Early years foundation stage что это

Обновлено: 16.05.2024

В Великобритании дети начинают получать образование довольно рано, и члены королевской семьи тут не исключение. Раньше маленькие принцы и принцессы (например, Чарльз, Анна, Эндрю и Эдвард) учились дома, в Букингемском дворце. Детский сад и педагогов им заменяла гувернантка — так, с наследниками Елизаветы II занималась женщина по имени Кэтрин Пиблс. А после начались серьезные изменения.

Инициатором перемен стала принцесса Диана. В 18 лет будущая принцесса Уэльская начала работать помощницей воспитателя в детском саду Young England в районе Пимлико в Лондоне. В этот период она познакомилась с моделью раннего развития детей – Early Years Foundation Stage, которая ныне признана золотым стандартом образования во всем мире. Диана Спенсер оценила все преимущества этой программы и добилась того, чтобы ее дети — принцы Уильям и Гарри — отправились в дошкольные образовательные учреждения (детские сады Nottingham Hill Nursery и Mynors Nursery School), где обучаются обычные британские дети. Таким образом Диана изменила традицию воспитания наследников. Будущий король Великобритании принц Уильям стал первым членом королевской семьи, получившим дошкольное образование по программе EYFS. Дети самих Кембриджей тоже ходят в детский сад — Кейт и Уильям выбрали Westacre Montessori School Nursery в Норфолке и Willcocks Nursery School в Кенсингтоне.

Британская программа EYFS эффективна и дает замечательные результаты, поэтому в детских садах, применяющих ее, обучаются и будущие космонавты, и учителя, и врачи и наследники престола. Эта модель была закреплена Законом об уходе за детьми в 2006 году, но следовать ей начали гораздо раньше.

Чем же хороша программа? Нужно отметить, что это целый образовательный протокол, в котором прописаны принципы работы с детьми, а также то, какими навыками и компетенциями они должны обладать в определенном возрасте. В Соединенном королевстве этому протоколу следуют все учебные заведения. За тем, насколько качественно и эффективно применяется программа, следит государственный регулятор OFSTEAD. Это ведомство составляет рейтинги, на которые ориентируются родители при выборе детского сада или школы для своего ребенка.

Согласно EYFS, каждый ребенок уникален и имеет способности к обучению. При этом в программа не отрицает, что дети могут развиваться с разной скоростью. В EYFS прописано, что позитивные взаимоотношения с окружающими развивают независимость и самодостаточность. В учебных заведениях создаются благоприятные условия, в которых опыт каждого конкретного ребенка соотносится с его потребностями. Учителя и родители (или опекуны) при этом общаются и устанавливают партнерские отношения.

Принцессе Диане нравилось, что EYFS — это не домашнее обучение в изоляции. Она стремилась показать сыновьям реальный мир, иногда нарушала ради этого правила и отходила от королевского протокола, чтобы продемонстрировать мальчикам возможности вокруг них. Программа раннего развития как раз к этому и стремится — благодаря ей развиваются коммуникационные навыки, грамотность, закладываются основы понимания мира, физического, личного и эмоционального развития. Такой образовательный комплекс помогает детям найти свое место, осознать собственную значимость относительно общества, природы и основных человеческих ценностей. Кроме того, программа учит состраданию и сочувствию.

Нужно понимать, что с первых дней жизни маленькие члены британской королевской семьи находятся под пристальным вниманием – за каждым их шагом и жестом следит общество, на них влияют протокол и традиции. Так что EYFS для детей Виндзоров, в частности для принца Джорджа, Луи и принцессы Шарлотты, это возможность отвлечься от строгих правил. Основа программы — обучение через игру, которая делает процесс максимально органичным и интересным. Педагоги составляют планы на день, семестр и целый год, весь процесс четко структурирован с точки зрения взрослых, но ребенок воспринимает все происходящее как интересную активность, нет давления и принуждения. Если спросить воспитанника британского детского сада, что он там делал, скорее всего, малыш скажет, что играл. Он пока не понимает, что весь его день структурирован так, чтобы помочь ему выйти на требуемый программой уровень знаний и навыков.

Так, к двум годам дошкольник будет знать счет и распознавать основные геометрические фигуры и цвета, в три года начнет изучать фонетику, в четыре — научится писать и читать, а в пять сможет досчитать до ста, познакомится с умножением, делением, сложением и вычитанием, самостоятельно напишет сочинение на заданную тему.

В этом смысле британское дошкольное образование сильно отличается от российского. Здесь, в отличие от Соединенного Королевства, принято считать, что основная функция детского сада — это присмотр и уход. А потом перед школой детей перегружают дополнительными занятиями. EYFS сразу дает полноценное разностороннее образование и развитие, после которого не нужно спешно искать тьюторов.

Чтобы процесс воспитания в саду и дома был одинаковым, Кейт Миддлтон ввела для своих детей ряд правил. Например, они не играют с электронными девайсами (вместо них — обучающие игрушки), имеют возможность открыто рассказывать маме о своих эмоциях, выражать чувства, задавать вопросы. В принцах и принцессе поощряют любознательность, самостоятельность, тягу к творчеству и работе своими руками.

Кроме того, Кейт и Уильям стараются наладить с детьми партнерские и позитивные взаимоотношения. Как ипринцесса Диана, они наклоняются к сыновьям и дочери или присаживаются на корточки (чтобы не смотреть сверху вниз), когда ребенок капризничает или что-то спрашивает. Леди Ди говорила: «Если вы разговариваете с маленьким ребенком или больным человеком, вы должны быть на одном с ним уровне». Теперь эту технику активного слушания используют и Кембриджи.

Системы и рейтинги

В Великобритании родителям легко сравнить качество образования в различных учебных заведениях. Достаточно посмотреть на рейтинг независимого регулятора Ofsted (Управления по стандартам в сфере образования). Топовые образовательные организации в нем относятся к категории «outstanding». В России независимая оценка качества образовательных услуг до сих пор отсутствует.

Некоторые школы работают по программе международного бакалавриата (IB). Аккредитация подразумевает, что школа учит по программам IB, разработанным для разных возрастных групп, определенным образом организует учебный процесс и берет на себя обязательство поддерживать профессиональное развитие педагогов. Аккредитация действует пять лет, затем ее необходимо подтверждать.

На сайтах других международных учебных заведений можно встретить информацию о том, что они имеют аккредитацию Совета международных школ (Council of International Schools (CIS)) или Совета британских международных школ (Council of British International Schools (COBIS)). Это своеобразный аналог лицензии, которой независимая экспертная организация подтверждает, что в школе соблюдаются избранные ею образовательные стандарты. Родители также могут затребовать отчет о проверке учебного заведения CIS или COBIS.

Early Years Foundation Stage

EYFS (Early Years Foundation Stage) — Начальный этап обучения в раннем возрасте — устанавливает стандарты обучения, развития и ухода за детьми от рождения до пяти лет.

В школе Heritage мы хотим, чтобы наши дети были самостоятельными, активными учениками, познавали новое через игру, развивали критическое мышление, и имели видение того, к чему нужно стремиться. Процесс обучения не ограничивается стенами школы, активности на свежем воздухе также способствуют их развитию. Дети могут участвовать в играх, которые инициируют сами между собой либо под руководством взрослых, а также выполняют задания учителя. Наблюдая за процессом, педагоги могут выстраивать активности в соответствии с возможностями ребенка, и готовить его к дальнейшему развитию.

Early years foundation stage что это

Есть ли конкуренция?

Может сложиться впечатление, что «элитным» образовательным учреждениям нет нужды бороться за ученика: наоборот, родителям и ребенку нужно постараться, чтобы его приняли учиться. Раньше у международных школ были официальные «листы ожидания»: родители платили вступительные взносы и записывали своих детей в очередь. Кроме того, предполагалось, что у кандидатов уже будут минимальные академические знания и навыки, которые они продемонстрируют на входном тесте. Однако с увеличением числа мест в международных школах увеличилась и конкуренция за учеников. За детей из семей с высоким достатком также борются открывшиеся в последнее различные российские образовательные проекты, где преподавание частично ведется на английском языке.

Если раньше учебные заведения стремились регулировать соотношение числа российских и иностранных детей в классах. Сейчас международные школы стали гораздо более доступными для российских семей. Единственная организация, которая не отказалась от правила национальных квот, — AAS: доля российских учеников не может превышать 15% от численного состава каждого класса. В уставе школы закреплены 7 категорий в порядке приоритетности зачисления.

С наступлением эпохи коронавируса многим международным школам пришлось перейти на дистанционное обучение. Так как большинство этих учебных заведений используют лицензию на дополнительное, а не основное дошкольное образование, весной они закрылись одними из первых и открылись позже, чем муниципальные и иные детские сады с лицензией на дошкольное образование. Сейчас некоторые из них продолжают обучение в дистанционном или «гибридном» (50% учеников в классе, 50% — дистанционно) формате, а у родителей, заплативших по договору $20 000–30 000, это вызывает оправданные вопросы о соразмерности стоимости и формата предоставляемых услуг.

К тому же с началом локдауна многие иностранные учителя уехали домой и вернуться удалось далеко не всем. Британские педагоги получили возможность въехать обратно, а вот их американским, канадским, новозеландским, австралийским и южно-африканским коллегам повезло меньше. Неизвестно, когда для них откроются границы России. С переходом на дистанционное обучение обнаружилось, что от него страдают не только дети, но и сами педагоги: тяжело сидеть в чужой стране, имея возможность видеть своих родных только на экране ноутбука. Традиционно в декабре-январе педагоги-экспаты подтверждают свое намерение продолжить работать в своем учебном заведении в следующем учебном году и многие из них уже сейчас заявляют, что, скорее всего, в следующем учебном году они вернутся на родину к своим семьям.

Такая ситуация сформировала в международных школах своеобразный «кадровый голод»: до начала «дистанционки» оставшимся педагогам пришлось разрываться, заменяя своих выбывших коллег в классе. Часть школ была вынуждена закрыть некоторые свои кампусы. Другие учебные заведения уменьшили или отменили вступительные взносы для определенных возрастных групп. Растущая конкуренция за учеников в премиальном образовательном сегменте и общие последствия коронакризиса привели к снижению стоимости образовательных услуг.

Первый раз в «высший класс»: как устроена система британского образования в России

В 2005 году у состоятельных родителей в Москве выбор был всего из двух «элитных» международных учебных заведений, которые предоставляли образовательные услуги дошкольного и полного общего образования: The Anglo-American School of Moscow (AAS) и The British International School (BIS). За последующие пять лет к ним добавились International School of Moscow (ISM), English International School of Moscow (EIS) и Atlantic International School (ныне Cambridge International School, CIS). Сегодня количество мест для учеников выросло еще больше — открылись новые заведения, некоторые школы запустили дополнительные кампусы.

В Москве работают учебные заведения как с иностранными, так и с российскими собственниками. Стоимость учебного года для двухлетнего ребенка начинается от €16 000. В некоторых учебных заведениях в стоимость уже включено питание ученика, а где-то за него нужно дополнительно заплатить более €1000 в год. Все поступающие дети обычно проходят платное вступительное собеседование. В зависимости от возраста ребенка и образовательного учреждения, при поступлении необходимо будет произвести единоразовый платеж в размере до $10 000.

Программы раннего развития

Чаще всего дошкольные отделения международных школы в Москве работают по английской программе раннего развития Early Years Foundation Stage (EYFS), разработанной для детей от 0 до 5 лет. В ней прописаны минимальные образовательные результаты: детально зафиксировано, какими навыками и знаниями должен обладать ребенок в том или ином возрасте — например, к пяти годам дети должны писать полные предложения на родном языке, знать сложение и вычитание, уметь определять время. К шести годам, когда дети заканчивают первый год обучения по программе Primary curriculum, они должны самостоятельно писать небольшие сочинения на заданную тему и считать до ста. Программа предполагает обучение через игру, что делает образовательный процесс органичным и увлекательным для ребенка. Если все организовано правильно, дети легко усваивают большие объемы учебного материала и незаметно для себя узнают много нового. У педагога, работающего с группой детей этого возраста, должна быть британская квалификация PGCE.

Международный бакалавриат предлагает программу Primary Years Programme (PYP), рассчитанную на детей 3-12 лет. Среди ее принципов — междисциплинарность, ориентация на исследовательскую деятельность и поощрение академической самостоятельности. Успехи учеников оцениваются по десяти параметрам, которые соответствуют качествам разносторонне развитой личности — от собственно знаний до способности критически мыслить и коммуникативным навыкам.

Early years foundation stage что это

ENS работает методом погружения в английскую языковую среду, которую создают учителя с университетским педагогическим образованием из Великобритании.

Английский язык в рамках этой программы — и объект изучения, и главный инструмент учебы и общения. Приоритетом ENS является целостный подход к воспитанию и образованию детей, их гармоничные отношения с людьми и миром в целом (личностное, социальное и эмоциональное благополучие), самоуважение и уверенность в себе, самостоятельность, чувство коллектива, способность к саморазвитию и самообучению.

Для осуществления этих целей у нас есть:

Специалисты

Специалисты

Педагоги из Великобритании, их ассистенты, преподаватели русского языка, опытные администраторы и Заведующие филиалов, психологи, логопеды, тренеры, музыканты, хореографы.

Небольшие группы

Небольшие группы

Режим дня состоит из групповых и индивидуальных занятий. Во время занятий дети часто подразделяются на подгруппы из 4-8 (в зависимости от возраста) человек.

Сбалансированное расписание

Сбалансированное расписание

Распорядок дня детей тщательно спланирован, психологически обоснован и мотивирует детей к познавательной, физической и творческой активности.

English National Curriculum:

English Nursery & Primary School приглашает в британскую школу детей 2-11 лет

Летом многие родители задумываются над тем, отдавать ли ребенка в детский сад или все-таки оставить дома? Часто в одной семье мнения расходятся: например, папа вырос на пятидневке и не хочет подвергать ребенка детсадовскому воспитанию, а мама считает, что ему нужен круг общения со сверстниками.

Мониторинг развития

Мониторинг развития

Важнейшей задачей обучения является контроль прогресса каждого ребенка, поэтому дважды в год проводятся плановые индивидуальные встречи педагога с родителями. В конце учебного года родители получают подробный отчет (по 7 областям развития) об успеваемости ребенка. За развитием каждого воспитанника наблюдает профессиональный детский психолог, который планово, в игровой форме, не только решает психологические задачи, но и своевременно определяет сложности на каждом этапе развития ребенка.

Baby Club (1,5-3 лет)

Для самых маленьких детей в ENS успешно работает Baby Club, который помогает будущим воспитанникам лучше адаптироваться к английскому языку, обстановке, новым правилам.

Baby Club - это «среда языкового погружения», только относительно недолгого — всего по 1,5 часа 2 раза в неделю. В Baby Club малыши общаются с английскими педагогами, родителями, сверстниками, играют в обучающие игры, поют и танцуют. Быстрой адаптации малышей к Baby Club способствует теплая и дружеская атмосфера, присутствие близкого человека, небольшое количество детей в группе, а также профессиональная работа опытного педагога, который умело организует детей и удерживает их внимание.

Ребенок приучается к последующему посещению ENS, последующая адаптация в группе Pre-Nursery (2-3 года, только на филиале Новохорошевский), Nursery (3-4 года) проходит значительно легче, английский язык хорошо воспринимается, понятны правила и дисциплина в саду.

Программа раннего развития EYFS (2-5 лет)

Программа раннего развития EYFS (2-5 лет)

Основой образовательной программы обучения детей до 5 лет является государственная британская образовательная программа раннего развития - Early Years Foundation Stage (EYFS) — которую мы перевели как «Базовый уровень». Данная программа была утверждена Департаментом образования Великобритании в 2002 году, модифицированна в феврале 2013 г. и считается новым этапом в детском образовании от 0 до 5 лет. Этот этап развития ребенка важен не только сам по себе, он также является базовым в подготовке детей к дальнейшему обучению.

Программа EYFS включает: 7 областей развития, 17 задач раннего обучения.

Key Stage 1 (5-7 лет)

Программа EYFS готовит детей к началу занятий по программе Key Stage 1 British National Primary Curriculum - британской системы начального образования. В Великобритании школьное образование начинается в 5 лет.

В начальных классах британской школы дети изучают окружающий мир, математику, чтение и письмо, но по-прежнему преимущественно в игровой форме, учитывающей возрастные особенности данного возраста. В ENS с 5 лет дети начинают учиться по программе подготовки к российской школе - по выбору родителей. Практика выбора родителями интеграции двух образовательных программ показывает поступление и успешное обучение детей, как в международных, так и в российских школах.

Key Stage 2 (7-11 лет)

Key Stage 2 (7-11 лет)

В возрасте 7-11 лет дети переходят на следующий уровень - Key Stage 2 образовательной программы начальной школы British National Primary Curriculum. По британской программе ученики занимаются ежедневно до 15:30, после 15:30 проходят занятия по российской программе.

Данные программы дошкольного и начального школьного образования лежат в основе обучения детей в школах Великобритании и используются во всех международных школах, работающих по британской системе образования.

ESL - English as a Second Language

English Nursery and Primary School предлагает программу ESL для детей 4-6 лет без знания английского языка. Основной целью ESL класса является подготовка к переходу в классы основной программы начального образования British National Primary Curriculum.

Данная программа представляет собой интенсивный курс, в течение которого дети осваивают английский язык, формируя базовые знания и компетенции по письму, математике и чтению.

Во время занятий используются интерактивные методы обучения - ролевые игры, познавательные программы и современные креативные педагогические технологии, что позволяет добиваться положительных результатов и прогресса в усвоении иностранного языка, на фоне развития личности ребенка в творческом и физическом направлениях. Педагог на занятиях не переходит на русский язык, используя беспереводной метод обучения.

Факторами успешного обучения в классе ESL являются профессионализм педагогов ENS, использующих индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку.

Не полный аналог

Для некоторых родителей основная цель — дать ребенку хорошее образование и английский язык. Раннее изучение второго языка при этом не только дает дополнительные коммуникативные способности ребенку, но и, по данным исследований, расширяет его когнитивные возможности. Например, Эллен Бялысток, когнитивный психолог из университета Йорка, отмечает: «Двуязычные индивиды постоянно опережают своих одноязычных коллег в решении задач, включающих когнитивный контроль».

Исторически британские школы в России старались быть полным аналогом учебных заведений у себя на родине: предлагали и ту же внутреннюю структуру, и ту же образовательную программу, а педагогами в большинстве таких организаций были носители языка с образованием, позволяющим преподавать ученикам аналогичной возрастной группы в Великобритании.

Но число международных учебных заведений росло, а Россия не является популярным местом работы у носителей языка, да еще и конкурирует за таких специалистов с Ближним Востоком и Китаем. Эта тенденция ведет к тому, что в учебных заведениях уровня high class иногда работают специалисты, для которых английский язык не является родным.

Помимо вышеназванных «элитных» образовательных учреждений в Москве появился целый сегмент того, что в Британии называется «cottage industry»: «английские детские сады», «английские детские клубы/центры», «британские академии» и прочее, что является лишь некой имитацией международных школ. Обычно при открытии таких заведений нанимаются носители языка, не обладающие необходимыми для преподавания по британской или международной образовательной программе компетенциями и квалификациями. Чаще всего они имеют сертификаты CELTA или TEFL, которые можно получить за 30 дней и онлайн. Их наличие подтверждает лишь уровень владения языком и возможность преподавать его взрослым. Эти сертификаты сами по себе не указывают на то, что их обладатель достаточно квалифицирован, чтобы обучать дошкольников или преподавать предметы из школьной программы на английском.

Читайте также: