Что такое дот в образовании

Обновлено: 30.06.2024

Федеральный Закон об образовании № 273-ФЗ (ст. 10) определяет 4 вида образования в России:

  • общее образование;
  • профессиональное образование;
  • дополнительное образование;
  • профессиональное обучение.

Обучение осуществляется в 3 формах:

Заметьте, никакого «дистанционного образования» как вида, уровня или формы обучения в законе нет. Однако есть понятие «дистанционные образовательные технологии (ДОТ)».

Что такое ДОТ

В соответствии со ст. 16 ч. 1 Закона об образовании, дистанционные образовательные технологии — это «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». В привычном для нас смысле это удаленное обучение через интернет.

Подробнее о различиях дистанционного, заочного, электронного обучения мы рассказывали в одной из прошлых статей.

Понятие «дистанционные образовательные технологии» впервые появилось в проекте поправок к Закону об образовании в 2002 году. После принятия поправок Олег Смолин, на тот момент заместитель председателя думского комитета по образованию и науке, подчеркнул, что теперь закон «уравнил студентов, обучающихся посредством дистанционных образовательных технологий, с обычными студентами в обычном учреждении».

Сейчас применение ДОТ и электронного обучения регулируется статьей 16 Закона об образовании и Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 апреля 2014 г. N 06-381).

Давайте рассмотрим его подробнее.

Порядок применения дистанционного обучения

Использовать дистанционное обучение или нет и в каком объеме — это свободный выбор образовательной организации.

Порядок позволяет применять ДОТ и электронное обучение не только при проведении занятий. В дистанционном формате можно проходить практику, выполнять текущий контроль успеваемости и проводить итоговую аттестацию.

В документах об образовании и квалификации применение ДОТ в обучении не указывается.

Организация сама решает, сколько часов отвести на «дистанционку», а сколько оставить на аудиторные занятия с преподавателем. Главное, чтобы образовательная программа была изучена в полном объеме.

При этом Порядок не запрещает перехода на исключительно дистанционное обучение, когда обучающиеся изучают материал в форме онлайн-курсов, но есть ограничения для отдельных направлений подготовки.

По каким профессиям нельзя обучаться дистанционно

Список содержит более 200 профессий и специальностей, которым нельзя обучиться полностью дистанционно. Программы по этим курсам обязаны предусматривать очные аудиторные занятия с преподавателями.

В Перечень попали прежде всего те профессии, которые требуют основательной практической подготовки и опыта. Так, нельзя удалённо выучиться на архитектора, программиста, ювелира, акушера, пилота, актёра, дизайнера, бухгалтера или педагога по физкультуре, а также сварщика, токаря, водителя, машиниста котлов, радиомеханика и многих других.

Данный документ регламентирует обучение только в учреждениях СПО (техникумах, колледжах, училищах).

ДОТ в сфере профессионального обучения

Формально никаких ограничений по использованию дистанционных технологий в сфере высшего, дополнительного профессионального образования и профобучения нет.

Например, Перечень, о котором мы говорили выше, запрещает учреждениям СПО организовывать удаленное обучение по направлению «Фармация». Однако мы легко найдем вузы, которые готовят фармацевтов-провизоров в заочной форме, полностью дистанционно.

Особенно развит дистанционный формат обучения в учебных центрах дополнительного профессионального образования и профессионального обучения (ДПО и ПО).

Посмотрим, чем и как регламентировано применение ДОТ в учреждениях ДПО и ПО.

При реализации дополнительных профессиональных программ организацией, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (п. 14).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения никак не регламентирует применение дистанционных технологий, в тексте Приказа нет упоминания ДОТ и электронного обучения.

Таким образом, вопрос исключительно дистанционного обучения по профессиональным программам на законодательном уровне однозначно не решен, поэтому обратимся к понятию практико-ориентированного обучения.

Задача профессионального образования — подготовить высококвалифицированные кадры, знания, умения и навыки которых будут в полной мере соответствовать профстандартам или квалификационным требованиям (если стандарт не принят).

Так, в рамках нацпроекта «Образование» на базе учреждений СПО реализуется федеральный проект «Молодые профессионалы». Проект предусматривает модернизацию профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Ожидается, что к концу 2023 года 85 субъектов РФ внедрят программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс,

Профессиональное образование готовит обучающихся к выполнению конкретных действий на будущем месте работы, соответственно, теория должна закрепляться на практике.

Если мы говорим об исключительно дистанционном обучении какой-либо профессии, возникает вопрос о его эффективности. Можно ли без осложнений принять роды, обучившись по видео? Можно ли качественно выполнить сварочные работы, прочитав учебник? Вряд ли.

практика: ожидание и реальность

Практико-ориентированность в профессиональном образовании эффективно обеспечивает дуальная модель обучения. В узком смысле, это такое обучение, при котором теоретические знания дает образовательная организация (например, колледж или учебный центр), а практику проводит работодатель на предприятии.

Таким образом, законодательных ограничений на использование дистанционных технологий при реализации профессиональных программ в учреждениях ДПО и ПО нет. Однако есть требования профстандартов и общая тенденция развития образования в сторону практической ориентированности, которые исключают возможность полностью дистанционного освоения образовательных программ.

Изменения в реализации программ обучения с применением ДОТ

19 марта 2020 года было опубликовано Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».

Рекомендации должны помочь школам и учреждениям СПО быстро перейти на «дистанционку» в условиях распространения коронавирусной инфекции.

  • Образовательным учреждениям предоставлена свобода в выборе инструментов для проведения онлайн-уроков (СДО, платформы для вебинаров и видеоконференций) и организации контроля знаний.
  • При реализации программ СПО допускается использовать виртуальные аналоги специальных помещений, которые позволяют обучающимся осваивать общие и профессиональные компетенции.
  • Особое внимание в письмо уделено реализации учебной и производственных практик. Если есть возможность организовать для обучающихся дистанционное прохождение практики без выезда на производство, то учреждению СПО рекомендуется это сделать, соответственно откорректировав учебный график.

Дистанционное образование в России, несмотря на появление статьи о ДОТ в законе об образовании еще в 2002 году, до сих пор строго не регламентировано. Большинство вопросов, связанных с выбором инструментов электронного и дистанционного обучения, организации удаленной работы и подготовки кадров, компетентных в применении ДОТ, отдаются «на откуп» образовательным организациям.

Как показала ситуация с пандемией 2020, образование в России не готово перейти в онлайн-формат, поэтому дистанционные технологии и электронное обучение продолжают оставаться в статусе технологий, но никак не самостоятельной формой получения образования.

№9. Как проходит обучение?

Человек учится самостоятельно, посещает занятия (онлайн или офлайн), а все зачёты, тесты, срезы, письменные работы сдаёт строго в соответствии с академическим календарём вуза. Согласно государственному общеобязательному стандарту образования (ГОСО), полная учебная нагрузка одного учебного года соответствует 60 академическим кредитам или 1800 академическим часам. При этом за один семестр студент осваивает 30 академических кредитов. Форму сдачи экзамена каждый вуз устанавливает сам.

№6. Как дистанционное обучение работает по программам MBA, EMBA и DBA?

Программа Executive MBA (магистр делового администрирования) ориентирована на подготовку топ-менеджеров: генеральных директоров, их заместителей и владельцев компаний. DBA – программа дополнительного образования Doctor of business administration (доктор делового администрирования), по ней готовят собственников бизнеса и управленческие кадры высшего уровня. Основная задача программы – обобщить личный и чужой опыт управления бизнесом, научиться более широко рассматривать управленческую деятельность, выходить за пределы знакомой отрасли.

По программам MBA дистанционное обучение возможно в общем объёме не более 30 академических кредитов за всё время учёбы. По программам EMBA и DBA – не более 15 академических кредитов.

№10. Кому выгодно дистанционное образование?

Эта форма удобна работающим студентам. Главное при этом – вовремя выполнять задания и сдавать все тесты, экзамены. Дистанционное обучение подходит:

  • работающим специалистам, которым нужно второе высшее образование;
  • желающим получить степень магистра;
  • тем, кто часто находится в командировках или других разъездах;
  • родителям в отпуске по уходу за ребёнком;
  • абитуриентам, мобильность которых ограничена.

ДОТ и ДЗОТ- чем они отличаются? Плюсы и минусы этих сооружений.

Во время второй мировой войны в обороне часто применялись фортификационные сооружения разных типов, среди которых были ДОТы и ДЗОТы .

Для начала расшифруем аббревиатуры оборонительных сооружений: ДОТ - это долговременная огневая точка;

ДЗОТ - это деревоземляная огневая точка.

В чем отличие ДОТа и ДЗОТа?

Их отличие заключается в том, что ДЗОТ является не долговечной огневой точкой, об этом говорит расшифровка аббревиатуры (деревоземляная). ДОТ напротив является огневой точкой, которая предназначена на длительный период .

Один из ДОТов, которому удалось дожить до наших дней. Один из ДОТов, которому удалось дожить до наших дней.

Из чего строятся огневые точки?


ДОТ
Как я уже сказал, что данная огневая точка предназначена для введения боевых действий на длительный период. И постройка ДОТов обычно ведется из бетона или стали. В некоторых случаях в качестве дотов используются башни танков.

ДЗОТ
Эта огневая точка создается в полевых условиях. Из расшифровки аббревиатуры не сложно понять, что ДЗОТы сооружаются из дерева. Точка строиться на основе земляного углубления, которое укрепляется при помощи дерева.

Вооружение

Огневая точка может вооружаться различными видами вооружения. Как правило, от станковых пулеметов до тяжелых орудий.

На вооружении данной огневой точки чаще всего устанавливаются различные пулеметы. Это связанно с мобильностью этого сооружения.

Обычно вкопанные башни танка применялись в основном для уничтожения бронетехники. Эти точки так же назывались ПТОП (противотанковый опорный пункт). Обычно вкопанные башни танка применялись в основном для уничтожения бронетехники. Эти точки так же назывались ПТОП (противотанковый опорный пункт).

Плюсы и минусы

1⃣ Безусловно огромным плюсом этих сооружения является долговечность. Некоторые ДОТы , которые были построены ещё в прошлом веке, сейчас могут быть использованы по их прямому назначению;

2⃣ ДОТ сделан из негорючих материалов, что дает ему большое преимущество на войне;

3⃣ Более высокая защищенность. Земля и дерево имеют свойство хуже сдерживать снаряд при его попадании.

1⃣ Если ДОТ и выдерживает удары различных снарядов, то звук от попадания никто не отменял. При попадании снаряда в крышу такого сооружения образуется сильная звуковая волна, которая запросто может привести к контузии.

2⃣ Отсутствие мобильности. Такие сооружения невозможно использовать при наступлении.

3⃣ При постройке требует множество трудовой силы и значительное количество стройматериалов.

1⃣ Первый плюс этого сооружения заключался в простоте его строительства. На его строительства не требовалось много времени и каких-либо специальных ресурсов

2⃣ Мобильность. Огневая точка могла быть возведена в любом месте.

3⃣ Маскировка. После артиллерийского обстрела ДЗОТ оставался в первоначально форме. Чаше всего это были формы холмов.

1⃣ Недолговечность. Дерево имело свойство гнить и оно не могло использоваться в сооружения, которые должны были носить статус долговременных;

2⃣ Огнеопасность. ДЗОТ делается из горючих материалов;

3⃣ Прочность. Сооружения этого типа делались чаще всего из подручных материалов (дерево, камень, земля). При попадании снаряда крупного калибра такое сооружения маловероятно могло выдержать удар.

№5. На кого можно и нельзя учиться в режиме ДОТ?

Полноценное дистанционное образование вузы дают по всем направлениям подготовки кадров. Исключение составляют лишь следующие:

  • хореография;
  • инструментальное исполнительство;
  • авиационная техника и технологии;
  • строительство;
  • морская техника и технологии;
  • здравоохранение;
  • военное дело;
  • ветеринария на базе высшего образования.

№12. Какие есть недостатки?

Наряду с преимуществами у дистанционного обучения есть и некоторые минусы. При выборе такого вида обучения необходимо учитывать следующее:

  • минимальный личный контакт с преподавателями и другими студентами (подходит далеко не всем по индивидуальным особенностям);
  • постоянная потребность в компьютере и высококлассном интернет-соединении;
  • необходимость личного присутствия на экзаменах (для идентификации).

Для того чтобы учиться дистанционно, у студента должны быть жёсткая самодисциплина и самоконтроль, иначе должного эффекта не будет.

№4. Какие вузы в РК предлагают дистанционное образование?

В Казахстане ДОТ действуют в 71 учебном заведении. В частности, услуги оказывают такие крупные вузы:

  • Казахский национальный медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова;
  • Алматы менеджмент университет (AlmaU);
  • Казахский национальный университет имени аль-Фараби;
  • Алматинский университет энергетики и связи;
  • Университет имени Сулеймана Демиреля.
  • Северо-Казахстанский государственный университет имени М. Козыбаева;
  • Павлодарский государственный педагогический университет;
  • Государственный университет имени Шакарима города Семей;
  • Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата;
  • Западно-Казахстанский государственный университет имени М. Утемисова;
  • Карагандинский государственный технический университет;
  • Костанайский инженерно-экономический университет имени М. Дулатова.

Полный список можно скачать здесь.

№8. Сколько стоит учиться по ДОТ?

Суммы разные. Стоимость обучения рассчитывается по методике подушевого нормативного финансирования (приказ МОН РК от 27 ноября 2017 года №597). Учитываются следующие факторы:

  • индекс профиля обучения по группам затратности;
  • годовой фонд оплаты труда преподавателей;
  • учебные расходы;
  • материально-техническое оснащение и срок обучения по направлению подготовки кадров.

Стоимость вузы устанавливают самостоятельно, но она, подчеркнули в МОН, должна быть меньше, чем стоимость классического обучения. Определённые расходы, как, например, на материально-техническое оснащение или коммунальные платежи, не включаются.

На стоимость влияет также выбор специальности и вуза, она варьируется от 200 до 650 тысяч тенге. А, скажем, обучение по специальности "Менеджмент" составляет 350-370 тысяч тенге (второе высшее, магистратура).

ДОТ и ДЗОТ - в чем отличие?

Каждую их двух аббревиатур, я уверен, вы слышали не один раз, при этом представляя себе укрепленную боевую точку в обоих случаях. В чем же состоит отличие ДОТа от ДЗОТа - вы узнаете в этой статье!

На самом деле - весь секрет кроется в расшифровке аббревиатур. Начнем по-порядку.

Долговременная Огневая Точка - это отдельное малое капитальное фортификационное сооружение из прочных материалов, предназначенное для долговременной обороны и стрельбы различными огневыми средствами из защищённого помещения.

ДОТы строились из монолитного или сборного железобетона , камня на растворе, железных балок с арматурой и броневых закрытий. Чаще всего применялся монолитный железобетон.

Как и другие виды долговременных фортификационных сооружений, ДОТ защищает военнослужащих от поражения огнём противника (пулями, осколками, минами, взрывов снарядов и авиабомб) и даёт возможность гарнизону вести огонь по противнику через амбразуры, казематные или башенные артиллерийские и пулеметные установки.

Строительство ДОТа — дело трудное, долгое и затратное, требует квалифицированных строителей, может выполняться преимущественно в мирное время и при возможности доставки к линии обороны огромного количества цемента, песка, гравия и стали. При наличии леса и солдат — вчерашних крестьян, каждый из которых мог быть плотником и лесорубом, ДЗОТы строятся значительно быстрее и дешевле. Но ДОТы имели очевидные достоинства:

- долговечность: многие сооружения до сих пор могут быть использованы по прямому назначению ;

- стенки и амбразуры ДОТа из негорючих материалов, что особенно актуально на войне;

- отделанная металлом амбразура ДОТа имеет меньше шансов обвалиться при обстреле сооружения.

ДеревоЗемляная Огневая Точка — полевое оборонительное фортификационное сооружение, построенное из бревен, досок и земляной присыпки и вооруженное, как правило, пулеметами.Основными преимуществами дзота являются внезапность при открытии огня, а также возможность быстрого его возведения при ограниченных ресурсах.

Достоинства в сравнении с дотом:

- быстрота сооружения ДЗОТа вслед за перемещающейся линией обороны для закрепления позиций;

- дешевизна строительства силами военнослужащих;

- при наличии леса, топоров и лопат изготовляется из простых, подручных средств (дерево, земля, камень), ему не нужен подвоз специальных стройматериалов.

Недостатки дзота:

- при одинаковых с дотом размерах он обеспечивает слабую защиту (только от пуль, осколков, малокалиберных мин и снарядов);

- недолговечность, дзоты не могли использоваться для строительства долговременных укрепрайонов (к примеру, пограничных).

№7. Куда и как записаться на дистанционное обучение?

Надо просто обратиться в приёмную комиссию учебного заведения, которое входит в список из карточки №4. Как правило, общий порядок действий таков:

  • выбрать специальность и университет;
  • собрать необходимый пакет документов (может отличаться в зависимости от выбора) и подать их в вуз;
  • пройти собеседование или сдать вступительные экзамены;
  • внести оплату за обучение.

Что такое дистанционное обучение и почему его нельзя путать с заочным?

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

Разбираемся, по каким направлениям подготовка кадров возможна дистанционно и какие требования предъявляются к студентам.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) в нашей стране применяются в сфере высшего и послевузовского образования с середины 2000-х годов. Сейчас, по данным Министерства образования и науки РК, их использует 71 вуз. Всего вузов в стране более 130.

№3. Кому нельзя обучаться дистанционно?

Выпускникам школ. Законодательство исключает такую возможность на базе программы общего среднего образования. В случае с выпускниками колледжей и средних специальных учебных заведений каждый вуз сам определяет возможность обучения на дистанции. Для этого необходимо, чтобы профили образовательных программ (пройденной и рассматриваемой) совпадали.

№11. В чём главные плюсы?

Помимо явного плюса дистанционного обучения – возможности учиться без отрыва от работы – у него есть и другие преимущества, в их числе:

  • индивидуальный учебный график;
  • доступность из любой точки мира, где есть выход в интернет;
  • экономия времени и денег – не придётся часто ездить в университет или институт.

№1. Что такое дистанционное образование?

Дистанционное образование – это обучение на расстоянии. По сути это очное обучение в режиме онлайн. Дистанционное образование нельзя путать с заочным, которое, кстати, в Казахстане отменили с 1 января 2019 года. Студенты-заочники, по данным МОН, осваивали только 65% от объёма, который осваивают очники. При этом и те, и другие получали одинаковые дипломы.

При дистанционном обучении студенты изучают все 100% объёма информации. Весь процесс построен на коммуникациях через интернет.

№2. Кто может рассчитывать на учёбу по ДОТ?

В Министерстве образования и науки РК сообщили, что на это имеют право:

  1. Лица с особыми образовательными потребностями (инвалиды).
  2. Обучающиеся по сокращённым образовательным программам на базе технического и профессионального, послесреднего (выпускники колледжей) и высшего образования.
  3. Выехавшие в другие страны по обмену в рамках образовательных программ высшего и/или послевузовского образования (исключение – стипендиаты "Болашака").
  4. Студенты вузов, которые находятся в длительной заграничной командировке (более двух месяцев).
  5. Обучающиеся в рамках высшего и/или послевузовского образования по программам академической мобильности (академмобильность – временное перемещение студентов и преподавателей вузов в другое образовательное или научное заведение с целью обучения или преподавания).
  6. Осуждённые, отбывающие наказание в учреждениях минимальной безопасности при наличии соответствующих технических условий в учреждении.

Читайте также: