Ghost writer кто это

Обновлено: 05.07.2024

В последнее время все чаще мы пользуемся заимствованными словами. И разобраться в их смысле бывает непросто. Так, многим непонятно значение слова гострайтер. Кто это, мы и попробуем выяснить в этой статье.

Покупка чужих текстов для песен

В настоящее время этот вид деятельности очень распространен. Не нужно быть суперзвездой, чтобы воспользоваться услугами гострайтера. Интернет кишит объявлениями о предоставлении подобных услуг.

Пользуются этими услугами, в основном, для написания речей, стихов, поздравлений и т.д. Ценовая категория самая разная: вы можете отдать как копейки, так и кругленькую сумму за написанный специально для вас уникальный текст. Подобные услуги предоставляют и обычные студенты, и знаменитые авторы.

В последнее время все чаще стал упоминаться такой термин как гострайтер. Кто это такой, почему так называется – мы рассказали более подробно в данной статье. Оказывается, не каждый рэпер, писатель или блогер является автором своих текстов.

Кто такой GHOSTWRITER?

GHOSTWRITER - литературная профессия, названию которой нет хорошего русского аналога.
Соавтор? Литературный призрак? Литературный негр? Призрак пера? Безымянный автор?

Наверное, вам приходилось задумываться о том, как это вечно занятые, загруженные работой политики, актёры, певцы, учёные и другие известные личности успевают между делом написать автобиографию или научно-популярную книгу. И наверняка, вы приходили к выводу, что, в большинстве случаев, никак. Зачастую за них это делает другой человек, профессионально обученный, готовый пожертвовать признанием ради работы.

Ghostwriter этим и занимается. Он пишет книги для других людей. Его имя часто не указывается при издании (поэтому он и "призрак") или отмечается среди соавторов, помощников, в разделе "благодарности".

В обязанности ghostwriter-а может входить написание статей, речей (в этом случае он и спичрайтер), мемуаров и других работ. Он может собрать разрозненные записи и беседы в одну книгу, отредактировать очень сырую рукопись или создать произведение почти с нуля, пользуясь только набросками идей заказчика.

Концепция отказа от авторства и принятия другой личности (ведь литературному призраку приходится воспроизводить стиль другого человека) настолько интересна, что о людях этой профессии тоже пишут книги. Например, "The Ghost Writer" Роберта Харриса и "Основано на реальных событиях" Дельфины де Виган. Оба произведения были экранизированы Романом Полански. ■

Гострайтер Ларина

Этот трек был записан в ответ на видео Юрия Хованского под названием «Прости меня, Оксимирон». В клипе Юрий нелицеприятно отзывается о своем коллеге по цеху Дмитрии Ларине. Факт кражи песни, или участия в записи молодого человека пока не подтвержден, однако многие уже встали на его сторону.

История профессии гострайтера

Но не стоит думать, что профессия гострайтера появилась совсем недавно и используется исключительно в рэпе. «Литературные негры», или, как их более уважительно еще называют «литературные призраки», по сути те же гострайтеры.

По слухам, очень много популярных произведений вышло именно из-под пера литературных негров. Если у знаменитости не хватает времени, сил, или, банально, просто таланта – за дело берутся они.

В России пока не было громких разбирательств и скандалов по этому поводу, однако поток беллетристики, выпускаемый отечественными издательствами, намекает на то, что одному автору это явно не под силу. Ведь по расчетам литераторов, один человек в год не сможет написать и пяти романов (белее-менее качественных), а речь идет о десятках.

На подобную работу охотно соглашаются выпускники филологических ВУЗов, молодые дарования и авторы, потерявшие веру в себя. На этом поприще много не заработаешь, а наблюдать успех своего детища под другим авторством ‒ спорное занятие.

Имеются примеры, когда книги, ставшие классикой, были написаны гострайтерами, и это получило большую огласку:

  1. Конечно же, один из самых знаменитых скандалов связан с Дюма и книгой «Три мушкетера», а также «Граф Монтекристо». Есть мнение, что часть произведения была написана другим человеком, а именно Огюста Маке. Доподлинно не известно, правда это или нет;
  2. Не менее популярный автор – Говард Филиппс Лавкрафт. Он подрабатывал, как гострайтер, в то время, когда сам уже стал знаменит. Одним из самых главных его заказчиков был великий иллюзионист Гарри Гудини. Результатом их совместной работы стала книга «Погребенный с фараонами»;
  3. Лауреат Пулицеровской премии Ларри МакМертри написал автобиографическую книгу за девушку, с нелегкой судьбой (племя, в котором она жила, сражалось с апачами). Сам МакМертри более известен в нашей стране по сценарию фильма «Горбатая гора»;
  4. Совершенно запутанная история произошла с Раймондом Бэнсоном и Томом Клэнси. Том Клэнси стал продюсером игры Splinter cell, по сюжету которой выпускалась книга. Был ли он автором этой серии доподлинно не известно, т.к. на обложке было также вписано имя Бэнсона.

Где F - это фальш или почему гострайтинг - это ПЛОХО

Поколение детей девяностых очень много в свое время смотрело телевизор. Интернет еще был не у всех, да и по "ящику" (который тогда чаще употреблялся еще без приставки "зомбо") еще можно было поймать хорошие передачи. Одной из таких хороших передач тогда еще был "КВН", да и других юмористических передач на экранах не было вовсе - слово "стендап" было знакомо лишь искушенным, "Камеди Клаб" только начинал свое шествие по просторам экранов нашей страны (да и детям тот смотреть запрещали), а вот "Аншлаг" дети и сами смотреть не хотели. О последнем к слову со сцены Клуба Веселых и Находчивых шутили часто, а если точнее, о его главном представителе - безусловно талантливом артисте - Евгение Вагановиче Петросяне, а если быть еще точнее - о том, что тот выступает с шутками, написанными для него КВН-щиками. Позже "веселых и находчивых" захлестнет еще один схожий скандал - ОКАЖЕТСЯ, что для великих чемпионов - "Утомленных Солнцем" - шутки писали авторы со стороны… В то время - выходить на сцену с материалом не собственного сочинения - считалось крайне "зашкварным", как бы сказали сейчас. Исключение составляли, быть может только "Трижды Краснознаменные Ордена Великого Ленина" эстрадные артситы, однако, представить что Гребенщиков, Цой или Высоцкий выходят на сцену с чужими текстами - было невозможно. Но, времена менялись.

Время нынешнее и его поколение вполне сможет объяснить себе, почему стало нормальным в комментариях к выступлению рэпера "Gone Fludd’a" на "Вечернем Урганте" писать и сопереживать о том, что лучше бы тому было выступать под "фонограмму" или гордиться тем, что пишешь тексты многим русским рэперам. Выходить на “главный” баттл карьеры с заученными текстами того же автора или выкручивать свой вокал сумасшедшим "автотюном", скрывая не то, что недочеты в слухе и голосе, а порой даже и полное их отсутствие. То, что годами так порицалось и олицетворяло собой "глянцевую, причесанную" попсу - стало нормой для музыки улиц. В порядке вещей стали "продюсерские проекты" в изначально андеграундном движении и активный найм гострайтеров - людей, которые напишут за тебя твой главный хит. Здесь следует сделать оговорку, что против самих таких авторов лично я не имею ничего - они лишь делают свое дело, удовлетворяя возникающий спрос, а вот почему этот самый спрос возникает и почему это очень плохо - мы и постараемся с вами разобраться. Есть желание и провести большое исследование на тему гострайтинга, пообщаться с лучшими авторами данного цеха или даже снять на эту тему целый фильм - но здесь пока ограничимся лишь скромным и личным мнением.

Да, сегодня хип-хоп - это больше свободный жанр, нежели "цех протеста". Как и в любом жанре, здесь есть два, пусть и весьма условных деления - на андеграунд и мейнстрим. В мейнстрим давно пришли лейблы, для которых, кажется, уже сочинительство и исполнение произведения одним и тем же человеком - довольно большая редкость, но когда, пусть и весьма условные, но все же считающие себя "андером" артисты прибегают к услуге сторонних авторов - это начинает выглядеть странно. В рэпе остается все меньше и меньше творческого, меньше оригинального, тот все больше и больше начинает напоминать поп-музыку с ее продюсерами и авторами, от которой так старательно и пытался убежать хип-хоп. И ладно, если мальчишки и девченки, вроде Эльдара Джарахова, Айзы или Хованского заказывают себе тексты - как никак, ребята не позиционируют себя в качестве серьезных рэп-артистов (разве, что только Айза, может быть). Но, ведь и птицы более высокого полета пользуются услугами сторонних авторов.

Последние хотят убедить нас, что и здесь присутствуют деления: есть авторы - люди способные лишь придумывать, а есть исполнители, что могут блестяще "сыграть", но не способны придумать не строчки. Ну, так есть ведь и миллион других жанров - кто сказал этим людям, что им стоит заниматься рэпом?! Они увлечены этим, хотят отдать этому свою жизнь - но не способны написать или хотя-бы попробовать написать хоть одну маленькую песню?! А вы можете себе представить в каком-либо другом качестве, кроме как зрителя, человека, искренне любящего кино, но не способного ни снимать, ни придумывать?! Напрашивается ответ - те могут быть актерами, "играть" то, что написали за них другие, но и здесь не стоит путать - актер это не просто природный дар - это долго тренируемая и воспитываемая в себе система навыков и очень разносторонних умений. А какие умения и навыки воспитывают в себе "актеры" русского рэпа, что хотят стать артистами с чужими то текстами?! Навык стоять у микрофона в будке звукозаписи или устанавливать на компьютер ломанный "Адобе Аудишн" (это если вы рэпер младше 12). Если вы не в состоянии написать две рифмованные строчки, может все-таки стоит попробовать себя в другом виде искусства?!

Вторым ярким аргументом у нас служит равнение на Запад. Причем, что интересно, наблюдается это не только в хип-хоп сфере, а кажется, "в среднем по палате" с названием Россия. Когда и где нам выгодно - мы очень хотим равняться на Запад. Когда не выгодно - жуть как не хотим. Так сказать - взять все самое лучшее. А лучшим, по мнению многочисленным российских артистов, является то, что в западной хип-хоп культуре с группой авторов работают многие уважающие себя артисты, начиная от “Джей Зи” и заканчивая каким-нибудь Канье Уэстом. Здесь можно много и долго рассказывать о том, что западная культура изначально развивалась по совсем иному сценарию, что на Западе нет четкого разделения между мейнстримовым хип-хопом и поп-музыкой, что там давно развита культура саунд-продюсеров - что одновременно делают за артиста всю работу и иже с ними. Но, вместо этого за нас скажут лишь факты - во-первых, те же “Джей Зи” или Канье Уэст - действительно иногда работают со сторонними авторами, однако: а) они не очень то это и скрывают и б) вполне могут обходиться без них, работая над своими текстами самостоятельно, что они не раз демонстрировали в ряде своих многочисленных хитов. Во-вторых, как уже было сказано, на Западе в мейнстримной среде нет большого разделения на хип-хоп или поп-артистов. Тот же Канье Уэст вполне может "фитануть" с Леди Гагой или Мадонной, что не будет считаться у них чем-то зазорным. Да и будь наши артисты подобного уровня, может быть и у нас не считалось бы, но согласитесь, "фитануть" с Киркоровым или Пугачевой для нашего рэп-артиста, как никак - “зашквар”, а значит и сравнивать себя с ними попросту глупо…

Многие возразят, скажут, постой - но ведь биты артист покупает или музыку тоже нужно писать самому?! Музыка - отдельный вид искусства, что как и в случае с актерством - требует большой и долгой работы над своим ремеслом, но ведь хип-хоп - это все-таки про слова, про тексты, про речетатив. Ты и так покупаешь биты, а еще и покупаешь текст - а где же здесь ты сам, как рэпер, как артист?! А ведь можно и дальшей пойти - покупать готовые, записанные треки, под которые просто будешь открывать рот?! Как вам такая идея?! Неужели тоже “зашквар”?! Выходит, что мы все же отрицаем все попсовое, причесанное, гламурное: байтить Запад - зашквар, выходить на баттл с текстом гостарйтера - зашквар, фитовать с попсовиками - зашквар, петь под фанеру - зашквар, а "нанять гострайтера, чтобы дропнуть крутой трек", как выражаются некоторые - почему-то не зашквар. Как-то многих двойных стандартов получается, не находите?!

Быть может оно отражается в нас ворчанием старых дедов - "в наше время такого не было". Быть может просто хочется, чтобы хип-хопе было больше оригинального, больше своего, больше творческого. Если для вас рэп - лишь индустрия зарабатывания денег - пожалуйста. Нанимайте гострайтеров, лепите из себя артистов чужими руками, но тогда не ведите громких речей про культуру, не жалуйтесь на рекламу в баттлах или иных рэп-площадках. Вы хотите зарабатывать деньги, так и дайте их заработать другим. Быть может для них это тоже лишь индустрия…

Если же хип-хоп для вас - способ протеста, самовыражения, возможность что-то сказать Миру - хотелось бы видеть чуть больше своего, авторского. Вы не марионетка, вы не сможете говорить с Миром - чужими устами, а о том, что волнует именно вас - лучше вас самих никто и не расскажет.

Кажется, еще ни один "голос поколения" не воспитал это самое поколение чужими текстами, разве что ушедший от нас совсем недавно Кирилл, что говорил словами "Лигалайза" или Влада Валова, что впрочем тоже можно объяснить - мальчик начал карьеру в четырнадцать под присмотром строгого отца-воротилы, что позже сам же отринул от себя, начав со временем выдавать самостоятельные крепкие произведения, не имея прежде никакого опыта создания композиций. Вот так нужно любить хип-хоп.

За противоположным примером далеко ходить не нужно: человек, начинавший вместе с Кириллом Толмацким, под присмотром все того же папы-воротилы - Тимати…

Последний сегодня больше бизнесмен, нежели рэпер. Окружив себя стеной всевозможных гострайтеров - он соберет стадионы, продаст миллиард бургеров и выпустит 10.000 платиновых дисков - но никогда не станет голосом поколения. Он будет ровно столько, сколько будет мода на подобный стиль жизни, а позже его сменит новая волна. Таких Тимати или Канье Уэстов во все поколения и времена были миллионы, сегодня их почти никто не помнит. Высоцкого, Цоя, Элвиса, “The Beatles” - будут слушать и сотню лет спустя. Все свои культовые треки - они написали сами…

Вот и выбирай, кто ты: весь состав "битлов" в одном человеке или очень богатый, но очень бесполезный Тимати?!

Гострайтер Хованского: кто он?

Юрий Хованский – российский you tube-блогер, позиционирующий себя, как комик. Информация о том, что у Хованского есть гострайтер, появилась в интернете, после участия последнего в Versus Battle против видеоблогера Дмитрия Ларина.

Ларин же вызвал на баттл самого Rickey-F, видимо решив, что так будет честнее. Известно, что рэпер отказался. Напомним, что Versus Battle изначально создавался, как поединок рэперов, а не блогеров, и является копией иностранных шоу Don’t Flop и King of the Dop.

Кто такой гострайтер?

Гострайтер происходит от английского словосочетания ghostwriter, которое дословно можно перевести как «призрачный писатель». Гострайтером является человек, который пишет тексты на заказ для другого человека, который, в свою очередь, далее выдаёт этот текст за свой.

Слово «спичрайтер» является синонимом к госрайтеру. Отличие лишь в том, что гострайтер может писать тексты для кого угодно: музыкантов, юмористов, владельцев каких-нибудь ресурсов, магазинов и так далее, а спичрайтер пишет тексты исключительно для политиков и высших чинов государства.

Есть ещё один синоним к гострайтеру — «литературный негр», им обозначают человека, который пишет литературные произведения на заказ для других лиц. И эти лица впоследствии выдают такие тексты за свои. Например, рэпер P Diddy никогда не скрывал, что тексты его треков чаще всего были написаны чужими людьми. Ну и, например, ещё Jay Z писал текст к одному из топовых треков Dr. Dre.

Кто такой гострайтер в рэпе?

В рэпе, как и в любом другом музыкальном жанре, гострайтер (ghost – призрак, writer – писатель) – это человек, пишущий тексты, речи третьим лицам. То есть исполнитель продает свое творчество, а заказчик, в свою очередь, может присвоить этому творчеству свое авторство.

Кстати, для многих популярных личностей, тот факт, что авторство их песен принадлежит совсем не им, вовсе не является зазорным. Более того, некоторые из них сами подрабатывали таким образом.

Вот лишь несколько фактов о зарубежных рэперах с чужими текстами:

  • Американский рэпер P Diddy никогда не скрывал, что большинство композиций принадлежит не ему. Так, один из главных хитов «The future» для него написал Pharoahe Monch;
  • Легендарный Dr. Dre получил свой нетленный хит «Still D.R.E.» от Шона Картера, которого мы знаем, как Jay Z;
  • Для другого, не менее популярного исполнителя, Will Smith, большую часть его альбома «Big Willie Style» придумал Насир Джонс;
  • Даже представители старой школы «Beastie Boys» прибегали к помощи небезызвестного Run-DMC.

Читайте также: