воздух. Поэтому ее применение невозможно на машинах с антиблокировочной системой.

Низкая гигроскопичность DOT-5 приводит к тому, что влага не смешивается равномерно, а скапливается в нижних точках. В зимнее время вода замерзает, что приводит к отказу тормозов и иногда повреждает элементы контура.

Тормозная жидкость DOT-5

Читайте также: