Frostpunk как правильно начинать

Обновлено: 04.07.2024

Frostpunk можно назвать довольно непростой игрой. В ней важное значение имеет ранняя стадия игры, когда необходимо инвестировать в нужные технологии и здания. Допустив ряд ошибок, игра может закончиться предельно быстро, и никакого удовольствия вы не получите. Чтобы этого избежать, мы подготовили гайд для новичков с несколькими советами и рекомендациями по Frostpunk.

Детский труд: на рудники или в больницы?

Frostpunk Обзор Рецензия Frostpunk Review

Поселенцы-инженеры будут в дефиците на протяжении всей игры, к тому же, их профессии безопаснее, чем задачи рабочих. Поэтому когда Frostpunk предоставит выбор, не спешите определять детей в шахты — стройте убежище, и вскоре появится возможность сделать из них помощников в лазаретах и мастерских. Чем быстрее изучаются технологии, тем лучше. К концу игры ваши больницы будут переполнены обмороженными гражданами — за ними тоже кто-то должен присматривать.

Цель

Однажды поселенцы узнают, что вы единственные выжившие во всей округе. И тогда им придется дать цель. Есть два пути: политический или религиозный. Я выбрал диктатуру. Очень важно быстро дойти до ветки «Новый порядок». Тогда хрупкая надежда заменится статичным послушанием, и вам больше не придется ломать голову над тем, как угодить жителям. Конечно, возможны беспорядки и жертвы.

Второй путь — религиозный — отличается от силового скорее косметически. Вместо вооруженных патрулей по ночам можно будет выпускать на улицы священнослужителей, которые будут жаловаться на пьющих в пабе людей и сжигать личные вещи некоторых беженцев как символы преступной старой веры.

Но другого выхода не будет: после определенного сюжетного поворота вам предстоит остановить более сотни людей от бегства обратно в Лондон. Как сделать это с минимальными потерями для кармы, и стоит ли оно того — и есть главный вопрос Frostpunk.

Frostpunk в продаже для PC с 24 апреля. Версия предоставлена GOG.

Какие ресурсы важнее

Уголь — единственное, за что нужно трястись. Избыток дерева? Постройте угольную печь. Уголь добывается слишком медленно? Улучшайте шахты. Без угля ваша тепловая установка погаснет, люди будут ходить недовольными, замерзать, уходить на больничный и тихо помирать дома или в лазарете.

Дерево и сталь больше нужны при постройке зданий и исследовании технологий. Еда — чтобы просто жить и не есть друг друга.

Frostpunk: Как пережить концовку (Новый сюжет)

Еще одно руководство я решил посвятить концовке игры, пережить которую вроде бы и можно, но ведь хочется сохранить максимальное количество граждан, да и в целом «прочесть о своих попытках выживания» что-нибудь хорошее (после завершения сюжета появятся титры, описывающие использованные вами методы).

Примечание. Финальная часть игры начнется после того, как вы изучите стереоскопические линзы. Не нужно это делать до тех пор, пока хорошенько не подготовитесь и не запасетесь ресурсами.

Цели концовки игры

1. Запастись едой на неделю для всех граждан. В большинстве случаев понадобится свыше 3000 единиц готовой пищи. Это достаточно много. Конечно, можно победить и без этого, но в ходе последних дней граждане могут попробовать даже свергнуть Капитана. Убедитесь, что используете промышленные теплицы и несколько складов ресурсов до финального момента. Если у вас поддерживаются смертные казни (новый порядок или вера), то можете построить снежную яму и выпустить закон «Органичные удобрения». Он позволит повысить урожай в несколько раз. Также есть другие полезные законы – «Суп» и «Блюда с опилками», позволяющие готовить из двух единиц сырой пищи пять или шесть готовой. Чтобы сгладить негодование жителей от приема супа, выпустите закон «Самогон». Впрочем, куда это я? Мы ведь говорим о целях эндшпиля!

Как пережить концовку Frostpunk (Новый сюжет)

2. Поддерживайте тепло граждан и выпустите ряд необходимых технологических исследований. Как минимум, повысьте мощность генератора до третьего уровня. Придется научиться юзать режим форсажа генератора, периодически включая и отключая его. В концовке кухни перестанут работать, так же как и здания, добывающие сырую пищу, поэтому и важно обеспечить хороший запас еды. Напомню, что ближе всего к генератору должны располагаться дома, санитарные пункты/лазареты/дома исцеления. Также желательно построить рядом с ними паровые центры.

3. Призвать аванпосты и разведчиков. Это сделать достаточно просто. Верните всех на базу, после чего (ОБЯЗАТЕЛЬНО) щелкните по маяку, наведите курсор мыши на отряд и нажмите на команду «Распустить». То же самое сделайте с отрядами аванпоста (аванпостов, если их два).

Что важно помнить. Ваши шахты начнут выходить из строя из-за холода, но не слушайте просьбы людей – отправляйте их туда, пусть кто-то погибнет, но шахта должна продолжить функционирование. Желательно установить на них автоматонов, не боящихся холодов. Уголь – это тепло, и это главный фактор, поддерживающий жизнь.

Люди начнут болеть. Многие люди. К примеру, если у вас есть около 600 выживших, то около половины из них заболеют. Это произойдет из-за сильного холода, когда буквально на каждом здании появятся иконки «снежинок». Если вы не построите в зоне действия генератора достаточное количество лазаретов и санитарных постов, не обеспечите их обогревателями (одно из первых исследований в древе технологий) и не установите рядом паровые центры, то большинство больных погибнут прежде, чем закончится отведенный период выживания.

Еще один совет, которому не так просто следовать – избавьтесь от шкалы надежды перед концовкой игры. Сделать это можно после выбора веры или порядка и выпуска самого последнего закона – «Новая вера» или «Новый порядок» соответственно. Перед принятием такого закона вы увидите предупреждение о том, что многие неверующие или несоблюдающие порядок пострадают. Да, это так, но ваш выбор связан с единственно важной целью – выживанием.

Как пережить концовку Frostpunk (Новый сюжет)

Еще раз напомню – лучшая комбинация для повышения запасов пищи и сохранения надежды/недовольства на прежнем уровне – законы «Суп» и «Самогон».

Буря приходит сверху, со стороны моря, где находятся аванпосты «Рыбацкая деревушка» и «Дредноут во льдах». Так вот эти аванпосты, если они построены, отзовите прежде, чем исследовать стереоскопические линзы. Иначе там все замерзнет к «чертям собачьим» и вернуть людей вы не сможете.

Напоследок хочется рассказать про агитаторы. Чтобы их разблокировать, придется выбрать порядок и дисциплину. Как только выпустите соответствующий закон, то постройте один агитатор, а вокруг него – четыре мастерских или четыре лазарета. При активации агитатора эффективность рабочих зданий в области действия постройки возрастает на 40 % в течение ближайших 24 часов. Это очень важно и весьма эффективно!

Технологии превыше всего

На старте Frostpunk вы начинаете всего с 80 жителями. Из них 15 детей и 65 взрослых — 50 работяг и 15 инженеров. На ресурсы, доступные в самом начале, можно построить только одно здание. И это должна быть мастерская. Жилье, добывающие предприятия — все это подождет. Заниматься технологиями нужно с первого дня. В дальнейшем увеличивать количество мастерских стоит постепенно, исходя из возможностей и текущих потребностей поселения.

Не забывайте, инженеров всегда будет меньше, чем рабочих, и им всегда найдется работа. Например, в лазарете. Чтобы прогресс не стоял на месте, необходимо сделать два важных шага.

Frostpunk Советы Прохождение

Так выглядел мой город на седьмые сутки. К этому моменту я уже исследовал все базовые технологии и занимался открытием следующего уровня. Вдали от поселения — угледобытчик, кладбище, пара охотничьих хижин, лазарет и маяк.

Продленная смена

При первой же возможности примите закон о 14-часовом рабочем дне. Это не понравится жителям, но в долгосрочной перспективе благоприятно скажется на экономике и скорости исследований. Сверхурочную работу можно контролировать переключателями в меню каждого здания — это позволит соблюдать баланс недовольства и высокой выработки на предприятиях. Все это станет особенно важным, когда мороз вдарит по-настоящему.

Первые технологии для развития в Frostpunk

Технологическое древо в игре включает в себя 4 категории и 5 уровней развития. Каждая категория отвечает за определенную сферу работоспособности города. Прокачиваться стоит примерно по такому принципу:

  • с первых уровней исследований вы сможете открыть все шахтерские здания. Горные здания экономят работников и позволяют работать на небольших начальных месторождениях;
  • увеличение эффективности охотников позволит получать больше пищи, что снизит риск голода;
  • благодаря технологии Нагреватели (Heaters) вы сможете экономить на угле и производить обогрев зданий на расстоянии от генератора.

Frostpunk: советы по прохождению для начинающих

Frostpunk Советы Прохождение

Frostpunk, одна из лучших игр 2018 года, относится к редкому сегодня виду стратегических игр, где нет ни компьютерных, ни живых противников: главный враг здесь — погода, а все остальное лишь следствие того, что люди замерзли и оголодали. В постоянно ухудшающихся условиях вам предстоит привести выживших к спасению, и по пути вы будете часто жалеть о принятых решениях и, наоборот, корить себя за нерешительность.

Чтобы вы проигрывали не так часто, как тут положено, Отвратительные мужики подготовили советы по прохождению первого сценария Frostpunk. Сумеете взойти — дальше справитесь без нас.

Исследование территорий

Один из поводов начинать строительство города с мастерской — чем быстрее вы исследуете и построите маяк, тем лучше. Желательно сразу после изучения первого уровня технологий увеличить количество разведчиков. Две поисковые группы будут быстрее находить ресурсы и новых поселенцев. Главная цель — не столько дерево, уголь или сталь, сколько паровые ядра и роботы-автоматоны. Ядра — единственный ресурс, который нельзя произвести в колонии. А автоматон может взять на себя обслуживание целого заводом, которому по умолчанию нужна дюжина рабочих.

Приоритеты в развитии

Frostpunk Советы Прохождение

Шел 15-й день. Тепловая установка уже улучшена, от угледобытчика и лесопилок больше пользы. На очереди добыча еды и общий уровень жизни граждан.

Успеть на всех фронтах не получится. Например, к концу игры я толком не успел нормально развить фабрику и автоматонов и вообще не строил аванпосты. Основной упор я делал на ресурсы, затем на отопление и только потом на еду, здравоохранение и жилье.

Почему именно в такой последовательности? Во-первых, погодные условия позволяют идеально выстраивать стратегию развития. К моменту, когда наступали дикие холода, я был готов к заморозкам — вместо палаток стояли бараки или дома, обогреватели и дополнительные тепловые установки. Так что в морозные периоды я занимался печкой и ресурсами, в теплый — жильем.

Frostpunk Советы Прохождение

Во-вторых, планирование ресурсов. Постепенно вам придется ставить генераторы, потому что в самый лютый мороз некоторые здания либо вообще перестают работать, либо рабочие валятся с ног один за другим, из-за чего с вас требуют новый лазарет. На поддержание жизни потребуются тонны угля.

Поэтому экономьте. Задайте график работы удаленных генераторов. Те, которые обогревают только предприятия, можно автоматически отключать на ночь и, напротив, включать в темное время суток те, которые отапливают пустующие днем дома.

В-третьих. Люди, конечно, важны, но когда речь идет о целой колонии, то кто-то может и потерпеть без ужина. Важно не проморгать момент, когда динамика прироста продовольствия сравняется с количеством голодных ртов — и вот тогда уже можно принимать меры. С голодухи никто не помрет, а вот без отопления…

Первые здания для строительства в Frostpunk

В первую очередь вашим жителям потребуется приют и пища. Соответственно необходимо построить 3 здания:

  • Кухонный дом;
  • Охотничья хижина;
  • Медицинский пост.

На ранней стадии вовсе не обязательно обеспечить жильем всех людей — сделайте это хотя бы для половины жителей. Несколько палаток следует поставить в отапливаемой зоне, чтобы сократить показатель неудовлетворенности.

Следующий важный шаг — постройка Мастерской (Workshop). Она откроет древо технологий, благодаря чему вы сможете производить всяческие улучшения. Как можно раньше начните добычу сырья. Для этого потребуется разблокировать угольную и железную шахты, а также лесопилку.

Паровые ядра

Ресурс, который нельзя изготовить — только отыскать в ледяной пустоши. Самих ядер не так-то много и их едва хватает на все ключевые здания. Паровые ядра требуются для постройки лазарета (1 шт.), теплицы (1 шт.; столько же и на улучшения здания), стенного бура (1 шт., еще 2 и 3 шт. на каждый этап совершенствования), без которого вообще непонятно, где добывать лес, угольных шахт (1 шт.; 2 и 3 шт. уйдут на доработку зданий), фабрики (1 шт). Для создание автоматона тоже нужно одно паровое ядро.

Frostpunk Советы Прохождение

Шел 42-й день. Именно в этот момент я столкнулся с тем, что сталь больше не нужна, а вот рабочие уже не справляются с добычей угля. Практически все здания улучшены до максимума.

Так вышло, что я практически не занимался созданием роботов. Сделал одного в пару к найденному в пустошах. Они добывали сталь в очень холодном участке колонии, а когда склад заполнился, я перевел их на угольные шахты. Таким образом наступление невыносимых холодов никак не сказалось на добыче угля. Наоборот — его стало больше, чем всего остального.

Первые законы в Frostpunk

Уже с раннего этапа игры вы можете использовать книгу прав. Вводя те или иные законы, вы воздействуете на боевой и моральных дух жителей. Именно поэтому все должно быть сбалансированным.

  • Чрезвычайное положение (Emergency Shift) — дает возможность построить завод в любой чрезвычайной ситуации. Затем он работает следующие сутки. Пример применения — запуск угольных шахт, когда подходит истечение срока генератора.
  • для повышения производства еды выберите Суп (повышает неудовлетворенность) либо Продовольственная добавка (создает новых больных людей);
  • Общественный дом и Боевая арена — снизят показатель неудовлетворенности.

Игнорируйте Закон о дуэлях. В случае его принятия, жители начинают сражаться между собой, что приводит к уменьшению индекса надежны и повышению смертности.

Адаптация

Книга законов — очень важный инструмент в руках правителя. Не стоит играть в доброго царя и делать ставку на повышение надежды. В один прекрасный день она неизбежно рухнет до нуля. Бойцовские арены, паб и другие развлекательные заведения построите позже, когда удовлетворите базовые нужды граждан.

Frostpunk Обзор Рецензия Frostpunk Review

Что действительно важно здесь и сейчас — кладбище, радикальное лечение и вся эта ветка законов вплоть до создания протезов.

Если есть проблемы с едой, можно перейти на экономный «пустой» суп. Если все хорошо — сделать упор на ускоренное выздоровление больных.

Frostpunk: Обзор

Всего-то пару миллиардов лет назад Земля была полностью скована льдом. Ну, почти полностью — кое-где на экваторе оставалась полоса холодного океана. С тех пор наша планета успела оттаять и снова подмёрзнуть сотни раз, но ни разу она не терпела аналогичной катастрофы.

Frostpunk ставит нас перед фактом: Земля вновь покрыта снегом. Полностью. Надежды нет, оттепели не будет, биосфера и цивилизация гибнут, а игроку поручено исполнить увертюру на этих похоронах органической жизни.

Тысяча восемьсот насмерть замёрзший

В конце XIX века викторианская Британия переживает триумф стимпанка: на паровой тяге работает всё что душе угодно — роботы-автоматоны, протезы, машины. Жаль, что именно в этот исторический момент массовое извержение вулканов затянуло небо тучами пепла, да и само Солнце вдруг начало слабеть.

Апокалипсис наступил быстро. Лёд и снег скрыли Европу, Азию, Америку и вообще всю сушу, а потом и океаны. Первые попытки бежать на юг оказались самоубийством, поэтому следующая волна беженцев из вымирающих городов империи устремилась на север, к богатым залежам угля.

Там и начинается Frostpunk, независимо от того, какой из трёх сценариев вы выбрали. Выжившие участники экспедиции водружают исполинский генератор тепловой энергии, который становится сердцем поселения. Здесь и предстоит возводить даже не город, а убежище. Добывать уголь для генератора, еду для жителей, древесину и сталь для построек. Проводить исследования, чтобы открыть новые структуры и улучшить старые. Налаживать нехитрую «социалку», которая почти полностью подчинена здравоохранению: уже в начале природа радует лёгким морозом в –20 градусов, а предельные температуры так вообще за гранью возможного на Земле. Пожалуй, если я назову нижний предел, то это будет спойлером.

Здесь вам не Tropico и не SimCity. Деньги вышли из обихода, рабочие в угольной шахте работают за «жрат», из развлечений — пьянство, драки на арене и редкие дуэли на разводных ключах. Frostpunk определённо уступает прочим «градостроям» в богатстве промышленности и вообще отраслей.

Это легко объяснимо: здесь, как и в прошлой игре 11 bit studios, This War of Mine, вы лишь оттягиваете неизбежное, выживаете в стремительно ухудшающихся условиях. Только формат выбран иной — не подпольно-ролевой, а сити-менеджер наподобие незаслуженно забытой Banished.

Frostpunk обзор игры

Пропагандисты довели поэта до самоубийства. Его поза на иллюстрации — отсылка к картине «Смерть Марата», где погибает от раны Жан Поль Марат, лидер французских якобинцев.

Ради жизни на Земле

Frostpunk не просит генерировать прибыль или добиваться величия. Всё, что требуется от капитана экспедиции, — сохранить своих подопечных в живых. Ну, во втором сценарии «Ковчеги» требуют уберечь хранилища с образцами флоры, что всё равно невозможно без обслуживающего персонала.

Но при этом Frostpunk чужда статичность: ситуация будет становиться всё сложнее и сложнее. Первые дни ваши поселенцы лениво собирают ресурсы из раскиданных повсюду куч, а ночуют под открытым небом, в тени генератора.

На десятый день приходится ставить лесопилки и пускать на брёвна мёрзлый лес, срочно заменять палатки на бараки, потому что температура скоро упадёт сразу на 30 градусов, а на пороге очередная группа беженцев.

На пятнадцатый день вы гоняете разведчиков по округе в поисках паровых ядер, ведь хижины охотников больше не добывают достаточно дичи и пора бы строить теплицы.

На двадцатый день кончается лес, и вы строите огромный бур, который сверлит ледяную стену ради редких вкраплений древесины.

На двадцать пятый день генератор с такой скоростью жрёт уголь, что двух угольных шахт и двух угледобытчиков перестаёт хватать, как и свободного места в тесном «колодце» среди льда, где страдает от перенаселения ваше логово.

Frostpunk обзор игры

Тепловая карта — самый важный инструмент: здесь можно одним щелчком включать и выключать как внутренние обогреватели зданий, так и наружные тепловые вышки.

А потом приходят напуганные до смерти доходяги и говорят, что с севера идёт буря. То есть до этого мороз в –80 — это была не буря?!

Frostpunk словно запирает игрока в комнате со сжимающимися стенами: с одной стороны — неизбежное понижение температуры, с другой — беженцы, что ищут у вас защиты, с третьей — растущая потребность во всех ресурсах одновременно. Если вы сразу просечёте, как именно бороться с этими «стенами», то сложность игры резко упадёт, пусть и останется весьма высокой.

Достаточно одной ошибки, чтобы к середине ночи генератор остался без угля, спустя пару часов десятки людей переполнят медпункты, ещё спустя пару часов пойдут первые ампутации от обморожения, а к рассвету и началу рабочей смены работать будет уже некому. Без понимания ресурсной «вилки» Frostpunk подобные ужасы станут для вас ежедневной реальностью.

Проблема игры — в том, что она случайно (или нарочно?) пускает вас по ложному пути. Первое утро новой колонии, вы видите внизу экрана горящую пиктограмму с домиком — людям негде ночевать. Брехня! Пока не ударят морозы в –40, они могут отдыхать прямо у генератора, особенно если включить форсаж. Мало еды? Так поселенцы могут пару дней ходить не жрамши.

Frostpunk умалчивает о том, что научный прогресс — это едва ли не главный ваш спасательный круг; вам потребуются как минимум три мастерские, где инженеры будут трудиться над новыми технологиями, тогда как игра даже не намекает, что одной мастерской мало. Если в момент, когда потребление угля резко подскочит из-за улучшения генератора, у вас не будет под рукой чертежей паровых шахт или ещё каких технологичных приблуд, то быть беде.

Казнь очередного врага народа. Каждый такой эпизод снижает недовольство — режим вешает вину за все беды на одного бедолагу. А толпа и рада.
Frostpunk очень зависима от прогресса, и это замечательно — игра постоянно подталкивает к рационализации пространства, персонала и ресурсов, ведь многие более совершенные строения и методики требуют гибкости. Например, угольная печь пережигает древесину в топливо — если вы сделаете ставку на печи, то лесная промышленность превратится в придаток угольной. Подобных развилок в игре немного, но и такое число создаёт достаточно пространства для лавирования.

Дилеммы Эскобара

Отражение вашей индустрии и тяжести ситуации — это свод законов, и он целиком состоит из развилок. На всякий житейский вопрос свод предлагает пару решений: одно — практичное, но людоедское, другое — популярное, зато опасное. Соотношение не всегда такое, однако мощное противоречие остаётся в любом случае.

В поселении много детей, они целый день плюют в потолок. Заставим их работать? Ну, хотя бы на лёгких работах? В самом деле, разве поварёнок сможет причинить много вреда! Поверьте — может. Помимо недовольства публики, детский труд чреват авариями. А что будет, когда вы пойдёте дальше и разрешите ребятишкам трудиться везде, даже на лесопилках?

Frostpunk обзор игры

Важная часть публичного покаяния — это самобичевание. Или просто бичевание. Толпа, опять же, в восторге.
Любое решение выбирается в связи с вашим проектом. Планируете строить фабрику — можно выбрать радикальное лечение и рубить пациентов, всё равно позже вы дадите им протезы. Не будет фабрики? Значит, вам понадобится развитая медицина, чтобы безнадёжно больные не нагрузили её сверх меры. Хоронить покойников или складывать в снежные хранилища, оставляя на самый, самый чёрный день? Добавлять в пищевые пайки древесные опилки для вязкости или заменить эти пайки на жидкую баланду? У всякого из этих решений есть скрытые преимущества и жуткие возможности, которые работают как на пользу, так и на атмосферу. Вы уже не сможете без слёз засевать поля в Anno, когда вспомните, как во Frostpunk удобряли тепличные грядки телами павших.

Я, чудовище

Игра, как и This War of Mine, не стесняется показывать самые уродливые,

самые ублюдочные стороны человеческого существа, и недаром в концовке выжившие спрашивают себя: стоило ли оно того, если мы пересекли черту?

Поселенцы во Frostpunk лишены десятков черт характера, предрассудков и целей. Их настрой отражают две шкалы, общие для всей колонии. Недовольство — это возмущение ситуацией. Надежда — это вера в будущее и в шансы на выживание. И то, и другое могут выйти за пределы допустимых значений, но если недовольство — эмоция ситуативная, изменчивая, то надежда обычно обрушивается глубоко и надолго. Порой эти колебания объяснимы, а порой бесят — когда жители вот-вот выдвинут вам ультиматум из-за введения 14-часовых рабочих смен. Ну ё-моё, в XIX веке в Британии разве меньше работали?

Frostpunk обзор игры

Карта региона. Замёрзшие локации на севере потеряны навсегда — если оттуда не успели уйти разведчики, команда аванпоста или другие выжившие, они умрут.

Рано или поздно люди начнут роптать и унывать. Тогда-то мы и откроем одну из двух новых страниц свода законов: вера или порядок. Обе направлены на поднятие надежды и успокоение недовольных, и обе работают по принципу окна Овертона.

Итак, вы выбрали порядок. Ура! Среди жилых районов выросли вышки с доблестной стражей, достойной командора Ваймса. Они ловят детей, падающих с башен, жители пишут им записки с благодарностями, а иной раз малыш приносит своего плюшевого пёсика и просит, чтобы стражники взяли игрушку к себе на службу. Какая прелесть!

Потом вы устраиваете утренние линейки, чтобы подбодрить горожан. Назначаете патрули. Выпускаете листовки с объяснением нового курса. Повсюду появляются матюгальники, откуда гадкий диктор объявляет начало и конец смены. Вот и первая тюрьма, куда брошен смутьян, насаждающий панику. На сталелитейном заводе работают осведомители.

И вот вы смотрите на свою колонию, увешанную красно-чёрными стягами, по которой громыхают маршем штурмовики. Они избивают до полусмерти за недостаточно уважительный взгляд — те ли это стражники, которым приносили плюшевого пёсика?

Наступает ночь, когда вы убиваете всех противников режима, а шкала «Надежда» заливается серым и превращается в непоколебимое «Подчинение». У подножия генератора вырастает эшафот, где врагов народа заживо варят потоками пара.

Думаете, вера — лучший выбор? Ну-ну! Там вы начинаете с молельных домов, где вечерами пастор исцеляет души людей своими проповедями. Строите дома исцеления, в которых больным помогают не только выздороветь, но и уверовать. Вскоре вы видите на улицах защитников веры, стучащихся в каждую дверь и проверяющих жителей на благочестие. Не прошёл проверку? Тогда грешников выволокут и заставят публично покаяться, угостив ударами плетей.

Frostpunk обзор игры

Самая тёмная ночь — перед рассветом. Самый космический холод — перед потеплением.

Всё, добро пожаловать в секту. На каждом шпиле — стилизованный стимпанковый крест, где-то завывает крестный ход, мрачно звякают колокола.

Frostpunk словно заманивает тебя, а потом заставляет оглянуться и спросить себя: стоило оно того? Почему добрые дружинники убивают тех, кого клялись защищать? Как вера в лучшие человеческие качества, отвращающая самоубийц от петли, а воров — от кражи, становится паровым катком, ломающим внутренний стержни?

О, это не секрет. В человеческой истории такое случалось не раз, и писали об этом не раз. Инквизиция уже выжгла своё имя на теле цивилизации, тоталитарные режимы оставили на нём синяки, переломы и шестиугольные звёзды. Игры редко демонстрируют эволюцию таких социальных конструкций, недостаточно глубоко в них погружают.

11 bit studios удалось не просто показать уродливые порождения разума, но и вновь вовлечь игрока, сделав его соучастником гуманитарного преступления. Преступления во имя выживания, конечно. Такое удобное оправдание!

Frostpunk обзор игры

Frostpunk — не самый сильный «градострой»: в нём немного механик, а если вы один раз смогли найти путь в лабиринте катастроф игры, то следующие партии станут легче на порядок. Впрочем, как и в This War of Mine, слабости самой игры полностью затмевает мощное и искреннее настроение, безупречно нагнетаемое атмосферой неизбежной гибели, с надеждой, которая еле-еле проблескивает сквозь смертоносные метели.

Жаль, что Frostpunk быстро истощается — сейчас в игре всего три сценария, модулирующих три разных конфликта (но каждый из них, справедливости ради, остёр и хорошо развит). Что ж, 11 bit studios на радостях от хороших продаж пообещала кучу бесплатных дополнений. Глядишь, мы ещё откроем во Frostpunk новые грани людоедства — фигурального, не буквального.

Плюсы: чувствительная инфраструктура; гибкость законов и технологий; тяжёлые думы после очередной партии; превозмогание на фоне гибели мира; напряжённая музыка.

Читайте также: