Дом где родился леонардо да винчи

Обновлено: 04.05.2024

Путешествуя по Италии, так или иначе оказываешься в местах, связанных с Леонардо да Винчи. О гениальном ученом напоминает немало мест во Флоренции , где он провёл свою молодость. Среди холмов соседнего городка Фьезоле создатель Джоконды тестировал свои летательные аппараты. Не говорю уже о Милане, месте, где эта экстраординарная личность провела свои самые плодотворные годы.

Но длинный и непростой путь Леонардо начался в 35 км от Флоренции в городе Винчи (Vinci) , вернее, его пригороде Анкьяно (Anchiano).

Напоминаю, что у меня есть телеграм-канал , где я чаще рассказываю о своих путешествиях и жизни в Италии.

Леонардо родился 15 апреля 1452 года в семье Пьеро да Винчи . К своим 25 годам этот человек успел стать успешным нотариусом и большую часть времени проводил во Флоренции, время от времени навещая семейное гнездо Винчи. Во время одной из таких поездок он познакомился с местной крестьянкой Катериной, от которой на свет появился незаконнорожденный сын Леонардо.

Статус незаконнорожденного , даже для сына такого высокопоставленного человека, как отец Леонардо, означал запрет на учебу в университете и выбор таких уважаемых профессий, как врач или нотариус. Всё это сказалось как на его характере (о своём происхождении художник отзывался не в самых радостных тонах), так и на образовании: первое время Леонардо был оставлен на попечение деда, а затем встал на путь самообучения.

Так продолжалось до тех пор, пока в возрасте 15-16 Леонардо не перебрался во Флоренцию к отцу, где поступил в художественную мастерскую Антонио Верроккьо.

Кажется, что за прошедшие 500 лет эти места мало изменились . Вокруг - неизменно живописные тосканские пейзажи, а сам город, где сегодня живёт 14 тысяч человек, сложно назвать оживленным.

Основная достопримечательность этих мест - музей Леонардо да Винчи , который рассказывает в основном не про его жизнь, а про изобретения и место в науке. Экспозиция разбита на секции, каждая из которых демонстрирует различные научные сферы, в которых изобретатель проявил себя.

Так, один зал посвящен строительным механизмам , другой - боевым машинам , а в третьем под потолком висят огромные крылья . Правда, поиграться ими никто не даст, а интерактивный здесь только один зал, в котором рассказывается про эксперименты со светом. При этом макетов в музее действительно очень много: тут и танк , и водолазный костюм , и даже велосипед , изображение которого нашли в одном из манускриптов Леонардо.

Хотя здание музея исторически слабо связано с Леонардо, рядом с ним находится небольшая церквушка, где сохранилась купальня , в которой крестили главного героя этого поста.

Учтите, что на музей Леонардо да Винчи я закладывал бы час-два и ехал туда морально подготовленным. Дело в том, что место это интересное, но для того, чтобы всё посмотреть и обо всём послушать, нужно время и силы. Мы спустя час перенасытились впечатлениями и полезли на башню дворца, в котором находится музей.

Оттуда открываются очень симпатичные виды на всю окрестность. Винчи - место действительно живописное . Неслучайно считается, что на многих своих картинах, даже если речь шла про религиозные сюжеты, художник выбирал в качестве фона родную Тоскану .

С юностью Леонардо связана легенда про его первые шаги в искусстве. Согласно рассказу, один крестьянин попросил Пьеро да Винчи найти художника, который бы расписал ему щит . Тот отдал заказ своему сыну-подростку. Леонардо решил украсить щит изображением Медузы Горгоны , а для достоверности собрал со всей округи ящериц, змей, сверчков и прочих насекомых.

Изображение получилось таким реалистичным, что отец художника пришёл в ужас , когда увидел щит. Впрочем, Пьеро был человек предприимчивым и продал это произведение искусства во Флоренции за хорошие деньги, а крестьянину из Винчи купил другой щит, на котором был нарисовано сердце, пронизанное стрелой. Крестьянин остался доволен.

Еще раз взглянем на Винчи и будем спускаться вниз, ведь нас еще ждёт дом, где родился Леонардо да Винчи.

Мы продолжаем свой путь в сторону Анкьяно. Считается, что именно здесь родился Леонардо.

До этой части музея можно дойти пешком от Винчи за полчаса по специальному пешеходному маршруту, но в середине июля в 2 часа дня - это не самый привлекательный вариант, поэтому доезжаем на машине.

Вот в этом непритязательном одноэтажном доме родился создатель "Моны Лизы" и "Витрувианского человека". Внутри - несколько комнат с предметами той эпохи и видеопроекция "Леонардо", который рассказывает о своей жизни. Это не самая увлекательная часть музея, но место само по себе симпатичное и даёт понять, что видел и чем дышал будущий гений.

Напоминаю, что у меня есть телеграм-канал , где я чаще рассказываю о своих путешествиях и жизни в Италии.

Национальный научно-технологический музей Леонардо да Винчи

Национальный научно-технологический музей им. Леонардо да Винчи находится в здании бывшего монастыря оливетанцев постройки XVI века и, занимая площадь в 40 тысяч кв. метров, является крупнейшим научно-технологическим музеем Италии.


Коллекция моделей по проектам Леонардо приурочена к 500-летию со дня рождения этого великого гения. Представленные модели были изготовлены на основе рукописей Леонардо с проектами новых машин, замерами и проектами усовершенствования уже существующих объектов, а также исследованиями природы.

Рядом с Галереей Леонардо, в которой экспозиция моделей дополняется серией рисунков, связанных с его многочисленными областями интересов, расположена лаборатория, в которой находятся интерактивные модели, позволяющие понять принцип действия изобретений и поэкспериментировать с художественными методами эпохи Возрождения.

Конка делл’Инкороната

Шлюз называется в честь одноимённой церкви XIV века в глубине корсо Гарибальди. Это то немногое, что осталось от частично засыпанного канала Мартезана. Шлюз был построен в 1496 году, а консультировал строителей Леонардо да Винчи. Сейчас от канала осталось совсем немного, а его деревянные створки до сих пор находятся на своём историческом месте.


Из называют «створками да Винчи», так как они идентичны изображённым в его «Атлантическом кодексе», выставленном в Амброзианской библиотеке.

Замок Сфорца

Оборонительная крепость, резиденция, казарма, музей: многочисленными были трансформации замка Сфорца, одной из самых впечатляющих и популярных достопримечательностей Милана.


Внутри замка стоит обратить внимание на зал Ассе, который находится на втором этаже северо-восточной башни замка. Растительный орнамент, украшающий стены (темпера по штукатурке) принадлежит кисти Леонардо. Работа датируется 1498 годом.

Также внутри замка находится фонд, который издаёт журнал, посвящённый Леонардо да Винчи «Raccolta Vinciana».

Дом Ателлани и виноградник Леонардо да Винчи

Осмотр проводится по установленному маршруту, который состоит из семи точек. Чтобы пройти его целиком с аудиогидом (доступным в том числе на русском), понадобится около 25 минут. На входе формируются группы (не более 25 человек), которые заходят в дом в сопровождении персонала каждые 15 минут. Советуем зарание забранировать себе место ‒ желающих очень много.

Дом Ателлани

Особняк эпохи Возрождения находится на корсо Маджента, неподалёку от церкви Санта-Мария-делле-Грацие и её знаменитой трапезной. Семейство придворных и дипломатов Ателлани перебралось в Милан с юга Италии, поступив на службу герцогам Сфорца. В 1490 году герцог Лодовико Моро преподносит в дар главе семьи, Джакометто делла Тела, два соседних здания с садом на улице борго-делле-Грацие — нынешнем корсо Маджента. Наследники первоначальных владельцев жили в особняке вплоть до XVII в. Представители древнего рода похоронены в церкви Санта-Мария-делле-Грацие, в шестой капелле справа.

Наиболее пышный расцвет в истории этого дома приходится на период с 1490 по 1535 гг. Он заканчивается смертью Франческо Сфорцы и переходом Миланского герцогства под власть испанцев.


В 1919 г. сенатор Этторе Конти стал новым хозяином здания и поручил архитектору Пьеро Порталуппи переделать его под свою резиденцию. В 1922 г. Порталуппи сносит стену, отделяющую одну постройку от другой, и объединяет их вместе с дворами с помощью атриума с портиком, под которым располагается вход в хозяйские аппартаменты. В глубине первого двора были обнаружены фрески, созданные, по всей вероятности, в 1533 г., по случаю бракосочетания Франческо II Сфорцы и Кристины Датской. В ходе Второй мировой войны здание серьёзно пострадало от обстрелов, и всё тот же Порталуппи внёс ряд изменений в его структуру.

Зал Зодиака


Этот зал упоминается в документе 1544 года. Он назван по росписям люнетов со знаками Зодиака: на своде изображены повозки планет, а на стенах — карта Италии, роза ветров и аллегории времён года.

В 1922 году Порталуппи расширяет зал, впоследствии ставший знаковым для творчества архитектора: его фирменная манера «смешивать» подлинную старину и подражание ей проявилась здесь во всей красе. Особенно сильно рука Порталуппи коснулась западной стены; восточные же, отреставрированные в том же году, сохранились в подлинном виде. Автор этих фресок неизвестен: есть предположение, что это работа целой семьи художников Авогадро-ди-Традате, активной в XVI веке.

Зал Луини


Люнет с фреской Бернардино Луини, на которой изображена Бьянка Мария Висконти / Wikimedia Commons

Зал портретов, расположенный на первом этаже дома, украшен четырнадцатью круглыми портретами («тондо») мужчин и женщин из династии Сфорца. Автор этих росписей — Бернардино Луини и его четверо сыновей, для атрибуции работ потребовалось расшифровать надпись к каждому из портретов. Луини поместил изображения в люнеты под потолком. Свод зала также полностью расписан арабесками Восточный средневековый орнамент, состоящий из геометрических и растительных элементов и растительными орнаментами. Росписи на своде сохранились в первозданном виде, в то время как портреты — очевидное свидетельство приверженности рода Ателлани миланской герцогской династии — были приобретены администрацией города в 1902 году и перевезены в музей замка Сфорца, где выставляются по сей день. В 20-ые годы появились копии, заменившие оригиналы в люнетах.

Зал парадной лестницы


В ходе работ по перепланировке особняка в 1922 году Порталуппи затронул также дворы и сад, полностью переделав структуру и интерьер постройки. Лишь неоклассический фасад здания на корсо Маджента остался в нетронутом виде: к несчастью, он был разрушен в ходе бомбардировок в 1943 году и впоследствии реконструирован. Монументальная лестница, спроектированная Порталуппи, вела к просторным парадным салонам второго этажа, также разрушенным в годы войны: залу Омнибус, вестибюлю, бильярдному залу и салону зеркал, а также к единственному уцелевшему помещению из этой части дома — обеденному залу.

Кабинет Этторе Конти


Инженер и магнат итальянской электропромышленности Этторе Конти обустроил в одной из комнат дома свой кабинет. Над камином висит герб, символизирующий союз, заключённый благодаря браку Кристины Датской и Франческо Сфорцы; по всей вероятности, Ателлани заказали его, чтобы компенсировать отсутствие Кристины в «портретной галерее» четырнадцати представителей династии Сфорца. Библиотека и стены кабинета украшены кариатидами и покрыты деревянной обшивкой XVII в. мастеров вальтеллинской школы.

Сад наслаждений


Именно в этом доме и в этом саду, где проходили ужины и праздничные торжества, где протекала миланская светская жизнь, разворачивается действие знаменитых новелл Маттео Банделло, опубликованных в 1554 году. В XIX веке Эрколе Сильва переделал сад, руководствуясь моделью английских романтических садов. Ещё одну перепроектировку провёл позднее Порталуппи, взявший за основу новые правила перспективы и построивший свою композицию вокруг аллеи, усаженной кипарисами, украшенной амфорами и каменными статуями, клумбами и фонтанами.

Виноградник Леонардо

Леонардо да Винчи переезжает в Милан, ко двору Лодовико Моро, в 1482 году. 16 лет спустя герцог дарит ему виноградиник — участок площадью порядка шестнадцати пертик (свыше одного гектара). Часть этого виноградника находилась на территории нынешнего сада дома Ателлани.

В своём завещании Леонардо предписывает поделить виноградник на два равных участка. Один из них должен перейти к Джованбаттисте Виллани, верному слуге, который был с ним до последней минуты, а второй — любимому ученику Джан Джакомо Капротти. Виллани уступил свой участок монастырю, Капротти же построил здесь небольшой дом. Однако 19 января 1524 году он был убит, и последний герцог Милана Франческо Сфорца подарил участок Джован Франческо Стампе, дальнему родственнику Джакометто делла Тела.


На протяжении четырёх столетий о винограднике Леонардо позабыли. Лишь когда Порталуппи начал свои работы по перестройке дома, известный специалист по творчеству Леонардо Лука Бельтрами проверил по актам и документам эпохи Возрождения вероятное расположение виноградника и установил, что он находился как раз в глубине этого сада. Более того, искусствовед идентифицировал и заснял виноградник Леонардо и Капротти, удивительным образом сохранившийся вплоть до того времени. Впоследствии он погиб из-за пожара.


Однако раскопки на участке, определённом Бельтрами, выявили план виноградника с рядами насаждений, погребёнными под обломками пострадавшего от бомбардировок здания. Был обнаружен органический материал, с помощью которого учёные сумели распознать ДНК виноградной лозы, которую возделывал Леонардо: это оказалась Мальвазия-ди-Кандия-Ароматика. И наконец, в 2015 году семена винограда, который выращивал сам Леонардо, были посажены вновь, и лоза пережила своё второе рождение. Кто знает, может в скором времени у нас полчиться попробовать вино из виноградников самого Леонардо да Винчи.

Леонардо покинул родной город в возрасте около 14 лет и больше в него не возвращался. Однако именно этот город более, чем другие города Италии, пропитан духом гения Леонардо.

Италия, Тоскана. Панорама Винчи

Италия. Городок Винчи

Городок Винчи совсем крошечный.

На улицах встречаются очень живописные и уютные уголки с остатками средневековых атрибутов.

Италия, Винчи. На улице города

Италия, Винчи

Старинные дома утопают в зелени.

Италия, Винчи. Апельсиновые деревья

Местами есть и более современные улицы (жители мегаполисов улыбнутся).

Италия, Винчи. На улице города

На небольшой площади Свободы (Piazza della Libertà) можно увидеть скульптуру коня, созданную по эскизам Леонардо да Винчи для незавершенного проекта конной статуи кондотьера Франческо Сфорца.

Италия, Винчи. Статуя коня

В выходной день центральная улица Винчи превращается в рынок, на котором продают все, что угодно.

Италия, Винчи. Центральная улица

В центре городка Винчи, в небольшом старинном замке графов Гуиди (Castello dei Conti Guidi) открыт великолепный музей, где выставлены макеты изобретений Леонардо да Винчи, созданные по эскизам гения, и демонстрируются видеофильмы, иллюстрирующие их в работе.

Италия, Винчи. Замок Гуиди

Это фото я сделала у входа в музей. Здесь тоже установлен один из макетов. В замке также находится библиотека Леонардо, хранящая более 7000 всевозможных изданий, связанных с именем Леонардо да Винчи.

Сам замок выглядит как типичная средневековая крепость. В нем можно подняться на башню.

Италия, Винчи. В башне замка Гуиди

Италия, Винчи. Просторы Тосканы

Италия, Винчи. Вид с башни замка Гуиди

Рядом с замком Гуиди расположена церковь Святого креста (Santa Croce), построенная в 13 веке.

Италия, Винчи. Колокольня церкви Санта Кроче

Италия, Винчи. В церкви Санта-Кроче

Около замка выставлена деревянная скульптура Марио Чероли, изображающая Витрувианского человека Леонардо (Uomo Vitruviano).

Италия, Винчи. Скульптура Витрувианского человека

Около скульптуры постоянно кто-то фотографируется, порой забираясь внутрь и уподобляясь деревянному человеку.

Италия, Винчи. Витрувианский человек Леонардо

В 3 километрах от городка расположен дом (точнее, его реконструкция), где родился Леонардо да Винчи. К дому ведет аллея из оливковых деревьев.

Италия, Винчи. Оливковая роща

Италия, Винчи. Дом, где родился Леонардо да Винчи

Малыш был рожден незаконнорожденным, плод любви молодого нотариуса Пьеро да Винчи и красавицы-крестьянки Катарины. Этой связи не суждено было перерасти в брак, вскоре нотариус женился на богатой девушке, а крестьянка вышла замуж за местного гончара. Однако, рожденного от этой любви ребенка семья да Винчи признала, полное имя гения звучит как Леонардо ди сер Пьеро да Винчи.

Италия, Тоскана. Вид на город Винчи

Дом расположен на холме, откуда открываются прекрасные виды на Тоскану и городок Винчи.

Палаццо делле Стеллине


Это старинное здание получило свое название по имени старинного женского бенедиктинского монастыря Санта-Мариа-делла-Стелла (монахинь называли «стеллине», т. е. «звездочки»), который на протяжении нескольких веков несколько раз преобразовывался и в середине XVIII века стал сиротским приютом, благодаря милосердию миланцев, которые не желали бросать детей на произвол судьбы. Обязательно загляните в большой парк, площадь которого 5 тыс. квадратных метров, разбитый на месте так называемых «огородов Леонардо». По легенде, Лодовико Моро подарил Леонардо виноградник за его заслуги перед герцогством.

Трапезная церкви Санта-Мария-делле-Грацие (фреска «тайная вечеря»)

Трапезная монастыря Санта-Мариа-делле-Грацие хранит один из главных шедевров итальянского искусства, фреску «Тайная вечеря» работы Леонардо да Винчи. Фреска совсем не случайно размещена там, где монахи собирались на трапезу: не стоит забывать, что трапезная находится в нескольких шагах от церкви, где они слушали Священные писания и получали причастие. Таким образом, присутствие этого произведения в месте, где ежедневно обедали и ужинали монахи, должно было служить постоянным напоминанием им о том, что жизнь религиозного сообщества является продолжением жизни Христа и апостолов.


«Тайная вечеря» была заказана Леонардо Лодовиком Сфорца, тогдашним миланским герцогом, в рамках проекта украшения монастыря и церкви Санта-Мариа-делле-Грацие. Лодовико Сфорца этот проект был особенно дорог, так как именно в этой церкви он желал устроить свою усыпальницу.


«Тайная вечеря» Леонардо стала прекрасным примером новой техники изображения перспективы, возникшей во флорентийском искусстве. Леонардо «открыл» заднюю стену трапезной, создав иллюзию того, что это просторное помещение с кессонными потолками.

Милан: по следам Леонардо да Винчи

В возрасте примерно 30 лет Леонардо приезжает в Милан. Как и многие, он хочет добиться славы и денег. В дар правителю Милана Лодовико Моро он преподносит диковинный музыкальный инструмент, лиру, на которой, кроме него, никто не умел играть. Он выбрал Милан за его зажиточность, надеясь конструировать здесь оружие и военные машины для местной знати.

К счастью, жизнь распорядилась так, что он создавал здесь совсем другие вещи. А ещё от него остались чертежи никогда не реализованных проектов, например, тибуриума (башни) миланского собора и системы шлюзов миланских каналов. Некоторые произведения Леонардо, включая «Мадонну в гроте» и «Даму с горностаем» были завершены именно здесь, но затем проданы и покинули город.


Но многие произведения остались в Милане навсегда, и сегодня полюбоваться ими приезжают со всех концов мира. Это и «Тайная вечеря» в трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие, и «Портрет музыканта», и «Атлантический кодекс», хранящиеся в Амброзианской библиотеке, и залы замка Сфорца, предназначенные для свадьбы Джан Галеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской, и гигантский бронзовый конь напротив ипподрома, которого за шестнадцать лет Леонардо не успел закончить, достроенный лишь спустя пять веков американским филантропом.

Этот маршрут поможет Вам ознакомиться с местами, связанными с художественной, инженерной и культурной деятельностью Леонардо за те 20 лет, что он провел в Милане. Он начинается от трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие на корсо Маджента, в которой сохранился шедевр мастера – фреска «Тайная вечеря». Затем мы проследуем в дом Ателлани, чтобы зайти в «огороды Леонардо». Образ художника и ученого постепенно раскрывается по мере того, как мы проходим от замка Сфорца к центру. Проходя вдоль наружных стен замка, мы попадаем в Пинакотеку Брера, а затем – в Амброзианскую картинную галерею. Последним этапом станет Научно-технологический музей Леонардо да Винчи на виа Сан-Витторе, где можно лучше всего прочувствовать его гениальность и намного опередившую время интуицию, позволившие создать инженерно-архитектурный шедевр – Навильо Гранде (Большой канал).

Конь Леонардо да Винчи

Большая бронзовая статуя коня, созданная по рисункам Леонардо, находится перед входом в парк Миланского ипподрома. Памятник на фоне архитектуры ипподрома в стиле Либерти был установлен здесь в 1999 году на постаменте из мрамора и гранита, возносящем статую ввысь. Памятник примечателен тем, что Леонардо намеревался создать самую большую конную статую в мире. Это была трудная задача, при решении которой он желал объединить художественное мастерство и вдохновенье с возможностями техники того периода.


Идея создания памятника в честь подвигов Франческо Сфорца возникла у Галеаццо Мариа Сфорца, который хотел создать конную статую в натуральную величину для замка Сфорца или другого значимого места города. Были приглашены различные мастера, однако реализация проекта так и не началась. Позднее к этой идее вернулся его брат, Лодовико, в первые годы своего правления в Милане.

Однако Леонардо не отступил и попытался возобновить работу, но надежда на завершение произведения окончательно угасла в 1499 году со свержением Моро. Леонардо уехал из Милана, а модель коня была разрушена французскими солдатами, которые выбрали ее в качестве мишени для стрельбы из арбалетов.

Памятник Леонардо да Винчи на Пьяцца делла Скала


Памятник Леонардо да Винчи установлен на площади перед знаменитым театром «Ла Скала». Он представляет торжественный и строгий образ ученого с четырьмя учениками. Сама статуя выполнена из белого каррарского мрамора, для постамента использовался бавенский гранит.

Амброзианская пинакотека

В этой пинакотеке (галерее) хранится самая обширная, самая удивительная коллекция записок Леонардо да Винчи, «Атлантический кодекс», который выставляется на тематических выставках, сменяющих друг друга каждые 3 месяца в Амброзианской пинакотеке и в церкви Санта-Мариа-делле-Грацие на корсо Маджента).

По случаю первой из этих выставок, в Амброзианской пинакотеке, были открыты для посещения «зал Леонардо» с прекрасной фреской «Терновый венец» Бернардино Луини и новой экспозицией «Портрета музыканта» Леонардо; великолепный «Зал Федерико», где изначально размещалась Амброзианская библиотека; и перистиль XVII века, в котором представлены другие работы мастера, например, узлы Леонардо и его портрет, сделанный одним из его учеников. Ранее ни один из этих трех залов не был доступен для посещения.

В пинакотеке представлена копия «Тайной вечери» авторства Веспино, художника ломбардской школы, работавшего в Милане в первой половине XVII века, из коллекции, принесенной в дар городу кардиналом Федерико Борромео. В пинакотеке хранится ещё одна копия картины Леонардо «Мадонна в скалах», сделанная Веспино. Оригинал находится в Лондоне.

Читайте также: