Fashion business что это

Обновлено: 07.07.2024

— Каким должно быть соотношение бизнеса и искусства для успешного ведения бизнеса по производству одежды в нашей стране?

— Мода не только красивый, но и достаточно сложный бизнес. Мало сделать коллекцию одежды, важно затем ее запустить в производство и продать. А эти этапы никому в нашей стране не доступны. К сожалению, в России за последние 15 лет так и не появилось ни одного дизайнера, кто смог бы воплотить все эти три этапа хотя бы на среднем европейском уровне. Да, среди массмаркетовых марок есть хорошие истории успеха, но в дизайнерской одежде даже самые успешные марки продают очень мало.

У российского дизайнера оборот €1-1,5 млн считается хорошим, €2-3 млн — вообще прекрасно. А в Европе марки с таким оборотом в принципе не заметны. Все наши фэшн-предприятия — это малые предприятия, если пользоваться правительственной терминологией.

— Почему же у наших дизайнеров ничего не получается?

— Во-первых, из-за отсутствия образования. У нас очень много хороших художников, но мало людей, которые понимают моду как бизнес. Во-вторых, поскольку размеры бизнеса у модельеров небольшие, часто у них нет возможности нанять хороших специалистов — менеджеров, генерального директора, маркетолога, PR-специалиста. Даже у лучших наших домов моды пиаром занимаются почти что любители. А еще в России есть отдельный сегмент: обеспеченные женщины, для которых фэшн-бизнес — это способ социализации. Но это же не бизнес, в таких условиях сложно настроиться на деловой лад!

— Значит, достаточно просто найти хорошего управляющего и тогда все получится?

— Нужно просто найти правильного человека, который будет помогать тебе развиваться, а не тормозить твое развитие. Тогда ты будешь делать инвестиции не в пускание пыли в глаза, а в развитие марки. Одно дело, когда дизайнеру не хватает денег на бизнес, и совсем другое — деньги вложены неправильно.

Возьмите любое российское имя из мира моды. Либо этот будет история на уровне $300 тысяч оборота в год, что никак не является успехом марки. Либо это будет история банкротства, либо история отбора помещения за долги, история разборок с судебными приставами, либо, того хуже, с партнерами и так далее. Все истории российского фэшн-бизнеса объединяет одно – это потерянные деньги. Но это не значит, что наша мода — это путь в экономический тупик. Мода может быть интересным и высокомаржинальным бизнесом при условии разумного и профессионального подхода.

Некоторые наши дизайнеры совершенно превратно понимают термин "инвестиции" или путают спонсоров с инвесторами. За последние десять лет было немало примеров, когда российский дизайнер или бренд «инвестировал» в свои показы в Париже или Нью-Йорке. При этом такие показы ни одному нашему соотечественнику не принесли коммерческого эффекта, если не считать эффектом возможность продавать платья в Москве дороже западных люксовых брендов. Но это возможность имеет большие ограничения, на этом бизнес не построишь, ценителей дорогой российской одежды не так много. При этом каждый такой показ в Париже стоит, как минимум, двух-трех магазинов в регионах, которые можно было бы открыть за эти деньги. То есть вместо бессмысленных ежесезонных поездок за рубеж можно было бы построить целую сеть бутиков, но этого никто не сделал. Это объяснимо: магазин в Уфе или Омске не так радует как показ в Париже, да и показ сделать проще – не надо строить производство и логистику. На мой взгляд, глупо пытаться покорить международные столицы моды, если ты не смог развиться на своем рынке.

— А регионы уже готовы принять дизайнерские вещи или покупатели российских дизайнеров живут только в Москве и Санкт-Петербурге?

Все наши большие массмаркетовые бренды носят английские названия, за исключением, например, марки Киры Пластининой и сети ТВОЕ. SELA, Zarina, InCity записаны по-английски. Но это было актуально лет десять назад, сейчас же потребитель готов и хочет покупать русское. Ощущение того, что «все, что произведено в России, плохого качества», давно ушло. В отношении одежды — точно.

Я общался с представителями власти в регионах, губернаторами, вице-губернаторами. Они готовы открыть русским дизайнерам любые двери. Ведь все понимают, что нужно поддерживать и развивать отечественное производство. Приходите и попросите хотя бы помещение по льготной цене, говорит власть. А к власти пока никто и не приходит. Никто из наших дизайнеров не рассматривает регионы как вариант развития (за исключением масс-маркетовых марок). А ведь это беспроигрышная бизнес-стратегия. Я точно знаю: те, у кого открыты магазины в регионах, работают очень хорошо и зарабатывают деньги. Может, не огромные, но зарабатывают.

— А зачем нужна тогда устраиваемая вами неделя моды?

— У нашей недели моды и сейчас, и пять, и десять лет назад цель одна — построить площадку для общения всех участников фэшн-индустрии. Сегодня неделя моды на 90% (также как и в мире) несет маркетинговую функцию для дизайнеров-участников. Когда у дизайнера нет денег на рекламу, неделя моды — это хороший способ заставить всех о себе напомнить. Сюда приходят несколько сотен байеров, которые хоть и не покупают, но присматриваются и знакомятся с дизайнерами. У нас было несколько историй, когда дизайнеры после показа находили инвесторов, партнеров для развития бизнеса в России.

Нюансы фэшн-индустрии: к чему должен быть готов начинающий дизайнер

Тот, кто решит заняться созданием одежды, будет уделять творчеству лишь 10% своего времени, предупреждает Анна Есакова, специалист в сфере fashion-бизнеса. В основном же ему придётся иметь дело с рутинными задачами – искать швей, контролировать производство, думать о продажах, продвижении и других вопросах. О том, с какими сложностями сталкивается любой начинающий дизайнер, Анна Есакова рассказала в своей авторской колонке.

Анна Есакова, кофаундер и куратор образовательных программ бизнес-школы Fashion Factory . Закончила экономико-аналитический факультет МИФИ, после учёбы около 7 лет занималась международным производством марки Glance. Анна присоединилась к команде Fashion Factory в 2014 году. Её знания о том, как устроен бизнес в индустрии моды, помогли расширить линейку курсов и найти опытных лекторов. Сейчас в Fashion Factory действует около 20 образовательных программ, преподаёт порядка 200 лекторов, ежегодно прослушивают курсы около 3000 человек.

Анна Есакова

Модная индустрия – это молодая отрасль, в которой сейчас только формируются правила игры. Ещё пять-семь лет назад fashion-рынок в России сводился к ателье с индивидуальным пошивом, именуемым домами моды, десятку независимых марок с собственными производствами и магазинами, и нескольким компаниями сегмента «масс-маркет».

Кризис сменил ориентиры: порог входа в этот бизнес снизился, магазинам стало выгодно сотрудничать с местными производителями, с рынка ушли многие международные компании. На наших глазах мода превращается в бизнес со своими принципами, законами и сложностями. О последних и поговорим.

Первый серьёзный вопрос, который решает дизайнер – как выпустить свою коллекцию. Фабрик, готовых отшивать коллекции небольшими тиражами, сейчас в России больше, чем было три года назад. И разместить заказ на пошив, условно говоря, 10 единиц одежды теперь стало значительно легче. Но с оговоркой – преимущественно в Москве, Петербурге и центральной части России. Дизайнерам же из регионов приходится прибегать к услугам ателье и швей-надомниц. А это увеличивает себестоимость изделий.

При выборе швейного цеха стоит сначала посмотреть, на чём специализируется предприятие, и со скепсисом отнестись к тем, кто может шить параллельно пальто и платья из шифона.

Следующий шаг – это пошив тестового образца, желательно во всех размерах, и составление технического задания с последовательностью операций, схемами и фотографиями узлов (примерами того, как должны быть пошиты детали, какими швами и т.д.). В договоре, помимо всего прочего, нужно прописать штрафы за несоблюдение сроков и брак, а также обозначить, какие дефекты считаются браком.

При выпуске следующих коллекций большой сложностью становится контроль качества и сроков исполнения, а также определение адекватной стоимости пошива. Самое оптимальное решение - оптимизировать работу с производством. При этом важно не только уметь экономить на пошиве, не потеряв при этом в качестве, но, самое главное, организовать процесс быстрого допроизводства. Так, можно отшить небольшую партию без риска, а если продажи пошли, то быстро дошить ещё. Это выгодно и с экономической точки зрения, и соответствует принципам устойчивой моды.

В индустрии моды заработок не ежемесячный, а сезонный. Распространённая ошибка тех, кто начинает заниматься производством одежды - вложить все средства в первую коллекцию. На самом деле, в начальный бюджет нужно закладывать создание и производство как минимум двух коллекций, и рассчитывать на реальную прибыль только через полгода. В противном случае – есть риск остаться без коллекции в следующем сезоне.

Магазины, готовые брать у дизайнеров коллекцию под реализацию, и собственный онлайн-магазин – это тот минимум каналов продаж, с которого обычно начинают марки одежды. В идеале нужно стремиться к оптовым закупкам коллекций (что пока редкость для российских ритейлеров) и развивать собственные каналы продаж (для чего нужно вкладывать бюджет в продвижение).

Как договориться об оптовой закупке вашей коллекции теми магазинами, с которыми уже налажено сотрудничество? Если коротко, то у марки должны быть модели, которых не хватает магазину, а для марки это означает – соответствие трендам, широкий модельный ряд, глубокий размерный ряд и выгодные условия закупки.

Многие считают, что наличие собственного магазина для дизайнера или производителя одежды – это залог успеха. Но это не всегда так. Во-первых, нужно иметь довольно большой ассортимент моделей, чтобы «покрыть» площадь магазина. Во-вторых, правильно подобрать локацию, желательно в ключевом торговом центре. В-третьих, учитывать расходы на аренду, ремонт, работу, продвижение магазина.

Понимание о коммерческом успехе коллекции приходит с опытом. Важно найти баланс между задумками дизайнера и потребностями клиентов. Подписчики ваших страниц в соцсетях могут сколько угодно лайкать лукбуки в социальных сетях, но купят только, если вещь хорошо сидит и украшает человека. Конечно, есть ниши, например, зимняя одежда и женская одежда в стиле casual, в которых проще добиться высоких продаж, но и конкуренциях в них на порядок выше.

Коммерческий успех первых коллекций просчитать сложно, это время для эксперимента и тестирования своих идей. Чтобы первая коллекция хорошо продавалась, дизайнеру нужно понимание своей целевой аудитории и её запросов, проработка посадки на людях разной комплекции, лёгкость в заказе онлайн и наличие бюджета на продвижение.

Уровень подготовки фэшн-специалистов сильно отстаёт от потребностей индустрии. И эта тенденция характерна не только для России, но и для всего мира. Как результат, нехватка кадров на рынке. Даже дипломированные дизайнеры зачастую не имеют никаких представлений о том, как устроена их работа в реальности. Толковых менеджеров и управленцев ещё меньше. Зачастую марки берут новичков и обучают на практике тому, что знают сами. Но без теории и представлений о том, как устроен рынок, опыт, приобретённый в одной компании, оказывается бесполезен в другой.

Другая серьёзная проблема – нехватка швей. Закрытие профильных техникумов, низкая зарплата и изнуряющий труд сделали профессию непопулярной.

Всё это привело к тому, что дизайнер должен быть готов плотно погрузиться во все процессы – от закупки материалов до поиска магазинов-партнёров. Предупреждаю, что творчество будет занимать 10% времени, всё остальное – операционная деятельность.

Мода – это редкий бизнес, который действительно увлекает и затягивает. Но, несмотря на возникающие сложности, дизайнеры действительно наслаждаются и процессом, и результатом своей работы.

Простой способ сделать любой образ привлекательнее: учимся работать с пропорциями!

В одной из моих недавних публикаций я подробно анализировала стиль Кейт Миддлтон. Да, по большей части я отнеслась к нему весьма скептически, одевается Герцогиня Кембриджская весьма старомодно - и спорить с этим бессмысленно.

Но также я выделила и те классные лайфхаки работы с образами, которые у Кейт стоило бы позаимствовать. Например, я говорила о том, что она шикарно умеет работать с пропорциями. Это едва ли не отличительная черта стиля герцогини!

Действительно, если уметь правильно и современно акцентировать талию или, скажем, к месту открывать запястья, - можно сразу поднять любой образ на новый уровень. Даже самый простой и повседневный!

Однако, работать с пропорциями в образе - это на самом деле не так просто, как может показаться на первый взгляд. Это та ещё хитрая наука!

Попробуем разобраться в данной публикации с нюансами данного вопроса и научиться удачно, эффектно и к месту работать с пропорциями, создавая стильные аутфиты на каждый день.

Меня зовут Александра, мне 30, я – стилист-имиджмейкер из Москвы.
Оставайтесь со мной, если вам интересно и дальше читать о современных правилах стиля, о женской красоте и о работе в сфере моды. Это центральные темы моего канала Fashion Business.
Сегодня говорим о выстраивании пропорций в образе. На первом фото сразу показываю комплект с низом на завышенной талии. Сегодня говорим о выстраивании пропорций в образе. На первом фото сразу показываю комплект с низом на завышенной талии.

Итак! Какие же основные способы подчеркнуть пропорции в образе и расставить в нём правильные акценты в принципе существуют?

⚡ Акцентирование талии ремнём / баской

Помним: и тонкие, и тканевые пояски/ремешки в этом сезоне к нам вернулись, но ТОЛЬКО для продевания в шлёвки джинсов. Для построения правильного силуэта и акцентирования талии мы такие не используем. Наоборот: чем шире выбранный с этой целью ремень, тем лучше. Также это могут быть баски. Идеально акцентируют талию подобные изделия кожаной фактуры. Я бы не рекомендовала обращаться к портупеям: в них всегда присутствуют некий вульгарный и пошловатый подтекст.

Решение вопроса с правильным цветом ремня для акцента на талии принять не всегда просто. Он может как попадать в тон, так и смотреться на контрасте с одеждой, - оба варианта сегодня весьма современные и стильные. Универсальными считаются чёрный и коричневый кожаный варианты ремня либо баски.

Такой метод работы с пропорциями не рекомендован при наличии даже незначительного объёма в области живота. Он визуально сразу усилит его, привлечёт дополнительное внимание. Не аккуратно и привлекательно подчеркнёт женственные утончённые пропорции, а лишь визуально сделает из вас девушку беременную… И уже даже не на маленьком сроке…

Не самый лучший подход в этом случае, в общем. :(

Не рекомендовано это решение и девушкам без особо заметной талии. Иногда их обозначают словом «прямоугольник». Создать акцент на талии, которой особо и нет, = привлечь внимание к отсутствию талии. Не более того.

⚡ Низы на завышенной талии

Причём неважно, о брюках мы говорим или о юбках. Кстати, и к платьям, которые разлетаются свободно к низу от талии, но довольно плотно облегают в верхней части, этот метод тоже относится.

При выборе низа на завышенной талии вы визуально получаете возможность:

〰️ сделать ноги бесконечными

〰️ сгладить зону живота

〰️ создать дополнительный акцент в зоне талии.

Особенно круто этот приём работает летом при сочетании с укороченным верхом! Зрительно вы как будто слегка надламываете все пропорции, расставляя лишь нужные акценты. Но так сразу образ смотрится более сложным, а фигура более эффектной.

Я понимаю, что низы на завышенной талии по разным причинам могут быть не всем по душе. Они, например, очень давят живот и доставляют тем самым дискомфорт. Кроме того, при отсутствии выраженной талии этот приём снова может сработать в минус и лишь привлечь дополнительное внимание туда, куда его привлекать не хотелось бы. Но если вам это решение подходит, то обязательно попробуйте внедрить! :)

Трендовая джинсовая юбка мидакси выбрана здесь на завышенной талии Трендовая джинсовая юбка мидакси выбрана здесь на завышенной талии

По сути, это такой же метод «надламывания» пропорций и визуального «вытягивания» силуэта. Так тело сразу кажется стройнее, фигура – тоньше, а ненужные акценты наоборот НЕ создаются. В этом случае здорово будет дополнительно открыть запястья.

Лучший способ создания цветовой вертикали – удлинённый однотонный второй слой. Особенно здОрово работают в этом плане жилет либо расстёгнутое платье-рубашка. Также отличным решением могут стать тренч и пальто нараспашку.

Но вообще этот метод наиболее сложный и имеющий много нюансов – заслуживает, фактически, отдельной статьи. Здесь я пишу лишь кратко об основных моментах. Если нужен более подробный материал отдельно, дайте знать в комментариях! :)

Скажу лишь, что в этом случае за счёт вытягивания фигуры по бокам единым цветом (отсюда и словосочетание «цветовая вертикаль») мы вытягиваем и силуэт в целом. Становимся сразу стройнее и выше.

Для этой же задачи хорошо подходят и монохромные комплекты, но оттенки верха и низа мы тогда стараемся выбирать максимально близкие.

А ещё здОрово работают в этом плане лампасы, на которые в текущем сезоне тренд возвращается!

Хочу сделать отдельный акцент на том, что пропорции должны быть продуманы и для образа в целом. Очень круто, когда нижняя часть аутфита визуально составляет 2/3 вашей фигуры. Для этого обычно как раз и стараются акцентировать / завышать талию. Сверху остаётся лишь треть – этого эффекта мы в принципе и добиваемся. Бесконечные ноги на фоне довольно средней по размеру верхней части туловища.

✅ На основе правильной работы с пропорциями можно выстраивать целые схемым и создавать максимально привлекательные комплекты, отталкиваясь от вроде бы самых обычных вещей. Просто мы выбираем изделия в особенно правильной для нашей фигуры посадке. В особенно правильном для нас силуэте. Слегка «надламываем» образ визуально. Намеренно «надламываем». Чтобы «выстроить» нашу фигуру. Чтобы сделать её максимально классной и стройной.

Работа с пропорциями – основа работы с образами, особенно если вы не тяготеете к ярким цветам и не выбираете для акцентов яркие насыщенные оттенки. В лаконичных и минималистичных сочетаниях правильно выстраивать пропорции просто сам Бог велел!

Однако, прямо скажем, знать и чувствовать, где же следует подчеркнуть, а куда лучше не привлекать внимание (и главное, как же это сделать), - это действительно особый дар и талант.

✅ Лично я предпочитаю строить образы скорее на основе цветовых акцентов и на основе баланса объёмов. Я мало работаю с пропорциями в собственных аутфитах. Это объяснимо: у меня есть заметный объём в зоне живота, а при таком типе фигуры работа с пропорциями не очень-то рекомендована. Даже несмотря на наличие при этом и женственной красивой ярко выраженной талии.

Тем не менее, обязательно этот подход рекомендую попробовать, если фигура позволяет. Любой, даже самый простой повседневный комплект, так сразу станет более современным, стильным и интересным! Просто намеренно слегка «надломите» её, перестройте основополагающую схему образа.

✅ В публикации я рассмотрела, пожалуй, не все известные методы «надламывания» пропорций. Но все знать и нет необходимости. Основные нюансы перечислены. Стоит лишь попробовать и начать применять их при создании новых аутфитов! Сразу получится интереснее!

Fashion‑стартап с нуля: инструкция для начинающих предпринимателей

Fashion-индустрия на протяжении многих лет остается очень привлекательной сферой. Молодые люди горят желанием создавать собственные коллекции или стремятся приобщиться к fashion другими способами — через журналистику и маркетинг, фотографию и менеджмент. В Instagram появляется все больше магазинов начинающих дизайнеров, и у многих складывается мнение, что fashion-индустрия — это просто и весело.

На самом деле мода в России — непростой сегмент, требующий от предпринимателя отличного знания рынка, широкую сеть контактов, а также понимания законов индустрии. Fashion — один из самых высококонкурентных рынков, и барьеры входа сюда, на первый взгляд кажущиеся низкими, на самом деле невероятно высоки. Но если у вас есть вдохновение, огромное желание реализовать себя и силы идти к своей цели, смело пробуйте! Вот несколько правил для новичков.

Определитесь с продуктом

Подумайте, в каком сегменте вы планируете развивать бренд: обувь, одежда или аксессуары. Выбирайте сердцем: то, что вызывает у вас большее вдохновение и желание работать, имеет больше перспектив стать прибыльным предприятием. Здесь не должно быть никакого бизнес-расчета либо градации по уровню сложности (к примеру, неверно думать, что сумками заниматься легче, чем обувью и т.д.). Крайне важно понимание своей аудитории и осознание того, что сейчас модно и популярно — неважно, работает ли вы с сумками, аксессуарами, обувью или выпускаете линейки одежды.

Подготовьте документы для регистрации бизнеса и откройте расчетный счет в одном месте

Нарисуйте портрет своего покупателя

Весь fashion-бизнес завязан на целевой аудитории: модельный ряд, каналы сбыта, маркетинговая политика, tone of voice бренда. Чтобы ваш товар не пылился на полках, изучайте потребности, проблемы и боли своей аудитории и убедите их, что ваш товар полностью их решит.

Например, если ваша аудитория — люди старше 40-45 лет, а продажу продукции вы планируете в регионах, то даже нет смысла вкладываться в онлайн-ритейл, развивать интернет-магазин и планировать масштабную виртуальную кампанию, предпочтение следует отдать классической рознице. Запуская на рынок наш бренд Sabellino, мы ориентировались на молодых активных девушек 20-25 лет, поэтому старались создавать обувь по последним мировым трендам, сделать товар ярким и привлекательным, но при этом практичным, работать в среднем ценовом сегменте и делать ставку на развитие сайта и продажи через онлайн-гипермаркеты типа Lamoda и Wildberries.

Изучите рынок и технологию

Всем начинающим предпринимателям было бы полезно получить профильное образование — технологическое или бизнесовое. Если у вас небольшая компания, где основатель по специальности технолог обувного производства, отлично, одна важная компетенция уже автоматически есть. Здесь можно экономить. А если у вас проект с многомиллионными инвестициями, то было бы неплохо иметь за плечами бизнес-школу, так как весь остальной персонал можно нанять.

Без знаний технологии выход на рынок может быть рискованным.

Десять лет назад, когда мы начинали работать с Китаем, в нас была непоколебимая уверенность в себе и собственной экспертизе. Поэтому мы даже не стали тратить деньги и время на поиск квалифицированного технолога. Результаты не заставили себя долго ждать: первая же приехавшая из Поднебесной партия сумок была неверно спроектирована. Продавать такой товар было невозможно, а предоплату, естественно, производитель возвращать не стал, так как технически все договоренности были соблюдены.

Обратный пример — выход на рынок сети обувных магазинов Kari, которая изначально ставила перед собой цель агрессивной экспансии на рынок. Сеть открывала магазины рядом со своим прямым конкурентом «ЦентрОбувью». Конечно, реализация такой стратегии не могла быть возможна без колоссального опыта в ритейле. Владелец Kari, бизнесмен Игорь Яковлев, с 1994 по 2011 годы владел другим крупным ритейлером — «Эльдорадо».

Сформируйте команду

На первом этапе развития бизнеса в штате вам необходимы три роли: продавец, дизайнер и финансист. Очень часто основатель совмещает в себе все три этих навыка до тех пор, пока компания не наберет обороты. В качестве продавца он лично занимается общением с целевой аудиторией, выявлением ее потребностей и ожиданий, адаптацией продукта под запрос своих клиентов и непосредственно продажей конечного продукта. А в качестве дизайнера креативит, создает коллекции и рисует эскизы. Так обычно начинают все молодые дизайнеры, у которых них нет спонсоров или инвесторов. Все остальные роли в компании вполне можно отдать на аутсорс: снять пошивочный цех, найти удаленных маркетологов, бухгалтеров, юристов.

Выберите партнера по производству

Поиск производства — отдельный и очень важный этап в создании бренда. Если вы планируете выход на масс-маркет и работу с большими партиями товара, начинать поиски лучше всего за рубежом, а именно в Китае или во Вьетнаме. Во-первых, потому что на сегодняшний день дешевле этих стран вам никто не отошьет, но только если вы «заходите» с хорошими объемами. Во-вторых, технологии на фабриках Поднебесной давно шагнули вперед. Если раньше производить товар в Китае все стремились из-за крайней дешевизны работ, то сегодня умеренными ценами на свои услуги уже никого не удивишь. Китайцы это поняли и сделали ставку на развитие технологий и качества конечной продукции, чтобы удерживать своих заказчиков. Сегодня лазеры, автоматические швейные машинки и принтеры заменяют сотни рабочих на китайских заводах, даже дизайн моделей там проектируется с помощью IT-технологий. Плюс китайские производители научились быстро реагировать на внешние события, анализировать их и прогнозировать спрос западных стран в ближайшем будущем.

Если вы хотите отшить линию одежды, хорошее производство можно найти и в России. Самое главное опять же — идти на производство с хорошими объемами.

Шьете вы одну вещь или десять — цена будет не сильно отличаться, а вот если вы отшиваете 100-1000 единиц, итоговая стоимость заметно снизится. Если при этом еще есть желание отличаться от представленных на рынке конкурентов, лучше закупать импортное сырье: в Италии, Франции, Китае, Турции, возможно, в Индии.

А вот производство обуви и сумок в России, к сожалению, оставляет желать лучшего, здесь нет ни достойных материалов, ни качественного производства.

Наладьте каналы сбыта

По статистике, 93% всех продаж на fashion-рынке происходят в офлайн. Но это не значит, что компания должна сосредоточиться только на этом канале, забыв все остальное. Современная конкурентная среда требует от бизнеса омниканальности, то есть взаимодействия со своими клиентами всеми доступными способами: через сайт, магазин, социальные сети.

Открытие и развитие собственной розничной сети — процесс, требующий больших инвестиций, знакомств и опыта ведения переговоров, особенно в крупных городах. Для примера: бюджет на аренду магазина в 50 кв. м на два месяца, его ремонт, закупку необходимого оборудования составит 2 млн руб. Запуск пяти торговых точек — это уже 10 млн. Добавьте сюда еще зарплату персоналу и обеспечение магазинов товарным запасом. Вложиться придется и в собственное продвижение: арендаторы обычно акцентируют внимание на более крупных, продаваемых и «трафикообразующих» брендах, поскольку это для них выгоднее.

Кроме собственной дистрибьюции можно попробовать выйти в В2В-формат — например, через мультибрендовые магазины. Здесь самое важное заранее убедиться, что ваша целевая аудитория совпадает с аудиторией продавца. Иногда проблемы могут возникнуть с байером посредника: именно он обычно занимается подбором вещей и нужных моделей, но отношение к молодому бренду не всегда бывает внимательным. В итоге, в конце сезона вы можете получить свой товар с частичной или полной потерей товарного вида. Самый негативный из возможных сценариев — кризис неплатежей, вызванный задержками или невыплатами дистрибьютора за ваш проданный товар. В итоге вы остаетесь и без товара, и без денег.

В онлайне B2B-продажи через специализированные маркетплейсы типа Lamoda и Wildberries проходят менее проблематично. Однако и здесь есть свои риски — и прежде всего, вероятность «потеряться» среди конкурентов. Покупатели онлайн-магазина могут просто-напросто не обратить внимание на молодой бренд. Поэтому особенно важно разработать грамотную маркетинговую стратегию бренда, чтобы из всего многообразия товаров клиент выбирал именно ваш.

Разработка хорошего интернет-магазина – еще одна большая статья расходов молодой компании. В среднем на это стоит заложить 1 млн руб., не считая дополнительных инвестиций в доработки и совершенствование, которые придется делать время от времени. На выходе вы получите качественный сайт, созданный с учетом принципов CEO-оптимизации и качественного юзабилити. По срокам разработка может занять от 6 до 12 месяцев.

Другой вариант — самостоятельное изготовление сервиса по стандартному шаблону. Это тоже вполне себе рабочая модель.

Магазин в Instagram – это скорее локальный местечковый бизнес с минимальным количеством продаж, существенно не влияющих на объемы fashion-индустрии. Если нет задачи завоевывать более-менее заметную позицию на рынке, вполне можно идти и по этому пути.

Разработайте маркетинговую политику

Маркетинг играет огромную роль в построении качественного бренда и выходе на серьезный уровень продаж. До 2017 года наша компания вообще не занимались продвижением продукта. Мы были ориентированы на сегмент B2B и имели стабильные каналы сбыта. Более амбициозных задач мы перед собой не ставили, считая, что можно было просто делать качественный продукт и ждать отдачи. Однако реалии бизнеса оказались совершенно иными.

Когда один из наших ключевых партнеров, Wildberries, кардинально поменял свою бизнес-модель и из полноценного интернет-ритейлера превратился в маркетплейс со встроенными услугами фулфилмента и маркетинга внутри площадки, мы заметили сокращение выручки. Более полугода ушло у нас на перестройку бизнес-модели, подхода и системы продаж.

На данный момент мы выбрали для себя в качестве нового канала продвижения социальные сети, в частности, Instagram. Общение со своей аудиторией позволяет лучше ее понимать, быстро получать обратную связь о продукте без искажений.

Около десяти лет мы играли в испорченный телефон, пока строили работу в сегменте В2В. Обратную связь от клиентов мы получали через площадку-партнера, насколько правильно и точно передавалась информация — неизвестно.

Также digital-маркетинг позволяет значительно экономить бюджеты: если раньше на продвижение нужны были огромные деньги, для многих недоступные, то теперь донести информацию до клиента стало на порядок дешевле.

Фундамент успешной маркетинговой кампании — философия и концепция бренда. Если этого нет, то и у сотрудников не сложится правильного понимания целей и задач бизнеса. Философия бренда — это единый язык компании. Когда люди говорят на одном языке и понимают друг друга, тогда и во внешний мир они транслируют единую коммуникацию во всех каналах.

Вместо саммари

Годовой оборот рынка fashion-индустрии в России на сегодняшний день составляет порядка 2,3 трлн руб., при этом 78% приходится на международные компании. На рынок очень сильно повлиял кризис 2014 года, эффект от которого индустрия очень хорошо ощущает до сих пор. Поэтому всем новичкам нужно быть максимально готовыми к быстрой адаптации, обучению и поиску новых каналов и путей развития.

Большой плюс fashion-сегмента в том, что сюда идут люди с горящими глазами, с надеждами и вдохновением. Они хотят, прежде всего, реализоваться и воплотить в жизнь свои мечты, а это гораздо более эффективная мотивация, нежели простое желание заработать денег. Если у вас есть идея и цель — смело начинайте, опираясь на опыт и советы уже существующих игроков рынка. Но подходите к делу осознанно, отдавайте себе отчет в том, что fashion — это высококонкурентный рынок, и здесь легко можно потерять время и деньги.

Марина Юшваева, СЕО и основатель бренда Sabellino

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: