Где было дикое поле на карте

Обновлено: 04.07.2024

В предлагаемом на суд читателя Дзен-канале я планирую рассказывать о периоде истории нашей страны, получившем в исторических хрониках звучное название периода "Дикого Поля" - периода противостояния оседлых и кочевых народов Евразии. Тут будут написаны статьи по истории, культуре, мифологии и воинском искусстве Руси, кочевых народов Азии, а также статьи о Великом княжестве Литовском и I Речи Посполитой, без которых восприятие истории Дикого Поля будет неполным. Но, прежде, чем читатель ознакомится с содержимым канала, необходимо разъяснить, что же подразумевает собой понятие "Дикого Поля".

Понятие "Дикого Поля" пришло в историческую науку из географии и под ним подразумевались историческая область девственных степей Восточной Европы, расположенных в междуречье Днестра и Хопра. Этот слабозаселённый район был, как никакой другой, удобен для сельского хозяйства и поэтому с эпохи неолита привлекал к себе внимание как оседлых земледельцев, так и кочевых скотоводов. Встреча столь разных культур не могла не привести к конфликту, который в условиях Дикого Поля моментально принял затяжной и кровопролитный характер. Создание первых государств в Европе только подстегнуло процесс освоения степей, ведь именно туда бежали от усиливавшегося гнёта все те, кто не хотел подчиняться государственным законам или был с ними не в ладах. В свою очередь, все государства, располагавшиеся по границам Дикого Поля, от греческих городов-государств Северного Причерноморья до Российской империи, проводили активную политику колонизации этих территорий, рассматривая их как неограниченный источник продуктов сельского хозяйства. Не теряли времени и кочевники, создавшие в этот период времени могучие нации и великие степные цивилизации, среди которых первое место по праву принадлежит средневековым монголам, создавшим самое крупное в истории государство со смежной территорией. Но в таком случае нельзя рассматривать историю и культуру Дикого Поля отдельно от истории и культуры Великой евразийской степи, простиравшейся на территории от Карпат на западе до Амура на востоке, от лесов Европы и сибирской тайги на севере до предгорий Тибета и пустынь Средней Азии на юге. Поэтому в данном канале и будет написано об истории и культуре всего этого необозримого пространства, ведь всё оно было в описываемый исторический период настоящим Диким Полем, в котором формировались и крепли народы Евразии, в том числе и русский, своего рода нашим аналогом американского "Дикого Запада". Напоследок желаю всем читателям и подписчикам приятного и полезного чтения!

Как все начиналось

На Диком Поле хозяйничали скифы, сарматы, печенеги, тюрки и половцы. Последние создали в этих степях свое собственное государство, которое в летописях называли Половецкой степью. В 1093-1111 годах Владимир Мономах несколько раз организовывал военные походы в эти края. Войска русичей возвращались домой «полониша скоты, и кони, и вельблуды, и челядь». В 1223 году через Дикое Поле промчались войска Чингисхана. Потом спустя 20 лет на этой земле побывал его сын Батый, включивший Дикое Поле в состав Орды.

Неудивительно, что крупных поселений на границах этих земель практически не было. В местах, близких к морю, даже греческие колонисты умудрились построить полис Ольвию, которую навещал отец истории Геродот. Приграничные же районы долго оставались пустыми, поскольку для того чтобы заниматься земледелием и строить дома, необходимы спокойные соседи. А если через границы то в одном, то в другом направлении бродят войска, смысла в основании поселений нет.

И вплоть до 1550 года Половецкая степь была местом битв между Великим Литовским княжеством, Золотой Ордой и Московской Русью. Муравский шлях от Перекопа до Тулы был огромной проблемой, поскольку по нему шли завоеватели в глубь Руси. После них, как писал иеродиакон Игнатий, «Не видно ни града, ни села, ни одной души!» Ордынские войска численностью в 20-80 тысяч доходили до границы Дикого Поля одним войском, а затем рассеивались небольшими отрядами, грабя и убивая всех, кто попадался на пути. В то время бытовало выражение «выбрать село», то есть убить стариков и маленьких детей и угнать в плен всех остальных.

Дикое Поле: какой была жизнь в пограничной зоне

Диким Полем называли земли, раскинувшиеся вдоль от Днестра до Дона. Эта территория, сейчас густо заселенная, когда-то была голой степью, по которой, как перекати-поле, бродили кочевые племена. Тем, кто пытался в этой местности вести оседлый образ жизни, особенно на ее границах, приходилось очень туго.

Теория "Дикого поля" больше не работает. Или о чём нам "молчат" скифские курганы.

Пишу то, что помню из детства, то, что не сотрётся из памяти никогда. Ибо мне посчастливилось родиться в Таврии, в Запорожье, на земле, где словосочетание «скифский курган» знал каждый детсадовец.

Историей наших предков, скифов, мы занимались и все 10 лет в школе. И слава Богу, что тогда встречались такие подвижники, как учитель истории СШ №5 г. Токмака Бредихина Людмила Викторовна.

Теория "Дикого поля" больше не работает. Или о чём нам "молчат" скифские курганы.

На раскопки мы ездили с первого класса. Объяснение у Людмилы Викторовны было очень простое. Не берусь цитировать дословно, но нам, совсем мелким, она объясняла необходимость изыскательских, археологических и исследовательских работ следующим образом, цитируя Геродота и его «Историю»: Когда вторгшийся в скифские земли персидский царь Дарий І истощил свои силы, он направил к царю скифов Идантирсу гонца с предложением прекратить военные маневры и покориться, признав себя его данником. Выслушав гонца, Идантирс ответил: «…Знай, перс, каков я и каковы мы: у нас нет ни городов, ни засеянной земли, из-за которой мы поспешили бы драться с вами из боязни, чтобы они быдут взяты и опустошены.

Если бы нужно было во что бы то ни стало устроить бой, то у нас есть могилы предков: вот попробуйте разыскать их и разорить - тогда узнаете, станем ли мы сражаться с вами из-за гробниц или не станем; раньше мы не сразимся, если нам не заблагорассудится…».

Теория "Дикого поля" больше не работает. Или о чём нам "молчат" скифские курганы.

Каждый курган хранит в себе какую-то тайну. Неискушенному постигнуть ее трудно, а вот археолог, за плечами которого сотни исследованных древних усыпальниц, нередко способен даже прогнозировать предстоящее открытие. Однако на то, что берёг в себе один из курганов неподалеку от Токмака, не рассчитывали даже самые бывалые исследователи. По ходу раскопок рождались самые разные предположения, однако общий их итог и последующие изыскания ошеломили всех.

В XIX веке здесь уже успели побывать археологи, точнее, золотоискатели. Рассчитывая на то, что курганы скифские, они устремлялись сразу к предполагаемому центральному погребению и пробивали курган от вершины траншеей. Таких курганов в районе Токмака, Молочанска и Мелитополя (не говоря о самом Запорожье, о соседней Днепропертровской области, с её уникальными курганами близ Никополя и Орджоникидзе) великое множество.

Теория "Дикого поля" больше не работает. Или о чём нам "молчат" скифские курганы.

Школьниками мы чаще всего выезжали к селу Виноградному, что в нескольких километрах от Молочанска, или к горе Пришиб, находящейся там же, или на берега вдоль речки Молочной. Курганы, подпирающие левые берега реки необычны всем. И названиями – Пришиб - Конский Брод- Паруба- Фатимут, и размерами: высота - девять метров, в диаметре – примерно сто. Отряд киевского археолога Сергея Пустовалова из Запорожской экспедиции Института археологии АН УССР подступился к нему летом 1982 года. До этого курганы рыли школьники и местные краеведы. По опыту знаю, что на самой окраине плато, что вздыбилось над плесом реки, могильные насыпи, как правило, возводились еще в эпоху бронзы. Наши курганы стояли аккурат на плато. Скифы? Если да, то совсем не знать… При захоронении кого-то из своих знатных соплеменников скифы могли использовать уже готовую насыпь, как это делали часто. А если - "уже готовую", то маловероятно, что скифы оставили здесь кого-то из своих предводителей. Для них они устраивали в степи отдельные "земляные пирамиды".

Во взрослой экспедиции был бульдозер. Мы с краеведами копали сами саперными лопатками… Работе очень мешали камни. Они были повсюду. И нет, чтобы разбросаны, как попало. Известняковые обломки во многих местах лежали сплошным полотном. Именно поэтому не только у исследователей, но и у всех, кому пришлось побывать на месте раскопок, складывалось впечатление, что курган окружен крепидой - своеобразным каменным панцирем.

Теория "Дикого поля" больше не работает. Или о чём нам "молчат" скифские курганы.

Собственно, для крепид, камни уложены были слишком уж тщательно. Слишком уж плотно подогнаны они друг к другу. Мало того. Если бы это была крепида, то прикрывала бы она всю насыпь, а здесь же прослеживались лишь какие-то полосы. И то - не везде.

Вскоре мы обнаружили, что каменная отмостка начинается у подножья западных склонов курганов, потом опоясывает их и лентой тянется на северо-запад. И не вниз. А стремится к вершине! То есть, похоже, что каменное полотно опоясывает курганы своеобразной спиралью.

Нет, все же не крепида. Отмостка из камней сохраняет почти одинаковую ширину, а по обеим ее сторонам когда-то возвышались. стелы. Сейчас они, ясное дело, лежат - одна, вторая, третья, четвертая. Стела за стелой. Примитивные, предельно условные, но догадаться нетрудно - человеческие фигуры. Не сарматские, не скифские и не киммерийские, потому что слишком уж несовершенны. Так изображали человека значительно раньше, в эпоху бронзы. И, вероятнее всего, это дело рук "доскифских катакомбников", живших в нашей степи около четырех тысяч лет тому назад. Каменное полотно, да еще со стелами с обеих сторон уже наводит на более-менее конкретные выводы. Но никто пока еще не торопится делать заявление первым. Каждый рассуждает молча, и лишь когда расчистили довольно значительных размеров площадку, а в соседних траншеях обнаружили одну за другой каменные отмостки, предположения прозвучали вслух. И все, свелось к одному: "А не дорога ли, вымощенная из камня ведет на курган?

Каменная дорога. По-современному выражаясь, - шоссе. Расчищая ее, на совесть поработали школьники и студенты. Именно мы ножами и щетками расчистили полотно до мельчайших подробностей.

Каменная дорога. Но зачем она, к чему на кургане, образ которого давно и заслуженно вошел в наше сознание в виде огромной насыпи над древней могилой? Были курганы со стелами, с каменными "бабами" на вершинах, случались с дольменами и менгирами (каменные столообразные глыбы). Но вот с дорогой не встречался ни один на протяжении всей истории археологических исследований.

Дорога. Почему таким своеобразным серпантином опоясывает она курган? Чем заканчивалась она там, на самой вершине земляной пирамиды?

Несколько опережая события, скажу, что на большинство вопросов ответы найдены. Часть получена непосредственно в степи, во время раскопок, остальные позже, в результате последующих рассуждений многих исследователей. Исследователи и их помощники зафиксировали все - незыблемое правило в археологии, то правило, которого, к сожалению, придерживаются не все.

Теория "Дикого поля" больше не работает. Или о чём нам "молчат" скифские курганы.

Четыре месяца продолжались профессиональные исследования кургана и десять лет до этого – силами добровольных школьных археологических групп. За это время было прорыто траншей общей длиной около двух десятков километров со средней глубиной четыре метра. Перевернуто свыше трехсот тысяч кубических метров земли. Все это - ради того, чтобы до мелочей проследить архитектуру необычных степных сооружений.

Самым значимым нашим открытием, находкой был кубок, найденный в неглубокой яме. Чудесный кубок, почти абсолютной сохранности. В течение нескольких тысячелетий он пролежал у обочины древней дороги.

Не буду поминать всуе (за давностью времен) о двух захоронениях с глиняными масками, в которых находились две булавы и сирель - классические атрибуты жрецов.

Но мне кажется, что сегодня , вот прямо сейчас - самое время сказать обо всех этих находках. Именно они вместе с каменным полотном, ведущим на курганы, образуют грандиозный комплекс.

Позднее, после подробного изучения и осмысления всего того, что дал этнографии и археологии наш детский подвижнеческий труд и азарт, я могу сказать, что:

Основу всех курганов заложили "ямники" самое малое пять тысяч лет тому назад. Прикрыв первое погребение, они возводили насыпь в высоту до шести метров. Собственно, то были не просто курганы. На их плоской вершине находились алтари, выложенные из крупных глиняных блоков. Из таких же блоков были выложены тринадцать валов, уходящих от алтарей во все стороны. То есть с высоты птичьего полета сооружение напоминало звезду с тринадцатью лучами. Солнце?

Позже алтари расширили, а валы-лучи засыпали кусками дерна. К алтарям присоединили два пандуса, переходящие в спуски. И пандусы, и спуски древние строители вымостили известняком. Им же облицевали и подпорные стенки. Почти у подножия сооружения, где каменная дорога примыкала к курганам и дальше вела на алтарь, возвышались высокие стелы. Одни исследователи считают, что формой они напоминает топор. Другие - лодку.

Теория "Дикого поля" больше не работает. Или о чём нам "молчат" скифские курганы.

В том, что неподалеку от Молочанска в облике древних курганов открылось незнаемое и невиданное доселе святилище эпохи бронзы, ни у кого не вызывало сомнений. Кому оно посвящалось? С. Пустовалов, исходя из того, что на первом этапе своего существования святилище с высоты напоминало дневное светило с лучами, предполагает, что соорудили его а честь бога Солнца. А уже позже, когда степные пирамиды подвергались существенной перестройке, оказавшись, таким образом, под охраной гигантского гранитного топора, они могла быть святилищем бога Дождя и Грозы. Ведь именно топор считался символом покровителя этих двух грозных стихий.

К сожалению, во время Великой Отечественной войны курганы подверглись дополнительному разрушению – это были просто «высоты» за которые шли бои.

Но вернемся к дороге… Откуда и куда вела эта дорога? Тысячелетия камня на камне не оставили от того, что подходило непосредственно к курганам. Время не пощадило географическое начало дороги, но ничего не могло поделать с ее историческими истоками. Впервые в истории человечества дороги из камня стали мостить здесь, на степных просторах Восточной Европы, во II тысячелетии до нашей эры. Очень удачно выбрали место древние строители для сооружения святилища. Ближе к вечеру воздух у Молочной становится прозрачным, горизонты расступаются, и уже видно не только дымы, но и окраину Мелитополя, а ведь к нему - целых полсотни километров. Видно весь Токмак и степь на левом берегу Молочной. Дальше, на юг, вдоль Молочной, километрах в десяти, на мыске, - еще одна цепь курганов. Они образуют одну линию, и нетрудно представить вдоль этих курганов дорогу из камней. На равнине на протяжении веков она не могла сохраниться, и только небольшой ее отрезок дождался археологов.

Дорога с твердым покрытием в степи. Стоит ли доказывать, что сама по себе, без колесницы, она не могла существовать? Целых колесниц на Юге Украины пока что не обнаружено, но колеса от них есть. Ими в некоторых могилах "катакомбников" перекрывали вход в погребальные камеры.

Каменное полотно. Деревянные колеса. Как тут не проследить связь между этими двумя явлениями!

Древнейшее изображение колесницы выявлено довольно давно и не где-нибудь, а здесь, в Приазовье, на одной из глыб так называемой Каменной Могилы - всемирно известного геологического и археологического памятника. От Виноградного до Каменной Могилы - рукой подать, она тоже на берегу Молочной, только немного ниже по течению, неподалеку от Мелитополя. Киевский археолог Н.Н. Чередниченко уверенно говорил о том, что первые колесницы появились именно в причерноморских и приазовских степях. К тому времени, как был исследованы молочанские курганы, доказательств его версии было не так уж много: древнейшее изображение колесницы на Каменной Могиле, колеса в погребениях "ямников" и "катакомбников'', да еще - интуиция исследователя. Теперь же ко всему этому присоединилась еще и дорога. Пусть всего лишь фрагмент, пусть даже условная, символическая дорога, но все же она дает полное право утверждать: в первой четверти II тысячелетия до нашей эры люди, которые жили в степной зоне, умели прокладывать дороги. А уж коль умели, то в дорогах этих была необходимость. И не условная, а - реальная, жизненная. И дорога, и весь исследовательский культовый комплекс дали возможность сказать о тесных связях обитателей нашей степи с культурами Передней Азии уже несколько тысяч лет тому назад. Причем связи эти носили не только временный экономический характер, но и постоянный идеологический.

Теория "Дикого поля" больше не работает. Или о чём нам "молчат" скифские курганы.

Запорожские археологи недавно наткнулись еще на одно сенсационное открытие. При вскрытии кургана на месте будущего строительства ферросплавного предприятия. в г. Токмак (Запорожская область) найдены остатки скифских захоронений, которые обитали в таврийских степях 4 тысячи лет назад!

На раскопки кургана группу запорожских археологов пригласила Токмакская ферросплавная компания, на территории которой расположен скифский курган.

Теория "Дикого поля" больше не работает. Или о чём нам "молчат" скифские курганы.

Согласно закону об охране исторических курганов ферросплавная компания обязана была произвести раскопку кургана, и только после его исследования начинать строительные работы.

Ко всеобщему удивлению в первые же дни исследования местности были обнаружены древние захоронения людей, проживавших на нашей земле 4 тысячи лет назад.

По словам главного археолога, доцента кафедры исторического факультета Запорожского национального университета Геннадия Тощева, хорошо сохранились скелеты древних людей, а также предметы быта. У изголовья скелета были обнаружены горшочки, а в одном из захоронений рядом с останками человека найден сферический предмет диаметром примерно 7-8 сантиметров. По предположению археологов это ядро, которое использовали при метании из пращи - одно из видов боевого оружия.

В настоящее время раскопки продолжаются. По словам ученых, нынешние находки полностью перечеркивают теорию Дикого поля, согласно которой до 14 века в Приазовье не было ни одного поселения.

Укрепление границ

1550 год ознаменовался переломным моментом в создавшейся ситуации - началось строительство Большой засечной полосы. Это фортификационное сооружение представляло собой ряд рвов, валов, преград из поваленных деревьев (засек), которые затрудняли путь вражеским войскам. Кроме таких препятствий были построены сторожевые башни. Засечная черта тянулась от Харькова до Заволжья. Строились новые города и поселения.

Пограничных служивых нужно было кормить. Да и набирать новых людей на государеву службу намного проще из местных жителей. Поэтому переселение в эти места поощрялось властями. Например, тем, кто перебирался в пограничную зону на постоянное место жительства, разрешалось беспошлинно заниматься винокурением и соляным промыслом. Переселенцев освобождали от всех податей. Им разрешалось создавать органы местного самоуправления. Выделялся надел земли, причем безвозмездно.

Поскольку самыми первыми в зоне укреплений появлялись солдаты и те, кого в срочном порядке привлекали к службе, правительство требовало от них в обязательном порядке заниматься земледелием, иначе бы пришлось платить «хлебное жалование». Так появились однодворцы — служивые, а впоследствии и их дети, поместье которых состояло из одного двора. В XVIII веке граница Русского государства отодвинулась глубже в Дикое Поле, на месте таких застав стали возникать города. В это же время однодворцы уже начали платить подворовую, а затем и подушную подать.

Заселению Дикого Поля способствовали запорожские и донские казаки. Они основали Харьков, Сумы, Изюм, Чугуев, Белгород и множество других городов. Шляхтичи тоже участвовали в создании поселений, в частности, Олешни и Ахтырки. Городское управление строилось на основе военной системы и подчинялось воеводе, которого назначали из Москвы. Постепенно стали заселяться и другие территории Дикого Поля, превратившегося в Новороссию в результате русско-турецких войн XVIII века.

Краткая история «Дикого поля»


Под термином «Дикое поле» принято понимать обширные причерноморские и приазовские степи, протянувшиеся от реки Днестр на Западе до Дона на Востоке. Несмотря на то, что территория «Дикого поля» не имеет четких границ, как правило, принято считать, что данный регион включает в себя земли нынешней Приднестровской Молдавской Республики, Юга и Востока территории Украины, включая ЛНР и ДНР, часть Ростовской, Воронежской и Белгородской областей России.

Непосредственно само название, символизирующее дикость, безлюдность данного региона, впервые появляется на картах Речи Посполитой в середине 17-го века. Однако, по сути, называя регион Dzike Polie или Loca deserta, европейские картографы были не совсем правы. Земли причерноморских и приазовских степей вплоть до нового времени практически не знали городов и пашен, однако и подлинно дикими, незаселенными никогда не являлись.

Заселение человеком территории «Дикого поля» происходит еще в палеолите, во времена ледникового периода. Несмотря на более суровый климат плейстоцена черноморско-азовские степи мало отличались от современных. Обитавшие в те далекие времена в данном регионе стада зубров и диких лошадей являлись объектом охоты для предков современных людей – кроманьонцев. Ярким примером данного утверждения является такой памятник археологии, как Амросиевская стоянка, расположенный на территории ДНР. Находящееся у стоянки костище насчитывает останки приблизительно тысячи зубров.

С окончанием ледникового периода примерно 12 тысяч лет назад и переходом к мезолиту, а позже и неолиту жизнь на территории «Дикого поля» продолжала кипеть. В это время люди начинают переходить к более оседлому образу жизни, расселяются вдоль рек и водоемов.

В период энеолита 6-4-го тысячелетия до.н.э. на территории бассейна Северского донца и Приднепровья обитали представители среднестоговской археологической культуры, одним из приписываемых достижений которых стало первое одомашнивание лошади.

В сменившую энеолит эпоху бронзы «Дикое поле» населяли ямная, катакомбная и срубная археологические культуры, названные по способу погребального обряда. Последняя, срубная археологическая культура, носителями коей были индоиранцы, оставила археологам в буквальном смысле следы многих тысяч поселений.

Именно в эпоху бронзы возникают могильники с насыпью – курганы, коими так богаты южные степи. Также в это время происходит становление мобильного скотоводства, ставшего впоследствии основным занятием кочевых народов.

Начало железного века (1-го тысячелетия до.н.э.) в рассматриваемом регионе связано с расселением такого народа, как киммерийцы. Именно киммерийцем являлся герой фэнтези романов Роберта Ирвина Говарда – Конан-варвар, ставший также героем нескольких экранизаций.

Собственно, с начала первого тысячелетия территория «Дикого поля» становится средой обитания кочевых народов. На смену киммерийцам приходят скифы, и у античных авторов регион получает название «Скифия», скифов сменяют сарматы, и многие века вся Восточная Европа именуется Сарматией.

В данный период Причерноморье становится территорией контактов кочевого и греческого, античного мира. Контакты эти чаще всего выражались в виде торговли, обмена.

С возникновением древнерусского государства Руси, начинается освоение диких, кочевых территорий. Возникают такие города (городища) как Змеев и Донец на территории современной Харьковской области Украины. Однако в 13-м веке многие поселения славян были разрушены монгольским нашествием.

В целом соседство хазар, половцев, а позже и монгольское нашествие не способствовали освоению степных регионов земледельцами.

Впрочем, несмотря на опасное соседство с 15-го века «Дикое поле» становится приютом для страждущих свободы крестьян, людей, по тем или иным причинам не поладившим с государственным аппаратом, авантюристов, и прочих, прочих, прочих. Этнический состав уходников был достаточно разнообразен, встречались среди них и кочевники. Достаточно быстро, в 16-ом веке формируется Запорожское и Донское казачество, являющиеся определенное время самостоятельными игроками на политической карте Восточной Европы.

Начатая Иваном IV успешная борьба против осколков Золотой орды в 16-м веке, а также возврат Русью Киева и подписание «Вечного мира» с Польшей в 1686 году, позволили вплотную приблизиться к причерноморским и приазовским степям.

В то время по северной части «Дикого поля» пролегала защищавшая от набегов кочевников линия укреплений – Засечная черта.

В период с 1734 по 1791 год Россия получает контроль над всей территорией «Дикого поля». С 1796 по 1802 все Причерноморье, Приазовье, а также Крым стали единой административно-территориальной единицей – Новороссийской губернией с центром в построенном во времена Екатерины II городе Екатеринославе (Днепропетровске, Днепре).

Осваивая «Дикое поле», помимо Екатеринославля, Российская империя возвела такие города как Харьков, Херсон, Николаев, Одесса, Запорожье, Луганск, Донецк, Кривой Рог, Мариуполь, а также Севастополь и Симферополь в Крыму.

19-й век ознаменовался началом промышленного развития края, чему в немалой степени поспособствовали огромные запасы угля Донецкого каменноугольного бассейна (Донбасса).

В ходе революции и распада Российской империи в 1918 году была провозглашена Донецко-Криворожская советская Республика, которая позже была включена в состав новообразованного государства – Украинской Советской Социалистической Республики, ставшей впоследствии Украиной.

На данный момент на землях, именуемых некогда дикими, располагаются такие государства как ПМР, Украина, ЛНР, ДНР, Россия.

Читайте также: