Готика 2 почему

Обновлено: 05.07.2024

Кольцо воды
Задания с братством “Кольца воды”, я специально оставил напоследок, как самое интересное. Подойдите к Ларесу и попросите отвести к магам воды. Свой пост покинуть он не может, но если вы найдете замену, он с радостью проводит к месту раскопок. Для этого он вручит кольцо. Оно понадобится, чтобы вас узнавали другие члены братства. Идите к Бальтмару, предварительно надев кольцо. Тот признает в вас своего, и согласится покараулить, пока Ларес будет отсутствовать.
Сообщите об этом Ларесу. Теперь можно выдвигаться в путь. За врагов, убитых Ларесом, опыт идет вам, так что стойте в сторонке. Благо, выносит он всех без проблем. Отойдя от города на порядочное расстояние, он сменит кольчугу и более подробно расскажет о братстве “Кольцо воды”. Бегите дальше.

Единственное место, где стоит задержаться — у перекинутого моста. Там слева под сосной лежит неплохой арбалет.
Дойдя до раскопок, Ларес вручит вам орнамент и вернется в город. Можете обыскать пирамиды и зачистить местность от монстров. Получите кучу опыта и найдете немало полезных вещей. Также можно обшарить шахту, но в ней куча големов, которые оживают после того, как вы взломаете сундук. Так что можете рискнуть, но бежать назад придется очень быстро.
Внутри пирамиды вас ждут стаи крыс. Наткнувшись на останки каменного стража — обыщите. В них найдете скрижаль. В одном из залов вы наткнетесь на старого знакомого — Сатураса. Маг сразу вспоминает историю с рудой и освящением Уризель. Кстати, в этом был замешан еще один знакомый маг — Мильтен. интересно, что с ним? Из-за чего долго возмущается, потрясая воздух проклятиями, но все же соглашается выслушать вас. Узнав, зачем вы сюда пришли, приходит в состояние крайнего удивления и начинает проклинать еще больше. Тем не менее, дает задание — передать послание Риордану. Вообще советую внимательно почитать диалоги. Куча удовольствия и здоровый смех — обеспечены.
Риордан стоит в следующем зале. Скажите, что его ждет Сатурас. Также он может обучить обращаться с амулетом, который дал Ватрас. Продолжайте обследовать руины и знакомиться с магами воды. Миксир (каково имечко!) может обучить читать скрижали. Мердарион попросит исследовать систему телепортов и даст ключ от двери. Нефариус попросит найти недостающие части орнамента и даст карту с отметками мест, где они находятся. Поговорите с Сатурасом насчет поисков. Он посоветует обратиться к Ларесу. Больше делать здесь нечего. Пора начинать выполнять задания.
Открывайте дверь ключом, вскрывайте сундук, подбирайте древнюю табличку с полки и прыгайте в телепорт. Орк. С варгом. Зато почти у города. Если вы недостаточно сильны, убегайте в город или прыгайте в телепорт. Вы окажетесь рядом с таверной “Мертвая гарпия”. Идите к ней и поговорите с Орланом насчет телепортов. Не забудьте показать кольцо. Он даст ключ от комнат наверху и двери в пещеру с телепортом. Возвращайтесь назад к месту, где появились, и открывайте дверь. Используйте телепорт. Вы опять у магов. Сдайте задание и возвращайтесь в город.
Попросите Лареса сопроводить вас к месту, где находится орнамент. Путь будет пролегать, как обычно. Ларес будет убивать, вы — получать опыт. Дойдя до места назначения, нажмите все кнопки на камнях и убейте появившегося стража. С тела подберите орнамент. Вообще, в лесу бегает много всякой живности, поэтому можно основательно насобирать опыта и трофеев. Второй круг камней находится на полях Онара. Здесь никаких проблем не будет. Третий — рядом с двором Лобарта. Там вы встретите Кавалорна. Он согласится помочь вам.
Правда, толку от нажимания кнопок нет. Поговорите с Кавалорном. Он расскажет, что каменное чудище порубали паладины. Идите в город к лорду Хагену. Если вас не пускают в мэрию, крадитесь мимо стражи старым способом. Самому лорду глубоко фиолетово, кто ходит по мэрии и в какой гильдии состоит. На просьбу отдать орнамент он легко соглашается. “Оно все равно не работает”. Сообщите Кавалорну, что достали орнамент.
Возвращайтесь к магам. Отдайте Нефариусу все орнаменты и идите в зал, где будет твориться церемония. Когда орнамент будет собран, поговорите с Нефариусом и Сатурасом. Последний даст согласие, если у вас есть доверительное письмо от Ватраса. Получить его нетрудно. Для начала вступите в одну из гильдий и передайте послание насчет драконов лорду Хагену. Теперь подойдите у Ватрасу и скажите, что готовы вступить в “Кольцо воды”. Он сообщит, что посвящение в братство будет проходить в таверне “Мертвая гарпия”, а до этого было бы неплохо сбегать к Исгароту и передать ему послание. Сделайте. Он, как обычно, молится в часовне на пути к монастырю. Если письмо не читать, то получите 200 опыта, иначе — всего 50. Доложите о выполненном задании и выберите себе награду: кусок руды, кольцо ловкости или коронное растение.

Маг огня
Чтобы попасть в монастырь, поговорите с Педро у ворот. Он расскажет: чтобы стать послушником, нужно привести овцу и пожертвовать 1000 золотых. Какие жадные маги. Овцу можно купить за 100 монет у Пепе, который пасет их рядом с двором Онара.
Когда в кошельке будет 1000 золотых, а сзади будет плестись овца, торжественно ступайте к монастырю. Поговорите еще раз с Педро. Он вручит вам ключ от ворот. Внутри сперва пообщайтесь с Парланом. Он объяснит основные правила поведения, а также поручит сдать деньги — Гораксу, овцу — Ополосу. Выполнив это поручение, поговорите с ним еще раз. Получите одежду послушника и целую кучу проблем. Как послушник, вы обязаны выполнять поручения магов. А их очень много.
Есть альтернативный способ попасть в монастырь — без овцы и 1000 монет. Для этого скажите Ларесу, что хотите стать магом огня. Он отправит к Дарону. Тот согласится вам помочь, если вы вернете ему статуэтку Инноса. Ее можно найти у предводителя гоблинов в пещере, где вы выкапывали клад для Грега.
Прежде чем заняться поручениями магов, можно выполнить побочные задания и разведать обстановку в монастыре. Бабо жалуется, что его подставил Агон, за что его выгнали из сада, и он вынужден подметать полы. Также он попросит поговорить с паладином Серджио, который молится в комнате, чтобы тот его потренировал. Идите и передайте просьбу. Теперь, в знак благодарности, Бабо согласен тренировать вас. Ополос, вместо того, чтобы пасти овец, мечтает изучать книги в библиотеке. Также он попросит принести какой-нибудь рецепт. Дюрайн поведает, что его хотят выгнать из монастыря.
Итак, поручения магов. Парлан требует, чтобы вы подмели 4 комнаты послушников. Если попытаться сделать это самому, то появиться недвусмысленная надпись, намекающая, что уборка займет вечность. Придется заставить других. Для начала — Бабо. Он согласен помочь, если вы дадите ему свиток “Порыв ветра”. Его можно купить у Горакса или получить в качестве награды за выполненное задание у Неораса (см. ниже). После поговорите с послушником, подметающим пол в подвале. Узнав, что вам уже помогает Бабо, он также согласится подмести одну комнату. Еще двоих послушников можно найти во дворе. В общем, выбирайте любых из тех, кто не занят. Их предостаточно.
Мардуку от вас ничего не нужно. Помолились за паладинов, и ладно. Идите в комнату с Серджио и исполните поручение. Паладин от таких нежностей прослезится и поднимет вам навык обращения с оружием. Также он подскажет, что Исгароту нужна помощь. Мага можно найти в часовне у дороги между монастырем и таверной. Исгарот попросит вас убить варга. Пробегите чуть дальше по дороге и убейте тварь. Не забудьте доложить о выполненном поручении.
Горакс (кстати, у него можно своровать ключ от сокровищницы и неплохо обогатиться) просит распределить колбасу между всеми послушниками. Берите ключ от кладовки и, помимо колбасы, сметайте все, что плохо лежит. Не забудьте прихватить рецепт, лежащий на ящике рядом с полкой. Колбасу равномерно распределяйте между послушниками. Самым голодным (Бабо и Педро) можете дать два куска. Все равно (если вы все хорошенько подмели кладовую) всем должно хватить. К тому же узнаете полезную информацию. Вторым поручением будет отнести вино в таверну и получить за это 240 золотых. Орлан попытается всучить всего 100 монет. Возмущайтесь и требуйте положенной суммы. Он предложит сделку: 100 монет и 3 свитка. Можете согласиться (свитки не ахти, но все же), но Гораксу лучше отдать все 240. Иначе задание не будет считаться выполненным.
Алхимику Неорасу нужно семь стеблей огненной крапивы (думаю, с этим проблем не будет) и потерянный рецепт. Он тоже должен уже у вас быть. Но сначала дайте почитать его Ополосу. Теперь можете тренировать у него силу. После отдавайте рецепт. Теперь подходите к Парлану и спросите ключ от библиотеки.
Внутри прочитайте все книги. Особенно обратите внимание на фолиант, описывающий “Испытание огня”. Поговорите с Каррасом. Он попросит купить у Игназа 3 свитка заклинания “Забыть”. Сбегайте в город и приобретите нужные свитки. Теперь ступайте к Парлану и говорите, что хотите пройти “Испытание огня”. Старик ужасается, но соглашается и отправляет вас в совет магов. Пирокар тоже не рад такому повороту событий, но дает согласие. Задания всего будет три. Пирокар требует принести руну и вручит вам ключ. Чтобы ее найти, нужно следовать знакам Инноса. Серпентес — убить магического голема. Ультар — создать руну “Огненной стрелы”.
Прежде чем трогаться в путь, поговорите с Дюрайном. В обещание за помощь, когда станете магом огня, он даст свиток “Сон”. Идите в подвал и колдуйте на Гарвига заклинание “Сон”. Быстро умыкайте с алтаря священный молот и выходите из монастыря. Дойдите до таверны и поверните на дорогу, возле которой сидит Драгомир. Теперь ступайте на север. По пути вам будут попадаться послушники, которые также были отправлены на поиски руны.
Возле моста возьмите молот в руки и обыщите скалу с правой стороны позади вас. Там обнаружится голем. Один удар молотком — и он рассыплется в пыль. Одно задание выполнено. Возле черного тролля сверните направо. В ущелье отыщите проход в пещеру, замаскированную лианами. Внутри вы обнаружите сундук и Агона. Какой вариант ответа вы ни выберете, он все равно кинется в драку. Сам напросился. Обыщите труп и заберите из сундука руну. На обратном пути вы наткнетесь на Ульфа, который также решит, что он более достоин стать магом огня. Перед боем можете покурить болотника и драться в одурманенном состоянии. Последний послушник решит, что связываться с вами себе дороже, и ничего не скажет.
Добравшись до монастыря, поговорите с Хигласом в библиотеке. Он согласится помочь вам и даст формулу руны “Огненной стрелы”. Подходите к руническому столу и создавайте свою первую руну. Идите в совет магов и сдавайте все задания. Пирокар впечатлен успехами, и согласится принять вас в орден. Дав клятву, вы получите одеяние мага огня, а также право сказать одно желание. Дюрайн, Бабо, Ополос. решать вам, но я бы сдержал слово и оставил Дюрайна в монастыре. В любом случае, после своего решения поговорите со счастливчиком.
Поговорите с Парланом. Он обучит вас первому кругу магии. Также можете заглянуть к Гораксу и получить ключ от комнаты. Можете отправляться к лорду Хагену. Кстати, теперь можно проникнуть на корабль паладинов. Для этого долго и убедительно разговаривайте с охранником. Тот в итоге сломается, и пустит вас на борт.

Паладин
Способов попасть в ополчение несколько.
Первый: стать учеником у мастера, а после побеседовать с Андре. Второй: поговорить с уже упоминавшимся Андре о более быстром способе попасть в ополчение. Он даст задание: разоблачить гильдию воров. Как это сделать, можете прочитать выше. Третий, самый быстрый: после того, как вы поговорите с Ватрасом и передадите ему письмо от Кавалорна, спросите, в какую гильдию лучше вступить. Он отправит к Ларесу. Сообщите ему, что хотите стать ополченцем. Он посоветует переговорить с Мартином. Общайтесь. Мартин попросит посторожить за него ночь на складе. Приходите вечером (начиная с 23-00) и подменяйте товарища на посту. Спрячьтесь за ближайшие бочки. Через полчаса на склад вломится Рангар. Поговорите с воришкой, а после бегите в таверну к Мартину и докладывайте о происшествии. В награду получите опыт и грамоту, прочитав которую, Андре сразу примет вас в ополчение.
Теперь, когда вы ополченец, можете пройти на склад, где хранятся конфискованные предметы, и нагло заявив, что у вас есть пропуск, обобрать его подчистую.
Став ополченцем, вы получите броню и пару заданий. Первое: найти Пека, чтобы получить оружие. Он сидит в борделе. Скажите ему, что его давно ищет Андре. Тот сразу побежит на пост, предварительно попросив не рассказывать, где он был. Докладывайте Андре. На вопрос, где он был, скажите, что встретили на улице. В качестве благодарности получите неплохой меч.
Второе: найти пакет с травой. Снимайте доспех. В гавани представителю закона никто, никогда и ничего не скажет. Сначала поговорите с Мортисом в оружейной комнате. Потом — с Кардифом. После — с постоянно курящим Мельдором. Из разговора с ним станет ясно, что трава не местная. Идите на двор Онара и говорите с Сайфером. Он скажет, что у него стащили пакет с болотником. После общения с Бодо и Даром станет ясно, где находится трава. Идите в гавань и убивайте охранника охраняющего склад. В одном из сундуков найдется пакет. Самое интересное, что Андре, приняв задание, не торопится забирать болотник. То есть его можно с чистой совестью отнести Сайферу.
Хоть пакет с болотником и найден, трава все равно продается по всему городу. Нужно искать распространителя. Опять снимайте броню. В принципе, говорить нужно со всеми, с кем можно (кроме Борки), но ключевых персонажа — два. Из разговора с Кардифом узнаете о распространителе. Зайдите в бордель и снимите Надю. В комнате поговорите с ней еще раз. Заплатите 50 монет за информацию. Теперь спускайтесь к Борки и убедите его продать траву. Надю не выдавайте. Когда сделка совершится, возвращайтесь к Андре и сдавайте преступника.
На дворе Лобарта появилась куча жуков. Идите к нему. Узнав, в чем проблема, вырезайте всех тварей. Можете ради интереса выманить тварей во двор и посмотреть, как крестьяне сами их перебьют. После докладывайте о выполненном задании Лобарту и Андре.

Gothic 2

Идеальное продолжение великолепной ролевой игры – ожившая мечта не избалованного качественными проектами игрока-поклонника RPG. Мой снисходительно-уничижительный тон в адрес оригинальной Gothic объясняется легко: в ней действительно имелись спорные моменты, которые могли понравиться не всем. Но с выходом второй части (для кого-то, возможно, после релиза адд-она к ней) всё встало на свои места: перед нами бриллиант ролевого жанра, который не стыдно поставить в один ряд с двумя другими гениальными сиквелами потрясающих игр – Baldur’s Gate и Fallout. Причем это еще большой вопрос – кто именно из них займет третье место…

Gothic 2: Night of the Raven
(в России игра вышла под названием Готика 2, адд-он – Готика 2: Ночь Ворона, «золотое» издание – Готика 2 Gold)

О праве первой руки .

И сразу вопрос: почем Night of the Raven? Дело в том, что NotR – адд-он ко второй части, который серьезным образом правит игровую механику, а также добавляет огромную сюжетную ветку и приличных размеров локацию. Рассматривать Готику 2 без него – возможно, почему нет? Но тогда в следующий раз, уже для рассказа о дополнении, придется по новой переписывать впечатления от собственно Gothic 2, потому что «вырвать» адд-он с мясом из нее попросту невозможно (примерно так же, как это было с Baldur’s Gate и Tales of the Sword Coast, хотя последний в плане коренных изменений не идет ни в какое сравнение с Night of the Raven).

Непосредственно перед тем, как мы начнем отплясывать танцы счастья и отсылать лучи счастья в офис «пираний», поясню очень простой, на самом деле, момент: почему первая Готика лично мне показалась лучше второй? Дело в том, что, несмотря на огромное количество нововведений (с адд-оном – действительно *огромное*, здесь и далее речь идет именно о так называемой «Gothic 2 Gold», если не сказано иное), вторая часть воссоздает несколько иную атмосферу, которая значительно отличается от того, что мы могли видеть (и, надеюсь, многие сумели ее оценить по достоинству) в Gothic. Дух авантюризма, ощущение безвыходности и нависшей (главное – неминуемой!) погибели – всё это, вкупе со многими другими элементами, создают потрясающую, действительно уникальную атмосферу, коей в Готике 2 не оказалось. Пожалуй, если бы первой моей игрой стала вторая часть, то за первую я мог бы и вообще не сесть (хотя бы из-за достаточно сложного управления), но всё вышло с точностью до наоборот.

Беги, пока можешь .

Главный герой, безымянный новичок оригинальной Gothic, окончил свою блистательную карьеру спасителя убийц, маньяков, воров и прочих совершенно случайно попавших под магический купол товарищей в конце первой части, а потому предпосылок для его появления в части второй вроде бы и не было. Но не для того за пазухой у сценаристов сидит убеленный сединами некромант Ксардас (все имена собственные позаимствованы у акелловской локализации) – в нужный момент его вытащили из укромного местечка, посадили в свежеотстроенную башню и повелели воскресить погибшего бойца. К несчастью для него, Ксардаса, игрока, горе-критиков и вообще всех людей на планете Земля и в окрестностях прекрасного Хориниса, герой за время вынужденной командировки на тот свет начисто забыл все свои навыки и умения, а потому нам вновь придется львиную долю игрового времени убегать от крыс и пытаться подкрасться к мухе, дабы нанести ей коварный удар в спину. Ну, не суть.

Так вот. По словам Ксардаса, на острове творятся ужасные вещи. Уничтоженный в первой игре злодей успел перед смертью подпортить жизнь презренным человечишкам и издал вопль, который пробудил могущественных драконов. Последние, как полагается в таких случаях, собираются прихлопнуть всех людишек на острове, что само по себе уже достаточно для того, чтобы брать руки в ноги и бежать куда глаза глядят. Но этого мало. Все отбросы общества вперемешку с диссидентами и невинно осужденными вырвались на свободу и заполонили как Хоринис, так и его окрестности. И это еще хорошо, если отдельные товарищи занялись рыболовством или сельским хозяйством, – нет, мало им «вечного» барьера, жизнь ничему не научила, а потому они вновь взялись за старое: грабежи, пьяные драки и прочие нарушения общественного порядка. В этом-то месте и прыгнуть в океан да поплыть куда глаза глядят, так ведь нет, не отпускают. Тут же выясняется, что из города и окрестностей таинственным образом стали пропадать люди, орки заполонили долину рудников, а крестьяне взбунтовались и отказываются сотрудничать с городским населением, получившим «поддержку» со стороны прибывших на корабле паладинов. Причем последние наделены ярко выраженным нордическим характером, а потому на все вопросы о причинах своего появления тут только лишь усмехаются в кольчужный воротник и рекомендуют идти по своим делам, если, конечно, голова не жмет. Что точно можно сказать, так это то, что беглый каторжник им сейчас нужен не больше, чем шезлонг акуле.

Вот в такой не самой благоприятной обстановке и придется действовать нашему герою с безупречно чистой статистикой и смутными представлениями о том, за какую часть меча надо держаться. В лучших традициях первой части сюжетные линии переплетаются в причудливый узел, который разрубить нельзя, да и не очень хочется: ощущения обособленности того или иного персонажа, что означало бы его полную несостоятельность в мире Готики, так ни разу и не появилось – а это о чем-то да и говорит. Несмотря на то, что количество квестов от одного NPC ограничено, всё равно отчего-то верится, что о пирате Греге знают все в округе, просто мы не спрашиваем. Особое удовольствие доставляет выбор стороны, за которую, собственно, мы и будем формально выступать на протяжении большей части игры. Аналогии с Gothic безусловно имеют место быть, но во второй части всё стало как-то более… продуманно, что ли.

Тупой наемник разыскивает мага-доходягу.
Не интим.

В первую очередь привлекают к себе внимание наемники – эти ребята смогли выбраться из бурлящей от обилия орков долины рудников и нашли себе теплое местечко под крылом у местного землевладельца, который пытается подмять под себя всех крестьян, а также постоянно машет тапком в сторону Хориниса, откуда периодически в ответ помахивает стальным ботинком лорд Хаген – руководитель экспедиции в Хоринис. Онару, похоже, не всё равно, что он оказался между паладинами-молотом и орками-наковальней, которые вот-вот прорвут хлипкие ворота, охраняемые двумя стражниками, и заполонят Хоринис, а потому он нанял Ли и его ребят для собственной охраны. Состояние холодной войны не может длиться вечно – надо принимать какое-то решение, а потому безымянный герой, которого кое-кто из наемников обязательно узнает, придется очень кстати.

Маги огня преследуют свои, понятные только им цели. Засев в великолепном монастыре, они как-то совсем легкомысленно относятся к охране собственного имущества, а потому раз за разом теряют могущественные артефакты-от-которых-зависит-судьба-Хориниса. Если к паладинам или наемникам присоединяется, скорее всего, воин, то магов вполне резонно выбирает любитель дистанционного приготовления орка в его собственном соку.

Остальные фракции, которые были добавлены в адд-оне, влиятельны разве что непосредственно в «Ночи Ворона». По большому счету, их присутствие на основной сюжетной линии никак не сказывается. Бандиты и воры – суть типичные «бандиты» и «воры»: такие банды и гильдии можно встретить в каждой второй фэнтези-РПГ, так что тут особые пояснения не нужны. При этом присоединение к ним – чистая формальность: одел доспех джентльмена удачи – et voila! – ты бандит. С пиратами – на лицо ужасными, но достаточно добрыми внутри, дела обстоят немногим сложнее, но лучше всех проработаны маги воды, которых в оригинальной Готике 2 вниманием обделили, но всё же вернули в адд-оне в чрезмерных количествах. Борьба со злом, знаете ли, требует соответствующего количества кадров.

Что зависит от выбора той или иной стороны? Ну, в первую очередь манера прохождения игры. Очевидно, что лучший способ попасть на корабль паладинов – стать одним из них, с другой стороны, слугу короля вряд ли приветливо встретят в доме старины Онара. Ли, конечно, не станет отрезать нашему герою уши, но львиной доли заданий вы всё же неминуемо лишитесь. Следующий важный аспект – экипировка. Не знаю, кому как, но лично мне закованный в броню рыцарь с какой-никакой, а защитой головы (чисто косметической, безусловно) нравится намного больше какого-то оборванца в шкурах невиданных в Минентале тварей. Да и рудный меч, освященный у алтаря Инноса, выглядит достаточно весомым доводом в борьбе со злом – есть о чем призадуматься.

Письма…
Письма сам я на почту ношу…

Вступив в одну из многочисленных фракций, приготовьтесь долго и нудно бегать по трем огромным локациям и убивать монстров, воровать все, нажитое непосильным крестьянским трудом (опционально) да доставлять посылки из точки А в точку Б. На самом деле назвать данные квесты оригинальными достаточно сложно. Ну, навскидку можно вспомнить охоту на «страшную тварь» («найди и убей»), доставку ценного письма («найди и отдай») или кражу некого артефакта («найди и укради»), но это ни в коем случае не означает, что игра занудна и однообразна. Нет! Потому что разработчики вновь умудрились создать по-настоящему живой мир, в котором самый последний крестьянин знает свой распорядок дня и в обязательном порядке приходит вечерком в местный бар, чтобы несколько расслабиться после утомительного десятичасового протирания штанов на лавочке. Пусть и не слишком разнообразно, но NPC достаточно убедительно создают иллюзию «жизни», которой мне так не хватало в TES3. Апогеем убедительности стало созерцание погони снеппера за гоблином, который так испугался монстра, что был готов побросать всё, что было у него в руках, лишь бы успеть убежать подальше. Такую любовь к жизни со стороны тупого монстра не каждый день встретишь, правда, это не помешало снепперу догнать его, повалить и скушать. Даже как-то жаль бедолагу.

Волки гоняют по лесу стайку падальщиков; самый нерасторопный из них отбивается от группы и попадает в лапы санитаров леса. Душераздирающее зрелище: опыт гибнет почем зря! Выманенные на паладина орки деловито расправляются с ним, а затем принимаются за главного героя и прочих несмышленышей – ой… кажется еще один канал поставки руды паладинов был только что уничтожен… Гигантские мухи воюют с монструозными богомолами, ящеры греются на солнышке в зарослях лечебных трав, а орки прогуливаются вдоль крепостных стен осажденного Старого лагеря.

Да, авторы вставили в игру значительную часть территорий из первой части. Не верьте тем, кто говорит, что, переждав длительный (даже на многих современных системах!) запуск игры, вы больше никогда не увидите экрана загрузки, – ложь и провокация, потому как такой экран появляется при каждом путешествии из Хориниса в Миненталь или Яркендар. Последний, надо сказать, получился достаточно безликим: чуть ли не симметрично расставленные лагери противоборствующих сторон разделены тонкими прослойками монстров, которые вырезаются практически полностью, и с тех пор возвращаться на эксклюзивную локацию Ночи Ворона больше не захочется, потому что делать там нечего. Причем и сам злодей Ворон получился какой-то незапоминающийся и дохлый – не того я ожидал, честно говоря.

Зато сам Хоринис и особенно долина рудников выше всяких похвал. Если свежая, основная локация хороша сама по себе – спасибо дизайнерам за действительно отличную карту, - то картина полнейшей разрухи в Старом лагере напоминает о временах, когда мы с ржавой киркой наперевес гонялись за мясными жуками, управляя всем этим безобразием непосредственно с клавиатуры. В лучших традициях сериалов Fallout и Icewind Dale авторы дают возможность увидеть кое-какие старые локации – непередаваемые ощущения, надо сказать. Так, например, Старый лагерь – аванпост паладинов в долине – находится в осаде орков – уж не знаю чем думал лорд Хаген, но, судя по количеству зеленых образин в округе, менять что-либо уже поздно: шахтеры гибнут как мухи, не проходит и дня, чтобы оркам не удалось убить еще одного рыцаря. В общем, незадача, конечно. Часть территорий отгорожена высокой орочьей стеной (нелепая попытка дизайнеров уменьшить размер локации), другая – населена недружелюбными монстрами: для несмышленого героя Миненталь – не локация, а огромный кусок опыта – забирай-не хочу. Были бы соответствующие возможности.

Пятьдесят орков за сундук мертвеца.

И без того не самая гуманная ролевая система Готики после релиза «Ночи Ворона» стала еще сложнее и опаснее для безрассудного игрока. Прокачка навыков усложнилась, потому что, например, для увеличения и без того огромной силы придется затратить иногда в пять раз больше очков прокачки, чем раньше. К счастью, в игре имеются многочисленные рецепты, с помощью которых алхимики наверняка смогут сварить себе зелья, улучшающие характеристики героя, а также в округе разбросаны таблички древних – прочитаешь одну такую и получаешь перманентный бонус к, скажем, здоровью. Тут-то и встает главный вопрос: а когда использовать эти таблички? Если их сразу прочитать, то характеристики быстро вырастут, а значит, на «трудовые» очки прокачки удастся «приобрести» меньшее количество «пунктов» улучшения той или иной характеристики. С другой стороны, задерживаться с прокачкой не стоит – враг-то не дремлет, и ему явно плевать, что у вас всего 109 силы и вам не хватает единички для того, чтобы взять в руки великолепный одноручный меч.

Бои стали заметно проще, а принцип «кто первый ударил – тот с 99% вероятностью выиграл бой» канул в Лету. Теперь выписывать кренделя острием меча стало намного проще, а практически любого врага можно забить дубинкой, конечно, если вы в совершенстве овладеете блоком и уходом от удара.

Вкратце сообщу об остальных развлечениях, поджидающих нас на просторах Хориниса: добыча золотой руды (при должной прокачке соответствующего навыка – от 2000 золотом и выше, главное, не тратьте опыт на прокачку этого навыка – сами поймете, почему), сдирание шкур с мертвых животных, алхимия и многое-многое другое. Подобно настоящему живому миру, Готика 2 предоставляет нам широкий выбор среди всех возможных профессий. А если герой вдруг устанет от тяжелого труда, он всегда может заглянуть на огонек к девицам легкого поведения и увидеть презабавный ролик укладывания в постель девушки в одном нижнем белье и паладина в парадном доспехе…

Тут бы им и остановиться…

Игра, как я уже говорил, долго грузится, но быстро бежит. Графику нельзя назвать сверхсовременной даже по тем временам (2002 – 2005 гг.), однако она в полной мере справляется с задачей создания великолепной атмосферы. Конечно, хотелось бы, чтобы персонажи выглядели еще живее, а женщины, которых так не хватало в Готике, – еще красивее, но тут уж ничего не попишешь: за огромный мир, населенный большим количеством людей, орков, животных и насекомых, а также за великолепное небо пришлось расплатиться не самыми лучшими текстурами. В одном месте была обнаружена совершенно убогая текстура, обтянувшая собой большую часть скалы, – надеюсь, что вы это место не найдете.

Локализаторы сработали на славу, потому что претензий к Готике 2 и адд-ону к ней у меня нет. Разве что однажды, при попытке проверить свои навыки горняка, я получил текст на иностранном языке (предположительно – немецком), но этот случай совершенно не испортил мне впечатления от локализации и самой игры.

Единственный же, по-моему, недостаток игры – указанная выше негостеприимность, частично унаследованная сиквелом у своего предшественника. Прокачка на удивление не нудна, избежать сильных монстров вроде бы несложно, но всё равно как-то неприятно получать оплеухи от голодранцев с ржавыми мечами, когда по всем прикидкам герой уже не является мальчиком для битья.

Таким образом, Готика 2 – пожалуй, одна из лучших игр современности и почти наверняка лучшая ролевая игра начала XXI века. Быть может, если бы разработчикам не удалось чуть ли не превзойти планку, установленную в первой части, то к Готике 3 у меня бы было совсем другое отношение, но всё вышло именно так: Готика – великолепна, Готика 2 – великолепна, Готика 3 -… в общем, это уже совсем другая история.

Игровая экономика: Gothic II


Последний раз я публиковал здесь запись пять лет назад, когда вместе с другом мы участвовали в конкурсе на юбилейную PlayStation 4, конкурсе, в котором проиграли одному из нынешних авторов портала :) Вряд ли кто-то помнит, и вряд ли кому-то будет интересно, но наше видео можно увидеть на 1:10:44 итогового стрима от SG.

Все эти пять лет я оставался верным фанатом площадки, поэтому свою новую идею я без раздумий решил воплотить именно здесь, несмотря на действительно отпугивающие заявления, что блоги умирают и ловить здесь нечего.

Приятного чтения!

Игры редко ограничивается одним лишь геймплеем. Создание нового мира, со своими законами и историей стало обязательной программой для многих жанров. И если в этом новом мире есть хоть какое-то проявление товарно-денежных отношений, будь то получения оплаты за выполненное задание или покупка оружия, то значит в этом мире есть место экономике. И одно дело стратегии, в которых качественная симуляция экономики обязана присутствовать, и другое дело – это игры, где она служит лишь фоном.

Проведя небольшое исследование в Гугле, я понял, что никто не рассматривал игры со стороны их внутренней экономики, если опустить тему донатов и лутбоксов. Здравый смысл подсказывает мне, что значит это никому неинтересно, но мне захотелось убедиться в этом лично – дать волю фантазии и заодно оправдать полученный мною диплом.

Должен отметить, я намеренно забыл об игровых условностях и постарался оценить – какая экономическая ситуация была в мире Gothic II. Почему именно там? Всё просто, это моя любимая игра. И любовь моя к ней так велика, что для этого блога я запускал ее через боль и виртуальные машины на своём MacBook.


События игры происходят на острове Хоринис, где базируется одноименный город. На дворе – доиндустриальная эпоха, основная продукция – всё то, что растет под ногами. Высшей ценой обладают драгоценные металлы и результаты труда редких ремесленников. Раньше Хоринис был крупным торговым портом, жемчужиной королевства, но эти времена давно прошли. Сначала война с орками уменьшила количество проходящих мимо кораблей, а затем был потерян и главный источник экспорта – магическая руда, добываемая в местной колонии – Долине Рудников. Да, население острова и раньше не получало выплаты с добычи полезных ископаемых, как принято во многих прогрессивных странах, но постоянное курсирование грузовых кораблей, приносило выручку местным отелям, питейным заведения и местам досуга.



Больше всего от уменьшения туризма пострадала сфера услуг

Почему же упал экспорт? Неужели где-то были найдены новые залежи магической руды, которые обесценили поставки с Хориниса? Нет, в колонии, где под магическим барьером более десяти лет в добровольно-принудительном порядке работали каторжники со всего королевства, произошел побег. И не разовый, а общий – барьер пал.

Для урегулирования обстановки и восстановления добычи на остров отправился корабль, полный доблестных защитников короны, что, как мы узнаем дальше, привело к еще большему росту экономической нестабильности в регионе.


Всего на остров прибыло приблизительно 50 паладинов, кто-то остался в городе, а кто-то отправился в уже упомянутую Долину Рудников. Главным источником провизии для новых жителей острова конечно стало сельское хозяйство.

На Хоринисе есть 4 крупные фермы: две близ города и две чуть дальше. В основном на полях выращивается пшеница и репа, а также разводится мелкий рогатый скот в виде овец. Вся производимая продукция регулярно отправлялась в город на продажу, что приносило основной доход местным фермерам и кормило жителей города.

Как говорил классик, непростые времена требуют нестандартных решений, поэтому руководством королевской экспедиции было решено пойти на безвозмездное изъятие продуктов у населения сельских районов. Разумеется, это привело к протестам крестьян и стало началом продовольственной войны и прекращением поставок в город. Более того, землевладелец двух дальних ферм, Онар, обратился за защитой к бывшим заключенным, от чего в воздухе повисло ожидание уже настоящей гражданской войны.



В такое время первый вопрос при устройстве на ферму – политические взгляды

Бесспорно, такое решение привело к обострению не только экономического, но и политического кризиса, однако, я выскажу предположение, что даже без введения продразверстки приезд паладинов обрек экономику региона на крах. Аргументация будет предложена в следующей части статьи.


По проведенной мною переписи на момент событий игры в городе Хоринис население составлял 101 человек. Из них:

36 безработных – именуются как гражданин или гражданка. За работой замечены не были, большую часть времени проводят в прогулках по городу и общению друг с другом.
19 сотрудников ополчения – местная полиция.
18 владельцев бизнеса – кузнецы, алхимики и владельцы таверн.
13 торговцев – начиная от рыбной лавки в порту, заканчивая экзотическими товарами верхнего квартала
15 представителей рабочего класса – служанки, рабочие и сотрудницы мест культурного отдыха.

На основе полученной статистики можно составить диаграмму:


Сделаем выводы:

В городе шокирующий уровень безработицы. Согласно современным представлениям экономистов, считается нормой уровень безработицы в 4-5%, здесь же не работает треть населения. Их присутствие в теневом секторе экономики также маловероятен, т.к. в переписи населения намеренно не участвовали бандиты и члены гильдии воров. Граждане города вынуждены сидеть без работы, потому что большая часть представителей малого и среднего бизнеса не нуждается и/или не могут позволить себе наемных работников.

Рост безработицы ведет в увеличению количества преступлений, поэтому, чтобы стабилизировать ситуацию, была проведена мобилизация в штат городского ополчения, что уменьшило количество безработных, но увеличило расходы городского бюджета на выплату зарплат госслужащим. Соотношение полицейских к населению — 1 на 4 человек.

В прошлом пункте я упомянул, что именно в составе населения острова кроется причина фатальности прибытия паладинов. Лучше всего об этом скажет следующая диаграмма:


Даже без учета огромного количества бывших заключенных, на обеспечение которых уходит существенная доля припасов с двух дальних ферм, трудно представить, как приезд паладинов увеличил нагрузку на сельское хозяйство. На острове, лишенном других постоянных источников питания, каждому работнику фермы придется не только обеспечивать урожаем себя, но и еще трех жителей города. Увеличение площадей посевов невозможно без увеличение рабочей силы, а значит единственное решение в этой ситуации – целевое направление безработных граждан на сельские работы.

Но, к сожалению, представители короля Робара II пришли к другому решению.


Задобрить население города паладины решили алкоголем – на площади поставили прилавок, где каждый желающий может выпить неограниченное количество пива «Черное Паладинское». Открытие такого непобедимого конкурента сильно ударило по бизнесу Корагона – владельца таверны поблизости. Теперь его заведение постоянно пустует, и только вечером туда заходят пока что еще богатые жители верхнего квартала.

Единственный, кто хорошо зарабатывает на кризисе – ростовщик Лемар, оказывающий услуги микрокредитования для населения. Причем «спасает» он не только физических лиц – в его долговой книге присутствует уже упомянутый Корагон, плотник на грани банкротства Торбен и владелица отеля Ханна. Льготных кредитов для предпринимателей Лемар выдавать не намерен.

Наш специальный корреспондент, пожелавший остаться неизвестным, сделал контрольную закупку и обратился за ссудой в 100 золотых. Процентная ставка в кредитной организации составила 20%, причем не годовых, а «дневных», поскольку ссуду нужно было вернуть на следующий день. Такие условия кредитования делают просто недоступными заемные средства для населения и предпринимательства.


Чтобы оценить уровень жизни населения была посчитана стоимость продовольственной корзины на месяц, составленной из продуктов питания, ежедневных расходников и покупки одежды.

Состав корзины:
25 яблок (для силы) по 8 золотых
20 кусков сырого мяса по 3 золотых
10 бутылок воды по 10 золотых
4 бутылки молока по 15 золотых
5 булок хлеба по 20 золотых
4 куска сыра по 30 золотых
2 колбасы по 30 золотых
1 одежда горожанина за 120 золотых
20 факелов по 2 золотые
100 золотых на черный день: сковородку, кинжал, лечебную эссенцию.

Итого стоимость продовольственной корзины за месяц: 960 золотых монет

Средний уровень дохода в регионе трудно оценить. Поденный рабочий на ферме, за сбор урожая на поле может расчитывать только на 5 золотых. Поимка опасного преступника оплачивается в 100 золотых монет, а шкуры животных будут приносить хорошие деньги только при условии, что вы ученик охотника Боспера. Человеку без профессии в Хоринисе остается только продавать найденные на природы травы и грибы (в среднем около 5-10 золотых за штуку). Работы со стабильными доходом, кроме вступления в ополчение, нет, а большая часть населения проживает за чертой бедности в портовом квартале города.

Альтернативой для бедной жизни может стать монастырь магов огня, находящийся на полной автономии. В нем можно забыть о мирских проблемах, пить монастырское вино и закусывать бараньей колбасой. Стоимость вступления в ряды послушников – «скромное» пожертвование в 1000 золотых монет и приведенная овца.


Война с орками и массовый побег из Долины Рудников нанесли сокрушительный удар по экономике региона. Представители власти, преследующие милитаристские настроения, нашли решение проблем в затягивании поясов сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса. Высокий уровень безработицы, небывалый уровень преступности, продовольственная блокада со стороны фермеров и нежелание паладинов идти на уступки – всё это оставило остров Хоринис перед двумя печальными сценариями: захват города либо армией орков, либо бунтующими крестьянами и наемниками.

Еще раз взглянув на тяжелую жизнь жителей Хориниса и вывожу свой вердикт экономической обстановке:


Послесловие

Надеюсь, что вам было интересно почитать мое видение экономической ситуации острова Хоринис. Я старался соблюсти баланс между элементами научной статьи и в то же время иронией, ведь главной целью была лишь фантазия и смена угла изучения игрового мира.

Но вывод однозначен: никакой фантазии было бы не хватило, если бы не душа, вложенная компанией Piranha Bytes при создании этого мира. Сами может того не желая, они создали очень чувственную и даже знакомую многим атмосферу экономического краха.

Gothic II

Gothic II
Gothic II

Эпиграф
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной.
Иван Суриков

. Вот качусь я в санках/По горе крутой/Ветхую шубенку/Снимешь с плеч долой/Заберешься на печь/К бабушке седой. И не беда, что еще через секунду разъяренная бабушка поджарит тебя файерболом, а скрючившийся дед, до того мирно плетший в уголке лапти, выхватит кистень и хорошенько обработает по неразумной черепушке. Это оно, близкое, свое, край родной, навек любимый. Где найдешь еще такой?

Для битвы с драконом одной
силы и ловкости явно
недостаточно.

Читайте также: