Эрик берн или берн как правильно

Обновлено: 07.07.2024

Трансакционный анализ и его направления

Но главным детищем Эрика Берна является его трансакционный анализ. Эта система позволяет анализировать поведение человека и его взаимоотношения с окружающей действительностью.

Прежде всего трансакционный анализ выделяет в человеке три эго-состояния:

  • Родитель: это установки, воспринятые человеком извне, в первую очередь от родителей. Такие установки внешне проявляются как критическое отношение к окружающим, заботливость по отношению к ним; внутренне они осознаются как старые родительские наставления, которые продолжают влиять на человека в течение многих лет.
  • Взрослый: это эго-состояние, вопреки названию, не зависит от возраста человека. Оно направлено на изучение окружающего мира, получение объективной информации о нём. Такое эго-состояние отличается организованностью, умением действовать находчиво и решительно, способностью всё тщательно проверять и рассчитывать.
  • Ребёнок: это состояние содержит все побуждения, которые естественным образом возникают у ребёнка. В нём же концентрируются ранние детские впечатления и переживания. Состояние Ребёнка выражается как некое архаичное, «старое» поведение; также оно отвечает за творческую деятельность.

Что всё это означает? Когда мы сталкиваемся с текущей реальностью, мы поступаем как «взрослые»; когда мы действуем и думаем так, как это делали наши родители, мы находимся в состоянии «родителя»; а когда мы думаем и действуем так, как мы это делали в детстве, мы находимся в состоянии «ребёнка». В каждый момент времени человек пребывает в одном из этих состояний.

Общаясь с окружающими, человек обменивается с ними трансакциями. Их основная структура включает стимул и реакцию. Так, стимул «Привет!» вызывает ответную реакцию «Привет. Как дела?».

Во время обмена трансакциями наше текущее эго-состояние вступает во взаимоотношения с эго-состоянием собеседника.

Трансакции бывают трёх видов:

  • Дополняющие, или параллельные. В таких трансакциях стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», а жена отвечает: «В шкафу». При таком взаимодействии собеседники находятся в одинаковых эго-состояниях (в данном случае это состояние «взрослого»).
  • Пересекающиеся. Направления стимула и реакции в данном случае пересекаются, что может стать основой для скандала или конфликта. В этом случае на вопрос мужа «Где мой галстук?» жена раздражённо отвечает: «Я у тебя всегда во всём виновата!». Собеседники при этом находятся в разных эго-состояниях: стимул направлен от «взрослого» мужа к «взрослому» жены, а реакция исходит от «ребёнка» к «родителю».
  • Скрытые. В этом случае человек говорит одно, но имеет в виду совершенно другое. В скрытых трансакциях слова, интонация, жесты, мимика часто не соответствуют друг другу. Скрытые трансакции являются основой для возникновения психологических игр. Трансакционный анализ одной из своих главных задач видит исследование таких психологических игр.
  • Ещё одна теория, входящая в трансакционный анализ, - это теория сценариев.

Здесь поведение человека разделяется на три составляющие:

  • Сценарий. Это установка, некий «план жизни», полученный в детстве. Сценарий выбирается ребёнком из тех вариантов, которые предложены родителями или обществом. Благодаря этому мы уже в детстве знаем, какими будут основные моменты нашей дальнейшей жизни. Берн для примера приводит историю с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку»; в результате один стал психически больным, а второй – психиатром.
  • Контрсценарий. Это действия, направленные на «преодоление сценария». Например, если человеку с детских лет «суждено» страдать, то он даёт себе другую установку – он избавится от страданий, если получит высшее образование. Контрсценарий и сценарий закладываются в разных эго-состояниях.
  • Антисценарий. Это действия, выполняемые в том случае, если действовать согласно сценарию невозможно. В этом случае человек действует вроде бы по изначальному «плану», однако его поступки имеют как бы противоположный знак: то, что по сценарию нужно делать хорошо, он делает плохо. Таким образом, он продолжает быть зависимым от сценария, и его жизнь в целом становится предсказуемой. Антисценарий, можно сказать, определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий – его судьбу.

Считается, что родитель считает ребёнка взрослым только тогда, когда он ведёт себя в точном соответствии с предложенным им сценарием.

Теория

В своих работах Эрик Берн писал, что наиболее продуктивным он считает состояние «взрослого». В этом случае поведение человека наиболее адекватное, оно соответствует объективной реальности. В данном случае человек способен познавать окружающую обстановку и принимать правильные решения.

Эго-состояния «взрослого» и «ребёнка» он считал менее конструктивными и менее продуктивными. Ведь в этих состояниях наблюдается искажение объективной реальности. Человек в состоянии «взрослого» излишне требователен, впадает в повышенный перфекционизм; а в состоянии «ребёнка» он становится слишком управляемым, зависимым от обстоятельств, пассивным.

Если же он находится в состоянии «взрослого», то он начинает «пилить» себя и берёт на себя чрезмерную ответственность. В патологических случаях такие угрызения совести могут продолжаться десятилетиями. Ситуацию они не изменяют, а психологическое напряжение растёт. Результатом могут стать тяжёлые психические расстройства.

А человек в состоянии «ребёнка» обижается и начинает обвинять в своей оплошности других. Ситуацию это тоже не меняет и также может стать причиной психических расстройств.

Таким образом, человеку следует находиться в состоянии «взрослого» и не опускаться до «ребёнка» и «родителя», только тогда он может решать свои проблемы. Однако в некоторых случаях можно позволять себе «впадать» в другие эго-состояния. На вечеринке можно «стать ребёнком» - веселиться, «заниматься ерундой», давать выход эмоциям. А для преподавателя или начальника полезно будет иногда «становиться взрослым», чтобы осуществлять контроль за ситуацией и подчинёнными, нести ответственность за других людей, если этого требуют обстоятельства.

Говоря о реализации сценариев, Эрик Берн выделяет исходные позиции человека по отношению к себе и другим. Эти позиции могут быть позитивными и негативными.

Эрик Берн

Эрик Берн родился в канадском Монреале в небогатой еврейской семье, приехавшей из России. Отец Берна – Давид Бернштейн был практикующим врачом-терапевтом и оказал на формирование личности сына существенное влияние. Он часто брал Эрика с собой, когда посещал своих пациентов. Эрика травмировала ранняя смерть отца, который, можно сказать, был для него самым большим другом. В одной из своих книг он поместил посвящение, адресованное отцу.

Эрик Берн

Мать будущего учёного – Сара Гордон была профессиональным литератором. Она тоже оказала определённое влияние на Эрика, который в будущем приобрёл обыкновение писать о лечении своих пациентов. После смерти Давида мать поддерживала всю семью.

Базовое медицинское образование Эрик Берн получил там же, в Монреале, в Университете Макгилла. Через некоторое время он переехал в США. Учитывая распространение антисемитских настроений, он изменил свою фамилию на Берн. Первое время он был практикующим врачом – как в частном порядке, так и в психиатрических больницах.

Во время Второй мировой войны Берн вступил в Армейский медицинский корпус. Именно в это время он впервые стал работать с группами. Полученный опыт стал материалом для его научных исследований. Одним из главных направлений его исследований в это время стало изучение так называемых эго-образах. Эго-образ представляет собой некое интуитивное представление о пациенте, основанное на его рассказах о самом себе.

Рекомендованная литература

Трансакционный анализ

Транзакционный анализ, Эрика Берна, представляет собой разработанную систему, в основание которой лежит представление о сознание человека как сублимация трех состояний «Я»:

Согласно Е.Берну, все эти три состояния личности формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Самый простейший процесс общения, это обмен одной транзакцией и происходит по подобной схеме: «Стимул» собеседника № 1 вызывает «реакцию» собеседника № 2, который в свою очередь, направляет «стимул» собеседнику № 1, тоесть почти всегда «стимул» одного, стает толчком, для «реакции» второго собеседника. Дальнейшее развитие разговора зависит от текущего состояние личности используемого в транзакциях, а также их комбинациях.

Библиография автора

Книги автора, на английском языке

Книги приведены в хронологическом порядке издания (указаны первые издания книг) [1] .

Переводы книг автора, на русском языке

Книги приведены в хронологическом порядке издания оригиналов [1] .

Эрик Берн


Э́рик Ле́ннард Берн (англ. Eric Lennard Berne , наст. имя: Леонард Бернстайн, 10 мая 1910 — 15 июля 1970) — американский психолог и психиатр.

Родился в Монреале в семье выходцев из России, доктора Давида Гиллеля Бернстайна и литератора Сары Гордон [1]. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе человеческих «трансакций» (от англ. transaction — сделка, соглашение). Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает 3 эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок (которые не являются фрейдовскими Я, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Эрик Берн — (1910 1970 гг.) психиатр, психоаналитик Любой человек имеет черты маленького ребенка. Многие говорят, что им не нужны возбуждающие впечатления, но мы возьмем на себя смелость заявить, что большая часть людей активно ищет их. (Источник: «Афоризмы … Сводная энциклопедия афоризмов

БЕРН — Эрик (Berne E., 1902 1970). Известный американский психотерапевт и теоретик психоаналитического направления. Занимался частной практикой в Кармеле (Калифорния), был консультантом по вопросам групповой психотерапии в нескольких учреждениях … Психотерапевтическая энциклопедия

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Эрик Берн" в других словарях:

Эрик Берн — (1910 1970 гг.) психиатр, психоаналитик Любой человек имеет черты маленького ребенка. Многие говорят, что им не нужны возбуждающие впечатления, но мы возьмем на себя смелость заявить, что большая часть людей активно ищет их. (Источник: «Афоризмы … Сводная энциклопедия афоризмов

Берн, Эрик


Э́рик Ле́ннард Берн (англ. Eric Lennard Berne , наст. имя: Леонард Бернстайн, 10 мая 1910 — 15 июля 1970) — американский психолог и психиатр.

Родился в Монреале в семье выходцев из России, доктора Давида Гиллеля Бернстайна и литератора Сары Гордон [1]. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе человеческих «трансакций» (от англ. transaction — сделка, соглашение). Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает 3 эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок (которые не являются фрейдовскими Я, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

Биография

Берн изучал английский язык, психологию и проходил подготовительный курс медицины в Мак-Гиллском университете в Монреале. В 1931 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук. В 1935 году Берн получил степени доктора медицины и магистра хирургии в том же самом университете. Затем Берн уехал в Соединенные Штаты, где стал американским гражданином. После интернатуры в Инглвудской больнице в Нью-Джерси он стал психиатрическим ординатором, прикомандированным к клинике при Медицинской школе Йельского университета. Реагируя на антисемитские настроения, широко распространившиеся в то время, Бернштейн изменил свою фамилию, стал Берном и начал практиковать в качестве частного психиатра в Норфолке, штат Коннектикут. Примерно в это же время Берн заключил первый из трех своих браков (все эти браки распались). Затем Берн стал клиническим ассистентом в Больнице Горы Сион в Нью-Йорке и в 1941 году начал проходить специальный курс в Нью-Йоркском психоаналитическом институте, где его подверг психоанализу Поль Федерн, бывший коллега Фрейда.

В 1943 году Берн вступил в Армейский медицинский корпус как психиатр и именно во время войны он начал работать с группами. После увольнения в 1946 году Берн переехал в Кармел, штат Калифорния, и закончил работу над книгой «Психика в действии» («The Mind in Action»), Позднее эта книга была переработана и опубликована под названием «Руководство по психиатрии и психоанализу для широкого круга читателей» («A Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis»). Берн также возобновил свои занятия в Психоаналитическом институте Сан-Франциско и прошел обучающий курс психоанализа под руководством Эрика Эриксона. В 1950 году он получил место в Больнице Горы Сион Сан-Франциско и вновь начал практиковать частным образом. В последние годы жизни Берн работал и в Сан-Франциско, и в Кармеле, расположенном в 125 милях от Сан-Франциско.

В течение 1960-х годов Берн не только писал книги и практиковал в качестве частного консультанта, но и одновременно занимал несколько должностей. Берн был консультантом по психиатрии при главе медицинского управления (Surgeon General) армии США; лечащим психиатром в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектором, читавшим курс групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Портера, а также в Стэнфордской психиатрической клинике; адъюнкт-психиатром в Больнице Горы Сион, Сан-Франциско. В начале 1970 года Берн и его третья жена развелись. Берн умер от сердечного приступа 15 июля того же года. Работу, начатую Берном, продолжили многие его бывшие коллеги, посещавшие семинары в Сан-Франциско. В их число вошел Клод Стайнер, который усовершенствовал анализ сценария (скрипт-анализ). [2] [3]

Научные публикации

Приведены оригинальные названия.

  • «Games People Play: the Psychology of Human Relations» (1964; перепечатано в 1978, изд. «Grove Press», ISBN 0-345-17046-6).
  • «What Do You Say After You Say Hello?» (1975, ISBN 0-552-09806-X).
  • «The Mind in Action» (1947, Нью-Йорк, изд. «Simon and Schuster»).
  • «Sex in Human Loving» (1963, Беверли Хиллз, Калифорния).
  • «The Structures and Dynamics of Organizations and Groups» (1961; перепечатано в 1984, ISBN 0-345-32025-5).
  • «Transactional Analysis in Psychotherapy» (1961; перепечатано в 1986, ISBN 0-345-33836-7).

Трансакционный анализ

Транзакционный анализ, Эрика Берна, представляет собой разработанную систему, в основание которой лежит представление о сознание человека как сублимация трех состояний «Я»:

Согласно Е.Берну, все эти три состояния личности формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Самый простейший процесс общения, это обмен одной транзакцией и происходит по подобной схеме: «Стимул» собеседника № 1 вызывает «реакцию» собеседника № 2, который в свою очередь, направляет «стимул» собеседнику № 1, тоесть почти всегда «стимул» одного, стает толчком, для «реакции» второго собеседника. Дальнейшее развитие разговора зависит от текущего состояние личности используемого в транзакциях, а также их комбинациях.

Содержание

Трансакционный анализ

Трансакционный анализ Эрика Берна представляет собой разработанную систему, в основание которой лежит представление о сознании человека как слиянии трех состояний «Я»:

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 10 мая
  • Родившиеся в 1910 году
  • Родившиеся в Монреале
  • Умершие 15 июля
  • Умершие в 1970 году
  • Психологи США
  • Психиатры США
  • Психологи по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Берн, Эрик Леннард" в других словарях:

Психотерапия — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Психотерапи … Википедия

Научные публикации

Приведены оригинальные названия.

  • «Games People Play: the Psychology of Human Relations» (1964; перепечатано в 1978, изд. «Grove Press», ISBN 0-345-17046-6).
  • «What Do You Say After You Say Hello?» (1975, ISBN 0-552-09806-X).
  • «The Mind in Action» (1947, Нью-Йорк, изд. «Simon and Schuster»).
  • «Sex in Human Loving» (1963, Беверли Хиллз, Калифорния).
  • «The Structures and Dynamics of Organizations and Groups» (1961; перепечатано в 1984, ISBN 0-345-32025-5).
  • «Transactional Analysis in Psychotherapy» (1961; перепечатано в 1986, ISBN 0-345-33836-7).

Читайте также: