Иерихон что это в библии

Обновлено: 04.07.2024

«Его луна» (Jericho) Древний город на западном берегу реки Иордан. Название Иерихон может быть связано с именем древнехананейского Бога луны. Еврейские слова для обозначения луны, месяца, новолуния и Иерихона очень похожи. Другие связывают это слово с корнем «дух», «аромат», предполагая, что название местности объясняется приятным ароматом плодов и специй, произраставших в этом оазисе. В ВЗ город иногда называется «городом Пальм» ( Втор 34:3 ; 2Пар 28:15 ).

Иерихон находился на западном берегу реки Иордан примерно в 5 милях (8км) от самого южного брода и примерно в 10 милях (16 км) к северо-западу от Мертвого моря. Это широкая часть долины Иордана, лежащая почти на 1000 футов (305 м) ниже уровня моря и примерно на 3500 футов (1067 м) ниже Иерусалима, до которого было всего 17 миль (27 км).

Этот простой топографический факт объясняет, почему Иисус в притче о добром самарянине говорит: «Вниз из Иерусалима в Иерихон» ( Лк 10:30 ).

История. Добиблейский период. Иерихон был крупным и полным жизни городом многие столетия, и даже тысячелетия, еще до того, как он впервые упоминается в Библии в связи с исходом. Иерихон — один из древнейших городов мира, в нем найдены строения, относящиеся к эпохе неолита, которая была на земле 10000 лет назад. В древности люди выбрали это место для поселения по трем причинам:

(2) там было тепло зимой, хотя летом несколько жарко;

(3) стратегически он выгодно располагался у брода через Иордан и нескольких важных путей, которые вели к западу, в холмистый район. Одни народы сменяли другие в этом городе, и их передвижение можно проследить лишь схематически на основании внебиблейских археологических данных. С годами, с развитием цивилизации, от простого собирательства люди перешли к сравнительно сложной городской структуре, с царями, воинами и гостиницами, что и встретил там Иисус Навин. Первое упоминание о жителях города встречается в Чис 13:29 : «Хеттеи, [Евеи,] Иевусеи и Аморреи живут на горе, Хананеи же живут при море и на берегу Иордана». В Ветхом Завете. Иерихон ВЗ широко известен как первый город, захваченный Израильтянами чудесным образом: его стены пали. Израильтяне провели некоторое время на восточном берегу Иордана, на равнинах Моавитских ( Чис 22:1 ; Чис 26:3,63 ), после чего наметили Иерихон как первую цель покорения земли. Иисус Навин послал лазутчиков для разведки в городе и его окрестностях. Их приютила блудница Раав, которая потом помогла им бежать. Ее и ее семью пощадили и не стали наказывать за потворство врагу, когда Израильтяне разрушили город ( Нав 2 ; Нав 6 ).

Падение города произошло после того, как в течение шести дней Израильтяне обходили его кругом по разу в день, дуя в трубы, а на седьмой день — семь раз. Когда священники подули в трубы, народ закричал и стены обрушились. Иисус Навин проклял любого, кто станет восстанавливать Иерихон ( Нав 6:25 ).

Это проклятие сбылось 500 лет спустя, когда город восстановил Ахиил, — погибли два его сына ( 3Цар 16:34 ).

Иерихон находился на территории Вениамина, но на границе с Ефремом, чьи земли располагались непосредственно севернее ( Нав 16:1,7 ; Нав 18:12,21 ), и столкновения из-за него упоминаются по всему тексту ВЗ. Во 2Цар 10:4,5 (см. тж. 1Пар 19:5 ) Давид отправил туда своих послов, над которыми надругались, пока их бороды снова не отрастут. Этот город был чем-то вроде штаба для пророка Елисея и, очевидно, там жили «сыны пророков» ( 4Цар 2:5 ; 1Цар 10:5 ).

Во времена Ахаза там обменивались пленными ( 2Пар 28:15 ).

Когда в 586 г. до Р.Х. Иерусалим пал, правящий царь Седекия бежал в окрестности Иерихона, но был схвачен вавилонянами, которые позже выкололи ему глаза в Ривле, Сирия ( 4Цар 25:5 ; Иер 39:5 ; Иер 52:8 ).

Последние упоминания о Иерихоне в ВЗ — в списках у Ездры ( Езд 2:34 ) и Неемии ( Неем 7:36 ).

Жители Иерихона помогали восстанавливать стены Иерусалима ( Неем 3:2 ).

В Новом Завете. Во-первых, следует понимать, что Иерихон НЗ был построен Иродом более чем в миле к югу от ветхозаветного города, в устье Вади-Килта. Эпизоды исцеления слепых в синоптических евангелиях можно упорядочить, если представить себе, что Иисус шел от древнего Иерихона ( Мф 20:29 ; Мк 10:46 ) к Иерихону Ирода ( Лк 18:35 ).

Современный Иерихон включает в себя оба эти города. Проходя через Иерихон ( Лк 19:1 ), Иисус встретил Закхея, богатого сборщика налогов из нового римского Иерихона, и ужинал у него. Город фигурирует также в притче о добром самарянине ( Лк 10:30-37 ).

В послебиблейский период. История древнего Иерихона практически завершилась после его разрушения Иисусом Навином, Иерихон же Ирода был прекрасным и значительным городом. Но и он пришел в упадок с ослаблением римского влияния на Среднем Востоке. Большая часть сведений об этом городе почерпнута из записок паломников в Святую Землю. Обычно они описывают библейские достопримечательности, вроде дерева, на которое забрался Закхей, но сообщают также, что Иерихон превратился в незначительное мусульманское селение. Таковым он был до недавнего времени, пока не вырос и не превратился в крупнейший город западного побережья.

Иерихон

Иерихон (по-еврейски произносится Йерихо) – известный город, лежавший в пределах колена Вениаминова. Обычное значение слова следующее: благоухающий, благовонный, но, по мнению некоторых толкователей, оно означает месяц или луну, которую могли боготворить основатели Иерихона.

В первый раз Иерихон упоминается в Библии в XXII главе кн. Числ. (ст. 1) в следующих словах: и отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона, каковые слова с небольшими изменениями повторяются раз восемь или девять в означенной книге.

Гора Нево, в земле Моавитской, равно как и вершина горы Фасги представляются в кн. Второзакония лежащими против Иерихона ( Втор.XXXII:49, XXXIV:1 ). Из третьего стиха XXXIV главы видно, что Иерихон назывался городом Пальм, название, встречаемое и в кн. Судей ( Суд.I:16, III:13 ), но, вероятно, не об одном и том же месте. По Фюрсту, первая цитата в кн. Судей указывает на известную местность на Синайском полуострове, по другим – на Ен-Гедди. Вторая же цитата в кн. Судей Фюрстом относится прямо к г. Иерихону, который назывался еще городом Пальм даже во времена Ахаза ( II Пар. XXVIII, 15 ).

Прежде чем израильтяне перешли Иордан, Иисус Навин посылал двух соглядатаев осмотреть землю и Иерихон. В то время в Иерихоне имел пребывание царь, который, услышав о прибытии в город чужестранцев, требовал у Раавы-блудницы выдачи соглядатаев, с тем чтобы наказать их. Город был окружен стеной, имел ворота, а дом Раавы, в котором скрылись юноши на ночлег, находился на стене – обстоятельство, много способствовавшее их бегству, потому что Раав спустила их на веревке через окно, и они, скрываясь три дня в горах, благополучно возвратились затем к Иисусу Навину ( Нав. II, 1–24 ). После того Иисус Навин перевел народ через Иордан против Иерихона ( Нав.III, 16 ) и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона, где евреи на равнинах Иерихонских совершили Пасху в 14-й день месяца вечером ( Нав.IV:19, V:10 ). Стены осажденного города чудесным образом пали, по семидневном обхождении вокруг его с Ковчегом Завета и трубных звуках священников. Иерихон был взят, и все в нем было предано мечу и истреблению ( Нав. VI ). Верою пали стены Иерихона, говорит ап. Павел, по седмидневном обхождении ( Евр. XI, 30 ).

По завоевании города Иисус Навин произнес грозное проклятие на того, кто дерзнул бы восстановить оный. На первенце своем он положит основание его, говорил он, и на младшем своем поставит врата его (ст. 25). Так и исполнилось, именно: когда, во дни ц. Ахава, некто Ахиил из Вефиля дерзнул восстановить Иерихон, то, по словам свящ. летописателя, на первенце своем, Авираме, он положил основание его и на младшем своем сыне, Сегубе, поставил ворота его ( III Цар. XVI, 34 ).

При разделении Земли Обетованной южная граница колена Ефремова и северная Вениаминова проходили близ Иерихона, но город был отдан последнему ( Нав. XVI:7, XVIII:12, 21 ).

Затем мы встречаемся с Иерихоном уже во времена Давида ( II Цар. X, 5 ), хотя, быть может, он находился в означенное время уже в развалинах, так как восстановление оного Ахиилом произошло только в царствование Ахава. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пр. Илия; поблизости оного находилось училище пророков, где жили сыны пророческие ( 4Цар. II, 4, 5, 15 ), равно как здесь находился источник, вредные воды которого пр. Елисей сделал здоровыми ( 4Цар. II, 19–22 ). Означенный источник существует и доселе и находится в 20 минутах пути от г. Сорокадневной.

Войско Навуходоносора поразило и взяло в плен иудейского ц. Седекию на равнинах Иерихонских ( 4Цар.XXV, 5 ).

Некоторые из уроженцев Иерихона возвратились из плена ( I Езд. II, 34 ) и помогали в восстановлении стен Иерусалимских ( Неем. III, 2 ).

Иерихон неоднократно упоминается в апокрифических книгах. Я возвысилась, как пальма в Енгадди, говорит Премудрость, и как розовые кусты в Иерихоне ( Сир. XXIV, 15 ). См. также ( I Мак. IX:50 ; IIМак. XII:15 и др.).

При римлянах Иерихон был царской резиденцией, и здесь умер Ирод Великий.

Указания на Иерихон в Новом Завете немногочисленны, но они особенно замечательны в том отношении, что указывают на неоднократное посещение Иерихона Господом ( Мф. XX, 29 , Мк. X, 46 , Лк. XVIII:35, XIX:1 ). Кто из нас не читал с душевным умилением трогательную притчу Спасителя о благодетельном самарянине, начинающуюся так: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам ( Лк. X, 30–38 ). Дорога, ведущая из Иерусалима в Иерихон, через так называемую пустыню Иерихонскую, по свидетельству путешественников, и в настоящее время небезопасна по причине нередко случающихся на ней разбойнических нападений.

Об Иерихоне упоминают также Иосиф Флавий, Страбон, Птоломей, Иустин, Плиний и многие другие древние писатели. Одни из них указывают на исторические судьбы его, другие же – на удивительное плодородие иерихонской местности в древние времена. В царствование Константина и в последующее время в Иерихоне существовала христианская церковь с епископом во главе.

Теперь поблизости древнего Иерихона стоит небольшая бедная и грязная деревушка, называемая арабами Эр-Риха, с несколькими бедными хижинами и жалкими обывателями, числом около 200 человек. На месте Закхеева дома видны развалины четырехугольной башни. Вместо прежней роскошной растительности теперь здесь растут одни дикие колючие кустарники; пальмовых деревьев и иерихонских роз, которыми в древности так славился Иерихон, теперь почти не существует. Бальзамовых деревьев также нет, вместо них в изобилии растет дерево цаккум, названное так по имени Закхея, а равно много различных диких цветов. С вершины Сорокадневной горы открываются прекрасные живописные виды на равнину Иерихонскую и на окрестности оной.

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Иерихон: 1

Прикосновенье к Святой Земле.
Иерихон: 1

Удивительный город, незабываемые впечатления. Обо всем этом я думал, когда пришла мысль разместить фотографии из недавнего моего путешествия на Святую Землю.
Очерк о Иерихоне, написанный мною еще в бытность студентом Духовной Академии (к какому-то семинару), рассказ об искушении Христовом от сатаны, которое тоже связано с этим городом и этим местом. И много интересных фотографий.

иерихон1.JPG


Въезжаем в Иерихон. Сегодня это арабский городок, изрядно потрепанный израильтянами.
Это здание, находящееся при въезде в город, было обстреляно израильскими танками несколько лет назад.

Начало истории израильского народа связано со страной, которая в библейских источниках именуется Ханааном (Кенаан). Ханаан принято считать в исторической литературе самым древним названием этой страны, хотя и в более ранние периоды, начиная с третьего тысячелетия, в египетских источниках упоминаются другие названия той же территории. Позднее южная часть Ханаана именовалась Иудеей, а северная - Израилем. Ханаан простирался узкой полосой вдоль восточного побережья Средиземного моря - от южных предгорий Ливана на севере до Синайской пустыни на юге (около 350 км) и от берега Средиземного моря на западе до Синайской пустыни на востоке (около 100 км). Он являлся южной оконечностью «плодородного полумесяца», то есть Стран Передней Азии.
Климат Ханаана - средиземноморский; в нем преобладают два времени года: дождливая зима и засушливое лето. Количество осадков уменьшается по мере продвижения к югу. Обычно их выпадает достаточно для земледелия, которое заключалось в древности в выращивании хлебных злаков и фруктовых деревьев. Однако весьма часты здесь и засухи, особенно в южной части страны. Долины отличаются глубоким плодородным почвенным слоем, в них много небольших ручьев, рек. Естественные пастбища в горных и гористых областях способствовали разведению мелкого скота.

иерихон2.JPG


Примитивные улочки, старые ржавые автомобили, лотки с фруктами на запыленных улицах.

Ханаан именуется в Библии страной, «текущей молоком и медом», причем под медом подразумевается финиковый сок. В восьмой главе Второзакония перечисляются также семь злаков и фруктов, которыми богата страна: «пшеница, ячмень, виноград, смоковница, гранат, маслина и мед». Древнейшее свидетельство о сельском хозяйстве Ханаана содержится в повествовании о египетском вельможе Синухете (20-й век до н.э.).
Ханаан не обладал достаточными запасами природных богатств, и в этом отношении он всегда зависел от ввоза. Небольшие залежи меди на крайнем юге начали разрабатываться лишь во времена царя Соломона. Возможно, что уже в середине 3-го тысячелетия до н.э. начали добывать из Мертвого моря битум (природный асфальт), служивший предметом экспорта в Египет. Благодаря изобилию доброкачественной глины наряду с выделкой кирпичей было широко распространено гончарное дело. Процветали также ткацкое и красильное ремесла. Наряду с этим в горах добывался высококачественный строительный камень, который обрабатывался каменотесами. И такие благоприятные для жизни и развития культуры условия привели к тому, что именно в Палестине образовываются первые цивилизации и города.
И самым первым городом древней цивилизации по праву считается Иерихон. Летом этот город превращается в цветущий оазис посреди пустыни, недаром еще одно древнее название этого города - «город пальм» (Втор. 34, 3; Суд. 3, 13) Особое процветание этого города обусловлено, вероятно, и тем, что его жители издана добывали и обменивали на другие товары редкие природные богатства района Мертвого моря: битум, серу и соль.
Примечательно, что, несмотря на особую притягательность для историков и археологов этих районов, изыскания и раскопки велись там довольно вяло и плохо. Первые раскопки на месте города Иерихона были проведены в 1907-1909 годах немецкими учеными Зеллином и Ватцингером. Они обнаружили на месте Иерихона 8 культурных слоев, сменявшихся последовательно один за другим. Эти ученые, проникшие, как им казалось, в самую глубину заселенного и окультуренного человеческого социума, датировали самый древний слой Иерихона 4-м тысячелетием до Р.Х. Как потом оказалось, это была ошибочная датировка.
Ученых поразили следы огня, когда-то пылавшего в ханаанском городе. Зеллин полагал, что это и есть следы вторжения в город Иисуса Навина и что город погиб от пожара именно тогда. Но уже через несколько лет после исследования немецкими учеными, остатков города Иерихон русский ученый Б.В. Фармаковский предположил, что разрушение города произошло до нашествия израильтян. Он считает (как и В. В. Струве), что город пал из-за нашествия « хабири», о котором говорится в Тель-Амарнских письмах. Этот вопрос остался дискуссионным и новую струю гипотез и догадок внесли исследования этого города в 1930-х годах. Именно тогда удалось расчистить и окончательно раскопать развалины городской стены Иерихона.

иерихон3.JPG


Иерихонский супермаркет. На улице выставлены детские товары.

Городская стена – вообще гордость Иерихона. Она поражает своей мощью и высотой. Эти стены, возведенные примерно в 9-м тысячелетии, подновлялись в течение многих веков и позже послужили препятствием для войск Иисуса Навина. Стена была сложена из камня, по ее верху проходила кирпичная кладка. В стену встроена круглая башня для наблюдения за тем, что совершается вне города, также в стены вмонтированы цистерны для хранения воды и каналы для подачи воды.
Безусловно интересен «израильский слой» города (11-й - 9-й века до н.э.). Город тогда был цветущим и большим (общей площадью 40 тыс. кв. м).
К 9-му веку относится новая высокая городская стена. Обнаружены остатки дворца, напоминающего хеттские здания «хилани». Это прямоугольный, с колоннами дом, центральная комната - тронная, и, кроме нее, в доме еще множество кладовых. Скорее всего, у этого дворца было два этажа.
Перед археологами, занимавшимися раскопками в Иерихоне, предстала страшная картина элементов ханаанского магического ритуала. В Иерихоне, как и в других ханаанских городах (Гезер, Мегидо), найдены останки людей, замурованных в стены. Так, недалеко от основного поселения Иерихона - селе Тааннаке - у алтаря, вырубленного в скале, стояло 20 кувшинов с просеянной землей и скелетами младенцев (новорожденных или с месяц от роду). По мысли древних хананеев, тела младенцев, заложенные в основание города (или дома), должны умилостивить духов и снискать на город (дом) их покров и защиту. В связи с этим становятся понятными слова Библии об Ахиле, построившем Иерихон: «на первенце своем, Авираме, он положил основание его и на младшем своем сыне, Сегубе, поставил ворота его» (3 Цар. 16, 34).

В Иерихоне обнаружено большое количество человеческих черепов. Иногда черепа были отделены от остальных скелетов; найдено несколько «композиций», на которых черепа лежали, образуя круг, и были обращены «лицом» вперед. Такое пристальное внимание к черепам привлекло интерес ученых и даже получило название «культа черепов».
Другие раскопки на этом месте проводились в 1930-1936 годах английским ученым Дж. Гарстангом, а в 1952-1958 годах - французом К. Кеньоном. Этим ученым удалось заглянуть гораздо глубже, чем их предшественникам. Так, уже в 30-х годах на месте поселения Иерихон была обнаружена мезолитическая стоянка (8 тыс. лет до н.э.), город же появляется на тысячелетие позже, в безкерамическом неолите. За 7 тысячелетий до н. э. возникает укрепленный и отгороженный высокой стеной поселок, с домами из сырцового кирпича. Это особый род древнего кирпича, не подвергавшегося обжигу, но высушенного на солнце (ввиду нехватки топлива для печей). Подобные постройки практиковались на Ближнем Востоке вплоть до последнего времени, однако они были очень хрупкими и срок службы такого дома не превышал 30 лет.
Но не только блоки и кирпичи для постройки домов и дворцов делали из глины. Из глины, добытой в Иерихоне и славящейся великолепным качеством, уже в 6-м - 7-м тысячелетиях производили горшки, котелки, кастрюли. В помещениях, которые археологи определили как кладовые, обнаружены большие глиняные чаны. Возможно, это были «стратегические» запасы города. Приготовление нужной для формовки глины не представляло труда. Существовали особые артели, занимающиеся разработкой глиняных месторождений. Добытую глину очищали от примесей, путем топтания освобождали от пузырьков воздуха, а добавление воды обеспечивало ее однородность.
В слоях данного времени найдены уникальные раскрашенные глиняные маски в виде человеческих лиц. Иерихонские мастера создали уникальную технологию изготовления культовых масок человеческих лиц и голов. Для этого использовались человеческие черепа, которые обмазывались глиной, инкрустировались раковинами, изображавшими глаза. Волосы, усы и бороды обозначались краской. Кроме того, в Иерихоне обнаружены глиняные скульптуры целой группы людей, куда входят фигура мужчины, фигура женщины и ребенка. Вероятно, это предметы какого-то оригинального религиозного культа, может быть, ритуала, связанного с почитанием семьи или плодородия, а может быть, это явление трансформированной веры в предков-покровителей.
В Иерихоне же, в тех святилищах, где обнаружены маски, обнаружены в специальных нишах в стене и каменные столбы. Известно, что такие «мацебы», или «мацеботы», имеющие общее с фаллическиими культами, почитались в Ханаане всегда. Но если вообще в Ханаане столбы встречались на «высотах», в священных рощах, то есть на улице, то в Иерихоне столбы вносятся в помещение и поставляются в специальных нишах святилища. В этом смысле можно сказать, что религиозная языческая культура в Иерихоне достигает своего расцвета. Позже в ханаанских поселениях Иорданской долины появляется именно такая форма поклонения богам.

иерихон5.JPG


Дорогу автобусу преграждают стада коз.

иерихон6.JPG

Последующие культурные слои почти не дают сведений. Отрывочные сведения относятся к 3200 году до н.э.
Несколько укрепленных городов с могильниками представляют период до 1580 года, когда египтянами было разрушено поселение гиксосов.
Могильники оказались прекрасными хранителями элементов культуры того времени. Там были обнаружены резные деревянные украшения, керамика, бронза, кость и т.п. В соответствии с языческими представлениями о том, что души покойников оберегают покой жителей, горожане Иерихона 2 тысячелетия до н.э. делали захоронения практически везде, во всех общественных местах. Погребения обнаружены во дворах домов, в самих зданиях. И это не случайно. В этом выразилась вера древних в то, что живые и мертвые живут вместе, соседствуют, только в разных пластах бытия.
Город позднебронзового века, захваченный израильтянами под предводительством Иисуса Навина, следов оставил мало. В тридцатых годах Дж. Гарстанг обнаружил остатки обрушившихся стен города и предположил, что стены могли пасть в результате пожара и катастрофы, произошедшей, вероятно, во времена Иисуса Навина. Однако подобная гипотеза, подтверждающая библейское сказание из Книги Иисуса Навина, встретила серьезные возражения со стороны крупных ученых-археологов. Сам факт внезапного обрушения мощных стен большого города не поддавался сомнению, и было высказано предположение, что город пал от разрушения стенобитными машинами, подобно Тиру (Иез. 26, 9) Один из исследователей, пытаясь примирить библейское сказание с подобными предположениями ученых, писал, что звуки труб, обнесение Ковчега вокруг города имело целью отвлечь внимание жителей Иерихона от подготовки стенобитных орудий к действию.
Критики гипотезы Гарстанга спрашивали, почему же, если сгорел весь город, в живых осталась блудница Раав с семейством? Археолог оппонировал тем, что в обнаруженных им остатках городской стены отчетливо видно, что стен было две и некоторые фрагменты внутренней стены остались неповрежденными. Кроме того, существуют доказательства, что во внутренней стене строились дома. Однако раскопки 50-х годов «удревнили» разрушенные стены почти на 1000 лет.
В свете современных библейских исследований вообще не доказано, что при заселении Ханаана израильтянам понадобилось разрушать Иерихон. Даже еврейские историки допускают, что вместо теории об однократном и форсированном вторжении в Ханаан следует скорее говорить о постепенном, пусть и массовом, проникновении и поселении израильтян в Ханаане. Скорее всего, можно говорить о «волнах вторжения», и как раз племена первой волны вторжения в 13-м веке до н.э. захватили Иерихон.
После захвата и разрушения Иерихона «Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон. На первенце своем он положит основание его, и на младшем своем поставит врата его» (Ис. Нав. 6, 25). Когда столетия спустя Ахил Вефилянин отстроил Иерихон заново, он, согласно хананейской традиции, принес в жертву двух своих сыновей – Авирама и Сегуба (об этом упоминалось выше). Примечательно, что между культурными слоями времен Иисуса Навина и Ахила нет никакого промежуточного пласта поселений, то есть проклятый город на столетия прекратил существование.
Здесь кажется уместным упомянуть и еще об одном примечательном открытии современных археологов. В Библии, там, где речь идет о божественном благословении и помощи в покорении Ханаана, говоритсячто народу израильскому были сказаны таинственные слова, о том, что перед ними были посланы некие «шершни», устрашавшие народ и даже царей Амморейских (Исх. 23, 28; Втор. 7, 20; Иис. Нав. 24, 12).
Еще в прошлом веке, не имея возможности истолковать, какие это «шершни» Божии помогали израильтянам, объясняли, что речь идет о злых насекомых, в данном случае – насылаемых для устрашения на врага. Однако археологи-египтологи узнали, что шершень был царским знаком египетского фараона Тутмоса 3-го, и именно его армия называлась шершнями. В последние годы египетского пленения фараон провел ряд военных операций против Ханаана, подчинив себе эту страну. И походы израильтян проходили с меньшими потерями и с затратой меньших сил.

иерихон7.JPG


Иерихонские дети.

иерихон8.JPG


Чумазые и бедно одетые, они играют, скатываясь на каких-то кусках резины и на дощечках с асфальтовых гор.

На рубеже старой и новой эр Иерихон был просто богато украшенным городом. Там находилась специальная римская таможня, контролирующая вывозимые из Палестины (и Иерусалима) товары, главным образом бальзам. Ирод Великий специально построил там себе дворец.
Господь наш Иисус Христос неоднократно посещал Иерихон, исцелил в нем двух слепцов, посетил дом Закхея, сборщика податей. К сожалению, исторические места этих событий затерялись с течением времени, хотя в период торжества христианства в Иерихоне было несколько церквей и даже епископская кафедра. Теперь там имеется маленькая греческая церковь, католический и коптский храмы.
После изгнания из Святой Земли крестоносцев Иерихон запустел и превратился в маленькую и дикую бедуинскую деревню. С середины прошлого века он начал активно застраиваться, а развитие оросительной системы ( рытье арыков) дало возможность развить фруктовые насаждения. Теперь Иерихон быстро развивается, превращаясь в современный городок. Называется по-арабски он Эр-Риха. В 1967 году в нем жило около семи тысяч человек (из них 10 % христиане, остальные мусульмане).

ИЕРИХОН / Симфония для Библии

И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно, и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. Два юноши пошли и пришли в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там.

Иерихон заперся и был заперт от страха сынов Израилевых: никто не выходил из него и никто не входил.

Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных;

В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его.

Города колену сынов Вениаминовых, по племенам их, принадлежали сии: Иерихон, Беф-Хогла и Емек-Кециц,

В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек через Иисуса, сына Навина.

И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон.

И встали мужи, упомянутые по именам, и взяли пленных, и всех нагих из них одели из добычи, — и одели их, и обули их, и накормили их, и напоили их, и помазали их елеем, и посадили на ослов всех слабых из них, и отправили их в Иерихон, город пальм, к братьям их, и возвратились в Самарию.

Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

Между тем Симон, посещая города страны и заботясь о потребностях их, пришел в Иерихон, сам и Маттафия и Иуда, сыновья его, в сто семьдесят седьмом году в одиннадцатом месяце, — это месяц Сават.

Но бывшие с Иудою, призвав на помощь великого Владыку мира, Который без стенобитных машин и орудий разрушил Иерихон во времена Иисуса, зверски бросились на стену.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Слова содержащие «иерихон»

Библия онлайн — сайт для тех, кто хочет всегда иметь под рукой простой и удобный вариант Библии. Кроме классического синодального текста Священного Писания здесь вы найдете современные переводы, а также комментарии и толкования, которые помогут вам изучать Слово Божье. И конечно же — симфонию, которая позволяет быстро найти все встречающиеся в Библии слова. Будем благодарны, если вы захотите поддержать наше служение и поставьте на своем сайте, блоге или страничке в социальной сети ссылку на наш сайт.

Читайте также: