Dlc что это в автомобиле

Обновлено: 02.07.2024


Доброго времени Всем кто читает мою запись!
Здесь пойдёт речь о самостоятельной диагностики авто, а точнее что нужно для того чтобы продиагностировать японца со старыми разъёмами DLC.
Очень уж мне захотелось посмотреть параметры работы моего двс, но все ни как ни получалось его продиагностировать. Многие пишут что покупают переходники с разъёма DLC на разъём OBD2 и подключают через него ELM сканер. Я тоже попробовал, но эффекту ноль. Он просто не видит наш протокол. Хорошо что сканер этот у меня уже давно, а то выбросил бы деньги на ветер как говорится.
Наткнулся в инете на то, что можно собрать кабель самому и скачать пару программ на ПК.
Это даст возможность диагностировать машину через старый разъём DLC.

1) Если Ваш ноутбук бук не имеет COM порта то нужен будет переходник USB to COM.
Я купил самый дешёвый и у меня он прекрасно работает.
2) Теперь нужно собрать вторую часть провода которую будем подключать от COM порта к диагностическому разъёму DLC машины. Для этого нужно:
два провода;
конденсатор 1,5-3,3 нФ;
штеккер com-порта ("мама").

Я не стал покупать штекер COM порта "мама" т.к. переходником USB to COM я не пользуюсь больше не где кроме машины, поэтому разобрал переходник и припаял провода к нужным пинам.
Первый провод соединяет между собой контакты E1 и Te2 в диагностическом разъёме и 5 вывод COM порта.
Второй провод соединяет контакт Vf1 (ENG) диагностического разъёма с 6 выводом порта.
Между этими проводами припаивается конденсатор, я впаял конденсатор на 3.3 нФ.
Схема кабеля.


Кабель USB to COM.


Распиновка разъема COM порт.


У меня получился вот такой кабель.



Наконечники купил в магазине электроники, под сечение провода 0.75мм. Обжал плоскогубцами, они идеально входят в разъём DLC.

Далее качаем программы для диагностики на ПК.
1)MyEngine

MyEngine — программа, позволяющая считывать данные через диагностическую колодку DLC1 или DLC2 по протоколу Toyota Data Stream. Таким протоколом оснащалось большинство автомобилей Toyota до 1998 года выпуска (до перехода на стандарт OBD II).

Для работы MyEngine подойдет любой компьютер с частотой процессора не менее 1ГГц под управлением операционной системы Windows XP/Vista/7/10. Программа не требовательна к объему оперативной и постоянной памяти. Компьютер должен быть оборудован аппаратным COM портом, в случае его отсутствия необходимо приобрести переходник USB to COM.

Отображаемые параметры:
Средний расход топлива на 100 км;
Мгновенный расход топлива на 100 км;
Средний расход топлива в час л;
Мгновенный расход топлива в час л;
Количество израсходованного топлива л;
Остаток топлива в бензобаке л;
Расстояние до остановки без дозаправки км;
Количество сэкономленного топлива л;
Скорость км/ч;
Средняя скорость км/ч;
Максимальная скорость км/ч;
Общее время чч:мм;
Время движения чч:мм;
Время остановок чч:мм;
Текущий пробег км;
Общий пробег км;
Пробег А км;
Пробег Б км;
Время впрыска форсунки мс;
Угол опережения зажигания град;
Положение клапана ХХ %;
Обороты двигателя об/м;
Значение MAP/MAF/VAF сенсора кПа, мм.рт.ст., гр./сек, В;
Температура охлаждающей жидкости °C;
Угол открытия дроссельной заслонки град., %;
Коррекция Л., В. %;
Коррекция Пр., В. %;
Переобогащение после запуска включено/выключено;
Холодный двигатель да/нет;
Детонация да/нет;
Дополнительное обогащение включено/выключено;
Стартер включен/выключен;
Дроссельная заслонка открыта/закрыта;
Кондиционер включен/выключен;
Нейтральная передача включена/выключена;
Смесь Левая богатая/бедная;
Смесь Правая богатая/бедная.

В отличии от MyEngine она дает возможность записывать параметры для последующих изучений.
Предписания по использованию программы:

1. Выключить ВСЕ потребители! Иначе корректировки впрыска могут сбить с толку. На авто с АКПП выставить нейтраль, на ручке — тем более.
2. Прогреть двигатель до температуры не ниже 85 градусов и выключить двигатель.
3. Включаем в программе <запись>, включаем зажигание, записываем секунд 10-15 незаведенный двигатель (запись не останавливаем до конца теста).
4. Заводим двигатель и ждем отключения пускового обогащения (параметр 11.0).
5. Устанавливаем обороты двигателя 2500-3000 (хорошо иметь заранее подобранную щепочку под упор дроссельной заслонки, чтобы она не шевелилась при записи) записываем 2,5-3 минуты.
6. Резко переводим в режим ХХ, выдернув щепочку. Записываем ХХ 2,5-3 минуты.
7. Если авто с АКПП, жмем на тормоз, переводим селектор на D, записываем 2,5-3 минуты.
8. Выключаем двигатель, останавливаем и сохраняем запись.
Длительность этапов в 2,5-3 минуты требуются для стабилизации режимов работы двигателя.
Сразу после сборки провода и установки программ решил испробовать на авто, подключил все работает. Теперь сам могу диагностировать свой авто, и если появятся какие-то неисправности то не нужно будет ездить по сервисам и платить деньги за то што можно сделать самому.

На сборку кабеля ушла смешная сумма:
1) Переходник USB to COM порт — 200 руб.
2) 1.5 метра провода сечением 0.75 — 0 руб.
3) Конденсатор 3.3 нФ — 10 руб.
4) Наконечник провода 1 шт. — 1 руб.

Чтение данных с двигателя по разьему DLC1(Data Link Connector)


Ну собственно имея авто с этим разъемом и не имея OBD II многим хотелось бы все таки получить хоть что то. И вот с этого желания началось моё исследование данного вопроса.

Вариантов было найдено два, купить переходник на свой DLC1 разьём и на него модуль для OBD II с поддержкой старого протокола. (Это решение отложено на потом. Заказ с деалэкстрима долго ждать, а хочется здесь и сейчас.)

И второй собрать шнур самому. Благо с какой стороны держать паяльник я знаю, опыт в радио электроники имеется.


DLC1(Data Link Connector) Ставился под капотом у всех японских машина со времен холодной войны :-) Черненький такой-на крышке написано

На разъеме обозначены необходимые контакты для подключения кабеля.

Схема кабеля простая.


Первый провод соединяет контакт VF1 диагностического разъёма с 6 выводом COM-порта. Второй провод замыкает контакты TE2 и E1 в диагностическом разъёме и соединяется с 5 выводом COM-порта. Между проводом 1 и 2 припаивается конденсатор.


Провод использовал от мышки
Конденсатор 1.5-3.3 нФ (1500-3300 пФ). Я выдрал из зарядника от телефона siemens a35
Штекер COM-порта «мама». Валялся дома в закромах.
колодка для джамперов (Изготовлены из них типа щупов, для подключения к разъему)
Термоусадочные трубочки (Для красоты) Необязательно
Термо клей из пистолета (Для надежности и долговечности изделия) Необязательно


Конденсатор был смонтирован в штекере и все залито термо клеем.


И вот настал момент, производим проверку поддержки автомобилем того что мы только что собрали
Как проверить, что машина подходит для диагностики по OBD I?
Убедитесь, что автомобиль имеет контакты VF1 (ENG), TE2 и E1 в диагностической колодке, и что диагностическая информация выводится на контакт VF1:
1. Выключите зажигание
2. Перемкните TE2-E1
3. Включите зажигание
4. Измерьте напряжение между VF1-E1
Если напряжение плавает 0-5 В и часто моргает лампочка Check-Engine, то можно собирать шнур и подключаться к машине с помощью MyEngine. Если этого не происходит, то, скорее всего, возможность подобной диагностики в Вашем автомобиле отсутствует.
(Хотя машина моей супруги "Crown 93г" прошла проверку, но ни чего не заработало.)

Описание, расшифровка контактов DLC (диагностического разъема Toyota)


Запись, по большей степени, для себя, чтоб не потерять полезную информацию. Зачем мне эта информация, будет известно в дальнейших записях.


Назначение и использование контактов разъема DLC1:
Система впрыска Toyota до 98 года имеет разьем диагностики DLC1. Обычно он находится под капотом слева и представляет собой коробочку с надписью "DIAGNOSIS".

IGN-
Вывод коммутатора — для выносного тахометра.

TE1
Вывод для чтения кодов системы EFI.
Диагностика: "Normal mode"
Взять любой провод (а лучше маломощную лампочку-пробник) и замкнуть им выводы "ТЕ1" и "Е1" (DLC No.1 или DLC No.2). В "старых" системах "Т" или "ТЕ". После этого, включив зажигание, следите за лампочкой "CHECK" (лампочка с изображением двигателя, она же "MIL"). Коды можно считать, подключив светодиод к "W".
Коды самодиагностики АКПП считываются по числу вспышек индикатора "O/D OFF" при замкнутых выводах "TE1"-"E1", при этом овердрайв должен быть включен.

TE2
Диагностика: "Test mode"
Накопление кодов в этом режиме происходит при замыкании контактов "Е1" и "Те2" перед включением зажигания. После этого автомобиль должен проехать примерно 15 км. После остановки двигатель не глушат и на холостом ходу соединяются контакты Е1-Те1 и производится считывание кодов. Снятие перемычек производится в обратной последовательности.

W
Вывод лампочки Чек. Подключение очень маломощного светового индикатора между "B+" и "W" дублирует лампочку "Check Engine" на панели приборов.

Ox
Вывод датчика кислорода. Можно измерить напряжение (и его изменение во времени) на датчике. Если подключить осциллограф. Или высокоомный быстрый вольтметр.

Fp
Вывод для измерения или подачи напряжения на бензонасос без запуска двигателя. Установите перемычку B+ — Fp. При включении зажигания сразу заработает бензонасос.

Vf1
Vf-feedback voltage — контакт, напряжение на котором является результатом анализа компьютером датчика кислорода и системы.


Используется для считывания кодов самодиагностики дополнительных устройств автомобиля (Перемыкание Tc E1 в разъёме вызывает индикацию кодов лампочкой ABS, SRS, TRC OFF и Hight control).
Считывание кодов ABS
Включите зажигание.
Перемкните выводы "ТС" и "E1" разъема DLC1.
Снимите перемычку с выводов "WA" и "WB".
Через 4 секунды считайте код по количеству вспышек индикатора ABS.
Снимите перемычку с выводов "TC" и "E1".
Установите перемычку на выводы "WA" и "WB".
Сброс кодов ABS
Включите зажигание.
Перемкните выводы "ТС" и "E1"
Нажмите на педаль тормоза восемь или более раз в интервале трех секунд.
Индикатор должен выводить код нормы (мигать 2 раза в секунду).
Выключите зажигание.
Снимите перемычку с выводов "TC" и "E1".
Убедитесь, что индикатор ABS погас.
Коды самодиагностики SRS (Toyota) считываются аналогично прочим, по числу вспышек индикатора "SRS" при замкнутых выводах "TC"-"E1". Стирание кодов должно происходить при выключении зажигание. Если коды сохраняются, необходимо провести процедуру очистки.
Система контроля давления в шинах предусматривает свою собственную самодиагностику. Коды считываются стандартным для Toyot'ы способом по количеству вспышек индикатора при включенном зажигании и замкнутых выводах "TC" и "E1". Удаление кодов производится аналогично стиранию кодов системы ABS.
Коды самодиагностики 4WS считываются по той же методике, что и коды неисправностей двигателя, по числу вспышек индикатора "4WS" при замкнутых выводах "TC"-"E1" разъема DLC1 под капотом и включенном зажигании.

AB
Стирание кодов неисправностей SRS:
подсоединть два провода к выводам "TC" и "AB"
включить зажигание и подождать не менее 6 секунд
поочередно, раз в секунду, замыкать на массу выводы "TC" и "AB" (пауза между замыканием — менее 0,2 секунды)
после третьего замыкания вывода "TC" индикатор должен замигать с высокой частотой — значит коды стерты
Никогда не стирайте код сигнала неисправности системы подушки безопасности не проверив и не выяснив значение!

Ts
Предназначен для считывания кодов самодиагностики (проверки отклонений напряжения) датчиков скорости ABS and Traction Control System, которые не могут быть обнаружены обычной самодиагностикой.
Обнуление системы контроля давления в шинах
Обнуление системы контроля давления в шинах и её предварительная настройка должна производиться после выполнения любых работ, связанных с заменой колес, шин или дисков (давление во всех четырех колесах должно быть правильно отрегулировано).
модели без установочной кнопки и с разъемом DLC1
Включите зажигание.
Перемкните выводы "TS" и "E1"
Через 30 секунд нажмите педаль тормоза и удерживайте ее, пока индикатор системы не мигнет 3 раза с интервалом в 2 секунды.
модели c установочной кнопкой и с разъемом DLC1
Установочные кнопки отличаются характерной формой и расположением — в нижней части панели приборов со стороны водителя.
Включите зажигание.
Перемкните выводы "TS" и "E1"
Нажмите установочную кнопку и удерживайте ее, пока индикатор системы не мигнет 3 раза.
После этого, чтобы система сохранила правильные установки, необходимо проехать некоторое расстояние.

TT
Используется при проверке автоматических трансмиссий. Для проверки АКПП — перемкнуть выводы "E1-TT"

Vf2, CC2, Ox2
При комплектации автомобиля двумя лямбда-зондами контакты выполняют аналогичные Vf1, CC0 и Ox1 функции для второго датчика.

OP1
Cчитывание кодов самодиагностики иммобилайзера.

TD
отключение Air Suspension System.

На автомобилях с OBD-II для внутреннего японского рынка установлен разъем DLC No.1, но в нем отсутствуют контакты "Te1", "Te2", "W", "Vf", "Cco", "Ox", "Ign" — будьте внимательны!

Часть 2. Как подключить смартфон к авто — приступаем к практике


После того как мы подковались теоретически (см. Часть 1) и уже представляем, что стоит, а чего и не стоит ожидать от подключения смартфона к вашему авто, можем переходить к практике.


Начнем с того, что для успешной авто диагностики важно наличие 3 устройств:
1. Автомобиль
2. Адаптер
3. Мобильное устройство (ноутбук, ПК, смартфон)

Автомобиль

Итак, у вас есть машина и вы хотите знать можно ли, и если можно, то с помощью чего подключаться к вашему автомобилю.
Наличие диагностического разъема (DLC), основная функция которого — обеспечить связь диагностического сканера с блоками управления, автоматически предполагает возможность подключиться к бортовому компьютеру автомобиля извне, в том числе и со смартфона используя соответствующий адаптер. Но как уже говорилось в предыдущей части из множества различных DLC разъемов и проприетарных протоколов мы рассмотрим только соответствующие своду стандартов OBD-II, тем более что данному стандарту соответствует большинство современных автомобилей.

И так, первый вопрос: Соответствует ли мой автомобиль стандарту OBD-II?

  • машина выпускалась для рынка США (OBD-II) после 1996 г.
  • машина выпускалась для рынка Евросоюза (EOBD), бензиновые после 2001 г., дизельные после 2004 г.
  • машина выпускалась для рынка Японии (JOBD) после 2004 г.

Следующим шагом может быть поиск соответствующей наклейки под капотом авто.
Наклейка должна содержать информацию о соответствии стандарту и может содержать аббревиатуры OBD-II, EOBD или JOBD. Выглядеть она может по-разному, вот некоторые из возможных вариантов.

Независимо от успешности поиска на предыдущих шагах, настало время отыскать сам диагностический разъем. Если машина соответствует OBD-II, то разъем обязательно найдется и к нему можно будет подключиться для дальнейших исследований. Если уверенности в совместимости еще нет, то наличие и форма разъема могут послужить дополнительным ключом к разгадке тайны DLC.


Мы ищем 16-контактный диагностический разъем трапециевидной формы, такой как на рисунке. Разъем DLC должен соответствовать стандартам SAE J1962. Согласно этим стандартам, разъем DLC обязан занимать определенное центральное положение в автомобиле. Он должен находиться в пределах 16 дюймов (40 см) от рулевого колеса. Производитель может разместить DLC в одном из восьми мест, определённых EPA. Каждый контакт разъема имеет свое назначение.


В соответствии со стандартом диагностический разъем должен располагаться недалеко от рулевой колонки, чаще всего внизу под торпедой левее, правее или непосредственно под рулевой колонкой. Однако встречаются и экзотические случаи:
за панелью на передней стороне торпеды, за откидным ящичком возле водительской двери и т.д., всего возможных мест расположения 8, мы попытались проиллюстрировать картинками со стрелочками и подсказками где можно искать разъем.

1. На стороне водителя, под щитком приборов, в области под рулевой колонкой: Skoda Octavia Tour, 2008 г., Volkswagen Transporter 2002 г.
2. На стороне водителя, под щитком приборов, в области между дверью водителя и рулевой колонкой — Ford Focus C-Max, 2006; Ford Focus (USA) 2001 г., Fiat Linea, 2008; Subaru, Impreza WRX, 2005.

3. На стороне водителя, под щитком приборов, между рулевой колонкой и центральной консолью. Также разъем может находиться на самой консоли со стороны водителя. Honda Civic 2009 г.

4. На стороне водителя, в области щитка приборов, между рулевой колонкой и центральной консолью Volkswagen Passat 1996 г…

5. На стороне водителя, в области щитка приборов, между дверью водителя и центральной консолью BWM X5 2001г.

6. Центральная консоль, на вертикальной поверхности (радио, пульт управления отоплением и т.д.). Доступ к диагностическому разъему может быть закрыт пепельницей, монетницей, держателем стакана и т.д. Honda Accord (США) 1997г.

7. На стороне пассажира, на центральной консоли Honda Shuttle 1996 г.в…

8. Центральная консоль, на горизонтальной поверхности Volvo 850 95-97г.в..

Возможные результаты поиска:

  • разъем нашелся, но он не похож на изображенный на картинке: прямоугольный/квадратный/круглый, у него не 16 контактов и т.п. Шансы подключиться достаточно малы, даже если вы узнаете соответствие контактов распайке OBD-II и сможете спаять (купить) переходник, вероятность что будет полная совместимость протоколов мала. В этом случае стоит продолжать, только если вы достаточно хорошо подготовитесь в плане совместимостей сигнальных и логических протоколов и их «диалектов».
  • разъем есть и он полностью соответствует описанию OBD-II. Шансы на успешное подключение значительно увеличиваются. Дополнительно можно спросить на автомобильных форумах, где делятся опытом автовладельцы аналогичных моделей.
Адаптер
  • Во-первых, для передачи информации могут использоваться различные физические линии (контакты), K-Line, L-Line…
  • Во-вторых, могут значительно отличаться частоты передачи от 4,8 до 500 Кбод.
  • В-третьих, могут отличаться правила формирования вспомогательной информации: заголовков и окончаний пакетов.


Подавляющее большинство современных адаптеров базируется на микроконтроллере ELM327, пиратских копиях ранней версии ELM327, либо на микроконтроллере STN1110 (совместимом с ELM327 на командном уровне). Как уже упоминалось выше для связи с компьютером или смартфоном может использоваться беспроводное (Bluetooth, Wi-Fi Direct) или проводное (USB, RS232). Во всех случаях речь идет о последовательном соединении поверх перечисленных интерфейсов. Выбор конкретного типа интерфейса зависит от возможностей поддержки данного интерфейса вашим компьютером или смартфоном.

Мобильное устройство

(ноутбук, ПК, смартфон и т.д.)

Рассмотрим типы устройств по порядку:
Компьютеры. В ноутбуке, как правило, есть все интерфейсы и выбор определяется ценой, удобством подключения, возможностями использования адаптера с другими устройствами, а также поддержкой со стороны ПО данного типа интерфейса.

iPhone & iPad. Единственный доступный вариант подключения (не считая экзотики в виде специализированного кабеля или сертифицированных Bluetooth адаптеров) это Wi-Fi Direct соединение, поскольку доступ к Bluetooth соединению средствами стандартного API ограничен и не позволяет установить необходимый тип соединения с адаптером.

Android. Наиболее распространенный вариант — Bluetooth адаптер. Wi-Fi Direct может поддерживаться либо на «рутированных» устройствах, либо на версиях Android 4.x, также на некоторых устройствах могут быть нюансы с аппаратной поддержкой Wi-Fi Direct. Если ваше мобильное устройство поддерживает USB-host порт, то есть вариант подключения и USB адаптера.

Windows CE, Windows Mobile, Windows Phone. Windows CE и Windows Mobile устройства достаточно открыты в плане низкоуровневых аппаратных интерфейсов, соответственно при наличии физического интерфейса в устройстве подключиться к нему будет возможно. Чаще всего используется Bluetooth адаптер.
Windows Phone устройства версий 7.x не имеют необходимого доступа к Bluetooth и Wi-Fi на уровне стандартного API. Реализация взаимодействия с адаптером на этих устройствах проблематична.
Windows Phone 8.x получил необходимый уровень поддержки для работы с Bluetooth адаптерами.

BlackBerry. Возможна реализация взаимодействия с Bluetooth адаптерами.

Symbian. Возможна реализация взаимодействия с Bluetooth адаптерами.

Из вышесказанного можно сделать вывод: более универсальны, с точки зрения поддерживаемых устройств Bluetooth адаптеры, но если вам необходимо подключаться с устройств компании Apple то нужно искать Wi-Fi Direct адаптеры.

С интерфейсами боле менее разобрались. Теперь, думаю, многих может заинтересовать вопрос выбора микроконтроллера (ELM327, ELM327 клон, STN1110), поскольку цены могут отличаться более чем на порядок от $5-7 до $100 и более за устройство.

ELM327 – оригинальная разработка и продукт компании ELM Electronics. Актуальные версии 1.3a, 1.4b и совсем новая 2.0. Стоимость решений на базе оригинального ELM327 обычно в районе $100, поскольку стоимость самих микроконтролеров $15-$25.

Клоны ELM327 – чаще всего китайские микроконтроллеры копирующие один из ранних «не защищенных» вариантов ELM327. Могут обозначаться как версиями оригинальных контроллеров 1.3a, 1.4b, так и не существующими 1.4a, 1.5, 1.5a или v2.1. Стоимость таких адаптеров стартует приблизительно с $5 для bluetooth и USB решений, и с $15 для Wi-Fi.

STN1110 – разработка компании OBD Solutions . Независимая разработка совместима на уровне команд с ELM327. Обладает некоторыми расширенными возможностями, в частности декларируется наличие больших возможностей (по сравнению с ELM327) при работе с не OBD-II командами. Также заметно выше (2-4 раза) скорость считывания данных по сравнению с ELM327 версий 1.x. Сравнить с версией ELM327 2.0 возможность еще не представилась. Стоимость такого адаптера (нам известен только один OBDLink MX) $150.

И наконец, Выводы! С нашей точки зрения в 90% случаев возможностей дешевых клонов ELM327 вполне достаточно для подключения к автомобилю и решения простых задач: диагностики автомобиля, считывания и анализа динамических параметров и их соотношений, сброса ошибок и т.п. Использование более дорогих адаптеров оправдано в тех случаях, когда вы точно представляете, что вам нужно от адаптера и каких возможностей вам не хватает в клонах.

Открытым остается вопрос приобретения выбранного адаптера. В зависимости от вашего выбора интерфейса Bluetooth, Wi-Fi, USB, — вводите в строке поиска любимого поисковика одну из фраз “ELM327 Bluetooth”, “ELM327 Wi-Fi” или “ELM327 USB” и выберите подходящий вам вариант поставки – местные продавцы или глобальные интернет площадки вроде eBay или AliExpress.

Желаем успехов в поисках диагностического разъема и выборе оптимального варианта адаптера! А пока вы заняты поиском, мы готовим следующую статью, в которой познакомим вас с доступными программными решениями и покажем как на практике считывать данные с бортового компьютера автомобиля.

Читайте также: