Isambard kingdom brunel кто это

Обновлено: 16.05.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal


Переработанный и восстановленный пост про Изамбарда Брюнеля (Isambard Kingdom Brunel)(1806-1859).

Сын французского эмигранта, величайший с моей точки зрения инженер 19-го века.
Он строил мосты и тоннели, проектировал здания, а величайший в то время пароход
"Great Eastern", спроектированый Изамбардом Кингдомом Брюнелем, был крупнейшим
кораблем мира до конца ХІХ века. Также интересным фактом является то, что получив пробоину
превосходящую ту, которая прикончила "Титаник", "Great Eastern" благодаря революционной
на то время конструкции не только не затонул, а даже особо не убавил в скорости передвижения.

Изамбард Кингдом Брунель? Именуемый некоторыми "Леонардо да Винчи XIX века" родился 9-го апреля 1806-го года в Бристоле, в семье известного инженера Марка Изамбара Брюнеля

- француза, вынужденного из-за своих монархических взглядов в 1793-м году эмигрировать в Северо-Американские Соединённые Штаты, где он подвизался в качестве архитектора и инженера строителя (кстати его проэкт выиграл конкурс на застройку новой столицы - Вашингтона, но воплощен, увы, не был - по экономическим соображениям), дослужившись в итоге до поста главного инженера Нью-Йорка.
В 1799-ом году Марк Брюнель отправился в Британию, где занялся производством усовершенствованных блоков и шкивов собственной конструкции для британского военного флота.
Изамбард Кингдом Брунель с ранних лет шел по стопам своего отца: в колледже он проявлял незаурядные успехи в математике; а после прошел выучку у известного мастера-часовщика и изготовителя точных измерительных приборов Абрахама Луи Бреге (Abraham Louis Breguet)

Начало инженерной карьеры Брюнеля совпало с зенитом карьеры его отца.
Они вместе построили Тоннель под темзой используемый и поныне.

Первая попытка - неудачная - соединить северный и южный берега Темзы тоннелем была предпринята инженером Ральфом Доддом в 1799 году.

В 1805-1809 годах воспоследовала следующая попытка, названная проектом "Темза Арчуэй" ("Thames Archway") - почти в том же месте, где в последствии возник тоннель Брюнеля; из запланированных 366-ти метров шахтёрами было прорыто 305 метров. хотя никто так и не понял зачем - ширина туннеля колебалась в пределах 60-80-ти сантиметров при высоте в 1,5 метра.
Обезкураженные этими попытками инженеры признали постройку туннеля под Темзой невозможной. Правда не все.
Марка Изамбара Брюнеля сей вывод совершенно не устраивал. И в 1814-м году он предлагает Александру I построить туннель под Невой (в Скт.-Петербурге, разумеется), но прект был отклонён - мосты казались куда надёжнее.
В январе 1818 года Марк Брунель и Томас Кохрейн (Thomas Cochrane) патентуют туннельный щит

изготовленный в последствии (так же как и паровые насосы для откачки воды) фирмой Maudslay, Sons & Field.
В 1823 году Брунель заканчивает чертежи туннеля.

В 1824-м году была образована Thames Tunnel Company (кстати, в числе инвесторов проекта значился герцог Веллингтон) и в феврале 1825 года были начаты строительные работы.

Башня с насосом, которую вы видите справа весит около 1000 тонн; она была построена на земле и грунт из под неё выбирался в ручную, пока она не осела на нужную глубину.

В 1826 году заболел управляющий строительством инженер Уильям Армстронг, и его место занял двадцатилетний Изамбар Кингдом Брунель.
Работа продвигалась всего на 3-4 метра в неделю, и руководство Thames Tunnel Company, дабы хоть как-то компенсировать затраты, решило пускать в туннель любопытных, жаждущих всего за один шиллинг лицезреть чудо-стройку. Идея оказалась удачной, в день набиралось 600-800 посетителей.
18 мая 1827 годавода прорвалась в туннель. Брунелю-младшему пришлось спускаться на дно Темзы в водолазном колоколе; провал в итоге был забит мешками с глиной, вода откачана;

а дабы убедить общественность в безопасности дальнейших работ в туннеле был проведён банкет.

И, наконец, 25 марта 1843 года, туннель (тогда ещё только пешеходный) был открыт. В первый день через него прошло около 15-ти тысяч человек.

Несмотря на звание "восьмого чуда света" предприятие оказалось не особо выгодным - строительство обошлось в огромную по тем временам сумму: 634000 фунтов стерлингов.
В сентябре 1865 туннель приобрела одна из железнодорожных компаний, 7 декабря 1869 года через него прошел первый поезд.

В 1884-м году входы в туннель переоборудованы в ж-д станции Wapping и Rotherhithe; в 1948 году сооружение включено в систему лондонского метро.

Слева сверху арка в "оригинальном" состоянии на середину 1990-х, справа отреставрированная.

На том месте, где начиналось строительство туннеля ныне находится музей Брунеля.

Длина туннеля 396 метров, ширина - 11 метров, высота - 6 метров.

Впоследствии Изамбард Брюнель работал самостоятельно. Современники говорили,
"Он был наиболее интенсивным человеком в инженерном бизнесе, художник железа."
Брюнель курил 40 сигар в день и спал 4 часа в сутки.

При строительстве Тоннеля во время аварии 1828 года, Брюнель получил серьезные травмы.
И поэтому по завершении строительства занялся различными менее опасными разработками.
Ну он так говорил, по словам современников.

За свою жизнь Брюнель построил 25 железных дорог в Англии, Ирландии, Италии, Индии. Проектировал и руководил постройкой — 8 пирсов и сухих доков, 5 висячих мостов, 125 железнодорожных мостов, в том числе Клифтонский мост у г. Бристоль, Великобритания,

3 крупных парохода. В 1855 году опубликовал проект строительства Панамского канала.

Долгое время Брюнель боролся за осуществление своей идеи увеличить ширину железнодорожной колеи с 1413 до 2103 мм, убеждая предпринимателей, что на широкой колее можно будет значительно повысить скорость поездов и сделать вагоны более удобными для пассажиров. Но только потому, что в шахтах, где впервые появились железные дороги, ширина колеи была 1413 мм, владельцы «наземных» железных дорог отвергли предложение Брюнеля, и до сих пор современные поезда бегут по таким же путям, какие были проложены в английских шахтах в начале прошлого столетия.

Так им была разработана пневматическая пассажирская дорога, работавшая и после его смерти.

Подвесной мост Клифтон в Бристоле находящийся в эксплуатации и по сей день:

Ну и мост короля Альберта. Тоже по сей день в эксплуатации

Изамбард Кингдом Брюнель, при активном участии Мэттью Уайатта, спроектировал Паддингтонский дебаркадер,
самый большой среди дебаркадеров лондонских вокзалов. Дебаркадер имел 213 м в длину и был разделен
вдоль колоннами из кованного железа на три пролета: большой средний шириной 32 м, и два боковых по 21 м.


Застекленная арочная крыша из гофрированного железа и ребер пакстоновского типа имела
два поперечных трансепта шириной 15 м каждый, предназначавшиеся, скорее всего, для освещения.
Центральный пролет перекрывал шесть запасных путей, на которых отстаивались вагоны,
а боковые - платформы отправления и прибытия.

Он участвовал в строительстве знаменитого Хрустального дворца.

Файл:Crystal Palace from the northeast from Dickinson's Comprehensive Pictures of the Great Exhibition of 1851. 1854.jpg

Узнав об экспериментах с первым винтовым пароходом «Архимед» установил винт на «Грейт Бритн», что послужило популяризации винта.

Во время Крымской войны, в 1854 г. ему была поручена постройка военного госпиталя в Ренкиойе у Дарданелл; для постоянного снабжения его свежей водой он устроил водопровод, провёл рельсовый путь для перевозки больных от места их высадки. Тогда же предлагал построить канонерскую лодку для высадки боевых машин для атаки крепости Кронштадт.

Но зенитом карьеры этого незаурядного Инженера стал именно Он. Он его разорил и фактически убил.

Построен в 1858, он был способен перевозить до 4000 человек.
Наличие как парового двигателя так и парусного вооружения позволяло
сократить периоды между бункерованием.
А двойной стальной клепаный корпус позволял не замечать такие пробоины
от которых любое другое судно пошло -бы на дно.


Грейт истерн отплывает из Америки в 1866 с транс-Атлантическим кабелем на борту


Грейт Истерн это 900 000 квадратных футов стекла или 1000 миль канализационные трубы.
Истинные масштабы проще оценить по фотографиям строительства:

Хотя многие технические новинки были использованы при строительстве судна, однако он был
по-прежнему преимущественно построен вручную, тысячи работников клепали его корпус
от укладки киля до спуска на воду в 1858.

Есть довольно точная 3D-модель строительства, в Национальном морском музее

Грейт Истерн был странным судном, с одной стороны типичные для того времени гребные колеса,
с другой стороны имелся и гребной винт, В то-же время Брюнель не отказался и от
парусного вооружения.
Но если посмоттреть на старые иллюстрации и дагерротипы мы поймем
- ГрейтИстерн по тому времени был монстром. Горой клепаного железа.
Плавающим вулканом.

Пять дымовых труб изрыгали клубы черного дыма от 10 котлов.

И это было в 1858. 400 членов экипажа, 4000 пассажиров. Невиданный до тех пор комфорт . Угольные ямы Истерна Позволяли более чем дважды пересечь атлантику без дозаправки на максимальной скорости.
А в экономичном режиме в мире фактически не было порта куда Грейт не мог-бы доплыть никуда не заходя по дороге. Но по сравнению с более мелкими судами Грейт Истерн проигрывал в экономичности.
Он появиля слишком рано, как впрочем многие детища Брюнеля.

Но нашлась работа которую мог выполнить только он. С развитием телеграфа потребовалось проложить трансатлантический кабель.

А затем и кабель через Индийский океан

Грейт Истерн план салона

Грейт Истерн однажды получил пробоину 83 фута длиной и шириной 9 футов в Лонг-Айленде в 1862 году. Но двойной корпуса выдержал испытание и судно спокойно дошло в порт назначения..

Но отсутствие достаточного пассажиропотока на трансатлантическом маршруте, плюс к тому постоянные мелкие аварии привели к разорению владельцев судна и в последствии, разделке Грейт Истерн-а на лом

На разделку судна ушло два года. А между прочными корпусами был найден скелет.
Так закончилась история величайшего корабля Викторианской эпохи.
Эпоха инженеров подходила к концу. Начиналась эпоха сувениров.

Брюнель не дожил до краха своей мечты он умер в 1859 году так и не увидев ни
голубой ленты на трубе своего детища , ни судебных разбирательств.

Инженер Изамбард Кингдом Брюнель

Марк Брюнель, человек, который изобрел проходческий щит и впервые в мире с его помощью соорудил тоннель под Темзой, известен многим. А вот его сын – величайший инженер, конструктор и изобретатель XIX века, к сожалению, не получил столь широкой известности. Между тем, Изамбард Кингдом Брюнель поражал общественность смелыми по меркам его времени проектами, например, предлагая «продлить» Большую Западную железную дорогу в Америку, построив для этого трансатлантические пароходы. По данным опроса, проведённого в 2002 году компанией BBC, он занял второе место в списке величайших британцев в истории, уступив только Уинстону Черчиллю.


Инженер Изамбард Кингдом Брюнель

Как известно, прославивший Великобританию Марк Брюнель, не был британцем. Он был французом, который спасаясь от революции, сначала эмигрировал в США, а затем перебрался в Англию. Своей новой родине изобретатель был настолько благодарен, что дал сыну весьма символическое имя – Кингдом (англ. «королевство»).

Изамбард Кингдом Брюнель родился 9 апреля 1806 года в Портсмуте, на юге Англии. Всю свою жизнь он опровергал расхожее мнение, будто природа отдыхает на детях великих людей. Как и его отец, Брюнель-младший вошёл в историю как один из самых замечательных инженеров и изобретателей. Некоторые историки даже называют его Леонардо да Винчи XIX века – настолько разнообразны были его интересы и способности. Молодой Брюнель получил хорошее по тем временам образование – окончил колледж в Кане, продолжил обучение во Франции в лицее Генриха IV. В 1826 году он начал практическую деятельность как инженер, благо было куда приложить силы и знания – годом ранее Брюнель-старший начал строительство знаменитого тоннеля. Отцу к тому времени было уже под 60, в то время как сыну только исполнилось 20 лет. Когда заболел управляющий строительством инженер Уильям Армстронг, то молодой Изамбард Кингдом Брюнель занял его место.


Марк Брюнель и Изамбард Брюнель (иллюстрация William Francis Marshall)

Работа продвигалась медленно, что было связано как с нехваткой средств, так и со сложными условиями строительства. Первую проблему частично удалось решить, пуская за один шиллинг на стройку любопытных, желавших увидеть чудо техники своими глазами. Со второй было сложнее: 18 мая 1827 года вода прорвалась в тоннель. Брюнелю-младшему пришлось спускаться на дно Темзы в водолазном колоколе. Воду удалось откачать, а провал забить мешками с глиной. Чтобы заверить общественность в безопасности дальнейшего строительства, отец и сын Брюнели устроили банкет прямо в тоннеле. Однако меньше чем через год, в январе 1828 года, вода снова хлынула в тоннель. На этот раз с более серьезными последствиями: погибли шесть рабочих, да и сам Марк Брюнель едва не утонул, а сын его получил довольно тяжелые травмы. После этого трудности с инвестированием, разумеется, возобновились с новой силой. Только через семь лет удалось найти новых инвесторов. Строительство тоннеля было закончено в 1843 году, и за это время Брюнелям вместе с рабочими пришлось преодолеть ещё несколько наводнений и пожаров, утечки метана и сероводорода.


Клифтонский подвесной мост был сооружён в 1836—1864 годах. Он стал первым самостоятельным проектом инженера Изамбарда Кингдома Брюнеля. Мост пересекает реку Эйвон, соединяя Клифтон в Бристоле с Ли Вудс в Северном Сомерсете. Его общая длина составляет 230 метров, а длина пролета над рекой – 190 метров.

Помогая отцу со строительством тоннеля под Темзой, Изамбард Кингдом Брюнель занимался и другими проектами. В 1831 году он спроектировал первый подвесной мост через реку Эйвон у Бристоля (Юго-Западная Англия). Правда, результата он так и не увидел: строительство завершилось уже после его смерти. Зато в 1845 году Брюнель построил Хангерфордский подвесной мост через Темзу. А задолго до этого, в 1833 году, компания Great Western Railway поручила ему возглавить грандиозный проект – строительство железной дороги от Лондона до Бристоля. Изамбард Кингдом спроектировал её целиком: все мосты, все виадуки, тоннели и здания вокзалов. Параллельно он разработал проект моста Принца Альберта через реку Теймар для железнодорожной ветки Девон – Корнуолл. Эта огромная чугунная конструкция была закончена в год его смерти и работает до сих пор. И это только небольшая часть его работ. Всего же за свою короткую жизнь Брюнель построил 25 железных дорог в Англии, Ирландии, Италии и Индии. Спроектировал и руководил постройкой восьми пирсов и сухих доков, пяти висячих мостов и 125 железнодорожных мостов.


Элегантный проект Хангерфордского подвесного моста через Темзу Изамбарда Кингдома Брюнеля

Кроме того, Брюнель разработал пневматическую пассажирскую дорогу, работавшую и после его смерти. Но и это еще не всё. Изамбард Кингдом Брюнель при активном участии Мэттью Уайатта спроектировал Паддингтонский дебаркадер – самый большой среди дебаркадеров лондонских вокзалов. Он имел 213 метров в длину и был разделен вдоль колоннами из кованого железа на три пролета: средний шириной 32 метра и два боковых по 21 метру. Застеклённая арочная крыша из гофрированного железа и ребер пакстоновского типа имела два поперечных трансепта шириной 15 метров каждый, предназначавшихся, скорее всего, для освещения. Центральный пролет перекрывал шесть запасных путей, на которых отстаивались вагоны, а боковые – платформы отправления и прибытия. В 1850–1851 годах Брюнель принимал активное участие в строительстве знаменитого Хрустального дворца в лондонском Гайд-парке, возведенного к Всемирной выставке 1851 года. Выставочный зал имел площадь свыше 90 тысяч квадратных метров, протяженность 564 метров, высоту до 33 метров и вмещал до 14 тысяч посетителей. Во время Крымской войны, в 1854 году, Брюнелю было поручено строительство военного госпиталя в Ренкиойе у Дарданелл. Для постоянного снабжения его свежей водой инженер устроил водопровод, провел рельсовый путь для перевозки больных от места их высадки.


Пароход Great Western

Но, возможно, основной своей работой Брюнель-младший считал создание пароходов. Во всяком случае, именно пароходы его разорили и фактически свели в могилу – если не считать постоянного перенапряжения и чудовищного образа жизни: в день Брюнель выкуривал 40 сигар и спал по четыре часа в сутки. Компания Great Western Railway перевозила в Лондон пассажиров, прибывавших из Северной Америки. Первый свой пароход Брюнель разработал для этой компании ещё в 1838 году. Он назывался Great Western, имел деревянный корпус и гребное колесо, пересекал океан за 14 дней. Тогда это был самый большой пароход в мире. Следующий пароход, построенный Брюнелем, имел «оригинальное» название Great Britain и существенно отличался от своего предшественника. Корпус был металлическим, а гребные колеса Брюнель заменил революционным гребным винтом. Весил пароход 3,3 тыс. тонн и первое свое плавание совершил в 1845 году.


Пароход Great Britain

Но самым впечатляющим творением Брюнеля стал его третий пароход — Great Eastern, начатый в 1853 году и спущенный на воду в 1858 году. Причем спускали его в Темзу боком, поскольку стапелей для судна такого размера не нашлось. Этот «монстр» вмещал 4 тысячи пассажиров (построенный через 50 лет «Титаник» имел максимальную вместимость 2566 человек). Пять дымовых труб, десять котлов, двойной стальной корпус и 400 человек экипажа. Ещё он был и парусным. Корабль мог дважды переплыть Атлантику без дозаправки на максимальной скорости, а в экономичном режиме мог достичь без остановок любого порта мира.


Пароход Great Eastern

«Титаник» считался непотопляемым судном, но затонул в первом же плавании при столкновении с айсбергом. А Great Eastern (кстати, первоначально он назывался «Левиафан») однажды получил пробоину в 83 фута длиной и 9 футов шириной, но благодаря двойному корпусу спокойно дошел в пункт назначения и даже не сбавил скорости. Однако по экономичности гигант проигрывал более мелким судам, поэтому как пассажирский океанский лайнер он совершил всего несколько рейсов, после чего его владельцы разорились. Правда, кораблю нашлось другое применение – в 1866 году его приобрел американский финансист Сайрус Уэст Фильд, который задался целью проложить телеграфный кабель по дну Атлантического океана. Great Eastern идеально подходил для этой цели, поскольку вмещал бесконечные мили кабеля и служил надежной платформой при его опускании в морские глубины. На пароходе регулярно происходили мелкие поломки, которые в конце концов привели к тому, что корабль распилили на лом – на эту работу тоже ушло несколько лет. Однако Изамбард Кингдом Брюнель, умерший 15 сентября 1859 года, этого уже не увидел…


Памятник Изамбарду Кингдому Брюнелю на Паддингтонском вокзале в Лондоне

Изамбард Брунель – гениальный инженер, чьим именем назван британский технический университет

Brunel University, получивший признание за безукоризненное качество технического образования, назван в честь выдающегося британского инженера викторианской эпохи Изамбарада Кингдом Брунеля. Комплексный подход к обучению в университете – сочетание строгой академической подготовки с культивированием духа предпринимательства и творчества, отражает жизненную философию самого Брунеля.



Памятник Изамбарду Брунелю на кампусе университета Брунеля

Брюнель оказал огромное влияние на британскую техническую мысль и вместе с небольшой группой талантливых инженеров способствовал тому бурному экономическому и социальному рывку страны, который впоследствии назвали Промышленной Революцией.

Он родился в 1806 году в семье известного инженера французского происхождения Марка Брунеля. Изамбарад получил блестящее техническое образование и с юных лет – как только ему исполнилось 16, стал работать в фирме отца. Опыт и знания оказались востребованы: в 20 лет Брюнелю доверили руководить сложнейшим проектом – строительством эпического тоннеля под Темзой. Задача оказалось настолько нестандартной, что потребовалось 16 лет на завершение строительства!

Затем Брунель берётся за новое масштабное начинание – сооружение железной дороги между Лондоном и Бристолем. В то время это был поистине грандиозный замысел и британский парламент, рассмотрев план Брюнеля, даёт добро. Дорога, получившая название Great Western Railway, была запущена в 1843 году, соединив лондонский вокзал Paddington с бристольским Temple Meads.

Не останавливаясь на достигнутом, талантливый инженер создаёт следующий корабль: «The Great Britain». Оснащённый принципиально новой системой винтов, пароход становится самым крупным и быстроходным судном того времени.


Отреставрированный пароход "The Great Britain" в г. Бристоль

Затем следует триумф кораблестроения – огромный пароход «The Great Eastern», спроектированный Брунелем для экспедиций в Индию и Австралию. Он обладал такими размерами, что в него помещался годовой экспорт товаров из этих стран! Только через 50 лет был построен более мощный корабль.

Хотя минуло больше века со времени, когда творил гениальный инженер, его изобретения до сих пор служат людям: скоростные поезда мчатся по железной дороге между Лондоном и Бристолем, в ущелье над рекой Эйвон перекинут красивейший клифтонский подвесной мост, а отреставрированный корабль «The Great Britain» поражает туристов, приезжающих в Бристоль.

Изамбар Кингдом Брюнель


Изамбард Кингдом Брюнель (англ. Isambard Kingdom Brunel , [ˈɪzəmbɑ(ɹ)d ˈkɪŋdəm brʊˈnɛl] , 9 апреля 1806 — 15 сентября 1859) — выдающийся британский инженер, сын Марка Брюнеля.

Родился в Портсмуте, получил образование в Коллегии Генриха IV в Канне. Практическую свою деятельность, как инженер, он начал под руководством отца, которому помогал с 1826 г. при постройке туннеля под Темзой; позже он главным образом занимался постройкой железных дорог и приготовлением машин и аппаратов для пароходов; в 1833 году он был инженером железной дороги Great-Western и исполнял постройки туннелей, мостов и других больших сооружений для этой дороги, в том числе, построил мост через Темзу у Мэденхеда (Maidenhead) и через Уай (Wye) у Чинстоу. Он же выстроил Гунгерфордский висячий мост в Лондоне и участвовал в постройке мостов Conway и Britannia; он же построил доки в Кардифе и в Сундерлэнде, корабли: «Great Western» (1835), «Great Britain» (1842) и «Great Eastern».

При постройке Хрустального дворца он помогал и советом, и делом, и по его указаниям предприниматель Пакстон сделал некоторые поправки в первоначальном плане.
Во время Крымской войны, в 1854 г. ему была поручена постройка военного госпиталя в Ренкиойе у Дарданелл; для постоянного снабжения его свежей водой он устроил водопровод, провёл рельсовый путь для перевозки больных от места их высадки. Тогда же предлагал построить канонерскую лодку для высадки боевых машин для атаки крепости Кронштадт (прообраз танков амфибий — не реализовано).
Узнав об экспериментах с первым винтовым пароходом «Архимед» установил винт на «Грейт Бритн» (что послужило популяризации винта).

Последним, самым знаменитым его делом была постройка колоссального жел. парохода «Левиафана», переименованного после в «Грейт Истерн», проект которого он составил в 1852 г. и окончил после многолетней работы, преодолев денежные затруднения и всякого рода материальные и физические препятствия. Сильное напряжение и возбуждение сил во все время исполнения его любимого проекта содействовало преждевременной его смерти; он уже давно болел и все свои важные работы исполнял, будучи уже болен. Во время приготовлений к пробному плаванию «Great Eastern» он был поражен апоплексическим ударом (по другой версии, инфарктом), от которого умер в Вестминстере 15 сентября 1859 г. Он оставил по себе славу одного из первых инженеров XIX века, соединял с обширными специальными знаниями и предприимчивостью благородный характер, свободный от всякой зависти и недоброжелательства.

За свою жизнь Брюнель Построил 25 железных дорог в Англии, Ирландии, Италии, Индии. Проектировал и руководил постройкой — 8 пирсов и сухих доков, 5 висячих мостов, 125 железнодорожных мостов, 3 крупных парохода. В 1925 году опубликовал проект строительства Панамского канала. Добивался перевода жд на "широкую" колею (безрезультатно).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Изамбар Кингдом Брюнель" в других словарях:

Читайте также: