Что является основными целями рационализаторской деятельности в оао ржд сдо

Обновлено: 04.07.2024

ЧТО ЖЕ такое рационализация, что включают в себя проекты бережливого производства, что объединяет эти направления деятельности компании и в чем их различия?

Термин «рационализация» происходит от латинского слова rationalis — разумный и означает усовершенствование, более целесообразную организацию чего-либо. Рационализация (рационализаторская деятельность) призвана стимулировать творческие усилия работников по усовершенствованию уже известных технических решений, модернизации действующего оборудования и его приспособлению к конкретным условиям производства и эксплуатации.

Активизация рационализаторской деятельности является одним из важнейших условий научно-технического развития ОАО «РЖД». На сегодняшний день положительный эффект от рационализации выражается в устойчивости развития компании, увеличении прибыли, достижении социальной гармонии в коллективе. Свыше 30 тысяч работников ОАО «РЖД» каждый год оформляют порядка 40 тысяч рационализаторских предложений. Правоотношения по поводу рационализации регламентируются с помощью Положения о рационализаторской деятельности в ОАО «РЖД» и Порядка рассмотрения, использования, определения эффективности рационализаторского предложения и определения размера вознаграждения и премий за содействие авторам рационализаторского предложения, утвержденных распоряжением от 3 марта 2014 г. № 552р. Указанные документы устанавливают единые методические подходы к осуществлению рационализаторской деятельности в ОАО «РЖД», отбору подлинно новых и полезных для компании предложений, организации и координации технического творчества.

Упомянутым распоряжением введено понятие «рационализаторское предложение», под которым понимается техническое или технологическое решение, являющееся новым и полезным для компании, несущественно изменяющее конструкцию техники, используемую технологию или состав материала. При этом сущность рационализаторского предложения может быть выражена:

  • в особенностях конструктивного выполнения объектов;
  • во взаиморасположении деталей и узлов объектов;
  • в изменении последовательности и порядка выполнения приемов производственного цикла;
  • во введении новых операций и исключении операций, условий и режимов их выполнения;
  • в изменении количественного соотношения компонентов;
  • во введении или исключении некоторых ингредиентов, входящих в состав материалов.

Многие рационализаторские предложения ориентированы на использование в рамках конкретных участков или структурных подразделений ОАО «РЖД». Предложения, которые могут быть использованы в рамках нескольких структурных подразделений или на различных полигонах железных дорог, рекомендуются для широкого тиражирования.

В ОАО «РЖД» реализуется комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию производственных процессов, получивший название «Бережливое производство». Под этим термином в компании понимается концепция менеджмента, предусматривающая максимизацию ценности производимой продукции и оказываемых услуг для потребителей (как внутренних, так и внешних) при минимизации потерь на осуществление соответствующих процессов. При этом под потерями понимается любая деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает реальной ценности конечной продукции для потребителя. В рамках методологии проектов «Бережливое производство» выделяют потери восьми видов:

  1. перепроизводство — вид потерь, связанных с выпуском продукции в избыточном количестве;
  2. излишние запасы — вид потерь, связанных с наличием сверхнормативного количества продукции, непосредственно хранящейся на предприятии или за его пределами (к запасам относятся сырье и материалы, незавершенное производство, запасные детали и готовые изделия);
  3. транспортировка — вид потерь, связанных с перемещением продукции, материалов, запасных частей, деталей и готовых изделий;
  4. потери из-за дефектов — вид потерь, связанных с возникновением дефектов, затратами на их выявление и устранение;
  5. потери при излишней обработке — вид потерь, возникающих при выполнении операций и процессов, без которых можно обойтись;
  6. потери при излишних перемещениях — вид потерь, возникающих в связи с движениями персонала, которые не являются необходимыми;
  7. простои — вид потерь, связанных с задержками и ожиданием готовности оборудования, персонала, слишком быстрым или слишком медленным темпом работы отдельных подразделений предприятия;
  8. интеллектуальные потери — невостребованность направленных на улучшение деятельности компании идей и предложений работника, а также его потенциала.

Внедрение проектов «Бережливое производство» позволяет прежде всего выявить и существенно сократить потери в перевозочном процессе, процессах ремонта и эксплуатации инфраструктуры, подвижного состава, материально-технического обеспечения и ряде других. Конечной целью данного комплекса мероприятий является предоставление потребителю продукта и услуги, обладающих максимальной ценностью и созданных с помощью оптимального производственного процесса, содержащего наименьшее число не создающих ценности операций и технологических процессов.

В целях выявления потерь при проведении операций в рамках проектов «Бережливое производство» используется картирование (составление карты) потока создания ценности — построение достаточно простой и наглядной графической схемы, которая отображает материальные и информационные потоки, необходимые для предоставления продукта или услуги конечному потребителю. Карта потока создания ценности дает возможность сразу выявить проблемные места и на основе их анализа исключить все непроизводительные процессы и затраты.

Приоритетными для проектов «Бережливое производство» являются технологические процессы, выполняемые в линейных структурных подразделениях, однако некоторые проекты могут быть рекомендованы к внедрению в региональных и центральных дирекциях, а также филиалах компании. Межфункциональные проекты «Бережливое производство» позволяют усовершенствовать сквозные производственные процессы, включающие в себя деятельность нескольких функциональных подразделений и филиалов.

И внедрение рационализаторских предложений, и реализация проектов «Бережливое производство» проводятся в целях повышения эффективности деятельности компании. Однако необходимо видеть различия между этими мероприятиями. Так, внедрение рационализаторских предложений позволяет вносить конкретные технические и технологические усовершенствования в используемую технику или производственные процессы в целях оптимизации создающих ценность операций. При реализации же проектов «Бережливое производство» происходит планомерное выявление и исключение из производственных процессов не создающих ценности операций в целях минимизации потерь.

Нормативными документами ОАО «РЖД» в области рационализаторской деятельности установлен перечень требований, при соответствии которым предложение работника может быть признано рационализаторским. В частности, заявленное техническое или технологическое решение должно быть новым и полезным для структурного подразделения ОАО «РЖД». Предложение признается новым, если до подачи заявления

размер вознаграждения за рационализаторское предложение, используемое в ОАО «РЖД»

Размер годового экономического эффекта, тыс. руб.

12%, но не менее 2 тыс. руб

Свыше 100 до 200

Свыше 200 до 500

9% + 12 тыс. руб., но не более 1 млн. руб.

в установленной форме данное или тождественное решение не заявлялось и не использовалось в структурном подразделении ОАО «РЖД», не являлось результатом выполняемых научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, не было предусмотрено обязательными распорядительными документами, нормативами (стандартами, техническими условиями и др.), не было рекомендовано вышестоящим подразделением или опубликовано в информационных изданиях по распространению передового опыта. Предложение признается полезным, если оно позволяет структурному подразделению получить экономический, технический или иной положительный эффект. Признание предложения рационализаторским осуществляется в соответствии с установленной процедурой, включающей в себя экспертизу технического решения на предмет соответствия вышеуказанным критериям.

В отношении проектов «Бережливое производство» требования соответствия данным критериям отсутствуют и экспертиза не проводится. Проверка предложений для включения в перечень проектов «Бережливое производство» проводится по критериям технологичности, экономичности, безопасности и качества проводимых работ.

Поскольку под рационализаторским предложением в ОАО «РЖД» понимаются только технические или технологические решения, реализация организационных и управленческих предложений в рамках данного направления повышения эффективности деятельности компании не представляется возможной. Если внедрение данных предложений работников обеспечит снижение потерь в хозяйственной деятельности компании, они могут быть реализованы в рамках проектов «Бережливое производство».

Согласно действующим нормативным документам ОАО «РЖД», вознаграждение рационализаторам выплачивается за использование в деятельности компании их рационализаторского предложения, дающего экономический или иной положительный эффект. Размер вознаграждения за рационализаторское предложение, дающее экономию, зависит от размера годового экономического эффекта (см. таблицу). Размер вознаграждения за рационализаторское предложение, не дающее экономии, определяется с использованием коэффициентов действительной ценности предложения. При этом учитываются технический или иной положительный эффект, создаваемый предложением, и объем использования предложения.

На каждый проект «Бережливое производство» формируется смета затрат, в которой, в частности, предусматривается фонд для премирования участвующих в проекте работников. Премирование производится за счет и в пределах фонда оплаты труда, предусмотренного по смете затрат на эти цели. При этом на премирование соответствующих работников направляется до 50% от фактически сэкономленных в отчетном периоде сумм с учетом районных коэффициентов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Премия работникам, участвующим в проектах «Бережливое производство», состоит из двух частей:

  • первая часть — авансовая — начисляется ежеквартально в течение периода реализации проекта. Ее размер для всех работников составляет не более 40% от фонда премирования, предусмотренного сметой затрат на проект;
  • вторая часть — бонус — начисляется единовременно по результатам реализации проекта с учетом документально подтвержденного экономического эффекта. Размер бонуса для всех работников составляет не более 60% от фактического фонда премирования, предусмотренного сметой затрат на календарный год.

Поэтапное внедрение технологий, используемых в рамках проектов «Бережливое производство», осуществляется в компании с помощью утвержденного нормативными документами ОАО «РЖД» инструментария (корпоративные требования к бережливой производственной системе, корпоративные директивы и стандарты, практические руководства по применению инструментов бережливого производства по отраслевым направлениям и др.).

В отличие от проектов «Бережливое производство» рационализаторская деятельность строится на основании тематического планирования. Тематические планы (темники) по рационализации, представляющие собой сборники тематических заданий, определяют основные направления работы рационализаторов и содержат перечень проблем в производственной деятельности конкретных структурных подразделений ОАО «РЖД.

Автор рационализаторского предложения может самостоятельно подать его в соответствующее структурное подразделение ОАО «РЖД». Для этого достаточно подготовить необходимый комплект документов и передать его ответственному лицу по рационализаторской работе в этом структурном подразделении. Внедрение же проектов «Бережливое производство» осуществляется специально созданными оперативными рабочими группами. Состав данных рабочих групп утверждается приказом начальника структурного подразделения и актуализируется ежегодно. Для участников рабочих групп проводится обучение основам применения технологии бережливого производства.

Существуют различия и в определении эффективности внедрения рационализаторских предложений и проектов «Бережливое производство». Эффективность технического творчества оценивается в соответствии с рассчитанным показателем годового экономического эффекта, полученного на основе сведений об экономии или дополнительных доходах от внедрения рационализаторских предложений.

При оценке эффекта проектов «Бережливое производство» наряду с традиционными интегральными показателями производственной деятельности (производительность труда, себестоимость, качество и др.) рассматриваются показатели, характеризующие потоки создания ценности (суммарная стоимость потока создания ценности, стоимость запасов потока создания ценности, время цикла и время добавления ценности и др.). Анализ динамики данных показателей позволяет выявить и сократить или полностью устранить так называемые скрытые потери, т.е. затраты, не отражаемые явно или отражаемые не в полном объеме существующими системами учета. В результате происходит сокращение затрат на весь процесс производства продукции и оказания услуги.

Понимая важность и значимость рационализаторской деятельности и проектов «Бережливое производство», руководство ОАО «РЖД» активно поддерживает данные виды деятельности. Так, например, стал традиционным смотр-конкурс изобретений и рационализаторских предложений «Идея ОАО «РЖД». Регулярно проводятся видеоконференции по организации рационализаторской деятельности в структурных подразделениях территориальных дирекций на полигонах железных дорог, а также по вопросам внедрения проектов «Бережливое производство». Рационализаторское движение и внедрение проектов «Бережливое производство» позволяют с минимальными затратами организовать внесение в деятельность ОАО «РЖД» последовательных улучшений.

Процесс постоянного усовершенствования становится частью корпоративной культуры, а творческий потенциал работников создает прочный фундамент развития компании.

Соблюдение требований международных соглашений, федерального и регионального законодательства, отраслевых и корпоративных нормативных требований, регламентирующих деятельность в области промышленной безопасности

Вовлечение персонала ОАО «РЖД» в активное участие в работе по охране труда, принятие и реализация управленческих и технологических решений с обязательным учетом аспектов охраны труда

Сокращение удельного потребления природных ресурсов, материалов и энергии

Внедрение лучших мировых практик в области управления охраной труда

Рационализаторская деятельность в ОАО "РЖД"

Железнодорожный транспорт всегда отличался массовым участием рабочих и инженеров в техническом творчестве и хорошей организацией рационализаторской деятельности. Отрадно отметить, что эти тенденции сохраняются и развиваются несмотря ни на что. Уверен, что наши рационализаторы и изобретатели и впредь будут вносить существенный вклад в решение стоящих перед компанией задач. ( старший вице-президент ОАО «РЖД» Гапанович В.А. на конференции «Техническое творчество – первый шаг к инновациям» в рамках мероприятия «Идея ОАО «РЖД» - 2013»)

О важности рационализаторской деятельности

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременную доставку жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

Для того, чтобы качественно и своевременно выполнять свои обязательства в современном динамичном мире, наша компания нуждается в постоянном развитии и притоке новых идей. Ежегодно значительные инвестиции направляются на применение методов более рационального использования топлива, минимизацию затрат энергии, снижение эксплуатационных расходов и вредного экологического воздействия. Важным дополнением к подобным инвестициям является массовое участие широкого круга работников компании в техническом творчестве - рационализаторской деятельности.

Как известно, термин «рационализация» происходит от латинского слова «rationalis» – разумный, «ratio» – разум и означает усовершенствование, введение более целесообразной организации чего-либо. В целом рационализация (рационализаторская деятельность) призвана стимулировать творческие усилия работников по усовершенствованию уже известных технических решений, осуществлению модернизации действующего оборудования и его приспособлению к конкретным условиям производства и эксплуатации.

Рационализаторское предложение является результатом творческой деятельности человека и самым массовым объектом технического творчества. Выявление и правильное оформление рационализаторских предложений позволяет не только обеспечить приоритет, моральное и материальное поощрение авторов, но и свидетельствует о хорошей организации работы компании, об установлении в ее структурных подразделениях творческой атмосферы, которая необходима для улучшения работы оборудования, качества ремонта, условий труда, уменьшения трудоемкости и пр.

О рационализаторской деятельности в ОАО «РЖД»

ОАО «РЖД» стало одной из первых компаний в современной России, разработавшей Положение о рационализаторской деятельности, устанавливающее единые методические подходы к осуществлению рационализаторской деятельности в компании, организации и развитию массового технического творчества работников, а также регулирующее отношения, возникающие в связи с разработкой и использованием рационализаторских предложений.

Руководство Компании уделяет большое внимание организации и осуществлению рационализаторской деятельности. В журнале «Железнодорожный транспорт» опубликована статья старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А.Гапановича, посвященная данному вопросу.

На сегодняшний день свыше тридцати тысяч работников, активно участвующих в процессе развития компании, предлагают порядка сорока тысяч рационализаторских предложений ежегодно.

Основными целями рационализаторской деятельности в ОАО «РЖД» являются:

· активизация и дальнейшее развитие массового технического творчества работников ОАО «РЖД», как одного из важнейших условий научно-технического и инновационного развития компании;

· обеспечение юридической и правовой защиты рационализаторской и изобретательской деятельности;

· повышение заинтересованности работников ОАО «РЖД» в результатах своего труда путем морального и материального стимулирования технического творчества.


Организация рационализаторской деятельности в ОАО «РЖД»

Регламентация рационализаторской деятельности в ОАО «РЖД»

Основными документами, регламентирующими рационализаторскую деятельность в ОАО «РЖД», являются Положение о рационализаторской деятельности в ОАО «РЖД» и Порядок рассмотрения, использования, определения эффективности рационализаторского предложения и определения размера вознаграждения и премий за содействие авторам рационализаторского предложения, утвержденные распоряжением от 03 марта 2014 г. N 552р в редакции распоряжения ОАО «РЖД» от 10.12.2014 №2911р.


О рационализаторском предложении

Рационализаторским предложением в соответствии с Положением о рационализаторской деятельности в ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением от 03.03.2014 N 552р в редакции распоряжения ОАО «РЖД» от 10.12.2014 №2911р, признается техническое и технологическое решение, являющееся новым и полезным для ОАО «РЖД», несущественно изменяющее конструкцию техники, используемую технологию и состав материала.

Предложение признается новым, если до подачи заявления в установленной форме данное или тождественное решение:

не подавалось в Структурное подразделение, то есть не известно в качестве признанного рационализаторским или отклоненного предложения;

не использовалось в этом Структурном подразделении, кроме случаев, когда это решение использовалось по инициативе автора в течение не более 3 месяцев до подачи заявления;

не являлось результатом выполняемых для Структурного подразделения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проектных работ;

не было предусмотрено обязательными для Структурного подразделения распорядительными документами (приказами или распоряжениями администрации), не было разработано работниками этого Структурного подразделения, либо не было заявлено другим лицом, которому принадлежит более ранний приоритет, который определяется датой регистрации в Структурном подразделении;

не было рекомендовано вышестоящим подразделением ОАО «РЖД» или опубликовано в информационных изданиях по распространению передового опыта в данной отрасли, в т.ч. зафиксировано в виде информационной карты в АСУ НТИ и БД НТР Центра научно-технической информации и библиотек;

не было предусмотрено обязательными для подразделения ОАО «РЖД» нормативами (стандартами, техническими условиями и т.п.).

Предложение признается полезным, если оно позволяет Структурному подразделению получить экономический, технический или иной положительный эффект, например, повышение безопасности движения, улучшение условий труда.

Сущность рационализаторского предложения может быть выражена в особенностях конструктивного выполнения объектов, во взаиморасположении деталей и узлов объектов; в изменении последовательности и порядка выполнения приемов производственного цикла, введении новых операций и исключении операций, условий и режимов их выполнения, в изменении количественного соотношения компонентов, введении или исключении других ингредиентов, входящих в состав материалов.

Безопасность движения

Стратегической целью открытого акционерного общества "Российские железные дороги" является достижение уровня безопасности движения, соответствующего статусу холдинга, занимающего лидирующую позицию среди железных дорог мира в части безопасности предоставляемых услуг инфраструктуры, безопасности и надежности всех процессов.

Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа холдинга к середине следующего десятилетия.

В целях перехода к более высокому уровню развития в отношениях с государством, обществом, партнерами и работниками холдинга в области безопасности движения определены следующие цели:

обеспечение сохранности жизни и здоровья людей;

обеспечение заданного уровня безопасности движения, соответствующего международным и национальным требованиям;

обеспечение сохранности грузов, подвижного состава, объектов инфраструктуры;

минимизация последствий от транспортных происшествий.

Цель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" достигается реализацией следующих задач:

реализация системы допуска к инфраструктуре открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

приведение инфраструктуры открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к требованиям правил технической эксплуатации;

управление рисками в области обеспечения безопасности движения;

развитие культуры безопасности движения в холдинге.

Основными направлениями совершенствования системы управления безопасностью движения являются:

координация взаимодействия между всеми функциональными филиалами, их структурными подразделениями и дочерними обществами, участвующими в перевозочном процессе, на основе единых подходов к управлению процессами, связанными с безопасностью движения;

реализация подходов и требований, гармонизированных с международными стандартами;

поддержание позитивного уровня культуры безопасности движения через осознание работниками холдинга важности и социальной ответственности при выполнении работ, влияющих на безопасность движения, с синхронной интеграцией обязательных и неукоснительных правил поведения во все производственные процессы;

совершенствование нормативной базы.

Критерием успешной деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в области безопасности движения и надежности перевозочного процесса должно стать выполнение целевых показателей, основанное на принципе достижения целевого состояния каждым филиалом и дочерним обществом открытого акционерного общества "Российские железные дороги" при повышении эффективности профилактической деятельности.

Читайте также: