Что такое псп в мчс

Обновлено: 05.07.2024

ВНИМАНИЕ: Если текст документа не отобразился, файл доступен по кнопке скачать внизу страницы!

Внимание ! К сожалению не удалось загрузить документ для просмотра
Попробуйте обновить страницу или (нажмите F5)
Возможно формат файла не поддерживается.
Материал доступен по кнопке скачать!

Последние файлы

Напишите нам Сотрудничество Полезные ссылки Наша команда Контакты

Создание плана тренировок и ведение журнала

Перед занятиями руководитель обучения обязан составить методический план. Для этого он должен знать объективную ситуацию уровня подготовки подчиненных, чтобы результат тренировок был положительным. Занятия могут проводиться в индивидуальной и коллективной форме.

Рекомендуемая форма плана есть в методических рекомендациях по пожарно-строевой подготовке. При его составлении необходимо учесть время, отведенное для различных методов и форм обучения.

Вышеуказанная основная часть занятия, как правило, делится на две части, но их тематика и вид тренировок не должны сильно отличаться.

В плане указывают цель, время, вид и место проведения занятия. Отдельную графу выделяют для темы и используемой литературы. После «шапки» идет развернутый план занятий с описанием вопросов и методом отработки. Документ утверждается уполномоченным лицом.

В журнал по учету противоаварийных, противопожарных тренировок вносят сведения о дате, месте и теме проведенных мероприятий.

Также в журнале указывается фамилия с должностью участника тренировки. В отдельных графах тренирующиеся ставят свою подпись, после выставления оценок и указания замечаний, если таковые имеются.

Что такое псп в мчс

Норматив № 7.8
Боевое развертывание от автоцистерны с подачей одного ствола «Б»

Требования охраны труда при эксплуатации пожарных автоцистерн

К эксплуатации автоцистерн могут быть допущены только лица, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие свидетельство установленного образца.

В процессе эксплуатации запрещается:

— допускать к работе с автомобилем посторонних лиц;

— работать на автоцистерне, находящейся в неисправном состоянии;

— работать в темное время суток или в условиях недостаточной видимости на неосвещенной площадке;

— работать, не включив стояночную тормозную систему;

— подача воды в пожарные рукавные линии до выхода ствольщиков на исходные позиции или до подъема на высоту;

— снятие пожарного оборудования и другого оборудования с пожарной автоцистерны до фиксации дверей отсеков пожарной автоцистерны в открытом положении.

Подача воды в пожарные рукавные линии производится с постепенным повышением давления, чтобы избежать разрыва пожарных рукавов и травмирования ствольщиков.

В зимнее время необходимо следить за состоянием подножек, ступенек, трапов и поручней, своевременно очищать их от снега и льда.

При прокладке рукавных линий не допускать перекручивания, заломов рукавов и ударов соединительных головок о твердое покрытие дороги.

Проведение разминки личного состава

Разминочный бег

  • бег по кругу в колонне по одному трусцой и боком с приставным шагом – 2 мин.

Суставная разминка (л/с построен в одну шеренгу на интервал вытянутых рук)

Восстановление дыхания

  • поднятие прямых рук над головой с глубоким вдохом и опускание корпуса и рук вниз с глубоким выдохом – 10 раз.

Условия выполнения норматива № 7.8
Боевое развертывание от автоцистерны с подачей одного ствола « Б »

1. Начальное положение:

Автоцистерна установлена на площадке.

2. Окончание:

Двигатель переключен на насос, рукавная линия проложена, соединительные головки соединены, пожарный со стволом находится на позиции, водитель у насоса. В скобках указано время с пуском воды.

Время выполнения норматива № 7.8
Боевое развертывание от автоцистерны с подачей одного ствола «Б »

* В скобках указано время с пуском воды

Порядок выполнения норматива № 7.8
Боевое развертывание от автоцистерны с подачей одного ствола «Б »


Схема БР при отработке норматива №7.8

Выполнение норматива производится расчетом из двух человек, водитель и пожарный.

Перед выполнением норматива исполнители выстраиваются у автоцистерны с любой стороны в сторону передних колес (направляющий против оси заднего колеса), двигатель работает на малых оборотах, пожарное и аварийно-спасательное оборудование закреплено на своих местах, пожарные рукава уложены в скатках, дверцы отсеков закрыты.

Выполнение норматива без пуска воды

По команде руководителя занятий – «Ствол «Б» от АЦ на два(три) рукава (с пуском воды) — марш!», водитель переключает двигатель на насос и открывает насосный отсек.

Пожарный открывает отсек, соединяет соединительные головки рукавов между собой и стволом, выкладывает линию на землю, оставляя один конец рукавной линии у напорного патрубка насоса автоцистерны, а другой конец линии со стволом удерживает в руке. Далее начинает бежать в сторону прокладки рукавной линии, разматывая за собой рукава. Полностью разматывает рукава и выходит на позицию.

Водитель присоединяет оставленный конец рукава к напорному патрубку насоса (при необходимости через рукавный переходник) и встает у насоса.

Норматив считается выполненным, если при работе соблюдены условия его выполнения и не было допущено грубых нарушений требований правил, руководств, рекомендаций и инструкций, в том числе требований охраны труда.

Выполнение норматива с пуском воды

Водитель подает воду в рукавную линию. Пожарный на позиции удерживает ствол. Норматив считается выполненным, когда вода пущена из пожарного ствола.

Процесс и виды подготовки

Методическими рекомендациями предусмотрен комплексный подход к подготовке. Он содержит как профильную информацию, так и из смежных областей. Например, немало внимания уделяется охране труда.

Теоретические занятия представляют собой ознакомительные лекции на тему работы с техникой, приборами и агрегатами. Практические занятия представлены в виде пожарно-тактических учений, которые делятся на несколько подвидов и проводятся для закрепления полученных знаний.

Могут проходить на объектах, подготовленных полигонах и площадках с воссозданием условий, возникающих при пожаре или чрезвычайных ситуациях. Внеклассные занятия нужны для проверки бойцов. Нередко руководители обучения организовывают сдачу нормативов, состязания и спортивные мероприятия.

Для реализации любой программы применяется общий систематический принцип обучения. Он предполагает поэтапное освоение навыков с помощью нескольких методов. Лицо, проводящее обучение, доносит информацию до учащихся, объясняет ее с помощью демонстраций и упражнений, проводит тренировки с целью прочности усвоения материала вместе с навыками.

Другие методы — контроль знаний и разъяснительные беседы с подведением итогов. Любой урок должен иметь определенную структуру, включающую все методы. Однако большую часть занятия занимают упражнения.

Введение в курс Пожарно-строевая и тактико специальная подготовка (ПСП). Тема 1

Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обучения личного состава подразделений пожарной охраны приемам и способам работы с пожарной техникой. Она направлена на достижение высокого профессионального уровня подготовки личного состава и готовности (слаженности) отделений, дежурных смен и караулов, максимального развития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожаров.

Пожарно-строевая подготовка личного состава осуществляется на протяжении всего года. Пожарно-строевая подготовка включает в себя: организацию и планирование процесса обучения (составление тематического плана, расписания занятий, перечня отрабатываемых нормативов, плана проведения учебного занятия); проведение учебных и инструкторско-методических занятий; контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков; повышение педагогической и профессиональной компетентности руководителей занятий; контроль процесса обучения. Специальные прикладные упражнения — основное средство пожарно-строевой подготовки. Они представляют собой различные приемы и действия с пожарной техникой, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического развития личного состава. Перечень упражнений, которые применяются в обучении личного состава, определяется программами подготовки, переподготовки и повышения квалификации и описаны в настоящих Рекомендациях.

Задачи и содержание обучения личного состава определяются руководящими документами МЧС России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также ведомственными нормативными актами и формулируются в учебных, тематических планах и программах.

Руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны, образовательных учреждений пожарно-технического профиля, необходимо:

  • создавать необходимые условия для своевременного качественного обучения личного состава, рассматривая это как одну из главных служебных обязанностей;
  • обеспечивать высокую профессиональную и методическую подготовку руководителей подразделений, должностных лиц, ответственных за обеспечение и проведение занятий;
  • осуществлять постоянное совершенствование и развитие учебной материально-технической базы, позволяющей создавать реальную обстановку и проводить с личным составом комплексные занятия по всем разделам настоящих Рекомендаций:
  • обеспечивать действенное методическое руководство обучением;
  • уделять особое внимание соблюдению безопасных условий обучения личного состава;
  • учитывать при организации обучения и проведении занятий специфику выполняемых оперативно-служебных задач, состав имеющейся в подразделениях пожарной техники, уровень подготовленности личного состава, наличие и состояние учебно-материальной базы, требования охраны труда.

Формы и методы обучения личного состава

К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеурочной работы.

В группу практических занятий входят: учебно-тренировочные, контрольно-проверочные, показные, занятия в теплодымокамере, на огневой полосе психологической подготовки, в спортивном манеже, на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования общих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, решения общих и специальных задач физической и психологической подготовки.

В группу внеурочных занятий входят разные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологических качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, спортивных мероприятий и самостоятельной подготовки.

В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто используются следующие методы практического обучения:

  • информационно-сообщающие методы (устное изложение, беседа, команды);
  • методы формирования навыков и умений (объяснение, демонстрация, упражнения);
  • методы закрепления и совершенствования навыков и умений (повторение
  • упражнений, тренировка, соревнования, самостоятельная работа);
  • методы проверки и оценки знаний, навыков и умений (наблюдение, практические контрольные задания);
  • инструктивный метод (согласование потребностей обучаемых, достижение полной ясности относительно того, что от них требуется).

Последовательность обучения упражнению (приему, действию) условно можно разделить на три тесно связанные между собой этапа:

  • создание предварительного представления об упражнении;
  • разучивание упражнения;
  • закрепление и совершенствование двигательных навыков.

Для создания предварительного представления об упражнении руководитель занятия применяет следующие приемы:

  • знакомит личный состав с названием упражнения и его элементами в соответствии с принятой терминологией;
  • показывает наглядные пособия для создания двигательных представлений об упражнении;
  • демонстрирует приемы и технику их выполнения;
  • объясняет последовательность выполнения приемов и их технику, сообщая при этом пространственные и временные характеристики двигательных действий;
  • разъясняет безопасные условия выполнения упражнения и его элементов;
  • разрешает пробные попытки;
  • информирует обучаемых о допущенных ими технических ошибках;
  • разрешает очередные попытки.

Разучивание упражнения производится с целью овладения личным составом техникой выполнения упражнения и формирования у него новых двигательных навыков. Приемы и способы выполнения упражнений разучивают в условиях практических занятий. В зависимости от подготовленности личного состава и сложности упражнения разучивание проводится в целом или по частям.

При разучивании приемов в целом двигательная задача решается целостным способом, основные части и элементы приема воспринимаются в общем виде.

Целостный метод применяется, как правило, для разучивания простых упражнений или когда сложное действие трудно или нецелесообразно разделять на части.

Под стабилизацией приемов и способов понимается умение выполнять упражнение каждый раз или совершенно одинаково, или в рамках допустимых отклонений.

После того как освоенное упражнение будет закреплено в стандартных условиях, постепенно переходят к совершенствованию упражнения, для чего выполняют его в условиях тренировки или с применением ряда методических приемов, например, многократного повторения, включения различных комбинаций двигательных действий, выполнения в непривычных условиях или на снарядах и учебных объектах различного качества, оценки качества и учета времени выполнения и др.

Применение мер, предупреждающих травмы и обеспечивающих безопасные условия выполнения упражнений, является обязательным для руководителя занятий и обучаемых.

В личную подготовку руководителя входят следующие этапы:

  • тщательное изучение содержания учебных вопросов программы, тематического плана и расписания занятия;
  • подбор и изучение необходимых руководств и пособий;
  • определение цели и задачи учебного занятия;
  • подготовка содержания учебного материала (расчет учебного времени, определение объема учебных вопросов, количества пожарной техники, материально-технических средств, средств страховки и др.);
  • выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения;
  • определение структуры занятия, соответствующей целям, задачам и методам обучения;
  • уточнение уровня физической и специальной подготовки личного состава, соответствующего данному этапу обучения;
  • определение последовательности прохождения учебных мест и рассмотрение нагрузки (учебной и физической) на каждого обучаемого, оценка ее целесообразности;
  • определение мер безопасности при проведении занятия в целом и на каждом учебном месте;
  • определение состава помощников руководителя занятия, показчиков, а также
  • состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку;
  • определение перечня мероприятий по подготовке помощников руководителя занятия, привлекаемых к занятиям специалистов;
  • решение других организационных вопросов, вытекающих из целей пожарно-строевой подготовки и функций территориальных органов и подразделений пожарной охраны.

Все перечисленные мероприятия отражаются в разрабатываемом руководителем занятия учебно-методическом документе, который представляет собой оформленный и утвержденный план проведения занятия.

При проведении занятия руководителю необходимо:

  • обеспечить в ходе занятия решение всех учебных задач;
  • следить за точным выполнением требований настоящих Рекомендаций и не допускать изменений условий и порядка выполнения упражнений в сторону упрощения;
  • обладать высокой личной физической и специальной подготовкой;
  • создавать при обучении условия, приближенные к реальной обстановке;
  • напоминать обучаемым перед каждым занятием о необходимости строгого соблюдения мер безопасности при выполнении упражнений, не допускать переутомления личного состава.

В первой части плана проведения занятия излагаются тема, учебные цели и задачи учебно-тренировочного занятия, дается перечень учебных вопросов, указываются время и место проведения, состав подразделения (обучаемых) и форма одежды, дается перечень руководств и пособий, приводится расчет материального обеспечения (материальные средства каждый раз определяются потребностями того или иного занятия).

Во второй части плана раскрывается ход занятия с обозначением его этапов:

вводная, подготовительная, основная и заключительная части.

Во вводной части раскрываются методы и методические приемы:

  • построения группы, расчета, приема рапорта;
  • проверки готовности учебной группы и состояния мест проведения занятия;
  • доведения до обучаемых содержания целей, задач, учебных вопросов занятия и очередности их изучения;
  • проверки знания вопросов темы, уставных положений, правил охраны труда, умения работать с пожарной техникой.

Структура подготовительной части плана проведения занятия предусматривает упорядоченное описание общеразвивающих физических и специальных упражнений, обеспечивающих повышение работоспособности обучаемых, подготовку их двигательного аппарата к работе в основной части занятия, развитие и усовершенствование таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, решительность и др. Специальные упражнения выполняются после физических.

Цели и задачи

Пожарно-строевая подготовка является эффективным инструментом для улучшения работоспособности и сплоченности коллектива. Она направлена на повышение квалификации личного состава и снижение временных затрат при выполнении прямых обязанностей. По мере совершенствования техники и средств, поступающих в распоряжение гарнизонов, в программу подготовки включают принципы работы с ними.


Важный момент в подготовке — объединение коллектива. Командная работа подразумевает четкое распределение обязанностей, знание организационной структуры и взаимопонимание между коллегами.

В ходе обучения также рассматривают, тренируют и закрепляют профессионально-прикладные навыки.

Еще пожарно-строевая подготовка подразумевает организационную работу в учебном процессе, контролирование успеваемости с последующей оценкой знаний, профессиональную подготовку руководителей занятий.

Основы пожарно-строевой подготовки

Пожарно-строевая подготовка (ПСП) — неотъемлемая часть обучения и поддержания навыков, а также физического и психологического состояния сотрудников пожарной охраны. Она проводится в виде различного рода занятий и осуществляется круглый год.

Читайте также: