Хайдеггер утверждал что господство техники в современном мире проявляется в

Обновлено: 04.07.2024

Термин философии Хайдеггера, обозначающий существо современной техники, которое представляет собой установку на сплошное «исследующее устанавливание» сущего как предметного для потенциального распоряжения этим сущим, - это

Философия техники

Стадия технической деятельности человека, связанная с изображением в чертежах и расчетах (и других знаковых средствах - макетах, рисунках) внешнего вида, строения и функционирования будущего изделия (дома, корабля, машин), называется

Философия техники

Хайдеггер утверждал, что господство техники в современном мире проявляется в

Философия техники

Исследование «О долге и добре» со ссылками на Канта и главой о технике написал

Философия техники

Проект «создать нового человека», «переплавить его психику» хотел создать

Философия техники

Техника есть реальное бытие, возникшее под влиянием идей, посредством конечной оформленности и обработанности из природноданных наличностей, - считал

Философия техники

Одним из центральных понятий «Философии хозяйства» С.Н. Булгакова является

Философия техники

Понятие «естественное» и «искусственное», «безличное» и «персонифицированное» были неотделимы в

Философия техники

Философия техники. Тест с ответами

14. Деятельность, связанная с социальным управлением, социальным планированием, конструированием и проектированием организационных и социальных процессов и структур, — это:
• социальное проектирование

15. Формирование целостных машинизированных информационных технологий, их массовое «встраивание» в социальный организм и использование, ведущее к новым моделям деятельности, — это:
• информатизация

16. Так как техника всегда используется как средство, орудие, удовлетрворяющее человеческую потребность, она является:
• инструментом деятельности

17. Артефакт плюс техническое действие являются объектом
• технической науки

18. Понятие «естественное» и «искусственное», «безличное» и «персонифицированное» были неотделимы в:
• Древних мифах

19. Знание разделилось на научное и техническое в:
• античности

20. По Мэмфорду, сложные иерархические организации человеческой деятельности, — это:
• «мегамашины»

21. Исследование «О долге и добре» со ссылками на Канта и главой о технике написал:
• Ф. Бон

22. В числе первых представителей философии техники был:
• Э. Капп

23. Философия техники зародилась в:
• XIX в

24. В работах Библера и Бахтина была развита идея:
• диалогического мышления

25. Современное состояние цивилизации, связанное с неконтролируемыми изменениями естественной и искусственной природы: деятельности, организаций, социальных инфраструктур, называется:
• кризис развития

26. Занятие техникой уводит от идей и неба, затрудняя путь к бессмертию, — утверждал:
• Платон

27. Орудия, машины, механизмы, являющиеся продуктами и способами технической деятельности, — это:
• технические сооружения

28. В России пионером философии техники был:
• П. Энгельмейер

29. «Техника — это понятие, охватывающее все предметы, практики и системы, которые создаются на основе творческого конструирования для удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей, служат в своих фиксированных функциях определенным целям и, в своей совокупности, оказывают на мир формирующее воздействие», — считал .
• К. Тухель

30. Н. Бердяев в статье «Человек и машина» противопоставляет:
• технику и природу

31. Дильтей разделил все науки на:
• науки о духе и науки о мире

32. Название, применяемое к биологической ипостаси природы, независимой от воздействия человека, — .
• первая природа

33. С точки зрения Мамардашвили, заниматься философией означает не быть:
• завершенным

34. Принцип «органопроекции» Э. Каппа подверг критике
• П.К. Энгельмейер

35. Совокупность принципов, образующих своего рода «техносферу» — такова в современном понимании
• технология

36. Современное состояние цивилизации, связанное с изменением и разрушением природы, называется:
• экологический кризис

37. Развитие техники способствует «самоуглублению», «самообретению» человека, считал:
• Ортега-и-Гассет

38. Причину кризиса современной цивилизации видел в чрезмерном усилении в культуре «Мегамашин»:
• Мэмфорд

39. Власть техники называется:
• технократизм

40. Одним из центральных понятий «Философии хозяйства» С.Н. Булгакова является:
• труд

41. Специфическое осознание технологии возникло в:
• конце XIX — начале XX вв

42. Название одного из важных направлений современной философии, призванного исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, проектирования, технических наук, а также место их в человеческой культуре вообще и в современном обществе, — это:
• философия техники

43. Одним из основоположений философии техники Э. Каппа является критерий
• антропологический

44. В теории «трехакта» П.К. Энгельмейера в качестве творческо-технического акта не рассматривается:
• эксперимент

45. В узком смысле, техническое устройство, созданное человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач; в широком смысле, всякого рода ухищрения, характеризующие действие, искусственный или организационный прием, усиливающий, улучшающий или облегчающий это действие, — это:
• техника

46. Л.С. Выготский был автором теории построения научной
• психологии

47. Разработал концепцию epimeleia, преобладающей в античной ментальности, .
• М. Фуко

48. Культурные условия, обусловливающие техническую деятельность человека — это:
• техническая среда

49. П.К. Энгельмейер считал, что «техницизм» — это, в конечном счете, учение о:
• человеке

50. Отличительной особенностью подхода к технике в западной философии является:
• гуманитарная направленность

51. Сущность современной техники в «понуждении природы» видел
• Хайдеггер

52. В античном миропонимании всякое мастерство, искусство, умение — это:
• технэ

53. Стадия технической деятельности человека, связанная с изображением в чертежах и расчетах (и других знаковых средствах — макетах, рисунках) внешнего вида, строения и функционирования будущего изделия (дома, корабля, машин), называется:
• проектирование

54. Человек рассматривал природу как автономный, бесконечный источник материалов, энергий, сил в:
• Новое время

55. По Эспинасу, наука о самых общих формах и самых высших принципах действия всех живых существ, — это:
• праксеология

56. Дал образец того, как может происходить физико-математическое описание объектов, как бы изъятых из природы, .
• Архимед

57. Спецификой современной технологии является:
• разнообразие комбинаций уже сложившихся видов исследовательской, инженерной и проектной деятельности

59. Создание человеком определенных изделий, сооружений и т.п. с помощью разработанных технологий, — это:
• технико-производящая деятельность

60. Эспинас назвал религиозной, традиционной и местной технику
• античности

61. По Эспинасу, наука о совокупности практических правил искусства и техники, развивающихся в зрелых человеческих обществах на определенных ступенях развития цивилизации, — это:
• общая технология

62. Техникой является все, чем человек располагает между самим собой как субъектом и объективным миром, с тем, чтобы изменить определенные свойства мира так, что станет возможным достижение поставленной цели, — так считал:
• Л. Тондл

63. Главное философское сочинение Ф. Бэкона, в котором сформулированы основные принципы науки и техники Нового времени, — это:
• «Новый органон»

64. Связь двух планов техники (естественного и искусственного) впервые была осознана в античной философии в работах
• Аристотеля

65. Естественное рассматривалось как антитеза сверхъестественному, существующее «по закону» существующему «по природе» в:
• античности

66. Точка зрения Э. Каппа, в соответствии с которой человек во всех своих созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий, — это:
• принцип «органопроекции»

67. Установили связь идей (сущностей) и вещей в античной культуре
• Платон и Аристотель

68. Воспринимал эксперимент как «искусственное» и одновременно как репрезентант «естественного», природы
• Галилей

69. Помимо «сотворенной природы» в средневековой философии формируется представление о:
• «творящей природе»

70. По мнению А. Эспинаса, технология как изучающая основные законы человеческой практики должна представлять собой .
• «общую праксеологию»

71. Дал образец однородного описания космоса и тем подготовил научную революцию Нового времени
• Демокрит

72. Преображенная человеком планетарная природа, изменившаяся в результате цивилизационного воздействия, — это:
• вторая природа

73. Осмыслить феномен техники с точки зрения христианской веры хотел
• Н. Бердяев

74. Творчество мастеров мыслилось не как создание «новой природы», а как искусственная реализация заложенных в мироздании изменений природы в:
• античности

75. Техника в субъективном смысле есть искусство находить правильный путь к цели, а техника в объективном смысле — это устоявшаяся совокупность методов и средств, с помощью которых совершаются действия в контексте определенной формы человеческой активности, — считал .
• Ф. фон Готтль-Оттлилиенфельд

76. Междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х гг. ХХ в. и ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных, — это:
• синергетика

77. Искусственное образование называется:
• артефакт

78. Проект «создать нового человека», «переплавить его психику» хотел создать:
• Л.С. Выготский

79. М. Шелер считал, что к развитию науки и техники современного человека подвигает:
• желание власти и господства

80. Задачу использовать научные знания для решения технических задач поставил себе
• Гюйгенс

81. П.К. Энгельмейер показал тесную связь философии техники с:
• теорией деятельности человека

82. Природу как начало движения и Божественный разум трактовал:
• Аристотель

83. Первым, кто в заголовке своей работы соединил два ранее казавшиеся несовместимыми понятия «философия» и «техника» был:
• Э. Капп

84. «Техническая» наука Архимеда отличается от современных технических наук
• отсутствием специального языка технической науки

85. Создание условий, позволяющих человеку осуществить определенную деятельность за счет сил и процессов природы, — это:
• технико-использующая деятельность

86. Назвал техникой все, что придает человеческому желанию материальную форму
• М. Эйт

87. Создание такой научно-инженерной картины мира, которая предполагает работу по самосовершенствованию человека и гармоничное сосуществование с природой, получило название:
• идеи новой инженерии

88. Средневековое понимание природы подготавливает в эпоху Возрождения формирование замысла уже не научного ремесла, а
• инженерии

89. Совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния свойств материала, осуществляемых в процессе производства, — это:
• технология

90. «Человек побеждает природу, подчиняясь ей» — это высказывание .
• Бэкона

91. Понятие технологии в своей книге «Возникновение технологии» сформулировал:
• А. Эспинас

92. Современное состояние цивилизации, связанное с изменением и разрушением человека, называется:
• антропологический кризис

93. Термин философии М. Фуко, обозначающий такое отношение к себе, миру и другим людям в античности, которое предполагает переключение внимания с внешнего мира на самого себя, «изменение, очищение и преобразование себя», и, наконец, «свод законов, определяющих способ существования субъекта», — это:
• забота, попечение

94. Автором книги «Философия хозяйства» был:
• С. Булгаков

95. Общество, где большинство граждан участвует в процессе создания, сбора, хранения, обработки или распределения информации, а не в сельском хозяйстве или производстве, называется:
• информационное общество

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гордус А.М.

Современная цивилизация , сложившаяся в результате промышленной революции, отличается от предшествующих типов небывалым развитием техники , меняется сам способ человеческого существования формы мышления и деятельности. Влияние техники на условия человеческого существования не могло остаться незамеченным философией. Большое внимание анализу техники , проблеме ее сущности и влияния на человеческую жизнь и судьбу цивилизации уделяли философы-экзистенциалисты. Анализируются взгляды К. Ясперса и М. Хайдеггера.

Философия техники

Формирование целостных машинизированных информационных технологий, их массовое «встраивание» в социальный организм и использование, ведущее к новым моделям деятельности, - это

Философия техники

Техника как техническое устройство является объектом

Философия техники

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гордус А.М.

Экзистенциально-онтологическое обоснование техники в философии М. Хайдеггера Человек техники. М. Хайдеггер и Ф. Г. Юнгер об экзистенциальном смысле техники Особенности подхода представителей экзистенциальной философии к трактовке техники Процессы онаучивания как практики эрозии жизненного мира i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Философия техники

Осмыслить феномен техники с точки зрения христианской веры хотел

Философия техники

В античном миропонимании всякое мастерство, искусство, умение - это

Философия техники

Философия техники

Первым, кто в заголовке своей работы соединил два ранее казавшиеся несовместимыми понятия «философия» и «техника» был

Текст научной работы на тему «Феномен техники в современной философии: К. Ясперс, М. Хайдеггер»

© 2008 г. А.М. Гордус

ФЕНОМЕН ТЕХНИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ: К. ЯСПЕРС, М. ХАЙДЕГГЕР

Современная цивилизация, сложившаяся в результате промышленной революции, отличается от предшествующих типов небывалым развитием техники, меняется сам способ человеческого существования - формы мышления и деятельности. Влияние техники на условия человеческого существования не могло остаться незамеченным философией. Большое внимание анализу техники, проблеме ее сущности и влияния на человеческую жизнь и судьбу цивилизации уделяли философы-экзистенциалисты. Анализируются взгляды К. Ясперса и М. Хайдеггера.

Ключевые слова: техника, технология, техносфера, цивилизация, экзистенция, смысл техники, свобода.

Техника, выступая спутником человека, является важным средством освоения и преобразования мира. Однако в современном обществе существование техники перешло на качественно новый этап. Сформировалась «техносфера» - искусственная среда человеческого обитания, масштабная система технических устройств, поддерживающих и обеспечивающих жизнедеятельность общества, без которой выживание последних оказывается невозможным. Современные общества полностью зависят от нормального функционирования техносферы. Сбой в функционировании технических систем чреват глобальными катастрофами. Неслучайно сюжет технологической катастрофы - один из самых распространенных не только в произведениях массовой культуры, но и разного рода футурологи-ческих прогнозах.

Техника перестала быть просто неким нейтральным «подспорьем» процесса освоения человеком окружающего мира. Меняется сам способ человеческого существования -формы мышления и деятельности. Сегодня никого не удивляют выражения «технология мышления», «технология управления», «политическая технология», «технология разрешения конфликтов» и т.д. Распространение подобных выражений свидетельствует об устойчивом убеждении, что человеческая деятельность поддается некой алгоритмизации и автоматизации и подразумевает уподобление человека технической системе. Термин «технология» применительно к человеку, целенаправленному воздействию на его поведение и мышление, подразумевает некий «орудийный» подход к человеку, «овеществление» человека, сведение его деятельности к определенной инструментальной функции. Подобный «технический» подход к человеку давно никого не удивляет, напротив, становится все бо-

лее распространенным, воспринимается как рациональный и научный. Влияние техники на условия человеческого существования в современных обществах не могло остаться незамеченным философией. Философия техники как особое направление философии формируется в Германии в конце XIX в. На протяжении ХХ в. она достаточно интенсивно развивается во всех западных странах, при этом философское осмысление феномена техники имеет место и в рамках других философских школ и направлений. Большое внимание анализу техники, проблеме ее сущности и влияния на человеческую жизнь и судьбу цивилизации уделяли философы-экзистенциалисты, прежде всего К. Ясперс и М. Хайдеггер. Их взгляды и интересуют нас в первую очередь.

К. Ясперс рассматривал проблему техники в работах «Истоки истории и ее цель», «Духовная ситуация времени». В работе «Истоки истории и ее цель» Ясперс анализирует сущность техники, ее смысл, которые определяются такими ее характеристиками, как «рассудок» («техника покоится на деятельности рассудка, на исчислении в сочетании с предвидением возможностей и с догадками») и «власть» («применяя силу природы против силы природы, техника господствует над природой посредством самой природы») [1, с. 117]. Техника как господство над природой обретает смысл лишь при условии постановки человеком определенных целей, прежде всего, облегчения жизни, сокращение усилий, затраченных на обеспечения физического существования и т.д. Смысл техники, таким образом, состоит в «освобождении от власти природы». Однако это не исчерпывает смысла техники. Создавая технику, человек (и в этом его коренное отличие от животных) создает свой собственный мир как бы за пределами природной данности, увеличивает сферу своей свободы. Ясперс отмечает небывалое развитие техники в эпоху модерна и определяет предпосылки этого развития. Во-первых, это рост естественных наук, создавших предпосылки для технических изобретений. Во-вторых, «дух изобретательства», всегда присущий человеку, но получивший новый импульс в эпоху развития предпринимательства. Техника становится на службу экономике и превращается в двигатель экономического развития. « Технически полезное должно быть полезным и в экономическом отношении. Однако дух изобретательства как таковой не зависим от этого принуждения. Решительные импульсы заставляют его как бы творить второй мир. Однако то, что он создает, обретает свою техническую реализацию лишь в той мере, в какой это диктуется экономическим успехом в рамках свободной конкуренции или решением обладающей деспотической властью воли» [1, с. 122].

Развитие техники в эпоху Нового времени требует особой организации труда. Труд меняет характер, люди становятся звеньями технических процессов, встраиваются в функционирование машин. В итоге впервые в истории человек становится средством по отношению к функционированию технических устройств, что, естественно, вызывает протест. Технизация производства влечет за собой все более узкую специализацию, подчиняет труд механическому ритму. Таким образом, наряду с ростом производительности, изменение характера труда имеет и ряд очевидных негативных последствий. Среди них следует отметить обессмысливание труда, сведенного для каждого конкретного человека к авто-

матическому выполнению какой-то одной, достаточно узкой задачи, утрату общего представления о целях производственной деятельности. Среди последствий развития техники в эпоху современности Ясперс, не уделяя внимания очевидным вещам (рост производительности труда, уровня жизни, комфорта и т.д.), выделяет «отдаление от природы и новую близость к природе». Если тезис об «отдалении от природы» очевиден и не требует пояснения, то утверждение о «новой близости к природе» не совсем понятно. Ясперс имеет в виду приближение к природе благодаря познанию ее законов, закодированных в технических устройствах. В самом деле, создание технических приспособлений и разумное (а не бездумно-автоматическое) их использование подразумевает новое, рациональное, понимающее отношение к природе. Природа уже не выступает в качестве непознанной угрожающей среды, но становится рационализированной, упорядоченной деятельностью человека, в том числе и технической деятельностью.

Следующее выделенное Ясперсом следствие распространения техники в современных обществах - это «расширение реального видения» мира. Благодаря технике человеку становятся доступными аспекты бытия - микро- и макромир, ускользающие от природных органов чувств, непосредственного наблюдения. Неизмеримо разрастается мир, доступный человеческому познанию. Складывается «новое мироощущение», связанное с расширением возможностей преодоления расстояний, средств связи, транспорта, коммуникаций. Планета превращается в единое целое. Среди негативных последствий современного технического прогресса Ясперс отмечает «погружение в бессмысленное существование, пустое функционирование в виде части механизма, отчуждение в автоматичности, утрату собственной сущности в стремлении рассеяться, рост бессознательности и в качестве единственного выхода - возбуждение нервной системы» [1, с. 133].

В эпоху небывалого развития техники обнаруживается ее «демонизм». Под «демоническим» Ясперс понимает «нечто, созданное людьми, но созданное ими непреднамеренно; нечто подавляющее, оказывающее последующее воздействие на все их существование, противостоящее им, не постигнутое ими, как бы происходящее на заднем плане, нераскрытое» [1, с. 137]. Все сказанное в полной мере может быть отнесено к современной техносфере, функционирование которой приобрело настолько масштабный характер, что вполне может восприниматься человеком как некая неуправляемая стихия, таящая новые опасности. Сегодня, спустя почти полвека после размышлений Ясперса, этот «демонизм» современной техники только возрос и усилился. Техносфера способна выйти из-под контроля человека. Возникает специфически современная проблема «преодоления» техники. «Техника стала ни от кого не зависимой, все за собой увлекающей силой. Человек подпал под ее власть, не заметив, что это произошло и как это произошло. Да и кто может в наши дни сказать, что он проник в сущность этого процесса? Между тем, демонизм техники может быть преодолен только посредством подобного проникновения» [1, с. 139].

Вопрос о «преодолении» техники может быть поставлен и решен лишь после того, как адекватно понята сущность техники. Такова точка зрения М. Хайдегерра, представленная им в работе «Вопрос о технике». Хайдеггер стремится отойти от кажущихся оче-

видными представлений о технике, которые могут быть «верными», но не отражающими ее глубинной сущности. «Сущность техники не есть нечто техническое», утверждает философ. Сущность техники коренится в том, что она есть, а ответ на этот вопрос заключается в определении причин, породивших технику. Но что означает понятие «причина»? Обратившись к анализу понятия причины в греческой философии (начало философской рефлексии о категории причинности вообще), Хайдеггер трактует причину, повод, как «произведение», как «выведение» чего-то из состояния «потаенности», непроявленности, в сферу бытия, явленности.

Техника, считает философ, это специфический «вид раскрытия потаенности», имеющий свои характерные особенности. «Выведение из потаенности, которым захвачена современная техника, носит характер предоставления в смысле добывающего производства. Оно происходит таким образом, что таящаяся в природе энергия извлекается, извлеченное перерабатывается, переработанное накапливается, накопленное опять распределяется, а распределенное снова преобразуется. Извлечение, переработка, накопление, распределение, преобразование - виды выведения из потаенности <. > Какого рода открытость присуща тому, что вышло на свет в процессе производящего предоставления? Его во всех случаях заставляют установленным образом быть в распоряжении, а именно с установкой на дальнейшее поставляющее производство. Все, что таким образом поставлено, стоит на особом положении. Назовем его состоянием-в-наличиии» [2, с. 227].

«Виновником», причиной «выведения из потаенности» очевидным образом является человек. Однако Хайдеггер утверждает, что человек «не распоряжается» тем, что проявляется через его деятельность. Нечто проявляется посредством человека, но не порождается им. «По-своему, открывая внутри непотаенности присутствующего в ней, человек лишь отвечает ее вызову - даже там, где ему противоречит. И если, ища и созерцая, человек начинает исследовать природу как некую область своего представления, то, значит, он уже захвачен тем видом открытия потаенности, который заставляет его наступать на природу, как на стоящий перед ним предмет исследования <.. .> Итак, современная техника в смысле поставляюще-предоставляющего раскрытия непотаенности - не просто человеческое дело» [2, с. 228]. Здесь мы подходим к знаменитому и не совсем ясному хайдеггеровскому понятию - «постав». «Постав» - это некое организующее, собирающее начало. Хайдеггер определяет его так: «назовем теперь тот захватывающий вызов, который сосредоточивает человека на поставлении всего, что выходит из потаенности, в качестве состоящего-в-на-личии, - поставом». Таким образом, постав - это предпосланный человеку специфический способ представленности, данности бытия, способ его организации, реализуемый через человека. Современная техника - есть следствие, порождение этого «постава», порождение специфической формы данности мира человеку в эпоху Нового времени. Этот же постав явлен человеку в феномене естественных наук, родственных по сути своей технике. (В отличие от Ясперса, видевшего в науке предпосылку развития современных технологий, Хайдеггер рассматривает науку и технику как проявления одного и того же способа данности мира человеку). Постав, собственно, и есть сущность техники. «Поставом мы

называем собирающее начало той установки, которая ставит, т.е. заставляет человека выводить действительное из его потаенности способом поставления его как состоящего-в-наличии. Поставом называется тот способ раскрытия потаенности, который правит существом современной техники, сам не являясь ничем техническим. К техническому же относится все знакомое нам в виде всевозможных станков, станов, установок и служащее составной частью того, что именуется производством. Последнее вместе со всеми своими составными частями относится к сфере технического манипулирования, которое всегда только отвечает требованиям постава, никогда не формируя его и даже не воздействуя на него» [2, с. 229].

Постав, как и рожденная им техника, - это, в некотором роде, судьба современного человека. Он не может его избежать, вынужден существовать в мире, структурированным именно этим поставом. Постав таит в себе опасность. Но речь не идет о каком-то «демонизме». Речь идет о риске утраты человеком собственной сущности. Хайдеггер пишет: «Угроза человеку идет даже не от возможного губительного действия машин и технических аппаратов. Подлинная угроза уже подступила к человеку в самом его существе. Господство постава грозит той опасностью, что человек окажется уже не в состоянии вернуться к более исходному раскрытию потаенного и услышать голос более ранней истины» [2, с. 234].

1. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

2. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Философия техники

«Человек побеждает природу, подчиняясь ей» - это высказывание

Хайдеггер утверждал что господство техники в современном мире проявляется в

91. Установили связь идей (сущностей) и вещей в античной культуре
• Платон и Аристотель

92. Утрата связи человека с действительностью в результате длительного взаимодействия с компьютером, получила название:
• компьютерный синдром

93. Ф. Бон считал, что высшей технической целью является:
• достижение счастья

94. Философия техники зародилась в:
• XIX в

95. Философия техники зародилась в:
• Германии

96. Формирование целостных машинизированных информационных технологий, их массовое «встраивание» в социальный организм и использование, ведущее к новым моделям деятельности, — это:
• информатизация

97. Хайдеггер утверждал, что господство техники в современном мире проявляется в:
• «упадке языка»

98. Человек рассматривал природу как автономный, бесконечный источник материалов, энергий, сил в:
• Новое время

99. Эспинас назвал религиозной, традиционной и местной технику
• античности

Философия техники

Аристотель считал, что в создании вещей главная роль отводится

Философия техники

Причину кризиса современной цивилизации видел в чрезмерном усилении в культуре «Мегамашин»

Философия техники

М. Шелер считал, что к развитию науки и техники современного человека подвигает

Философия техники

Эспинас назвал религиозной, традиционной и местной технику

Философия техники

Одним из основоположений философии техники Э. Каппа является критерий

Философия техники

Создание условий, позволяющих человеку осуществить определенную деятельность за счет сил и процессов природы, - это

Философия техники

Точка зрения Э. Каппа, в соответствии с которой человек во всех своих созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий, - это

Философия техники

Так как техника всегда используется как средство, орудие, удовлетрворяющее человеческую потребность, она является

иерархической организацией человеческой деятельности

Философия техники

Природу как начало движения и Божественный разум трактовал

Философия техники

Главное философское сочинение Ф. Бэкона, в котором сформулированы основные принципы науки и техники Нового времени, - это

Философия техники

Междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х гг. ХХ в. и ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных, - это

Философия техники

Техника, техническая деятельность и техническое знание, взятые вместе, являются объектом

Философия техники

Философия техники

Феномен техники в современной философии: К. Ясперс, М. Хайдеггер Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

Философия техники

По Эспинасу, наука о совокупности практических правил искусства и техники, развивающихся в зрелых человеческих обществах на определенных ступенях развития цивилизации, - это

Философия техники

По Эспинасу, наука о самых общих формах и самых высших принципах действия всех живых существ, - это

Философия техники

П.К. Энгельмейер показал тесную связь философии техники с

Философия техники

Деятельность, связанная с социальным управлением, социальным планированием, конструированием и проектированием организационных и социальных процессов и структур, - это

Философия техники

Помимо «сотворенной природы» в средневековой философии формируется представление о

Философия техники

«Техническая» наука Архимеда отличается от современных технических наук

теоретическим описанием закономерностей их строения и функционирования

Философия техники

Замысел новой науки и инженерии, сформировавшийся в эпоху Возрождения, практически реализовал

Философия техники

Средневековое понимание природы подготавливает в эпоху Возрождения формирование замысла уже не научного ремесла, а

Философия техники

Техника в субъективном смысле есть искусство находить правильный путь к цели, а техника в объективном смысле - это устоявшаяся совокупность методов и средств, с помощью которых совершаются действия в контексте определенной формы человеческой активности, - считал

Философия техники

«Техника - это понятие, охватывающее все предметы, практики и системы, которые создаются на основе творческого конструирования для удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей, служат в своих фиксированных функциях определенным целям и, в своей совокупности, оказывают на мир формирующее воздействие», - считал

Читайте также: