Что включает в себя маркетинговое исследование в оао ржд сдо

Обновлено: 18.05.2024

Организацией, уполномоченной решать все вопросы с клиентами от имени железнодорожного транспорта при формировании и исполнении заказа на перевозку, а также профессионально занимающейся маркетинговой деятельностью на железнодорожном транспорте в сфере грузовых перевозок, является Система фирменного транспортного обслуживания (СФТО).

Маркетинговая деятельность в сфере грузовых перевозок представляет собой комплекс работ и мероприятий, выполняемых маркетинговыми подразделениями СФТО всех уровней в целях повышения доходности железных дорог и максимального удовлетворения спроса на перевозки грузов. Она включает следующие основные направления: маркетинговые исследования; текущее планирование (прогнозы объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом); поддержка стратегического планирования (экономические обоснования, предложения и рекомендации по проведению эффективной маркетинговой стратегии и тактики работы железных дорог ОАО «РЖД» на транспортном рынке в сфере грузовых перевозок, а также программ маркетинговых мероприятий); маркетинговый менеджмент – взаимодействие с субъектами маркетинга (клиентами, поставщиками сопутствующих услуг, перевозчиками); контроль исполнения маркетинговых программ и планов.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Эффективное управление маркетингом на железнодорожном транспорте требует обоснованного достоверного предвидения ситуации на транспортном рынке, оказания влияния на пользователей и рынок на основе разработки планов маркетинга в отрасли.

Основными целями маркетингового планирования являются прогнозирование спроса на транспортные услуги и разработка комплекса мероприятий (программы) действий транспорта для обеспечения стабильности этого спроса и улучшения финансово-экономического положения железных дорог, повышения их конкурентоспособности.

В системе фирменного транспортного обслуживания (СФТО) грузовладельцев задачи стратегического планирования маркетинга и координации маркетинговой деятельности железных дорог выполняет Центр Фирменного Транспортного Обслуживания (ЦФТО). ЦФТО осуществляет методическую поддержку маркетинговой деятельности дорог при участии Дорожных Центров Фирменного Транспортного Обслуживания (ДЦФТО) и разрабатывает планы тактических мероприятий маркетинга.

Маркетинговая деятельность железной дороги включает обследование экономики района тяготения железной дороги, спроса грузовладельцев на транспортные услуги, разработку необходимого комплекса услуг по его стимулированию.

Целями маркетингового планирования являются:

- поиск новых, нетрадиционных путей обслуживания грузовладельцев с целью их привлечения на железнодорожный транспорт;

- анализ, выбор и контроль реализации мероприятий по повышению качества работы и обслуживание клиентов, в том числе – технических и технологических мероприятий;

- разработка предложений по стимулированию спроса на транспортные услуги;

- поиск возможностей изменения инфраструктуры железнодорожного транспорта с целью более эффективной его работы в регионе, обслуживаемом дорогой;

- организация рекламной деятельности на транспорте;

- анализ и развитие дополнительных видов деятельности, в том числе по обслуживанию грузовладельцев и других пользователей железных дорог.

Проведение этой работы осуществляется в комплексе плановых мероприятий на дороге и оформляется в виде плана маркетинга, процесс планирования которого схематично представлен на рис. 1.


Рис.1. План маркетинга транспортного предприятия

Таким образом, план маркетинга железной дороги в области обслуживания грузовладельцев охватывает деятельность практически всех ее структурных единиц на уровне тактических мероприятий маркетинга и объединяет их работу для достижения роста прибыли, повышение рентабельности и доходности перевозок грузов за счет оперативного, качественного обслуживания клиентов и помощи в решении их проблем, связанных с производством и транспортировкой продукции.

План маркетинга железной дороги должен содержать стратегические направления ее деятельности и план (программу) тактических маркетинговых мероприятий для достижения стратегии на ближайший отчетный период.




Работу по составлению плана маркетинга необходимо начинать с характеристики существующей системы планирования, рассмотрения и анализа ее элементов и их соответствия маркетинговым принципам работы.

Необходимость создания четкой ориентирующей модели (рис. 2) вызвана самой сутью маркетинга и потребностью количественной оценки рыночной стратегии предприятия.


Рис. 2. Схема ориентирующей модели предприятия

Для принятия решений при планировании стратегии ориентирующая модель группирует показатели, которые характеризуют объемы перевозок (заявлено в вагонах и тоннах), повышение доходов, степень удовлетворения спроса клиентов на новые виды транспортных услуг, лимитирующие ресурсы железной дороги, необходимые грузовые тарифы, доходы и прибыль от перевозок. Мероприятия маркетинга реализуются на этапе работы по проекту (рис. 3). Изучение рынка транспортных услуг должно быть связано с учетом ситуации в экономике страны, уровня развития рыночных отношений между предприятиями транспорта и производителями продукции. При этом рекомендуются следующие виды сегментации: сегментация рынка по группам грузоотправителей, по параметрам транспортных услуг, по основным конкурентам.


Рис. 3. Схема разбиения рынка на проекты

3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И

АНАЛИЗ РЫНКА ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

Исследование маркетинговой ситуации железной дороги на очередном этапе планирования маркетинга начинают с анализа экономических, хозяйственных, политических, географических и других изменений, происходящих в районе тяготения железной дороги. Данную работу выполняют специалисты отдела маркетинга ДЦФТО, маркетологи региональных агентств во взаимодействии с соответствующими сотрудниками механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, грузовых станций и транспортно-экспедиционных фирм и компаний.

Исследование выполняется на основе анализа отчетных и прогнозных материалов о работе грузообразующих предприятий и отраслей, анкетных обследований (Приложение 1) и наблюдений работников перечисленных организаций и предприятий, обработки заявок грузоотправителей на перевозки, а также анализа информации об изменениях и тенденциях развития экономики района тяготения железной дороги и работы других видов транспорта. Для этого используются материалы правительственных решений и региональных структур управления, информация в прессе и других средствах массовой информации об открытии или расширении деятельности промышленных предприятий, новом строительстве объектов, планирующемся росте производства в заготовительных и добывающих отраслях.

Для изучения экономической и хозяйственной ситуаций в регионе весьма важны прямые связи маркетологов или руководства дороги с руководителями крупных промышленных и хозяйственных объектов. Они помогают держать под контролем динамику производства в таких организациях и предприятиях и вовремя отреагировать предложением соответствующих транспортных услуг железных дорог.

Планирование маркетинговой деятельности транспортного предприятия предполагает, прежде всего, обследование экономики района тяготения, прогнозирование объемов производства промышленных предприятий, а также анализ собственных производственных возможностей. На основе такого прогноза планируются экономические показатели работы самой дороги. Для этого собирается внешняя и внутренняя информация.

На основе этой информации рассчитываются следующие показатели:

где Р – объем отправления i-го рода груза железнодорожным транспортом, тыс. т;

L – расстояние перевозки i-го рода груза, км;

i – число родов груза, принятое для анализа.

Что включает в себя маркетинговое исследование в оао ржд сдо

[1].Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг, СПб, «Питер», 2004. – с.23;

[2] Роджерс Л. Маркетинг в малом бизнесе, Москва, Аудит, ЮНИТИ, 2006. – с.93;

[3] Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг, СПб, «Питер», 2004. – с.89;

[4] Квартальнов В.А. Теория и практика туризма, Москва, Финансы и статистика, 2004. – с.339;

[5] Котлер Ф, Основы маркетинга, Москва, изд. дом «Вильямс», 2003. – с.108;

[6] Дегтяренко В.Г. Основы логистики и маркетинга, Москва, Гардарика, 2001. – с.63;

[7] Квартальнов В.А. Теория и практика туризма, Москва, Финансы и статистика, 2004. – с.331;

[8] Котлер Ф, Основы маркетинга, Москва, изд. дом «Вильямс», 1999. – с.254;

[9] Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента, Москва, изд. «Дело»,2001. – с.371;

[10] Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента, Москва, изд. «Дело»,2001. – с.377;

Герчикова И.Н. Менеджмент, Москва, изд. Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. –с.264;

[12] Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг, СПб, «Питер», 2004. – с.62;

[13] Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг, СПб, «Питер», 2004. – с.81;

[14] Котлер Ф. Маркетинг, гостеприимство, туризм. — Москва., изд. дом «Вильямс», 2001.- с.237;

[15] Котлер Ф. Маркетинг, гостеприимство, туризм. — Москва., изд. дом «Вильямс», 2001.- с.306;

[16] Журнал «Экономика и жизнь» № 35 за 2006г;

[17] Квартальнов В.А. Теория и практика туризма, Москва, Финансы и статистика, 2004. – 501с;

Стратегия ОАО «РЖД»

Миссия холдинга «РЖД» заключается в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса, ядром которого является эффективное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования.

Стратегия развития до 2030 года

Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года (далее — Стратегия холдинга определяет цели и задачи развития Холдинга, его ключевые приоритеты и проекты долгосрочного развития.

Миссия холдинга «РЖД» реализуется через достижение к 2030 году стратегических целей по пяти ключевым направлениям:

  • транспортно-логистические услуги;
  • пассажирские перевозки;
  • железнодорожные перевозки и инфраструктура;
  • зарубежная деятельность;
  • социальная политика.

В 2020 году реализация Стратегии осуществлялась с учетом положений Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года.

Стратегические приоритеты и цели по ключевым направлениям

Транспортно-логистические услуги

Стратегическим приоритетом развития данного направления является формирование диверсифицированной продуктовой корзины с переходом от оказания преимущественно услуг по перевозкам к предоставлению комплексных интегрированных услуг по принципу «от двери до двери», последовательным расширением спектра с 2PL- до 3PL- и 4PL-услуг, а также с формированием глобальных логистических цепочек.

Стратегические цели до 2030 года:

  • сохранить лидирующие позиции в сфере грузовых железнодорожных перевозок в Европе, повысить привлекательность железнодорожного транспорта для клиентов;
  • войти в топ‑5 компаний Европы по объему логистического бизнеса;
  • повысить уровень удовлетворенности клиентов за счет повышения качества услуг при сохранении конкурентоспособной стоимости перевозок;
  • обеспечить эффективное обслуживание глобальных цепочек поставок крупнейших российских и международных клиентов, расширить перевозочный и логистический бизнес на евро-азиатском пространстве.

Пассажирские перевозки

Стратегические приоритеты развития данного направления — оптимизация маршрутной сети и расписания поездов, повышение скоростей, использование инновационного подвижного состава, совершенствование продуктового предложения, цифровизация клиентских сервисов и бизнес-процессов, повышение качества традиционного сервиса в поездах и сопутствующих сферах. Одним из ключевых направлений является расширение полигона скоростных и высокоскоростных перевозок между крупнейшими агломерациями страны на основе современных эффективных решений.

Стратегические цели до 2030 года:

  • обеспечить сохранение существующей доли в пассажирообороте транспортной системы России;
  • реализовать проекты развития скоростных и высокоскоростных перевозок.

Железнодорожные перевозки и инфраструктура

В это направление включены не только непосредственно инфраструктура, но и комплексы управления движением, эксплуатации и ремонта тяги. Стратегические приоритеты развития инфраструктуры ОАО «РЖД» определяются ее естественно-монопольным характером и заключаются в снижении издержек, повышении возможностей для создания новых перевозочных и логистических продуктов, модернизации сети и строительстве окупаемых дополнительных главных путей под возрастающие объемы перевозок. Особенности направления — сохранение публичности услуг, государственное регулирование как субъекта естественной монополии, равнодоступность для потребителей.

Стратегические цели до 2030 года:

  • сохранить лидирующие позиции в мире в части эффективности, безопасности, качества услуг инфраструктуры;
  • обеспечить планомерное обновление активов с использованием инновационных технологий и решений на основе эффективного управления стоимостью жизненного цикла основных фондов при обеспечении их нормативного состояния и надежности.

Зарубежная деятельность

Стратегические приоритеты данного направления: реализация транзитного потенциала Российской Федерации, укрепление и расширение присутствия Холдинга на рынке международного железнодорожного инжиниринга, инфраструктурного строительства и управления железными дорогами, продвижение и защита интересов Холдинга в международных организациях.

Стратегические цели до 2030 года:

  • создать условия для четырехкратного роста объемов транзитных контейнерных перевозок;
  • обеспечить продвижение инициатив Холдинга в международных организациях;
  • создать условия для расширения портфеля зарубежных проектов холдинга «РЖД».

Социальная политика

Работники ОАО «РЖД» — ключевой актив Компании, способный обеспечить достижение долгосрочных целей развития, и ее основное конкурентное преимущество. Развитие направления строится на основе объективной оценки добавленной стоимости, создаваемой за счет поддержки коллектива и эффективного использования ресурсов для оказания рыночных услуг. Неотъемлемым элементом направления также является социальная и общественная политика ОАО «РЖД», проводимая вне трудового коллектива.

Стратегия ОАО «РЖД»

Миссия холдинга «РЖД» заключается в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса, ядром которого является эффективное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования.

Стратегия развития до 2030 года

Стратегия развития холдинга «РЖД» до 2030 года, определяющая цели и задачи развития Холдинга, его ключевые приоритеты и проекты долгосрочного развития, утверждена советом директоров ОАО «РЖД» в декабре 2013 года. Миссия холдинга «РЖД» реализуется через достижение к 2030 году стратегических целей по пяти ключевым направлениям:

  • транспортно-логистические услуги;
  • пассажирские перевозки;
  • железнодорожные перевозки и инфраструктура;
  • зарубежная деятельность;
  • социальная политика.
Реализация Стратегии развития холдинга «РЖД»

В целях реализации Стратегии развития холдинга «РЖД» утвержден План мероприятий по реализации Стратегии развития холдинга «РЖД» до 2030 года, который укрупненно состоит из общекорпоративных и региональных мероприятий и мероприятий по основным направлениям деятельности Холдинга. План сформирован на основе разработанных стратегических инициатив и проектов, детализированных до конкретных мероприятий.

Стратегические приоритеты и цели по ключевым направлениям

Реализация Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года осуществлялась в 2018 году с учетом положений Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года и Плана мероприятий по реализации Стратегии развития Холдинга «РЖД» до 2030 года.

Транспортно-логистические услуги

Стратегическим приоритетом развития данного направления является формирование диверсифицированной продуктовой корзины с переходом от оказания преимущественно услуг по перевозкам к предоставлению комплексных интегрированных услуг по принципу «от двери до двери», последовательным расширением спектра с 2PL- до 3PL-, 4PL-услуг, а также с формированием глобальных логистических цепочек.

  • сохранить лидирующие позиции в сфере грузовых железнодорожных перевозок в Европе, повысить привлекательность железнодорожного транспорта для клиентов;
  • войти в топ-5 компаний Европы по объему логистического бизнеса;
  • повысить уровень удовлетворенности клиентов за счет повышения качества услуг при сохранении конкурентоспособной стоимости перевозок;
  • обеспечить эффективное обслуживание глобальных цепочек поставок крупнейших российских и международных клиентов, расширить перевозочный и логистический бизнес на евро-азиатском пространстве;
Пассажирские перевозки

Стратегические приоритеты развития данного направления – оптимизация маршрутной сети и расписания поездов, повышение скоростей, использование инновационного подвижного состава, совершенствование продуктового предложения, цифровизация клиентских сервисов и бизнес-процессов, повышение качества традиционного сервиса в поездах и сопутствующих сферах. Одним из ключевых направлений является расширение полигона скоростных и высокоскоростных перевозок между крупнейшими агломерациями страны на основе современных эффективных решений.

  • обеспечить сохранение существующей доли в пассажирообороте транспортной системы России;
  • реализовать проекты развития скоростных и высокоскоростных перевозок;
Железнодорожные перевозки и инфраструктура

В это направление включены не только непосредственно инфраструктура, но и комплексы управления движением, эксплуатации и ремонта тяги. Стратегические приоритеты развития инфраструктуры ОАО «РЖД» определяются ее естественно-монопольным характером и заключаются в снижении издержек, повышении возможностей для создания новых перевозочных и логистических продуктов, модернизации сети и строительстве окупаемых дополнительных главных путей под возрастающие объемы перевозок. Особенности направления – сохранение публичности услуг, государственное регулирование как субъекта естественной монополии, равнодоступность для потребителей.

  • сохранить лидирующие позиции в мире в части эффективности, безопасности, качества услуг инфраструктуры;
  • обеспечить планомерное обновление активов с использованием инновационных технологий и решений на основе эффективного управления стоимостью жизненного цикла, готовностью и надежностью основных фондов;
Зарубежная деятельность

Стратегические приоритеты данного направления – укрепление и расширение присутствия Холдинга на рынке международного железнодорожного инжиниринга и инфраструктурного транспортного строительства, создание условий для расширения других видов бизнеса Холдинга на рынках присутствия в качестве подрядчика при сооружении инфраструктурных объектов. Планируется развитие на основе уникальных компетенций в сферах проектирования и строительства объектов железнодорожного транспорта, создания сложных систем управления инфраструктурой и перевозками, организации движения, управления экономикой и финансами железных дорог.

  • войти в число мировых компаний-лидеров по инфраструктурному строительству;
  • обеспечить формирование долгосрочного портфеля заказов и высочайший уровень реализации проектов;
Социальная политика

Работники ОАО «РЖД» – ключевой актив Компании, способный обеспечить достижение долгосрочных целей развития, и ее основное конкурентное преимущество. Развитие направления строится на основе объективной оценки добавленной стоимости, создаваемой за счет поддержки коллектива и эффективного использования ресурсов для оказания рыночных услуг. Неотъемлемым элементом направления также является социальная и общественная политика ОАО «РЖД», проводимая вне трудового коллектива.

Читайте также: