Что является основанием для придания операции статуса подлежащая обязательному контролю

Обновлено: 18.05.2024

6.2.1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

6.2.1.1. операции с денежными средствами в наличной форме:

- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

- покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

- приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

- получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

- внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

6.2.1.3. операции по банковским счетам (вкладам):

- размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

- открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

- перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

- зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

6.2.1.4. иные сделки с движимым имуществом:

- помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

- выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

- получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

- переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

- скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

- получение денежных средств в виде платы за участие в игре в лотерею, тотализатор (взаимное пари) или других основанных на риске играх, в т.ч. в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

- предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;

6.2.1.5. сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.

6.2.2. Обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, независимо от ее суммы, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

6.2.3. При наличии оснований отнесения операции Клиента к операциям, подлежащим обязательному контролю, Ответственный сотрудник Банка принимает окончательное решение о признании операции Клиента операцией, подлежащей обязательному контролю, и представлении сведений о ней в Уполномоченный орган.

Определение обязательного контроля приведено в ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем»:

«Обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ».

В законе есть перечень операций, которые необходимо в обязательном порядке проверять, даже если они не вызывают подозрений. Выполнять контроль должны субъекты 115-ФЗ — банки, страховые, микрокредитные организации, ломбарды и другие финансовые организации. Они обязаны передавать информацию о таких операциях регулятору — в Росфинмониторинг.

Как проходят проверки

Росфинмониторинг не публикует план проверок и подробную статистику по нарушениям. Причина — специфика деятельности. Дело в том, что регулятор не относится к ведомствам, которые организуют надзор по Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ (пп. 15 п. 3.1 ст. 1).

Цель проверки — выяснить, как в организации соблюдают нормы ПОД/ФТ. Можно выделить ключевые параметры, на которые обращает внимание регулятор:

  • состоит ли компания на учете в Росфинмониторинге;
  • приняты ли в организации правила внутреннего контроля;
  • назначено ли специальное должностное лицо;
  • как часто проводится сверка клиентской базы со списками террористов и экстремистов, распространителей оружия;
  • корректно ли ведутся анкеты клиентов, хранятся ли они;
  • отправляются ли ФЭС об операциях, которые подлежат обязательному контролю.

Ответственность за нарушения в сфере ПОД/ФТ указана в ст. 15.27 КоАП. На организацию могут наложить штраф в размере от 30 000 до 1 млн руб., приостановить деятельность на срок до 60 суток или лишить лицензии.

Рассмотрим несколько случаев, когда во время выездных проверок регулятор выявил нарушения по 115-ФЗ.

Ошибки при заполнении ФЭС

«Финанс-кредит» был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и оштрафован на 56 000 руб. Представители кооператива подали жалобу в Арбитражный суд и просили заменить штраф на предупреждение.

По закону кредитные потребительские кооперативы обязаны:

  • не реже 1 раза в 3 месяца сверять клиентскую базу с физическими и юридическими лицами, в отношении которых приняты меры для замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества (пп. 7 п. 1 ст. 7 115-ФЗ);
  • не реже 1 раза в 3 месяца сверять список клиентов с перечнем распространителей оружия массового поражения (п. 6 ст. 7.5 115-ФЗ);
  • отправлять ФЭС с результатами проверок (Указание Банка России от 17.10.2018 № 4937-У).

Кооператив уже привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Арбитражный суд не удовлетворил апелляционную жалобу кооператива.

Регулятор вынес постановление о привлечении ломбарда к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в 50 000 руб. Общество обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением — признать постановление незаконным. Однако суд не удовлетворил требование ломбарда.

Нет на учете регулятора — нет штрафов по 115-ФЗ

Отказ регистрации не означает, что таким образом получится скрыться от внимания надзорных органов. Это одно из распространенных заблуждений. Проверить соблюдение законодательства в сфере ПОД/ФТ может не только регулятор.

Это подтверждает ситуация с агентством недвижимости «Регион» из Московской области. Организация не состояла на учете в Росфинмониторинге, хотя подпадает под действие ст. 5 115-ФЗ, поэтому должна выполнять требования закона.

Прокуратура провела плановую проверку и выяснила, что сотрудники агентства недвижимости не соблюдают 115-ФЗ в части нескольких пунктов:

  • агентство не состоит на учете в Росфинмониторинге;
  • в организации нет правил внутреннего контроля;
  • сотрудники не прошли обучение по ПОД/ФТ;
  • специалисты не сверяют списки клиентов, принятых на обслуживание, с перечнями террористов, экстремистов и распространителей оружия.

Прокуратура вынесла постановление об административном правонарушении по ч. 1. ст. 15.27 КоАП РФ. Росфинмониторинг назначил агентству недвижимости штраф в 60 000 руб.

Представители агентства недвижимости пытались оспорить постановление прокуратуры в арбитражном суде. Они настаивали, что их деятельность не подпадает под действие 115-ФЗ, так как они не оказывают посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи, занимаются только консультационными.

Однако суд заметил, что агентство предоставляло посреднические услуги при купле-продаже недвижимости. Это подтверждала информация из устава и выписки из ЕГРЮЛ. Суд не удовлетворил иск риелторов.

Всё необходимое для управления рисками в одном окне: идентификация клиентов по актуальным критериям, комплексная оценка комплаенс-рисков и др.

Аналогичные нарушения выявили сотрудники ИФНС в деятельности компании «Дональд Трейд Плюс», которая занимается распространением лотерейных билетов.

Согласно ст. 5 115-ФЗ к организациям, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся «организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной̆ форме». Поэтому в «Дональд Трейд Плюс» должны принимать меры в целях ПОД/ФТ.

Как следует из материалов дела, сотрудники налоговой провели проверку и выявили нарушения норм 115-ФЗ:

  • в компании не разработаны правила внутреннего контроля;
  • общество не зарегистрировало личный кабинет на портале Росфинмониторинга, чтобы сверять клиентскую базу со списками террористов и экстремистов.

Налоговая вынесла постановление об административном правонарушении по ч. 1. ст. 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения. В «Дональд Трейд Плюс» намеревались оспорить это решение, однако Арбитражный суд Калининградской области не удовлетворил иск общества.

3.Операции с поступлениями от иностранных государств

Получение некоммерческой организацией денег и другого имущества от иностранных государств, организаций, граждан и лиц без гражданства, а также расход этих средств подлежат обязательному контролю, если сумма операции равна или превышает 100 тыс. рублей.

4.Операции по счетам организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК

Переводы и поступления со счета хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, если сумма операции равна или превышает 10 млн рублей.

1.Операции с деньгами и другим имуществом

Обязательному контролю подлежат операции с деньгами и другим имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. рублей и по своему характеру операции относятся к одному из перечисленных ниже видов.

Операции с наличными

  • Снятие со счета юрлица и зачисление на него наличных, если это не обусловлено характером хозяйственной деятельности
  • Покупка или продажа валюты физлицом
  • Обмен банкнот
  • Покупка ценных бумаг
  • Вложение в уставный капитал организации

Зачисление, перевод средств на счет, предоставление или получение кредита, операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является компания или физлицо, имеющее регистрацию в государстве, которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Операции по банковским счетам и вкладам

  • Открытие вклада в пользу третьих лиц
  • Поступления денежных средств из-за границы и переводы за рубеж, если на той стороне аноним
  • Деньги пришли или ушли со счета юридического лица, которое работает меньше трех месяцев или для которого это первая операция

Иные сделки с движимым имуществом

  • Помещение ювелирных изделий, камней и монет из драгоценных металлов в ломбард
  • Физлицо платит или получает деньги при страховании жизни или другом виде накопительного страхования
  • Получение или предоставление имущества по договору лизинга
  • Переводы денег через некредитные организации
  • Купля-продажа ювелирных изделий, камней и монет из драгоценных металлов
  • Плата за участие и выигрыш в лотерее, тотализаторе и других азартных играх
  • Предоставление и получение некредитными организациями беспроцентных займов

Как подготовиться к проверке по 115-ФЗ

Росфинмониторинг снял мораторий на выездные проверки, которых не было почти год из-за пандемии. Ведомство вернулось к работе в обычном режиме. Разбираемся, как подготовиться к проверке регулятора и за что штрафуют по «антиотмывочному» закону.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — 115-ФЗ) обязывает компании следить за операциями клиентов и выявлять тех, которые занимаются обналичиванием средств и проводят другие сомнительные операции.

Организации, которые должны исполнять требования закона, называют субъектами 115-ФЗ. В их числе банки, лизинговые компании, обслуживающие бухгалтерии, агентства недвижимости и другие. Полный список можно посмотреть в ст. 5 и ст. 7.1.

6.Операции с эмитированных карт

Получение физлицом наличных с платежной карты, если указанная карта эмитирована иностранным банком.

В дополнение к перечню из ст. 6 Закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежат любые операции с денежными средствами или другим имуществом, которые совершает организация или физлицо, в отношении которых есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо аффилированное лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций.

В случае если операция осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центробанка РФ, действующему на дату совершения такой операции.

Кто следит за исполнением 115-ФЗ

В России работают органы-регуляторы, которые следят за соблюдением законодательства в сфере ПОД/ФТ. Всего их четыре: это Центральный банк, Росфинмониторинг, Федеральная пробирная палата и Роскомнадзор.

У каждого субъекта 115-ФЗ свой регулятор, он зависит от вида деятельности компании:

  • работу банков, ломбардов, страховых компаний, микрофинансовых организаций, кредитно-потребительских кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, участников рынка ценных бумаг по соблюдению норм ПОД/ФТ контролирует Центральный банк;
  • агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых компаний, бухгалтеров на аутсорсе, аудиторов, юристов, операторов по приему платежей, лотерей, тотализаторов — Росфинмониторинг;
  • ювелирного сектора — Федеральная пробирная палата;
  • мобильных операторов и Почты России — Роскомнадзор.

5.Операции по счетам, открытым исполнителю оборонного заказа

Зачисление средств на счета, открытые исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, и списание средств с этих счетов, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 тыс. рублей.

Приложение 3. Перечень видов операций, сведения о которых представляются в уполномоченный орган

Покупка наличной иностранной валюты физическим лицом

Продажа наличной иностранной валюты физическим лицом

Приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет

Получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом

Внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме

Операции по банковским счетам (вкладам)

Открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме

Зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, период деятельности которых не превышает трех месяцев со дня их регистрации (инкорпорации)

Зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента их открытия

Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1 Федерального закона от 21.07.2017 N 213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний.

Операции по отдельным счетам, открытым головным исполнителям, исполнителям для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - отдельный счет)

Операция по зачислению денежных средств на отдельный счет с любого иного счета

Операция по первому зачислению денежных средств на отдельный счет с иного отдельного счета

Операция по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельный счет с иного отдельного счета или по списанию денежных средств с отдельного счета на иной отдельный счет

Операция по списанию денежных средств с отдельного счета на любой иной счет в целях уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации

Операция по списанию денежных средств с отдельного счета на любой иной счет в целях оплаты расходов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию

Операция по списанию денежных средств с отдельного счета на любой иной счет в целях перечисления прибыли

Операция по списанию денежных средств с отдельного счета головного исполнителя на любой иной счет в целях перечисления денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта

Операция по списанию денежных средств с отдельного счета на любой иной счет в целях расчета с иностранным исполнителем, участвующим в поставке продукции по государственному оборонному заказу и входящим в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки

Операция по списанию денежных средств с отдельного счета на любой иной счет в целях перечисления денежных средств, направленных на возмещение (компенсацию) понесенных головным исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа

Операция по списанию денежных средств с отдельного счета на любой иной счет в целях возврата суммы кредита и процентов по кредиту

Операция по списанию денежных средств с отдельного счета на любой иной счет в целях оплаты труда, денежных выплат, связанных с предоставлением работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации

Операция по списанию денежных средств с отдельного счета на любой иной счет в целях исполнения исполнительного документа

Операция по списанию денежных средств с отдельного счета на любой иной счет в целях размещения денежных средств на депозит

Операция по списанию денежных средств с отдельного счета на любой иной счет, не соответствующая описанию операций по списанию денежных средств на любой иной счет, предусмотренных кодами вида операции 4104 - 4113, 4115, 4116

Операция по списанию денежных средств с отдельного счета на любой иной счет в целях перечисления денежных средств, направленных на возмещение (компенсацию) понесенных исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа

Операция по списанию денежных средств с отдельного счета на любой иной счет в целях перечисления денежных средств, направленных на возмещение (компенсацию) понесенных исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа

Иные операции с движимым имуществом

Предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа

Получение физическим или юридическим лицом (за исключением кредитной организации), иностранной структурой без образования юридического лица перевода денежных средств от плательщика и (или) обслуживающего плательщика банка с территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, перечень которых утверждается уполномоченным органом (применяется с 1 октября 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2021 N 230-ФЗ <10>)

Операции с денежными средствами или иным имуществом, сведения о которых предоставляются в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 и пунктом 11 статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ

Операции, связанные с финансированием экстремистской, в том числе террористической деятельности

Операция с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица (за исключением операций, соответствующим кодам 7002, 7003, 7006).

Операция с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, предусмотренная подпунктами 1 и 2 пунктами 2.4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.

Операции с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в отношении которых вынесено решение суда о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом.

Операция с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица, совершаемая в порядке, предусмотренном абзацем 5 пункта 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Операция с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества.

Операция с денежными средствами или иным имуществом, совершаемая физическим лицом, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ

Операция с денежными средствами или иным имуществом, совершаемая организацией или физическим лицом, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, и осуществляемая по основаниям, предусмотренным пунктами 4 и 5 статьи 7.4 Федерального закона N 115-ФЗ соответственно.

Операции, связанные с финансированием распространения оружия массового уничтожения

Операция с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (за исключением операции, соответствующей коду 7103)

Операция с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию организации или физического лица, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения

Операция с денежными средствами или иным имуществом, совершаемая организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, в случае частичной или полной отмены применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с пунктом 7 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ

Операции по сделкам с недвижимым имуществом

Операции по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества

Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества (не используется при первичном направлении в уполномоченный орган информации об операциях, совершенных начиная с 1 октября 2021 года)

Операция по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества (не используется при первичном направлении в уполномоченный орган информации об операциях, совершенных начиная с 1 октября 2021 года)

<10> Федеральный закон от 28.06.2020 N 230-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 3.1 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".

2.Сделки с недвижимым имуществом

Под контроль подпадает переход права собственности, если сумма сделки равна или превышает 3 млн рублей.

Как подготовиться к проверке регулятора

Единственный способ застраховаться от штрафов и других неприятных последствий проверки — соблюдать требования законодательства.

Росфинмониторинг разработал памятки для субъектов закона из ст. 5 и ст. 7.1. Это подробная инструкция по соблюдению норм 115-ФЗ.

Организуйте систему по внутреннему контролю

  • разработайте ПВК и вовремя их обновляйте;
  • назначьте специалиста, ответственного за соблюдение ПВК;
  • встаньте на учет в Росфинмониторинг;
  • зарегистрируйте личный кабинет на сайте Росфинмониторинга.

Ведите внутренний контроль

Под внутренним контролем подразумеваются следующие действия:

  • проведите идентификацию каждого клиента, бенефициарного владельца;
  • выявляйте операции, которые подлежат обязательному контролю;
  • оценивайте риски: при обнаружении признаков ОД/ФТ блокируйте деньги на счете клиента или его возможность распоряжаться имуществом, а также сообщайте об этом в Росфинмониторинг;
  • проводите обучение сотрудников.

Ольга Смирнова, руководитель Контур.Призмы

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: