Где снимали легенда о доблестном рыцаре айвенго

Обновлено: 13.05.2024

Хотинская крепость (рум. Cetatea Hotinului) — крепость X-XVIII веков, расположенная в городе Хотин, Украина.

На протяжении V-X веков укрепление использовалось летописным племенем тиверцев, и выглядело как типовое мысовое городище. Постройку каменных укреплений Хотина принято связывать с Галицко-Волынским княжеством и с именем Данилы Галицкого. Археологическими раскопками (Б. Тимощук, 1961-67 гг. ) выявлены каменные стены замка XIII в. , остатки белокаменного храма, следы жилой застройки. Замок занимал северную часть замковой горы, примерно треть от современной протяженности цитадели. На юге от замка находился укрепленный посад, окруженный валами и деревянными стенами. Наибольшей перестройке подвергся во 2-й половине XV века, будучи в составе Молдавского княжества. Замок значительно расширен в южном направлении, повышен уровень двора.

Замковый двор делился на две части: северный двор использовался командованием, южный — гарнизоном. Между двумя частями замкового двора находится дворец коменданта, стены которого выложены декоративной «шахматкой» из красного кирпича и белокаменных блоков, а прорези окон украшены позднеготичным обрамлением из камня. В 1538 г. Хотинский замок захватили польские войска, во время штурма взорвано минами южное прясло стены. При молдавском господаре Петре Рареше в 1541—1546 г. разрушенную часть перестроили, прясло стены отодвинули еще дальше на юг, а в середине новой стены устроена въездная башня.

В мае 1600 года после того, как войска правителя Валахии и Трансильвании Михая Храброго захватили Сучаву, господарь Молдовы Иеремия Мовила с семьей (дядя будущего киевского митрополита Петра Могилы) , с окружением и бывшим правителем Трансильвании Сигизмундом Баторием (племянником польского короля Стефана Батория) нашел убежище в Хотинской крепости, которая в то время была под властью Польши.

Турки с 1711 г. начали широкомасштабные работы по созданию внешней линии обороны, общей площадью в 22 гектара. Управляли работами французские военные инженеры. Новые укрепления состоят из эскарпированного камнями вала с боевой террасой, широкого и глубокого рва и каменного контрэскарпа. Валы укреплены бастионами, въездными башнями, которых было три, перед въездами устроены равелины. На территории новой крепости строятся казармы, склады, мечеть.

В Хотинский крепости проводились съемки многих популярных художественных фильмов: "Гадюка", "Захар Беркут", "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", "Три мушкетера", "Черная стрела", "Старая крепость", "Стрелы Робин Гуда" , "Тарас Бульба".

Если вы имеете ввиду фильм Баллада о доблестном рыцаре Айвенго Режиссер Сергей Тарасов 1983 год

Как в СССР снимали "Балладу о доблестном рыцаре Айвенго". Блат и песни Высоцкого.

Исторические экранизации всегда привлекают внимание зрителя. Так было и в этом случае.

В 1983 году в кинопрокат в СССР вышла "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго" - экранизация знаменитого романа "Айвенго" Вальтера Скотта, который читали, наверное, если не все, то очень многие.

За восемь лет до этого в кинотеатрах СССР с успехом прошел еще один фильм режиссера Сергея Тарасова по мотивам средневековых легенд - " Стрелы Робин Гуда".

Режиссер С.С.Тарасов (1933 г.р.). Фото из открытого доступа Режиссер С.С.Тарасов (1933 г.р.). Фото из открытого доступа

Картины были связаны не только тематически - из одной в другую перекочевал благородный разбойник Робин Гуд в исполнении актера Бориса Хмельницкого .

"Робин Гуд" - Борис Хмельницкий (1940-2008). Фото из открытого доступа "Робин Гуд" - Борис Хмельницкий (1940-2008). Фото из открытого доступа

Музыкальным сопровождением стали песни, написанные Владимиром Высоцким еще для фильма "Стрелы Робин Гуда" , но тогда запрещенные. Именно песни Высоцкого добавили фильму глубины и сделали его очень запоминающимся до сих пор.

Сюжет фильма в кратце был таков: Англия XII века, король Ричард Львиное Сердце в плену. Страной правит его брат, принц Джон. Народ не знает спасения от мук тирана, который занял престол.
На родину в тайне ото всех возвращается оклеветанный рыцарь Айвенго, оруженосец короля Ричарда. В результате козней подлого рыцаря-командора Ордена Тамплиеров Бриана де Буагильбера, все считают именно Айвенго предателем.
Но легенда рыцарских турниров, непобедимый боец, сделает все, чтобы доказать свою непричастность к преступлению против короля.

На главную роль - рыцаря Уилфрида Айвенго - Тарасов решил пригласить молодого актера из Латвии Петериса Гаудиньша

Петерис Гаудиньш (1954 г.р.) Фото из открытого доступа Петерис Гаудиньш (1954 г.р.) Фото из открытого доступа Петерис Гаудиньш в наше время. Фото из открытого доступа Петерис Гаудиньш в наше время. Фото из открытого доступа

Леди Ровеной стала Тамара Акулова

Соперника Айвенго Бриана де Буагильбера сыграл Борис Химичев

Борис Петрович Химичев (1933-2014). Фото из открытого доступа Борис Петрович Химичев (1933-2014). Фото из открытого доступа

Борис Хмельницкий посоветовал Тарасову взять в картину его коллег по театру на Таганке.
Так появились в картине Александр Филиппенко в роли шута Вамбы и Юрий Смирнов в роли "вечно не просыхающего" монаха Тука.

Помимо Гаудиньша, в фильме снимались еще несколько актеров из Прибалтики. Ричарда Львиное Сердце сыграл Ромуальд Анцанс , его брата принца Джонса - Альгимантас Масюлис , Реджинальда Фрон де Бефа - Витаутас Томкус .

Витаутас Томкус - "Реджинальд Фрон де Беф". Фото из открытого доступа Витаутас Томкус - "Реджинальд Фрон де Беф". Фото из открытого доступа

Многие актеры снимались в "Балладе" , сыграв до этого в "Стрелах Робин Гуда". В фильме, кстати, могло и не быть Александра Филиппенко .

Александр Филиппенко - "шут Вамба". Фото из открытого доступа Александр Филиппенко - "шут Вамба". Фото из открытого доступа

Но актер Юрий Каморный , сыгравший в первом фильме шута вместо самого Высоцкого (которому тогда сниматься не разрешили), в 1981 году погиб при странных обстоятельствах.

Съемки фильма проходили в живописном прикарпатском городе Черновцы и в не менее живописном Каменец-Подольском.
Замок, который штурмуют в фильме, на самом деле - Хотинская крепость, расположенная в городе Хотин Черновицкой области Украины.

К слову - эта крепость "сыграла" не в одном фильме. Осада Ла-Рошели в трилогии "Д’Артаньян и три мушкетера" Георгия Юнгвальд-Хилькевича и крепость в "Тарасе Бульба" Владимира Бортко снималась там же.

Теперь о том самом "блате". Когда работа над картиной шла уже полным ходом, выяснилось, что бюджет урезали на сто тысяч рублей - очень большие деньги в то время.

Вспоминает режисер Тарасов - "Сын начальника Госкино тогдашнего закончил ВГИК и запустился с фильмом "Лунная радуга". И оказалось, что с нескольких картин сняли деньги, по сто тысяч с каждой, чтобы дать мальчику большого начальника снять кино, которое никто в принципе не видел. Я просто сжал зубы - уже куда то отступать было поздно".

С 1972 по 1986 год Госкино возглавлял Ф.Т.Ермаш, а его сын - Андрей снял всего 3 фильма.

В итоге сократили количество съемочных дней, работать пришлось быстро и много. Денег на профессиональную массовку уже не было, в рыцарей в сценах осады превратился взвод солдат, а одного из них сыграл даже сам режиссер. Его дочь сыграла даму - зрительницу на рыцарском турнире.
Тарасову еще повезло в том, что в это время, летом 1982 года, в Черновцах гастролировал Брестский областной драматический театр. Договорился, объяснил ситуацию и почти все актеры театра (и даже их дети) тоже снялись в эпизодах фильма.

А вот исполнителям основных ролей пришлось не просто - актеры, которым предстояло сниматься в седле, остались без тренировок в манеже - оплачивать было нечем.

"На съемках «Айвенго» у нас даже занятий по верховой езде не было. Посадили на коня, и сразу в кадр! Ну, что это такое? Нет, я старался, конечно" – вспоминал много лет спустя Петерис Гаудиньш.
Между прочим, по его же воспоминаниям, ему приходилось еще и бегать в магазин за выпивкой для "Тука" и "Ричарда Львиное Сердце" , которые возлагали эту обязанность на него, как на младшего.

К слову - Гаудиньш, которого роль Айвенго сделала известным, вообще был не в восторге от этой работы, а Тамара Акулова признавалась позже, что во время съемок совсем не чувствовала партнерства со стороны весьма сдержанного латыша и ей довольно сложно было играть любовь к нему.

Но проблемы фильма с сильнейшим сокращением бюджета на этом не закончились. Из только отснятых лент стали вырезать сцены, связанные с алкоголем. Казалось, вообще, образно говоря - "труба фильму" !
И тут, словно на выручку, пришел всенародно любимый в СССР бард, уже покойный тогда Владимир Высоцкий.

При его жизни цензура запретила использовать в "Стрелах Робин Гуда" шесть баллад, специально написанных Высоцким.
Вместо них в картине звучали музыка Раймонда Паулса и стихи другого автора.

Однако после смерти Высоцкого в 1980 году отношение власти к нему изменилось. Тарасову дали добро на то, чтобы использовать те самые песни в новом фильме. В нем звучат четыре баллады из шести - "Баллада о времени", "Баллада о вольных стрелка", "Баллада о любви" и "Баллада о борьбе" . Не вошли "Баллада о ненависти" и "Баллада о коротком счастье" , а из песне о любви вырезали две последние строфы.

Для большего эффекта и создания нужного настроения на съемочной площадке выставляли динамики и незабываемый, характерный голос Высоцкого раздавался по всей округе.

Песни Высоцкого попали прямо в "десятку". Некоторые кинокритики считали, что они даже затмили действие на экране.
Как написал в рецензии, вышедшей в журнале "Искусство кино" , "патетика экранного действия трогает нас в гораздо меньшей степени, чем суровая образность песен Высоцкого" , и по сравнению с балладами "эмоциональная полнота оскудевает, характеры бледнеют, интрига кажется не простой, а наивной".

По итогам кинопроката в 1983 году фильм "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго" занял девятое место, его посмотрели 28,4 миллиона человек. Его помнят и сегодня, иногда показывают по ТВ.
А песни Высоцкого вообще еще более добавили ему известности.

Почему из советского «Айвенго» вырезали важную героиню

Фильм Сергея Тарасова «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» запомнился песнями Высоцкого и наивной, но обаятельной стилизацией под старину. Однако те, кто читал роман Вальтера Скотта «Айвенго», немало удивились, ведь из фильма бесследно исчезла важная сюжетная линия вместе с ее героиней. «Рамблер» расскажет, почему так случилось.

Обычно советские режиссеры и сценаристы добросовестно переносили на экран все сюжетные повороты литературного первоисточника. Отступать от правила приходилось под натиском цензуры. Так случилось и на этот раз.

Дело в том, что в романе «Айвенго» — не одна, а две главные героини, леди Ровена и Ребекка, дочь еврейского ростовщика. Ребекка искренне любит Айвенго и помогает ему. Более того, именно в нее влюблен главный враг Айвенго тамплиер Бриан де Буагильбер. В фильме его пришлось сделать воздыхателем леди Ровены. А Ребекка и ее отец Исаак появляются лишь как зрители на турнире в Ашби. Сыграла ее Марина Либакова-Ливанова.


Кадр из фильма "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго"

Почему же Ровена (Тамара Акулова) в нашем фильме солирует в одиночестве? По самой распространенной версии Ребекку подвела национальность ее героини. В 1983 году евреев в Советском Союзе не жаловали почти так же сильно, как и в средневековой Англии. Всесильный председатель Госкомитета по радио и телевещанию Сергей Лапин вообще закрыл эфир для многих звезд еврейского происхождения, фильмы и телепередачи проходили жесткий отбор. И романтическая еврейка смотрелась слишком вызывающе.

Однако существует и другая версия. В предыдущем фильме Тарасова о средневековой Англии «Стрелы Робин Гуда» цензоры запретили использовать песни, специально написанные Высоцким для картины. В «Айвенго» Тарасов решил частично восстановить справедливость, для чего под песни значительно изменил сюжет фильма, расширив линию Робин Гуда. А скудный бюджет, выделенный на съемки, не позволил снять две серии, как планировал режиссер. Пришлось ограничиться одной — и для Ребекки попросту не нашлось места.

Блат в Госкино, спасенные песни Высоцкого и отсутствие «химии»: как снимали «Балладу о доблестном рыцаре Айвенго»

В 1983 году одним из лидеров советского кинопроката стала картина «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» – экранизация романа Вальтера Скотта, который знали, наверное, все подростки СССР. За восемь лет до этого с не меньшим успехом в кинотеатрах был показан другой фильм режиссера Сергея Тарасова по мотивам английских средневековых легенд – «Стрелы Робин Гуда». Две картины оказались связаны не только тематически – из одной в другую перекочевал благородный красавец Робин Гуд в исполнении Бориса Хмельницкого, а музыкальным сопровождением «Баллады» стали песни, написанные Владимиром Высоцким для «Стрел Робин Гуда», но запрещенные на тот момент цензурой. Казалось бы, где Ричард Львиное Сердце, Робин Гуд и Айвенго, а где Высоцкий – как-то его песни больше ассоциируются с послевоенной Москвой, наводненной различным криминальным элементом. Однако именно этот саундтрек добавил фильму глубины и сделал его бессмертным.

Смотрите х/ф «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» в воскресенье, 16 мая, в 7:25 на телеканале «Мир». Англия XII века, король Ричард Львиное Сердце в плену. Страной правит его брат, принц Джон. Народ не знает спасения от мук тирана, который занял престол. На родину в тайне ото всех возвращается оклеветанный Айвенго, оруженосец Ричарда. В результате козней подлого рыцаря-командора Ордена Тамплиеров Бриана де Буагильбера все считают Айвенго предателем. Легенда рыцарских турниров, непобедимый боец сделает все, чтобы доказать свою непричастность к преступлению против короля.

Многие актеры перекочевали в «Балладу» из «Стрел Робин Гуда», если бы не несчастье, в фильме могло не быть Александра Филиппенко. Но актер Юрий Каморный, сыгравший в первом фильме шута вместо Высоцкого, которому сниматься не позволили, в 1981 году был убит при странных обстоятельствах.

Съемки проходили в живописном прикарпатском городе Черновцы и в не менее живописном Каменец-Подольском, а замок, который штурмуют в фильме, на самом деле – Хотинская крепость, расположенная в городе Хотин Черновицкой области Украины. Кстати, осада Ла-Рошели в трилогии «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгия Юнгвальд-Хилькевича и «Тарас Бульба» Владимира Бортко снималась там же. Порой фильм упрекают в неправдоподобности военных сцен, однако дело было вовсе не в том, что Тарасов хотел снимать наивное кино для детей. Когда работа над картиной шла полным ходом, выяснилось, что бюджет «Баллады» урезали на сто тысяч рублей.

«Сын начальника Госкино тогдашнего закончил ВГИК и запустился с фильмом «Лунная радуга», – рассказывал Тарасов в одном из своих интервью. – И оказалось, что с нескольких картин сняли деньги, по сто тысяч, чтобы дать мальчику начальника снять кино, которое никто в принципе не видел. И поэтому у меня «Айвенго» – это была картина, которую вытащил я сам по себе, мой второй режиссер и оператор. Я просто сжал зубы – уже куда же отступать-то».

Первым делом сократили количество съемочных дней, группе пришлось работать быстро и на полную катушку. Денег на профессиональную массовку не было, и в рыцарей в сценах осады превратился взвод солдат. Одного из них сыграл сам режиссер, а его дочь стала дамой, лицезреющей рыцарский турнир. К счастью, летом 1982-го Брестский областной драматический театр в течение месяца гастролировал в Черновцах, и почти все актеры и их дети тоже снялись в эпизодах.

Исполнителям основных ролей пришлось несладко: актеры, которым предстояло сниматься в седле, остались даже без тренировок в манеже.

«На съемках «Айвенго» у нас даже занятий по верховой езде не было. Посадили на коня, и сразу в кадр! Ну что это такое? Нет, я старался, конечно. Вы извините, что не оправдываю ваших надежд, но вспомнить мне о тех съемках особо нечего», – говорил много лет спустя Гаудиньш, которому, помимо прочего, пришлось бегать в магазин за выпивкой для «Тука» и «Ричарда Львиное Сердце», которые возлагали эту обязанность на него, как на младшего товарища. Гаудиньш, которого прославила роль Айвенго, вообще был не в восторге от этой своей работы, а Акулова призналась, что не чувствовала партнерства со стороны сдержанного латыша и ей было сложно играть любовь.

На катастрофическом сокращении бюджета бедствия фильма не закончились. Когда «Баллада» была практически готова, в СССР развернулась борьба с пьянством. Сцен с Юрием Смирновым должно было быть гораздо больше, но пьянице Туку не повезло – он столкнулся с первой волной сухого закона в СССР. Из только отснятых лент срочно вырезали все, связанное с алкоголем. И словно на выручку фильму пришел с того света всенародно любимый в СССР Владимир Высоцкий.

При жизни поэта цензура запретила использовать в «Стрелах Робин Гуда» шесть баллад, специально написанных Высоцким, и вместо них в картине звучали музыка Раймонда Паулса и стихи другого автора. Однако после смерти Высоцкого в 1980 году отношение власти к нему изменилось, и Тарасову дали добро на то, чтобы использовать те самые песни в новом фильме. В нем звучат четыре баллады из шести: «Баллада о времени», «Баллада о вольных стрелках», «Баллада о любви» и «Баллада о борьбе». Не вошли «Баллада о ненависти» и «Баллада о коротком счастье», а из пронзительной «Баллады о любви» вырезали две последние строфы.

Для создания нужного настроения на съемочной площадке выставляли динамики, и раскатистый голос Высоцкого раздавался над лесом и холмами.

По мнению некоторых критиков, песни Высоцкого даже затмили действие на экране. Как писал Андрей Михайлович Шемякин в рецензии, вышедшей в журнале «Искусство кино», «патетика экранного действия трогает нас в гораздо меньшей степени, чем суровая образность песен Высоцкого», и по сравнению с балладами «эмоциональная полнота оскудевает, характеры бледнеют, интрига кажется не простой, а наивной».

Так или иначе, по итогам кинопроката в 1983 году фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» занял девятое место, его посмотрели 28,4 млн человек.

Читайте также: