Где снимали хитман агент 47
Обновлено: 07.07.2024
С первых лет существования кино Россия и всё, что с ней связано, интересует западного зрителя. Биографии царей, революция, экранизации классики – всё идёт на ура. Но съёмки требуют соответствующей – в том числе, петербургской – фактуры, а где её взять? Раньше был железный занавес, а сегодня ещё не каждый продюсер раскошелится на то, чтобы перекрыть улицы для съёмок в туристической столице Европы. И тут включается смекалка. «Диалог» насчитал пять способов снять фильм о Петербурге, не приезжая в Петербург. Если помышляете об эмиграции в Голливуд, то не забудьте сохранить ссылку.
1. Стройте декорации
Когда-то Пётр I, не будучи властен взять и увезти домой по кирпичикам столь любимую им Европу, решил создать свою – и построил Петербург. В 1930-е годы в Европе, не имя возможности выехать в Ленинград для производства лент на «русскую тему», создавали его прямо на студиях. Французский фильм «Катя» 1938 года начинается с декоративного плана Дворцовой площади и Зимнего дворца с фрагментом Александровской колонны. Довольно узнаваемо.
кадр из фильма «Катя» (Katia), реж. М. Турнёр, 1938/Metropa Films
Декорации были сооружены не в полный рост, а в виде небольших макетов. Но зрители 30-х, ещё не привычные к «магии кино», вряд ли обращали внимание на условность картинки. К такого рода приёмам в довоенном, преимущественно павильонном кинематографе для изображения дальних краёв прибегали часто. А если затемнить и добавить свет в окошки, кадр с «вечерним Зимним» и теперь напомнит хроникальную съёмку.
кадр из фильма «Катя» (Katia), реж. М. Турнёр, 1938/Metropa Films
Макеты бывали и крупнее, но в таком случае они не всегда имели прямые архитектурные аналоги. Западной публике, очень условно знакомой с морфологией Петербурга, можно было показать что-то «в духе» и дать соответствующую подпись. В фильме «Распутин и императрица» после надписи «Царское село» появляется кадр с конницей, блокпостом и чем-то классическим на заднем плане. При желании студия MGM, которая в 1932 выпустила этот фильм, могла использовать ту же самую декорацию для иллюстрации любой другой европейской резиденции – например, Версаля.
кадр из фильма «Распутин и императрица» (Rasputin and the Empress), реж. Р. Болеславский, 1932/Metro-Goldwyn-Mayer
Наконец, есть компромиссный вариант – делать в полный рост, но не здание целиком, а «задник», как в театре. Так поступили, например, на съёмках британской исторической комедии «Екатерина Великая» 1968 года. Вышло, правда, не очень похоже.
2. «Прикройтесь» историческим контекстом
Допустим, что вы снимаете фильм о революции в России и вам, в частности, нужен Смольный. Но маленький макет или задник ниже вашего достоинства, при этом на основательные декорации у вас денег нет. Как поступить?
Помните, что «дьявол в деталях». Ищите дом с широкой лестницей и арками на входе – примерно похожий на фасад Смольного. А дальше собирайте массовку в соответствующих времени и месту костюмах, примостите хоть какую-нибудь пушку. Готово, у вас есть Смольный – дёшево и сердито. Только не держите кадр дольше трёх секунд, а то быстро догадаются, что у вас ничего больше нет.
Схожим образом Warner Brothers сработали в фильме «Британский агент». Для сцены покушения на Ленина на заводе Михельсона (это когда стреляла Фанни Каплан) показали какое-то тёмное здание, вокруг которого опять аутентичная массовка, а над входом надпись по-русски – «Михельсонъ». Ну, а внутренности завода, понятно, можно было снять где угодно.
Кстати, внутри тоже всё хорошо. Ленин там вышел правдоподобным – можно даже подумать, что перед нами кадр из советской агитпродукции. Но нет, это голливудский Ильич, и он неплохо справляется с отвлечением зрителя от того, что Петроград в фильме сделан на коленке.
3. Подберитесь поближе
Начиная с 60-х павильонно-декоративный подход стал постепенно сходить на нет – зрители стали чувствовать фальшь и запросили «живой» натуры. Тем временем снимать кино непосредственно в Ленинграде – это всё ещё исключительное право режиссёров из советской страны. Но что, если поискать похожую натуру в государствах по соседству?
По ходу просмотра фильма-биографии «Красные» о журналисте-коммунисте Джоне Риде порой кажется, что это и впрямь «он» – старые, не очень чистенькие дома и серые, заваленные снегом улочки. Но сцена митинга, снятая хотя и на Сенатской – но не у нас, а на одноимённой площади в Хельсинки – не оставляет сомнений: всё-таки Финляндия.
кадр из фильма «Красные» (Reds), реж. У. Битти, 1981/ Barclays Mercantile Industrial Finance, JRS Productions, Paramount Pictures
Зайти можно и с другой, тёплой стороны. Уже в нулевые создатели фильма «Хитмэн», очевидно, решили не заморачиваться, устраивая съёмки в Питере, где летом много туристов, а их герою нужно много стрелять, взрывать и прыгать по крышам. В результате сняли в Болгарии, и выглядит это экстравагантно. Не помогли даже номера с цифрой 78, привинченные к автомобилям, и русский транспорт спецслужб (сомнительно, правда, чтобы в 2007 году они гоняли на ГАЗ-24). Скажем, в следующем кадре Национальный театр Ивана Вазова в Софии пытается сыграть роль Петербурга. Но у него плохо получается:
Когда фильм вышел, многие посчитали, что надписи на зданиях говорят о неуважении к нашему языку. На самом деле, всё «нормально» – просто это не русский, а болгарский. Вообще, кажется, что для режиссёра «Хитмана» не только славянские языки, но и вся Восточная Европа примерно об одном и том же. Скажем, вот кадр, который появляется, когда герой, находясь, в Петербурге идёт на вокзал. Надпись: «Центральный вокзал, Петербург». А в кадре Киевский, город Москва.
Чуть позже герой добрался и до столицы – но Питер не отпускает. Буквы, конечно, пытаются нас убедить, что где-то рядом Кремль. Но мы-то видим, что в темноте притаился Казанский собор.
кадр из фильма «Хитмэн» (Hitman), реж. К. Жанс, 2007/Twentieth Century Fox, Daybreak, Prime Universe
Здесь, кстати, снова действует правило – было бы похоже. Персонаж Эдриана Броуди в конце криминальной комедии «Братья Блум» по сюжету приезжает в Петербург. И хотя съёмочная группа там не появлялась, небольшая сцена, снятая где-то на территории стран Варшавского договора, смотрится (особенно если сравнивать с «Хитманом») декоративно, но убедительно:
кадр из фильма «Братья Блум» (The Brothers Bloom), реж. Р. Джонсон/Endgame Entertainment, Ram Bergman Productions,
The Weinstein Company
А в сценах Кровавого воскресения из «Николая и Александры» и вовсе мерещится родное. Но факт есть факт: трёхчасовую историческую мелодраму снимали в Испании и Югославии.
кадр из фильма «Николай и Александра» (Nicholas and Alexandra), реж. Ф. Дж. Шаффнер, 1971/Columbia, Pictures, Corporation, Horizon Pictures
4. Не выходите из комнаты
Мы переходим к «читерским» ходам. Не хотите строить декорации и куда-то ехать? Да пожалуйста. Можно даже совсем не выходить из кинопавильона – «что интересней на свете стены и стула?». Вспомните: многие известные русские (например, цари) жили во дворцах – во всей этой золото-помпезной обстановке. Ну, вот и снимайте что-то такое, а на улицу их не пускайте. При этом павильон может напоминать залы Екатерининского или Зимнего. Но не обязательно.
кадр из фильма «Катя» (Katia), реж. Р. Сиодмак, 1959/Spéva Films S.A.
В эту же категорию можно внести следующий совет – экранизируйте русскую классику. Конечно, в традиционном понимании романы, например, Достоевского не отделимы от Петербурга, но так-то же в традиционном. А если подумать, то все самые важные для сюжетов сцены происходят в домах – старушку Раскольников убивают дома, беседы с Порфирием ведут тоже не на улице. Подберите подходящего актёра на роль Родиона Р. – и снимайте его на фоне каких-нибудь штор крупным планом.
кадр из фильма «Преступление и наказание» (Crime and Punishment), реж. Дж. Фон Штернберг, 1935/Columbia Pictures
Не стесняйтесь использовать хронику – зачем снимать то, что один раз уже сняли? В конце концов, рисуйте. Картины с видами Петербурга на фоне вступительных титров не только позаботятся о нужном настроении, но и создадут эффект присутствия в Северной столице.
кадр из фильма «Екатерина Великая» (Great Catherine), реж. Г. Флеминг, 1968/Keep Films
Вся эта часть – сарказм, если что.
5. Рисуйте
Но уже не на титрах. Мы ведь живём в век высоких графических технологий, когда в кино можно вытворять всё, что хочется. Правда, фильмов с полностью рисованным Петербургом пока ещё не было, а вот мультфильмы уже появлялись. Причём некоторые из них копируют действительность почти целиком, как, например, франко-датский «Далеко на север». Тут явно сначала посидели над фото, а затем сделали на их основе графический вариант.
кадр из мультфильма «Далеко на север» (Tout en haut du monde), реж. Р. Шейе, 2015/Diaphana Films (Франция), Soda Pictures (Великобритания), Shout! Factory (США)
Но можно и дать волю фантазии. В диснеевской «Анастасии» дворец, снаружи неотличимый от Екатерининского, внутри оказывается Зимним, Гостиный двор превращается в развесёлый базар, а Спас на Крови вырастает раза в три, становясь главной архитектурной доминантной. И всё-таки это Петербург – просто на родине Микки Мауса его увидели похожим на рождественскую игрушку.
кадр из мультфильма «Анастасия» (Anastasia), реж. Д. Блут, Г. Голдман, 1977/20th Century Fox, Fox Animation Studios,
Fox Family Films, The Big Gun Project
Hitman (фильм 2007)
Hitman — французско-американский триллер 2007 года режиссера Хавьера Генса по мотивам серии игр Hitman. Агент 47 является генетически модифицированным убийцей, которого нанимает «Организация». В результате выполнения задания агент оказывается впутан в политический заговор, на него начинает охоту и Интерпол, и русские военные. В фильме снимались: Тимати Олифант, Ольга Куриленко и Дугрей Скотт. «Хитмэн» был выпущен 21 ноября 2007 года.
Сюжет
Сюжет начинается со сцены в неизвестном месте вроде больницы, где группа совсем юных, налысо побритых мальчиков получают татуировки – штрих-коды на задней части головы, а персонал наблюдает за ними, направляя и координируя действия детей в процессе обучения пользоваться огнестрельным оружием и ближнему бою. Начало фильма показывает, как эти мальчики проходят суровые тренировки и испытания с раннего возраста, чтобы в дальнейшем стать профессиональными наёмными убийцами международного класса.
Годы спустя агент Интерпола Майк Уиттиер возвращается домой и находит Агента 47 в своём кабинете. На вопрос, к чему потребовалась такая встреча, Агент 47 коротко отвечает – «поговорить». В ходе этой беседы они обсуждают путь 47-го в качестве профессионального наёмного убийцы, работающего на таинственную военизированную структуру, известную как «Организация». Затем фильм показывает более ранний период, когда Уиттиер пытался задержать 47-го.
За три месяца до событий, описанных выше, 47 выполняет заказ на устранение главаря банды по имени Бвана Ови в Нигере. Координатор агентства Диана инструктирует 47-го о его следующей цели, каковой является Президент России Михаил Беликов. Успешно выполнив задание в Санкт-Петербурге точно в соответствии с инструктажем, Агент сталкивается с проблемой, возникшей с убийством такой крупной фигуры. Работодатель сообщает, что остался свидетель – молодая женщина по имени Ника Боронина, которая знает о случившемся и представляет опасность. Следующей целью в новом заказе становится именно она.
Когда Агент 47 достает пистолет, чтобы застрелить свидетельницу на улице, они случайно встречаются взглядами, но женщина равнодушно проходит мимо, и герой понимает, что она никогда не видела его раньше. В ту же минуту происходит выстрел, от которого в толпе погибает мужчина. Снайпером оказывается ещё один агент со штрихом-татуировкой на затылке.
В отеле 47-й пытается объяснить руководству, что девушка не связана с заданием, в то же время ему присылают отрывок из репортажа, в котором Президент Беликов жив (хотя и был ранен). На вопрос героя, кто направил заказ на убийство, агентство ответа не даёт.
В это время Интерпол и силы петербургской полиции планируют поймать убийцу, зная о его местоположении. Майк Уиттиер намерен провести операцию, но в дело вмешивается ФСБ в лице начальника спецотдела Юрия Маркова. Когда начинается штурм отеля, 47-му в номер звонит Диана, чтобы предупредить его, зная, что за это её могут уволить. Она сообщает ему, что Беликов заказал сам себя. Успешно покинув отель и уйдя от погони, 47-й снова находит Нику, которая якобы была свидетелем убийства и которая также оказывается любовницей Беликова. Он расспрашивает её о президенте и узнаёт, что у того имелся двойник, который и заказал реального Беликова, чтобы занять его место в качестве главы государства.
Ника и 47-й пытаются уехать из России на поезде, но на вокзале их уже ждут другие убийцы из Агентства, а также Интерпол. 47-й убивает четырех из них прежде, чем разоружить агента Уиттиера, ранив его и его напарника. Взбесившись из-за очередного побега подозреваемого, ФСБ во главе с Юрием Марковым потребовало агентов Интерпола немедленно покинуть страну. В то же время 47-й связывается с агентом Смитом из ЦРУ, чтобы встретиться с ним в Москве. Он предлагает тому сделку — устранение Бориса Беликова, брата Михаила, в обмен на помощь от ЦРУ. Борис — бандит, занимающийся незаконной торговлей оружием и работорговлей, за которым давно охотятся не только ЦРУ, но и ФСБ. Агент Смит сообщает 47-му, что Борис планировал сделку с немецким торговцем оружием по имени Прайс.
В то же время Уиттиер был вынужден вернуться в Лондон и там продолжает расследование, в том числе изучая попавший ему в руки чемодан 47-го. Среди вещей он находит ключ в виде креста с надписью «Положись на Бога и он укажет тебе путь». Интерпол считает, что эта улика может быть зацепкой.
47-й и Ника отправляются в Стамбул, где ему удаётся перехватить Прайса из ресторана, убив его телохранителей с тем, чтобы под его именем пробраться на встречу с Борисом. Позже 47-й убивает Бориса и его прихвостней, чтобы выйти на двойника Беликова во время похорон. По пути обратно в Россию 47-й собирается оставить Нику, чтобы она могла начать жить с чистого листа и реализовать свою детскую мечту – обзавестись домом с виноградником.
В то же время двойник Беликова вместе с Юрием Марковым подводит итоги операции: все лишние свидетели и улики уничтожены, кроме киллера. Сам Агент не заставляет себя долго ждать и похищает Маркова, связывает его и заставляет его отдать приказ выстрелить в двойника Беликова по рации, когда тот будет произносить траурную речь. По команде снайпер открывает огонь в церкви во время церемонии прощания, но двойнику удаётся остаться в живых.
Из-за начавшейся паники Беликов и охрана покидают главный зал, но 47-й настигает их, переодевшись в форму солдата. Расправившись с охранниками рядом, он уводит двойника и запирается с ним в палате архиепископа церкви. После непродолжительного разговора с ним 47-й убивает Беликова, а затем сдаётся Интерполу. В то же время агент Смит намерен выполнить свою часть уговора и с помощью своих людей перехватывает конвой Интерпола, дав 47-му уйти.
История возвращает нас к разговору между Уиттиером и 47-м. Последний просит забыть о нём, оставив агенту Интерпола тело другого убитого киллера. 47-й предлагает Уиттиеру сообщить полиции, что он нашёл и убил разыскиваемого всё это время киллера, намекая, что в случае отказа Уиттиер не выживет.
Заключительная сцена показывает, что Ника Боронина получает в Петербурге конверт от неизвестного отправителя с документами на владение элитными виноградниками. 47-й также находится неподалёку и наблюдает за девушкой через прицел снайперской винтовки. В то время как внимание переключается на тело убитого им вражеского киллера, 47-й произносит: «Говорил же, оставьте её. Не послушались». Затем он поворачивается и уходит.
Читайте также: