Civilization 6 фридрих барбаросса как играть

Обновлено: 07.07.2024

Каждый лидер государств в Civilization 6 имеет свои уникальные характеристики и способности, которые могли бы использовать для достижения победы тем или иным путём. Если вы начали игру государством, которое выбрали случайным образом, если вы хотели бы найти то государство, которое в наибольшей степени подходит под ваш игровой стиль, то ознакомьтесь с этой статьёй.

Ниже вы найдёте краткое изложение уникальных способностей и характеристик каждого лидера и цивилизации, а также советы, как играть за или против того или иного государства.

ФРАКЦИЯ АМЕРИКА

Лидер: Теодор Рузвельт.

Уникальная способность Америки: «Отцы-основатели». Бонусы от правительственного наследия получаются быстрее в два раза обычного.

Уникальный юнит Америки: P-51 Mustang. Это воздушная боевая единица из Нового времени, появляющаяся вместо истребителей. Атакуя истребителей, вы получаете бонус к атаке + 5 единиц, бонус к дальности + 2 единицы и 50 % к опыту.

Уникальное здание Америки: «Киностудия». Удвоенное влияние туризма этого города на все остальные цивилизации в Новой эпохе.

Уникальная способность Рузвельта: «Поправка Рузвельта». Сражаясь на родном континенте, юниты Америки получают бонус + 5 единиц к боевой силе. Если в городе есть национальный парк, то каждая его клетка получает дополнительный бонус в размере одной единицы престижа. После проведения исследования «Нарезные стволы» вы получите уникального юнита «Мужественного всадника».

Уникальный юнит Рузвельта: Rough «Мужественный всадник». Появляется в Новом времени при Рузвельте. Если убиваете на континенте, где расположена столица Америки, то повышаете тем самым культуру. Во время сражений на холмах бонус к боевой мощи составляет + 10 единиц. Расходы на содержание войск снижаются.

Civilization 6: преимущества и недостатки фракций, стратегия игры

Советы по игре за и против Теодора Рузвельта:

Если вы играете за Теодора Рузвельта. В то время как в начале игры у этого лидера нет каких-либо впечатляющих бонусов, его действия сосредоточены на мирной и долгосрочной культурной стратегии. Его бонусы правительственного наследия могут быть использованы для того, чтобы сохранить тип власти в течение длительного периода правления. Либо вы могли бы получить более слабые, но максимально разнообразные бонусы, изменяя периодически тип государства. Рузвельт становится самим собой ближе к концу игры, когда у него появляются два современных уникальных боевых юнита. Этих юнитов вы должны использовать для обороны собственного государства, в то время как киностудии и национальный парки помогут вам как можно скорее достичь культурной победы.

ФРАКЦИЯ АНГЛИЯ

Лидер: Виктория.

Уникальная способность Англии: «Британский музей». Во всех археологических музеях можно разместить не три, а шесть артефактов, а также одновременно двух археологов. Как только в музее будут расположены все шесть артефактов, то он станет автоматически тематическим.

Уникальный юнит Англии: «Морской пёс». Появляется в эпоху Возрождения вместо каперов. Увидеть этот солдата можно исключительно с соседних клеток, он способен захватывать корабли.

Уникальный район Англии: «Верфи Королевского флота». Это уникальный английский район – центр морских коммуникаций. Используется в качестве альтернативы гавани. На той клетке, где размещён такой район, к вам не будут предъявляться штрафы за погрузку или выгрузку корабля. Как понимаете, строительство такого объекта возможно исключительно на приозерных или приморских клетках (на побережье).

Уникальная способность Виктории: Pax Britannica. Это умение позволит вам получать одного бесплатного юнита, когда вы захватываете или поселяетесь в любом городе за пределами домашнего континента. Как только выучите технологию «Военная наука», то сможете использовать уникальных юнитов Виктории.

Уникальный юнит Виктории: «Красный мундир». Боец относится к Промышленной эре. При сражении на любых континентах, где нет столицы Англии, вы будете получать + 10 к боевой мощи. Кроме того, отсутствует штраф при высадке с морского судна.

Civilization 6: преимущества и недостатки фракций, стратегия игры

Советы по игре за и против Виктории:

Если вы играете за Викторию. Экспансия – это ключевой фактор для Виктории. Как мирным способом, так и любым другим. Используйте верфи Королевского флота и «морского пса» в средние периоды игры, чтобы контролировать моря и расширять свой флот. На поздних стадиях игры «красные мундиры» могут быть использованы для защиты заморской территории или для дальнейшей агрессивной экспансии. Те, кто желают двигаться мирным путём, могут использовать «Британский музей», чтобы быстрее собирать артефакты и использовать их для получения мощных тематических культурных бонусов, которые могли бы использовать для компенсации культурного дефицита в начале игры. Виктория любит всё, что связано с экспансией.

Если играете против Виктории. Учитывайте его политические планы – «Империя, над которой никогда не заходит Солнце». Виктория любит цивилизации, расположенные на её родном континенте. Он хочет расширить свои владения на всех континентах. Это приводит к её неприязни к другим цивилизациям на континентах, где у Англии нет ни единого города. Предпочтительная религия Англии – протестантизм.

ФРАКЦИЯ ГЕРМАНИЯ

Лидер: Фридрих Барбаросса.

Уникальная способность Германии: «Имперские города бесплатно». Если помните, то в игре есть лимит, связанный с тем, какое количество районов может быть построено в пределах города для населений того или иного размера. Германия благодаря этому умению может отстраивать на один район больше, нежели положено всем остальным странам по умолчанию.

Уникальный юнит Германии: «Субмарина». Этот юнит относится к Новому времени и появляется вместо подводной лодки. В отличие от лодки субмарина дешевле в производстве, вы получаете +1 к обзору и 10 к боевой мощи, когда сражения происходят в океане. Субмарина позволит вам обнаруживать всех остальных скрытых юнитов.

Уникальный район Германии: «Ганза». Этот район появляется вместо обычного промышленного. Вы получаете + 1 к производству, если рядом есть район с ресурсами, + 2 к производству за близкое расположение к коммерческому центру и + 1 к производству за соседнее расположение с другими городами.

Уникальная способность Барбароссы: Император Священной Римской империи. Если вы атакуете города-государства, то получаете дополнительно 7 единиц боевой мощи. Также у вас появляется дополнительная ячейка для политического курса.

Civilization 6: преимущества и недостатки фракций, стратегия игры

Советы по игре за и против Фридрих Барбароссы:

Если играете за Фридриха Барбароссу. Его дополнительный слот для политического курса и боевые бонусы Барбаросса использует против городов-государств, ранее доминировавших над Германией. Его агрессивные способности и мощные субмарины помогут добиться более лёгкой победы именно путём «Доминирования». С другой стороны, его способность расширению городов с возможностью строительства дополнительного района, его повышающий производство район Ганза, использующий несколько других бонусов за смежное расположение с иными объектами, позволит вам добиться победы иным, мирным путём.

Если вы играете против Фридриха Барбароссы. Учитывайте его политические предпочтения – «Железная корона». Барбаросса любит цивилизации, которые не ассоциируются с городами-государствами, считающими его жёстким правителем. Помните об этом, если рассчитываете на альянс с Фридрихом. Барбаросса особенно недолюбливает города-государства сюзеренов и цивилизации, которые завоёвывают города-государства, не давая сделать это ему самому. Предпочтительная религия Барбароссы – католицизм.

ФРАКЦИЯ ГРЕЦИЯ

Лидер: Перикл.

Уникальная способность Греции: «Республика Платона». Получаете дополнительную ячейку для политического курса.

Уникальный юнит Греции: «Гоплиты». Боец из Древнего мира, который появится вместо копейщика. Получаете 10 единиц боевой мощи, если около него есть гоплит (хотя бы один).

Уникальный район Греции: «Акрополь». Вместо театральной площади, для культурного развития.

Уникальная способность Перикла: «В окружении славы». За город, сюзереном которого вы являетесь, начисляется бонус 5 % культуры.

Civilization 6: преимущества и недостатки фракций, стратегия игры

Советы по игре за и против Перикла:

Если играете за Перикла. Этот правитель будет отличным вариантом для достижения «Культурной» победы. Но бонусы Перикла на самом деле куда более гибкие, чем кажутся на первый взгляд. Дополнительная ячейка для политического курса хорошо сочетается с культурным преимуществом, которое достигается за счёт бонусов от его городов-государств и Акрополя. Больше культуры – более быстрые исследования, которые могут впоследствии использоваться для закладки фундамента, использующегося для достижения победы ЛЮБОГО типа. А ещё вы только посмотрите на впечатляющую бороду Перикла!

Если играете против Перикла. Учитывайте его политический курс. Перикл любит цивилизации, которые не конкурируют с ним за верность одного и того же города-государства. Неудивительно, что он не любит те фракции, которые это делают.

ФРАКЦИЯ ЯПОНИЯ

Лидер: Ходзе Токимунэ.

Уникальная способность Японии: «Реставрация Мэйдзи». При соседстве с другими районами все остальные районы получают удвоенный стандартный бонус.

Уникальный юнит Японии: «Самурай». Появляется во времена Средневековья. У него нет каких-либо штрафов к боевой мощи при повреждениях.

Уникальное здание Японии: «Фабрика электроники». Все города, расположенные в радиусе шести клеток, получает бонус к производству + 4 единицы. Когда исследуете «Электричество», то здание начнёт приносить дополнительную прибыль в размере + 4 к культуре города, в котором расположено.

Уникальная способность Токимунэ: «Божественный ветер». На прибрежных клетках все сухопутные юниты получают бонус боевой мощи в размере 5 единиц. Воюя на мелководье, вы получаете такой же бонус. В два раза быстрее отстраиваются военные лагеря, театральные площади и священные места.

Civilization 6: преимущества и недостатки фракций, стратегия игры

Советы по игре за и против Ходзе Токимунэ:

Если играете за Ходзе Токимунэ. Используя бонусы от смежных районов, в обычное время вам нужно создавать расположенные друг с другом культурные, религиозные и военные районы. Его самураи сражаются до победного конца с максимально возможной силой (боевая мощь не падает при ранениях). Благодаря этому горстка таких воинов способна помочь императору в его дальнейших планах по экспансии. А если сражения происходят вблизи побережья, то самураи и вовсе становятся одними из самых несокрушимых противников. Фабрика электроники Токимунэ в конце игры гарантирует импульс производства, благодаря чему можно будет легко добиться «Культурной» победы (если вы не начинали массивные боевые действия раньше).

Если играете против Токимунэ. Его программа – «Бушидо». У Токимунэ весьма специфические предпочтения. Так, он любит цивилизации, которые сильны в военном, религиозном и культурном развитии. Он не любит те государства, у которых сильная армия, но слабые религия и культура. Лучше всего, чтобы он вас любил.

ФРАКЦИЯ КОНГО

Лидер: Мвемба а Нзинга.

Уникальная способность Конго: «Нкиси». Помимо очков культуры за наличие каждого артефакта, реликвии или скульптуры вы будете получать дополнительно 4 золота, 2 пищи и 2 очка производства. За великих людей (писателей, художников, музыкантов и торговцев) вы получаете удвоенные очки. На территории дворца можно найти 5 слотов для размещения шедевров.

Уникальный юнит Конго: «Нгао-мбеба». Юнит из Античной эпохи, появляющийся вместо мечника. Если вы защищаетесь от дальних атак, то получаете 10 дополнительных очков боевой мощи. Юнит способен проходить через обычный лес или тропики, так же как и видеть сквозь них.

Уникальный район Конго: «Мбанза». Район может быть возведён на территорию обычных лесов или тропиков. Появляется вместо пригорода, при этом ещё и раньше него. Не имеет значения уровень вашего престижа, ведь вы в любом случае получаете + 5 к жилью, + 2 к пищи и + 4 золота за его наличие.

Уникальная способность Нзинга: «Обращение». Нельзя создать священные места, религию или нанимать Великих пророков. Вы получаете верования религии, распространённой в большей части городов. При строительстве района «Мбанза» или Театральной площади вы будете получать апостола, принадлежащего доминирующей религии текущего города.

Civilization 6: преимущества и недостатки фракций, стратегия игры

Советы по игре за и против Мвемба а Нзинга:

Если играете за Нзинга. В то время как многие лидеры не переносят тропические и обычные леса, Нзинга с их помощью может и вовсе развивать свою цивилизацию. Используйте такую местность в своих интересах. Отстраивайте район Мбанза, начиная со Средневековья и далее. Далее создавайте крупные города с большим населением и активно приветствуйте другие религии, чтобы получить самые мощные преимущества без самостоятельного создания веры. Привлекайте как можно больше Великих людей на свои земли.

Если играете против Нзинга. Если планируете основать религию, то имейте в виду, что Нзинга любит цивилизации, которые приносят в Конго свои религии. Он не любит государства, которые основали религию, но не сочли нужным распространить её на территории Конго. Нзинга прекрасно относится ко всем религиям, но всё же привержен в большей степени католицизму.

Игровая информация [ ]

В игре, как и в истории, Германия при Фридрихе Барбароссе является великой державой, способной сокрушить своих противников экономической мощью и военной доблестью.

Немецкие города могут быстро становиться продуктивными, создавая второй, третий и так далее районы гораздо раньше врагов. Соседние города-государства легко могут быть поглощены «Священной Римской империей» Фридриха. Ему проще атаковать богатые плодородными землями и ресурсами регионы, чем впустую тратить время, добиваясь этого дипломатическим путём. В современную эпоху Германия обзаводится ещё и подводной лодкой – элитной военной единицей, призванной подрывать врагов экономически. Со своими продвинутыми базами Германия может добиться победы на любом фронте, который ей приглянётся.

Фридрих Барбаросса возглавит Германию в Civilization VI


В Civilization VI политический курс Барбароссы позволяет использовать дополнительную военную доктрину, а его войска получают преимущество в бою с защитниками городов-государств. Уникальным юнитом данной нации станут субмарины, особенно эффективные в открытом океане. Германия сможет производить их крайне быстро.

В имперских вольных городах Германии можно будет построить на один район больше, чем допускает численность населения. Среди уникальных немецких районов значится «Ганзой», который заменяет промышленную зону и ускоряет производство, если располагается вблизи от центра коммерции, других районов или залежей ресурсов.

Сильной стороной немецкой цивилизации станет развитая промышленность, которая позволяет одержать победу в игре почти всеми доступными способами. В сочетании с военной мощью Германия сможет превратиться в неудержимую силу, противостоять которой будет практически невозможно.



Содержание

Игровое описание [ ]

Он родился в 1122 году в семье, происходившей от Карла Великого. Фридрих был наследником герцога Швабии – одного из 1600 мелких герцогств и городов-государств, из которых состояла тогдашняя Германия. Бразды правления перешли к нему в 1147 году. Будучи неугомонной личностью, вскоре он отправился со своим дядей, королём Германии Конрадом III, в злополучный Второй крестовый поход. Тогда как Франция выбрала более длинный, но безопасный путь в Святые земли, Конрад отправился прямо в Анатолию, где его армия потерпела поражение от сельджуков в битве при Дорилее и вынуждена была отступить к побережью, чтобы попасть домой. Однако упорному Фридриху удалось проявить себя и свой талант к кровопролитию. Таким образом, когда Конрад умер в 1152 году, он назначил Барбароссу наследником в обход своего сына (которому в то время было всего шесть лет).

4 марта Фридрих был коронован как «избранный» король Германии во Франкфурте; пять дней спустя он принял корону римского императора в Ахене (римляне не горели желанием видеть его на престоле, потому коронация прошла в Германии). В то время страна представляла собой разрозненные территории, принадлежавшие князьям, герцогам и прочим мелким правителям, отхватившим себе клочок земли: от таких огромных территорий, как Бавария, до крохотных деревушек, которых не было даже не карте (если в то время вообще существовали приличные карты). Фридрих понял, что единственный способ навести порядок – дать всем общую цель… установить власть Германской империи в Италии. Вместо того, чтобы избавиться от феодализма, что происходило в других королевствах, Фридрих полностью его восстановил, и столь щедрой поблажкой подкупил немецких лордов.

Фридрих хотел вернуть Германии славу, к которой все привыкли во времена правления Карла Великого и Оттона Великого. Чтобы подчинить себе итальянцев, ему необходимо было задобрить папство. Кроме того, Фридрих хотел аннулировать свой несчастливый и, что более важно, бездетный брак с Адельгейд фон Фобург. В марте 1153 года он заключил мирный договор с папой Евгением III, согласно которому обязан был защищать папство, не заключать мир с сицилийцами и прочими врагами истиной церкви, и освободить Рим от грубых республиканцев. После этого император избавился от Адельгейды.

Используя как оправдание благословение Святого отца, Фридрих отправился на юг в октябре 1154 года. Первым ему подчинился Милан, затем император устроил резню и грабёж в Тортоне. Фридрих заполучил Железную корону и стал королём Италии. Затем пали Павия, Болонья, Тоскана… вскоре к его владениям присоединился и Рим. После этого он встретился в Ватикане с новым папой, Адрианом IV. На следующий день, 18 июня 1155 года, Адриан короновал Фридриха I, как императора Священной Римской империи, в соборе Святого Петра. Церемония проходила под чествования германских солдат и гробовое молчание итальянцев. Неблагодарные местные жители довольно быстро устроили бунт, и Фридрих провёл день своей коронации, наводя порядок в городе, и с этой целью лишив жизни тысячи римлян. После успешного первого похода в Италию Фридрих вернулся в Германию вместе с папой, по пути напав на Сполето и посольство византийского императора.

По возвращению кайзер Ротбард (как его звали в Германии) обнаружил, что знать погрязла в семейных интригах. Он решил эту проблему с присущей ему деликатностью, перепутав между собой титулы и владения, чтобы князья и герцоги лишились поддержки новообретённых подданных и не могли так просто пойти воевать. Так, например, он пожаловал титул герцога Баварии своему кузену, который в то время был герцогом Саксонии, а бывшему герцогу Баварии отдал в подчинение Австрию. И так далее. Кроме того, в 1156 году он женился на Беатрис Бургундской, что принесло ему титул короля Бургундии в 1178 году.

Но покой ему только снился. Император Фридрих Барбаросса ещё четырежды вторгался в Италию (в 1158 году, 1163 году, 1166 году и 1174 году), в основном для того, чтобы решить – неоднократно – кто должен занимать кафедру Святого Петра. Ещё он собирался… и не раз… разобраться с сицилийскими норманнами, но постоянно отвлекался на бунты в северной Италии и волнения в Рейнланде. В своём пятом походе в Италию, в котором он противостоял Ломбардской лиге, состоящей не только из выходцев из различных итальянских городов, но и сицилийцев и константинопольцев. На этот раз стареющий, но всё ещё могущественный Фридрих был разбит в битве под Алессандрией в 1175 году, и Европа застыла в изумлении. После того, как немецкие герцоги отказались прийти на помощь, в мае 1176 года Фридрих потерпел окончательное поражение под Леньяно, недалеко от Милана. Священной Римской империи оставалось лишь подписать договор в Ананьи, по которому папой становился Александр III.

Следующее десятилетия Фридрих провёл в «тишине и спокойствии»… разве только отомстил немецким герцогам (в том числе и кузену), которые подвели его армию в Италии, и снова поставил итальянцев на место, присоединившись к войскам местной знати, чтобы сбить спесь с тосканских городов. Старому боевому коню не было покоя. Он не жалел никого. В 1189 году он с позволения нового папы присоединился к Третьему Крестовому походу вместе с французским королём Филиппом II и английским королём Ричардом I. Но с Саладином ему так и не суждено было встретиться. В июне 1190 года Фридрих Барбаросса утонул, пытаясь пересечь реку Селиф верхом на лошади, чтобы не идти по переполненному мосту. В каком-то смысле, это была вполне подходящая смерть для Барбароссы (хотя лошадь всё-таки жалко).

Фридрих Барбаросса (Civ6)


Фридрих Барбаросса — лидер в игре Civilization VI.

Германия (Civ6)


Вольные города Империи:
Каждый город может построить на один район больше, чем обычно (сверх предела, определяемого численностью населения).

Лидер

Уникальный юнит

Уникальная постройка

Континент

Площадь

Население

Столица


Германия — держава в игре Civilization VI.

Игровое описание [ ]

По большому счёту, никакой Германии не было, пока в 1870 году Бисмарк не убедил многочисленные клочки немецкой земли в том, что «благо для всех важнее блага для многих». Считается, что первым название Germania использовал Юлий Цезарь, чтобы обозначить варварские земли на противоположном от «мирной» Галлии берегу Рейна. Германия простиралась от Рейна до Вислы, от Балтийского моря до Дуная. Как отметил Цезарь, галлы воинственны, но могут стать цивилизованными, в то время как тевтоны – неотёсанные дикари, которых можно только завоевать. Возможно, он был прав: с распадом Римской империи все эти неотёсанные племена стали «самостоятельными и независимыми (gentes) народами и (regna) королевствами. Ничего не объединяло эти земли, кроме общего языка (хотя некоторые диалекты так сильно отличались друг от друга, что один немец в разговоре часто не мог понять другого), некоторых общих обычаев и общей традиции убивать друг друга.

Первым, кто ненадолго смог объединить немцев, стал Карл Великий, которого папа Лев III объявил в 800 году императором Запада. В 936 году герцог Оттон I был коронован как «Король немцев» (Rex Teutonicorum) и, в соответствии с принципом перехода империи (Translatio Imperii), провозглашённым папой Иоанном XII, стал императором Священной Римской империи. После долгих препирательств Оттон подписал Diploma Ottonianum – документ, в котором говорилось, что папа – духовный глава католической церкви, и прелаты не могут интерпретировать Писание как им угодно, так как оно находится под защитой светских властей в лице германского короля-императора. Оттон провёл остаток своей жизни, пытаясь задобрить «племенные герцогства» (пять мощных автономных монархий, образующих Германию: Франкония, Бавария, Лотарингия, Саксония и Швабия), воюя с французами, венграми, итальянцами и славянами, подавляя различные бунты… в общем, не особо наслаждаясь жизнью.

За Оттоном последовала череда императоров, менявшихся в жутком беспорядке в зависимости от самых разных факторов. Согласно «Золотой булле» Карла IV (1356), короли Германии избирались «семью князями-выборщиками» (тремя архиепископами и четырьмя светскими немецкими герцогами). Потребовалось 400 лет, чтобы убедить большинство немцев принять такой порядок. До этого выборы Rex Teutonicorum напоминали изысканную анархию. Ещё один выборщик был добавлен после Тридцатилетней войны – для поддержания баланса между протестантами и католиками. В 1692 году появился девятый – чтобы голоса не могли разделиться пополам. Структура выборов была ещё раз пересмотрена в 1803 году, как раз перед тем, как Наполеон поставил крест на всей этой затее, Избранный король потом короновался как император Священной Римской империи, но это было лишь формальной процедурой, проводившейся тем папой, который на тот момент сидел на кафедре Святого Петра.

В списке королей-императоров сменяли друг друга разные династии: Саксонская, Салическая, Гогенштауфены, Вельфы, Люксембурги, Виттельсбахи и много-много Габсбургов, которые никак не хотели покидать трон. Некоторые короли были великими и прославленными, например, Генрих IV и Фридрих Барбаросса. Некоторые были продажными и самовлюблёнными, например, Оттон IV и Людовик (Людвиг) IV. Всем им приходилось иметь дело с сотнями маленьких монархий, цеплявшихся за власть и привилегии.

И вся эта смесь отнюдь не была стабильной. Например, в середине XI века Франкония распалась на более мелкие образования: город-государство Франкфурт, архиепископства Майнц, Шпайер и Вормс, ландграфство Гессен и другие кусочки паззла. В XIII веке тевтонские рыцари завоевали Восточную Пруссию. Богемия, Силезия и Померания были отвоёваны амбициозными немецкими дворянами у славян. И так далее.

Тем не менее, жизнь в Германии была относительно мирной и, что более важно, небедной – во многом благодаря Ганзе, «бизнес-альянсу» портов и банковских гильдий, которые успешно вели торговлю на берегах Балтийского и Северного морей. Древесина, меха, зерно, руда и рыба шли на запад, готовая продукция продавалась на восток. Сердцем Ганзы был «Императорский вольный город» (согласно декрету императора Фридриха II от 1226 года) Любек. В Ганзейский союз входили Кёльн, Бремен, Гамбург и другие немецкие города, а склады и офисы находились в многочисленных портах, разбросанных по всей Северной Европе от Лондона до Новгорода. Расцвет Ганзы пришёлся на XIII-XVI века. В среднем именно в Германии в те времена был самый высокий уровень жизни в Европе. Несмотря на войны и эпидемии, население государства росло. К началу XVI века оно составляло 5-6 миллионов человек. Было много ремесленников и торговцев, которые организовали гильдии (некоторые из них позволяли женщинам присоединяться к ним).

Рост городов и доходов населения способствовал процветанию науки и искусства. В XII веке настоятельница Хильдегарда Бингенская написала несколько значимых богословских и медицинских текстов, а также литургических стихов, песен и самую старую европейскую моралите (пьесу, в которой действующими лицами являются не люди, а отвлечённые понятия). Столетие спустя фон дер Фогельвейде установил золотой стандарт для европейской лирики той эпохи. Ремесленник из Майнца по имени Иоганн Гутенберг изобрёл ручной набор текста, а затем печатный станок. Когда простые люди научились читать и размышлять о том, что же их лидеры проповедуют, многое изменилось. (Правда, потребовалось несколько столетий, чтобы всеобщая грамотность распространилась по Германии. Впоследствии это привело к Реформации, Северному Возрождению и Научной революции).

В общем, в Германии дела шли неплохо, пока Мартин Лютер не перевёл Библию на родной язык (которую каждый может купить благодаря изобретению печати), а затем не прибил свои «Девяносто пять тезисов: диспут о прояснении действенности индульгенций» к дверям Церкви всех святых в Виттенберге в октябре 1517 года. Его «протестантская» теология достаточно скоро привела к Крестьянским войнам (крупнейшему до Французской революции народному восстанию в Европе), а затем ещё более кровавой Тридцатилетней войне. Согласно Аугсбургскому миру, заключённому в 1555 году, лютеранская церковь получила статус официальной религии, и немецкие монархи могли выбирать веру. Но в XVII веке эта система рухнула. В 1618–1648 годах армии и наёмники Католической лиги и Евангелистской унии повсеместно уничтожали «неверных». Было подсчитано, что за время Тридцатилетней войны население Германии сократилось примерно на 20-40%.

Личность Мартина Лютера, по иронии судьбы, вписана в анналы немецкого Возрождения наряду с великими художниками (Альбрехт Дюрер), музыкантами (Пахельбель, Фробергер и, конечно, Бах), архитекторами (Элиас Холл и Ханс-Йоахим Крумпфер). Но ещё большее влияние на цивилизацию оказали немецкие учёные XVII-XVIII веков. Они заложили фундамент для научных открытий, исследований и неправильного использования всего этого (недаром один из самых известных вымышленных ученых – доктор Франкенштейн – учился в университете Ингольштадта). Иоганн Кеплер из Штутгарта произвёл революцию в космологии, эрудит фон Лейбниц создал дифференциальное и интегральное исчисление и в 1700 году основал Прусскую академию наук, философ Иммануил Кант сформировал научную базу этики. Работы астронома Марии Винкельман из Саксонии и натуралиста Марии Мериан из Франкфурта открыли двери для других немецких женщин, которые также хотели прославиться, как сумасшедшие ученые. С развитием печати появлялось всё больше возможностей, чтобы запутать впечатлительных граждан.

Пока немецкие художники и учёные обогащали цивилизацию, у Священной Римской империи начали появляться проблемы. Энергичные династии в некоторых германских монархиях (Гогенцоллерны в Бранденбурге и Пруссии, Виттельсбахи в Баварии, Вельфы в Саксонии, Гессены в Гессене – логично, правда? – и другие) соперничали друг с другом и подтачивали трон империи. С середины XV века на нём воцарились Габсбурги, которые по происхождению были австрийцами. Даже когда основная линия Габсбургов прервалась, и на короткое время (1742–1745) императором стал Карл VII Баварский, вскоре престол заняла обновлённая династия Габсбургов-Лотарингских. Тем временем эпоха европейского феодализма заканчивалась, и развивающийся класс буржуазии готовился заявить о своих правах. Мысли о реформах уже витали в воздухе, и император ответил на эти чаянья, хотя и с опозданием.

Вернёмся к концу XV века. Император Фридрих III нуждался в поддержке немецких герцогов, чтобы финансировать войны и сделать королём Германии своего сына, Максимилиана I. Но герцоги, выступив единым фронтом, потребовали от Фридриха права участвовать в принятии решений. Они «попросили», чтобы собрание выборщиков и других герцогов могло следить за деятельностью короля и давать ему советы в имперском парламенте (Рейхстаге). Фридрих не хотел открывать первый парламент, но его сын – более уступчивый или менее сообразительный – в 1495 году созвал Рейхстаг в Вормсе. Там король и герцоги договорились о принятии первых четырёх законопроектов, получивших общее название «Имперская реформа». В проекте перечислялись действия, необходимые для спасения распадающейся империи, в том числе «Вечный земский мир» (запрет на войны между государственными образованиями, входившими в состав империи) и единый имперский налог для поддержания инфраструктуры. На более поздних заседаниях рейхстага были добавлены новые законы, реформы и, конечно, налоги.

Но к середине XVIII века ситуация в Священной Римской империи ухудшилась. Герцоги, курфюрсты, ландграфы и другие правители сохранили свои собственные армии и дипломатические корпуса и теперь использовали их независимо от того, что делал или хотел сделать король. В результате Силезских войн и Семилетней войны Пруссия получила в Европе признание как «великая держава» под властью «просвещённого абсолютизма». В Баварии и Вюртемберге правители тратили колоссальные средства на дворцы, любовниц и предметы искусства. Ландграфы Гессенские и курфюрсты Ганноверские получали прибыль, предоставляя своих элитных солдат другим монархам в качестве наёмников. В конце концов Ганноверы стали королями Англии и отчасти потеряли интерес к делам на родине: например, родившийся в Лондоне Георг III, и по совместительству король Ганновера, ни разу в жизни не был в Германии.

Конец иллюзии единства и конец самого Королевства Германия пришёл вместе с Французской революцией и последующими Наполеоновскими войнами. Разрушение централизованной власти и ослабление церкви ускорились под влиянием призрака кровавой Французской революции. Одни монархи аннексировали земли других, превращая их тем самым в спорные территории. Земли, принадлежавшие церкви, знать забирала себе. С 1792 года революционная Франция находилась в состоянии войны с большинством германских монархий, но никогда – со всеми одновременно. Но в начале 1806 года новоявленный император Австрии Франц II отрёкся от короны Священной Римской империи после победы французов при Аустерлице. Королевство Германия и Священная Римская империя были официально упразднены Наполеоном, который реорганизовал большую часть земель, входивших в Королевство Германии, в Рейнский союз. В 1815 году его сменил Германский союз.

Читайте также: