Fear of missing out что это

Обновлено: 05.07.2024

Жизнь кипит и бурлит: вон одноклассник купил новую машину, подружка снова поехала отдыхать, в городе открылся новый бар, и на вечеринке в честь открытия, кажется, собрался весь город. И все это происходит где-то здесь, совсем рядом, но не с вами. "А ведь могло бы быть иначе, а ведь и я мог оказаться вместе с ними", - если в вашей голове в этот момент крутятся примерно такие мысли, то нет, это не зависть: это может быть FoMO, или синдром упущенной выгоды.

Что это такое?

FoMO - "fear of missing out", дословный перевод с английского - "страх, что вы что-то упускаете". Это состояние, заключающееся в страхе бессмысленной траты времени, опасение, что вы живете недостаточно насыщенной и яркой жизнью.

В действительности потребность быть в курсе событий нормальна для человека. Но в тот момент, когда она превращается в навязчивую идею и заставляет беспокоиться, стоит серьезно задуматься.

Как совладать с синдромом упущенной выгоды

  1. Признайте наличие FOMO. В данном случае это может быть даже сложнее, чем с синдромом самозванца (неспособность присвоить свои достижения собственным качествам), так как технологии уже настолько проникли в нашу жизнь, что не всегда легко заметить какие-то тревожные сигналы [5].
  2. Поставьте себе лимит времени использования социальных сетей (оптимальный максимум — 30 минут в день). Для этого есть соответствующие приложения, которые помогают контролировать время использования. Если вы ловите себя на том, что не можете соблюсти ограничения, то лучше удалить Facebook и Instagram с телефона совсем, хотя бы на некоторое время. Помните о том, какие неприятные последствия присущи синдрому.
  3. Устройте себе «цифровой детокс», например на выходных: не пользуйтесь интернетом, социальными сетями, мессенджерами, а лучше смартфоном вообще.
  4. Напоминайте себе: то, что вы видите в социальных сетях у друзей и тем более у блогеров, — это лишь часть их жизни, и по закону жанра — лучшая часть. А иногда даже сильно приукрашенная. Старайтесь меньше сравнивать себя с другими, у каждого человека своя жизнь, вы не должны жить так, как другие, и не обязаны все успевать.
  5. Займитесь медитацией. Регулярная медитативная практика помогает снизить стресс, тревожность, депрессию и концентрироваться на главном.

Самое важное: если вы заметили в себе признаки синдрома упущенных возможностей, то вы не одиноки. В современном мире это очень распространенное явление. И если вы ощущаете, что синдром снижает качество вашей жизни, мешает карьере и полноценным отношениям с окружающими, возможно, имеет смысл начать работу со специалистом.

Какие последствия вызывает FOMO

Синдром упущенных возможностей усиливает депрессию и тревогу, формирует зависимость от социальных сетей, что, в свою очередь, может негативно сказаться на работе, учебе и отношениях с близкими людьми.

Сильно тревожиться стоит тогда, когда желание проверять социальные сети становится навязчивым, если вы замечаете (или вам многие про это говорят), что вы, беседуя с людьми, параллельно сидите в Facebook или Instagram.

FOMO может привести к гиперзависимости от соцсетей, тревоге и депрессии

FOMO может привести к гиперзависимости от соцсетей, тревоге и депрессии

Что такое FOMO? Синдром упущенной выгоды в трейдинге

Многие люди боятся пропустить важные события. Такое же явление заметно и в трейдинге – его называют синдромом упущенной выгоды (или FOMO). В этой статье я расскажу, как оно влияет на трейдеров.

FOMO (акроним от англ. Fear Of Missing Out – страх что-то пропустить) – это синдром упущенной выгоды. Сейчас он особенно распространен ввиду популярности смартфонов и соцсетей. Многие одновременно боятся социальной изоляции и переживают из-за упущенных возможностей. Похожая ситуация возможна и в трейдинге. Как только трейдеры видят сформировавшийся бычий тренд (растущий канал), они начинают открывать сделки и покупать те активы, которые соответствуют техническому анализу. К тому же, вокруг нас сосредоточено очень много информации, мнений и впечатлений, что лишь усугубляет положение. Давайте разбираться, как бороться с таким навязчивым страхом.

Синдромом упущенной выгоды называют сильный страх пропустить важное событие или выгодную возможность. Особенно выражено такая боязнь проявляется на фоне яркой жизни друзей и знакомых. Ведь тогда появляется чувство, что вы тратите время попусту. СУВ напрямую связан с неудовлетворенностью личной жизнью, а соцсети лишь усиливают неприятное состояние.

Чем больше недовольство, тем сильнее желание найти себе подобных. А потребность в новой информации превращается в назойливые мысли.

FOMO выделяется такими особенностями:

  • Частый страх пропустить что-то важное;
  • Постоянное использование речевых оборотов по типу “все, кроме меня”;
  • Стремление вникать во всевозможные формы соцкоммуникации (посещать все вечеринки, ходить на концерты и т. д.);
  • Навязчивое желание всегда нравиться окружающим, принимать похвалу и быть доступным для общения;
  • Потребность в постоянном обновлении ленты на Facebook, Instagram и других соцсетях.

Все это приводит к снижению настроения, а в единичных случаях – депрессии. Чаще всего FOMO проявляется как ощущения скуки, апатии и одиночества. Также люди, страдающие синдромом упущенной выгоды, используют соцсети для самовыражения.

Простой тест для определения синдрома FOMO в области финансов

Вы также можете проверить себя на наличие FOMO. Предлагаем пройти небольшой тест. Прочитайте каждое утверждение и честно ответьте, согласны с ним или нет:

Если вы ответили “Да” на 5 утверждений и больше, то вполне возможно, что вы страдаете синдромом упущенной выгоды.

  • удалите ненужные приложения и отключите всплывающие уведомления в тех программах, которые не несут большой важности;
  • выйдите из групп и отпишитесь от аккаунтов, которые не несут пользы для вас;
  • откажитесь от ненужных email-рассылок;

Поначалу будет непросто. Поэтому предпринимайте эти шаги постепенно, чтобы без лишней нервотрепки привыкнуть к новому укладу жизни.

Под этими словами имеют в виду психологические манипуляции, которые призваны сформировать необходимое мнение общества. Его используют не только в маркетинге и пропаганде, но и в трейдинге. Также цикл FOMO-FUD называют “циклом страха и жадности”.

По мнению американского нейробиолога и философа Бобби Азаряна, в течение цикла распространители страха и жадности ведут психологическую и информационную борьбу. Ее цель одна – привлечь интересующегося инвестора и завладеть его вниманием. Иногда такие попытки увенчиваются успехом, ведь в криптомире мнение других людей может принести не только пользу, но и вред.

Кроме того, создатели криптовалют воюют не только за инвесторов и их деньги: они делают все возможное для того, чтобы ни один другой токен не превысил их собственный актив в цене и не превысил их капитализацию.

При этом Азарян отмечает, что хоть цикл FOMO-FUD является интересной темой для исследований, он имеет серьезные материальные последствия для трейдеров. Поэтому они должны равнодушно относиться не только к сенсациям на криптовалютном рынке, но и к скепсису.

И раз мы уже упомянули, что синдром упущенной выгоды касается трейдинга, давайте разберем этот вопрос подробнее. Итак, в криптомире тема СУВ особенно важна. Потому что во время восходящих трендов на рынке многие верят, что если купить какой-либо актив на этапе роста его стоимости, то очень скоро он принесет немалый профит (это своего рода когнитивное искажение).

Если карточные игроки говорят “Знал бы прикуп – жил бы в Сочи”, то в среде трейдеров частенько пролетает мысль “Купил бы биток в 2014-м – уехал бы в Майами”. Знакомая ситуация? Такие слова лишь усиливают эффект FOMO, поэтому сотни инвесторов не анализируют рынок и спонтанно покупают крипту по невыгодной цене. Однако при постоянном росте рынка цены на активы не могут отражать их реальную ценность. Те, кто вложился от боязни упустить мгновенную выгоду, рискуют потерять средства.

И да, очень мало людей после такого перестают верить в криптовалютный рынок. До следующего “туземуна”. Если инвестор послушался других и тоже вложился в актив на росте, руководствуясь чужим мнением, то он не будет думать своей головой. А ведь именно это и является главным скиллом успешного криптотрейдера - разбираться в рынке, всегда думать своей головой и иметь собственное мнение.

Также не стоит копировать чьи-то профитные сделки и собирать такой же инвестиционный портфель, как у признанного гуру трейдинга. Запомните – каждый имеет собственную выработанную стратегию, четкие цели и перспективы. Не каждый человек одинаково готов рисковать. Поэтому не всегда стоит подражать другим трейдерам, а к мнению можно прислушиваться.

Пять советов — как инвестору не поддаваться синдрому FOMO

Вместо того, чтобы поддаваться страху упустить выгоду, можно изменить жизнь к лучшему и снискать успех в криптовалютной сфере. Вот наши 5 советов по тому, как не допускать влияния FOMO на инвестирование.

То, что уже случилось на рынке, не имеет значения с точки зрения FOMO. Инвесторов, которые смотрят на котировки в прошлом, не так много. Успешные инвесторы всегда уделяют время фундаментальному и техническому анализу на момент открытия сделки: они смотрят на нынешнее состояние активов и оценивают их перспективы в будущем, на основании графиков цены в прошлом.

Мнение, что шанс может быть один на всю жизнь – абсолютно ложное. Выгодные возможности всегда есть и будут, как и рынок всегда был и будет. Графики никогда не расскажут, что ждет актив через год-два-пять лет. Они просто дают информацию о случившихся событиях и возможных вероятностях в будущем. Поэтому грамотные долгосрочные инвесторы понимают, что покупать активы никогда не поздно, важно в них ориентироваться и принимать взвешенные решения.

Покупайте, когда все продают, и продавайте, когда остальные покупают

Существует мнение о том, что на бирже нужно идти против тренда. Конечно, говорить об этом легко, но воплотить все это в реальность куда сложнее. Ведь эффект синдрома упущенной выгоды лишь усиливается, когда вы не вкладываете средства в растущий актив.

“Антицикличное” поведение объясняется так: самые успешные покупки с возможной высокой доходностью происходят во время падения курса и всеобщей паники, а продажи – на подъеме стоимости, когда все стремятся как можно быстрее купить биток или другую крипту.

Однако такая тактика вовсе не означает запрет на покупку токенов на восходящем тренде. Она неразрывно связана со следующим советом, поэтому ее следует воспринимать в едином контексте.

Помните о выбранной стратегии и определяйте цели при покупке той или иной криптовалюты. Один из возможных вариантов – целевая стоимость. Если биржевой курс достиг вашего показателя, смело продавайте актив и фиксируйте прибыль, либо выставляйте стоп-лосс, с надеждой на продолжение тренда.

Многие трейдеры пользуются простым правилом – лучше 10 раз получить по 4 тысячи долларов, чем полгода ждать 50 штук. Если сделка в короткий промежуток времени приносит 50% прибыли и больше, то лучше закрыть ее. И это должно стать отработанным механизмом.

Обычно, когда стоимость криптовалюты начинает быстро увеличиваться, ее покупают многие участники рынка. Вы можете вовремя понять это и, продав актив, наблюдать за дальнейшим ростом, который уже происходит по инерции. Рост остановится только тогда, когда остальные наконец поймут, что монета "перегрета" и больше не имеет потенциала для роста. Вывод: пока большинство покупает монету на росте из-за FOMO, вы продаете крипту и получаете свой профит.

В плане покупок при снижении цены тоже не все так гладко. Ведь не все будет так прибыльно, что подешевело. Здесь нужно уже смотреть на причины падения цены на графике. Если случились непредвиденные обстоятельства, например, иск госрегулятора в суд, то нужно определиться, какая стоимость актива станет максимально привлекательной для вас в текущем периоде, или на сколько критична ситуация с иском.

Естественно, я упомянул здесь единичные случаи. Чтобы разобрать все возможные ситуации на рынке, нужно выпускать целый онлайн-альманах. Каждый случай имеет общую черту – психологию человеческого поведения. Поэтому не поддавайтесь ни всеобщей панике, ни радости.

Известный биржевой спекулянт и инвестор с Уолл-Стрит Джесси Ливермор говорил следующее: “Большие деньги не покупают или продают, большие деньги выжидают”! Оно и верно, ведь однажды вы не сможете найти больше интересных монет для инвестирования. Их станет чрезвычайно мало, а крипторынок продолжит покорять новые высоты.

Если вы не видите токены, которые могли бы вписаться в вашу торговую стратегию, наращивайте баланс на счете для будущих сделок. Также вы можете закрыть некоторые позиции, показавшие сильный рост, и перераспределить инвестиции в портфеле (сделать ребаланс). Просто ждите момента, когда разъяренная толпа будет кричать об очередном подъеме или похоронах крипторынка. Это и будет ваш долгожданный шанс!

Если вы успели накопить знания в какой-то области трейдинга, научились фундаментальному и техническому анализу, умеете ставить цели и оценивать потенциал того или иного токена – это принесет свои плоды, но продолжайте развиваться дальше, ведь совершенству нет предела! :)

Каждый день появляются новые торговые инструменты, технологии и новые токены, которые обещают принести весомый профит и сделать торговлю криптовалютой максимально удобной. Не гонитесь за происками спекулянтов. Станьте лучшим в своей сфере. Сохраняйте ясный ум и не поддавайтесь влиянию масс.

Инвесторы говорят про FOMO и YOLO. Что это вообще такое?

Фото: Shutterstock

Миллениалы и зумеры устанавливают новые правила жизни в самых разных сферах, и инвестиций это тоже касается. С начала 2010-х в соцсетях англоговорящих стран появились новые акронимы (сокращения), придуманные молодым поколением, — FOMO и YOLO.

Изначально они к финансам отношения не имели. Оба выражения передают эмоциональные состояния, когда поведение человека основано на каком-то импульсе, а не на доводах разума.

FOMO — сокращение от Fear of Missing Out (англ. — «страх упущенной выгоды»). Используется в соответствии с прямым значением этого выражения — в ситуациях, когда страх упустить возможности, какие-либо ценные ресурсы становится причиной определенных действий.

YOLO — сокращение от You Only Live Once (англ. — «живем только раз»). Применяется, когда человек действует в соответствии с потребностью получить желаемое прямо сейчас, не откладывая это на будущее, даже если позже это нечто будет обладать большей ценностью.

Изначально акронимы стали популярны в англоязычных Twitter и Facebook. FOMO и YOLO чаще использовались в качестве хештегов, чтобы выразить свое мнение по поводу различных ситуаций — от отношения к работе до жизненной философии.

3 hours late for work. YOLO

— Primetime (@LeoiswhouENVY) April 19, 2012

Если YOLO распространен среди юной аудитории соцсетей и употребляется в более позитивном контексте, то FOMO чаще используется возрастными пользователями интернета и отражает тревожное состояние и необходимость сложного выбора.

YOLO, FOMO и деньги

Оба выражения со временем распространились на мир инвестиций и финансов. Деньги сами по себе и как средство получения других благ зачастую смешаны с эмоциями и нерациональными желаниями — поэтому такие сложные психологические состояния стало удобно описывать лаконичными YOLO и FOMO.

Фото:Shutterstock

Миллениалы не слишком заботятся о своем будущем, предпочитая использовать ресурсы в настоящем. Примерно у 66% работающих миллениалов нет сбережений ко времени выхода на пенсию, они не тратят и не откладывают деньги на квартиры, предпочитая арендовать. Поэтому только у 47% из них к пенсии будет свое жилье, подсчитали в исследовательской организации The Resolution Foundation.

Это одновременно и YOLO, и FOMO-эффект: они живут сегодняшним днем, поэтому все тратят (YOLO); делают они так потому, что боятся пропустить все те блага, которые можно получить за деньги (FOMO).

В мире инвестиций FOMO- и YOLO-эффекты работают аналогичным образом. Когда инвестор принимает решение о вложениях на основе эмоций — на фоне не обеспеченного фундаментальными показателями роста акций, медийной популярности компании или ее первых лиц, то действует из страха остаться в стороне, пока другие получают прибыль, — это FOMO.

Если человек, заработав на фондовом рынке, не реинвестирует свои средства, а тратит на дорогие и, возможно, ненужные вещи, — это YOLO.

Одним из ярких примеров FOMO-эффекта может стать покупка биткоина сейчас, когда он достиг рекордной для себя стоимости и спрос на него очень высок. Еще один пример YOLO в инвестировании — приход на фондовый рынок в прошлом году большого количества игроков, делавших ставки на спорт. Оставшиеся без такой возможности из-за карантинных ограничений, когда проведение спортивных турниров весной и летом 2020 года было под запретом, они открыли для себя биржу.

Фото:Paras Griffin / Getty Images

Несмотря на то что многие из них не обладали достаточными знаниями о фондовом рынке, они начали инвестировать, не думая о последствиях.

Отражением этих процессов является финтех Robinhood, который зафиксировал появление более 3 млн новых аккаунтов за время пандемии. Большинство из этих инвесторов были новичками на бирже, поэтому позже, когда они потеряли деньги и столкнулись со сложностями при использовании приложения, на стартап посыпались жалобы и штрафы от SEC.

Фото:ImageFlow / shutterstock

Финансовый консультант Владимир Верещак рассказывает, что встречается в своей практике с FOMO-эффектом у клиентов. Чаще всего это открытие брокерских счетов «на стороне» (о которых консультант не знает), жалобы на слишком сильный контроль с его стороны, чрезмерная диверсификация или, наоборот, концентрация в активах сомнительного качества.

«Американские тинейджеры просто не знают, что русские живут так испокон веков. Только у нас это «авось» называется. Обыкновенный русский авось. Вот как объяснить русскому человеку необходимость личного финансового планирования, формирования собственного капитала и управления им? Это крайне трудно», — говорит Владимир Верещак.

Жертвы FOMO и YOLO: кто они?

Оба этих принципа могут быть опасны для личных финансов и инвестиций. Финансовый консультант Наталья Смирнова считает, что FOMO и YOLO приводят к неконтролируемому потреблению и отсутствию инвестиций и сбережений на черный день.

В России они актуальны исторически: их провоцирует боязнь потерять сбережения из-за инфляции, дефолта , масштабного кризиса, череды банкротств, денежных реформ, национализации, взыскания из-за долгов по бизнесу, революций и прочих экономических потрясений, отмечает финансовый консультант.

Фото:Станислав Красильников / ТАСС

Эти люди считают, что лучше успеть насладиться деньгами сейчас, чем отложить их и потом потерять, говорит Наталья Смирнова. Усиливать такие эмоциональные шаги может любой негативный опыт — от неудачных инвестиций в новостройку до банального мошенничества.

По словам Смирновой, FOMO и YOLO чаще всего проявляется у людей, склонных к инфантильности, и тех, кто не зарабатывает самостоятельно: богатых наследников, жен или мужей обеспеченных супругов.

Обобщенный портрет последователя принципов FOMO и YOLO, по мнению Натальи Смирновой, может обладать следующими характеристиками:

  • по характеру — такой человек либо инфантилен и привык, что все решают за него, либо это фаталист, который отдает себя в руки судьбы. Также это может быть человек со скромными запросами на жизнь, поэтому ему не приходится копить; оторванный от жизни мечтатель; незрелая с точки зрения жизненного опыта личность; сломленный человек, кому неинтересно думать о будущем;
  • по возрасту — молодежь без детей или одинокие люди в трудоспособном возрасте, на которых внезапно свалились большие деньги (резкий карьерный взлет, наследство, удачный брак, внезапно взлетевший бизнес, неожиданная популярность и т. д.);
  • по профессии — творческие люди (блогеры, артисты, шоумены, стартаперы). Те, кто способен быстро чем-то загореться и быстро остыть.

Финансовый консультант Игорь Файнман добавляет, что фактор возраста в необдуманных финансовых решениях играет важную роль. Еще несколько лет назад инвестициями занимались люди, строго оценивавшие эмитента , проводившие фундаментальный анализ и только после этого принимавшие решение о покупке актива.

Фото:Getty Images

Сейчас молодые инвесторы с синдромом упущенной выгоды (FOMO) покупают акции Tesla не из-за дивидендов, а потому что «Маск прикольный», говорит он. Это приводит к тому, что меняется философия фондового рынка, бурный рост компании получают на хайпе, а не из-за реальных финансовых результатов.

Как защититься от FOMO- и YOLO-мышления?

Чтобы не стать жертвой FOMO и YOLO, нужно понимать свои жизненные потребности и стремиться к планированию будущего, советуют финансовые консультанты.

«Чтобы спокойно заниматься творчеством, проектами, я подсчитала необходимый для этого пассивный доход. Дальше я подсчитала, какой объем капитала нужен, чтобы получать при умеренной инвестиционной стратегии необходимую сумму в год. Ну и далее — встала на путь накопления этого капитала. К инвестициям на будущее надо относиться именно как к вкладу в создание свободы, а не как к ее урезанию здесь и сейчас», — говорит Наталья Смирнова.

«Главные помощники в инвестициях — опыт и время. Так как YOLO и FOMO в основном подвержены молодые люди в возрасте 18–32 лет, то потерянные деньги и время научат их принимать решения не на эмоциональной волне или по рекомендациям из соцсетей, а с холодным рассудком, используя аналитические данные. Основной совет прост: перестать слушать инфошум и вести себя осознанно. Как в инвестициях, так и в жизни», — считает Игорь Файнман.

Фото:Shutterstock

В ответ на усталость от крайностей YOLO и FOMO появился новый подход к жизни — JOMO (Joy of Missing Out) — «радость от упущенных возможностей». Он может быть и эмоциональной реакцией организма на выгорание после YOLO и FOMO, и более сбалансированным жизненным принципом. JOMO учит прислушиваться к себе и жить осознанно, поступая в соответствии со своими ценностями.

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!».

Синдром упущенной выгоды (FOMO): как социальные сети разрушают самооценку

Фото: Andrew Neel/Unsplash

Бывает ли, что вы смотрите на фото своих знакомых в Facebook или каких-то блогеров в Instagram и думаете: «У них такая прекрасная жизнь, они столько путешествуют, так много зарабатывают, такие красивые, а я так не могу, у меня такой жизни никогда не будет»? Ловите ли вы себя на фразах типа «У всех, кроме меня»? Если вам это знакомо, то вы столкнулись с распространенным современным синдромом* — упущенной выгоды (FOMO — fear of missing out) [1], [2].

*Синдром упущенной выгоды не является признаком психических расстройств и не содержится в классификациях психических болезней МКБ-10 и DSM-5, а значит, его стоит рассматривать в рамках нормально функционирующей психики.

Признаки FOMO

  • люди с этим синдромом много времени проводят в социальных сетях, следя за тем, как живут другие [3];
  • многие ощущают, что друзья делают что-то классное «без них»;
  • немало людей терзается самообвинениями «Почему я так не могу?»;
  • у страдающих этим синдромом нередко есть ощущение, что стоит только отойти от компьютера или отложить телефон, как упустишь что-то важное и значительное.

Навязчивое желание постоянно проверять соцсети — яркий признак FOMO

Навязчивое желание постоянно проверять соцсети — яркий признак FOMO

FOMO начали изучать лишь в 2013 году [4], хотя на самом деле он базируется на потребности человека быть в курсе дел или на неодолимом чувстве зависти — переживаниях, присущих людям издавна. По некоторым оценкам, синдром обнаруживают у 56% людей, и он уже все больше проявляется у мужчин.

Читайте также: