Где снимали хитман агент 47

Обновлено: 07.07.2024

С первых лет существования кино Россия и всё, что с ней связано, интересует западного зрителя. Биографии царей, революция, экранизации классики – всё идёт на ура. Но съёмки требуют соответствующей – в том числе, петербургской – фактуры, а где её взять? Раньше был железный занавес, а сегодня ещё не каждый продюсер раскошелится на то, чтобы перекрыть улицы для съёмок в туристической столице Европы. И тут включается смекалка. «Диалог» насчитал пять способов снять фильм о Петербурге, не приезжая в Петербург. Если помышляете об эмиграции в Голливуд, то не забудьте сохранить ссылку.

1. Стройте декорации

Когда-то Пётр I, не будучи властен взять и увезти домой по кирпичикам столь любимую им Европу, решил создать свою – и построил Петербург. В 1930-е годы в Европе, не имя возможности выехать в Ленинград для производства лент на «русскую тему», создавали его прямо на студиях. Французский фильм «Катя» 1938 года начинается с декоративного плана Дворцовой площади и Зимнего дворца с фрагментом Александровской колонны. Довольно узнаваемо.

«Катя» (Katia, 1938), реж. М. Турнёр.

кадр из фильма «Катя» (Katia), реж. М. Турнёр, 1938/Metropa Films

Декорации были сооружены не в полный рост, а в виде небольших макетов. Но зрители 30-х, ещё не привычные к «магии кино», вряд ли обращали внимание на условность картинки. К такого рода приёмам в довоенном, преимущественно павильонном кинематографе для изображения дальних краёв прибегали часто. А если затемнить и добавить свет в окошки, кадр с «вечерним Зимним» и теперь напомнит хроникальную съёмку.

«Катя» (Katia, 1938), реж. М. Турнёр.

кадр из фильма «Катя» (Katia), реж. М. Турнёр, 1938/Metropa Films

Макеты бывали и крупнее, но в таком случае они не всегда имели прямые архитектурные аналоги. Западной публике, очень условно знакомой с морфологией Петербурга, можно было показать что-то «в духе» и дать соответствующую подпись. В фильме «Распутин и императрица» после надписи «Царское село» появляется кадр с конницей, блокпостом и чем-то классическим на заднем плане. При желании студия MGM, которая в 1932 выпустила этот фильм, могла использовать ту же самую декорацию для иллюстрации любой другой европейской резиденции – например, Версаля.

3

кадр из фильма «Распутин и императрица» (Rasputin and the Empress), реж. Р. Болеславский, 1932/Metro-Goldwyn-Mayer

Наконец, есть компромиссный вариант – делать в полный рост, но не здание целиком, а «задник», как в театре. Так поступили, например, на съёмках британской исторической комедии «Екатерина Великая» 1968 года. Вышло, правда, не очень похоже.

«Екатерина Великая» (Great Catherine, 1968), реж. Г. Флеминг
«Екатерина Великая» (Great Catherine, 1968), реж. Г. Флеминг

2. «Прикройтесь» историческим контекстом

Допустим, что вы снимаете фильм о революции в России и вам, в частности, нужен Смольный. Но маленький макет или задник ниже вашего достоинства, при этом на основательные декорации у вас денег нет. Как поступить?

Помните, что «дьявол в деталях». Ищите дом с широкой лестницей и арками на входе – примерно похожий на фасад Смольного. А дальше собирайте массовку в соответствующих времени и месту костюмах, примостите хоть какую-нибудь пушку. Готово, у вас есть Смольный – дёшево и сердито. Только не держите кадр дольше трёх секунд, а то быстро догадаются, что у вас ничего больше нет.

Схожим образом Warner Brothers сработали в фильме «Британский агент». Для сцены покушения на Ленина на заводе Михельсона (это когда стреляла Фанни Каплан) показали какое-то тёмное здание, вокруг которого опять аутентичная массовка, а над входом надпись по-русски – «Михельсонъ». Ну, а внутренности завода, понятно, можно было снять где угодно.

«Британский агент» (British Agent, 1934), реж. М. Кёртис
«Британский агент» (British Agent, 1934), реж. М. Кёртис
«Британский агент» (British Agent, 1934), реж. М. Кёртис

Кстати, внутри тоже всё хорошо. Ленин там вышел правдоподобным – можно даже подумать, что перед нами кадр из советской агитпродукции. Но нет, это голливудский Ильич, и он неплохо справляется с отвлечением зрителя от того, что Петроград в фильме сделан на коленке.

3. Подберитесь поближе

Начиная с 60-х павильонно-декоративный подход стал постепенно сходить на нет – зрители стали чувствовать фальшь и запросили «живой» натуры. Тем временем снимать кино непосредственно в Ленинграде – это всё ещё исключительное право режиссёров из советской страны. Но что, если поискать похожую натуру в государствах по соседству?

По ходу просмотра фильма-биографии «Красные» о журналисте-коммунисте Джоне Риде порой кажется, что это и впрямь «он» – старые, не очень чистенькие дома и серые, заваленные снегом улочки. Но сцена митинга, снятая хотя и на Сенатской – но не у нас, а на одноимённой площади в Хельсинки – не оставляет сомнений: всё-таки Финляндия.

фильм красные

кадр из фильма «Красные» (Reds), реж. У. Битти, 1981/ Barclays Mercantile Industrial Finance, JRS Productions, Paramount Pictures

Зайти можно и с другой, тёплой стороны. Уже в нулевые создатели фильма «Хитмэн», очевидно, решили не заморачиваться, устраивая съёмки в Питере, где летом много туристов, а их герою нужно много стрелять, взрывать и прыгать по крышам. В результате сняли в Болгарии, и выглядит это экстравагантно. Не помогли даже номера с цифрой 78, привинченные к автомобилям, и русский транспорт спецслужб (сомнительно, правда, чтобы в 2007 году они гоняли на ГАЗ-24). Скажем, в следующем кадре Национальный театр Ивана Вазова в Софии пытается сыграть роль Петербурга. Но у него плохо получается:

Хитмэн
Хитмэн

Когда фильм вышел, многие посчитали, что надписи на зданиях говорят о неуважении к нашему языку. На самом деле, всё «нормально» – просто это не русский, а болгарский. Вообще, кажется, что для режиссёра «Хитмана» не только славянские языки, но и вся Восточная Европа примерно об одном и том же. Скажем, вот кадр, который появляется, когда герой, находясь, в Петербурге идёт на вокзал. Надпись: «Центральный вокзал, Петербург». А в кадре Киевский, город Москва.

Чуть позже герой добрался и до столицы – но Питер не отпускает. Буквы, конечно, пытаются нас убедить, что где-то рядом Кремль. Но мы-то видим, что в темноте притаился Казанский собор.

Хитмен

кадр из фильма «Хитмэн» (Hitman), реж. К. Жанс, 2007/Twentieth Century Fox, Daybreak, Prime Universe

Здесь, кстати, снова действует правило – было бы похоже. Персонаж Эдриана Броуди в конце криминальной комедии «Братья Блум» по сюжету приезжает в Петербург. И хотя съёмочная группа там не появлялась, небольшая сцена, снятая где-то на территории стран Варшавского договора, смотрится (особенно если сравнивать с «Хитманом») декоративно, но убедительно:

13

кадр из фильма «Братья Блум» (The Brothers Bloom), реж. Р. Джонсон/Endgame Entertainment, Ram Bergman Productions,
The Weinstein Company

А в сценах Кровавого воскресения из «Николая и Александры» и вовсе мерещится родное. Но факт есть факт: трёхчасовую историческую мелодраму снимали в Испании и Югославии.

Фильм Николай и Александра

кадр из фильма «Николай и Александра» (Nicholas and Alexandra), реж. Ф. Дж. Шаффнер, 1971/Columbia, Pictures, Corporation, Horizon Pictures

4. Не выходите из комнаты

Мы переходим к «читерским» ходам. Не хотите строить декорации и куда-то ехать? Да пожалуйста. Можно даже совсем не выходить из кинопавильона – «что интересней на свете стены и стула?». Вспомните: многие известные русские (например, цари) жили во дворцах – во всей этой золото-помпезной обстановке. Ну, вот и снимайте что-то такое, а на улицу их не пускайте. При этом павильон может напоминать залы Екатерининского или Зимнего. Но не обязательно.

15

кадр из фильма «Катя» (Katia), реж. Р. Сиодмак, 1959/Spéva Films S.A.

В эту же категорию можно внести следующий совет – экранизируйте русскую классику. Конечно, в традиционном понимании романы, например, Достоевского не отделимы от Петербурга, но так-то же в традиционном. А если подумать, то все самые важные для сюжетов сцены происходят в домах – старушку Раскольников убивают дома, беседы с Порфирием ведут тоже не на улице. Подберите подходящего актёра на роль Родиона Р. – и снимайте его на фоне каких-нибудь штор крупным планом.

фильм Преступление и наказание

кадр из фильма «Преступление и наказание» (Crime and Punishment), реж. Дж. Фон Штернберг, 1935/Columbia Pictures

Не стесняйтесь использовать хронику – зачем снимать то, что один раз уже сняли? В конце концов, рисуйте. Картины с видами Петербурга на фоне вступительных титров не только позаботятся о нужном настроении, но и создадут эффект присутствия в Северной столице.

Фильм Екатерина Великая

кадр из фильма «Екатерина Великая» (Great Catherine), реж. Г. Флеминг, 1968/Keep Films

Вся эта часть – сарказм, если что.

5. Рисуйте

Но уже не на титрах. Мы ведь живём в век высоких графических технологий, когда в кино можно вытворять всё, что хочется. Правда, фильмов с полностью рисованным Петербургом пока ещё не было, а вот мультфильмы уже появлялись. Причём некоторые из них копируют действительность почти целиком, как, например, франко-датский «Далеко на север». Тут явно сначала посидели над фото, а затем сделали на их основе графический вариант.

Мультфильм далеко на север

кадр из мультфильма «Далеко на север» (Tout en haut du monde), реж. Р. Шейе, 2015/Diaphana Films (Франция), Soda Pictures (Великобритания), Shout! Factory (США)

Но можно и дать волю фантазии. В диснеевской «Анастасии» дворец, снаружи неотличимый от Екатерининского, внутри оказывается Зимним, Гостиный двор превращается в развесёлый базар, а Спас на Крови вырастает раза в три, становясь главной архитектурной доминантной. И всё-таки это Петербург – просто на родине Микки Мауса его увидели похожим на рождественскую игрушку.

19

кадр из мультфильма «Анастасия» (Anastasia), реж. Д. Блут, Г. Голдман, 1977/20th Century Fox, Fox Animation Studios,
Fox Family Films, The Big Gun Project

Hitman (фильм 2007)


Hitman — французско-американский триллер 2007 года режиссера Хавьера Генса по мотивам серии игр Hitman. Агент 47 является генетически модифицированным убийцей, которого нанимает «Организация». В результате выполнения задания агент оказывается впутан в политический заговор, на него начинает охоту и Интерпол, и русские военные. В фильме снимались: Тимати Олифант, Ольга Куриленко и Дугрей Скотт. «Хитмэн» был выпущен 21 ноября 2007 года.

Сюжет

Сюжет начинается со сцены в неизвестном месте вроде больницы, где группа совсем юных, налысо побритых мальчиков получают татуировки – штрих-коды на задней части головы, а персонал наблюдает за ними, направляя и координируя действия детей в процессе обучения пользоваться огнестрельным оружием и ближнему бою. Начало фильма показывает, как эти мальчики проходят суровые тренировки и испытания с раннего возраста, чтобы в дальнейшем стать профессиональными наёмными убийцами международного класса.

Годы спустя агент Интерпола Майк Уиттиер возвращается домой и находит Агента 47 в своём кабинете. На вопрос, к чему потребовалась такая встреча, Агент 47 коротко отвечает – «поговорить». В ходе этой беседы они обсуждают путь 47-го в качестве профессионального наёмного убийцы, работающего на таинственную военизированную структуру, известную как «Организация». Затем фильм показывает более ранний период, когда Уиттиер пытался задержать 47-го.

За три месяца до событий, описанных выше, 47 выполняет заказ на устранение главаря банды по имени Бвана Ови в Нигере. Координатор агентства Диана инструктирует 47-го о его следующей цели, каковой является Президент России Михаил Беликов. Успешно выполнив задание в Санкт-Петербурге точно в соответствии с инструктажем, Агент сталкивается с проблемой, возникшей с убийством такой крупной фигуры. Работодатель сообщает, что остался свидетель – молодая женщина по имени Ника Боронина, которая знает о случившемся и представляет опасность. Следующей целью в новом заказе становится именно она.

Когда Агент 47 достает пистолет, чтобы застрелить свидетельницу на улице, они случайно встречаются взглядами, но женщина равнодушно проходит мимо, и герой понимает, что она никогда не видела его раньше. В ту же минуту происходит выстрел, от которого в толпе погибает мужчина. Снайпером оказывается ещё один агент со штрихом-татуировкой на затылке.

В отеле 47-й пытается объяснить руководству, что девушка не связана с заданием, в то же время ему присылают отрывок из репортажа, в котором Президент Беликов жив (хотя и был ранен). На вопрос героя, кто направил заказ на убийство, агентство ответа не даёт.

В это время Интерпол и силы петербургской полиции планируют поймать убийцу, зная о его местоположении. Майк Уиттиер намерен провести операцию, но в дело вмешивается ФСБ в лице начальника спецотдела Юрия Маркова. Когда начинается штурм отеля, 47-му в номер звонит Диана, чтобы предупредить его, зная, что за это её могут уволить. Она сообщает ему, что Беликов заказал сам себя. Успешно покинув отель и уйдя от погони, 47-й снова находит Нику, которая якобы была свидетелем убийства и которая также оказывается любовницей Беликова. Он расспрашивает её о президенте и узнаёт, что у того имелся двойник, который и заказал реального Беликова, чтобы занять его место в качестве главы государства.

Ника и 47-й пытаются уехать из России на поезде, но на вокзале их уже ждут другие убийцы из Агентства, а также Интерпол. 47-й убивает четырех из них прежде, чем разоружить агента Уиттиера, ранив его и его напарника. Взбесившись из-за очередного побега подозреваемого, ФСБ во главе с Юрием Марковым потребовало агентов Интерпола немедленно покинуть страну. В то же время 47-й связывается с агентом Смитом из ЦРУ, чтобы встретиться с ним в Москве. Он предлагает тому сделку — устранение Бориса Беликова, брата Михаила, в обмен на помощь от ЦРУ. Борис — бандит, занимающийся незаконной торговлей оружием и работорговлей, за которым давно охотятся не только ЦРУ, но и ФСБ. Агент Смит сообщает 47-му, что Борис планировал сделку с немецким торговцем оружием по имени Прайс.

В то же время Уиттиер был вынужден вернуться в Лондон и там продолжает расследование, в том числе изучая попавший ему в руки чемодан 47-го. Среди вещей он находит ключ в виде креста с надписью «Положись на Бога и он укажет тебе путь». Интерпол считает, что эта улика может быть зацепкой.

47-й и Ника отправляются в Стамбул, где ему удаётся перехватить Прайса из ресторана, убив его телохранителей с тем, чтобы под его именем пробраться на встречу с Борисом. Позже 47-й убивает Бориса и его прихвостней, чтобы выйти на двойника Беликова во время похорон. По пути обратно в Россию 47-й собирается оставить Нику, чтобы она могла начать жить с чистого листа и реализовать свою детскую мечту – обзавестись домом с виноградником.

В то же время двойник Беликова вместе с Юрием Марковым подводит итоги операции: все лишние свидетели и улики уничтожены, кроме киллера. Сам Агент не заставляет себя долго ждать и похищает Маркова, связывает его и заставляет его отдать приказ выстрелить в двойника Беликова по рации, когда тот будет произносить траурную речь. По команде снайпер открывает огонь в церкви во время церемонии прощания, но двойнику удаётся остаться в живых.

Из-за начавшейся паники Беликов и охрана покидают главный зал, но 47-й настигает их, переодевшись в форму солдата. Расправившись с охранниками рядом, он уводит двойника и запирается с ним в палате архиепископа церкви. После непродолжительного разговора с ним 47-й убивает Беликова, а затем сдаётся Интерполу. В то же время агент Смит намерен выполнить свою часть уговора и с помощью своих людей перехватывает конвой Интерпола, дав 47-му уйти.

История возвращает нас к разговору между Уиттиером и 47-м. Последний просит забыть о нём, оставив агенту Интерпола тело другого убитого киллера. 47-й предлагает Уиттиеру сообщить полиции, что он нашёл и убил разыскиваемого всё это время киллера, намекая, что в случае отказа Уиттиер не выживет.

Заключительная сцена показывает, что Ника Боронина получает в Петербурге конверт от неизвестного отправителя с документами на владение элитными виноградниками. 47-й также находится неподалёку и наблюдает за девушкой через прицел снайперской винтовки. В то время как внимание переключается на тело убитого им вражеского киллера, 47-й произносит: «Говорил же, оставьте её. Не послушались». Затем он поворачивается и уходит.

Читайте также: