Dolby atom что такое

Обновлено: 02.07.2024

В наше время объектно-ориентированный звуковой формат Dolby Atmos стал своего рода высшей планкой для домашних систем объемного звука. Теперь он уже поддерживается на UHD Blu-ray-дисках и на сервисах вроде Netflix и Amazon Prime Video. Итак, у вас есть специальные Atmos-колонки, соответствующий AV-ресивер и доступ к контенту Dolby Atmos. Значит, вы полностью готовы насладиться Atmos-звучанием? Оказывается, все не так просто.

Наличие оборудования еще не является залогом правильного звука. Чтобы выяснить, выдает ли ваша система настоящий Atmos-звук, а не просто «очень хороший» 5.1.2 или 7.1.2, нужно понять, как именно работает формат Dolby Atmos. Здесь требуются кое-какие технические знания, но мы попробуем объяснить все максимально простым языком.

Саундбары с Dolby Atmos.

Рост популярности Atmos в домашних системах совпал с появлением звуковых панелей с поддержкой Atmos. Это - усечённый, но более дешёвый и менее навязчивый вариант получить звук Dolby Atmos у Вас дома.

Эти более простые решения объединяют направленные вверх динамики с традиционной технологией звуковой панели, обеспечивая минимально необходимую конфигурацию для Dolby Atmos.

Например, Sony HT-ST5000 оснащен динамиками, направленными вверх, и предлагает Atmos примерно за 76 000р.

Ещё один пример - это звуковая панель Ambeo 3D Soundbar от Sennheiser. В ней используется кодек Dolby Atmos и добавлена обработка Ambeo 3D. Данная связка звучит фантастически, но и дорого. Средняя цена - 189 890 р.

Вторая ступень: Analog Devices и Texas Instruments

Если в поисках лучшего Dolby Atmos-декодирования подняться на следующую ступень, то мы сталкиваемся с решениями от Analog Devices и Теxas Instruments. Это уже более дорогая категория. Такие DSP-процессоры используются в старших моделях Marantz, Denon, McIntosh, Acurus, StormAudio. Однако и здесь все ограничивается 11 каналами. Если учесть, что минимальная для Dolby Atmos конфигурация — это 5.1.2, то обойтись таким AV-процессором вполне возможно.

Стоит отметить, что цифровые сигнальные процессоры Analog Devices и Texas Instruments хоть и специализированные, однако универсальные устройства, декодирующие с помощью программных библиотек, а следовательно их функционал можно расширить программно. Тогда как решения на базе Cirrus Logic используют аппаратное декодирование и именно поэтому на недорогих AV-ресиверах не может появиться, например, поддержка Auro 3D.

На сегодняшний день компания Analog Devices предлагает несколько разных процессорных платформ для AV-устройств, позволяющих декодировать Dolby Atmos и DTS:X. В универсальных мощных платах серий ADSP-SC57x и ADSP-2157x стоят фирменные процессоры SHARC от Analog Devices и ARM Cortex-A5. Такая конфигурация, созданная специально для работы с аудио, обеспечивает обработку сигнала в реальном времени. При этом платы довольно компактны и не требуют дополнительного охлаждения, что тоже экономит место.


Процессорная платформа Analog Devices ADZS-SC573-EZLITE

Большинство аудиофилов-киноманов могут остановиться на данной ступени — это некая золотая середина для современного домашнего кинотеатра. Если же речь идет об особо искушенных пользователях, то им придется забраться еще выше — на третью финальную ступень Dolby Atmos-декодирования.

Что такое Dolby Atmos? Всё, что нужно знать

Dolby Atmos когда-то была многообещающей технологией, другим подходом к обработке звука. Теперь Atmos доступен на множестве устройств и приложений: от кинотеатров до телевизоров и смартфонов. Но как можно сравнивать звук кинотеатра с выходными динамиками смартфона? Разберёмся с Dolby Atmos вместе.

В 2012 году Dolby Atmos, был объявлен новым взглядом, будущим домашних и профессиональных кинотеатров. С тех пор, многие крупные кинозалы мира и, например, 10 из 17 кинозалов кинотеатра "Москва" в столице были оборудованы акустикой и проигрывают фильмы с звуком Dolby Atmos.

Сейчас, технологию Dolby Atmos можно установить и дома и по-настоящему наслаждаться кинематографическим звуком в собственной гостиной с многочисленными звуковыми панелями.

Dolby Atmos - н овое измерение звука.

Вот и все. Формат объемного звука Dolby Atmos - это захватывающее предложение для всех, кому небезразличны аудиотехнологии.

Мы увидели, как производители поддерживают формат. Существуют саундбары с Dolby Atmos. Потоковые сервисы создают все больше и больше контента в Atmos, и по мере того, как VR начинает набирать обороты, объектно-ориентированный звук может стать еще более важным, чем когда-либо.

Спасибо за внимание и не пропустите следующие статьи.

Больше полезных советов, обзоров, интересных статей, оборудования умных домов и новостей о нём Вы можете найти на новостной странице нашего сайта , Ютубе и Инстаграм .​

Первая ступень: бюджетные решения на базе Cirrus Logic

Существует несколько решений для декодирования Dolby Atmos. Самый бюджетный вариант — устройства на базе чипсетов CS49834 (Tri-Core-процессор) и CS49844 (Quad-Core-процессор) от Cirrus Logic. Данные чипы работают практически со всеми форматами, кроме Auro 3D.

Решение широко используется в недорогих ресиверах, включая Pioneer, Onkyo, Denon. Также чипы Cirrus Logic ставят в саундбары, колонки и даже мобильные устройства. Процессоры CS49834/44 востребованы производителями ввиду их доступности и возможности использования в ограниченном пространстве. Хороший пример — саундбары. Многие компании начали делать звуковые панели с Dolby Atmos-декодированием из-за популярности формата и желания многих покупателей обойтись компактным устройством по типу «все-в-одном» вместо покупки нескольких колонок, AV-процессора или ресивера. Саундбары, как правило, представляют собой негабаритные устройства, и разместить внутри сразу несколько динамиков и все необходимые платы непросто. Именно здесь на помощь и пришли чипсеты от Cirrus Logic.


Схема чипа Cirrus Logic CS49844

Независимо от того, в каком оборудовании задействованы CS49834 и CS49844, при официально заявленной поддержке формата Dolby Atmos, устройство в обязательном порядке обладает сертификатами от Dolby. Другими словами, получить от Cirrus Logic-решений звук в Dolby Atmos, конечно, можно, однако качество звучания не будет доходить до максимально возможного в рамках формата. Еще один значительный минус чипов Cirrus Logic — это ограничение 11 каналами (7.1.4, LFE-канал не участвует в рендере объектов).

Выходит, настоящим ценителям масштабного окружающего звука, имеющим желание оценить возможности технологии в полной мере, есть смысл поискать другие Dolby Atmos-решения.

Контент, приложения и устройства

Когда речь идет о Dolby Atmos, нужно понимать, что все оборудование должно поддерживать эту систему. Вот, что мы имеем в виду:

• Фильм — будь это кино на диске, загруженная цифровая версия или потоковая — должен быть кодирован в Dolby Atmos (на основе Dolby TrueHD или Dolby Digital Plus)

• Устройство для воспроизведения (Blu-ray-плеер, приставка, телевизор или другой девайс) должно уметь работать с Dolby TrueHD, Dolby Digital Plus и «слоем» Atmos-информации. При этом девайс не должен ничего менять в метаданных. Этот режим называется «сквозным пропусканием сигнала» (pass-through). Любые изменения, как правило, полностью разрушают информацию Dolby Atmos.

• Если вы используете стриминговую приставку вроде Apple TV, Roku или Nvidia Shield TV, то установленное приложение (Plex, Netflix, iTunes, Firecore Infuse и т.д.) также должно уметь пропускать сигнал со всеми звуковыми данными.

• Наконец, требуется AV-ресивер или саундбар, полностью совместимый с Dolby Atmos.

Есть еще один важный момент: если на одном устройстве приложение поддерживает Dolby Atmos, то это не значит, что оно будет работать с этим форматом на другом девайсе. Например, Plex на Nvidia Shield TV умеет пропускать сигнал Atmos на основе Dolby TrueHD и Dolby Digital Plus, но этот же Plex на Apple TV 4K справляется только с Dolby Digital Plus, а на Apple TV четвертого поколения приложение Plex вообще не может пропускать Dolby Atmos.

Предположим, вы смотрите UHD Blu-ray-диск с Atmos-звуком на UHD Blu-ray-плеере, подключенном к Atmos-телевизору/саундбару/ресиверу по HDMI. При таком раскладе вы получите самый полноценный Dolby Atmos. Однако так бывает не со всеми комбинациями устройств.

Вот несколько примеров неправильных способов услышать Atmos-звук:

• Запустить через Netflix фильм со звуком Dolby Atmos на приставке Apple TV 4 (не 4K, а четвертое поколение), подключенной к Atmos-ресиверу. В этом случае Apple TV — слабое звено. Эта версия приставки не работает с Dolby Atmos, поэтому вам будет доступен только Dolby Digital Plus 7.1.

• Посмотреть любой контент формата Dolby Digital Plus Atmos на приставке Roku Streaming Stick+, подключенной к Atmos-телевизору, звук с которого выведен на Atmos-саундбар через оптический кабель. Тут вся проблема в кабеле. Весь комплект оборудования, включая телевизор с пропусканием Atmos-сигнала, подходит для нашей задачи, но оптический кабель требует от телевизора конвертации сигнала до Dolby Digital 5.1. То есть оптическое подключение не обладает нужной для Dolby Digital Plus пропускающей способностью.

• Использовать приложение Plex на OLED-телевизоре LG для просмотра Dolby TrueHD/Dolby Atmos-контента со звуком через Atmos-саундбар, подключенный по HDMI ARC. Этот пример самый грустный: все компоненты полностью совместимы с Atmos-данными, но загвоздка в том, что Plex на LG пока еще не оптимизировали для работы с TrueHD/Atmos — приложение понижает сигнал до Dolby 5.1. Ни правильный телевизор, ни саундбар не помогут.

Концепция аудиообъектов - главное в Dolby Atmos.

Главное, что нужно знать о Dolby Atmos, - это концепция аудиообъектов. Раньше звуки были ограничены определенными каналами - аудиодорожками частями, что направлялись на определенные динамики. Число аудиодорожек отличается в зависимости от того, в какой стране и на какой студии снят кинофильм. Обычно, их число от 7 до 9.

С Dolby Atmos звукорежиссерам не нужно ограничивать звук определенным каналом. Они могут указать, откуда исходит отдельный элемент и куда он движется. Система Atmos интерпретирует эти данные и воспроизводит их в виртуальном трехмерном пространстве.

В результате, создается ощущение, будто звук исходит из комнаты, в которой вы сидите. Слышно, как капли дождя ударяют по отдельным листьям, вертолеты звучат так, как будто пролетают над Вами.

Отдельные звуки, которые больше не ограничиваются определенным динамиком или каналом, называются аудиообъектами .

В Atmos основной уровень звука по-прежнему микшируется с использованием традиционного канального подхода. Это окружающие статичные звуки , которые не требуют точного размещения.

Аудиообъекты помещаются поверх этого слоя вместе с соответствующими пространственными метаданными для создания более динамичного звучания. Технология позволяет использовать до 128 аудиоканалов, 10 из которых используются для базового уровня, а 118 - для аудиообъектов.

Использование объектно-ориентированного звука также означает, что звуковые данные могут масштабироваться в нескольких форматах.

Лучший способ воспроизвести звуковой ландшафт Atmos - использовать 64 динамика (формат профессиональных кинотеатров). Но это не означает, что другие, менее сложные настройки не могут воспроизводить такое же звучание! Суть не в количестве динамиков, а в принципе звуковых объектов и способах их воспроизведения в различных системах.

Независимо от того, слушаете ли Вы в кинотеатре с гигантской конфигурацией из 64 динамиков, или дома только с девятью динамиками, или даже используете наушники, все необходимые данные есть для точного воспроизведения 128 аудиообъектов, что делает технологию невероятно приспосабливаемой.

Если Dolby Atmos — это всего лишь набор метаданных, то что же мы слышим?

Как уже сказано, Dolby Atmos — это не звук, а информация о звуке. Эта самая информация передается поверх существующих форматов окружающего звука. На сегодняшний день, данные Dolby Atmos совместимы только с двумя окружающими стандартами: Dolby TrueHD и Dolby Digital Plus.

Формат Dolby TrueHD не подразумевает компрессии и требует широкой полосы пропускания. В наши дни TrueHD доступен на Blu-ray-дисках, и передать такой звук можно только через провод HDMI 2.1. Аудио можно транслировать с плеера на AV-ресивер, телевизор или саундбар, способный пропускать видеопоток. Комбинация из Dolby Atmos и Dolby TrueHD является лучшей из возможных в рамках домашнего кинотеатра.

В Dolby Digital Plus используется компрессия. Этот формат адаптирован для стриминговых сервисов и для некоторых других задач вроде онлайн-технологии BD Live. На текущий момент Dolby Digital Plus поддерживается большим количеством устройств, включая ноутбуки, планшеты, смартфоны, приставки типа Apple TV и Roku. Большинство пользователей знакомы с Dolby Atmos именно в связи с Dolby Digital Plus.

Надо сказать, что Netfix и Amazon поддерживают только такой Atmos-звук. Кроме того, этот формат является единственной версией, совместимой с HDMI ARC (об этом ниже).

Что нужно знать о Dolby Atmos в домашнем кинотеатре

Несмотря на наше критическое отношение ко всякого рода постоянно появляющимся технологиям и алгоритмам в области аудио про Dolby Atmos мы можем коротко сказать – оно того стоит… И это отнюдь не преувеличение, так как эта технология на самом деле привносит в восприятие аудио эффектов что-то совершенно новое.

Когда Dolby Atmos для домашних кинотеатров был впервые представлен общественности 23 июня 2014 года, то пресс-релиз этой технологии гласил:

С момента появления первых форматов объёмного звучания в начале 80-х годов создание Dolby Atmos является самым большим потрясением в области прослушивания звуковых эффектов на домашнем кинотеатре.

Уже 15 июля 2014 года фирма Onkyo продемонстрировала новый формат звучания Dolby Atmos широкой общественности. Несмотря на то, что первая система Dolby Atmos для домашнего кинотеатра была протестирована в минимальной конфигурации 5.1.2, фанаты и эксперты из мира аудио были удивлены и появился большой интерес к этой технологии. По уровню ажиотажа и восхищения этот день был сравним с днем 15-летней давности, когда был создан первый объёмный звук от Dolby.
Очевидец того события писал – «Голоса людей, звуки природы и звуки музыкальных инструментов и предметов двигались в многомерном пространстве прямо вокруг нас, увлекая нас в самый центр происходящих событий. А обрушившийся на нас водопад заставил нас невольно вытянуть голову, чтобы проверить, не промокли ли мы.»

Что такое Dolby Atmos?

С технологией Dolby Atmos звук фильма идет со всех сторон и даже сверху. Этот формат воспроизведения звука соединяет в себе звуковое поле, создаваемое многоканальным звуком Dolby Didgital+ или Dolby TrueHD, со звуковыми объектами, которые перемещаются по всему кинозалу или даже в домашнем кинотеатре. В процессе воспроизведения звука эти объекты можно свободно распределить по каналам объемного звучания и тем самым расположить звуковые эффекты в трехмерном пространстве. Звуковое пространство также расширяется с помощью вертикальных звуковых каналов, чтобы увеличить размер звукового поля над головой. В кинотеатрах этот формат позволяет поддерживает до 128 звуковых дорожек и 64 независимых акустических колонок. Для домашнего кинотеатра такое количество конечно же слишком велико.

Принцип действия Dolby Atmos основан на том, что звуковая дорожка фильма в этом формате не монтируется на студии, а в дополнение к многоканальному звуку создается описание всех объектов и спец эффектов. И уже непосредственно в кинотеатре мощный процессорный блок, используя это описание объектов (метаданные), формирует звуковое поле с учетом акустических особенностей конкретно взятого зала и с максимальным использованием всех установленных в нем акустических систем.
Dolby Atmos теперь уже и дома

Для прослушивания аудио данных от Dolby Atmos требуется совместимый с этой технологией AV-ресивер и, по крайней мере, два потолочных динамика. В качестве альтернативы потолочным динамикам можно использовать не менее двух динамиков с поддержкой Dolby Atmos или дополнительных динамиков, накладываемых на два фронтальных динамика. Установите проигрыватель Blu-ray или медиаплеер с поддержкой этой технологии на прямой вывод битового потока на ресивер, вставьте диск Blu-ray с фильмом Dolby Atmos и перенеситесь в новые звуковые миры.

Адаптация к вашему домашнему кинотеатру

В настоящее время обозначение конфигурации акустических систем изменилась. Теперь к двухзначному обозначению, например 9.2, добавилась третья цифра, стало 7.2.4, которая указывает на количество верхних каналов объемного звучания

Итак, где я могу услышать звук Dolby Atmos?

Самый простой способ узнать, что такое Atmos, - это найти кинотеатр, оснащенный необходимыми технологиями.

Другой вариант - обновить домашнюю аудиосистему. Конечно, когда дело доходит до обновления вашей персональной системы, 64 динамика - это в лучшем случае логистическая проблема, а в худшем - совершенно безумная идея для домашней реализации!

В результате было предложено множество решений, чтобы попытаться принести звук Atmos в дом.

Что такое Dolby Atmos?

Atmos, разработанный в 2012 году, расширяет возможности стандартных систем 5.1 и 7.1. Не достаточно просто включить в систему кинозала многочисленные динамики, расположенные по всей комнате, чтобы создать объемный трехмерный звук.

В кинотеатре перед вами, вокруг и над Вами будет размещено до 64 динамиков. Это добавляет звуку высоту, создавая полусферу источников звука, которая позволяет режиссерам и звукорежиссерам направлять определенные элементы звуковой палитры в необходимые области с высокой степенью точности.

Третья ступень: профессиональный Dolby CP850 и домашний Trinnov Altitude 32

На коммерческом рынке рендеринг любого количества каналов доступен лишь в модели Dolby CP850 (модификация Full). Однако нас интересует домашнее решение, и здесь появляется Trinnov Altitude 32 (подробнее о нем читайте в статье Тест AV-процессора Trinnov Altitude 32: один процессор на все кино).

В первую очередь нужно сказать, что Altitude 32 — это AV-процессор на базе Intel PC, и его работа основана не на чипсете с четкими границами в плане декодирования, а на возможностях мощного внутреннего компьютера с процессором Core i7. По сути, Trinnov Altitude 32 — «полупрофессиональный» процессор, способностями приближенный к эталонному CP850 Full.


Процессор Altitude 32 автоматически определяет формат и выводит на колонки оптимизированный сигнал

Кинотеатральный Dolby CP850 может обрабатывать более 100 движущихся звуковых объектов, в то время как домашние ресиверы несравнимо далеки от таких показателей (до 10 динамических объектов, все остальное декодируется в неподвижные объекты). Что касается Altitude 32, то его мощностей хватает для того, чтобы воссоздать почти профессиональный кинотеатральный звук дома, благодаря алгоритму, способному рендерить большое количество независимых объектов-дорожек. Здесь же нужно отметить, что все стандартные решения на Cirrus Logic, Texas Instruments и Analog Devices ограничены четырьмя высотными каналами, а Altitude 32, опять же, единственный процессор для дома, где количество высотных каналов может быть любым. (Недавно Texas Instruments начала тестировать декодинг 7.1.6, но законченных продуктов пока нет).

Помимо всего вышесказанного, для Dolby Atmos важно правильное расположение акустических систем (согласно стандартам от Dolby). Это касается не только Dolby Atmos, но и DTS:X, и Auro-3D. Выходит, правильный звук фильма в формате DTS:X можно услышать, только заново расставив динамики, если, разумеется, до этого они стояли по стандарту Dolby Atmos или Auro-3D. С устройствами на CS49834/44 все немного проще: они вообще не поддерживают Auro-3D, а стандарты расстановки колонки DTS:X и Dolby Atmos схожи. Таким образом, пользователь может просто смириться и смотреть оба формата, не меняя положение динамиков.

Что же делать, если речь идет об аппарате с поддержкой Auro-3D? Здесь есть два варианта. Суть первого в том, чтобы изначально определиться с форматом звука: если это Dolby Atmos — придется пойти на компромисс и вовсе не смотреть контент в Auro-3D, и наоборот. Такой подход банален и, конечно, непрактичен. Второй вариант — это использование технологии, способной обеспечить правильное позиционирование звука в пространстве, даже если колонки расставлены не по стандарту. Такая система имеется у Altitude 32. Технология называется «Remapping», она умеет виртуально «перерасставить» имеющиеся динамики согласно правильной «карте», и конечное воспроизведение звука будет идти через нее. Другими словами, слушатель не ощутит того, что звук Dolby Atmos воспроизводится на колонках, стоящих в позиции для Auro-3D.

Еще одно условие для получения качественного Dolby Atmos — это минимальное количество отраженного звука в помещении. Однако добиться этого сложно в силу того, что объектно-ориентированный формат, если подходить к вопросу правильно, предполагает большое количество динамиков в разных плоскостях. Тут все гораздо сложнее, чем с обычной стереосистемой: получается, что для качественного Dolby Atmos нужна специальная комната. Если в коммерческом кинотеатре речь еще может идти о полностью акустически продуманном помещении, то в домашних условиях это, как правило, маловероятно.

Поэтому требуется искусственно «гасить» отражения, на что пока способен только Trinnov Altitude 32. Аппарат обладает возможностью активного подавления комнатных отражений путем подачи корректирующего сигнала на динамик, создающий отражение. В точке прослушивания отражения и корректирующий сигнал слышны не будут (при том, что фактически никуда не исчезнут).


Измерительный модуль Trinnov из четырех микрофонов для получения данных об акустических свойствах помещения

Стандарт Dolby Atmos, как и любой формат окружающего звука, предполагает наличие сабвуферов, от которых сильно зависит конечный результат звучания. Басовый канал сопровождает всю запись, и его низкие частоты по направлению не определяются, но при создании объемного звукового поля слушатель четко определяет наличие сабвуфера в определенной точки и его отсутствие в другой. Это создает некую нецелостность окружающего звука.

В процессоре Altitude 32 есть возможность распределить сигналы на сабвуферы так, как нужно. То есть, на каждую из колонок будет работать тот сабвуфер, который расположен ближе всего именно к ней: c левым динамиком объемного звука будет играть левый сабвуфер, с фронтальным правым — правый фронтальный сабвуфер и так далее. Это же касается и высотных каналов — в нужный момент система задействует наиболее правильно расположенный сабвуфер. Такой подход позволяет добиться четкой звуковой картины, что очень важно для любого формата, а тем более для объектно-ориентированного Dolby Atmos.

На сегодняшний день на рынке доступно несколько технологий Dolby Atmos-декодирования. У каждой есть свои преимущества и недостатки. Если бюджетные решения вроде саундбаров не могут обеспечить по-настоящему правильного объемного звука, то их полная противоположность — ультимативный Altitude 32 от Trinnov — не может похвастаться доступностью в плане цены. Для хорошего домашнего кинотеатра со звуком Dolby Atmos требуется не только соответствующая техника, но и грамотная работа инсталляторов — от расстановки колонок и настройки оборудования зависит конечное качество звучания.


Расстановка акустики с потолочными системами для Dolby Atmos

Построить домашнюю Dolby Atmos-систему начального уровня можно по схеме 5.1.2 и на ресивере средней категории. Однако если речь заходит о решении для помещения по размерам близкому к небольшим залам коммерческих кинотеатров, то здесь выбор ограничен только Trinnov Altitude 32 — ничего подобного другие производителя пока не предлагают. Напоследок стоит отметить, что в феврале этого года Trinnov Audio объявила о начале выпуска Altitude с поддержкой декодирования звука на 40 и 48 каналов. Таким образом, компания Trinnov первой на рынке предложит домашнее решение для работы с 34 каналами, заявленными в спецификации Dolby Atmos.

В каких фильмах используется Dolby Atmos?

У Dolby есть список фильмов, в которых использовалась эта технология, и они доступны через такие сервисы, как Netflix и iTunes .

Однако не все эти фильмы были выпущены со звуком Atmos на Blu-ray. К счастью, Dolby также предоставила списки дисков Blu-ray с поддержкой Atmos.

В чем суть Dolby Atmos?

Dolby Atmos не подразумевает наличия звуковых дорожек. Этот формат базируется на метаданных, используемых совместимым аудиооборудованием для определения того, какой звук должен пойти из той или иной колонки. Хороший пример — вертолет, пролетающий над головой. Без какой-либо Atmos-информации, шум вертолета просто раздается из одной или нескольких окружающих колонок. Так происходит и со всеми остальными звуками.



Если речь идет именно о Dolby Atmos, то вертолет рассматривается системой как отдельный объект, с которым может работать Atmos-ресивер. Устройство будет использовать метаданные, чтобы независимо подавать вертолетный шум то на одну АС, то на другую. Таким образом, мы получим весьма натуралистичное 3D-звучание.

Декодируем Dolby Atmos дома: решения от Cirrus Logic, Analog Devices и Trinnov

Декодируем Dolby Atmos дома: решения от Cirrus Logic, Analog Devices и Trinnov

Формат Dolby Atmos проделал длинный путь от коммерческих кинотеатров с огромными залами до гостиных и частных кинозалов. Давайте попробуем разобраться, как же этот «объектно-ориентированный» формат доходит до рядового потребителя и в чем его отличия от стандартного Dolby TrueHD.

Если в Dolby TrueHD каждый из каналов (максимум до восьми, 7.1) записывался как отдельная независимая дорожка в студии и все что требовалось от процессора — максимально качественно декодировать сигнал, преобразовать в аналог и отдать дальше на усилители, то для Dolby Atmos задача несколько сложнее.

Во-первых, увеличилось количество каналов. В домашней версии Dolby Atmos возможно использование более 30-ти дискретных каналов, включая потолочные. А во-вторых, кроме базового слоя (7.1, записанного в том же Dolby TrueHD — так называемый Bed Layer) были введены дополнительно «объекты» (objects).

Объекты в Dolby Atmos — это звуковые WAV-файлы с метаданными (например, звук летящего вертолета), описывающими их свойства, такие как место появления и исчезновения, начальная и конечная громкость, траектория движения и динамика изменения этих параметров в процессе (подробнее читайте в статье Что такое Dolby Atmos, или Многоканальный звук без каналов). Теперь процессор должен не только декодировать стандартный 7.1, но и в реальном времени просчитать объекты, замешать звук от объектов в Bed Layer и подать на нужное количество каналов, которых может быть сильно больше чем 7.1 и зависит от конкретного помещения.


Эти дополнительные расчеты стали возможны благодаря существенному увеличению вычислительной мощности процессоров и сильно упростили задачу звукорежиссеров. Также это необходимо для более правильного адаптирования звуковой дорожки под любое помещение. Для небольшой комнаты может быть достаточно и 7.1.4, но если выделено помещение под кинозал площадью метров 40-45, скорее всего потребуется 9.1.4 или даже 11.1.6 — зависит от количества рядов и высоты потолка.

Но давайте посмотрим на существующие способы обработки Dolby Atmos, почему так получилось, что на рынке есть и недорогие саундбары с Dolby Atmos и очень дорогие процессоры.

Dolby Atmos дома

Даже если вы не сможете воссоздать полностью домашний кинотеатр с 64 динамиками, вы все равно можете получить хорошее впечатление от Dolby Atmos в гостиной.

Домашние системы Atmos способны воспроизводить все 128 аудиообъектов всего через семь-девять динамиков. Для тех, кто хочет сделать все возможное, домашние системы Atmos поддерживают до 34 динамиков, но в таком количестве нет необходимости.

Но, прежде чем беспокоиться о динамиках и их количестве, нужно знать еще кое-что. Во-первых, вам не понадобится новый проигрыватель Blu-ray. Стандартные Blu-ray могут содержать необходимые данные Atmos, как и Blu-ray Ultra HD. Потому, если вы не хотите переходить на UHD Blu-ray, нет проблем с форматами, о которых следует беспокоиться.

Количество контента в формате тоже растет. Sky уже некоторое время производит контент в Atmos: футбол Премьер-лиги и такие мероприятия, как, например, музыкальный фестиваль Isle of Wight, транслируются в в этом формате. BT придал этому формату значительный вес. Каждый футбольный матч Премьер-лиги на каналах BT Sport также транслируется в Atmos.

Однако на данный момент самый широкий спектр контента Atmos доступен для потоковой передачи в цифровом виде из таких сервисов, как Netflix , через встроенные приложения Smart TV и потоковые боксы, такие как Apple TV 4K .

Чтобы получить звук Atmos из комплекта акустической системы, необходим AV-ресивер для декодирования звука Atmos. Есть множество вариантов, например, 9,2-канальный RX-A3080 Yamaha .

Когда у Вас есть ресивер, самое время подумать о динамиках. Вы можете купить обычные пакеты домашнего кинотеатра, которые включают фронтальные, тыловые, потолочные динамики, сабвуферы и приемник с поддержкой Atmos. Но если Вы обновляете текущую систему кинотеатра, то будет приятно узнать, что и существующие динамики можно использовать как часть системы Atmos.

Потолочные динамики - это очень важно для Dolby Atmos!

Итак, что насчет потолочных динамиков? Возможно, Dы задаетесь вопросом, не придется ли сверлить отверстия в потолке для установки необходимых динамиков. Данный вопрос ещё более актуален, если в проекте домашнего кинозала идёт апгрейд существующей акустической системы. К счастью, в этом нет необходимости.

Во-первых, можно купить специально разработанные колонки Dolby Atmos . В них интегрированы динамики, направленные вперед, с версиями, направленными вверх, которые отражают звук от потолка, имитируя эффект потолочных динамиков. Конечно, этот вариант не может полностью заменить потолочную акустику, но значительно расширит и улучшит звук системы.

Также, есть доступные модули динамиков, которые преобразуют существующую настройку аудиосистемы в версии с поддержкой Atmos, способные поднять звук вверх. Это просто вариант размещения модулей, которые, по сути, являются направленными вверх динамиками, поверх существующих колонок для добавления дополнительных функций.

Во-вторых, вы можете сделать решительный шаг и установить настоящие потолочные динамики. Как уже упоминалось, домашние системы Atmos будут работать с 2-34 колонками. Потому, если установка потолочных динамиков не является проблемой, можно реализовать полную систему звука Atmos дома.

Однако, прежде чем испортить гипсокартон (или иное покрытие потолка), следует помнить, что руководство Dolby гласит: что использование только двух верхних динамиков «обеспечит убедительный и мощный эффект», в то время как четыре верхних динамика дадут вам «оптимальное ощущение движения и точности звука».

Справочные руководства Dolby для настройки динамиков Atmos рекомендуют использовать не более 12 динамиков в домашних системах. Получив подходящий AV-ресивер, Вы можете обновить существующий объемный звук 5.1 или 7.1, добавив два или четыре потолочных динамика и пару модулей с поддержкой Atmos.

Только HDMI?

К сожалению, HDMI-подключение является обязательным условием для Atmos-звука. Не имеет значение, откуда берется контент (Blu-ray-диск, приставка, приложение на телевизоре), но важно, чтобы сигнал выводился на ресивер или саундбар через HDMI.

И Dolby TrueHD, и Dolby Digital Plus содержат больше данных, чем может пропустить оптический кабель. Если вы использует оптику, то все сигналы будут переконвертированы в более простой звуковой формат вроде Dolby Digital 5.1. В общем, вы получите хороший звук, но уже не Atmos.

Единственное исключение — телевизор с Dolby Atmos и встроенными приложениями Netflix или Amazon. Если использовать родные динамики телевизора, то технически Atmos-сигнал дойдет до излучателя, но встроенная аудиосистема, вероятнее всего, не сможет обеспечить качественный окружающий звук, не говоря уже о полноценном Dolby Atmos.

Как убедиться в правильности настроек?

Некоторые саундтреки в Dolby Digital Plus и Dolby TrueHD звучат настолько хорошо, что вы можете даже и не понять, идет ли звук в полноценном Dolby Atmos. Чтобы окончательно убедиться в правильно настроенном сетапе, нужно открыть окно информации на AV-ресивере или саундбаре (если устройство не оборудовано дисплеем, то информацию о сигнале можно вывести на экран телевизора). Если выводимый аудиосигнал не обладает обозначением «Atmos», то велики шансы, что ваша система выводит звук в другом формате.

В общем, чтобы получить полноценный Dolby Atmos, нужно немного постараться и обладать базовыми техническими знаниями. Если вы все еще сомневаетесь в Atmos-способностях вашей системы, то предлагаем специальную таблицу с подсказками. Удачи и приятного прослушивания!

Dolby Atmos на мобильном телефоне

Поскольку технология Dolby Atmos разработана с учетом возможности адаптировать звук к практически любому устройству, возможно наслаждаться звуком Atmos и на смартфоне, планшете при подключении к хорошим наушникам.

Использование Atmos для мобильных устройств стало возможным благодаря объединению традиционной технологии виртуального объемного звучания с объектно-ориентированным звуком Dolby Atmos. Их сочетание позволяет наушникам воспроизводить вполне убедительную версию трехмерного звукового ландшафта.

Но, стоит помнить: это не будет то же качество звука и объёмного звучания, что и в кругу динамиков домашнего кинозала! Однако, Вы всё равно сможете лучше прочувствовать объёмный звук, в сравнении с обычным звучанием телефона через наушники.

Читайте также: