Где снимали дмб 2

Обновлено: 18.05.2024

Здесь сразу несколько вопросов, я попробую последовательно ответить. Во-первых, это не был переломный для меня год. То, что он переломный, то, что ДМБ – фильм эпохальный стало понятно лет через 10, через 20. То есть год стал переломным, когда для меня он уже не мог быть никаким переломным. А в 2000 ДМБ был…

Обычный фильм?

Более того, это был скандальный фильм и не сразу понятный. Некоторые из съемочной группы не хотели фамилию в титры ставить. Боялись, ссали. Некоторые коллеги рассказывали мне, что это провал. Сережа Жигунов просто предлагал все размонтировать и отдать материал ему, чтобы он что-то попробовал доснять и спасти картину. Были короче моменты. На твой вопрос, что и сколько. Сценарий ДМБ я писал неделю. Сценарий занял 40 страниц машинописного текста. Фильм снимался 18 съемочных дней.

А как комиссия приняла этот фильм? Комиссия была?

Не было никакой комиссии.

Это было то время, когда была настоящая свобода?

И сейчас такое время, и сейчас нет никаких комиссий, это обман. Нет никаких комиссий, которые принимают. Это вот один из обманов, которые мои коллеги сами себе в башку вбили и сами себя уничтожают и сами себя превращают в живых маленьких трупиков.

Продюсеры. Кто в сегодняшнем кинопроцессе продюсер? Согласен ли ты с тем, что продюсеры – жадные расчетливые чудаки на буквы М, им плевать на искусство, как таковое, они думают только о бабках?

В вопросе отражается твое отношение.

Я и не скрываю, я считаю их жадными чудаками.

Смотри. Кто такой продюсер? Это организатор производства, администратор то есть. Это человек, который занимается тем, чтобы были вилки, ложки, ножи, обеды, электричество, машины там подавали вовремя. Помнишь, в СССР «директор картины» писали в титрах?

Вот то, что называется продюсер, то и есть «директор картины», то есть администратор на производстве, который отвечает за гвозди, шурупы, за то, чтобы машину вовремя подали и всё. Продюсер - это просто администратор. Прошу не путать с инвестором, который все-таки деньгами вкладывается. Продюсер – это не инвестор. Все, что выше функции администратора - это легенды про продюсеров. Про их какую-то невероятную тупость или наоборот про их невероятную продвинутость, это легенды. Они – организаторы производства. Как был в СССР директор, замдиректора. Ну, обычно у директора два зама было, замами обычно двух девушек брали, чтобы им легче было договариваться со сторонними организациями, чтобы, например, разрешили снимать в женской бане. Это уровень зама директора. А вот с мужской баней договориться – это уровень уже директора картины. И все эти истории, что некие продюсеры, которые что-то некое продюсируют… Или он хороший организатор производства, или хуевый организатор производства. Определение продюсера – это фейк. Нет служебной инструкции для продюсера, его нет в трудовом кодексе. Есть администратор.

Снимать кино – это выгодное дело с финансовой точки зрения, сейчас?

Ну, я могу судить только по своим фильмам. Потому что по чужим судить крайне проблематично. Мои фильмы, я думаю, окупились в десятки, а может и в сотни раз. Не считая того, что им прикручивались за отдельные еще деньги сиквелы, не считая того, что мерчендайзинг еще всякий выпускали за бабло.

Как ты относишься к нынешним режиссерам? По сравнению с тобой, я не считаю их произведения качественным продуктом.

Нынешние режиссеры – это широкое понятие. Я тоже нынешний режиссер, я еще жив. Я считаю, что нынешние режиссеры, особенно молодые душой режиссеры, должны почаще вспоминать о том, что они – художники и творцы - всё это интервью я об этом и твержу. Отчего дует ветер? От того, что деревья качаются. Так вот они должны быть теми деревьями, от которых дует ветер. Они должны понимать свою ответственность. Они должны понимать, что они – элита. Это не та элита, которую иной раз по ошибке сейчас называют элитой, пара спекулянтов средством от геморроя – это не элита. Три хромых охранника склада, которые с этого склада что-то спиздили – это тоже не элита. Элита общества – это интеллектуальная, творческая, созидающая часть, это те, за кем идут люди. Это режиссеры, это писатели, в более широком смысле это ученые, ученые-теоретики, врачи, учителя. Те люди, которые своей жизнью делают образец и которые делают мир лучше.

Как ты относишься к госфинансированию? Считаешь ли ты эту фигню злом?

Как я отношусь к госфинансированию… Как нынешние дела обстоят я не очень в курсе, не вникал, честно скажу. Не вникал, но понятно, что обстоят дела как-то не так, даже если мой сантехник Мансуржон меня постоянно спрашивает, зачем плохие люди все деньги на кино украли? Но, как говорится, у всего когда-то было начало. Вот был мой «Даун Хаус», тогда госфинансирования не было, вместо него была очень кривая система освобождения от налогов. Естественно, как и положено, она исправно работала только первые пару месяцев, дальше начала давать сбой, потому что прибежало слишком много желающих спиздить, а денег на всех не хватило. И лично мне Михаил Швыдкой, будучи тогда министром культуры, говорил: «Рома, не ссы». Может, он говорил другими словами, но смысл такой: «Рома, не бойся. Мы закрываем историю с налоговыми льготами, но мы начинаем стабильно финансировать из бюджета, твои фильмы будем, ну и все прочие, которые по-честному достойны».

И дальше что произошло?

И дальше знаешь, годик-полтора было нормально. Ну а потом все как-то пошло через жопу. Но все и должно было пойти через жопу. Такие традиции.

Но сейчас Швыдкова нет. Сейчас что происходит?

Сейчас явно происходит какая-то большая и мутная хрень, но я не хочу об этом рассуждать, об этом только ленивый не рассуждает.

«А помните, вы вчера товарища генерала за погон укусили?»: 23 факта о «ДМБ»

«А помните, вы вчера товарища генерала за погон укусили?»: 23 факта о «ДМБ»

Ко Дню защитника Отечества рассказываем о съемках и создателях культового фильма.

Культовый фильм Романа Качанова, снимающего о нашей действительности с элементами беспощадного сюрреализма, необходимо посмотреть хотя бы раз в жизни, чтобы потом некоторое время (или всегда) разговаривать цитатами из него.

1

Студент Штык, рабочий паренек Бомба и задолжавший бандитам игрок Пуля отправляются служить в российскую армию. Немногие поклонники фильма в курсе, что «ДМБ» – сборник армейских анекдотов, остроумно переработанных Иваном Охлобыстиным и Романом Качановым.

2

Сценарий будущего культового фильма был написан за неделю и занял 40 страниц текста.


Иван Охлобыстин / Роман Качанов

3

По словам Ивана Охлобыстина, Пуля, Штык и Бомба – собирательные образы мужского населения нашей страны.

«Кто-то кутила, кто-то бабник, а кто-то обычный работяга. Но в армии все равны и вместе принимают тяготы армейской жизни», – рассуждает Охлобыстин.

4

Когда режиссер картины Роман Качанов только приступал к съемкам, продюсеры советовали ему сделать историю в духе КВН, состоящую из скетчей на тему службы в армии. Качанов отказался.

«Благодаря моей настойчивости, у нас получилось именно кино, а не телепередача».

5

По словам продюсера фильма Сергея Хотимского, на фильм скинулись 6–8 человек. Собрали 120 тыс. долларов, 70 тыс. – на фильм, 50 тыс. – на рекламу, но на фоне кризиса 1998 года сумма была заметной.

«Когда ты снимаешь любое кино, то мысленно должен расстаться с деньгами в самом начале, потому что вероятность успеха даже меньше 50%. Но эта история оказалась на удивление удачной».


6

Актеров на главные роли было найти сложно. По словам Качанова, в то время качественных молодых артистов было очень мало.

«Юноши шли в бандиты, а девушки – в модели. Я отсмотрел человек 120–150 и отобрал трех главных актеров, но это была лотерея. Было совершенно непонятно, справятся они или нет», – вспоминает Качанов.

7

Во время съемок у режиссера не было мониторов на площадке, чтобы видеть кадр. И Качанов все время стоял рядом с оператором Анатолием Сусековым и глядел в визир кинокамеры.

8

Фильм удалось снять всего за 18 дней.

9

Сыгравший рядового Пулю Петр Коршунков, для которого роль в фильме стала дебютом в кино, в самый первый съемочный день опоздал на 45 минут. Актер вспоминал, что его карьера в кино началась с вопроса «Петя, ты ох*ел?»

10

Станислав Дужников, исполнивший роль Толи Пистемеева по прозвищу Бомба, в сцене в ресторане съел две огромные тарелки оливье. На это ушло ровно два дубля. Актер не жаловался, а спокойно выполнил задачу. Также в сцене в армейской столовой ему пришлось опустошить почти всю кастрюлю солдатской каши, которая, по словам Станислава, была несоленая, холодная и с кусками сала.

11

Исполнитель роли Дикого прапора Николая Казакова – Сергей Арцибашев в сцене в ресторане вместо водки пил воду и за весь съемочный день одолел 2 литра. Режиссер Роман Качанов хотел снять хотя бы один дубль с настоящей водкой, но от этой идеи отказались.


12

Знаменитый танец пьяного прапорщика — импровизация Арцибашева, которая оказалась настолько точной, что почти каждый служивший смог увидеть в нем своего командира взвода.

13

В процессе съемок «ДМБ» Иван Охлобыстин не участвовал. По словам Качанова, он один раз приехал, чтобы сыграть роль загадочного особиста, и больше не появлялся.

«Надо отдать ему должное, он мне совершенно не мешал, правда, и не помогал, когда я просил. Написал, и все», – вспоминает режиссер.

14

Каптера Либермана в знаменитой сцене «Видишь суслика? А он есть» сыграл сам Роман Качанов. Но озвучил роль другой актер.

«Просто я с дикого бодуна пришел на озвучание и даже «му» сказать не мог. А по коридору киностудии имени Горького шел артист Владимир Вихров, вот мы его и позвали озвучивать».

15

Галлюцинация одного из героев фильма «Карлсон, который живет на крыше», присутствовавший в сценарии фильма, впоследствии был заменен на «Чебурашку, который ищет друзей». Это отсылка к отцу режиссера Роману Качанову-старшему, постановщику серии мультфильмов о Чебурашке, а также «Тайны третьей планеты». Именно он был основоположником кукольной мультипликации в СССР. Кстати, при первом издании фильма на DVD в фильмографию режиссера Романа Качанова ошибочно включили фильмы, созданные его отцом.

16

«ДМБ» снимался в ныне расформированной в/ч №83796. Она находилась в Москве в районе станции метро «Полежаевская». Сейчас на этом месте автосалон и секция бокса.

17

На момент премьеры фильм расценивался как скандальный – критики его ругали, коллеги-кинематографисты считали провалом. Некоторые участники съемочной группы не хотели ставить свою фамилию в титры. Сергей Жигунов предлагал все размонтировать и отдать материал ему, чтобы он мог доснять некоторые сцены и спасти картину.

18

Фильм разошелся на цитаты. «Жизнь без армии — это все равно что любовь в резинке. Движение есть, прогресса нет», «В человеке все должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее», «Нет. Военный – это не профессия. Это половая ориентация», «Товарищи призывники, надо понимать всю глубину наших глубин».

19

Один из самых известных хейтеров «ДМБ» – режиссер Алексей Учитель. На фестивале «Кинотавр» в 2000 году фильм получил приз ФИПРЕССИ (Международной ассоциации кинопрессы).

«Оказывается, критики любят анекдоты. Я учту это в следующий раз – объяснить награждение «ДМБ» чем-то еще, кроме любви к грубому солдатскому юмору, затруднительно. Никакой кинематографической ценности эта картина не представляет. А что в ней поняли иностранные критики, вообще загадка».


20

Актер Петр Коршунков в нулевые снялся в продолжениях фильма, но развить успех после дебютной роли так и не смог. В октябре 2009 года имел проблемы с законом, был задержан с поличным при сбыте наркотиков, признан виновным по ст. 228 УК РФ и приговорен к 2 годам лишения свободы условно. Работал актером Московского театра на Покровке, но был уволен в 2013 году.

21

22

В 2000–2001 годах были сняты четыре сиквела («ДМБ-002», «ДМБ-003», «ДМБ-004», «ДМБ. Снова в бою»), которые распространялись на видеокассетах. Их показало и телевидение с 2 по 5 января 2003 года.

23

Фильмы выходили уже без участия режиссера Романа Качанова и с заменой актеров в некоторых ключевых ролях, что отрицательно сказалось на качестве проектов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Режиссер фильма ДМБ Роман Качанов рассказывает, как снималась культовая кинокартина. И почему сохранила актуальность

Культовый фильм «ДМБ» вышел в прокат ровно 20 лет назад. Режиссёр фильма Роман Качанов в интервью Николаю Нелюбину специально для «Нового проспекта» рассказал, куда исчез тот юмор, чем закончится военная пропаганда и какая шапочка — вязаная, как у Фёдора Бондарчука в «Даун Хаусе», или из фольги — сегодня нужнее. Реальность нынешней России, по его мнению, можно выразить одним словом: «душновато». Но и это пройдёт, как плохая погода.

Роман, 20 лет назад наша жизнь изменилась. Но не потому, о чём многие подумали. Весной 2000 года вышел ваш фильм «ДМБ».

— 12 апреля, если быть точным. Но праздновать можно целый год!

С чего вообще начался «ДМБ»? Не рисковала обернуться провалом сама по себе идея — снимать кино о том, что крайне непопулярно? Это же 1999 год, а вы про армию.

— Что значит армия не была модной? Армия — это такая вещь… непроходящая, вне зависимости от нашего к ней отношения. Армия везде есть, даже у муравьёв. Конечно, могло закончиться провалом. Всё что угодно тогда могло закончиться провалом. Тогда и кино было в полной жопе. Я имею в виду советско-российское. И когда мы это всё затеяли, можно было, в общем-то, про любую жопу снимать. Можно было снять про медицину, которая примерно там же находилась, можно было про гражданскую авиацию, а можно про армию. Ситуация тогда была иная в том смысле, что это был замечательный период, когда СССР (Россия) открылись, и все стали смотреть американские фильмы. Прямо втянулись! Понятно было, что русское кино совсем практически не смотрели. И снимали очень мало. Было вообще не очень понятно, что будет дальше. Мне тогда естественным показалось делать кино об армии, о такой сфере, которая касается всего общества. И одновременно делать на таком уровне, чтобы смотрелось и оценивалось на фоне хороших американских и европейских фильмов, которые в тот момент дошли из-за железного занавеса до нашего зрителя. Так вот риск провалиться был связан с тем, что тогда все смотрели хорошие иностранные фильмы, и на их фоне наш «Дембель» могли бы не посмотреть. Надо было соревноваться с довольно большими полотнами наших зарубежных коллег. Но вот фильм не потерялся на их фоне, запомнился.

Значит, выбрали правильное направление. Нужную «скрепу» для экранизации.

— Тут важно сказать, что помимо ощущения упадка было ожидание подъёма, и это ощущение было во всём. А армия — это у многих значительный кусок жизни. Все с ней так или иначе сталкивались… Что-то мы очень серьезно начали интервью!

Мне просто интересно узнать ваши ощущения на эти темы. Я прекрасно помню себя в момент выхода фильма…

— А у вас как раз был призывной возраст, насколько я знаком с вашей биографией. Но вы не служили. Образование — наше всё.

С этим социальным лифтом у нас тоже есть проблемы, скажем прямо. Но это мы обсудим, когда снимете об этом фильм.

Можно сказать, что ваш фильм спровоцировал армию обновляться? Да и отношение к ней изменилось. Стебать людей в зелёной форме внезапно перестали.

— Безусловно, фильм сыграл роль. Пошла новая техника, новая форма! Вообще модернизация армии началась с фильма «ДМБ». Потому что наши люди, в том числе военные, а это огромное количество наших друзей и товарищей, они же тоже посмотрели фильм, задумались и начали что-то там менять. Что-то, наверное, да, оставили нетронутым! И кстати, кого-то этот фильм элементарно эмоционально поддержал. Тогда же помимо всего прочего были довольно трудные времена: серьёзные военные конфликты на окраинах республики. Думаю, что кино это сыграло определенную положительную роль. Для людей в военной форме там это была и поддержка.

То есть на эти темы так эффектно можно было пошутить только однажды? Вам не кажется, что народ стал гораздо осторожнее в принципе и на тему армии в частности?

— Я вам могу сказать, что и тогда наш фильм на людей с очень идеологизированными советскими головами произвёл не очень однозначно позитивное впечатление. Прилетали и мне разные мнения… Например, у меня сосед по подъезду был военный комиссар Кунцевского района Москвы Виктор Яковлевич Кобзарев, и он был прямо как-то суров! Он мне сказал, что фильм — это «происки шпионов», что снимать такое кино — это «подрыв основ». Но он меня с детства знал! Может быть, и не пристрелил меня поэтому после бутылки палёной водки. А другой, может быть, и пальнул бы, но как-то обошлось (смеётся)! Я ему говорю: «Дядя Витя, вы меня с детства знаете! Ну какой шпион?». Я в тот момент ещё ни разу даже в США не был! А он говорит: «Нет! Это происки врагов, б****!» Ну, ему положено было по должности.

Всё правильно. Но только тогда это был удел разговоров на лестнице, в рабочем кабинете, а потом стало нормой дискуссии по ящику…

— Хорошо, что я примерно с тех пор ящик-то и не смотрю! Не по идейным соображениям, а просто смысла нет. Сначала видеомагнитофоны появились, потом DVD, потом быстрый интернет, а там вообще смотри что хочешь. Зачем телевизор смотреть?!

Технологии против пропаганды?

Я вообще к кино отношусь как к искусству. Но я сейчас иногда открываю публикации про кино… Я не киновед, не критик и не прокурор, но сейчас вокруг кино идёт какая-то бухгалтерия с подсчетами! Причем подсчетами, как правило, голов: столько-то посмотрели, столько-то не посмотрели, такие-то грамоты, дипломы и железки собрали на фестивалях. А собрали пять, а билеты купили на десять. Пять дробь десять — это ноль пять, а десять дробь пять — это два. Странно этим оценивать кино. Я при данной калькуляции не считаю себя потерпевшим. Например, «Дембель» осыпан признанием и призами, его помнят, крутят и смотрят 20 лет. Я не про себя, я про тенденцию. С этими непрерывными подсчетами получается отношение к кино как к производству веников. Кино — это в первую очередь искусство. А про кино как производство статистических данных — это от лукавого, тем более что цифры можно любые нарисовать. Душноватая получается ситуация.

Как снимали фильм "ДМБ"

Сложный был год. Налоги, бандитизм и упадок российского кино. С последним было мириться никак нельзя.

В конце 90-х снимать российское кино - дело крайне рискованное. Помню, в детстве, идя в кинотеатр, выбор между тем на какой пойти фильм, выбор вообще не стоял. Однозначно на американский!

Хороших бюджетов на производство фильмов в России тогда не выделяли, да и профессия актёра была не самой благодарной.

Деньги для съёмок "ДМБ" собрали несколько энтузиастов. Всего в бюджете было 120 тыс. долларов.

На главные роли были приглашены актёры малоизвестные. А для некоторых "ДМБ" и вовсе стал дебютом. Это, конечно было дополнительным фактором риска.

Образы главных героев являются собирательными и очень типичными. Вы обязательно встретите таких персонажей в армии. Да и не только в ней.

Тусовщик, бабник и работяга. Готовые герои для анекдотов. Собственно и сам фильм мог стать набором скетчей с анекдотичными ситуациями. Но в итоге режиссёр - Роман Качанов решил, что "ДМБ" будет снят как полноценный фильм.

Сценаристом, помимо Качанова, был и Иван Охлобыстин, который исполнил в фильме роль загадочного особиста. На этом его участие в фильме и закончилось. Режиссёру Охлобыстин снимать фильм не мешал. Впрочем, и не помогал.

Картина снималась в настоящей военной части и съёмки уложились в 18 дней. Срок быстрый, хоть и при съёмках возникали технические трудности.

Например, из-за ограниченного бюджета, съёмочная группа не могла себе позволить мониторы и режиссёру приходилось постоянно находиться возле камер операторов.

Нашлось в фильме и место для импровизации. Примером оной является танец прапорщика Казакова в ресторане.

Для актёра сыгравшего прапорщика, Сергея Арцибашева, роль в "ДМБ" стала дебютной. Но своим танцем он умудрился попасть в точку. Когда члены съёмочной группы увидели этот танец, они поняли, что герой Арцибашева танцевал бы именно так.

Читайте также: