Grid systems что это

Обновлено: 14.05.2024

Самое важное в веб-дизайне это Grid System. Это основа и фундамент вашего будущего сайта, интерфейса, приложения.

Без использования сеток ваша работа будет кривая и не гармоничная, это первое, а второе сетки позволяют ускорять процесс разработки сайтов.

Прежде чем приступить к созданию дизайна сайта, надо обязательно создать в рабочем макете сетку, по которой вы будите ориентироваться. Сегодня сеточными CSS системами пользуется практически каждый разработчик.

Сетки - это вообще отдельная культура. Есть огромное количество книг, материалов, статей на эту тему. Сетки используются не только при создании сайтов, но и в графическом дизайне. И я вам рекомендую глубоко и досконально изучить данный вопрос. Благо в сети огромное количество материалов на эту тему.

Используя сетку, вот так вот легко и просто вы сможете аккуратно позиционировать текст, задавать размеры, выбирать отступы.

А если вы не будете использовать сетку и все делать "на глаз", то получите кривой результат. Верстальщик получив такой макет, поверьте, будет не очень рад. Глядя на макет, всегда очень просто определить, делал его любитель или профессионал. У хороших дизайнеров никогда не скачут отступы, размеры, шрифты, все сделано аккуратно, ровно. Ниже предоставлен пример работы без сетки, "на глаз".

Кстати, с системой сеток нас познакомили еще в ранней школе. Все помнят тетради в клеточку? В линейку?

Как видите, без сетки - никуда. Она присутствует даже в школьных тетрадях. И создана для того, чтобы облегчать нам жизнь.

Особенно в веб-дизайне сетка важна в работе с текстом. На это тоже обращайте пристальное внимание. Иначе макет может быть с виду казаться ровный, но если внимательно рассмотреть типографию, то все криво будет плясать и скакать по всему сайту, что очень быстро расскажет о вашем непрофессионализме и незнании вопроса. Суть в том, что когда вы работаете в тексте и выбирайте межстрочный интервал (отступ), текст везде должен быть на линии четко, если вы хотите ровный сбалансированный макет.

Baseline

Есть такое понятие как "Базовая линия" (англ. baseline, или линия шрифта) — воображаемая прямая линия, проходящая по нижнему краю прямых знаков без учёта свисаний и нижних выносных элементов. В строке символы текста стоят на базовой линии, а нижние выносные элементы текста «свисают» с неё.

Baseline желательно тоже подчинять определенной сетке. Он задает вертикальный ритм.

Как? Возьмите начертите горизонтальные линии с одинаковыми отступами. Добавьте текст в несколько строчек поверх этой сетки и когда будете задавать расстояние в тексте между строк, вы увидите, как правильно подобный размер выстроит все строчки ровно по линиям вашей сетки.

Какой у вас может возникнуть нюанс?

Для дизайнера вертикальный ритм — это «оптическое понятие», для расчета которого нет точных параметров, поскольку создается он кропотливой проработкой каждого текстового блока, его строк и отступов, размеров. В веб-дизайне все эти тонкости реализовать довольно сложно. Не достаточно просто задавать размеры всех шрифтов под одну высоту строки — это приведет к тому, что в крупных абзацах строки будут слипаться, и буквы будут находить друг на друга, а в мелких расстояние между строками будет слишком большое.

Особенно это плохо смотрится если текст довольно мелкий:

Как я решаю эту проблему? В таких случаях, я делаю меньше отступ. И подбираю его по схеме, чтобы только каждая вторая линия стояла ровно на линии сетки.

Тогда отступ в тексте не такой большой и удобно читать и визуально воспринимается приятнее. Слева пример, когда только каждая вторая линия текста попадает четко на линию сетки, а справа, где каждая линия текста стоит ровно на сетке.

Но имейте в виду, что эта не панацея, подходов и правил и разных сеток огромное количество. Я лишь даю базовые подсказки, от которых вы должны отталкиваться. Многие начинающие веб-дизайнеры игнорируют такие элементарные правила как работа с сеткой и на выходе мы получаем кривые, разношерстные и неприятные макеты. Где потом верстальщики хватаются за голову и не знают как нормально все это сделать и по итогу, точно так же на глаз, делают тяп-ляп. И тем более когда мы живем в мире адаптивного веб-дизайна, сетки являются чуть ли неотъемлемой частью веб-разработки.

Ну и для лучшего понимания зачем нужна сетка и как ее еще используют в веб-дизайне, привожу еще дополнительные примеры на реальный сайтах. Как видите, все везде подчиняется определенной системе.

Модульная сетка используется типографами, графиками, фотографами и дизайнерами выставок для решения двух- и трехмерных визуальных задач. График и типограф с помощью модуля делают рекламу, проспекты, каталоги, книги, журналы, дизайнер выставок создает концепцию экспозиции, стендов, рекламных дисплеев и так далее. Структурируя при помощи модульной сетки плоскости и пространство, дизайнер получает возможность организовать тексты, фотографии и графические изображения по принципам объективности и функциональности. Сокращается число форматов для изобразительных элементов. Величина иллюстрации определяется в соответствии с ее значением для данной темы. Сокращение визуальных элементов и включение их в модульную систему создает впечатление продуманного единства, прозрачности, ясности, возникает порядок в оформлении. Логично организованный дизайн поддерживает достоверность информации и располагает к ней читателя. Информация с ясно и логически расположенными заголовками, подзаголовками, текстами, иллюстрациями и подписями к ним не только быстрее и легче читается, она лучше понимается и откладывается в памяти. Это научно доказанный факт, и дизайнер должен постоянно держать его в уме.
Из главы «Для чего нужен модуль». Книга Йозефа Мюллера-Брокманна «Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков, типографов и оформителей выставок»

Вариантов сеток огромное количество. Именно благодаря ним, журналы, веб-страницы, книги, получаются стильными, красивыми, оригинальными.

Вы должны четко понимать как вы будите использовать сетку и какие элементы в ней располагать.

С чего же начать?

Конечно, сразу новичкам будет довольно сложно все это понять. Но я предлагаю начать изучения сеток с самого простого. Первое и самое нужное, что понадобиться веб-дизайнеру это сетка 960 grid. Научитесь сначала работать с этой сеткой, практикуйтесь и постепенно изучайте другие виды сеток.

Содержание

Уже запутались?

Как и многие веб-дизайнеры до вас. Это, конечно, не высшая математика, но это и не то, что вы хотите делать снова и снова, каждый раз, когда беретесь за новый проект.

Решение? Найти кого-то другого, кто разберется с этими сумасшедшими вычислениями ширины столбцов, забьет их в CSS-документ и позволит вам скачать его бесплатно. (Этим человеком оказался Натан Смит , создатель 960 Grid System ).

Начало и конец

Очевидно, что класс alpha будет применяться к первому дочернему элементу, а класс omega к последнему.

По существу, эти классы задают границы зоны, в которой вы можете размещать модули сетки внутри других модулей.

Схема CSS Grid




Схема содержит все возможные свойства, предоставляемые Гридом. Эти свойства делятся на:

  • родительские (свойства грид-контейнера) и
  • дочерние (свойства грид-элементов)

Обратите внимание: красным цветом отмечены сокращения для свойств:






К концу настоящей статьи у вас будет полное понимание того, как работает каждое из них.

Зачем нужна система сеток?

960 Grid System – как и другие подобные инструменты – обеспечивает быстрый и простой способ создания макетов на основе сетки с помощью CSS. Это делается путем предоставления протестированных на совместимость с браузерами и оптимизированных предустановленных размеров столбцов, в которых вы можете размещать контент.

До CSS3, не так то и просто было разбить веб-страницу на столбцы, не прибегая к утомительным математическим вычислениям.

Например, если у вас есть контейнер шириной в 1000 пикселей, и вы хотите разделить его на три столбца, то это будет 333 и 1/3 пикселя на столбец (не лучшее число). Кроме того, столбцы должны быть разделены, иначе их содержимое сольется – значит нужно добавить отступ.

Если к этому добавить отступ в 10 пикселей с каждой стороны каждого столбца, мы должны дополнительно вычесть по 20 пикселей от ширины каждого столбца. Это дает нам 3 столбца примерно по 313 пикселей в ширину и с отступом в 10 пикселей с каждой стороны (даже в этом случае получается 999 пикселей, а не 1000).

Хотите создать 4 столбца чуть ниже? Тогда вы должны начать весь процесс подсчетов с начала и вычесть 80 пикселей отступа от 1000 пикселей общей ширины, а затем 920 пикселей разделить на 4, чтобы получить ширину столбцов в 230 пикселей.

Наконец, если вы хотите добавить боковую панель, которая будет иметь ширину в одну треть ширины страницы, вы должны создать столбец в 750 пикселей для контента и еще один в 250 пикселей для боковой панели, затем вычесть 40 пикселей отступа, чтобы получить ширину одного столбца 730 пикселей и 230 пикселей – ширину другого.

Полезные инструменты

Еще хочу поделиться полезными ресурсами для построения сеток.

Генератор модульных сеток. Приложение позволяет задавать Baseline, ширину и высоту модуля, количество модулей, отступы, общую ширину. Можно все это сохранить как PNG паттерн или photoshop паттер или даже маску. Можете поиграться с параметрами и наглядно понять как создается сетка и из каких частей она состоит.

Более простое приложение. Помогает быстро делать расчет сеток для веб-сайтов и приложений под разные разрешения экранов.

Gridinator

Удобный инструмент, позволяет генерировать сетку с параметрами pixel widths, em widths, percentage widths. Есть экспорт сетки в CSS, html, image.

Инструмент для продвинутых дизайнеров. Больше подойдет скорее разработчикам, так как приложение делает экспорт в CSS только. Есть еще возможность задать набор параметров для типогрфии.

Хорошее приложение, которое поможет создать вертикальный ритм для текста. Но как вы можете заметить, Baseline тут действует иначе. Это больше вариант CSS вертикального ритма. Программа при увеличении/уменьшении размера отступов строк автоматически подгоняет размеры шрифтов, чтобы текст не слипался или наоборот не был слишком большим. Программа наглядно поможет вам понять, как это работает в CSS.

У вас остались вопросы? Или хотите что-то добавить важное к этой главе? Оставьте свой комментарий.

Дизайн на базе сетки

Прежде чем перейти к специфике 960 Grid System , давайте кратко рассмотрим дизайн на основе сетки в целом. Эта идея, конечно, не возникла с появлением Интернета. На самом деле, она происходит от одного из старейших и фундаментальных принципов проектирования: выравнивания.

Наш мозг привык упрощать вещи, чтобы их легче было понять. Именно поэтому мы стараемся навести порядок в вещах, которые кажутся хаотичными. Поэтому мы и видим изображения лиц в лунных кратерах.

Естественно, чем легче наводится порядок, тем быстрее наш мозг может определить шаблон и двигаться дальше. Сетки настолько организованны и упорядочены, что они практически не требуют дополнительного осмысления с нашей стороны .

Рассмотрим два макета страниц, которые представлены на рисунке ниже:


Хотя оба этих изображения представляют собой просто набор прямоугольников, верхнее изображение кажется нам принципиально лучше, чем то, что расположено ниже. Мы можем мгновенно распознать структуру, принять ее и двигаться дальше.

Нижнее же изображение визуально кажется неупорядоченным. В нем нет четкой закономерности, порядка или цели – оно просто выглядит как набор случайных фигур.

Когда мы смотрим на что-то, наши глаза имеют тенденцию судорожно пытаться за доли секунды найти закономерность, что увеличивает время, необходимое нам, чтобы оценить картину в целом.

Любопытно, что случайные вещи все равно могут быть красивыми. Случайные элементы, безусловно, могут выглядеть красиво на природе, в искусстве, и даже в дизайне, но им не место в логической организации информации.

Дело в том, что сетки являются одним из самых простых и мощных способов создать порядок на странице. Они могут казаться холодными и жесткими, но помните, что они являются очень эффективными и действенными, к тому же они могут быть достаточно гибкими, если вы не боитесь, что ваше воображение увязнет во всех элементах, необходимых для организации структуры.

Задача "Грид"

Основная задача «грид» - согласованное распределение ресурсов: [1] и решение задач в условиях динамических, многопрофильных виртуальных организаций [2]
Исследования и разработки в сообществе грид привели к разработке протоколов, сервисов и инструментария, направленного именно на те проблемы, которые возникают при попытке создания масштабируемых ВО. Эти технологии включают в себя: решения по безопасности, поддерживающие управление сертификацией и политиками безопасности, когда вычисления производятся несколькими организациями;

  • Протоколы управления ресурсами и сервисами, поддерживающие безопасный удаленный доступ к вычислительным ресурсам и ресурсам данных, а также перераспределение различных ресурсов;
  • Протоколы запроса информации и сервисы, обеспечивающие настройку и мониторинг состояния ресурсов, организаций и сервисов; <
  • Сервисы обработки данных, обеспечивающие поиск и передачу наборов данных между системами хранения данных и приложениями.

Архитектура CSS Grid

Как же Грид работает? Элементы Грида (grid items) располагаются вдоль главной или основной (main) и поперечной (cross) оси (axis). При помощи различных свойств мы можем манипулировать элементами для создания макетов.




Помимо прочего, у нас имеется возможность объединять строки и колонки подобно тому, как мы это делаем в Excel , что предоставляет нам большую гибкость, чем Флекс ( Flexbox ).

К слову, если вас интересует Флекс, вот соответствующая статья.

Настройка проекта




Для данного проекта требуются начальные знания HTML , CSS и умение работать с VSCode (или другим редактором по вашему вкусу). Делаем следующее:

  1. Создаем директорию для проекта, например, Project1 и открываем ее в редакторе ( cd Project1 , code . )
  2. Создаем файлы index.html и style.css
  3. Устанавливаем в VSCode сервер для разработки ( Live Server , расширение) и запускаем его

Или вы можете просто открыть Codepen (или любую другую песочницу) и начать писать код.

Все готово, можно приступать к делу.




Создаем 3 контейнера внутри body :

Шаг 1

Шаг 2

Немного стилизуем body :

Шаг 3

Стилизуем все контейнеры:

Не волнуйтесь, мы рассмотрим каждое из указанных свойств Грида.

Шаг 4

Добавим небольшой отступ между контейнерами:

Свойства грид-элементов




Шкала CSS Grid

Данная шкала показывает, как вычисляются строки и колонки при их объединении. Для этого используется два вида единиц:

На представленной ниже иллюстрации показаны начальные и конечные точки строк и колонок в одной ячейке:




При использовании функции repeat() мы может установить одинаковую ширину/высоту для колонок/строк. Пример с колонками:

Это аналогично следующему:

Небольшая заметка




При использовании единицы измерения fr , доступное пространство делится на равные части.

В данном случае доступное пространство делится на 4 равные части.

grid-columns: start/end

Данное свойство позволяет объединять колонки. Оно является сокращением для:




Мы разделили доступное пространство на 12 равных частей как по ширине, так и по высоте. 1 контейнер занимает 1 часть или фракцию. В данном случае 8 фракций остались невостребованными.

Поскольку мы говорим о свойствах дочерних элементов, имеет смысл разделить их стили:

Вернемся к шкале. Мы разбираемся с колонками — поэтому пока не обращайте внимания на строки.




Каждый класс .box-* по умолчанию имеет такой масштаб (scale):

Это можно переписать с помощью ключевого слова span :

Давайте "присвоим" 8 фракций .box-1 :




Небольшая заметка

Как мы производим вычисления? box-1 занимает 1 часть. Кроме этого, к ней добавляется еще 8 частей. И еще 1 в конце. Получается: 8 + 1 + 1 = 10.

Как использовать ключевое слово span

Считается, что использование span делает код более читаемым.

В этом случае нам просто нужно добавить к box-1 8 частей:

Это даст такой же результат.

grid-row: start/end

Данное свойство позволяет объединять строки. Оно является сокращением для:

Теперь сосредоточимся на строках:




Давайте добавим к box-1 9 частей:

Расчет выглядит так: box-1 занимает 1 часть + 9 частей + 1 часть в конце, получается 9 + 1 + 1 = 11.

Вот вариант со span :




grid-area

Сначала нам нужно настроить grid-temlate-areas , о чем мы говорили выше. После этого в дочерних классах определяются названия областей, которые используются в родительском классе:




Определяем grid-template-areas в родительском классе:




Затем определяем grid-area в дочерних классах:




justify-self

Данное свойство используется для позиционирования отдельного грид-элемента вдоль основной оси. Оно принимает 4 возможных значения:




align-self

Данное свойство используется для позиционирования отдельного грид-элемента вдоль поперечной оси. Оно принимает 4 возможных значения:




Полезные книги

Хочу еще порекомендовать полезные книги о сетках в графическом дизайне.

Grid Systems in Graphic Design: A Йозеф Мюллер-Брокманн «Модульные системы в графическом дизайне»

Книга для начинающих графиков, типографов и оформителей выставок.

Эта книга — настоящий рай для перфекционистов. Представляет собой подробное пособие, которое необходимо читать даже тем, кто знает советы о вёрстке наизусть. Книга не просто детально и убедительно доказывает универсальность модульного метода, но и поможет структурировать все знания в систему.

The complete guide to CSS grid

Полное руководство по CSS сетке. Отличный материал для дизайнеров и разработчиков.

Аллен Хёрлберт - Сетка

Книга Аллена Хёрлберта "Сетка" (аналогично предыдущей), даже на русском.

Модульные сетки: Проектирование многополосных изданий

Лаптев, Владимир Владимирович

Сетки, креативные решения для графических дизайнеров

Making and Breaking the Grid
Автор: Timothy Samara

960 Grid System - это очень просто

Когда я впервые столкнулся с 960 Grid System, я был чрезвычайно взволнован тем, как просто с ее помощью можно реализовать сложные макеты.

Однако, так как в то время я был еще относительным новичком в веб-дизайне, когда я скачал файлы, там было столько информации, что очень быстро все это мне стало казаться очень сложным:


При наличии такого количества кодов, разве можно просто создать макет?

Эта статья предназначена для веб-дизайнеров и веб-разработчиков интерфейсов, которые интересуются системами макетов на базе сетки, но не могут в них разобраться.

Мы рассмотрим конкретно 960 Grid System , однако после прочтения этого руководства, вы увидите, что большинство других систем сеток очень похожи, и вам будет проще с ними работать после того, как вы поймете несколько основных принципов.

Push Me, Pull Me

960 Grid System позволяет независимо перемещать элементы, перетаскивая их вдоль горизонтального края. Это достигается с помощью классов CSS push и pull .

Рассмотрим два примера, приведенные на рисунке ниже. Первый пример является макетом, состоящим из 4 столбцов, использующим только класс grid_3 .

А во втором варианте, я потянул первый столбец и поставил его на место последнего, в результате чего столбцы сместились на одну позицию, относительно того, как они обычно располагаются в макете:


Имейте в виду, что вы можете перетаскивать блоки куда угодно. Если бы я захотел перетащить элемент из двух столбцов, я бы реализовал класс push_2 , и так далее.

Система push/pull глубоко затрагивает структуру страницы в HTML-документе.

Например, представьте, что в приведенном ниже примере мы вводим имя сайта в логотипе и помещаем его в первый элемент на странице.

Логотип является одним из важнейших элементов сайта, и вы хотели бы, чтобы он присутствовал в качестве первого пункта HTML-разметки. В тоже время, чтобы визуально он выводился в центре страницы.


Чтобы визуально расположить элемент логотипа между двумя текстовыми столбцами, вы должны использовать следующий HTML-код:

В результате выводимый макет будет выглядеть следующим образом:


Несмотря на то, что логотип стоит в начале разметки, визуально он будет располагаться в центре страницы.

Ресурсы 960 Grid System

Теперь, когда вы являетесь экспертом веб-дизайна на основе сетки и 960 Grid System , вот несколько инструментов и ресурсов, с которыми вы можете ознакомиться, чтобы еще больше разобраться в этой теме.

Fluid 960 Grid System

Замечательная адаптивная версия 960 GS ! Плавающие веб-макеты позволяют скорректировать структуру, чтобы она соответствовала странице. В них применяются некоторые действительно сложные коды, но если вы используете эту систему, она будет делать всю тяжелую работу за вас:


The 1KB CSS Grid

Чрезвычайно простая система сеток, элементарная и легкая для понимания. Она имеет много возможностей для настройки, но по умолчанию использует базу в 960 пикселей:


Variable Grid System

Простой и гибкий конструктор CSS сеток на базе 960 Grid System :


Grid-Based Design Gallery

Если вы скептически относитесь к 960 Grid System и к тому, что дизайн на основе сетки может предложить вам как веб-дизайнеру, ознакомьтесь с этой галереей макетов. Как видите, приложив немного фантазии и изобретательности, вы получаете просто безграничные возможности:


Typogridphy

Цитата с официального сайта: « Typogridphy – CSS фреймворк, разработанный, чтобы предоставить веб-дизайнерам и разработчикам интерфейсов возможность быстро создавать привлекательные сеточные макеты типографского качества »:


Tiny Fluid Grid

Это конструктор сеток для адаптивной версии описанной выше системы 1KB Grid System :


За рамки сетки

Стоит признать, даже со всеми возможностями, предлагаемыми сеточными системами наподобие 960 GS , до сих пор существует ряд ограничений. Никто не говорит, что все веб-сайты должны создаваться на основе сетки – это приведет к застою творчества и отсутствию развития новых макетов страниц.

Кроме того, поэкспериментировав с 960 GS , вы увидите, что существует множество способов выйти за рамки системы, что заставит вас переосмыслить свои проекты.

Свойства грид-контейнера




Начнем со свойств родительского элемента.

grid-template-columns

Данное свойство используется для определения количества и ширины колонок. При этом, можно определять как свойства для каждой колонки в отдельности, так и устанавливать ширину всех колонок с помощью функции repeat() .





Добавим строку в style.css :

  • значения в пикселях будут точными. Ключевое слово auto означает заполнение элементом всего доступного пространства
  • использование единицы fr (фракция) в repeat() означает, что все контейнеры будут иметь одинаковую ширину

grid-template-rows

Данное свойство используется для определения количества и высоты строк. При этом, можно определять как высоту каждой колонки в отдельности, так и устанавливать высоту всех строк с помощью функции repeat() .






Изменим строку в style.css :

grid-template-areas

Данное свойство используется для определения количества пространства, занимаемого ячейкой Грида (grid cell), в терминах колонок и строк, в родительском контейнере.




Это можно считать схемой макета:




Для получения результата требуется не только родительское, но и хотя бы одно дочернее свойство:

  • grid-template-areas : родительское свойство, создающее схему
  • grid-area : дочернее свойство, которое использует схему

Создаем схему

Применяем схему

Обратите внимание: мы вернемся к свойству grid-area , когда будем говорить о дочерних свойствах.

column-gap

Данное свойство используется для добавления отступа между колонками.




Обратите внимание: свойство column-gap используется совместно со свойством grid-template-columns .

row-gap

Данное свойство используется для добавления отступов между строками.




Обратите внимание: свойство row-gap используется совместно со свойством grid-template-rows .

justify-items

Данное свойство используется для позиционирования грид-элементов внутри грид-контейнера вдоль главной оси. Оно принимает 4 возможных значения:






Добавим еще один контейнер в HTML :

И немного изменим CSS :

align-items

Данное свойство используется для позиционирования грид-элементов внутри грид-контейера вдоль поперечной оси. Оно принимает 4 возможных значения:




justify-content

Данное свойство используется для позиционирования самого грида внутри грид-контейнера вдоль основной оси. Оно принимает 7 возможных значений:






align-content

Данное свойство используется для позиционирования самого грида внутри грид-контейнера вдоль поперечной оси. Оно принимает 7 возможных значений:






Сокращения для свойств CSS Grid

  • place-content
  • place-items
  • place-self
  • grid-template
  • gap / grid-gap

place-content




Данное свойство является сокращением для:

place-items




Данное свойство является сокращением для:

place-self




Данное свойство является сокращением для:

grid-template




Данное свойство является сокращением для:

  • grid-template-rows
  • grid-template-columns

gap/grid-gap




Данное свойство является сокращением для:

История

Термин «облачные вычисления» [5] появился в начале 1990-х гг. как метафора о такой же лёгкости доступа к вычислительным ресурсам, как и к электрической сети (англ. power grid) в сборнике под редакцией Яна Фостера и Карла Кессельмана «The Grid: Blueprint for a new computing infrastructure».
Идеи Grid-системы (включая идеи из областей распределённых вычислений, объектно-ориентированного программирования [6] , использования компьютерных кластеров, веб-сервисов и др.) были собраны и объединены Иэном Фостером, Карлом Кессельманом и Стивом Тики, которых часто называют отцами технологии ГРИД. Они начали создание набора инструментов для Grid Globus Toolkit [7] , который включает не только инструменты менеджмента вычислений, но и инструменты управления ресурсами хранения данных, обеспечения безопасности доступа к данным и к самому гриду, мониторинга использования и передвижения данных, а также инструментарий для разработки дополнительных сервисов Грид. В настоящее время этот набор инструментария является де факто стандартом для построения инфраструктуры на базе технологии грид, хотя на рынке существует множество других инструментариев для Grid-системы как в масштабе предприятия, так и в глобальном.

Заключение

Теперь в ваших руках имеется мощное средство для создания адаптивных макетов веб-страниц.

VPS-хостинг с быстрыми NVMе-дисками и посуточной оплатой. Загрузка своего ISO.

Грид-система

Погодите-ка




Давайте разберемся с отношениями между родительским и дочерними элементами.




Свойства родительского элемента определяются в .container , а свойства дочерних элементов — в .box-* .

Подводя итоги

Получив эти новые знания, теперь вы должны чувствовать себя экспертом 960 Grid System .

Базовые принципы системы включают в себя всего 5 концепций, которые вы должны помнить:

  • используйте класс container_12 для версии системы с 12 столбцами и container_16 для версии с 16 столбцами;
  • используйте классы grid_1 , grid_2 , grid_3 и т.д., чтобы установить ширину столбцов. Если вы хотите заполнить горизонтально всю ширину страницы, убедитесь, что сумма номеров классов равняется 12 или 16 соответственно ( grid_4 + grid_2 + grid_6 = 12);
  • используйте классы push и pull , чтобы самостоятельно размещать элементы на странице, независимо от их положения в документе разметки;
  • используйте классы prefix и suffix , чтобы создавать пустые пространства в макете;
  • используйте классы alpha и omega , чтобы установить границы для любых вложенных элементов сетки.

В 960 Grid System используется также сброс CSS. Это опциональный файл, в основе которого лежит популярный набор сброса CSS Эрика Мейера . Если он вам понравится, используйте его. Если нет, отправьте его в корзину!

Ваши мысли по поводу сеточных систем?

Оставьте свой комментарий и расскажите нам, какую сеточную систему вы предпочитаете, а также была ли вам полезна приведенная нами информация. Какие преимущества вы видите в сеточных системах, какие недостатки? Поделитесь своими мыслями с нами.

Типы GRID-систем

В настоящий время выделяют три основных типа GRID-систем:

  1. GRID на основе использования добровольно предоставляемого свободного ресурса персональных компьютеров (добровольная GRID);
  2. Научная GRID — хорошо распараллеливаемые приложения программируются специальным образом (например, с использованием Globus Toolkit);
  3. GRID на основе выделения вычислительных ресурсов по требованию (Enterprise GRID или коммерческая GRID) — обычные коммерческие приложения работают на виртуальном компьютере, который, в свою очередь, состоит из нескольких физических компьютеров, объединённых с помощью GRID-технологий.

Концепция грид

Грид-технологии (Grid) позволяют создать географически распределенные вычислительные инфраструктуры, которые объединяют разнородные ресурсы и реализуют возможность коллективного доступа к этим ресурсам [3] . Принципиальной новизной этих технологий является объединение ресурсов путем создания компьютерной инфраструктуры нового типа, обеспечивающей глобальную интеграцию информационных и вычислительных ресурсов на основе сетевых технологий и специального программного обеспечения промежуточного уровня (middleware), а также набора стандартизованных сервисов (служб) для обеспечения надежного совместного доступа к географически распределенным информационным и вычислительным ресурсам: отдельным компьютерам, кластерам, хранилищам информации и сетям. Основными направлениями развития грид-технологий являются: вычислительный грид, грид для интенсивной обработки данных и семантический грид для оперирования данными из различных баз данных.
Для построения полностью функциональной грид-системы необходимо программное обеспечение промежуточного уровня (middleware) [4] , построенное на базе существующих инструментальных средств и предоставляющее высокоуровневые сервисы задачам и пользователям. Создание и реализация грид-технологий является сложной научной и практической проблемой, находящейся на стыке большого количества научно-технических направлений.

Пример использования грид-систем

Пусть есть ученый, которого попросили проверить чью-то новые полученные данные. Он начинает необходимые вычисления на удаленном сервере С. Начав исполняться, процесс на сервере С понимает, что ему необходима симуляция. Для этого он обращается к посреднику (на сервере D). Тот инициирует вычисления на серверах E и G, которые для получения необходимых параметров обращаются к серверу F. Данный пример иллюстрирует следующие важные характеристики грид-систем. Множество пользователей, как и набор ресурсов может быть большим и динамически меняться. Участники научного сообщества могут быть из разных организаций и меняться довольно часто, ресурсы могут изменять свои свойства. Вычисления могут охватывать разное число ресурсов в течение своего исполнения. Процессы исполнения могут общаться друг с другом, используя множество различных механизмов. Ресурсы могут потребовать разные механизмы аутентификации и авторизации и разных политик. Так в примере показаны следующие политики контроля доступа: Kerberos(сервер С), SSL(сервер D), обычные пароли. Также один и тот же пользователь может быть представлен на разных серверах разными именами, правами и учетными данным.

Полное визуальное руководство/шпаргалка по CSS Grid



Сегодня мы с вами рассмотрим свойства CSS Grid (далее также — Грид), позволяющие создавать адаптивные или отзывчивые макеты веб-страниц. Я постараюсь кратко, но полно объяснить, как работает каждое свойство.

Что такое CSS Grid ?




Грид — это макет для сайта (его схема, проект).

Грид-модель позволяет размещать контент сайта (располагать его определенным образом, позиционировать). Она позволяет создавать структуры, необходимые для обеспечения отзывчивости сайтов на различных устройствах. Это означает, что сайт будет одинаково хорошо смотреться на компьютере, телефоне и планшете.

Вот простой пример макета сайта, созданного с помощью Грида.

Компьютер




Телефон




Требования к безопасности в грид

Таким образом можно выставить следующие требования к системе безопасности в грид-системах:

  • Аутентификация - предоставление интерфейсов для вставки разных механизмов аутентификации и возможности обнаружения механизма аутентификации.
  • Авторизация - предоставление возможности контролировать доступ, основываясь на правилах авторизации.
  • Делегирование - предоставление возможности передачи прав от пользователя сервису.
  • Приватность - предоставление и пользователю, и обладателю сервиса возможности контролировать правила использования ресурсов.
  • Целостность данных - гарантия того, что неавторизированные изменения данных будут обнаружены на стороне сервиса.
  • Управляемость - предоставление удобного инструмента управления политиками на разных ресурсах, разрешения конфликтов.
  • Встраивание в существующие системы и технологии - добавление инфраструктурного взаимодействия в существующие разноплановые технологии.

Далее можно выделить основные свойства решений по безопасности в трех продуктах. Эти продукты: Globus, Legion, CRISIS для WebOS.

Globus Toolkit
Его решение подразумевает, что грид-система огромная и динамическая, включает в себя множество меняющихся во времени "областей доверия". Решение динамического выставления областей доверия и динамического создания сущностей основана на идее выдачи сертификатов. То есть безопасность в Globus Toolkit включает в себя криптосистему на открытых ключах. Выдача прав связана с проверкой сертификатов. И для того, чтобы доверять предъявителю сертификата, нужно доверять лишь центру выдачи сертификатов(certificate authority CA). [Источник 2]

Legion
Legion - это распределенная вычислительная платформа для комбинирования множества независимых машин в одну систему. Все ресурсы, включая вычислительные мощности, базы данных, Legion объединяет, используя один объектно-ориентированный мета-компьютер. Модули обеспечения безопасности в данной платформе входят в Legion Runtime Library(библиотека времени исполнения), которая определяет необходимые базовые объекты, такие как объекты ядер, хостов и хранилищ. [Источник 3]

Crisis
CRISIS это одна из компонент WebOS [8] . WebOS - это приложение, основной целью которого является поддержка сетевых приложений на разных операционных системах. И CRISIS приходится решать вопросы безопасности такие как Аутентификация, Авторизация. CRISIS это event-based система, включающая два основных компонента для авторизации и аутентификации. Первый это менеджер процессов, который принимает запросы (логин или доступ к ресурсу) и security менеджер, который хранит личные данные субъектов и принимает решения по поступающим запросам. [Источник 4]

960 grid system

960 grid system - это пожалуй самая распространенная система сеток для веб-дизайна. Более подробную информацию можно узнать на официальном сайте 960 grid и там же скачать исходники сетки. Если очень вкратце, то принцип работы с этой сеткой очень хорошо объясняется в этом видео:

Некорректная ссылка. Попробуйте другую.ОтменаВставить

Простыми словами, при работе с дизайном используйте вертикальную и горизонтальную сетку. Как я уже говорил, это очень глубокая тема и требует довольно досконального изучения, чтобы хорошо понимать как устроены сетки и как с ними правильно работать. Поэтому очень подробно описывать все процессы работы с сетками в этой главе, я не вижу смысла. Уже написано большое количество прекрасных книг на данную тему, снято обучающих видео, создано полезных статей. Все это надо внимательно изучить, если вы хотите быть настоящим профессионалом. Подробное изучения сеток и какие они бывают, где используются и как, вы можете узнать в ниже предоставленных материалах.

Если говорить совсем просто, то на выходе ваш макет должен иметь вот такой вид:

Как видите, все четко, ровно, по колонкам. Конечно, если вы смотрели внимательно, то заметили, что кнопки выходят за колонки. Это нормально, такое допустимо, основа блока сделана по сетке, а внутри блока, уже допустимы отклонения. Выше на скрине можете еще увидеть у цитат текст не по колонкам. Это тоже нормально. Сама основа (фон) сделана ровно по колонке, а то что уже внутри этого блока происходит может жить своей жизнью, как ей удобно. Внутри автор добавил для цитаты отступы, дал воздух тексту со всех сторон и цитата выглядит симпатично и хорошо. И точно так же в футере иконки оплаты выровнены по правому краю, а уже внутри блока, иконки не подчиняются сетке, хотя можно сделать иконки и больше, и подогнать ровно под три колонки, но они будут выглядеть гигантскими. Тут уже надо развивать вкус, чувствовать композицию, соотношения объектов, баланс. Все придет со временем.

Поэтому вам надо много практики и изучений данного вопроса.

Прежде чем начать создавать макет веб-сайта, определитесь какую сетку вы будите использовать.

1. Для начала создайте горизонтальный ритм. Какая ширина сетки? Сколько колонок? Какие отступы? В этом вам помогут генераторы сеток онлайн. (Modulargrid, gridcalculator и др.)

2. Дальше создайте вертикальный ритм для Baseline.

Использование сетки при передаче макетов в верстку

После того, как вы создали сетку в макет, и хотите передать исходник ее не стоит удалять из слоев. Оставьте слой сетки активным слоем и чтобы ее было видно. А еще лучше передавать сетку верстальщикам в виде отдельной спецификации. Вы можете приложить к основному jpg макета дополнительный jpg с сеткой. Можно еще прописать на нем основные размеры — например шаг, отступ, ширину колонки, размеры шрифтов. Тогда соответствие вашего макета и верстки станет более точным.

Опять же в помощь могут прийти генераторы сеток онлайн, которые помогут вам сгенерировать все необходимые данные для верстальщика.

Не всегда все начинается с сетки

Еще хотел бы добавить важный момент, что при создании дизайна ( в частности если вы разрабатываете еще что-то кроме сайтов и приложений) , не всегда лучше начинать именно с сетки. Для начала лучше начать с бумажного эскиза или наброска композиции, а уже после этого когда вы знаете, что хотите получить, подобрать или построить сетку. Бываеет, так, что например рисуешь дизайн обложки к журналу по сетке, все ровно, красиво, но когда отключаешь сетку, композиция выглядет иначе. Поэтому учитывайте в первую очередь свое визуальное восприятие. Если отключая сетку, вы видите, что , что-то не так, возможно стоит переделать как надо без сетки, а потом уже подогнать и расчитать новую сетку, которая бы соответстовала вашей правильной композиции и отступам.

960 Grid System

960 Grid System – это простой способ создавать макеты сайтов с использованием сетки, которая имеет ширину 960 пикселей:


Причина, почему в качестве базовой ширины выбраны 960 пикселей, заключается в том, что число 960 дает возможность для создания большого количества вариантов разбивки на столбцы и отступы, используя при этом только целые числа. И эти варианты прекрасно вписываются в большинство расширений экранов.

960 GS выпускается в двух основных вариантах: сетка с 12 столбцами и сетка с 16 столбцами (возможно подключение 24-разрядной версии, для тех, кому нужен экстремальный контроль дизайна).

В версии из 12 столбцов, самый узкий столбец имеет ширину 60 пикселей. Ширина каждого следующего столбца увеличивается на 80 пикселей.

Таким образом, доступные размеры ширины столбцов составляют: 60, 140, 220, 300, 380, 460, 540, 620, 700, 780, 860 и 940 пикселей:


В 16-разрядной версии самый узкий столбец имеет ширину 40 пикселей, и каждый следующий столбец становится шире на 60 пикселей.

Таким образом, доступные размеры ширины столбцов составляют: 40, 100, 160, 220, 280, 340, 400, 460, 520, 580, 640, 700, 760, 820, 880 и 940 пикселей:


Сессии CSS классов

Когда вы смотрите на приведенные выше диаграммы, то каждую из темно-синих горизонтальных полос можно рассматривать в 960 Grid System , как класс CSS.

Чтобы создать объект в структуре вашей страницы, ширина которого соответствует ширине одного из этих блоков, нужно просто присвоить ему в div надлежащий класс – вот и все!

Таким образом, еще раз взгляните на приводимое раньше изображение, но на этот раз думайте о разных размерах ширины столбцов, как о классах CSS:


Эта система названий позволяет невероятно просто за считанные секунды составлять сложные макеты. Для того чтобы заполнить всю ширину страницы используется хитрая уловка. Суть ее заключается в том, что сумма номеров выбранных классов должна равняться 12 в 12-разрядной версии и 16 в 16-разрядной версии.

Например, в версии с 12 столбцами, если у вас есть 3 блока текста, которые вы хотите разместить бок о бок в 3 столбца, просто присвойте класс grid_4 каждому из них, что в сумме составит 12 (4+4+4=12):


Аналогично, присвоив класс CSS grid_4 в версии с 16 столбцами, можно легко создать макет из 4 столбцов (4+4+4+4=16):


Чтобы быть уверенными, что вы использовали соответствующие классы, не забудьте разместить элементы 12-разрядной версии внутри div с классом container_12, а классы 16-разрядной версии внутри div с классом container_16 .

Если вы никогда до этого не работали с 960 GS, я рассчитываю, что прямо сейчас у вас вырвется восклицание на манер « Вот оно как! », которое будет относиться к тому, насколько просто манипулировать макетом с помощью этой системы.

Полностью пустые пространства

Чтобы достичь этого, для блоков div применяются классы prefix и suffix . Их реализация очень похожа на реализацию классов push и pull.

Например, чтобы оставить пустое пространство, которое будет по ширине равно одному столбцу, используйте перед элементом класс prefix_1 или после элемента класс suffix_1 :


Как видите, в приведенном выше примере используется класс suffix_3 , чтобы создать после него пустое пространство шириной в три столбца.

Читайте также: