Что такое любовь конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Конспект урока по Этике и психологии семейной жизни для 10 класса «Что такое любовь».

Составила: Учитель Волжина О. В.

ГБОУ №231 Адмиралтейского района г. Санкт- Петербурга

Цель: Расширять представление о любви как духовной ценности, создать условия для осмысления её значимости в жизни человека

Задачи урока:

-раскрывать значение понятия «любовь»;

-развивать речь, мышление, память.

-создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности;

-развивать умение выражать свои чувства.

-воспитывать ценностное отношение к близким людям;

-воспитывать у детей любовь к своей семье, к окружающим людям, к Родине,

к природе, к труду.

Тип урока: Урок открытия нового знания – диспут

УУД Регулятивные действия

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

-совместная постановка учебных целей и задач

-выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

-доброжелательное отношение друг к другу

-эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации

-анализ, синтез, сравнение;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

-умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно – следственные связи.

-умение аргументировать своё мнение и отстаивать свою позицию;

-умение учитывать разные мнения;

-взаимопомощь, планирование коллективных способов работы.

Оборудование

Карточки из бумаги с напечатанными определениями, для ответа на вопрос, каким бы они хотели, что был (была) её любимый (его любимая).

Репродукция картины Леонардо да Винчи «Джоконда».

Листы бумаги, вырезанные в форме лепестков, фломастеры, магниты, магнитная доска.

Ход урока.

Как много поэтов писали о любви! Как много художников посвящали свои картины этому прекрасному чувству! И до сих пор люди задают себе вопрос, что же такое любовь.

1. Многогранность любви.

Начать наш урок я хочу с разговора о том, что любовь бывает разной. Послушайте, пожалуйста, стихотворение и ответьте на вопрос, какой любви оно посвящено.

Давно ли песни ты мне пела,

Над колыбелью наклонясь.

Но время птицей пролетело,

И в детство нить оборвалась.

Поговори со мною, мама,

О чем-нибудь поговори,

До звездной полночи до самой —

Мне снова детство подари.

Доволен я своей судьбою,

Немалый в жизни пройден путь.

Но очень хочется порою

Мне снова в детство заглянуть.

Минуты сказочные эти

Навек оставлю в сердце я.

Дороже всех наград на свете

Мне песня тихая твоя.

(Ответы учащихся)

Конечно, это стихотворение о материнской любви. Называется оно «Поговори со мною, мама», а написал его Виктор Гин от имени взрослого человека, который вспоминает своё детство, обращается к своей матери и с нежностью вспоминает то тепло и ту любовь, которые она ему всегда дарила.

А о какой любви рассказывает нам это стихотворение?

Привет, Россия — родина моя!

Как под твоей мне радостно листвою!

И пенья нет, но ясно слышу я

Незримых певчих пенье хоровое…

Как будто ветер гнал меня по ней,

По всей земле — по селам и столицам!

Я сильный был, но ветер был сильней,

И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия — родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю

Свой низкий дом с крапивой под оконцем.

Как миротворно в горницу мою

По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,

Дышал в оконце счастьем и покоем,

И достославной веял стариной,

И ликовал под ливнями и зноем!.

(Ответы учащихся)

Конечно, это стихотворение Николая Васильевича Рубцова говорит нам о любви к Родине. Многие люди, кто вынужден был уехать из родных мест, долгие годы тосковали по родному краю, вспоминали его, воспевали в стихах.

Когда-то, учась в школе, я прочла книгу Валентины Александровны Осеевой «Динка». Героиня этой книги уехала со своей семьёй из родного города, а старый дед Никич, который остался дома, написал Динке письмо, рассказал, что передал Волге от неё привет.

«— Поклон тебе, матушка Волга, от вихрастой девочки Динки. Помнишь ли ты ее?

Всколыхнулась желтенькая водичка, набежала, как слеза, на песок:

— Я всех мальчиков и девочек помню, а твою вихрастую ее раз купала, и на утесе ее видала, и пароходом ей из Казани ее друга Леньку везла… Жива ли, здорова ли Динка?

— Жива и здорова она, матушка Волга, только плачет, по тебе скучает, и водичку свою желтенькую поминает, и во сне на утесе сидит, пароходы твои в плавание провожает… Что велишь передать ей, матушка?

Закудрявились гребни волн белой пеною, словно сама матушка седою головой покачала:

— Пусть не плачет, не горюет вихрастая. Жизнь еще велика, мы свидимся… И приму я ее, и обласкаю, только передай ей завет мой — пусть придет ко мне с чистой совестью, с теплым сердцем, к чужому горю отзывчивым, с трудовыми руками, а не с барскими ручками, чтобы все люди сказали: хорошая девочка Динка, не посрамила она свою матушку Волгу.»

Долго-долго плакала Динка…»

Как вы думаете, почему плакала Динка? (Ответы учащихся)

А есть ещё любовь к своей профессии, к своему делу. Я уверена, что многие учителя нашей школы очень любят свою профессию, любят нашу школу и своих учеников, стараются сделать свои уроки интересными и полезными для вас, а значит - дарят вам свою заботу, внимание и любовь.

А какие ещё грани любви вы можете назвать? (Ответы детей- любовь к родителям, братьям, сестрам, любовь к природе и др.)

2. Что такое настоящая любовь.

И конечно всех людей, а особенно подростков, очень волнует такое чувство, как любовь мужчины и женщины, парня и девушки. И в наши любовь остается такой же загадкой, как и тысячи лет назад. И каждый человек разгадывает эту загадку сам. Вы конечно, знаете историю Ромео и Джульетты, написанную Шекспиром ещё в 1599 году. А мы и в наше время переживаем за влюблённых, хотим, чтоб их семьи не препятствовали любви юноши и девушки, и печалимся о трагическом конце этой истории.

Но есть и много историй о любви со счастливым концом, описанных в литературных произведениях. А знаете ли вы такие счастливые истории из жизни? (Ответы учащихся)

Конечно, каждая девушка и каждый парень задумываются о том, каким бы они хотели, что был (была) её любимый (его любимая). На моём столе разложены карточки со словами, которые описывают девушку или юношу. Прочтите и выберите, пожалуйста, те определения, которые для вас особенно важны.

(Учащиеся выбирают карточки с определениями и зачитывают их. Можно обсудить, почему именно эти слова они выбрали.)

А как вы считаете, лучше любить самому или чтобы тебя любили? Как,по-вашему, любовь - это счастье или наказание? (Ответы учащихся)

3. Загадка улыбки Джоконды.

Вы конечно знаете, что любовь бывает неразделённой и тогда парень или девушка страдают, мучаются, не знают, как добиться взаимности, и даже могут совершить какие-то необдуманные поступки.

Когда-то на меня произвёл сильное впечатление фильм «Сто дней после детства», рассказывающий о ваших сверстниках, о первой любви, о переживаниях и, конечно, о взрослении. Посмотрите его! Учитель, который провёл с детьми лето в лагере, показал своим ученикам портрет Джоконды, написанный великим Леонардо да Винчи. Посмотрите на этот портрет! Как вы думаете, чему улыбается эта девушка? (Ответы учащихся)

Учитель из того самого фильма «Сто дней после детства» сказал вот такие слова: «Вот уже скоро пять столетий она улыбается так. И самые лучшие на земле люди вот уже пять столетий жарко спорят, доказывая про её улыбку каждый своё… Тайна её улыбки сродни великой тайны самой Природы… Однажды, это случается обыкновенно внезапно, ты вот так увидишь и реку, и деревья, и девушку, и то, как она улыбается…Кажется, что ты и раньше видел это тысячу раз. Но в этот раз вдруг остолбенел, внезапно поражённый, как невообразимо прекрасна и эта девушка, и эта река, и то, как она улыбается. И это обыкновенно означает, что тебя настигла любовь.»

Нет такого человека на земле, который бы не мечтал встретить настоящую любовь. Одним везет, и они ее находят, создают счастливые семьи. А другие безуспешно ищут свою любовь всю жизнь. Сейчас распадается каждый второй брак, люди, которые любили друг друга, становятся чужими и даже врагами. Почему так происходит? Говорят, что самым главным врагом любви является эгоизм, желание жить для себя. В то время как настоящая любовь требует самоотверженности, альтруизма. Все вы хорошо знаете рассказ О. Генри «Дары волхвов». Это история двух бедных супругов, которые сделали друг другу рождественские подарки. Муж восхищался роскошными волосами жены и решил продать свои великолепные часы, чтобы подарить ей гребень. А жена решила обрезать волосы и продать их, чтобы купить ремешок к великолепным часам мужа. В результате оба супруга получили на Рождество абсолютно бесполезные вещи. Но они были самыми счастливыми людьми на Земле. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся)

4. «Что даёт человеку настоящая любовь?»

А сейчас я прошу взять листы бумаги, вырезанные в виде лепестков прекрасного цветка, фломастеры и написать ответ на вот такой вопрос: «Что даёт человеку настоящая любовь?»

Учащиеся пишут свои ответы, зачитывают их, и из листов - лепестков на доске с помощью магнитов собирают цветок.

Примерные ответы детей:

. уважение, заботу, доброту;

. делает человека лучше;

…поддерживает его до самой смерти;

. отказ от эгоизма, самопожертвование;

. чувство доверия, тепла;

. побуждает делать что-то хорошее для другого человека;

. даёт возможность любить просто так, ни за что, несмотря на его слабости и недостатки.

5. Заключительное слово.

Сегодня мы говорили о любви. О том, что любовь - это многогранное чувство. Это и любовь матери к своему ребёнку, и любовь к родителям, и любовь к своей Родине, к своему делу. А так же мы говорили о любви между мужчиной и женщиной, юношей и девушкой. Эта любовь может сделать человека самым счастливым, а может причинить боль, разбить сердце и на всю жизнь ранить человека. Любовь-это проверка на зрелость. Ведь настоящая любовь - это и ответственность за любимого. Без этой ответственности любые самые громкие слова о любви превращаются в пустые фразы. Очень важно найти свою любовь, не растратить себя на мелкие увлечения, которые опустошают сердце. Настоящая любовь - это искусство. Учиться любви - значит учиться умению жертвовать во имя любви какими-то собственными желаниями, идти навстречу друг другу. Как говорил великий американский писатель Марк Твен, «ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века».

Приложение.

Примерные слова для карточек для ответа на вопрос, каким бы они хотели, что был (была) её любимый (его любимая).

1. Красивый, умный, привлекательный, добрый, нежный, милый, стройный, веселый, энергичный, креативный, стильный, коммуникабельный, тактичный, романтичный, разносторонний, симпатичный, единственный, ласковый, желанный, загадочный, безупречный, отзывчивый, скромный, искренний, дружелюбный, понимающий, бескорыстный, жизнерадостный, скромный, застенчивый, честный, обаятельный, целеустремленный, любимый, мужественный, смелый, решительный, бесстрашный, отважный, благородный великодушный, рыцарь, остроумный, толковый, разумный, храбрый, отважный, мужественный, авторитетный, уравновешенный, сдержанный, настойчивый, принципиальный, уверенный в себе, надежный, верный, хороший друг, на него можно положиться, умеет хранить тайны, умеет держать слово, талантливый, способный, лидер, самостоятельный, независимый, человек чести, обладает чувством собственного достоинства, доброжелательный, справедливый и т. п.

2. Красивая, умная, заботливая, привлекательная, добрая, нежная, милая, очаровательная, обворожительная, неповторимая, неописуемая, незабываемая, неотразимая, шикарная, ослепительная, недоступная, ангельская, лучезарная, яркая, пушистая, сногсшибательная, стройная, кокетливая, утонченная, грациозная, веселая, энергичная, креативная, стильная, коммуникабельная, тактичная, романтичная, разносторонняя, сказочная, симпатичная, единственная, ласковая, желанная, непредсказуемая, загадочная, цветущая, безупречная, гармоничная, отзывчивая, совершенная, лучшая, скромная, спокойная, изысканная, шаловливая, искренняя, дружелюбная, понимающая, экстравагантная, мечтательная, искрометная, честолюбивая, манящая, восторженная, бескорыстная, непосредственная, жизнерадостная, прелестная, улыбчивая, застенчивая, зажигательная, честная, чистосердечная, игривая, обаятельная, непредсказуемая, целеустремленная, дивная, женственная, бесподобная, лучезарная, ненаглядная, необходимая, изумительная, сказочная, трогательная, миниатюрная, любимая.

План-конспект урока технологии для девочек 7 класса санаторной школы-интерната «Декупаж пасхального яйца» ГКОУ РМ «Ширигушская школа-интернат» План-конспект урока технологии (девочки) «Пасхальное яйцо как символ жизни» 7 кл. Подготовила.

Классный час для 2 класса «Что такое дружба?» Классный час на тему: «Что такое дружба?» Цель: сплочение классного коллектива младших школьников. Задачи: 1. Осмысление школьниками понятий.

Конспект урока 3 класса по физкультуре ТЕМА: «Размыкание, смыкание в квадрат по ориентирам.» Проводящий: Салназарян К. А. Дата проведения: Цель: познакомиться с различными способами.

Конспект урока чтения и развития речи «Как белка готовится к зиме» для учащихся 2 класса с недостатками слуха Конспект урока чтения и развития речи Тема: «Как белка готовится к зиме» Г. Скребицкий Цель: продолжить работу над совершенствованием навыка.

Конспект урока для 1 класса коррекционной школы «Дифференциация звуков [С] — [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях» Конспект урока по произношению 1 класса. Тема урока: Дифференциация звуков и букв С-Ш. Тип урока: усвоение новых знаний. Цель: научить различать.

Конспект урока для 9 класса по физкультуре ТЕМА: «Круговая тренировка (практика)». Проводящий: Салназарян К. А. Дата проведения: 21.02.2019г. Форма работы: фронтальная. Метод работы:.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.

Конспект урока по плаванию «Изучение плавания кролем на груди» для 2 класса Конспект урока по плаванию для 2 класса. Тема урока: «Изучение плавания кролем на груди» Цель: 1. Пропаганда здорового образа жизни. 2. Развитие.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Что такое синонимы» «Что такое синонимы» У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Давайте попросим их.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Что такое экономика» Урок окружающего мира 2 класс. «Что такое экономика? I. Орг. момент Всем, всем- доброе утро! II. Самоопределение к деятельности Приём.

Урок начальные классы "Любовь"

Цель: Определиться в сущности понятия любви, создать условия для осмысления учащимися ее значения.

-Создавая атмосферу общности и дружелюбия развивать чувство любви к окружающему миру;

-учить выражать свои чувства развивать качество – чувствование;

-помочь осознавать значение сердца и силы, которая живет внутри него .

1. Приветствие.

2. Психологический настрой. Подготовка к введению

Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу, нашим гостям, которые отложили свои важные дела, нашли время, чтобы посмотреть, чему мы научились, как повзрослели и поумнели. Скажите всем мысленно “доброе” спасибо.

Пожелайте удачи себе, мысленно скажите: “Учитель, помоги мне, пусть у меня все получиться”. Почувствуйте тепло руки и сердца.

Вы очень красивы сейчас, красивыми вас делают красивые и добрые мысли. Молодцы. Откройте глаза. Садимся и начинаем работать.

3.Актуализация жизненного опыта(5 минут)

Сегодня мы начинаем разговор о любви. А что такое любовь? Давайте попробуем ответить на этот вопрос вместе. Учитель дополняет: Любовь – это радость, печаль, умение отдавать, делиться, понимать сердцем окружающий мир

. - Любовь основа взаимопонимания.

Правильно сегодня мы поговорим о любви. А что такое любовь? Давайте попробуем ответить на этот вопрос вместе.

Работа с ассоциациями.

Какие ассоциации у вас возникают, когда я говорю слово “Любовь”?

Работа с толковым словарем.

Послушайте определение понятия, которое дается в словаре.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА.

1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Признание в любви. Объясниться в любви.

2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Любовь к родине, к родителям, к детям. Любовь к ближнему. Относиться к своему делу с любовью.

3. Постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь. Любовь к правде, к балету, к чтению, к театру, спорту. Любовь к животным.

Любовью создана вся жизнь.

- Как вы думаете, какая цель нашего занятия?

Цель: сегодня мы с вами поближе познакомимся с понятием любовь.

И попытаемся разузнать, что мы можем сами сделать для того , чтобы наша любовь была самая чистая, искренняя и честная.

Работа в группах:

- Сегодня вы не зря разбились по группам. Как вы думаете по какому принципу я вас рассадила? Если вам сложно, обратитесь к понятию толкового словаря.

- Правильно каждая группа будет рассматривать свои вид любви: любовь к природе, к родным, к учебе, к друзьям.

5. Игра “Особенности любви”(13 минут)

У каждой группы на столе лежат картинки. У всех они разные. Опираясь на эти картинки, попробуйте определить какой вид любви вы будете описывать?

У каждой группы на столе лежат картинки. У всех они разные. Опираясь на эти картинки, попробуйте определить какой вид любви вы будете описывать?

1 группа: любовь к природе

2 группа: любовь к родным

3 группа: любовь к друзьям

4 группа: любовь к учебе

Дети работают в группе, оформляют плакат. Выступают с защитой у доски.

6. Работа с текстом.(7 минут)

- Ну а теперь я предлагаю вам прослушать одну очень интересную притчу.

Что такое причта дети? (назидательный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне.)

- Ну а теперь внимательно слушайте.

Притча о трех старцах

Одна женщина, выходя из своего дома, увидела трех старцев с белыми бородами, которые стояли около дома ее семьи. Уважая возраст и соблюдая приличия, женщина пригласила мужчин войти и отдохнуть от зноя. На что те, спросили ее: - А дома ли твой муж, уважаемая?
- Нет, его нет дома – ответила женщина.
- Тогда мы не можем войти к тебе в дом
Вечером, когда ее муж вернулся домой, женщина подошла к нему и рассказала о стариках. На что, мужчина велел ей пойти на улицу и позвать их в дом. Жена вышла на улицу и пригласила старцев войти, на что они ей сказали:
- Один из нас – Богатство, второй – Удача, а третий – Любовь и пригласить ты можешь только одного из нас. Иди и посоветуйся со своей семьей, кого из нас вы хотите видеть в своем доме.

- как вы думаете, кого решит пригласить в дом эта семья?

- Давайте послушаем притчу дальше и посмотрим, правы ли мы или нет?

Услышав то, что передала ему жена, мужчина обрадовался и сказал:

Услышав то, что передала ему жена, мужчина обрадовался и сказал:
- Какое счастье! Давай же поскорее позовем к нам Богатство и будет наш дом всегда в достатке.
- А может лучше пригласить Удачу, ведь порой она так нужна – возразила ему жена.
Тут к ним подошла их маленькая дочь и сказала:
- Давайте позовем к себе Любовь и пусть она всегда освещает наш дом.
Родители послушали свою малышку и так и сделали. Женщина вышла и позвала того, старца, который был Любовью. Но вслед за ним пошли и оба других старика. Женщина удивленно спросила:
- Но как же так? Вы же говорили о том, что войти может только один из нас?
- Так бы и было, - сказали старцы. Если бы ты пригласила Богатство или Удачу, но вслед за Любовью идем и мы, так как там где любовь, там всегда будут и богатство и удача.

7. Физминутка.(2 минуты)

8. Рефлексия.(5 минут)

С каким понятием мы сегодня познакомились? Чем это качество ценно для нас?

Что взяли в свою душу и сердце?

Ну а теперь у каждого из вас на столе лежит маленький человечек. Возьмите в руки карандаши и фломастеры и разукрасьте их. А после мы вашими человечками украсим наш плакат любви!

Разработка урока по теме "Что такое любовь"

Ученики пробуют подобрать ассоциации, учитель корректирует и фиксирует ответы учеников на доске.

Пример ассоциативного ряда .

Цветок, чувство, радость, любовь, Родина, мама, красота, добро…

Работа со словарем

Давайте попробуем определить значение слова «Любовь», обратившись к словарным статьям.

Запишите понравившееся определение, выделите ключевые слова, попробуйте дать объяснение.

Попробуйте закончить фразу, подбирая варианты от самого значимого к менее значимому.

Любовь может быть к…

Объясните значение пословиц, раскрывающих понятие «любовь»… (Приложение 2)

Пословицы для первой группы:

Любовь – кольцо, а у кольца нет конца.

Любовь не пожар, а загорится – не потушишь.

Любовь всё побеждает.

Пословицы для второй группы:

Большая любовь быстро не забывается.

Для любви нет преград.

Для тех, кто любит, и в декабре весна.

Пословицы для третьей группы:

Любовь не верстами меряется.

Жизнь без любви, что год без весны.

Не утаишь любовь, как в мешке шило.

Пословицы для четвертой группы:

Где любовь да совет, там и горя нет.

Девушка без любви, что цветок без солнца.

Кто не ревнует, тот не любит.

Пословицы для пятой группы:

Любовь, что стекло: разобьётся - не срастётся.

Люди живут для любви.

Милые бранятся - только тешатся.

Работа с цитатами

Что такое цитата? Какую функцию выполняют цитаты? Почему цитаты «живут вечно»? (Приложение 3)

Из раздаточного материала выпишите понравившееся вам высказывание, попробуйте его объяснить.

Цитаты: (пример)

Любовь — это стремление добиться дружбы того, кто привлекает своей красотой.

Любовь у всех одна и та же.

Если б выбор в любви решался только волею и разумом, тогда любовь не была бы чувством и страстью. Присутствие элемента непосредственности видно и в самой разумной любви, потому что из нескольких равно достойных лиц выбирается только одно, и выбор этот основывается на невольном влечении сердца.

Информация по данной теме, представленная в художественной литературе. (6 текстов, работа с ними)

Составьте список книг (произведений), раскрывающих тему любви…

Перед Вами тексты или фрагменты текстов художественной литературы, раскрывающие тему любви.

Прочитайте предложенные тексты или фрагменты текстов и попробуйте определить, какая «любовь» передана в тексте.

Любовь как супружеская верность.

«Повесть о Петре и Февронии» (концовка)

Любовь как вдохновение.

А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновение..» («К..»)

Любовь как патриотизм.

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык».

Любовь как озарение

М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (13 глава)

5. Любовь как преклонение перед женщиной

А.Блок. Стихотворение «Незнакомка»

Что объединяет эти тексты?

Попробуйте создать акростих о любви.

Почему «любовь» была и остается одной из центральных тем в искусстве, в литературе?

Хочется, чтобы Вы всегда ценили любовь, бережно относились к тем чувствам, которые к вам проявляют со стороны. «Любите и будьте любимы» - желаем мы каждому из Вас.

Предлагаем Вам задания на выбор для домашнего задания:

Создать послание современникам «Учитесь любить…»

Создать письмо любимому человеку «Я к Вам пишу…»

Сочинение на тему: «Все начинается с любви»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Работа со словарем

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Любовь есть чувствование, чрезвычайно разнообразное по содержанию и силе.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка».

1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви. Объясниться в любви. Брак по любви, без любви. Выйти замуж по любви (за любимого человека). Л. до гроба (вечная). Л. прошла, ушла, угасла. Страдать, сгореть, умирать от любви. Страстная, взаимная, безответная, платоническая, романтическая л. Л. с первого взгляда (возникшая сразу с первой встречи). Склонить к любви. Любовью не шутят (посл.). Л. не картошка (не пустяк, не безделица; прост. шутл.). Дитя любви (о желанном и любимом ребёнке). Л. зла (о том, что любимого не выбирают).

Словарь Ефремовой

а) Чувство глубокой привязанности, преданности кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л.

б) Такое чувство, основанное на инстинкте.

а) Такое чувство, основанное на взаимной симпатии и половом влечении.

б) Отношения двух лиц, взаимно связанных таким чувством.

3) перен. разг. Тот, кто внушает такое чувство.

4) Склонность, расположение или влечение к чему-л.

Словарь Ушакова

ЛЮБО́ВЬ, любви, твор. любовью, •жен.

1. только ед. Чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. Любовь к родине.

Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости. Братская любовь. Любовь к людям.

Такое же чувство, основанное на инстинкте. Материнская любовь.

2. только ед. Такое же чувство, основанное на половом влечении; отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством. Несчастная любовь. Счастливая любовь. Неразделенная любовь. Платоническая любовь. (см. платонический). Чувственная любовь. Пылать любовью. Страдать от любви.

3. перен. Человек, внушающий это чувство (разг. ). Она была моей первой любовью.

4. только ед. Склонность, расположения или влечение к чему-нибудь. Любовь к искусству. Любовь к работе.

Современный толковый словарь

изд. «Большая Советская Энциклопедия»

интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь - эрос - побудительная сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая любовь - любовь, свободная от чувственного влечения.

Краткий словарь психологических терминов.

ЛЮБОВЬ - высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать все от себя зависящее для благополучия любимого человека.

Словарь русских синонимов

горячая, беззаветная, бескорыстная, страстная), влечение, увлечение, привязанность, склонность, наклонность, слабость (к чему), страсть, пристрастие,.

Словарь синонимов под ред. А.П. Евгеньевой (1975) выделяет 4 группы синонимов, относящихся к разным концептуальным слоям любви:

1) Любовь как чувство сердечной склонности, влечения к лицу другого пола может различаться по интенсивности и продолжительности: влюблѐнность (непродолжительное, нестойкое чувство), страсть (сильная, глубокая любовь), увлечение (неглубокое, преходящее чувство).

2) Любовь как чувство привязанности и интереса к ч.-л. может быть приверженностью (приверженность к странническому делу. Салтыков- Щедрин), пристрастием (пристрастие к музыке), слабостью (разг.), страстью (усилит.) (страсть к книгам), страстишкой (разг., уничиж.) (страстишка к картишкам. Гоголь).

3) Любовь в качестве любовной связи, любовных отношений может выступать как

4) Любовь в значении предмет любви, страсти имеет такие синонимы, как симпатия (разг.), пассия (разг.), любимая, любимый.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Пословицы для первой группы:

Любовь – кольцо, а у кольца нет конца.

Любовь не пожар, а загорится – не потушишь.

Любовь всё побеждает.

Пословицы для второй группы:

Большая любовь быстро не забывается.

Для любви нет преград.

Для тех, кто любит, и в декабре весна.

Пословицы для третьей группы:

Любовь не верстами меряется.

Жизнь без любви, что год без весны.

Не утаишь любовь, как в мешке шило.

Пословицы для четвертой группы:

Где любовь да совет, там и горя нет.

Девушка без любви, что цветок без солнца.

Кто не ревнует, тот не любит.

Пословицы для пятой группы:

Любовь, что стекло: разобьётся - не срастётся.

Люди живут для любви.

Милые бранятся - только тешатся.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь.
Лев Толстой

Чтобы любить, надо забыть все, что знаешь о любви.
Аркадий Давидович

Только любящий видит лицо любимого.
Николай Бердяев

Любовь все на свете уравнивает.
Мигель Сервантес

Любовь – восхитительный цветок, но надо иметь мужество, чтобы сорвать его на краю страшной пропасти.
Стендаль

Любовь – самый сладкий, но и самый медленно созревающий плод. Ни один мужчина и ни одна женщина, в сущности, не знают, что такое настоящая любовь, пока не проживут в браке четверть века.
Марк Твен

Любовь всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное.
Оскар Уайльд

Жизнь коротка, но как долга любовь!
Альфред Теннисон

Вечная любовь знакома только влюбленным.
Владислав Гжещик

Любовь безгранична, но не бесконечна.
Этьен Пивер де Сенанкур

Если хочешь быть любимым, люби.
Сенека

Любовь – это доверие.
Мэрилин Монро

Любовь – тайна Божия и от всех глаз чужих должна быть закрыта.
Федор Достоевский

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Тексты или фрагменты текстов

«Повесть о Петре и Февронии» (концовка)

… После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, говоря, что так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами — в едином гробе, который бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление…

А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновение..» (« К***»)

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,


И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь…

Ход урока.

Тема нашего урока: «Любовь как высшее человеческое чувство»

1. Главная эмоциональная потребность человека – ЛЮБОВЬ.

Пчеле, чтобы жить по своему закону, надо летать, змее ползать, рыбе плавать, а человеку любить. И потому, если человек, вместо того чтобы любить людей, делает зло людям, он поступает так же странно, как если бы птица стала плавать, а рыба – летать.

- Когда мы слышим “я сижу на стуле”, “я ем суп”, мы понимаем, о чем идет речь?

- Что делает человек, говоря “я люблю тебя”?

- Проявляет свои чувства: целует, обнимает, нелепо прикасается, дарит подарки, говорит комплименты, ласковые слова, помогает.

- Это отношения в любви

Но, что же такое любовь?. (Ответы детей.)

2. И я хочу вам для начала прочитать лекцию о любви.

Давно доказано, что в возникновении любви участвуют нервные клетки и некоторые химические соединения – фенилэтиленамин (сокращенно ФЭН). Именно ФЭН отвечает за большинство физических ощущений, которые сопровождают любовь. Когда повышается уровень адреналина, сердце начинает учащенно биться, ладони от волнения потеют. Эндорфины повышают иммунную систему, и организм начинает работать особенно активно. Центры в головном мозге - лимбичекая доля и гипоталамус организуют это состояние эмоции – ЛЮБОВЬ.

- Хотели бы вы, чтобы у вас осталось такое понятие о любви?

3.- С чем вы ассоциируете понятие «ЛЮБОВЬ»?

Ответы: (с природой, цветом, музыкой, художественным произведением)

- Очень хорошо! Молодцы! С понятием «любовь» вы связываете все положительные чувства.

В различных словарях можно найти определение слову любовь.

В нашей литературе есть тысячи понятий о любви (читают по кругу)

- Любить – значить видеть чудо невидимое другим.

- Любовь - великое счастье, доступное только человеку.

- Любовь есть не что иное, как желание счастья другому человеку.

- Любить – это находить в счастье другого свое собственное счастье.

- Любовь должна не туманить, а освежать, не помрачать, а осветлять мысли, так как гнездиться она должна в сердце и в рассудке человека, а не служить только забавой для внешних чувств, порождающих одну только страсть.

- Любовь есть склонность находить удовольствие во благе, совершенстве, счастье другого человека.

4. Существует множество классификаций любви. Например, известный психолог, философ и врач Эрих Фромм (1900–1980)предложил такую: (слайд №3)

1 – братская любовь

– предполагает чувство ответственности, заботу, уважения, знание другого человека, желание помочь ему; это любовь ко всем людям.

2 – материнская любовь

– это безусловное утверждение жизни ребенка; эта любовь полна альтруизма, она ничего не требует взамен.

3 – эротическая любовь

– это страстное желание полного слияния, соединения с другим человеком (и если это желание сопровождается истинным чувством любви, а не просто мимолетным увлечением, то это великое ощущение счастья)

4 – любовь к себе. Как вы понимаете любить себя?

Выдающийся американский психолог Абрахам Маслоу (1908–1970) разделил любовь на 2 вида: (слайд №4)

1 – дефицитарная любовь: исходит из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, уважение, общение, эмоциональное тепло. Это эгоистическая любовь, которая берет, а не дает. - Девиз этой любви (Я буду тебя любить, ЕСЛИ) – продолжите предложение.

- Какие возникают чувства?

- страх, неуверенность, обида, разочарование, отчаяние.

- Такая любовь может дать ощущение счастья?

Эрих Фромм в книге «Искусство любить»писал:

«Если человек любит только кого-то одного и безразличен к остальным ближним, его любовь – это не любовь. Если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому–то «я люблю тебя», я должен быть способен сказать «я люблю в тебе все», «я люблю благодаря тебе весь мир»»

2 – бытийная любовь – основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Девиз этой люби «я люблю тебя, НЕСМОТРЯ НА…» - продолжите предложение.

Потребность быть любимым, которая есть в каждом из нас, корениться именно в такой любви. Такая любовь в своем искреннем проявлении ценится особенно высоко, и, наверное, каждый из нас ищет именно такой любви. Но много ли людей, которые способны любить так?

Какой принцип любви понятен и ближе вам?

Примеры из жизни, помогающие учащимся понять эффективность данных принципов.

А) «Антон не поступил в медицинский институт. Родители с самого его рождения видели в нем профессора медицины. Сын «оборвал» свою жизнь. Он думал, что незачем жить, т. к. не оправдал надежды своих родителей».

Б) «Хирург наклоняется к молодой женщине, лежащей в постели. После удаления опухоли на ее щеке кажется, что она постоянно улыбается какой-то странной улыбкой. Скальпель задел лицевой нерв, и последствия операции останутся на всю жизнь. Поодаль стоит молодой муж, он молча смотрит на свою когда-то красивую жену. «Мой рот всегда будет таким?» - спросила женщина хирурга. «Да, чтобы удалить опухоль, мне пришлось разрезать нерв». По щеке женщины медленно скатывается слеза. Молодой супруг смотрит на нее с нежной любовью и, улыбаясь,говорит: «Знаешь, я так рад, что ты теперь здорова. Это самое главное.И еще: я люблю тебя». Его глаза светятся искренним чувством.

К какой истории вы можете применить один из этих принципов?

Какое счастье, когда нас любят несмотря на…

Какое счастье, когда человек способен любить так.

5. Как вы считаете, можно ли составить некую формулу любви?

Я предлагаю вам составить формулу любви. Пусть знаками в вашей формуле будут движения, слово, может быть какой-то рисунок (слайд №7)

Учащиеся составляют формулу любви

Формула настоящей любви: КАК ХОРОШО, ЧТО ТЫ ЕСТЬ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ!

Назовите имя того человека,к которому вы могли бы применить эту формулу: мама, ребенок, сестра, отец, подруга, весна….(дети называют по кругу)

6. Мы сегодня говорили о ЛЮБВИ, она очень многогранна.

О ней почти все песни и стихи. Гениев Она превращала в простаков, а простакам давала вдохновение гениев. Она основа истинной религии «Возлюби ближнего, как самого себя». Ради нее заступники королей поднимались на эшафот, а короли торопились в лачуги.

О ЛЮБВИ из Библии.

7. Рефлексия «Интересное – полезное».Раздаю листочки с вопросами:

- Что нового я открыл в себе?

- О чем урок заставил меня задуматься?

- Что посоветую себе?

- Что посоветую другим?

- Что посоветую учителю?

Прикреплённые файлы:

Патриотическое чувство как положительный результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка

Патриотическое чувство как положительный результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка «Патриотическое чувство, как положительный результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка» (из опыта работы).

Фотоотчет о том, как мы прививали любовь к здоровому образу жизни и самостоятельности

Фотоотчет о том, как мы прививали любовь к здоровому образу жизни и самостоятельности Наверное, многие воспитатели заметили, что многие дети не любят отварные овощи. И такое блюдо как винегрет любят единицы детей. В нашей группе.

Конспект урока развития речи «Кто как весну встречает» Цель: рассказать учащимся о жизни животных весной. Ход занятия 1. Организационный момент. Утром солнышко проснулось, Всем ребятам улыбнулось.

«Перчатки-кастаньетки» для музыкально-дидактических игр. Развиваем чувство ритма

«Перчатки-кастаньетки» для музыкально-дидактических игр. Развиваем чувство ритма Перчатки-кастаньетки Цель: Развитие чувства ритма, развитие мелкой моторики рук. Есть перчатки непростые, Их название - кастаньеты, Они.

План-конспект открытого урока по математике «Как устроены числа. Записываем по порядку»

План-конспект открытого урока по математике «Как устроены числа. Записываем по порядку» План-конспект открытого урока по математике по теме «Как «устроены числа». Записываем по порядку» Предмет: математика Класс: 1 «Б» Автор.

План-конспект урока изобразительного искусства во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Тема урока: «Первый снег» Тема урока: "Первый снег" Тип урока: комбинированный. Вид работы: тематическое рисование. Задачи урока: 1. Учить изображать природу в результате.

Статья «Как привить любовь к чтению вашего ребёнка» Статья «Как привить любовь к чтению вашего ребёнка» Хотите, чтобы ваш ребенок вырос умным и стал успешным, и готовы приложить для этого.

Заявление на высшее категорию В аттестационную комиссию департамента образования и науки Кемеровской области по аттестации педагогических работников от Колядиной Ольги.

Занятие по развитию эмоционального интеллекта для детей подготовительной группы на тему: «Как злость превратилась в любовь». Занятие по развитию эмоционального интеллекта для детей подготовительной группы на тему: «Как злость превратилась в любовь». Автор: педагог-психолог.

Конспект урока «Любовь как высшее человеческое чувство»

Цель: способствовать формированию представления о любви учащихся, как о наивысшем человеческом чувстве.

1. Формировать уважительное отношение к людям, которые тебя окружают, к себе.

2. Развивать критичность мышления, умения делать выводы и высказывать свое мнение.

3. Воспитывать культуру чувств.

Оборудование: конспект, мультимедийная презентация.

Читайте также: