Что такое drag racing

Обновлено: 07.07.2024

Все что может помочь заниматься спортом.

Требования к участникам

Все желающие принять участие в состязаниях должны пройти медосмотр и получить медицинскую справку. В гонках могут участвовать только совершеннолетние водители. Иногда в виде исключения к состязаниям допускают несовершеннолетних, но только с письменного согласия родителей. Это согласие должно быть заверено нотариусом. Несовершеннолетние водители обязательно проходят специальную комиссию, которая в индивидуальном порядке рассматривает заявку каждого участника.

Каждый гонщик вместе с заявкой делает денежный взнос. Ему вернут эти деньги, если соревнования отменяются или переносятся, а также если его заявку отклонила комиссия. Если водитель не пришёл на соревнования, ему вернут половину взноса.

Спецкомиссия не допускает к гонкам тех водителей, чей уровень подготовки недостаточно высок, а также людей, у которых есть проблемы со здоровьем.

Без медосмотра водитель не сможет выехать на трассу. Обязательный осмотр проходит перед заездом: каждого водителя осматривают по очереди. За 30 минут до старта и в течение того же времени после финиша врач может дополнительно осмотреть участника.

Как развивался драг рейсинг

Родиной спорта признаются США, а именно штат Калифорния. В 1930-х гг. здесь уже проходили первые скоростные гонки по прямой, которые быстро снискали признание и распространились по всей Америке. После войны американское автомобилестроение бурно развивалось, выпуская все новые модели авто, и также стремительно распространялись автогонки. Они организовывались повсюду: на автострадах, заброшенных аэродромах и пр. В 1949 г. в г. Голета (Калифорния) состоялись первые официальные гонки, а спустя год дисциплина получила статус профессионального спорта. Это событие было связано с постройкой Си Джей Хартом в 1950 г. на озере Мурок самого первого в истории гоночного трека длиной 402 м, получившего название Santa Ana. В течение 9 лет на этом треке проходили соревнования, и именно здесь развивался профессиональный драг рейсинг в том виде, в котором существует и теперь.

В 1951 образовалась Национальная хот-род ассоциация, которая разработала правила проведения соревновательных заездов и техники безопасности, провела классификацию гоночной техники и с 1953 г. стала проводить гонки под свой эгидой.

По Европе драг рейсинг стал распространяться из Великобритании в 30-х гг. 20 в. Однако война затормозила развитие дисциплины, и возрождение произошло только в 1960-х гг. В 1959 г. образовался первый европейский клуб любителей парных скоростных гонок, организаторы которого посодействовали становлению драг рейсинга и его превращению в профессиональный и престижный спорт.

Автомобили для гонок строились на базе американских, и порой можно было встретить не вполне привычную технику, скажем, на трех колесах. Однако в 1963 г. был выпущен драгстер на метаноле с мощностью движка более 700 л.с., благодаря чему драг рейсинг сразу же выделился в отдельную дисциплину и была образована Британская Федерация драг рейсинга и любителей хот-родов.

В 2002 г. в разных регионах нашей страны прошли демонстрационные заезды, в результате чего у спорта появилось огромное количество поклонников. Это обусловило образование в том же году Российской Федерации драг рейсинга.

Правила проведения гонок

Состязания проводятся между двумя участниками в каждом заезде. Это могут быть авто, мотоциклы или специальные гоночные драгстеры одного и того же класса. Для определения чемпиона в каждом классе используется олимпийская система, то есть победитель заезда переходит на следующий этап, а проигравший выбывает, и так далее, пока не останется только один, он же победитель.

Участника отстраняют от соревнований если он выполнит старт до сигнала (прежде, чем загорится зеленый свет). Дисквалификация обозначается включением красного света.

Снятие с соревнований может произойти вследствие нарушения и других правил, например:
  • При касании автомобилем осевой линии или стены.
  • При ударе по треку.
  • Если автомобилем не пройден технический осмотр.
  • Если скорость драгстера больше допустимой в данном классе.
Техника в драг рейсинге

Количество классов в этом виде спорта просто огромно. Любая национальная организация вправе регламентировать проводимые состязания и классифицировать транспортные средства. Однако можно выделить несколько основных категорий автомобилей.

Самым первым и простым классом выступает юниорский. Транспортные средства в нем представляют собой маленькие копии реальных драгстеров. Они оснащены небольшими двигателями.

Есть еще и королевский класс, представленный драгстерами Top Methanol и Top Fuel. У них огромные задние колеса и маленькие передние. Длинный кузов в форме клина, а выхлопные трубы извергают пламя. Эти монстры могут преодолеть дистанцию за 5-7 с., развивая у финиша скорость порядка 480 км/ч.

Все технические характеристики авто устанавливаются регламентом. Ограничения касаются массы, колес и аэродинамики. А вот двигатель может модифицироваться, как угодно, и не обязательно должен быть серийным. Его оснащают турбинами, увеличивают производительность топливной системы. Разрешается использовать закись азота. Благодаря всему этому даже обычные на вид машины имеют под капотом зверя мощностью до 900 л.с.

И все же определяющим критерием выступает надежность. Ресурс мотора рассчитывают так, чтобы при максимальной отдаче существовал баланс между мощностью двигателя и его надежностью.

Драг рейсинг предоставляет пилотам свободу технического творчества. Поэтому иногда от серийного автомобиля остается лишь кузов. При этом любое детище должно соответствовать установленным требованиям безопасности, в противном случае пилота не допустят к участию в гонке.

Drag Style


Драг-рейсинг — чисто американское изобретение. Он представляет из себя гонку на максимальное ускорение по прямому участку трассы с твёрдым покрытием на 1/2 или 1/4 мили (804 или 402 метра). В каждом заезде принимают участие только два автомобиля или мотоцикла. Для того, чтобы уравнять начальные шансы участников, установлена классификация по типам конструкции, весу и объёму двигателя. Победитель в каждом классе определяется по олимпийской системе.

Фиксированная дистанция отличает дрэг-рейсинг от стрит-рейсинга, в котором основная задача — прийти к заранее оговоренному финишу любым маршрутом. В отличие от последнего, дрэг-рейсинг безопасен для остальных участников дорожного движения, так как соревнования проходят на специальных трассах по чётко установленным правилам; поэтому за рубежом эти гонки имеют статус международных соревнований, признанных FIA.

Интересно, что глагол «to drag» имеет значение «ползти, тащиться», что отнюдь не вяжется со скоростями, которые демонстрируют гонщики. Можно предположить связь подобного названия с внешним видом первых дрэгстеров, которые напоминали не то громадных черепах, не то каких-то непонятных рептилий. Впрочем, современные аппараты также отличаются причудливостью не только внешнего вида, но и конструктивных решений.

В дрэг-рейсинге существует огромное разнообразие классов. Каждая из многочисленных ассоциаций имеет свои правила проведения соревнований, свои классы и свои ограничения по конструкции аппаратов. Как уже упоминалось, гоняться можно на автомобилях, мотоциклах, а также специально разработанных дрэгстерах. Наибольшее распространение в мире получили профессиональные серии: Top Fuel, где выступают классические дрэгстеры, или мотоциклы, использующие в качестве топлива нитрометан, Funny Car — дрэгстеры, закрытые глухими пластиковыми кузовами, представляющими собой копии серийных автомобилей. Аналогом этой серии для мотоциклов является Funny Bike, в котором принимают участие мотоциклы на спирте или высокооктановом бензине, сконструированные именно для дрэг-рейсинга. Еще одну группу составляют серийные автомобили и мотоциклы, переоборудованные для участия в таких гонках. Именно на них проводятся соревнования в нашей стране. Эта группа пользуется невероятной популярностью во всем мире, так как практически любой поклонник дрэг-рейсинга может без труда узнать свой собственный автомобиль в мчащемся с огромной скоростью по трассе чуде технической мысли.


США
Американцы утверждают, что официальная история дрэг-рейсинга началась в 1948 году на специально построенном для дрэг-рейсинга треке в калифорнийском городе Голета.

На самом же деле неофициальная летопись этого вида авто- и мотоспорта ведется с середины 20-х годов, когда на гладком дне высохшего озера Мохаве, что в Калифорнии, были проведены первые гонки. Ездить можно было на чем угодно: главное, чтобы средство передвижения имело мотор и колеса… Целью было развить максимальную скорость на определенной дистанции в одну четверть мили (402 метра). Видимо, 402 метра оказались оптимальной дистанцией для максимального ускорения, на которой ещё можно наблюдать и старт, и финиш этих американских «бомб на колесах». Иной раз они не выдерживали и этой дистанции и взрывались…

Во время Второй Мировой Войны озеро у любителей экстрима отобрали, построив там военно-воздушную базу, и хот-роды («горячие тачки») перебрались на улицы Лос-Анджелеса. Естественно, против такого небезопасного и грохочущего соседства выступили добропорядочные мирные жители. Спасение этим драндулетам от неминуемого запрета пришло в лице Вэлли Парке, который организовал строительство специальной трассы и стал основателем профессионального дрэг-рейсинга.

Бурный расцвет профессионального дрэг-рейсинга можно с полным основанием назвать порождением послевоенного производственного бума в американской автомобильной промышленности, когда модели на конвейерах автозаводов начали сменяться с невиданными до войны темпами. Все довоенные модели автомобилей вдруг оказались морально устаревшими, и цены на практически новые, мощные, но «немодные» автомобили оказались доступны молодым людям, которые раньше и мечтать не могли приобрести столь серьёзный аппарат. Молодежь Америки активно занялась автомототворчеством, используя для конструирования гоночной техники довоенные машины, мотоциклы и мощные форсированные двигатели. Результаты не заставили себя долго ждать…

Практичные американцы при содействии своих не менее практичных властей и дорожной полиции превратили молодежную самодеятельность по строительству ход-родов и состязания на них в скорости в новый вид массового автомотоспорта и зрелищного, доходного шоу, который со временем превзошел по популярности все другие виды автомотоспорта. Организованный таким образом дрэг-рейсинг не только перенес выяснение отношений «кто первый?» между молодыми автомотоковбоями с ночных дорог на специально отведенные для гонок участки трасс и треки — так называемые дрэгстрипы, но и резко повысил автомобильную культуру в США, как техническую, так и водительскую. Сейчас в США только в национальной ассоциации хотродеров около 100 тысяч активных членов, международные ассоциации дрэг-рейсинга объединяют уже миллионы пилотов-гонщиков. Ежегодно в США в 24 этапа проходит Чемпионат Мира по дрэг-рейсингу, а также около пяти тысяч и мотор-шоу хотродеров, которых только в Америке около пяти миллионов человек.


Европа
Самые первые упоминания о дрэг-рейсинге в Eвропе относятся к 30-м годам 20 века. Пионером дрэг-рейсинга в Европе была Англия. Именно там состоялись первые соревнования (заезды на 440 ярдов), впоследствии давшие начало английской традиции дрэг-рейсинга. В те времена соревнования проводились на закрытой частной дороге. Вторая Мировая надолго остановила развитие дрэг-рейсинга — Европа погружена в войну, все силы вложены в военную промышленность. Однако, в какой-то степени война посодействовала возрождению европейского дрэг-рейсинга, хотя иначе, чем в Америке. Дело в том, что в период войны на территории Англии было построено множество взлетно-посадочных полос. Эти-то полосы, ставшие ненужными после окончания войны, дали возможность создавать идеальные дрэгстрипы. В частности, первый настоящий европейский дрэгстрип Санта Под находится на месте бывшей базы американских бомбардировщиков.

Но по-настоящему Европу захлестывает волна дрэг-рейсинга лишь в 60-х . Вслед за рок-н-роллом с другой стороны океана приходит и дрэг-рейсинг. В 1959 году появляется первый молодежный клуб любителей хот-родов. Именно его основатели превратили любительские покатушки в престижный спорт.

Первые европейские дрэгстеры строились на базе американских, и вообще, среди них было множество необычных аппаратов, например, трехколесных.

В отличие от США, где на трассе сложно было встретить машину, сделанную не в Америке, в Санта Поде можно было найти весь европейский и американский автопром; среди названий дрэгстеров мелькают и Volvo и FIAT и давно нынче забытые мелкие послевоенные британские автопроизводители.

В 1963 году появляется первый дрэгстер на метаноле, мощность которого превышает 700 л.с.

В том же году дрэг-рейсинг становится отдельным видом спорта, формируется Британская Федерация Дрэг-рейсинга и Любителей Хот-родов, а в конце года английский автопром в лице компании Austin отвечает выпуском первого английского дрэгстера. Лето 1964 года стало летом массового дрэг-рейсинга — фестивали и соревнования сменяли друг друга еженедельно.

Соревнования привлекали множество зрителей. Несовершенство техники, впрочем, давало о себе знать частыми поломками; взрывы и возгорания дрэгстеров также были нередки.

1965 год стал годом появления двух тематических журналов по дрэг-рейсингу. Тогда же было принято решение о создании специализированного дрэгстрипа.

Дрэгстрип на месте бывшего военного аэродрома Санта Под был построен в 1966 году. Этот же год ознаменовался ещё двумя важнейшими событиями: состоялся первый официальный чемпионат по дрэг-рейсингу, и первый британский дрэгстер преодолел дистанцию менее, чем за 10 секунд. Британский дрэг-рейсинг вошел в пору зрелости.

Развитие дрэгстеров шло дальше. Чемпионат сменялся чемпионатом, техника совершенствовалась. В 1971 году дрэгстер с громким названием «Вторая революция» поставил очередной рекорд: скорость на выходе — 200 миль в час. Время самых мощных машин приближается к семи секундам. В том же году на обновленном дрэгстрипе появляются машины из Голландии, Швеции, Германии и ЮАР, чемпионаты становятся международными.

В следующем же году Денис Придл выезжает из семи секунд. Вслед за рекордом, он привозит в Европу переднемоторный дрэгстер. Так в Европе появляется класс фанникаров.

Дрэгстеры совершенствуются, из Штатов возвращаются пилоты участвовавшие в соревнованиях NHRA. Один из них, Алан Херидж, выезжает из пяти секунд, скорость на выходе — около 300 миль в час! Впоследствии именно этот пилот ставил один за другим европейские рекорды скорости.

В 1982 году во Франции, в Ле Мане, проходит международный фестиваль дрэгстеров и хот-родов. Особенностью дрэг-рейсинга во Франции является традиционная дистанция в 1/4 мили.


Россия
История российского дрэг-рейсинга берет свое начало с середины 90-х годов, когда были проведены первые гонки на мотоциклах. Позже к ним присоединились и автомобили.

Так что «уличные гонки» существуют в России уже десять лет. Соревнование представляет собой классическую гонку двух автомобилей (или мотоциклов) по прямой на 1/2 или 1/4 с максимальным ускорением; старт с места, финиш сходу… До недавних пор эти гонки были полулегальными и чрезвычайно скандальными. Мероприятия проводились ночью на пустынных дорогах, нередки были конфликты с ГИБДД.

2002 год был ознаменован проведением по всей России ряда показательных мероприятий, не имевших спортивного статуса. Соревнования моментально собрали аудиторию от 1,5 до 15 тысяч зрителей. На сегодняшний день только в Москве более 20 тысяч последователей данного вида спорта.

Все эти события послужили толчком к созданию в 2002 году Российской Федерации Дрэг-Рэйсинга (РФДР), объединившей организаторов и энтузиастов этого вида спорта из разных регионов страны и ближнего зарубежья. В 2004 году в Москве были проведены первые российские официальные международные соревнования по дрэг-рейсингу.

Код:
В официальных соревнованиях могут участвовать автомобили в следующих классах:

SL — «Уличный легкий» (Street Light). Серийный или серийный доработанный автомобиль любого производства. 4-цилиндровый. Объем двигателя до 1.600 куб.см. включительно. Сюда входят и российские легковые автомобили — ГАЗ, АЗЛК, ИЖ до 2.000 куб.см. Минимальный вес — 550 кг.

FS A — «Уличный быстрый А» (Fast Street A). Серийный или доработанный серийный легковой автомобиль импортного производства. 4-цилиндровый. Объем двигателя 1.601 — 2.000 (не включая) куб.см. Минимальный вес — 550 кг.

FS B — «Уличный быстрый В» (Fast Street . Серийный или серийный доработанный легковой автомобиль импортного производства. 4-цилиндровый компрессорный или 6-цилиндровый атмосферный. Объем двигателя 2.000 — 2.500 (не включая) куб.см. Минимальный вес — 900 кг.

FS C — «Уличный быстрый С» (Fast Street C). Серийный или серийный доработанный легковой автомобиль импортного производства. 4-цилиндровый компрессорный или 6-цилиндровый атмосферный. Объем двигателя 2.500 — 3.000 (включительно) куб.см. Минимальный вес — 900 кг.

Для определения класса автомобиля применяются дополнительные поправочные коэффициенты к объему двигателя: наддув — 1,6, роторный — 1,8, NOS — 1,5. Критерием для оценки объема двигателя является расшифровка VIN-кода


Самый мощный дрэгстер высшего класса "top fuel" выглядит так: стреловидный, ракето образный корпус 8 — 9 метров длиной. Узкие передние колеса, далеко отстоящие от кабины пилота-гонщика, защищенной дугами безопасности. Центр тяжести смещен к задней оси, на которой стоят широченные "слики" — колеса из мягкой резины, которая в разогретом состоянии липнет к трассе, обеспечивая необходимое сцепление с трассой на огромных скоростях. При старте дрэгстера видно, как резина скручивается и, словно пружина, толкает машину вперед, затем, под действием центробежных сил она меняет свой размер, становясь уже и выше. За кабиной пилота стоит мощнейший восьмицилиндровый двигатель, по бокам — ряды выхлопных труб. Сзади и спереди дрэгстера поставлены антикрылья, чтобы он не оторвался от земли и не превратился в летящую ракету.


Второй класс дрэгстеров называется "funny car" (по-английски — "смешная машина"). Эта "смешная машина" мощностью до 6 тысяч лошадиных сил внешне уже похожа на кузовной автомобиль. Кузов дрэгстера этого класса не имеет дверей и сделан из легких композитных материалов. Он накрывает пилота и двигатель сверху, как фонарь у истребителя. У этого дрэгстера с очертаниями автомобиля тоже широченные задние слики и более узкие передние колеса. Сзади у "смешной машины" прикреплены небольшие ролики, чтобы при старте дрэгстер не перевернулся, поднявшись на два задних колеса.


Следующий класс — "pro stock". Это серийные двухдверные купе или седаны, тюнингованные под ход роды с форсированными двигателями. Pro stock bike — это двухколесные дрэгстеры, сделанные на базе форсированных мотоциклов, к примеру Suzuki. Как и "смешные машины", они имеют композитный кузов, прикрывающий мотокорпус и задние ролики, цель которых — не опрокинуться на старте. Модернизированные двух- или четырехцилиндровые двигатели позволяют двухколесным дрэгстерам проходить 402-х метровую дистанцию менее, чем за 7,4 секунды. Pro stock truck — это класс дрэгстеров-грузовиков. В этих профессиональных классах дрэг рейсинга призовой фонд составляет более миллиона долларов ежегодно.

Всего в дрэг рейсинге — самых демократичных гонках — представлено более 200 классов, в основном — любительских (к примеру, pro street, super street, super stock, с мощностью двигателя свыше 600 лошадиных сил), в которых соревнуются владельцы своих "горячих тачек", тюнингованных как собственноручно, так и с помощью многочисленных тюнинговых автоателье. В США и в Европе существуют десятки школ подготовки пилотов дрэгстеров любого уровня — от начинающих до профессиональных. Как показывает практика, для пилотирования дрэгстеров недостаточно иметь водительское удостоверение и просто обладать навыками водителя, необходимо стать именно пилотом дрэгстера. А это уже другая водительская культура, другое отношение к технике и безопасности.

Style
Восновном улучшения касаются мотора и облегчения кузова.внешности не придают большого значения, за исключением аэродинамики …

Условия проведения соревнований

В состязаниях по драг-рейсингу проводятся квалификационные и финальные заезды. Отбор участников проводится в несколько этапов. Сначала соревнуется несколько пар участников. Победители проходят в следующий тур, а финальный зачёт определяет чемпиона.


Как проводятся квалификационные заезды:

  1. Время проведения указывается в регламенте.
  2. Определяются 16 водителей, пришедших к финишу первыми.
  3. У участников есть несколько попыток.
  4. Водители могут соревноваться парами в порядке живой очереди.
  5. Участник, для которого не нашлась пара, может стартовать в одиночку.
  6. Если есть свободные места, КСК может объявить победителем любого участника, не выполнявшего квалификационный заезд.

КСК – коллегия спортивных комиссаров, которая оценивает состязания и выбирает победителей.

Заезды формируются по строгим правилам:

  1. За 10 минут до первого старта оглашают состав всех финальных заездов.
  2. Водители выезжают на трассу только после указания судьи.
  3. В течение 3 минут после объявления о заезде водитель должен завести двигатель и подать машину на место старта. Если он этого не сделал, его отстраняют.
  4. Финальный зачёт проводят по олимпийской системе: 1/8 финала, четвертьфинал, полуфинал и финал. Проигравшие выбывают из соревнований.
  5. Состязания проходят по классам.
  6. Отборочный конкурс для 1/8 финала проходит в несколько этапов. Победитель квалификационного заезда соревнуется в паре с водителем, который пришёл последним (16-м). Участник, занявший 2-е место, состязается с 15-м и т. д.
  7. Если в конкурсе меньше 16 участников, то в четвертьфинал автоматически выходят водители, которые показали лучшие результаты.
  8. Если в гонках участвуют меньше 8 человек, то сразу проводится четвертьфинал.
  9. Если водителей 4 и меньше, то проходит полуфинал.
  10. Если в конкурсе участвуют только три человека, то самый быстрый их них сразу объявляется победителем.
  11. Те, кто проиграл в полуфинале, соревнуются друг с другом за 3-е и 4-е места.

Самая сложная работа в организации соревнований заключается в правильной подготовке места для старта.


Организаторы, участники и судьи должны работать слаженно и выполнять много задач:

  1. Судьи вызывают водителей в предстартовую зону. У каждого участника есть 3 минуты, чтобы выехать в зону для старта. Водитель должен надеть экипировку и пристегнуться ремнями безопасности.
  2. После второй команды машины подъезжают к линии старта. В течение 2 минут водитель может буксовать колёсами, чтобы прогреть шины.
  3. Механики не должны выходить в зону старта.
  4. На старте работает светофор, который даёт отдельный сигнал каждому автомобилю.
  5. Светофор располагают в 12 метрах от стартовой линии.
  6. Когда автомобили подъехали на 15 см к старту, загорается знак «pre-stage» (медленно ехать дальше).
  7. Когда они приближаются на 5 см к линии, загорается сигнал «stage» (остановиться).
  8. Если машина выкатилась за стартовую линию, водитель должен немедленно вернуться и повторить всю процедуру.
  9. После 2 значков «stage» проходит 3 секунды, после чего загораются три ряда жёлтых знаков.
  10. Через 0,4 секунды включается зелёный свет.
  11. Красный свет загорается при фальстартах. Эти сигналы размещают в 70 м от линии.

Во время гонок часто случаются фальстарты и другие затруднения. Для каждого случая предусмотрен порядок действий.

Что делать при фальстарте:

  1. Водитель, который сделал фальстарт, едет в конец очереди.
  2. Второй водитель продолжает ехать и приходит к финишу. Его результат засчитывается.
  3. В финальном заезде в конец очереди отправляются оба водителя.
  4. Один фальстарт разрешается во всех финальных гонках (1/8 финала, четвертьфинал, полуфинал, финал). Если случился второй фальстарт, то водителя объявляют проигравшим.


Очень важно правильно ехать по трассе и соблюдать правила безопасности:

  1. Машины едут параллельно друг другу по прямой линии.
  2. После финиширования водители должны снизить скорость и вернуться на стоянку.
  3. Если водитель, прошедший в следующий тур, решит сразу вернуться в зону старта, то механик тоже может туда прийти для проведения техосмотра.
  4. Перерыв между турами – 5 минут, но судья может увеличить это время.
  5. За опасную езду и неэтичное поведение водитель будет наказан. Ему могут сделать дисциплинарное замечание, оштрафовать или исключить.
  6. После трёх замечаний следует исключение.
  7. Если опасное вождение создаёт преимущества для этого водителя, то КСК аннулирует его результат. То же самое происходит, если опасная еда снижает шансы соперника этого водителя.
  8. Участники могут подавать апелляцию или протест.
  9. После чемпионата водитель должен вернуть машину в закрытый парк. Туда помещают только те авто, которые участвовали в полуфинале.
  10. Автомобиль должен стоять в закрытом парке в течение 30 минут после объявления итогов.
  11. Если водитель этого не сделает или сделает не вовремя, его результат аннулируют.
  12. До завершения гонок машины нельзя увозить из места состязаний.
  13. Неисправные машины забирает эвакуатор.

Все участники обязаны быть осторожными и соблюдать правила безопасности. От этого зависит жизнь и здоровье водителей и гостей чемпионата.

Разделение по классам

В гонках принимают участие автомобили разных классов:


Класс автомобиля определяют с помощью специальных коэффициентов, которые характеризуют объём двигателя:

  • роторный – 1,8;
  • NOS – 1,5;
  • наддув – 1,6.

Чтобы выяснить объём двигателя, необходимо расшифровать VIN-код. Все измерения проводят квалифицированные технические специалисты.

История развития драг-рейсинга

У слова «драг-рейсинг» интересная история. Слово «drag» по-английски означает «медленно ползти». Название гонок происходит от разговорного выражения «Drag your car out of the garage and race me!», которое переводится как «Вытаскивай машину из гаража, устроим гонки».

Когда драг-рейсинг только появился, участники гонок тащили свои машины на трейлере, поэтому глагол drag («тащить») стал ассоциироваться с этим видом спорта. Скоростные автогонки по прямой трассе появились в 1930-е годы в Калифорнии (США). Первое в истории гоночное состязание прошло в 1949 г. в калифорнийском городе Голета. В 1950 г. возле озера Мурок была построена гоночная трасса Santa Ana. Её длина достигала 402 м. Она стала первой в истории трассой для автогонок. В том же году драг-рейсинг был признан профессиональным видом спорта.


Американская Национальная хот-род ассоциация была создана в 1951 г. Она утвердила правила состязаний и технику безопасности, а также разделила автомобили для гонок на несколько классов. С 1953 г. эта ассоциация организовывает и проводит все гоночные соревнования. Жители Европы впервые увлеклись автогонками в 1930-х годах, но драг-рейсинг как вид спорта сформировался только в 1960-х. Клуб любителей драг-рейсинга появился в Европе в 1959 г.

Первый мощный драгстер был изготовлен в Великобритании в 1963 г. Его двигатель мощностью свыше 700 лошадиных сил работал на метиловом спирте. Появление столь мощного транспорта повлияло на быстрое развитие драг-рейсинга. Федерации и ассоциации этого вида спорта стали появляться во многих странах.

В Россию драг-рейсинг пришёл только в 1990-е годы. Сначала уличные гонки проводились на мотоциклах. Эти соревнования были нелегальными, многих участников штрафовали инспекторы ГИБДД. Для гонок выбирали пустынные ночные трассы. Вид спорта был признан только в 2002 г., когда появилась федерация драг-рейсинга.

Любители быстрой езды часто увлекаются драг-рейсингом. Этот вид спорта поможет им реализовать себя и насладиться скоростью. Гонки проводятся на специально отведённых трассах, поэтому абсолютно безопасны для окружающих.

402 метра истории: как дрэг-рейсинг стал профессиональным спортом

В России именно заезды по прямой считаются основным видом уличных гонок. В этой статье мы расскажем, почему этот спорт называется "дрэг", а дистанция ограничена странным числом 402 и как в США сумели превратить нелегальную забаву в доходный бизнес.

Соревновательный дух был присущ человеку во все времена и всегда являлся одним из основных двигателей развития практически всех сфер жизни общества. Поэтому после изобретения автомобиля, проведение первой автомобильной гонки было лишь вопросом времени. Недолгого времени.

Спортивные дисциплины в разных частях света отличаются примерно так же, как и сами автомобили. И если старушка Европа всегда тяготела к кольцевым дисциплинам и ралли, то Новый Свет со своими многолитровыми "монстрами" пошел своим путем, упростив суть соревнований до предела: прямой участок дороги без светофоров, пара водителей, пара автомобилей… Кто первым пересек финишную черту, тот и уезжает с деньгами, женщинами и непошатнувшейся самооценкой.

Что значит drag racing?

Английское слово drag дословно переводится как "тащить/тянуть", что очень слабо ассоциируется с гонками как таковыми. На данный момент не представляется возможным выяснить точную этимологию этого термина и хотя бы примерную дату его появления.

По одной версии, в основу легла фраза "Drag your car out of the garage and race me!" ("Вытаскивай свою тачку из гаража, давай погоняемся"). Другая версия гласит, что на заре дрэг-рейсинга пригодных для проведения соревнований дорог было очень мало, и гонщик был вынужден "тащить" на трейлере свой автомобиль к месту старта.

Кроме того, в обиходе гонщиков середины прошлого столетия глагол to drag употреблялся в контексте более поздних переключений вверх для оптимальной реализации крутящего момента.

Как все начиналось

Дрэг-рейсинг зародился в Америке в 30-х годах на соляных озерах Калифорнии. Моторы становились мощнее, водители смелее, а максимальная скорость в 100 миль в час уже не была чем-то запредельным. Гонки по прямой, благодаря своей простоте и доступности, стремительно набирали популярность по всему континенту.

1.jpg

Окончание Второй мировой войны ознаменовало новый, небывалый по масштабам бум дрэг-рейсинга. Автомобильная промышленность Америки в послевоенное время переживала небывалый подъем, рынок наводнили новые модели, в то время как автомобили 30-х годов стремительно падали в цене, становясь доступными для жадной до скорости молодежи. Именно довоенная техника и мощные форсированные моторы, увидевшие свет в конце 40-х — начале 50-х стали той самой технической базой, которая легла в основу профессионального дрэг-рейсинга.

В конце 40-х годов дрэг-рейсинг развивался очень стремительно, по-прежнему оставаясь незаконной забавой молодых фанатов скорости. Заезды проводились в городах, на автострадах и заброшенных после войны аэродромах. В 1949 году на бывшей военной базе в калифорнийском городе Голета прошли первые официальные соревнования, которые большинство автоисториков и определяют как точку отсчета в истории гонок на четверть мили.

Профессиональный дрэг

1950 год стал переломным для дрэг-рейсинга по двум причинам: в массовую печать поступает роман Hot Rod (дословно "горячий жезл") авторства Henry Gregor Felson. Благодаря этой книге мир хот-роддинга приобретает некий романтический флер, а само движение становится полноценным молодежным бунтом со своей философией.

4.jpg

Тогда же, в 1950 году, на высохшем озере Мурок в пустыне Мохаве, Калифорния, человек по имени Си Джей Харт (C.J.Hart) строит первый в мире дрэг-стрип, предназначенный специально для заездов на 402 метра.

c j hart.jpg

Изначально трэк Santa Ana не обладал должной инфраструктурой, техника для измерения результатов была несовершенна, безопасность была на примитивнейшем уровне: отсутствовали барьеры, разделяющие непосредственно стрип и зрителей, трибуны для которых еще не были построены.

Однако складывающейся ситуацией были довольны все. Фанаты скорости получили уникальную возможность для достижения новых результатов, болельщики — достойнейшее зрелище (к слову, и те и другие за вход на мероприятие платили по полдоллара), а муниципальные власти выдохнули с облегчением. Именно здесь зародился драг-рейсинг в его привычной для нас форме легальных соревнований с оборудованными треками, ремонтными боксами и толпами зрителей.

Первой целью Харта как организатора гонок было определиться с единой для всех заездов дистанцией. И он остановился на четверти мили, ссылаясь на существующие с прошлого века лошадиные бега на аналогичную дистанцию, а также на собственные представления о безопасности (на более длинной дистанции значительно выше скорости, а значит, и риск травм при ДТП).

Следующей его целью было сделать заезды максимально объективными, разделив все участвующие дрэгстеры на классы в зависимости от их технических характеристик (конструкции двигателя, года выпуска, типа кузова и т.д.). И за 9 лет (вплоть до 1959 года) существования Santa Ana Drags дрэг-рейсинг изменился коренным образом, снискав популярность по всей стране.

santa ana dragstrip.jpg

Если Си Джей Харт совершил в начале 50-х революцию в заездах по прямой, то Уолли Паркс (Wally Parks) определил вектор развития дрэг-рейсинга на многие десятилетия вперед. Семья Уолли переехала в Калифорнию в 20-х годах, а в середине 30-х Паркс уже участвовал в соревнованиях на соляных озерах, став в 1937-м одним из основателей RoadRunners Club.

wally parks.jpg

В 1947 году молодой гонщик проявляет себя как отличный организатор и встает у истоков Southern California Timing Association. Именно под эгидой SCTA проходит первое мероприятие SpeedWeek, до сих пор проводимое на знаменитых высохших озерах Бонневилля, которое явилось началом эры, когда пилоты стали сражаться не столько друг с другом, сколько со временем прохождения дистанции ради рекордов.

Ну а после того, как Паркс стал редактором ставшего вскоре культовым журнала для автомобильных энтузиастов Hot Rod, он довольно быстро обзавелся необходимым влиянием в тематических кругах, чтобы создать в 1951 Национальную Хот Род Ассоциацию (NHRA). Ассоциация позволила "превратить хаос в порядок" посредством внедрения в стремительно набирающий обороты драг-рейсинг регламента проведения гонок, расширенного разделения болидов на классы и необходимых требований безопасности. Уолли Паркс стал первым президентом NHRA.

7.jpg

Первые официальные заезды под эгидой NHRA состоялись в апреле 1953-го в Помоне, Калифорния, на территории паркинга The Los Angeles County Fairgrounds — одного из самых больших парков развлечений в Калифорнии. Спустя четыре десятилетия на улучшение стрипа в Помоне было выделено порядка 6 миллионов долларов, что позволило усовершенствовать инфраструктуру до уровня небольших стадионов с вместительными трибунами, обзорными башнями для VIP-посетителей и огромным количеством стоячих мест. Недаром именно этот трэк стал подлинной страстью Далласа Гарднера, второго президента NHRA,и именно здесь проходят первая и последняя гонки сезона.

3.jpg

Что в итоге?

За без малого 60-летнюю историю NHRA скорости на стрипе возросли многократно, технологии развивались сумасшедшими темпами, молодые гонщики сменяли более опытных, но народная любовь к заездам на классический квотер только росла. Сегодня NHRA является самой крупной организацией в мировом автоспорте. Посудите сами: 80 000 членов, 140 стрипов по всей Америке, более 35 000 лицензированных пилотов и порядка 5 000 журналистов с аккредитацией Ассоциации.

Спустя десятилетия с момента ее основания Уолли Паркс сказал: "Стоя у истоков, мы и подумать не могли, во что все это выльется. Никто не мог даже в самых смелых мечтах представить ошеломляющий успех и масштабы роста NHRA. У нас были вполне здоровые амбиции, среди нас не было гениев маркетинга или планирования, вещи случались сами, а мы просто следовали нашим инстинктам. Мы хотели сами контролировать свою судьбу и быть хозяевами собственных жизней. И благодаря сопутствующей удаче и помощи огромного количества небезразличных людей это все стало возможным".

Именно благодаря энтузиастам своего дела и бесконечной вере в свою идею дрэг-рейсинг трансформировался из подпольных гонок американской молодежи послевоенных лет во всемирно популярную дисциплину автоспорта.

Правила соревнований

Водители выезжают парами по прямой дороге. Победитель, который пришёл к финишу первым, проходит в следующий тур, а проигравший выбывает из соревнований. Трассы строятся на отдельных участках, где нет пешеходов и других водителей.


Каждый участник обязан надеть шлем, специальный комбинезон и хомут на шею, а также застегнуть 5 ремней. На эту процедуру отводится 20 минут. Всего на подготовку к старту отводится 40 минут. Возле старта нужно прогреть двигатель и колёса.

Федерации

Соревнования организовывают различные федерации автомобильного спорта:

  • РАФ – Российская автомобильная федерация;
  • региональные федерации автомобильного спорта;
  • городские федерации.

В 2002 г. была создана Российская федерация драг-рейсинга (РФДР).

Драг-рейсинг: правила гонок, участники, классы авто

Многие автолюбители увлекаются гонками и мечтают принять участие в этом захватывающем мероприятии. Для этого нужно запомнить правила проведения соревнований и строго соблюдать технику безопасности. Драг-рейсинг довольно опасен, поэтому участники всегда должны быть осторожными.

Техническая инспекция. Реклама


Есть множество требований к рекламе:

  1. На машины нужно прикреплять рекламу организатора гонок.
  2. В регламенте состязаний подробно расписан порядок размещения рекламы. Водитель вправе отказаться размещать необязательную рекламу.
  3. Все рекламные мероприятия должны согласовываться с организатором.
  4. На информационном стенде помещают рисунок, на котором указано, на каких частях автомобиля надо поместить рекламу.

Автомобили, не прошедшие техосмотр, не допускаются к гонкам. Обязательную рекламу размещают все участники состязаний.

Что такое драг-рейсинг?

Драг-рейсинг – это парная спринтерская гонка по прямой трассе длиной 402 м (четверть мили).


Иногда проводятся соревнования на других дистанциях:

  • целая миля = 1609 м;
  • восьмая часть мили = 201 м;
  • половина мили = 804 м.

Драг-рейсинговые гонки проводятся на многих видах транспорта:

  • автомобили (в том числе реактивные);
  • мотоциклы;
  • катера;
  • электромобили;
  • велосипеды;
  • скутеры;
  • трактора;
  • газонокосилки.

Чемпионы по драг-рейсингу способны пройти дистанцию за несколько секунд. Многое зависит не только от квалификации водителя, но и от состояния трассы, от качества автомобиля.

Наказания и протесты

Правила чемпионата регламентируют систему наказаний и протестов. Водители должны знать, за что их могут наказать, и в каких случаях они имеют право не согласиться с несправедливой оценкой.

Как назначаются наказания:

  1. Если водитель превысит скорость, возвращаясь с финиша, его оштрафуют на половину заявочного взноса.
  2. Из конкурса исключают всех, кто отказался от техосмотра.
  3. Любые нарушения на старте караются штрафом в размере половины взноса. За повторные нарушения водителя могут дисквалифицировать.
  4. Если водитель пересёк осевую линию, с него взимают штраф в размере целого взноса. Если это произошло дважды – дисквалифицируют.
  5. Тех, кто не подчиняется приказам судей, штрафуют на 1 взнос. Повторное неподчинение грозит дисквалификацией.
  6. Если водитель опоздал в предстартовую зону, то штрафуется половиной взноса.
  7. Для каждого класса автомобиля строго определена максимальная скорость. Если она превышена, водителя штрафуют.
  8. С соревнований снимают участника, если его автомобиль коснулся осевой линии, стены или ударился о трек.


Некоторые требования к участникам не определены регламентом, и тогда КСК может предъявлять следующие санкции к нарушителям:

  • замечание;
  • штраф;
  • аннулирование результата;
  • исключение из списка участников.

Водители, которые считают оценку несправедливой, подают протест или апелляцию. Для этого надо аргументировать свои претензии.

Порядок подачи протестов:

  1. Необходимо ссылаться на конкретные пункты нормативных документов.
  2. В течение 30 минут после оглашения итогов можно подать протест против несоответствующей классификации автомобиля или его технических параметров.
  3. Вместе с протестом подают денежный залог.
  4. Дополнительная сумма залога вносится, если необходим осмотр деталей автомобиля.
  5. Осмотр техники проводится в закрытом месте.
  6. При необоснованном протесте залог не возвращается.
  7. Водители, недовольные итогами протеста, могут подать апелляцию.

Все заявления нужно подавать сразу после объявления итогов, иначе судьи не примут возражения.

Что такое драгстер?

В профессиональных гонках участвуют специальные автомобили, которые называются драгстерами. Мощность их двигателя достигает 8000–12000 лошадиных сил. Благодаря этому такой автомобиль идеально приспособлен для гонок. Конструкция драгстера предельно проста. На панели управления располагается минимум деталей. Машина весит меньше тонны и способна развивать огромную скорость.

Читайте также: