Ib school что это

Обновлено: 07.07.2024

Светлана Грунвальд, координатор дипломной программы Международного бакалавриата Романовской школы г. Москва, рассказывает о том, как учеба в государственной школе может открыть двери в международные вузы.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

На текущий момент в России существуют школы, которые помимо общеобразовательной программы обучают детей по системе Международного бакалавриата. Главное преимущество этой системы заключается не только в получении образования в соответствии с мировыми стандартами и подготовке к дальнейшей учебе в университете, но и в формировании личности, способной критически мыслить, понимать и принимать другие культуры и свободно общаться, преодолевая любые, в том числе и языковые барьеры.

Что такое IB

Международный бакалавриат — образовательная программа, главной целью которой является создать «лучший мир через образование». Организация Международного Бакалавриата (International Baccalaureate Organization) была создана в 1968 году в Швейцарии. Целью создания организации стала разработка единой школьной программы, по которой могли бы учиться школьники из любой страны мира, и получение диплома, которой признавался бы ведущими университетами разных стран. Программа стала пользоваться большим успехом, и постепенно ее начали внедрять государственные и частные учебные заведения во многих странах. На сегодняшний день абитуриентов с дипломом IB принимают около двух тысяч вузов Германии, Австралии, США, Канады, Ирландии, Великобритании, Франции, Бельгии, Норвегии, Швеции и ряда других стран. Во многих странах диплом IB признается наряду с национальным документом об окончании школы, но не везде он освобождает от сдачи обязательных вступительных экзаменов.


Особенности обучения

Для того чтобы школа или лицей получили право обучать по системе Международного бакалавриата, требуется соответствующая лицензия, получение которой занимает около трех лет. Учителя проходят сертификацию, дающую право преподавания своего предмета по программе IB. Полная программа состоит из трех ступеней — начальные классы (3-12 лет), средние (11-16 лет) и дипломная программа (16-19 лет). Существует четвертая ступень — профессионально-ориентированная программа — для желающих получить профессиональное образование в старших классах, и она является альтернативой третьей ступени.

Получение диплома и права учиться за границей дает Дипломная программа. За 2 года обучения по этой программе дети получают колоссальные знания иностранного языка, так как именно в 10-11 классах все предметы, кроме родного языка и литературы, преподаются на английском языке. 2/3 уроков проводятся в соответствии с IB-программой, треть включает в себя минимум предметов, необходимых для сдачи ЕГЭ и получения российского аттестата. Программа Международного бакалавриата отличается большим количеством самостоятельной работы, направленной на развитие исследовательских навыков и time-management. Также IB воспитывает и развивает 10 качеств, которые являются отличительными качествами учащегося МБ и представляют собой так называемый Портрет выпускника (IB Learner Profile). Какие же они, учащиеся Дипломной программы Международного бакалавриата? Они знающие, коммуникабельные, принципиальные, любознательные, мыслящие, заботливые, открытые, рискующие, сбалансированные, рефлексирующие.


Также программа включает в себя следующие обязательные элементы (Program Core).

Теория познания — курс, построенный вокруг вопроса «Как мы познаем мир?», отвечая на который ученики пытаются понять, как мы получаем знания о том, что мы знаем. Курс развивает критическое мышление. Дипломная работа — независимое, самостоятельное исследование, в результате которого ученик пишет эссе, состоящее из 4000 слов. Тему работы ученик выбирает самостоятельно в соответствии со своими научными (образовательными) интересами.Творчество, действие, служение (CAS) включает в себя участие в мероприятиях и проектах, направленных на личностный рост учащегося, развитие его гражданского самосознания и ответственного отношения к себе и другим людям. В рамках этой программы дети занимаются спортом, творчеством, общественной и волонтерской деятельностью, заботятся об окружающей среде и пр.

Помимо названных элементов, учащиеся выбирают шесть предметов из шести или пяти предметных групп, три из которых изучаются на углубленном, а три на стандартном уровне.

Как оценивается диплом

Диплом «весит» до 45 баллов. В мае выпускного класса учащиеся пишут итоговые работы, которые отправляются в IBO, где их проверяют экзаменаторы IB (внешнее оценивание). Также ребята получают оценки от своих учителей (внутреннее оценивание); итоговая оценка за предмет представляет собой совокупность двух отметок. Максимальный балл по одному предмету (а всего их шесть) — 7, а значит ученик получает до 42 баллов. 3 дополнительных балла он может получить за эссе и теорию познания. В большинстве вузов проходной балл равен 33-34; минимальный балл для получения диплома 24.

Одной из главных целей, почему Российские школьники и их родители выбирают IB — это получение дальнейшее высшего образования за границей. Как правило, перед этим они уже знают, в какой стране, городе и учебном заведении хотели бы учиться, и ориентируются на программу выбранного вуза. Далеко не все университеты бесплатны, но многие предоставляют гранты на обучение, и Романовская школа гарантирует полное содействие в их получении для своих учеников.

Не полный аналог

Для некоторых родителей основная цель — дать ребенку хорошее образование и английский язык. Раннее изучение второго языка при этом не только дает дополнительные коммуникативные способности ребенку, но и, по данным исследований, расширяет его когнитивные возможности. Например, Эллен Бялысток, когнитивный психолог из университета Йорка, отмечает: «Двуязычные индивиды постоянно опережают своих одноязычных коллег в решении задач, включающих когнитивный контроль».

Исторически британские школы в России старались быть полным аналогом учебных заведений у себя на родине: предлагали и ту же внутреннюю структуру, и ту же образовательную программу, а педагогами в большинстве таких организаций были носители языка с образованием, позволяющим преподавать ученикам аналогичной возрастной группы в Великобритании.

Но число международных учебных заведений росло, а Россия не является популярным местом работы у носителей языка, да еще и конкурирует за таких специалистов с Ближним Востоком и Китаем. Эта тенденция ведет к тому, что в учебных заведениях уровня high class иногда работают специалисты, для которых английский язык не является родным.

Помимо вышеназванных «элитных» образовательных учреждений в Москве появился целый сегмент того, что в Британии называется «cottage industry»: «английские детские сады», «английские детские клубы/центры», «британские академии» и прочее, что является лишь некой имитацией международных школ. Обычно при открытии таких заведений нанимаются носители языка, не обладающие необходимыми для преподавания по британской или международной образовательной программе компетенциями и квалификациями. Чаще всего они имеют сертификаты CELTA или TEFL, которые можно получить за 30 дней и онлайн. Их наличие подтверждает лишь уровень владения языком и возможность преподавать его взрослым. Эти сертификаты сами по себе не указывают на то, что их обладатель достаточно квалифицирован, чтобы обучать дошкольников или преподавать предметы из школьной программы на английском.

Системы и рейтинги

В Великобритании родителям легко сравнить качество образования в различных учебных заведениях. Достаточно посмотреть на рейтинг независимого регулятора Ofsted (Управления по стандартам в сфере образования). Топовые образовательные организации в нем относятся к категории «outstanding». В России независимая оценка качества образовательных услуг до сих пор отсутствует.

Некоторые школы работают по программе международного бакалавриата (IB). Аккредитация подразумевает, что школа учит по программам IB, разработанным для разных возрастных групп, определенным образом организует учебный процесс и берет на себя обязательство поддерживать профессиональное развитие педагогов. Аккредитация действует пять лет, затем ее необходимо подтверждать.

На сайтах других международных учебных заведений можно встретить информацию о том, что они имеют аккредитацию Совета международных школ (Council of International Schools (CIS)) или Совета британских международных школ (Council of British International Schools (COBIS)). Это своеобразный аналог лицензии, которой независимая экспертная организация подтверждает, что в школе соблюдаются избранные ею образовательные стандарты. Родители также могут затребовать отчет о проверке учебного заведения CIS или COBIS.

Первый раз в «высший класс»: как устроена система британского образования в России

В 2005 году у состоятельных родителей в Москве выбор был всего из двух «элитных» международных учебных заведений, которые предоставляли образовательные услуги дошкольного и полного общего образования: The Anglo-American School of Moscow (AAS) и The British International School (BIS). За последующие пять лет к ним добавились International School of Moscow (ISM), English International School of Moscow (EIS) и Atlantic International School (ныне Cambridge International School, CIS). Сегодня количество мест для учеников выросло еще больше — открылись новые заведения, некоторые школы запустили дополнительные кампусы.

В Москве работают учебные заведения как с иностранными, так и с российскими собственниками. Стоимость учебного года для двухлетнего ребенка начинается от €16 000. В некоторых учебных заведениях в стоимость уже включено питание ученика, а где-то за него нужно дополнительно заплатить более €1000 в год. Все поступающие дети обычно проходят платное вступительное собеседование. В зависимости от возраста ребенка и образовательного учреждения, при поступлении необходимо будет произвести единоразовый платеж в размере до $10 000.

Программы раннего развития

Чаще всего дошкольные отделения международных школы в Москве работают по английской программе раннего развития Early Years Foundation Stage (EYFS), разработанной для детей от 0 до 5 лет. В ней прописаны минимальные образовательные результаты: детально зафиксировано, какими навыками и знаниями должен обладать ребенок в том или ином возрасте — например, к пяти годам дети должны писать полные предложения на родном языке, знать сложение и вычитание, уметь определять время. К шести годам, когда дети заканчивают первый год обучения по программе Primary curriculum, они должны самостоятельно писать небольшие сочинения на заданную тему и считать до ста. Программа предполагает обучение через игру, что делает образовательный процесс органичным и увлекательным для ребенка. Если все организовано правильно, дети легко усваивают большие объемы учебного материала и незаметно для себя узнают много нового. У педагога, работающего с группой детей этого возраста, должна быть британская квалификация PGCE.

Международный бакалавриат предлагает программу Primary Years Programme (PYP), рассчитанную на детей 3-12 лет. Среди ее принципов — междисциплинарность, ориентация на исследовательскую деятельность и поощрение академической самостоятельности. Успехи учеников оцениваются по десяти параметрам, которые соответствуют качествам разносторонне развитой личности — от собственно знаний до способности критически мыслить и коммуникативным навыкам.

Международный бакалавриат в школе: что, зачем и для кого

Каждую субботу «Мел» выпускает рейтинги московских школ, куда регулярно попадают школы с программой Международного бакалавриата. Словосочетание вроде бы на слуху, но на деле остаётся много непонятного. Это вместо обычной учёбы или дополнительно? C какого класса? Куда потом идти с этим международным дипломом? «Мел» рассказывает всё, что надо знать о Международном бакалавриате, чтобы решить, нужно ли это вашему ребёнку.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Педагоги разработали универсальную школьную программу с учебным планом, общим для всех стран. Самые первые школьники сдали экзамены Дипломной программы IB в 1970 году. Тогда в программе участвовали всего 12 школ. Сейчас по этой программе учатся больше миллиона школьников из более чем 4 000 школ.

Кому будет полезен диплом IB

Тому, кто хочет поступать в зарубежный вуз. Или тому, кто хочет в школе не только учиться, но и развиваться как личность (по международным стандартам!).

Обладатель диплома может рассчитывать на поступление без экзаменов в любой из вузов, участвующих в программе. А их очень много: диплом IB принимают около двух тысяч университетов в разных странах мира. В список входят Гарвард, Принстон, Оксфорд, Кембридж, Имперский колледж Лондона и Национальный университет Сингапура. В России выпускников Международного бакалавриата принимают МГУ имени Ломоносова и Плехановский университет. Остальные российские университеты не признают диплом IB и требуют обычный школьный аттестат и результаты ЕГЭ.

Московский Государственный Университет

Диплом Международного бакалавриата позволяет поступить без экзаменов в любой из вузов, участвующих в программе. В России это МГУ и Плехановский университет

Это не значит, что, если ребёнок хочет поступать в российский вуз, Международный бакалавриат для него бесполезен. IB ценен не только дипломом: он учит самостоятельно учиться, анализировать информацию, развивает исследовательские навыки и укрепляет учебную мотивацию. Два ключевых навыка, которые получают школьники, — это критическое мышление и способность к самообразованию. В них воспитывают ответственность перед обществом и окружающей средой. К тому же преподавание ведётся на английском языке — а значит, к концу школы владение иностранным языком волей-неволей выйдет на очень хороший уровень.

Какие школы могут выдавать диплом IB

Право выдавать диплом международного образца имеют только школы, авторизованные по Дипломной программе Международного бакалавриата. Авторизации по программе начальной или средней школы для выдачи диплома недостаточно.

Чтобы авторизоваться, школа должна пройти комиссию Международного бакалавриата и доказать, что инфраструктура и уровень образования соответствуют стандартам организации. Учителя должны пройти повышение квалификации по программам IB.

В Москве 27 школ авторизованы по одной или нескольким программам Международного бакалавриата. С 2012 года московский департамент образования запустил проект «Москва: международная школа качества» для поддержки таких школ.

Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова»

В Москве диплом IB можно получить в 27 школах. Например, в гимназии № 1530 «Школа Ломоносова»

3 ступени Международного бакалавриата

Международный бакалавриат не заменяет основную программу российских школ. ЕГЭ никто не отменял, к тому же большинство российских вузов не принимают диплом IB в качестве аттестата. Поэтому школьники, которые хотят получить международный сертификат об окончании школы, должны пройти программу IB в дополнение к основной школьной программе.

Чтобы получить диплом, достаточно пройти двухлетнюю Дипломную программу IB для старшей школы. Но начать готовиться к обучению по международным стандартам можно и раньше: организация IB разработала трёхступенчатую программу, приступать к которой можно уже с трёх лет.

1. Начальная школа (The IB Primary Years Programme)

Программа разработана для детей от трёх до 12 лет. Авторы считают, что в это время самое важное в обучении — целостное развитие ребёнка как исследователя. На занятиях школьники ищут ответы на мировоззренческие вопросы в рамках шести межпредметных тем: «Кто мы», «Где мы во времени и пространстве», «Способы самовыражения», «Как устроен мир», «Как мы организуем себя», «Планета — наш общий дом».

2. Средняя школа (The IB Middle Years Programme)

Это пятилетний курс, рассчитанный на учеников в возрасте 11-16 лет. В некоторых школах он может быть сокращён до двух-трёх лет. Программа MYP IB состоит из восьми предметных групп: «Овладение языками» (студенты учат минимум два), «Язык и литература», «Личность и общество», «Науки», «Математика», «Искусство», «Физическое развитие» и «Здоровье и дизайн». За время учёбы студенты работают над двумя проектами. Первый — общественный, который должен помочь им научиться заботиться об улучшении жизни других людей и об окружающей среде. Его можно делать и в группах, и в одиночку. Второй проект — индивидуальный. Он проверяет способность к самостоятельной творческой работе.

3. Дипломная программа (IB Diploma Programme)

Двухлетний предуниверситетский курс обучения для старшеклассников 16-19 лет можно пройти в 10-11 классах одновременно с подготовкой к ЕГЭ или уже после получения аттестата. Успешно освоившие программу выпускники получают диплом IB. За два года каждый студент изучает шесть предметов на английском языке и проводит самостоятельное исследование по одному из них.

Предметы для изучения студенты выбирают сами — по одному из шести групп:

1. Иностранный язык. Можно продолжить изучать английский или начать учить с нуля новый язык — современный или классический (латынь, древнегреческий).

2. Родной язык и литература. На выбор предлагают изучать литературу в чистом виде, литературу и язык или литературу и театр.

3. Личность и общество. В этой группе большой выбор из гуманитарных и социальных наук. Можно изучать экономику, историю, философию, психологию, антропологию, бизнес и менеджмент, мировые религии, политологию и экологию.

4. Экспериментальные науки. Здесь не только науки в классическом понимании, такие как химия, биология, физика и информатика, но и дизайн, «спорт, фитнес и здоровье» и экология.

5. Математика. Математика разной степени сложности, математические исследования и углублённое изучение математики.

6. Искусства. В эту группу входят музыка, танец, театр, изобразительное искусство и кино. Предметы этой группы необязательные: вместо них можно выбрать шестым предметом ещё одну дисциплину любой из групп.

Некоторые из предметов междисциплинарные: например, экологию можно выбрать в качестве предмета третьей или четвёртой группы.

Предметы можно изучать на высшем или стандартном уровне. Они отличаются количеством часов, степенью углублённости и сложностью экзаменов. Студенты должны выбрать минимум три предмета на высшем уровне. Авторы программы рекомендуют брать те предметы, которые связаны с выбранной специальностью в университете.

Помимо шести предметов по выбору в программе есть два обязательных межпредметных элемента — это курс «Теория познания» и внеучебная программа CAS (Creativity, Action, Service — творчество, активность, служение).

В основу CAS легла теория немецкого педагога Курта Хана, который считал, что студентов нужно готовить к самостоятельной жизни по четырём аспектам: физическое развитие, готовность к вызовам и риску, самодисциплина и развитие чувства сострадания. Для этого студенты участвуют в культурных проектах (творчество), ходят в походы и соревнуются в спортивных играх (активность) и участвуют в общественно полезной работе (служение).

Занятия курса «Теория познания» проходят в форме дискуссии. Студенты обсуждают, как формируются и распространяются знания и учатся критически мыслить.

После двух лет обучения по Дипломной программе студенты сдают письменные экзамены по всем предметам и пишут итоговое эссе (Extended Essay) — научную работу по одному из предметов объёмом 4 000 слов. Оценка по каждому предмету складывается из двух — внутренней и внешней. Каждую экзаменационную работу сперва проверяет школьный преподаватель, а затем она отправляется на проверку авторизованным экзаменаторам IB. Оценки выставляют по семибалльной шкале. Чтобы получить сертификат об окончании IB, нужно набрать не меньше 24 баллов в сумме по шести предметам.

Профессионально-ориентированная программа (The IB Career-related Programme)

Это новая программа Организации Международного бакалавриата, её запустили только в 2012 году. Она создана для учеников 16-19 лет, которые хотят получить профессиональное образование уже в старших классах школы, в качестве альтернативы Дипломной программе (то есть выбрать обе сразу не получится).

Участники программы выбирают два курса по предметам, связанным с их будущей профессией, из предметных групп Дипломной программы. Остальные предметы больше ориентированы на практику. Курс овладения личными и профессиональными навыками учит брать ответственность на себя и решать практические проблемы, а обучение общественной деятельности — применять свои навыки с пользой для других. Помимо этого, школьники изучают иностранный язык и делают аналитический проект — письменную работу, которая посвящена этической дилемме, связанной с проблематикой их будущей профессии.

Диплом профессиональной программы IB говорит о готовности выпускника продолжить обучение в вузе, поступить на стажировку в компанию или начать работу по специальности.

Как получить международный аттестат в российской школе и уехать учиться за границу


В России есть несколько школ, где ведут обучение по программе Международного бакалавриата (International Baccalaureate, IB). Она позволяет уже в конце одиннадцатого класса получить международный аттестат и поступить в зарубежный вуз, часто даже без дополнительных экзаменов. Такая подготовка дешевле, чем многочисленные репетиторы и учёба в школе за рубежом.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Что такое программа IB

Выпускники программы могут поступать в любые университеты мира за счёт унифицированного учебного плана и аттестата международного образца, который принимают большинство университетов. Основная программа для 10–11-х классов (или для 11–12-х в некоторых странах) — Diploma programme, программа для получения диплома. Также есть подготовительные программы для средней (Middle years programme) и начальной (Primary years programme) школ. Получить IB можно почти в четырёх тысячах школ в 141 стране мира, в том числе в России.

Программы IB с 1 по 9 классы не имеют предметного содержания — только стандарты оценивания, обучения, преподавания и развития навыков. Школа может выбирать, что изучать: мы в Европейской гимназии берём за основу ФГОС.

В 10–11 классе ученикам приходится выбирать: идти по программе ЕГЭ и поступать в российские вузы или изучать Diploma programme и готовиться к международным экзаменам. Программы очень разные и обе сложные: редко кто готов их полноценно совмещать. Если ученик выбирает в 10–11 классах только программу IB, то сдавать ЕГЭ ему не нужно. Но мы предлагаем ученикам всё равно сдавать базовую математику и ЕГЭ по русскому языку, чтобы в конце одиннадцатого класса получить не только международный диплом IB, но и российский аттестат.


Как устроена учёба на программе IB

Diploma Programme рассчитана на два года старшей школы, всё обучение — на английском языке. Ученик должен выбрать шесть предметов, которые будет изучать в 10–11 классах: три на углублённом уровне, и ещё три — на стандартном. На предметы углублённого уровня выделяется 240 учебных часов, на стандартные — 150 часов. Предметы для выбора разбиты на шесть блоков, из каждого нужно выбрать по одному:

  • родной язык и литература;
  • иностранный язык;
  • математика — обязательный предмет, но преподаётся на четырёх разных уровнях, в зависимости от способностей и притязаний студента;
  • экспериментальный блок: биология, химия, экология, география, computer science;
  • блок социальных наук: экономика, бизнес и менеджмент, история, философия, глобальная политика;
  • творческий блок: визуальные искусства, музыка, театр. При желании можно заменить на предмет из других групп, то есть творческий курс брать желательно, но не обязательно.

Кроме этого, есть три обязательных элемента программы:

Обязательный курс «Теория познания» (Theory of knowledge): учит мыслить критически, использовать приёмы логики и писать эссе по международным стандартам. Курс основан на обсуждении явлений с точки зрения разных предметов и предполагает самостоятельные исследования: например, проблемы миграции рассматривают с точки зрения географии, глобальной политики и истории. По «Теории познания» нужно написать эссе и сделать устную презентацию на английском языке.

Расширенное эссе (Extended essay). Большая самостоятельная работа, серьёзное исследование по выбранной теме любого предмета.

Creativity, Activity, Service (CAS) — «Творчество, активность, служение». Спорт, походы, общественная деятельность, волонтёрство, творчество, проекты — всем этим ученики занимаются в течение двух лет, собирая подробное портфолио. CAS дополнительных баллов не даёт, но без него получить диплом не получится.

За каждый из шести предметов по выбору можно получить в диплом семь баллов. Оценка состоит не только из результатов экзаменов: на неё также влияют исследовательские работы в течение курса. Работы и экзамены проверяют международные экзаменаторы в условиях полной анонимности и рандомного распределения работ.

Два обязательных предмета (кроме CAS) добавляют к диплому ещё максимум три балла. Максимальный общий балл IB DP — 45 баллов, его достигают менее 1% выпускников, но их готовы принять университеты из первой мировой десятки. Минимальный балл для получения диплома — 24, для престижного вуза достаточно набрать 35.


Куда можно поступить с дипломом IB

Выпускников принимают несколько тысяч университетов, в том числе Оксфорд и Гарвард, Принстон и Кембридж, Лондонская школа экономики, Сорбонна. Выпускники IB Diploma традиционно показывают высокие результаты в вузах.

В некоторых странах есть нюансы при приёме абитуриентов с дипломом IB:

  • В Великобритании большинство университетов приравнивают диплом IB к английскому сертификату A-level (национальная программа старшей школы) или шотландскому сертификату старшей школы.
  • В Канаде и США одни университеты требуют дополнительно сдать государственный экзамен SAT, другие засчитывают некоторые предметы программы IB Diploma как уровень первого курса университета или колледжа, третьи могут даже разрешить студенту поступить сразу на второй курс.
  • Во Франции и Бельгии диплом IB позволяет поступить почти в любой вуз.
  • В Австралии и Новой Зеландии большинство университетов принимают IB, а студентам с высокими баллами по предметам углублённой программы могут заочно начислить кредиты на первом курсе.
  • В Германии условия для абитуриентов сложней: все должны дополнительно сдать экзамен по немецкому языку и отучиться в школе 12 лет: если учились меньше (как в России, например), нужно год провести на подготовительном курсе.
  • В России, чтобы поступить в вуз, кроме IB нужно сдать ЕГЭ.

Как подготовиться к программе IB Diploma

Первая преграда, с которой может столкнуться ребёнок, — уровень английского языка. В программе IB Diploma нужно не только говорить и понимать преподавателей на английском языке, но и писать много исследовательских работ.

Вторая сложность — быть самостоятельным и показывать не только высокие академические достижения, но и проявлять социальную активность. Важно, чтобы ребёнок был в курсе международной проблематики, проявлял инициативу.


Европейская гимназия — одна из немногих школ в России, полностью аккредитованная в системе Международного бакалавриата с 1 по 11 класс. Мы готовим к дипломной программе IB уже в начальной и средней школе в рамках программ Primary Years Programme (PYP) и Middle Years Programme (MYP). С пятого класса дети учатся на двух языках — английском и русском — и постепенно привыкают полноценно выражать мысли на иностранном языке. Ученики задействованы в проектной деятельности, пишут эссе по разным предметам, даже по биологии и химии. К десятому классу дети готовы учиться только на английском и знакомы с международными практиками и требованиями.

Есть ли конкуренция?

Может сложиться впечатление, что «элитным» образовательным учреждениям нет нужды бороться за ученика: наоборот, родителям и ребенку нужно постараться, чтобы его приняли учиться. Раньше у международных школ были официальные «листы ожидания»: родители платили вступительные взносы и записывали своих детей в очередь. Кроме того, предполагалось, что у кандидатов уже будут минимальные академические знания и навыки, которые они продемонстрируют на входном тесте. Однако с увеличением числа мест в международных школах увеличилась и конкуренция за учеников. За детей из семей с высоким достатком также борются открывшиеся в последнее различные российские образовательные проекты, где преподавание частично ведется на английском языке.

Если раньше учебные заведения стремились регулировать соотношение числа российских и иностранных детей в классах. Сейчас международные школы стали гораздо более доступными для российских семей. Единственная организация, которая не отказалась от правила национальных квот, — AAS: доля российских учеников не может превышать 15% от численного состава каждого класса. В уставе школы закреплены 7 категорий в порядке приоритетности зачисления.

С наступлением эпохи коронавируса многим международным школам пришлось перейти на дистанционное обучение. Так как большинство этих учебных заведений используют лицензию на дополнительное, а не основное дошкольное образование, весной они закрылись одними из первых и открылись позже, чем муниципальные и иные детские сады с лицензией на дошкольное образование. Сейчас некоторые из них продолжают обучение в дистанционном или «гибридном» (50% учеников в классе, 50% — дистанционно) формате, а у родителей, заплативших по договору $20 000–30 000, это вызывает оправданные вопросы о соразмерности стоимости и формата предоставляемых услуг.

К тому же с началом локдауна многие иностранные учителя уехали домой и вернуться удалось далеко не всем. Британские педагоги получили возможность въехать обратно, а вот их американским, канадским, новозеландским, австралийским и южно-африканским коллегам повезло меньше. Неизвестно, когда для них откроются границы России. С переходом на дистанционное обучение обнаружилось, что от него страдают не только дети, но и сами педагоги: тяжело сидеть в чужой стране, имея возможность видеть своих родных только на экране ноутбука. Традиционно в декабре-январе педагоги-экспаты подтверждают свое намерение продолжить работать в своем учебном заведении в следующем учебном году и многие из них уже сейчас заявляют, что, скорее всего, в следующем учебном году они вернутся на родину к своим семьям.

Такая ситуация сформировала в международных школах своеобразный «кадровый голод»: до начала «дистанционки» оставшимся педагогам пришлось разрываться, заменяя своих выбывших коллег в классе. Часть школ была вынуждена закрыть некоторые свои кампусы. Другие учебные заведения уменьшили или отменили вступительные взносы для определенных возрастных групп. Растущая конкуренция за учеников в премиальном образовательном сегменте и общие последствия коронакризиса привели к снижению стоимости образовательных услуг.

Читайте также: