Денди кто это

Обновлено: 30.06.2024


Двое неизвестных и, предположительно, Альфред д’Орсе. Литография. Середина XIX века © National Portrait Gallery, London

Чем важна фигура денди

Денди — одновременно аскет и гедонист, бездельник и труженик (Ольга Вайнштейн как раз показала, что денди постоянно и упорно трудится над собственным образом), глубоко ироническая фигура. А что такое ирония? Это способность отнестись к чему бы то ни было сразу с нескольких точек зрения. Для романтиков ирония — упражнение в свободе, способность соединять несоединимое, производить богатые и нетривиальные смыслы путем умножения противоречивых позиций. Но ирония подразумевает понимающего адресата: иронии нет, если ее не считывает! Поэтому, думая о денди-иронике, обязательно нужно иметь в виду и аудиторию, с которой он неразлучен, с которой тесно взаимодействует, по отношению к которой делает весьма важное.

Творчество — противоположность потребления, но провести между ними границу не всегда легко и просто. Может быть, суть различия в том, что потребление связано с исчерпанием уже готовых возможностей, а творчество связано с созданием возможностей, которых прежде не было. Если сейчас в исторической памяти остались образы выдающихся денди позапрошлого века, то они и остались именно потому, что в их поведении даже современниками ясно ощущалась творческая составляющая. Выдающиеся денди создавали новые смыслы для публики, и публика это ценила. Через этих своих героев она осваивала нечто более значительное и обширное, чем новые способы повязывать галстук или использовать монокль.

Татьяна Венедиктова — профессор филологического факультета МГУ, заведующая кафедрой общей теории словесности (теории дискурса и коммуникации), специалист по истории литературы США и Западной Европы, переводчик. Автор книг «Поэзия Уолта Уитмена», «Человек, который создал себя сам. Американский опыт в лицах и типах», «Обретение голоса. Американская национальная поэтическая традиция», «„Разговор “: дискурс торга в литературной традиции США».

Учитель культуры потребления

О стратегиях дендистского поведения немало написано. Например, о том, что денди очень естественен, натурален, но при этом всем понятно, что натуральность эта сделана, искусственна. В искусственности, однако, может проявиться нечто, заслуживающее называться искусством, то есть большее, чем работа по шаблону. Чтобы считывать эти различия, нужно уметь их замечать, а это непросто. К своей аудитории денди предъявляет довольно высокие и довольно необычные требования.

Мы приходим, таким образом, к мысли о том, что денди стоит рассматривать как учителя культуры потребления. Именно эти уроки он транслирует в XIX веке довольно узкой, избранной, салонной аудитории, тем самым доставляя удовольствие себе и ей. Сегодня аудитория гораздо шире, пестрее, распыленней, и так же распылен, расщеплен, вездесущ и неосязаем стал тип денди.

О том, что культура потребления глубоко связана с романтической культурой, очень интересно писал британский социолог Колин Кэмпбелл в книге «Романтическая этика и дух современного консюмеризма» («перевернутое» название знаменитой работы Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»). Кэмпбелл предложил заметить в романтическом духе те свойства воображения, которые получат широкое распространение только позже, то есть для нас — сегодня. Не очень осознавая ни их точное происхождение, ни их характеристики, мы принимаем их как само собой разумеющееся или, наоборот, чуждо-враждебное. В любом случае критическое понимание культуры потребления подменяется часто простой подверженностью ей или попытками простого ее отрицания.

Первые денди, кто они?

Знаете ли вы, чей памятник стоит в Лондоне на Джермин-стрит?

Первые денди, кто они?, фото № 1

Это англичанин, сын крупного чиновника Джордж Брайан Браммелл.

Чем же он так прославился?

Оказывается, этот идеально одетый мужчина был первый денди!

Интересный факт, что именно Браммелл ввел в обычай новые элементы ухода за собой: он протирал тело грубой щеткой из конского волоса, мылся и переодевался несколько раз в день.

Первые денди, кто они?, фото № 2

Его чёрный костюм с галстуком, стал модной деловой и официальной одеждой в Англии.

Джордж владел искусством завязывания галстука неотразимо и неподражаемо!

Первые денди, кто они?, фото № 3

За что и получил у современников прозвище «Красавчик Браммелл».

Кто же они такие? Эти денди? Образцы идеально одетых мужчин 19 века?

Изменения и изменчивость Моды на протяжении веков волнует человека, всё время возникает желание найти идеал красоты.

Мужская мода в начале 19 века находилась под влиянием Французской революции и окончательно освобождается от придворного церемониала, совсем исчезают парики, треугольные шляпы, кружевное жабо и манжеты.

Универсальной одеждой становится фрак, необходимым дополнением костюма становится цилиндр. Исчезают броские, роскошные материалы и мужская одежда шьется теперь из простых шерстяных тканей.

Здесь основное внимание уделяется совершенству покроя и обработке костюма. Наряду с чёрным цветом очень популярными были коричневый, синий, зелёный и серый цвета. Одежда денди, несмотря на внешнюю простоту и неброскость, была очень дорога.

Покрой одежды, где может быть использован и корсет, должен быть совершенным!

Поэтому стало модным иметь «своего» портного и шить только у него. В каждом центре моды было несколько таких портных-поставщиков, которые способны были воплотить заказы своих требовательных заказчиков!

Одновременно с упрощением общего вида костюма возрастает роль галстука и платка, который становится единственным наиболее броским украшением одежды. Один из способов завязывания шейного платка получил название а-ля Байрон.

Джордж Гордон Байрон всемирно известный английский поэт-романтик, также был денди.

Первые денди, кто они?, фото № 4

Первые денди, кто они?, фото № 5

Элегантный мужчина должен был ежедневно несколько раз переодеваться, его рубашка всегда должна быть белоснежной!

В одном частном письме, относящемся к тому времени, князь Германн Пюклер-Мускау пишет о том, что элегантному мужчине еженедельно требуется двадцать рубашек, двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжина жилетов и носков. Впечатляет, не правда ли?

Конечно же ярким представителем денди 19 века был и Оскар Уайльд, писатель и поэт.

Один из самых известных драматургов, одна из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма.

Первые денди, кто они?, фото № 6

В колледже Оскар Уайльд изучал античную историю и культуру. Здесь же он впервые прослушал курс лекций по эстетике и постепенно стал приобретать крайне важные элементы своего будущего эстетского поведения (некоторое презрение к общепринятой морали, дендизм в одежде, лёгкая самоирония).

По окончании университета Оскар Уайльд переселился в Лондон.

Первые денди, кто они?, фото № 7

А знаете ли вы, кто совершил «самую необходимую» для английского общества революцию — революцию в моде?

Это был Уайльд.

Костюм в котором он появлялся в Лондоне и привлекал всеобщее внимание, выглядел так: «короткая бархатная куртка, отороченная тесьмой, тончайшая шёлковая рубашка с широким отложным воротником, мягкий зелёный галстук, штаны из атласной ткани до колен, чёрные чулки и лакированные туфли с пряжками, берет, иногда свободно ниспадавший плащ, подсолнечник или лилия в руке».

Непременным аксессуаром была гвоздика в петлице, выкрашенная в зелёный цвет.

Тонкий художественный вкус позволял Уайльду «сочетать несочетаемое».

Первые денди, кто они?, фото № 8

Первые денди, кто они?, фото № 9

Из Англии дендизм распространялся по всей Европе.

Классик французской и мировой литературы, основоположник эстетики декаданса и символизма Шарль Пьер Бодлер.

Первые денди, кто они?, фото № 10

Знаете ли вы, что в 1846 году Бодлер познакомился с творчеством Эдгара По, тот увлёк его настолько, что изучению американского писателя и переводу его произведений на французский язык Бодлер посвятил в общей сложности 17 лет!

Первые денди, кто они?, фото № 11

Очень интересно, что эстетизм, с точки зрения Бодлера, противоположен вульгарности:

«Главное — денди никогда не может быть вульгарным…Как бы ни назывались эти люди — щеголями, франтами, светскими львами или денди, — все они сходны по своей сути. Все они воплощают в себе наилучшую сторону человеческой гордости — очень редкую в наши дни потребность сражаться с пошлостью и искоренять ее».

А вот французский писатель Оноре де Бальзак вовсе не являлся настоящим денди.

Первые денди, кто они?, фото № 12

Он старался, но к сожалению не отличался хорошим вкусом.

Бальзак относился к представителям богемы. В его понимании Богемный художник «то элегантен, то небрежен в одежде; он добровольно надевает робу пахаря, но знает толк во фраках, которые носят щеголи».

В период финансового благополучия Бальзак держал модные экипажи — кабриолет и тильбюри.

Бальзак любил шикарно одеваться — его обшивал модный портной Бюиссон, чье имя он постоянно упоминал в своих романах (в благодарность или, возможно, в порядке рекламы).

Сохранились счета, свидетельствующие, что за один раз писатель заказал 31 жилет!

Представьте, что это был только первый шаг к его честолюбивой мечте иметь 365 жилетов, по одному на каждый день года.

Без юмора в те времена тоже не обошлось. На тему денди шутили и рисовали карикатуры.

Так называемый «наглый» галстук, с острыми накрахмаленными концами часто был мишенью насмешек.

Первые денди, кто они?, фото № 13

Первые денди, кто они?, фото № 14

А вот какая чудесная и подробная картинка из комнаты, где старательно наряжаются молодые люди!

Первые денди, кто они?, фото № 15

Оказывается, денди — это не только красиво сидящий костюм, это ещё и великолепное образование, чувство прекрасного и культура!

Хотелось бы, чтобы наш 21 век, был не только веком большого темпа, информации и технологий, но и веком красивых и элегантно одетых мужчин, в стиле денди!

Тонкое потребление и серьезный гедонизм

Кэмпбелл говорит: на рубеже XVIII–XIX столетий возникает так называемый новый гедонизм. «Старый» гедонизм — способность, готовность и желание наслаждаться по преимуществу материальными благами — заведомо ограничен, хотя бы в силу того, что человек может вместить в себя только определенное количество сладкой пищи, питья и иных чувственных удовольствий. Чтобы удовольствие стало бесконечным, оно должно было стать опосредованным воображением, коллективным и индивидуальным. Так был в момент запущен мотор желаний, который почти сразу начала эксплуатировать (выгоды и дальнейшего роста ради) рыночная экономика.


Монах у моря. Картина Каспара Давида Фридриха. 1808–1810 годы © Alte Nationalgalerie, Berlin

Романтики очень серьезно относились к удовольствию/наслаждению. С точки зрения Вордсворта, это «великий принцип», одна из «стихий» жизни (он говорит о «grand elementary principle of pleasure»). Восприятие жизни на волне позитивно окрашенной эмоции — это простор для игры воображения, среда и средство производства духовных ценностей. Это также ресурс, который романтики открыли и очень активно использовали — другое дело, что он не бесконечен, как все жизненные ресурсы. Знаменитое романтическое страдание, безутешный байронизм, плач Каина с Манфредом — плод противо­речия между ощущением безграничных возможностей, которыми манит человека жизнь, и ощущением их неполной, даже ничтожно малой доступ­ности. Потому что человек неизбежно конечен, а его воображение — нет.

Разумеется, связывая происхождение современной культуры потребления с романтизмом, мы имеем в виду не так потребление вещей, как восприятие их смыслов и ценностей. Речь не идет и о вульгарном присвоении: скажем, чтение художественной литературы может быть описано как акт очень тонкого потребления новых опытов и творческой работы с ними.

Денди — и рационалист, и романтик

Красавец, щеголь и нарцисс — это вечный тип, который встречался и до XIX века, встречается и сейчас. Тогда спрашивается, почему же именно в XIX столетии мы сталкиваемся с дендизмом как четко и ярко очерченным явлением?

Денди возникает на скрещении двух идеологий, или способов чувствования, которые на протяжении всего XIX века спорили. Это, с одной стороны, просветительство с его культом рационализма, владения собой, самоконтроля — все это есть в денди. И, с другой стороны, как будто бы существенно противоположная, романтическая идея: жизнетворчество, отношение к себе как к произведению искусства, способность получать наслаждение от само (вос)производства и самовосприятия.

Что объединяет эти две контрастирующие посылки? Как кажется, идея личности — свободной, самодостаточной, суверенной. Суверенность обеспечивается упражнением разумной воли, с одной стороны, а с другой — тем, что, подобно произведению искусства, личность не подчинена конкретному значению или практическому назначению. Как сформулировал один американский поэт, «A poem should not mean but be»  Это последние строки стихотворения Арчибальда Маклиша «Ars Poetica». . Иначе говоря, полноценное стихотворение не значит (что-либо конкретное), оно просто есть, то есть несет в себе всю полноту возможных значений. И таков же в смысле денди: своим бытием среди людей он являет им идеал личностной суверенности.


Новалис. Портрет Франца Гарейса. 1799 год © Wikimedia Commons

Идеал, впрочем, всегда не только выше, но и беднее «просто жизни», которая служит ему фоном и контекстом. Возникает вопрос, какой энергией питалось эстетское жизнетворчество денди? На взгляд, преобладавший среди романтиков (преимущест­венно — «гениоцентристов»), — энергией трансцендентного: в человека нисходит нечто свыше. Но у тех же романтиков мелькает и мысль о том, что художник живет бесконечностью обмена с другими людьми. Жизнь художника, говорил Новалис, — вечный тысячеустный разговор, притом не только с высшим, но и со всем, что вокруг. И с этой точки зрения на денди можно посмотреть немножечко в другой перспективе.

Денди у истоков «дендизма»

Джордж Браммелл - первый денди

Настоящий денди одевался на первый взгляд достаточно скромно, но элегантно. Во всём его внешнем виде сквозила некоторая небрежность, но чтобы достичь этого сочетания небрежности и изысканности, нужно было приложить немало усилий и средств. Особенностью денди являлось умение завязывать галстук. Его завязывали таким образом, чтобы создавалось впечатление импровизации, хотя на самом деле, для того чтобы научиться небрежно, но вместе с тем элегантно завязывать галстук, нужно было изрядно попотеть. Выпускались даже специальные учебные пособия по завязыванию галстука для «начинающих денди».

Для денди было недопустимым одеваться в откровенно новый костюм, поэтому при покупке этого элемента гардероба, его давали поносить слугам или специально натирали наждачной бумагой. Никаких лишних аксессуаров или украшений не допускалось, кроме булавки для галстука и часов. Кстати говоря, галстук, да ещё и жилет – единственные яркие вещи в одежде денди. Всё остальное должно было быть сдержанных тонов.

Настоящий денди тщательно следил за идеальной чистотой перчаток, рубашки, носовых платков.

Манера поведения денди отличалась сдержанностью, холодностью. Жестикулировать во время разговора было дурным тоном. Способность ничему никогда не удивляться также считалась обязательной для денди. Настоящий представитель этой социокультурной группы был начитан, образован и рассудителен, а не просто прятал свою природную глупость за высокомерным молчанием.

английские денди

Кто такой денди

Утонченный, элегантный и сдержанный - именно так можно описать стиль денди. Это понятие ассоциируется с образом всегда опрятного и стильно одетого мужчины с безупречной речью и манерами. Денди нередко употребляют как синоним слов "франт" и "щеголь" в применении к представителям сильного пола, которые уделяют особое внимание внешнему виду.


Денди в наше время

Денди в настоящее время часто ассоциируются просто с теми мужчинами, которые следуют моде. На самом деле это не совсем верно, так мода – понятие весьма обширное. Скорее денди сейчас это мужчина, который, не отставая от моды, идёт вместе с ней в ногу, но в то же время несколько в стороне от неё, создавая свой стиль в одежде. Основным внешним отличием денди по-прежнему является сочетание элегантности и небрежности.

денди в наши дни

Тщательный подбор одежды по размеру, отличное качество её пошива – это отличительные черты денди что тогда, что теперь.

В наше время среди всемирных знаменитостей настоящими денди можно считать Брэда Питта, Дэвида Бэкхэма и Джонни Деппа. Однако если над их внешностью и стилем одеваться работает целая команда стилистов, то это не значит, что простой человек не может быть денди.

Брэд Пит

Хорошо подобранный пиджак играет основную роль в образе денди. Брюки, однако, не обязательно должны быть классическими. Если пиджак нестрогий, то можно под него надеть джинсы.

Немалую роль играет пальто. Подбирать этот элемент гардероба нужно таким образом, чтобы он подходил как под вечерний костюм, так и под более свободный стиль.

Обязательно присутствие в гардеробе современного денди шарфа и перчаток. Искусство носить шарфы может быть несколько сродни искусству завязывать галстуки двести лет назад. Не каждому дано элегантно носить шарф, для многих это сплошная мука. Галстук, само собой разумеется, обязателен в гардеробе каждого денди.

Современный денди

Кто такой денди?

Слово «денди» знает большинство мало-мальски образованных людей, но пояснить, что оно конкретно означает, могут далеко не все. Вошло это слово в употребление в первой половине 19 века. Денди, по понятиям 19 века, это мужчина, придающий большое внимание своему внешнему виду и отличающийся изысканностью речи. Денди двухсотлетней давности своими манерами поведения напоминали аристократов, хотя многие из них принадлежали не более чем к среднему классу. Та кто такой денди?

Знаменитые денди и дендизм в литературе

Наибольшую популярность стиль обрел в XIX столетии. Известными денди того времени были Оскар Уайльд, Сальвадор Дали, Джордж Байрон и многие другие.


В художественной литературе того времени можно найти множество последователей Джорджа Браммела. Яркий пример - Евгений Онегин, которого описал в одноименной поэме Александр Пушкин, лорд Генри из "Портрета Дориана Грея" Оскара Уайльда.

Термин "денди": история возникновения

Слово "денди" пришло к нам из Великобритании. В конце XVIII - начале XIX века британцы обозначали этим термином продвинутых представителей среднего класса, пробившихся в ряды аристократии. За ними не стояли поколения родовитых предков, не было у них и больших средств для приобретения роскошных костюмов и драгоценностей.


Денди не носили вычурных дорогих нарядов, а предпочитали сдержанные элегантные костюмы, сидящие точно по фигуре. Вместо роскошных камзолов они выбирали практичные шерстяные пальто. Кроме того, они носили короткие стрижки и гладко брились, что было по тем временам неслыханным вызовом обществу.

Первым денди считается "светский лев" Джордж Браммел. Несмотря на неаристократическое происхождение, он получил отличное образование, деньги его отца (простого секретаря) позволили юноше закончить Итон и завязать полезные связи. В результате высший свет принял Браммела в свои ряды.

Джордж Браммел одевался лаконично и утонченно просто. Это был первый лондонский модник, который был одет во фраки из сукна, бриджи, простые рубашки и яркие жилеты. В качестве главного украшения мужчина предпочитал шейные платки, он знал множество причудливых способов завязывания их узла. Наряд дополняли немногочисленные аксессуары: изящная табакерка, золотые карманные часы, кольцо.


Уже через непродолжительное время наряды Браммела стали копировать другие лондонские модники. Так зародился стиль денди, который стал воплощением истинно английского изящества, непринужденности и элегантности. Истинных денди также отличала безупречность манер и хладнокровие в любых ситуациях.

Денди сегодня: базовый гардероб

Конечно, мода со времен Джорджа Браммела сильно изменилась, однако основополагающие принципы стиля денди остались неизменными: это элегантность, естественность, простота и общая ухоженность. Одежда должна сидеть по фигуре, быть идеально чистой и опрятной.

В гардероб современных денди обязательно входят пальто из шерсти, тренч, классический шерстяной или твидовый костюм, качественная кожаная обувь классических моделей. Аксессуары должны быть немногочисленными и дорогими. Для кэжуал-образов допустимы джинсы с менее строгим пиджаком.


Очень важный элемент современного стиля денди - галстук и шарф. Эти аксессуары заменили шейные платки времен Джорджа Браммела.

Образ денди - это не только манера одеваться в соответствующем стиле. Главными чертами характера современных представителей являются непринужденность, уверенность в себе, невозмутимость и самодостаточность.

Чем богат денди

Денди, утверждал Бодлер, должен спать и бодрствовать перед зеркалом. Что и так, и не так. Если бы он спал и бодрствовал исключительно перед зеркалом, он не был бы, конечно же, собой. В одиночестве он лишь готовится к настоящему перформансу, сценой которого в XIX веке является салон. И что же происходит в салоне? Тот же Бодлер говорил, что дендизм появляется тогда, когда возникают ситуации перехода и неопределенности, когда старая аристократия ослабевает, а новая еще не готова вступить на ее место. И точно: в салонах зрелого XIX века старая, аристократическая, и новая, буржуазная, элиты встречались, смешивались, будучи — обе! — не уверены в себе, одна уже в значительной степени обессилена, другая еще недостаточно сильна.


Денди. Карикатура Оноре Домье. XIX век © Wikimedia Commons

В обстановке и перед этой аудиторией выступает… денди. Как правило, он незнатен и небогат, его капитал — чувство стиля, чувство формы, способность предъявить как целостную форму и самого себя, и любой свой опыт.

Почему же этот талант оказывается вдруг востребованным и важным? Потому, что в культуре «современного» типа (а XIX век — это век ее бурного становления и распространения вширь) едва ли не каждый человек старается быть собой — единственным, неповторимым, ни на кого не похожим. И в то же время мучительно не понимает, как это осуществить, убеждаясь, что стать ни на кого не похожим он может, только становясь похожим на . Для человека, чуткого к этому парадоксу, денди — с его последовательно иронической позицией — как раз и становится востребованной моделью поведения.

Читайте также: