Где происходит действие mad max

Обновлено: 06.07.2024

Когда «Звездные войны» продолжают выходить по фильму в год (а иногда и больше), студии снимают новых «Хищников» и «Чужих», сложно говорить, что «Безумный Макс» Джорджа Миллера стал самой влиятельной франшизой второй половины 20-го века. Но недооценивать австралийскую пустошь, по которой гоняет молчаливый Макс Рокатански, — тоже большая ошибка.

После проката (официального, а затем повторенного через несколько месяцев) «Безумного Макса: Дороги ярости» прошло три года, — мы решили взглянуть на все четыре картины австралийца разом — как на одно целое. Вспоминаем, что писали о Mad Max критики, оглядываем последствия и не устаем поражаться удали Джорджа Миллера.

Итак, из чего состоит миф «Безумного Макса»? Постапокалипсис, феминизм, вестерн, нефть, байкеры, эксплуатейшн, 70-е, видеоигры. Поехали.

Про влияние на видеоигры (не только Fallout)

У Миллера байкеры — инфернальное зло, хоть и победимое У Миллера байкеры — инфернальное зло, хоть и победимое

Самой близкой к вселенной Миллера, кроме одноименных, считается Fallout — игра, начавшая свой путь в 1997 году. Действие происходит в США альтернативного будущего. В остальном же у игры с фильмами одни совпадения: бескрайняя пустыня, ретрофутуризм, анархия. А заодно и главный герой в однорукой кожанке, который пытается выжить среди выжженных земель в паре со своим псом. Более того, герои Fallout часто напрямую цитируют фильмы Миллера.

Кроме сверхпопулярного Fallout «Безумным Максом» вдохновлялся Death Track и Twisted Metal, в которых сюжет стоится на общей анархии и битвах на автомобилях, чье место давно на свалке. Одной из первых в этом жанре выступила игра Death Track 1989 года. В Carmageddon TDR 2000 среди машин заметен Interceptor — машина Макса во первом и втором фильмах.

В 2015-м Warner Bros. Interactive Entertainment перевыпустили к выходу «Дороги ярости» и саму игру «Безумный Макс». Основное внимание при ее разработке было уделено прорисовке пустошей в счет однообразия миссий.

"Безумный Макс": А был ли Апокалипсис? И почему фильм называется именно так?

Итак, вперед - в пустоши!

Начнем с того, что меня всегда смущали хронологические несоответствия в оригинальной трилогии. Я многократно пытался выстроить для себя какую-то работающую схему с понятной последовательностью - когда, при каких обстоятельствах и что произошло, но всегда напарывался на существенные необъяснимые расхождения, и это меня сильно расстраивало. Давайте попробуем сложить три фильма вместе, чтобы сформировать картину мира, в котором существует Макс, вместе.

Первый фильм, хоть и разворачивается в недалеком будущем, но худо-бедно опирается на действующую социальную модель. Давайте условно представим, что это 1985 год (лента снята в 1979-м, и в самом начале нам говорят, что сюжет отстоит от реальности на несколько лет в будущем). Общество в Австралии будущего стремительно деградирует, на дорогах царствуют байкеры, полиция не справляется, а насильственные смерти гражданских никого не удивляют. Макс в столкновениях с бандой убийц теряет семью и превращается в безжалостного воина дорог.

Вторая лента принимает зрителей уже в постапокалиптические времена - очевидно, что после событий первого фильма в мире произошла глобальная катастрофа, и общественное устройство существенно изменилось. Предположим, что обмен ядерными ударами, вскользь упоминаемый в прологе, произошел в 1987-1988 году (это подтверждает и автопарк, задействованный в съемках - по понятным причинам вы не увидите в кадре машин, выпущенных позже 1983 года), а сюжет стартует еще на 3-4 года позже - положим, это год 1990-1992-й, пусть даже 1995-й. И тут мы натыкаемся на первое серьезное хронологическое расхождение - согласно нашему календарю, цивилизация канула в небытие лишь несколько лет назад, а мы уже видим катастрофическую деградацию не только морали и человеческих взаимоотношений, но и, что куда более важно, техники, строений и окружающей среды. Откровенно говоря, Австралия в "Воине дорог" выглядит так, будто это не 90-е, а 2030-е, как минимум. Впрочем, за сорок лет бензин давно бы выдохся, а машины без должного ухода стояли бы колом, поэтому не станем забегать так далеко в будущее, а перейдем к третьей части.

"Купол грома" переносит нас еще на 15 лет вперед, а значит мы оказываемся где-то в 2005-2010 году, но тогда хронологические несоответствия еще больше усиливаются. Фактически получается, что с момента первого фильма прошло лет 20-25, а с времени Армагеддона и того меньше, но люди уже не помнят довоенных времен, общество полностью переформатировано, остатки цивилизации похоронены под слоями песка и мусора, техника вернулась к доисторическим временам, а даже недавние события превратились в мифы и легенды, передаваемые через поколения (хотя, по сути, смениться могло только одно). Сколько лет в реальности нужно для того, чтобы в руины превратились целые города, мосты и дороги, а люди забыли свое прошлое - не стану даже предполагать, тут речь идет о десятках или сотнях.

Четвертый фильм добавляет еще больше сумятицы - временные рамки здесь не указываются, но упоминается, что Фуриоса еще помнит о доапокалиптических временах, хотя сильно младше Макса она не выглядит (на самом деле, Шарлиз Терон вообще старше Тома Харди на два года). И снова, исходя из возраста актрисы можно с очень большими допущениями прикинуть, что события "Дороги ярости" разворачиваются спустя 30-35 лет после мировой катастрофы, но Пустоши и Зеленые земли выглядят совсем не так, как Чернобыль сегодня, а скорее будто прошло лет сто.

Это мне и не давало покоя долгое время, пока я не пришел к простому выводу - не было во вселенной Безумного Макса никакой ядерной войны, а может быть, и экологическая катастрофа навязана персонажам искусственно, иначе происходящее не имеет никакого смысла. А что имеет? Позвольте предложить вам мою концепцию Безумного мира австралийских пустынь. Даже две концепции.

Первую я как-то встречал, кажется, на Реддите, но в качестве поверхностного предположения - она опирается на теорию о том, что Макс Рокатански сошел с ума от горя после гибели жены и ребенка и превратился в странствующего "рыцаря дорог", мстящего фантомным противникам и спасающего вымышленных им самим страждущих. Я не очень люблю подобные повороты сюжета ("Лост", я все еще ненавижу тебя за финал!), но в данном случае он действительно работает. Вообразите, горе буквально перемалывает Макса, какое-то время он пытается держаться, но затем происходит окончательный его собственный, персональный Конец Света, и бывший защитник порядка превращается в кровавого мстителя. В своем видении ситуации Макс защищает слабых, спасает обездоленных, доставляет жизненно необходимые грузы, но для сторонних наблюдателей это непредсказуемый псих. Макс думает, что мчится через пустыню от бандитов, но на деле он уходит от преследования полицейскими, которые пытаются усмирить бывшего коллегу.

Этим легко можно объяснить и быстрый распад цивилизации, показанный в фильмах - гибель и гниение привычного мира в голове Макса происходит быстрее, чем может быть в реальности, а ржавчина вымысла разъедает металл в разы оперативнее настоящей. "Безумный" Макс, в таком случае, безумен буквально, а происходящее в кадре можно сравнит с сюжетом "Запрещенного приема" Зака Снайдера - за Рокатански либо еще только гоняются полицейские и санитары, либо ему уже делаю лоботомию, чтобы "облегчить" страдания. В любом случае Макса можно представить этаким Дон Кихотом, противостоящим великанам, которые на поверку оказываются обычными ветряными мельницами.

Еще раз повторяю, сюжетный поворот под названием "это все было в его голове" мне не очень нравится, поэтому я для себя скомпоновал иную теорию о происходящем в кадре. На мой взгляд, Австралия в этом фильме не подверглась ядерным атакам и не пала жертвой в битве нефтяных гигантов, хотя и была существенно потрепана какой-то экологической, а может и бактериологической катастрофой. Я думаю, что франшиза "Безумный Макс" - это такое реалити-шоу будущего, в котором проходят самые жестокие игры или выполняются самые невероятные квесты.

Давайте вспомним самое начало года и представим, что Австралия не справилась с локализацией пожаров, а затем еще подверглась наводнениям и цунами. Континент в разрухе, но мировое сообщество не торопится помогать далекому континенту - у самих разразилась эпидемия вируса, не до "антиподов". Затем мир постепенно справляется с карантинами и самоизоляцией и, наконец, обращает внимание на некогда Зеленый континент, а там разразилось настоящее цивилизационное бедствие - оставшиеся в живых люди буквально едва сводят концы с концами. Спасать Австралию никто не спешит, экономика так или иначе трещит по швам у всех, поэтому австралийцев жалеют, но помогают только на словах, а потом и вовсе припоминают ей статус "тюрьмы мира", куда ссылали заключенных со всей Британской империи. Так из целого континента снова делается мировое гетто с отправляемыми туда преступниками, вирусными диссидентами, мошенниками и пройдохами всех сортов. Ну, а чтобы сохранить остатки цивильности, континент регулярно снабжается необходимым минимумом продуктов и товаров.

Именно этой изоляцией от остального мира после экологической катастрофы можно объяснить одновременное обветшание строений и инфраструктуры и сравнительно развитой транспорт с наличием достаточного количества смазочных материалов, запчастей и топлива. И ровно этим объясняется то, почему из благополучной страны Австралия так быстро превратилась в территорию банд и безумных сект - постепенно число преступников превысило разумные нормы, и за пять-семь лет общество деградировало до сплошного "бей-беги".

Что с этим делать остальному миру? Да ничего. Ограждать "заключенных" от попыток покинуть континент и. развлекаться. Каким бы гуманистом я ни был, полагаю, что индустрия развлечений в определенный момент придет-таки к реализации столько раз продемонстрированных в кино игр с охотой на человека. Поначалу это могут быть просто опасные задания, грозящие увечьями или инвалидностью, а затем дойдет и до непосредственных убийств в прямом эфире - зрители к этому потенциально готовы. И почему бы не начать со своеобразных гладиаторских боев в условно постапокалиптической местности, где буквально приходится выживать среди суровых природных условий и под угрозой убийства диких банд? Австралия в таких условиях может стать полигоном величайшего шоу планеты - куда там "Остаться в живых", "Последнему герою" или "Большим гонкам"!

Макс Рокатански, в таком случае, выглядит уже не случайным участником нелепой перегонки цистерн по пустыне, а игроком, который берется выполнить самые сложные миссии, сулящие большие призы. Да, это опасный спорт, да, рядом свистят настоящие стрелы и копья, а взрывы взаправду отрывают голову - но зато каков адреналин! Время от времени Макс сталкивается с другими игроками, иногда он получает время на передышку, порой он даже пытается общаться с публикой вне Австралии, как в "Под куполом грома", но как человек потерявший другой смысл существования, он остается в игре.

Другое дело, что "Безумным", при подобном раскладе, становится на Макс, а остальной мир. И название этому соответствует: "Mad Max" - это максимальное безумие, безумие, охватившее всю планету, хотя убийства и дикие погони происходят только на одном континенте. Мир, где зрители будут в прямом эфире смотреть за смертельными боями - по-настоящему сумасшедший, но мы к нему близки, как никогда.

Подытожу. "Безумный Макс" имеет множество сюжетных прорех, которые сложно объяснить одной стройной формулой. Поскольку теория "он сошел с ума, и это все в его голове" мне не нравится, поэтому полагаю, что Австралия в данной франшизе была превращена в игровую площадку смертельного шоу, а Макс на ней - самый удачливый игрок. Так кино смотрится еще круче, а новые миссии не выглядят бредовыми.

В кино, по-прежнему, не увидимся, но на страницы канал заглядывайте - Киновед любит писать всякую чушь и придумывать разную ересь. Вас это обязательно отвлечет от грустного карантина. Не болейте!

Вопросы по второй части

Здесь фантасмагорическая вселенная трещит по швам от обилия противоречий. Вот перечень того, что бросается в глаза любому здравомыслящему, коими сценарист и режиссер Джордж Миллер ни себя, ни нас не считает:

  • В таком постапокалиптическом мире люди будут воевать за еду и воду, а не за бензин.
  • У бензина есть срок годности, а потому воевать за еду они будут пешком.
  • При недостатке бензина и соляры никто не станет жечь топливо, гоняя просто так, и прыгая с трамплинов для развлечения. Смысл умирать за бензин, который потратишь на выписывание идиотских фортелей?
  • Также все будут ездить преимущественно на экономных малолитражках. Здесь же – чем больше цилиндров – тем круче!
  • На то, чтобы прокормить население лагеря, нужно пропитание. Где его взяли в таком количестве, если все вокруг толстые, сытые и довольные.
  • Люди, связанные с нефтью и мазутом, не могут щеголять в белых одеждах, скорее наоборот. И, что характерно, в следующих частях, действия в которых разворачивались в более позднее время после атомной войны, все вооружены гораздо лучше. Особенно в четвертом кинофильме.
  • Куда подевалось все нормальное оружие? за несколько лет оно не могло сгнить. Одна снайперская винтовка, и эти чудики из банды уже так бы не хорохорились.
  • Самая востребованная одежда здесь, как ни странно, пластмассовые щитки от формы для американского футбола, хотя, если разобраться, они больше мешают, чем защищают.
  • Непонятно как люди из банды выжили, если повально все они – идиоты.
  • 4 канистры соляры на плече даже Шварц, будучи в своей лучшей форме, далеко не унес бы. Но коротышка Мел Гибсон несет их даже размахивая ими из стороны в сторону. А сухощавый «вертолетчик» и вовсе бы под их тяжестью ключицы переломал.

Заключение

На этом пока серия фильмов про Безумного Макса заканчивается. Но…

Известно, что на съемки в 5-й части франшизы Том Харди уже дал свое согласие. Изначально было оглашено, что следующий будет называться «Безумный Макс: Фуриоса». Но позже сценарий перекроили и картина стала называться «Безумный Макс: Пустошь».


Связано ли это с тем, что Шарлиз Терон, исполнительница роли Фуриосы в предыдущем кинофильме саги, отказалась от съемок в продолжении, история об этом умалчивает.

Звучную «Фуриосу» заменила обыденная и злободневная «Пустошь», но это не меняет того факта, что в скором времени новый фильм из этой серии обязательно выйдет на большие экраны . Хотя дату выхода обсуждать еще и рановато.

Будем ждать с нетерпением. А пока – всего вам хорошего, и побольше клевых фильмов!

Mad Max / Безумный макс (1979)


Действие в картине происходит в недалеком будущем (насколько можно предположить, через 3-5 лет вперед относительно даты выхода кинофильма, не больше). А главным действующим лицом в нем является Макс Рокатански, проходящий службу в одном из отделений «перехватчиков», особого подразделения полиции штата Виктория, следящего за порядком на дорогах.


Местные городки терроризирует банда рокеров во главе с отъявленным головорезом по кличке Потрошитель. Отмороженные на всю голову любители мотоциклов то машину в полиции угонят, то магазин ограбят, то зазевавшуюся парочку изнасилуют. Причем, по окровавленному заду парня в начале кинофильма ясно, что не гнушаются они ни мужчинами, не женщинами.


В борьбе с отморозками Макс показывает себя как самый лучший спец по их «отлову». Но со временем он начинает чувствовать, что с такой работой он сам понемногу начинает слетать с катушек и решает взять перерыв, отправившись на отдых с женой и дочкой.

Банда добирается до них и тут. Дочь с женой они убивают, после чего у Макса окончательно съезжает крыша. Он идет в полицейский бокс, садится в новый восьмицилиндровый перехватчик (Ford Falcon XB ограниченной серии GT351) и отправляется на охоту за байкерами. Ну и всех их, в своем мелгибсоновском стиле, жестоко наказывает.

Как видно из всей его фильмографии, Мел Гибсон вообще обожает жанр мстительных фильмов. Что "Апокалипсис", что та же "Расплата", что остальные его фильмы все (ну, или почти все) содержат в своем сюжете мстительные нотки. Правильно, жанр "триллеры" для такого и предназначен, и Гибсон в нем, как рыба в воде.

Безумный Макс: парадоксы дистопической вселенной


Несмотря на то, что мир Безумного Макса очень неправдоподобен и весь состоит из сплошных парадоксов и противоречий, каждая серия нашла своего зрителя и франшизу можно считать успешной. Особенно это касается 4-й картины, в которой Мела Гибсона на посту «несгибаемого перехватчика» всех времен и народов сменил Том Харди, небезызвестный Бэй, из «Темного рыцаря: Возрождение», ныне – носитель Венома, а в будущем – Сэм Фишер, главный персонаж из «Сплинтер Селл». При бюджете в полторы сотни миллионов баксов картина собрала почти четыре сотни, что дало повод деятелям из Уорнер Бразерс задуматься над продолжением.

Обсудим все части франшизы «Безумный Макс» по порядку, расположив их в правильной хронологической последовательности. Вначале будем останавливаться на сюжете этих далеко не детских фильмов, а затем разберем что не так с данной вселенной в случае каждой картины. Тем самым мы попробуем проследить то, как менялся сам мир в этом кино с течением времени. И начнем, как водится, с уже далекого 1979 года, когда на экраны вышла первая часть франшизы.

Mad Max 2 / Безумный Макс 2; Воин дороги (1981)


Следующая картина выходит на экраны в 1981 г. Судя по названию, войны на дороге в этой части продолжатся, только происходить они будут уже после своеобразного Конца света.

По всей видимости, ядерный апокалипсис случился буквально через год-два после того, как заканчиваются события первой части, а потому все тачки, представленные в последующих частях, не могут быть позже 80-83 года выпуска. Но в картинах, в большинстве случаев, используются только рамы и ходовые части от автомобилей, поэтому тут создателей последующих картин в несостыковках не уличишь.

К тому же и в то время тачки были совсем не плохие. Топлива жрали больше, это да. Но сказать что тот же перехватчик Макса был плохой. Язык не повернется.

Сюжет вкратце. Во втором кинофильме изначальной трилогии «Безумный Макс» массовка стала больше, а потому и сюжет стал интересней и живей. Макс стал за это время настоящим «выживальщиком». Судьба приводит его в лагерь за стенами, который постоянно подвергается атакам со стороны бандитов.


Лагерь хорошо (как кажется режиссеру и сценаристу, но не нам) укреплен и сдерживает атаки. А нужно моторизованной банде топливо, которое тут же качается и перегоняется в топливо.

Жители лагеря мечтают рвануть отсюда в лучшие места. Но без топлива в этом мире ты – никто. А потому им нужна фура, которую и пообещал им пригнать Макс в обмен на все то же топливо. Сказано – сделано. Фуру Макс пригнал, топливом втарился, но на выезде за ним увязалась погоня, в результате которой он слетел с трассы и огромное количество раз кувыркнулся, безвозвратно загубив свой суперский восьмигоршковый перехватчик.

Непонятно почему он не взорвался, когда в этом кинофильме, да и вообще во всех кинокартинах тех лет, где фигурируют погони, машины взрываются от минимального столкновения, будто начиненные взрывчаткой. А тут еще и топлива залито под завязку, и канистры, наверное, полные…

Короче, Макса на самопальном вертолете спасает изобретатель (актер Брюс Спенс), с которым он повстречался в начале фильма. У Макса теперь нет выбора. Он принимает участие в финальной погоне за рулем фуры. Лагерщики рассаживаются по машинам и в автобус и прорываются сквозь банду, взорвав за собой свой нефтеперерабатывающий завод. Погоня снята очень зрелищно, но мир, в котором все это происходит, сквозит маразмом и парадоксами, из чего становится ясно, что весь сюжет и придуман только для того, чтобы привести к этой конечной погоне.

Занятно, что тут в роли рассказчика истории выступает давешний совершенно одичавший малыш, ныне выросший, и обретший дар речи. В фильме же, несмотря на то, что ему было уже как минимум 7-8 лет, он разговаривать вовсе не умел, а только рычал как дикое животное. Но с бумерангом обращался очень умело. Именно с его подачи (по всей видимости) Макс был прозван "Воином дороги", именем, которое в будущем воспевается в легендах.

Про планы на форматы

• У Миллера была идея выпустить четвертую главу «Макса» в виде полнометражного 3D-аниме (он даже создал с коллегами 5-минутную версию).

• Режиссерская версия «Безумного Макса. Дороги ярости» — черно-белая. Миллер был абсолютно убежден, что в таком виде его фильм будет более сбалансированным. Черно-белую версию даже планировали выпустить в кинотеатральный прокат. В итоге на большие экраны она так и не вышла. Но ее можно посмотреть, например, здесь .

Mad Max Beyond Thunderdome / Безумный Макс 3: Под куполом грома (1985)


Здесь (через 15 лет после событий в предыдущей киноленте франшизы) Безумный Макс противостоит персонажу в исполнении не кого-то, а самой Тины Тернер, популярной эстрадной певицы тех времен, которая исполнила роль Тетушки Энтити, отчаянно пытающейся укрепиться на посту главы города Бартертаун.

Режиссеру уже надоели с вопросами: «А что, в этом мире с водой дефицита нет?» Из-за чего он на начальном этапе показывает торговца этой самой водой. Но так и не понятно, как и чем можно прокормить такое скопление народа в принципе. А ведь там и целую электростанцию толстых свиней кормить-поить надо. А кушают они больше человека раза в два. В противном случае они болеют и дохнут. Зато все по-прежнему щегляют в футбольных щитках, как петухи в загоне перед курицами.


Тут Макса подставила все та же Тетушка Энтити. В обмен за помощь в устранении Мастера/Бластера она обещает ему награду. А вместо этого – выкидывает посреди пустыни, без воды, без еды и оружия, но, как ни странно, на нормальной упитанной лошади.

То есть, лошадь кто-то всю жизнь кормил-кормил травой, которой, кстати, нет, или зерном, которого тоже нет, а потом взял – и выкинул!

В пустыне Макса находит странное племя, являющееся потомками выживших при крушении пассажирского самолета. Они звали его капитаном, который должен всех их увести отсюда домой.

Что они тут ели, как они выжили на протяжении целых 20-ти лет? Не ясно. Но во вселенной Безумного Макса без парадоксов никак, иначе весь сюжет, попросту, развалится. А потому лучше просто смотреть и не вякать.

Но от того, что его так называли, собственно капитаном он не стал. А когда выясняется, что Макс вовсе никакой не капитан у некоторых из детишек (а тут, в основном, и живут одни детишки), не выдерживают нервы, и они уходят в поисках обжитого дома, о котором знают из своеобразного диафильма. Макс отправляется следом и в кульминационной части ему предстоит сразу два в одном: свести счеты с кинувшей его Тетушкой Энтити, и спасти детишек. На сей раз у фуры железнодорожный привод, а потому и сваливать им придется по рельсам. Но от этого погоня менее зрелищной не становится.

Все заканчивается хорошо, Мастер с детьми спасены, а Макс опять остается наедине с самим собой. Основные вопросы все остались теми же, что и во второй части. Но к ним примешивается дополнительный: «Кто сказал Миллеру, что свиньи – это суперский источник метана?»

Даже если метан получить из дерьма реально (здесь эту процедуру не разглашают), то его (дерьма) для обеспечения Бартертауна электричеством необходимого столько, что свиней понадобится в сотню раз больше, и то при условии, что они будут гадить не переставая круглосуточно прямо в воронку дерьмогенератора, или как он там у них называется.

Про истоки, игры с жанром и 70-е

Первый фильм о Максе Рокатански вышел через два года после первых «Звездных войн» Джорджа Лукаса. Обе картины были сделаны молодыми выскочками и склеены практически из подручных материалов. Но Лукасу в плане ремесленного создания мира и машинок пришлось, конечно, сложнее. Первый «Безумный Макс» еще не был таким сумасшедшим воплощением постапокалиптического мира, каким стал позже — начиная с сиквела.

Чистые джинсы, шелковая рубашка Джесси, жены Макса, коляски, трейлеры, закусочная «У Нэнси» — первый фильм будущей франшизы не создает впечатления фантастической антиутопии. Кажется, что мы просто заехали куда-то не туда, в условный австралийский Детройт. Дома у Макса есть чайный сервиз, штора с бахромой, а его жена играет на сверкающем саксофоне. Но главное — вокруг масса зеленых пейзажей, которые идут вразрез с глобальной экологической катастрофой, с которой привычно ассоциируется Mad Max. Есть ощущение, что мир вокруг Макса — отражение его внутреннего состояния: земля стала выжженной, когда Макс сам стал выжженным изнутри.

Посмотрите, какими чистыми и грустными глазами смотрел на мир Макс первой части франшизы Посмотрите, какими чистыми и грустными глазами смотрел на мир Макс первой части франшизы

«Безумный Макс» полон панков, безумия и жестокости, но это связано не только с фантастичностью зарождающейся вселенной фильма. По жанру первый фильм — это не только и не столько фантастика, сколько драма, скрещенная с триллером про банду отморозков. Половину экранного времени занимают не погони, как будет позднее, а общение Макса то с напарником, то с очаровательной женой, то беседы с начальником, сильно напоминающим Бронсона.

Пока этот Макс совсем не такой, к какому мы привыкнем позже — да, многие подшучивают над его немногословностью (которая позднее в исполнении Харди превратится и вовсе в рычание по любому случаю). Но его юные глаза лучатся грустью о том, что происходит вокруг, и любовью к миру. А разговоры об усталости и геройстве, которые он заводит с начальником, выглядят самой неискренней частью фильма — пока ничего не говорит в персонаже Макса о том, что совсем скоро его ждет перерождение.

Первый фильм был настолько разножанровым, что если его презентовать как картину про мстителя, то нужно уточнять — мести здесь уделено 15 минут экранного времени. Также это, конечно, вестерн — кризис этого жанра уже наступил, и вестерну приходилось искать новые воплощения. Миллер создал свой вариант — но в основу взял устоявшие каноны.

В целом, «Безумный Макс» — это очень семидесятническое кино, и если искать картины, на которые он похож, то это, конечно, «Парень и его пес» (1974), вот уж чистой воды австралийская постапокалиптическая антиутопия. Мир потерял человеческое лицо, главный герой живет среди песков и общается только с псом. Вокруг грязные панки, еды нет, будущего нет. Есть только желания удовлетворить свои самые насущные потребности. Много споров ходит о том, насколько на идею Миллера снять этот фильм повлиял нефтяной кризис 1973 года. Но эмбарго вписывается в общую атмосферу семидесятнической напряженности, последовавшей за разгульными 60-ми. Так что энергетические и политические конфликты — это лишь один из кирпичиков, из которых складывалась не только созданная Миллером вселенная, но и вообще все настроения этой декады.

Циничная антиутопия «Парень и его пес» вызвала в свое время немало критики, но и ее влияние нельзя недооценивать Циничная антиутопия «Парень и его пес» вызвала в свое время немало критики, но и ее влияние нельзя недооценивать

Безумный Макс


Сюжет строится вокруг офицера Основного Силового Патруля Макса Рокатански. Действие происходит в Австралии, в недалёком будущем, пришедшим в упадок из-за войн и топливного кризиса. Подробнее об этом рассказывается в втором фильме. Макс является водителем "перехватчика" — одних из самых быстрых машин в патруле.

Однажды преступнику удалось избежать заключения и он, захватив патрульную машину и убив копа, сбежал и начал разъезживать по дороге, угрожая жизням людей. В погоню за ним отправились две патрульные машины: "Большой Боппер", "Мартовский заяц" и мотоциклист по прозвищу "Гусь", но все разбились, так и не схватив преступника, который называет себя Ночным Ездоком. Макс Рокатански догоняет преступника и тот отчаивается, понимая, что больше скорости ему из машины не выжать. Он сталкивается с двумя разбитыми на дороге машинами и погибает вместе со своей подружкой.

Макс живёт в Сан Сити недалеко от моря вместе со своей женой и маленьким ребёнком. Именно они являются главными ценностями в его жизни и именно с ними он может отдохнуть от работы. На следующий день Макс отправляется в управление, чтобы встретиться с Гусем. Вместе они идут к механику Барри, который представляет им последнюю модель "Перехватчика" V8. Всё это было акцией, спланированной капитаном Макафи и комиссаром Лабатушем, чтобы удержать Макса в патруле. Во время следующего вызова капитан предупреждает Макса о том, что друзья Ночного Ездока хотят отомстить за его смерть. Макс отшучивается и говорит, что это ещё одна угроза в его копилке.

Друзья Ночного Ездока, банда "Пальцереза", забирает его гроб с железнодорожной станции, а по пути устраивают разбои: уничтожают автомобиль и насилуют пару. Макс и Джим "Гусь" откликаются на вызов и приезжают к месту, где обнаруживают изнасилованную и напуганную девушку, останки машины и наркомана Джонни. Малыш Джонни перебрал наркотиков и дружки оставили его там. Из его невменяемых криков о Ночном Ездоке, патрульные понимают, что он один из шайки бандитов. Они забирают девушку и наркомана, а затем отвозят их в участок. Малыш Джонни уже пришел в себя после наркотиков, его держат в цепях в участке, но из-за того, что никто из потерпевших не пришёл на суд, его отпускают. Максу, капитану и Чарли приходится держать его, чтобы Джим не сорвался и не покалечил наркомана. Но всё же несколько ударов Джим ему наносит. Перед уходом малыш Джонни обещает, что они с ним поквитаются.

Макс узнаёт о случившимся и прибывает в больницу где лежит его друг. Джим обгорел почти полностью и находится на аппарате искусственного дыхания. Макс отказывается верить, что это его друг. Ночью его донимают кошмары и на утро он решает подать рапорт на увольнение. Начальник "Фифа" уговаривает его взять отпуск, а если он не решит вернуться, то уволить. Макс уходит из патруля и начинает путешествовать со своей женой и ребёнком. Вместе они заезжают в мастерскую, где Макс просит механика подлатать покрышку. Джесси Рокатански решает съездить к магазинчику у пляжа, чтобы купить мороженное, но там она натыкается на бандитов из шайки "Пальцереза". Ей удаётся дать отпор, забрать Макса и уехать. Один из бандитов хотел остановить её, зацепившись цепью за машину, но в результате этого он теряет кисть руки. Позже они обнаруживают кисть руки, обмотанную цепью и обращаются в местную полицию, но шериф Зигги говорит, что дело из-за потерянной руки возбудить не удастся.


Макс совершил месть

Обезумев, Макс забирает улучшенный "Перехватчик" из гаража Основного Силового Патруля и начинает охотиться по одиночке за бандитами. Пока "Пальцерез" отдыхал в закусочной, он подложил ему в шлем фотографии сына, жены и "Гуся". Преследуя байкеров, Макс оказывается в западне и ему простреливают ногу. Подъехавший Бабба переезжает Максу руку, а затем готовится убить его. Макс неожиданно выхватывает лежащий рядом обрез и убивает Баббу, а затем собирается прикончить и "Пальцереза". Главарь бандитов поспешно удаляется на мотоцикле, а тем временем Макс ковыляет до "Перехватчика". Во время погони "Пальцерез" отвлекается от дороги и сталкивается на полной скорости с грузовиком, погибая при этом. На следующий день он обнаруживает на обочине у перевернутой машины малыша Джонни, убийцу его лучшего друга. Макс приковывает ногу Джонни к машине из которой вытекает бензин, даёт ему пилу, а затем устанавливает рядом горящую зажигалку, давая тому понять, что если он хочет жить, то ему придётся отрезать себе ногу. Макс уезжает и через некоторое время происходит взрыв. Вероятно, Джонни так и не успел спастись. Совершив свою месть, Макс становится странником.

Рецензии критиков: от недовольных к благодушным

Mad Max: Fury Road / Безумный Макс: Дорога ярости (2015)


Но на гибсоновской трилогии хронология событий в этой интересной вселенной не закончилась. В 2014 году на роль Макса заступил новый актер – Том Харди, и все понеслось по новой. Куртка его осталась почти та же, но у ее хозяина появилась суровая привычка есть сырых ящериц живьем. Хотя для вселенной, где никто и никогда особо не стремился жить по правилам нормальных людей, это разве новость?.

Действие в картине развиваются стремительно, поскольку большая ее половина – это сплошная погоня. Миллер понял, что в постапокалиптических дизельпанках рулит не сюжет, а гонки, а потому гонок тут будет завались.


Новую историю, легшую в основу сюжета, можно пересказать в двух словах. Макса, героя предыдущей трилогии, через много лет после происходившего в 3-м фильме, отловили очередные бандиты из племени Бессмертного Джо, которые всерьез считают, что умерев с честью за этого самого Бессмертного Джо они отправятся в Валгалу дабы встретится с ушедшими друзьями и в их кругу у огня вкусят вместе с ними «чибургер». Ни что такое «Валгала», ни что такое «чибургер» они не знают. Но ясно, что это вещи возвышенные, а потому за них стоит отдать жизнь.

Однорукая предательница Фуриоса (из всех актрис лучше чем Щарлиз Терон ее бы никто не сыграл) угоняет фуру, освободив и забрав с собою пять чистокровных жен Бессмертного Джонни. Они держат путь к Зеленым землям. За ними отправляется погоня, в которой участвует экипаж машины, к переднему «околодку» (бампером это назвать трудно) привязан Макс.

По правилам жанра "командир экипажа" багги его в обязательном порядке раздел до пояса и облачил в железную маску, как единоутробного братишку Людовика XIV. А то, по всей видимости, погоня бы не получилась. Или машина бы не завелась. Или заглохла бы по дороге. Или, того и гляди, "Душа", как прозвали его отморозки, со своим скверным характером взял бы и съел что-нибудь по дороге без разрешения.

Так и не ясно, откуда эти люди берут топливо, или, как они его на данном этапе регресса цивилизации называют - бензак. А если этот бензак самопальный, так у них поршневые уже давно бы к черту полетели. А СТО и АРМ, на которых можно бы было расточить горшки или отремонтировать коленвалы, поршня и прочее, нет. Что они используют вместо прокладок под ту же головку? Вот и мы не знаем. Но главное, что они знают. А то, что сюжетно раскрывать такие мелкие подробности нет ни времени ни желания. Оно и понятно. Их ведь не раскроешь, поскольку это очередной парадокс, который объяснить невозможно в принципе.


Но в процессе гонки Максу удается освободиться, после чего он вливается в команду Фуриосы.

Как оказалось, «Зеленые земли» давно сгнили и превратились в радиоактивное болото. А потому команда Фуриосы принимает решение прорываться назад в Цитадель (так назывался лагерь племени Бессмертного Джо) и захватить главенство над городом, пока Джо шляется в их поисках.

На сколько им это удастся – смотрите сами. Снято с размахом. Сюжета, кроме самой "Дороги ярости", как таковой, нет. Но он тут и не нужен. Интересна сама погоня. А она ожидания не обманула. Равно как и своеобразная смерть Бессмертного Джо (простите за каламбур).

Про байкеров

Байкерские фильмы — устоявшийся поджанр эксплуатационного кино. Но эти ленты за время существования претерпели немало изменений, как и сами образы ребят на мотоциклах. Главной байкерской картиной всех времен считается «Беспечный ездок», роуд-муви Дэнниса Хоппера.

Он был снят в 1969-м и довольно резво вошел в ряды классики мирового кинематографа. Там главные герои на мотоциклах воплощали собой 60-е как таковые — с их свободой от условностей, от буржуазного мира, свободой как она есть. Также «Беспечный ездок» стал важной вехой в развитии жанра бадди-муви: это один из больших фильмов 60-х про мужскую дружбу наряду с «Полуночным ковбоем». Но после «Беспечного ездока» байкерское кино пошло несколькими путями развития.

Если одни фильмы о байкерах представляли собой бадди- и роуд-муви (как популярный в 90-х «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо), то другие воплотили представления о байкерах как об инфернальном зле. Именно таких байкеров и изобразил Джордж Миллер.

Дебютный «Беспечный ездок» Хоппера — главный фильм про байкеров всех времен Дебютный «Беспечный ездок» Хоппера — главный фильм про байкеров всех времен

Кстати, членов банды в первом «Максе» играли не профессиональные актеры, а настоящие байкеры. Они снимались на своих родных мотоциклах, в качестве гонораров им просто покупали пиво.

Про феминизм

Третий и четвертый фильм серии принято считать феминистскими. Но идейная направленность хорошего кино часто подстраивается под контекст, который фильм окружает. В разговорах про социальный посыл того или иного фильма критики зачастую больше исследуют общественную ситуацию, чем само кино. Поэтому приводим перевод фрагмента из интервью Джорджа Миллера для NPR.

— Согласны ли вы с теми, кто смотрит «Дорогу ярости» как историю про феминизм?

— Не совсем. Меня интересует персонаж и способы, которыми историю Макса можно рассказать: с одной стороны, это аллегорические сюжеты, с другой — классический вестерн. Макс — странник в пустыне, персонаж, который ищет какой-то смысл в застывшем мире и находит его в том, что с ним происходит. Макгаффин, как у Хичкока, находится в конфликте человеческого (Миллер противопоставляет слову female именно human) и женского. Героини кажутся интересными, но они возникают из самой истории, а не откуда-то извне. Феминисткая направленность истории не изменилась — это всегда в ней было. Героини всегда были движущей силой. Кардинально этот фильм не стал более феминистскими, чем прошлые.

Что не так со вселенной первого фильма?

Хоть первый фильм франшизы про Безумного Макса и не был снят на одном клочке пространства, урезанность в массовке очень довлеет над сознанием в ходе просмотра. Постоянно создается впечатление, что в мире не осталось людей кроме тех, что участвуют в съемках, а над самим миром сгущаются какие-то тучи всеобщего безумия, поскольку ни одного нормального человека (кроме, разве что, женщины в годах, помогавшей скрыться от преследователей жене главного героя) в этом мире и вовсе не осталось.

Впечатляющих погонь в первом кинофильме не было, если не считать за таковую погоню за Ночным Ездоком, показанную на начальных стадиях развития сюжета. Это скорее, триллер, замешанный на мести. Но каждая из последующих картин — это шедевр по части «гонок с преследованием».

Читайте также: