Датчик nox камаз где стоит

Обновлено: 29.06.2024

Принцип действия системы нейтрализации SCR

При нагреве примерно до 200°C катализатор восстановления (8) достигает рабочей температуры. Блок управления (2) получает данные о температуре отработавших газов от датчика температуры (6) установленного перед катализатором восстановления (8). Раствор мочевины ADBLUE забирается насосом (2) из бака (1) и под давлением примерно 5 бар прокачивается через обогреваемый трубопровод (3) к форсунке мочевины (5).

Форсунка (5) по команде блока управления (2) впрыскивает мочевину в дозируемом количестве в трубопровод системы ОГ перед восстановительным катализатором (3), где она подхватывается потоком ОГ и равномерно распределяется микшером в ОГ. По пути к восстановительному катализатору (8), так называемом гидролизном участке, мочевина распадается на аммиак (NH3) и углекислый газ (CO2). В восстановительном катализаторе аммиак (NH3) вступает в реакцию с оксидами азота (NOx), образуя азот (N2) и воду (H2O). Коэффициент полезного действия системы SCR определяется датчиком 2NOx (7).

Для того чтобы блок управления двигателем дал команду на впрыск мочевины, должны быть выполнены следующие условия:

● Восстановительный катализатор достиг рабочей температуры примерно 200°C.

● Если температура окружающей среды низкая
- обеспечено достаточное количество жидкой мочевины для впрыска.

Впрыск мочевины блоком управления двигателя прерывается при следующих условиях:

● При малом объёмном потоке ОГ, например на холостом ходу.

● Когда температура ОГ снижается слишком сильно и рабочая температура восстановительного катализатора не достигается.

Схема работы системы SCR:

После запуска двигателя автомобиля блок управления получает разрешающие сигналы от температурных датчиков:

* температура мочевины нормальная (если замерзла включается ее подогрев)

* температура ОГ достигла 200 о С

Блок управления включает насос мочевины и по достижению необходимого давления открывает форсунку.

Затем блок управления получает сигнал от датчика 2NOx и в зависимости от содержания оксидов азота увеличивает или уменьшает подачу мочевины.

После выключения зажигания насос выкачивает всю мочевину из системы обратно в бак.

Замечания по эксплуатации сиcтемы SCR

Последние несколько лет мы тесно сотрудничали с инженерами и механиками фирм, эксплуатирующих и ремонтирующих автомобили оснащенные системой SCR. Мы анализировали причины поломок системы, а также причины отказа в гарантийном обслуживании автомобилей. Разбирали каждый случай и пришли к следующим выводам:

Если не учитывать поломки связанные с естественными причинами (брак, износ), то чаще всего система выходит из строя после замерзания мочевины в баке. Опишем этот процесс подробнее.

При температуре ниже минус 11 о С и неработающем подогреве мочевины, состав в баке начинает замерзать. Большая часть растворенной мочевины выпадает в осадок, а оставшийся «сильно разбавленный» раствор замерзает. Через некоторое время после включения двигателя автомобиля подогрев мочевины растапливает некоторую часть замерзшего «сильно разбавленного» раствора, а большая часть нерастворенной мочевины в виде кристаллов останется на дне бака. Эксплуатация автомобиля с таким «разбавленным» составом не приведет к немедленному выходу системы SCR из строя, но если не предпринимать ничего - поломки системы практически гарантированы.

Во-первых: коэффициент полезного действия такого «сильно разбавленного» состава гораздо ниже и, следовательно, потребление его может существенно возрасти.

Во-вторых: если не прогреть весь объем замерзшей мочевины, плотность состава будет расти, и кристаллы нерастворенной мочевины попадут в систему. Это может привести к закупорке патрубков, быстрому износу мембраны насоса, засорению форсунки.

Мы рекомендуем в случае замерзания мочевины в баке прогреть его, до полного оттаивания мочевины, и проверить плотность состава. Если плотность не соответствует норме (1087-1093 кг/м3) – состав слить, бак, по возможности, помыть.

Датчик NOx: назначение, устройство, неисправности

Автолюбителей уже не удивляет то, что транспорт постоянно модернизируют. Многие интересные технические решения, которые сегодня встречаются практически во всем легковом транспорте, были разработаны еще в девяностых годах – то время было богатым на новинки в автомобилестроении. Однако существует немало таких решений, о которых многие автолюбители могли и не знать. Одним из них является датчик NOх, иначе называемый датчиком оксидов азота или же датчиком обедненной смеси. Подобными устройствами сегодня оснащают все большее число автомобилей, что объясняется повышением требований к экологичности. Об устройстве датчиков NOx, их ключевых особенностях, а также неисправностях вы сможете узнать из материала Avto.pro.

Датчик оксидов азота

Выбор нового датчика

К несчастью, подобрать недорогую замену оригинальному датчику NOx не получится. В продаже зачастую удается найти только оригинальные датчики, стоимость которых часто равна стоимости, например, дорогих стекол и кузовных деталей. Искать новый датчик можно по:

  • VIN-коду;
  • Коду самого устройства;
  • Техническим параметрам транспортного средства.

Датчик NOx для MAN

Самый надежный вариант – поиск по VIN-коду. Как правило, код датчика автолюбитель не знает. Он может найти код по параметрам своего автомобиля, но в таком случае поиски нужно вести в проверенных электронных каталогах. С высокой вероятностью будет найден именно дорогостоящий оригинал. Напоминаем, что автоконцерны не производят все нужные для сборки автомобиля комплектующие самостоятельно – большую часть деталей производят сторонние фирмы. В теории, удастся немного сэкономить, купив датчик под именем бренда фирмы-производителя. Сегодня большую часть датчиков NOx выпускают следующие компании:

Продукцию этих же фирм можно найти в ассортимент фирм-упаковщиков. Например, британского Blue Print или польского Polcar . Покупая неоригинал, автолюбитель ничем не рискует – фактически, он получит OEM-продукт под именем бренда одного из перечисленных производителей. Покупатели часто задуют следующий вопрос: почему данные устройства настолько дорогие? Дело в том, что при их изготовление используются дорогостоящие металлы. Требования к технологии производства также очень высоки. Прибавьте к этому и то, что устройство объединяет в себе сразу два датчика. Итоговая стоимость изделия попросту не может быть малой, ведь это измерительное устройство высокой точности с огромным эксплуатационным ресурсом.

136. Отключение системы впрыска AdBlue на КамАЗ 45144


Об абсурдности применения системы впрыска мочевины на таких "рабочих лошадках" как КамАЗ, и о проблемах, с ней связанных, написаны уже мегабайты тексов на профильных форумах, мы повторяться не будем. Поэтому только факты.

Дано:
КамАЗ, полный решимости избавиться от системы АдБлю, с тремя текущими ошибками по диагностике (расшифровка — "Сканматик"):
— 4238 "Абсолютное давление каталитического реагента в системе дозирования с использованием воздуха 1 — данные точные, но ниже нормы"
— 4177 "Клапан дозирования каталитического реагента в системе дозирования с использованием воздуха 1 — напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения"
— 3577 "Клапан слива жидкости для систем очистки отработавших газов — напряжение выше нормы или короткое замыкание на цепь высокого напряжения"


Нужно:
Полностью отключить систему AdBlue и удалить сажевый фильтр

Что делаем:
— Перепрограммируем блок управления с помощью специального комплекса для работы с Камминсами — Insite. Для тех, кто в теме: нет, мы не льем штатную прошивку Евро3 в машину Евро5 — нужные изменения внесены в штатные калибровки.
— Отключаем NOx-сенсор и блок AdBlue
— Удаляем сажевый фильтр механически

Результат:
Машина прекрасно работает, система AdBlue ликвидирована, водитель думает, для чего приспособить внезапно освободившийся бачок, да еще и с подогревом.

Назначение устройства

Актуальные требования к экологическим показателям двигателей внутреннего сгорания отличаются строгостью. Большая часть автомобилей с бензиновыми двигателями имеют т.н. непосредственное впрыскивание, а сам двигатель при частичной нагрузке расходует обедненную смесь. Поясним: на приготовление обедненной смеси идет минимально необходимое количество кислорода, по факту – атмосферного воздуха. Даже при сгорании обедненной смеси образуется большое количество оксидов с углеродной и азотной основой. Первые улавливаются обычными катализаторами, тем временем как вторые могут стать проблемой – нейтрализовать оксиды азота намного сложнее. Частично решить проблему помогают дополнительные накопительные катализаторы оксидов азота. Такие катализаторы имеют определенную накопительную мощность, которую необходимо регистрировать. Именно эту задачу берет на себя датчик NOx.

Датчик оксидов азота, он же датчик NOx, полностью оправдывает свое название. Сочетание букв NOx читается не иначе как «эн-о», а «икс» означает число присоединенных молекул оксигена. Напоминаем, что NOx – это собирательное название пары опасных оксидов азота: NO и NO2. Они крайне токсичны и их содержание в выхлопных газах необходимо уменьшать.

Датчиками оксидов азота обязательно оснащают системами избирательной каталитической нейтрализации. Устройства располагают сразу за накопительным катализатором, если двигатель бензиновый, или восстановительным катализатором, если автомобиль имеет дизельный агрегат. Датчики регистрирует рост процентного содержания оксидов азота в выхлопе, подают соответствующий сигнал, а далее блок управления переводит двигатель в работу с обогащенной смесью. Таким образом удается уменьшить содержание вредных оксидов в выхлопе. Если еще проще: датчик гарантируют своевременный переход из фазы накопления в фазу регенерации .

Нередко можно видеть, как автолюбители объединяют понятия «лямбда-зонд» и «датчика NOx». По факту, и первое, и второе устройство является лямбда-зондом , однако они имеют разное расположения и берут на себя разные задачи. Обычный кислородный датчик располагается выше катализатора. Он отвечает за корректировку смеси и, следовательно, влияет на выхлоп. Нижний лямбда-зонд, он же датчик NOx, контролирует работоспособность катализатора и реагирует на изменения в составе выхлопа.

Датчик NOx

Система SCR состоит из:

  • 1 Бак мочевины
  • 2 Управляющий модуль * (включает в себя блок управления, насос и фильтр)
  • 3 Трубопровод мочевины
  • 4 Подогрев бака мочевины
  • 5 Форсунка впрыска мочевины **
  • 6 Датчики температуры ОГ
  • 7 Датчик 2NOx ***
  • 8 Восстановительный катализатор ****
  • 9 Дроссельная заслонка трубопровода подогрева
  • 10 Пароотводящая трубка *****
  • 11 Температурный датчик мочевины

Примечания:
* Насос мочевины представляет собой мембранный насос, привод которого осуществляется бесщёточным двигателем постоянного тока. Он интегрирован в корпус управляющего модуля и управляется блоком управления.

Задачи насоса мочевины различаются в зависимости от положения клапана обратной перекачки.

● При включённом двигателе и выполнении условий, необходимых для работы системы нейтрализации SCR, насос подаёт мочевину из бака к форсунке мочевины под давлением около 5 бар.

● При выключении дизельного двигателя он перекачивает мочевину из трубопровода подачи мочевины от форсунки обратно в бак.

Расчёт количества впрыскиваемой мочевины:

Требуемое для впрыска количество мочевины рассчитывается блоком управления и зависит от следующих факторов:

● режима работы двигателя;

● доли оксидов азота в массовом потоке ОГ.

Доля оксидов азота, поступающая в восстановительный катализатор, рассчитывается блоком управления. Массовый поток ОГ соответствует массовому расходу воздуха во впускном канале, который определяется расходомером воздуха, и массе впрыснутого топлива.

** Форсунка дозирует подачу мочевины в поток отработавших газов. Управление форсункой осуществляет блок управления с помощью сигнала с широтнооимпульсной модуляцией.

В форсунке мочевина находится под давлением, создаваемым насосом. В положении покоя игла форсунки перекрывает выходное отверстие за счёт усилия пружины. Для впрыска мочевины блок управления посылает управляющий сигнал на электромагнитную катушку форсунки. При этом возникает магнитное поле, которое вытягивает якорь форсунки и иглу форсунки. Форсунка открывается, и происходит впрыск мочевины. Если управляющий сигнал на электромагнитную катушку больше не поступает, магнитное поле исчезает, и игла форсунки перекрывает отверстие под действием пружины.

*** Датчик 2 NOx вкручен в трубу выпуска ОГ непосредственно за восстановительным катализатором. С его помощью определяется доля оксидов азота в ОГ, которая анализируется блоком управления датчика 2 NOx.

**** Конструкция восстановительного катализатора представляет собой сотообразный керамический элемент, покрытие которого состоит из цеолита меди. Оно предназначено для восстановления оксидов азота.

***** Система вентиляции предназначена для выравнивания давления в баке.
При заправке мочевины необходимо следить за тем, чтобы в баке оставался достаточный свободный объём для расширения мочевины.

Устройство датчика NOx

Датчики NOx для автопромышленности по факту являются довольно сложными электрохимическими датчиками амперометрического типа. Самым простым и понятным элементом датчика является нагреватель. Наиболее важными элементами являются камеры (ячейки): камера накачки и измерительная камера. Иногда камер бывает три. Принцип работы датчика сводится к следующему:

  1. Выхлопные газы попадают в первую камеру. Здесь содержание O2 в газе снижается за счет действия тока откачки в электродах при температурах 650°С и выше (при низких температурах этого не произойдет);
  2. Попадая во вторую камеру, оксиды азота начинают распадаться на азот и оксиген. Генерирующийся при этом ток накачки строго пропорционален концентрации NOx-соединений в выхлопе (регистрируется концентрация того же кислорода).
Запчасти на Hafei princip

PRINCIP/SAIBAO sedan (05 - )

Запчасти на Mazda 2

2 hatchback (DE) (06.07 - 06.15)

В некоторых датчиках имеется третья камера, которая помогает контролировать чувствительность камер . «Начинка» датчиков, которая позволяет уменьшать процентное содержание O2 для правильного измерения содержания оксидов азота, обычно включает диоксид циркония, стабилизированный иттрием. Электроды изготавливают из благородных металлов, как-то палладия, золота или платины. Мы не будем вдаваться в подробности электрохимического процесса, однако отметим, что при изготовлении датчиков NOx неспроста используются столь редкие металлы – они имеют высокую проводимость ионов O2 и могут похвастать высокой устойчивостью к температурным воздействиям.

Определение процента оксидов азота

Датчики NOx также включают в себя минимум два кислородных насоса. Первый насос удаляет избыток кислорода из захваченных выхлопных газов, тем временем как второй откачивает газы для измерения концентрации кислорода, выделяемого при разложении оксидов азота. Подытоживая: датчик оксидов азота состоит из минимум двух камер (ячеек) и двух насосов, нагревателя, нескольких электродов. Также стоит упомянуть собственный блок управления датчика, который принимает сигнал, усиливает его, а затем передает ЭБУ.

Ранее уже упоминалось то, что датчики NOx в бензиновых и дизельных автомобилях отличаются друг от друга. Датчики для дизельных агрегатов в зависимости от регистрируемого содержания оксидов азота в выхлопе инициируют обогащение смеси – в этот момент катализатор регенерирует. Объясняется это тем, что катализатор не может превращать вредоносные оксиды азоты в безвредные воду и азот. Периодически он нуждается в «перерыве». Если содержание оксидов азота слишком высоко, датчик посылает блоку управления сигнал, а тот дает команду на обогащение топливовоздушной смеси.

В случае дизельных агрегатов датчиков NOx лишь оценивает эффективность работу восстановительного катализатора . Если он перестает справляться со своей задачей и процент оксидов азота в отработавших газа становится критически высоким, датчик сигнализирует об этом. Водитель узнает о проблеме по загоревшейся лампочке Check Engine. Для выявления источника проблем водителю нужно будет обратиться на СТО.

Ремонт датчиков кислорода NOX


Касается датчиков кислорода следующих каталожных номеров:

Mercedes-Benz
A0009057100 A0009053603 A0009053606 A0009053503 A0009057000 A0035428818
A0009056204 A0009050108 A0009056204 A0009053403 A0009056104 A0009055100
A0009057100 A0009052709 A0009053506 A0009050008 A0009053109 A0009058111
A0009053606 A0009050208 A0009059603 A0009057208 A0009052909

VAG
076907807A 03L907807AB 8K0907807E 06F907807B 06F907807D 03L907807AА
06F907807F 03L907807AD 059907807C 059907807H 059907807A 059907807E
8R0907807G 8R0907807Q 4H0907807E 4H0907807D 8W0907807L 8W0907807E

Неисправности и их последствия

Вообще, датчики оксидов азота позволяют сделать двигатель не только более экологичным, но еще и экономичным. При низких нагрузках агрегат может работать на обедненной смеси. Это означает, что процент топлива в смеси будет близок к минимально необходимому. Неисправный датчик NOx отличается от полностью исправного следующим:

  • Его сигнал передается слишком медленно;
  • Сигнал с датчика становится слабым и остается таким даже после усиления в блоке управления.

Как результат, приготовление топливовоздушной смеси будет вестись по «стандартной» программе – обогащению. При этом ненагруженный двигатель будет потреблять больше топлива . В среднем, расход вырастает на 15%, однако при эксплуатации автомобиля в городском цикле расход может вырасти на 20 и более процентов. Некоторые автолюбители отмечают, что неисправный датчик не оказывал существенного влияния на топливную экономичность их транспортного средства. Объяснение простое: переобогащение смеси пока не происходит, но это лишь вопрос времени.

При неисправности датчика оксидов азота всегда наблюдается некорректная работа накопительного катализатора. Это обусловлено нарушением восстановительного цикла. Экологические показатели автомобиля с неисправным датчиком NOx будут далекими от регламентированных автопроизводителем. Стоит также затронуть вопрос диагностики устройства. Выход самых продвинутых датчиков обедненной смеси не всегда верно диагностировать по коду ошибки . Так, например, проблема может крыться в воздуховоде, однако код ошибки будет указывать именно на датчик. Руководствуясь только кодами, автолюбитель может заменить все лямбда-зонды на автомобиле. Правильным же решением будет обращение к специалистам. В профессиональных сервисах неисправность датчика NOx выявляют при помощи осциллографа . Категорически не рекомендуем проводить самостоятельную диагностику при помощи тестера.

Провода датчиков оксида азота

В силу того, что датчики при работе подают несколько сигналов, они имеют и несколько кабелей. Самые продвинутые датчики имеют еще и нагреватель, к которому подведена пара проводов. Итоговое число проводов в продвинутых устройствах равняется шести . Они имеют следующую цветовую маркировку:

  • Желтый и синий. Соответствуют «-» и «+» нагревательного элемента;
  • Белый и зеленый. Этими проводами передается сигнал тока накачки Ip I (+), Ip II (+);
  • Серый. Передает сигнал измерительной камеры Vs+;
  • Черный. Создает измерительное соединение между камерами.

Иногда встречаются датчики с оранжевыми проводами (устройство можно увидеть на фото ниже). Как правило, подобную цветовую маркировку имеют устройства для американских автомобилей. Четкая маркировка нужна скорее специалистам, которые будут работать с такими датчиками, нежели рядовым автолюбителям. Рекомендация для последних крайне проста: убедитесь, что все провода не имеют повреждений изоляции и соединены с устройством и блоком управления датчика NOx.

Датчик NOx

Вывод

Датчик NOx – это один из множества электронных компонентов современных транспортных средств, неисправность которого грозит автолюбителю серьезными денежными тратами. Новый датчик будет стоит немало. Нельзя было бы не упомянуть, что правильно его продиагностировать могут далеко не все сервисы, но это уже вопрос их компетенции. Для автолюбителя это означает необходимость платить еще и горе-специалистам. Столь проблемное устройство, впрочем, имеет большой эксплуатационный ресурс и автолюбители редко сталкиваются с необходимостью замены датчика обедненной смеси. Если существует реальная необходимость замены, то мы рекомендуем сразу приступать к поиску оригинальной автозапчасти.

СИСТЕМА SCR: ОПИСАНИЕ, ПРИНЦИПЫ И СХЕМА РАБОТЫ.

Система SCR предназначена для снижения уровня оксидов азота, содержащихся в отработавших газах (ОГ). Сокращение SCR означает Selective Catalytic Reduction (избирательное каталитическое восстановление). В данной технологии химическая реакция восстановления (нейтрализации) ОГ происходит избирательно. Это означает, что в составе ОГ целенаправленно снижается содержание только оксидов азота.

Оксиды азота — это собирательное понятие для химических соединений азота и кислорода (например, NO, NO2 …). Они образуются под воздействием высокого давления и температуры во время сгорания топливной смеси в двигателе. Оксиды азота ответственны, в том числе, за ущерб, наносимый лесам «кислотными дождями», и образование смога.

Читайте также: