Джекил и хайд кто это

Обновлено: 02.07.2024

Роберт Льюис Стивенсон знаком читателям прежде всего. как автор историко-приключенческих романов - "Остров сокровищ", "Черная стрела" и др. К сожалению, гораздо реже вспоминают, что он был автором также одной фантастической повести, повлиявшей на все развитие жанра. Это - "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда", написанная им в 1886 году.

По жанру повесть ближе к готическому роману, при этом имеет все признаки научной фантастики. В истории ученого, пытавшего отделить в человеческой душе зло от добра, воплотилась вечная тема двойничества. При этом Стивенсон был явно знаком с теориями Мореля и Ломброзо, а также во многом предвидел идеи Фрейда.

В кино было более 60 экранизаций этого произведения (по количеству оно соперничало с "Тремя мушкетерами" и "Анной Карениной").

Но большинство фильмов было, как ни странно, не по повести "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда", а по пьесе Т.Р.Салливана "Доктор Джекилл и мистер Хайд", написанной через год. В нее для наглядности были введены образы невесты героя и проститутки, персонифицирующие тему соблазна (абстрактную у Стивенсона). Забегая вперед, надо сказать, что по той же пьесе был написан мюзикл, идущий на Бродвее, а в Москве - в театре им. Моссовета с А.Домогаровым в главной роли.

Театральная традиция исполнения обоих ролей ОДНИМ актером, и увлечение гримом все это перешло в кино. В отличие от повести, обычно доктор изображается молодым денди, а Хайд похож на монстра.

Джекил и Хайд. О неудобствах двуличия

У Стивенсона до недавнего времени я читала только «Остров сокровищ». И воспринимала я его поэтому только как детского писателя. Но «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда» я бы не назвала детской.

Вообще ничего не знать о Джекиле и Хайде в современном мире очень сложно. И, беря книгу, определенные представления о ней у меня были. Так, я понимала, что Джекил будет доброй стороной личности, а Хайд - злой. Я полагала, что это будет один и тот же человек, возможно болеющий шизофренией.

Поэтому я была удивлена, когда выяснилось, что Джекил и Хайд - это два разных человека. Хотя и так сказать про них нельзя, ведь не могут же они появиться одновременно и память у них общая. Но разными у них являются и оболочка, и сознание.

Джекилл был респектабельным доктором, талантливым ученым. Но нравились ему и неприличные для его статуса способы развлечения. Он стеснялся и не принимал своих дурных наклонностей, но и бороться с ними не хотел. Поэтому двуличность ему очень подходила. Поначалу Джекил ей пользовался в рамках обычных человеческих представлений. Казался добропорядочным для соблюдения норм приличия, а когда на него общественность не смотрела, вёл себя иначе.

В распоряжении Джекила был его острый научный ум, и он изобрёл снадобье, которое способно было расщепить душу человека и воплотить либо исключительно дурную ее сторону, либо же светлую. Так появился Хайд - рафинированное зло, содержащееся в Джекиле.

Казалось бы, классно, можно больше не прятать свою дурную сторону, она стала отдельной личностью. Пусть творит, что хочет, Джекил за ее проделки наказан быть не должен.

«Прежде люди нанимали убийц, чтобы совершать свои преступления, когда высота их положения и репутация мешали им действовать лично. Я первый прибег к этому способу, чтобы наслаждаться. Я первый мог оставаться в глазах людей уважаемой личностью, затем внезапно, как школьник, скидывать с себя узы порядочности и с головой бросаться в море свободы.»

Хотели бы себе такого двойника? :) Попыталась представить рафинированно злобную Машу. Представила и поняла, что делить себя совокупную с таким существом было бы противно. Настоящая страшилка. Джекила, кстати, тоже терзало, что не самое лицеприятное существо гнездится где-то в его теле и подкарауливает удобный момент, чтобы вырваться наружу.

Интересно, а если бы снадобье помогло выделить и воплотить добрую сторону Джекила. Смог ли бы он вынести такое соседство? Возможно, ему было бы тоже тяжко, но уже по другой причине. Например, его бы могло мучить осознание своих несовершенств перед этим идеальным существом.

Читали книгу? Как впечатления?

Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал ❤️

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» как глубокая религиозная притча

У классика английской литературы писателя Роберта Льюиса Стивенсона (1850–1894) есть повесть, очень христианская по своему духу. Это — «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», изданная в 1886 году. С точки зрения литературоведов это интересная смесь готической новеллы и научной фантастики, но, на мой взгляд, глубокая религиозная притча. Изящно сделанная, замаскированная под готику, без навязчивой морали — но очень серьезная и очень убедительная.

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» как глубокая религиозная притча

Роберт Льюис Стивенсон

Главный герой, лондонский врач Джекил — человек богатый, уважаемый, добропорядочный, хотя и не без греха. Обычный любитель плотских удовольствий, каких всегда и везде много. Впрочем, достоинств у доктора куда больше, чем недостатков — он дружелюбен, отзывчив, помогает сирым и убогим. И вот доктор делает потрясающее открытие на стыке химии и мистики: оказывается, можно с помощью специальных препаратов разделить человека на две его духовные составляющие: светлую и темную. Проще говоря, разложить обычного человека, в чьей душе всякого намешано, на ангела и беса. И каждому обеспечить отдельное тело.

Мотивация доктора Джекила была вполне понятной: помимо чисто научного любопытства, ему хотелось избавиться от своей внутренней раздвоенности. Ему, человеку уважаемому, публичному, приходилось подавлять свое темное начало, воздерживаться от всякого рода излишеств. а это было трудно. Тянуло на остренькое. И вот великолепная идея: выделить из себя всё подлое, низкое, греховное, дать ему, этому «второму я» отдельное тело, и пусть идет куда подальше. А самому остаться, как сейчас принято говорить, в белом пальто. Избавиться от своей внутренней тьмы — но не путем уничтожения, а путем разделения. Замечу в скобках, «Странная история. » вышла как минимум за десять лет до фрейдовского психоанализа.

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» как глубокая религиозная притча

Однако что-то пошло не так. Доктору Джекилу действительно удалось выделить из себя темное начало в отдельную личность (того самого мистера Хайда), но, во-первых, тело все равно оставалось одним на двоих, только преображалось в момент превращения: мистер Эдвард Хайд был меньше и моложе пожилого массивного доктора. А во-вторых, самого главного-то и не получилось: доктор Джекил по-прежнему оставался таким, каким был и до своего открытия, в душе его по-прежнему боролись добро и зло.

Могло ли получиться иначе? Сам Джекил объясняет это так: «Если бы к моему открытию меня привели более высокие побуждения, если бы я рискнул проделать этот опыт, находясь во власти благородных или благочестивых чувств, все могло бы сложиться иначе и из агонии смерти и возрождения я восстал бы ангелом, а не дьяволом. Само средство не обладало избирательной способностью, оно не было ни божественным, ни сатанинским, оно лишь отперло темницу моих склонностей и, подобно узникам в Филиппах, наружу вырвался тот, кто стоял у двери. Добро во мне тогда дремало, а зло бодрствовало, разбуженное тщеславием, и поспешило воспользоваться удобным случаем – так возник Эдвард Хайд».

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» как глубокая религиозная притча

И дальше доктор Джекил в своем истинном облике творил добрые дела, а темное свое начало, приняв препарат, выпускал попастись на волю. Мистер Хайд, естественно, погружался в бездны разврата, с каждой новой своей прогулкой все больше и глубже, а кончилось тем, что в состоянии беспричинной ярости он убил почтенного пожилого джентльмена. Как сейчас бы написали в полицейском протоколе, «на почве внезапно возникшего чувства неприязни».

Добрый доктор Джекил, естественно, ужасался проделкам своего второго «я», мистера Хайда, не раз давал себе зарок покончить с этим делом и никогда больше не принимать препарат. Но дальше получалась очень предсказуемая штука: «Но время притупило остроту моей тревоги, спокойная совесть становилась чем-то привычным, меня начинали терзать томительные желания, словно Хайд пытался вырваться на волю, и, наконец, в час душевной слабости я вновь составил и выпил магический напиток».

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» как глубокая религиозная притча

Кадр из х/ф «Доктор Джекил и мистер Хайд», 1931

В конце концов дело дошло до того, что добрый доктор Джекил уже непроизвольно, без всякой «тинктуры» превращался в злобного мистера Хайда, и приходилось специально пить препарат, чтобы вернуть себе прежние облик и сознание. И с каждым разом средство действовало все хуже, принимать его надо было все чаще, а потом произошла большая неприятность: старые ингридиенты закончились, а из новых создать это средство уже не получалось, чего-то не хватало. В итоге доктор Джекил успел записать свою исповедь и превратился в мистера Хайда — который, опасаясь неминуемого ареста и суда, вскоре покончил с собой.

Вот такая грустная история. И, несмотря на свою фантастическую оболочку, очень реальная. Такое ведь происходит со многими из нас — пускай и не в буквальном смысле слова.

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» как глубокая религиозная притча

Но тут надо сперва кое-что пояснить. Христианское вероучение говорит нам, что человеческая природа повреждена первородным грехом, и повреждение это, случившееся с Адамом и Евой, наследуют все их потомки. Это повреждение (или, используя поэтический образ из молитвы святого Антиоха, входящей в вечернее молитвенное правило, «семя тли») проявляется и в нашей смертности, и в болезнях, и в «удобопреклонности» (очень точный церковнославянский термин) ко греху. То есть, чтобы делать добро и не делать зла, нужно активно потрудиться, нужно напрягать волю, а вот чтобы грешить, никаких усилий не требуется, оно само выходит.

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» как глубокая религиозная притча

Надежда наивная. Мне тут сразу вспомнилась история из студенческой молодости, когда я помогал одной знакомой учительнице водить ее пятиклашек в поход. Там, в походе, им поручили сварить кашу, и они бухнули в котелок слишком много соли. Что делать? Надо как-то уравновесить! И дети бухнули туда сахар, чтобы побороть соленость. Но перестарались, получилось слишком сладко, и тогда они добавили еще соли. И так добавляли то соли, то сахара, пока не израсходовали все запасы. Кашу пришлось выбрасывать.

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» как глубокая религиозная притча

Кадр из х/ф «Доктор Джекил и мистер Хайд», 1931

Так же и с попыткой загладить свои грехи добрыми делами (например, благотворительностью, пожертвованием на храм и так далее). Для вечной жизни-то страшны даже не сами по себе эти грехи, а те дырки, которые они прожигают в душе. Для зашивания дырки христианство знает лишь один способ: прибегнуть к таинству покаяния и в дальнейшем воздерживаться от этого греха.

Но это же так трудно, так долго. гораздо приятнее, с одной стороны, реализовывать свои темные поползновения, подкармливать своего внутреннего зверя, а с другой — сохранять вид благопристойности. Далеко не каждый готов с головой кинуться во все тяжкие: перед людьми же будет неудобно, да и вполне возможны неприятности с законом. А вот если тайно, как-нибудь анонимно.

Надо сказать, что современность дает для этого куда больше возможностей, чем традиционное общество, где каждый человек был на виду, каждый был встроен в горизонтальную систему связей — семейных, соседских, профессиональных, конфессиональных. В XIX веке, да и раньше, тоже всякое случалось — двоеженцы, например, но тогда это было реже, это технически было сложнее. Сейчас это куда проще, сейчас это называется «неафишируемые гражданские связи». Или, например, наедине с семьей человек один, а в компании друзей совсем другой. В одном месте зайка, в другом — волчара. Плюс интернет, в котором можно найти все, что угодно, на любой вкус, и который дает человеку анонимность (вернее, иллюзию анонимности, но не все это понимают). Опытным пользователям соцсетей это и доказывать не надо, навидались всяких троллей и виртуалов.

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» как глубокая религиозная притча

Кадр из х/ф «Доктор Джекил и мистер Хайд», 1920

Но эта двойная жизнь, это искусственное разделение себя на «хорошую» и «плохую» половины ведет ровно к тому же, что случилось в повести Стивенсона с доктором Джекилом: темное начало побеждает, его чем дальше, тем сложнее становится держать в узде, а в конце концов оно срывается с цепи и губит человека.

«Кто избавит меня от сего тела смерти?» — писал апостол Павел, давая своим адресатам ответ: Христос. И Христос действительно избавляет, если этого искренне хотеть и искренне просить. Но какая может быть искренность, если у тебя двойная жизнь, если ты надеешься не на Него, а на свою предусмотрительность, изворотливость, ловкость? Доктор Джекил тоже вот, осознав весь ужас своего положения, не на Христа понадеялся, а на чудо-препарат. Не помогло.

Кто такие Джекилд и Хайд.

На кое-что мне сказали, что "это Джекилд и Хайд в одном флаконе".
ума не приложу, что или кто это такие, и почему в одном флаконе, они, что-близнецы? ?
Знающие люди, просветите меня, темную, пожалуйста!! ! Спасибо!!

Доктор Джекил и Мистер Хайд - один из известнейших примеров раздвоения личности, когда в одном лице заключены одновременно и протагонист (герой) , и антагонист (злодей) . Этот "персонаж" два-в-одном из произведения Роберта Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» . Доктор Джекил - видный ученый и интеллигент, в то время как Хайд - преступник и убийца. Долгое время все думали, что Джекил и Хайд - два человека, враждующих друг с другом, но потом оказалось, что это один человек, страдающий редкой формой раздвоения личности.


Джекил и Хайд - герой и злодей в одном лице. Протагонист сам себе антагонист, а злодей сам себе герой.

Источник: если вам так говорят, то значит вы иногда противоречите сами себе. Делайте выводы)

Это значит что ты двуличная. А роман Льюиса Стивенсона "Доктор Джекил и мистер Хайд" как раз об раздвоении личности. Точнее сущности живущем в одном человеке один маньяк, другой джентльмен.

Читайте также: