Что означает the walking dead

Обновлено: 10.05.2024

Сценарист Роберт Киркман публиковал первые небольшие работы в комикс-индустрии через собственное издательство Funk-O-Tron. Довольно быстро его комиксы стали успешными, что позволило автору начать работать с Image Comics. Вскоре Киркман закрыл Funk-O-Tron, и все авторские проекты стал выпускать именно у Image.

Первым значительным успехом Роберта Киркмана у нового издателя стал комикс 2003 года «Неуязвимый» (Invincible): яркая история становления начинающего борца с преступностью. Многие до сих пор называют его лучшим супергеройским комиксом в принципе.

В том же году Киркман выпустил нечто совершенно иное, комикс, что вскоре принесет ему всемирную известность и займет его работой на ближайшие 15 с лишним лет. Это была черно-белая драма про зомби-апокалипсис — первый выпуск комикса «Ходячие мертвецы», который впоследствии потеснит оригинальную трилогию Джорджа Ромеро на пьедестале лучших произведений про восставших из мертвых каннибалов.

Но не все было так просто: чтобы «пропихнуть» идею комикса Image, Киркман пообещал издательству, помимо зомби, добавить еще чего-то необычного, чтобы зацепить читателя. И тогда он предложил идею, что зомби отправили на землю инопланетяне.

Хоть в основном сюжете комикса это так и не нашло отражения, именно благодаря этой идее Киркман и получил зеленый свет на свою работу. Зато появилась пасхалка, которая обыгрывает эту уловку автора: в 75 выпуске есть отсылка к этому плот-твисту в бонусной, пускай и неканоничной, концовке.

Учитывая серьезный успех комикса, сейчас нам кажется очевидным, что за этим последовала и его экранизация. Но не стоит забывать, что первый сезон сериала от AMC вышел только в 2010 году, а само ведение переговоров шло еще раньше. Это было совсем другое время в индустрии, да и сами «Ходячие мертвецы» были необычным проектом для телевидения: много крови, жестокости, насилия и атмосферы безысходности. А ведь бума с «Игрой престолов» от HBO еще не случилось.

Поэтому неудивительно, что экранизация комикса не с первого раза увидела свет. Гейл Энн Херд — довольно известный голливудский продюсер, на чьем счету фильмы «Терминатор», «Чужие», «Бездна», «Армагеддон» и многие, многие другие. Именно она занималась питчингом идеи экранизации комикса Роберта Киркмана и, помимо AMC, предлагала эту идею NBC и HBO, но те просили ее пойти на уступки в сторону уменьшения количества насилия в адаптации.

Уже тогда Гейл Херд понимала, что это — отличительная особенность комикса, а значит она должна остаться и в сериале. Как теперь говорят создатели, AMC стали для них настоящим джекпотом, потому как с самого начала доверяли творческой команде и поддерживали все решения, которые принимались относительно сериала.

20 января 2010 года AMC официально заявила, что заказала пилот экранизации «Ходячих мертвецов». В качестве продюсеров выступили Фрэнк Дарабонт, известный успешными киноадаптациями романов Стивена Кинга «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля» и «Мгла», и Гейл Херд. Дарабонт стал также главным сценаристом и занял режиссерское кресло в дебютном сезоне. В производстве должны были участвовать и создатели комикса Роберт Киркман и Тони Мур.

Пилотная серия под названием «Дни, изменившие мир» вышла в свет 31 октября 2010 года и моментально стала самым успешным запуском в истории телеканала AMC и самым успешным дебютом в том году среди всех кабельных телеканалов: его посмотрело 5,3 миллиона телезрителей. На Metacritic пилот получил 82 балла из 100. Уже 8 ноября AMC анонсировали второй сезон: кажется, они начали понимать, что наткнулись на золотую жилу.

Несмотря на значительный успех первого сезона и тот факт, что экранизация «Ходячих мертвецов» была настоящим детищем Фрэнка Дарабонта (даже некоторые актеры, участвующие в съемках сериала, пришли из предыдущих его проектов — например, Джеффри ДеМанн), его отстранили в июле 2011 года, спустя месяц после начала съемок второго сезона.

По версии AMC, из-за неуместного и конфликтного поведения по отношению к персоналу. В 2013 году Дарабонт предъявил телеканалу иск, по которому они должны возместить 280 миллионов долларов. Стороны не пришли к мирному соглашению, а суд до сих пор не вынес вердикта. За это время, другие люди, принимавшие участие в создании сериала, а именно сам Роберт Киркман, автор комикса, и продюсеры Гейл Анна Херд, Дэвид Алперт и Глен Маззара, который был еще и шоураннером второго и третьего сезонов, подали новый иск к AMC. Сумма всех этих исков доходит до 1 миллиарда долларов. Чем все закончится, судя по всему, мы узнаем в 2020 году, на который назначены новые и, возможно, финальные слушания в суде.

После Фрэнка Дарабонта у руля «Ходячих мертвецов» встал Глен Маззара, который до этого занимался сериалами «Сестра Готорн», «Столкновение» и «Щит». По его словам, нанимался он как человек, который должен был помогать создателю сериала, но, благодаря странным обстоятельствам, сам стал шоураннером.

Именно при его управлении «Ходячие мертвецы» стали одним из шоу с самыми высокими рейтингами на телевидении. Надо отметить, правда, что рейтинги сериала росли вплоть до шестого сезона, после которого количество зрителей стало только падать. Но и Маззара не продержался долго, под его руководством сняли второй и третий сезон, после чего, как он сам заявил, пришлось уйти из-за отсутствия полного контроля над процессом съемок. Тем не менее, Глен был рад, что сумел поучаствовать в чем-то столь масштабном и крутом.

Шоураннер сменился в январе 2013 года и теперь его пост занял Скотт Гимпл. Под его руководством «Ходячие мертвецы» ставили как свои рекорды, так и антирекорды по количеству зрителей. Гимпл до «Ходячих» писал сценарий для сериала «Жизнь как приговор», работал над проектом «Гонка» и «Вспомни, что будет».

Вот и в этот раз у руля всего съемочного процесса он встал, пройдя через кресло сценариста: с творческой командой он работал со второго сезона. Всего, со второго по восьмой сезон, он написал 67 эпизодов.

Скотт Гимпл был шоураннером дольше, чем кто-либо до и после него, да и менялся сериал больше всего именно его руками. Одно время выбранное Гимплом направление нравилось публике. Сериал до шестого своего сезона каждый раз ставил рейтинговые рекорды: первую серию пятого сезона посмотрело 17,3 миллиона зрителей. Дальше, правда, результаты стали только падать.

Не сравнится с петицией с требованием переснять финальный сезон «Игры Престолов», которую подписало более полутора миллионов человек, правда?

AMC смогла найти компромисс и убрать Гимпла с поста шоураннера, при этом не увольняя. В итоге, его повысили и теперь он отвечает, в глобальном плане, сразу за «Ходячих мертвецов» и «Бойтесь ходячих мертвецов», спин-офф, который происходит в той же вселенной, но с акцентом на героях, вообще не появлявшихся в комиксе.

Должность шоураннера с девятого сезона занимает Анджела Канг. С творческой командой «Ходячих мертвецов» она работала со второго сезона, ее фамилию можно было обнаружить в титрах некоторых значимых эпизодов. Тем не менее до сериала она не была особо известна, и в качестве штатного сценариста работала только над невыпущенным сериалом от NBC «День 1» и над коротким шоу от FX «Терьеры».

Девятый сезон собрал минимальное за всю историю сериала количество людей перед экранами: в среднем за сезон, каждую серию посмотрело 4,95 миллионов человек, что меньше даже первого сезона, у которого этот результат составил 5,24 миллиона.

Тем не менее, Анджела Канг стала шоураннером и десятого сезона, который мы с вами увидим уже в октябре 2019 года, и успела пообещать, что зрителей опять ждет временной скачок в сюжете, хоть таким подходом аудитория и осталась недовольна в прошлый раз. Казалось бы, почему просто не закрыть сериал, если даже зрительский интерес вернуть не получается? Все просто: огромные продажи сопутствующего мерчендайза — от фигурок до туров на круизе с актерами из сериала (серьезно — Walker Stalker!).

Сериал все еще идет достаточно близко к первоисточнику, хоть и сильно различается с комиксом в деталях. Сюжет экранизации AMC сейчас находится примерно на 144 выпуске, если сравнивать с временной линией комикса, а в 193 выпуске случился внезапный конец истории. Телеканал же намерен продолжать делать проекты в этой вселенной еще около десяти лет. Правда, не только основной сериал, но и спин-оффы наподобие «Бойтесь ходячих мертвецов» (уже анонсирован и третий!). Тем интереснее все же узнать, что случится в десятом сезоне и что будет происходить дальше, не правда ли?


Одной из отличительных особенностей сериала стал грим актеров, играющих зомби: такой реалистичности, если так можно говорить в контексте живых мертвецов, пожалуй, не добился еще ни один проект. В первую очередь это заслуга Грега Никотеро, мастера по спецэффектам и гриму, который с 2013 стал еще и исполнительным продюсером «Ходячих мертвецов» (а позднее и спин-оффа «Бойтесь ходячих мертвецов»).

Никотеро учился у самого Тома Савини, который стал известен благодаря впечатляющим спецэффектам к культовым хоррорам (например, «Рассвет мертвецов», «Ночь мертвецов» и «Пятница, 13е») и даже получил прозвище «Гений крови».

Грег явно не отстает от своего учителя и его грим действительно заставляет мурашки пробежать по спине. И это не пустые слова: «Ходячие мертвецы» несколько раз получали премию Эмми за выдающийся мейкап

К сожалению, с визуальными эффектами у сериала как раз начали появляться проблемы: постепенно все их свели к довольно посредственному «размножению» отдельных зомби до размеров толпы. Выглядит это блекло и, если честно, во многих довольно старых играх CGI и то смотрелся лучше и зрелищнее.

Можно предположить, что такая ситуация сложилась из-за экономии бюджета. Тем более, что это и так довольно очевидно: уже сколько лет его снимают в городке Сенойя, штат Джорджия, просто перестраивая локации под нужды сюжета. Даже местные жители уже жаловаться устали на осаждающие их город толпы зомби, а вернее — фанатов сериала.

Есть у «Ходячих мертвецов» одно достижение, которое было безвозвратно утеряно с годами — речь об актерском составе. Для первого сезона Фрэнк Дарабонт собрал каст, отлично подходивший под образы героев. Тогда серий было мало, но актеры успевали показать эволюцию взглядов на выживание в зомби-апокалипсисе. В последующих сезонах многие сильные на старте персонажи превратились в фон, о котором вспоминали лишь при адаптации какой-то арки из комикса. И тут проблема даже не в большом количестве персонажей — их было немало и в первом, просто шоураннеры не понимали, как развивать героев. Претерпевших значительные изменения героев немного — Эндрю Линкольн смог передать полную эволюцию Рика Граймса, а Мелисса Макбрайд — Кэрол Пелетье. Остальные, к сожалению, почти не менялись.

Впоследствии в сериал приходило множество известных актеров, и некоторые из них смогли изменить своих персонажей, сделать их непохожими на прототипы из комикса. Например, это удалось Джеффри Дину Моргану, сыгравшему свою версию Нигана, которая некоторым фанатам показалась даже лучше версии Роберта Киркмана. Но были и обратные случаи, когда подача персонажа от AMC совершенно не нравилась фанатам, из-за чего они бросали сериал.

«Ходячие» с годами превратились в «Санта-Барбару» с зомби.

Различных обсуждений здесь больше, чем, собственно конфликтов, а в некоторых эпизодах даже не появляются живые мертвецы. В конце концов, сериал (как и комикс) всегда был в первую очередь про драму выживших, а не про выживание в зомби-апокалипсисе — это всего лишь яркий фон, вокруг которого строятся все конфликты. Сегодня у сериала множество проблем, которые AMC решает крайне неспешно — их вполне устраивают и рейтинги, и общая реакция фанбазы. Подбрасывая периодически какие-то линии из комикса, они неспешно заполняют сезоны филлерами, тянут время и все чаще идут на поводу фанатов (а когда-то сериал мог удивлять, ведь шел вразрез с комиксом!)

Подробнее о недостатках сериала и том, что сделало его культовым, Денис Майоров рассказывал в нашем Топе 100 сериалов по версии «Канобу».

Если вам хочется большего раскрытия этого мира, то точно стоит обратить внимание на спин-офф «Бойтесь ходячих мертвецов». Первый сезон сериала AMC заказала в марте 2015 года, правда, сразу продлив его и на второй. В этом проекте события не имеют никакого отношения к комиксному первоисточнику и развивают именно сериальную вселенную. Действие происходит в первые дни эпидемии в Лос-Анджелесе. Ранние сезоны пытались выдерживать серьезную тематику и эстетику оригинала, но ближе к четвертому уже взяли явный курс на бодрый трэшачок, отчего только выиграли в зрелищности и интересе зрителей (например, в четвертом сезоне был торнадо с зомби!).

По вселенной «Ходячих мертвецов» от AMC даже выходила видеоигра The Walking Dead: Survival Instinct, которая была приквелом к событиям сериала. Но получилась настолько невнятная и кривая поделка, что в принципе не заслуживает никакого внимания со стороны игроков. Ее наличие стоит воспринимать просто как необходимость выпуска мерчендайза по популярной франшизе.

The Walking Dead: Dead Reckoning же куда интереснее, хотя бы потому, что представляет из себя интерактивный комикс. Если вам интересна вселенная «Ходячих», то попробовать ее стоит. Тем более, что много времени она у вас не займет: всего шесть коротеньких глав плюс эпилог. Доступна на сайте AMC и как приложение в Amazon Appstore.

А еще в Tekken 7 можно поиграть за Нигана. Нового сюжета и подробностей о мире вы не получите, но зато можно какому-нибудь Кингу битой вломить.

Ждем новостей с San Diego Comic-Con с 17 по 21 июля, а потом и выхода нового сезона «Ходячих мертвецов» уже в октябре этого года!

Демократия в новом мире фактически невозможна

Кажется, в момент выхода второго сезона шоу в сети активно распространяли довольно популярный мем — графику, на которой было представлено процентное соотношение происходящего в каждом эпизоде «Ходячих мертвецов»: интересная затравка (минимум процентов), титры, много разговоров (максимум процентов), «ничего не происходит» (максимум процентов), появление зомби (минимум процентов). Таким образом, зрители высказывали свое мнение, что им в сериале хотелось бы увидеть больше действия, а не диалоговой драмы. Впрочем, в некоторых эпизодах действие все-таки было. С точки зрения развития сюжета этого было достаточно, с точки зрения ожиданий аудитории этого было мало.

Однако с течением времени все либо осознали, либо просто привыкли к тому, что главное в шоу — это не ужасы и сцены, в которых выжившие дают отпор мертвецам, а что-то другое. Так, где-то уже в момент трансляции третьего сезона в жанровом соотношении сериала драма окончательно одержала верх над хоррором. Вместе с тем то, что подразумевается под драмой, в сериале на самом деле оказывалось совсем не драмой в обычном смысле слова. Иными словами, возможно, самое любопытное, что было и есть в «Ходячих мертвецах», — это политическая подоплека шоу.

Конечно, имеется в виду не то, что в сериале есть актуальный политический подтекст (борьба двух главных в США партий, обсуждение актуальных социальных проблем, утверждение и критика американской идеологии или что-то вроде того), а мысленный социальный эксперимент. Эксперимент, смысл которого заключается в том, чтобы показать, как будет строиться социально-политическая жизнь людей в условиях постапокалипсиса.

Общий тренд продуктов популярной культуры, посвященных разным видениям постапокалипсиса, состоит в том, что после исчезновения знакомого мира люди должны как-то сосуществовать друг с другом или с новыми субъектами социального процесса. Например, выжившие вступают в конкуренцию за те или иные ресурсы («Книга Илая», франшиза «Безумный Макс»), или конфликтуют с мутантами и друг с другом (франшиза «Ад в Лягушачьем городе», «Танкистка»), или же противостоят теперь уже вполне разумным животным (перезапущенная франшиза «Планета обезьян») и т. д. Наконец, в некоторых постапокалиптических фильмах люди борются за выживание с вампирами или с зомби. Этому посвящены картины «Воины света», «Земля вампиров», «Земля мертвых», «Новая эра Z» и т. д. Собственно, в этих картинах предлагается конкретная футурологическая концепция социального быта в условиях засилья живых мертвецов или иных монстров, заполонивших мир.

В этом контексте становится понятно, что зомби в сериале «Ходячие мертвецы» — в целом только фон, некая условность эксперимента, в рамках которого должны создаваться, развиваться и исчезать различные политические общности, находить друг с другом общий язык или, напротив, вступать в жесткую конфронтацию. И то, что «Ходячие мертвецы» — целый сериал, а не фильм, ограниченный определенным хронометражем, позволяет детально описать дивный новый мир «ходячих».

Разумеется, словосочетание «политические общности» в данном случае весьма условно. Почему? В ситуации постапокалипсиса традиционные формы политики исчезают, и главное, что совершенно отсутствует в сериале, — это государство.

Описывая расцвет и крах Римского государства в своем труде «О граде Божьем», Августин заметил, что «разбойничьи шайки» — это «государства в миниатюре». Хотя многие в «Ходячих мертвецах» как раз живут по этому правилу, мародерствуя и уничтожая иные общности, мало какую группу в сериале можно было бы назвать государством по той причине, что в нем по идее должен главенствовать закон (а не правила), должны быть территория и налоги и т. д. И все же уникальная политическая жизнь есть в каждой группе, с которой встречается зритель.

Вместе с тем государство, хотя оно было и остается одной из основных форм современной политической жизни, разумеется, не является единственно возможным субъектом политики. Можно сказать, что основные протагонисты шоу оказались в ситуации, которую такие политические философы, как Томас Гоббс или Джон Локк, назвали «естественным состоянием».

Мир «Ходячих мертвецов» более всего походит на гоббсианское видение дополитической жизни: это война всех против всех, когда каждый имеет право на окружающие его ресурсы, но при этом никто не застрахован от риска насильственной смерти. И в этом отношении политика, наличествующая в сериале, могла бы быть описана через определение политического немецким правовым философом Карлом Шмиттом: это разделение на друзей и врагов.

Во вселенной «Ходячих мертвецов» осталось много живых людей, чтобы они могли пробовать экспериментировать с политическими режимами. Спасаясь от насильственной смерти, люди создают группы, которые представляют собой политические общности, где есть свои лидеры, а также внутренние регламентированные отношения и установки на общение с внешним миром. При этом, конечно, многие из них настроены крайне агрессивно, то есть воспринимают чужие группы как врагов.

Ясно одно: демократия в новом мире фактически невозможна, потому что она доказала свою неэффективность. Группам нужен лидер, который не просто поведет за собой людей, но возьмет на себя ношу тяжелых решений. Решений, которые по итогам могут быть не только неправильными, но и приведут к необратимым последствиям. При этом в определенном смысле мы можем назвать Рика демократическим лидером, ведь он пробовал «управлять демократически». И это создает разного рода проблемы.

Зомби без демократии: О чем на самом деле рассказывают «Ходячие мертвецы»?

Седьмой сезон сериала доказал, что его главный герой Рик Граймс — очень плохой лидер, а демократия в условиях зомби-апокалипсиса не работает.

По просьбе КиноПоиска культуролог, философ и кинокритик Александр Павлов (автор книг «Расскажите вашим детям: Сто одиннадцать опытов о культовом кинематографе» и «Постыдное удовольствие: Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа») посмотрел подошедший к концу седьмой сезон «Ходячих мертвецов» и объяснил политический подтекст этого зомби-сериала.

«Больше никакой демократии», — высокопарно заявляет в конце второго сезона «Ходячих мертвецов» бывший полицейский, а теперь лидер выживальщиков в условиях зомби-постапокалипсиса Рик Граймс (Эндрю Линкольн) членам своей группы. Тем самым он дает понять, что на протяжении всего сезона зритель, оказывается, наблюдал, как протекает политический процесс в одной отдельно взятой общности во времена, когда то, что ранее называлось цивилизацией, прекратило свое существование. Более того, Рик подсказывает нам, что весь сюжет сериала следует воспринимать как политический проект. Что ж, если во втором сезоне Рик отказался от демократии, что он в итоге выбрал к восьмому сезону?

Вселенная Рика

При этом, подчеркнем еще раз, самое забавное в том, что другие модели управления, избавившиеся от демократических интенций, работают эффективно. Дело не в том, что создатели шоу считают, что демократия — это плохо или неверно, а в том, что в новом мире войны всех против всех ей нет места.

Почему не работает демократия? Собственно, такова сама логика функционирования вселенной «Ходячих мертвецов». В мире, где все живут по волчьим законам, сложно оставаться идеалистом. Конечно, есть те, кто не может за себя постоять, но для того и нужны лидеры, чтобы охранять интересы этих людей, по большому счету оберегать их от насильственной смерти.

Во втором сезоне прежний мир символизирует Дейл (Джеффри ДеМанн) — милый старик, который хорошо знает и людей, и самого себя, чтобы понять, что он в этом мире чужой. Его смерть, конечно, предельно символична: вместе с ним окончательно исчезает старая цивилизация, которая во многом строилась на принципах гуманизма. Дейл признается, что у него нет качеств, которые бы помогли ему выжить в новых условиях, но каждый раз отчаянно хватается за всякую возможность напомнить окружающим о гуманности. И если эта гуманность ранее воплощалась в одном из главных достижений западной цивилизации — современной демократии, то как она может сохраняться в ситуации, когда демократия исчезла. В конце концов, смерть Дейла оказывается предельно нелепой: роковая случайность — и его внутренности наружу. Так вот примерно умер и прежний мир. Но что насчет нового?

Главное, что мы не должны обманываться внешними формами тех или иных групп, которые можно было бы принять за экзотические политические режимы. Так, в седьмом сезоне общность, в которой живут одни женщины, не является группой амазонок: просто-напросто все мужчины там были истреблены, и теперь женщины пребывают в страхе за свою жизнь. Но это лишь «колония», подчиняющаяся общей власти Нигана.

Или, например, появление в том же седьмом сезоне короля (Хари Пэйтон), у которого есть тигр и облаченные в доспехи рыцари, конечно, не про монархию. Этот король остается таким же мягким авторитарным лидером, нашедшим основания для поддержания своей власти: люди, которые идут за ним, готовы видеть в нем не просто лидера, но эдакого чудака с бессмысленными прибамбасами. Но его «королевство» — это лишь инструмент, который помогает ему управлять людьми.

Рик Граймс (Эндрю Линкольн) и Хершел Грин (Скотт Уилсон)

А вот режим, проповедуемый Хершелом Грином (Скотт Уилсон), нуждается в пристальном внимании. В XVI веке британский политический теоретик Роберт Филмер написал трактат, который в итоге стал очень влиятельным для своего времени. Настолько, что первый «Трактат о правлении» Джон Локк посвятил полемике с Филмером. В «Патриархе» Роберт Филмер заявил, что власть короля над своими подданными является властью отца над детьми. Все, кто подчиняется королю, суть его дети.

И Хершел представляет собой такого патриарха. Под его началом живут две семьи — его дочки и семейство Отиса (Прюитт Тэйлор Винс). Хершел проповедует отеческую власть и даже по-отцовски относится к живым мертвецам, тщетно полагая, что они могут вернуться к нормальной жизни. Кроме того, он ведет переговоры только с Риком, потому что видит в нем такого же патриарха — мужа и отца, опекающего целую общность. Когда же Хершел лишается своей земли, где был хозяином и отцом, то полностью подчиняется власти Рика, оставляя за собой право давать ему советы. Не появись Рик и его группа в имении Хершела, кто знает, сколько просуществовал бы такой режим. Факт, однако, в том, что этот режим был эффективным.

Или защищенная зона Александрии, возглавляемая Дианой Монро (Това Фелдшух), в принципе работала без сбоев. Сама Диана в старом мире была конгрессменом от штата Огайо и поэтому кое-что знает об управлении и политике. Она довольно жесткая и ввела конкретные правила в своем поселении, что говорит о том, что община живет в условиях мягкого авторитаризма. По сюжету общине нужны люди, чтобы улучшить обороноспособность поселения, чем и обусловлено появление там группы Рика. Но именно Диана принимает решение оставить в Александрии Рика и его группу. И все же, если бы она сделала по-другому, тогда не было бы конфликта, который возникает благодаря Рику и его людям, и, возможно, в итоге многие, кто там жил, не погибли бы.

Наконец, Ниган (Джеффри Дин Морган) ближе всех подошел к созданию огромного социального организма с оправдывающими себя принципами работы. Если угодно, у Нигана даже есть имперские амбиции. Он сумел построить такую прочную политическую систему, что без труда подчиняет своему правлению все близлежащие общности. В каком-то смысле из его «охранного агентства» может вырасти государство с авторитарным политическим режимом, когда суверен получает от подданных все, что пожелает, гарантируя им при этом сохранность жизни. Можно сказать, что то, что создает Ниган, — это «ниганократия», в которой каждый член группы отождествляет себя с личностью правителя. Но, видимо, даже эта модель рухнет после столкновения с амбициями Рика.

Все это лишь очень краткий экскурс по различным политическим общностям сериала «Ходячие мертвецы». Зритель уже давно забыл о том, что было в первых двух сезонах, и теперь с интересом наблюдает, с какими еще причудливыми формами социальной жизни столкнется Рик, чтобы разрушить и их. Видимо, в итоге во вселенной «Ходячих мертвецов» остается один Рик Граймс. Это то, к чему он неуклонно следует вот уже седьмой сезон.

Рик Граймс — очень плохой лидер

По идее Рик Граймс как главный протагонист сериала должен быть максимально положительным героем. И, кажется, в целом именно такова была установка создателей шоу — показать, что он стремится к общему благу, старается учитывать мнение всех людей, пытается сделать так, чтобы ту или иную проблему не пришлось решать насильственным путем. Однако такой ли уж он положительный в действительности и насколько он эффективный лидер, чтобы вести за собой свою группу?

Главный герой «Ходячих мертвецов» Рик Граймс (Эндрю Линкольн)

Проще всего ответить на последний вопрос. В седьмом сезоне из всех тех, кто первоначально шел за Риком, очень мало осталось в живых. Кроме Рика, это его сын Карл (Чендлер Риггз), лучник и байкер Дэрил (Норман Ридус) и лишившаяся семьи Кэрол (Мелисса Сюзанн МакБрайд), чья дочь София стала зомби по вине Рика. Всего четыре человека вместе с Риком. При этом Кэрол в конце концов становится отшельником, не имея никакого желания присоединяться к той или иной социальной общности. Дэрил большую часть седьмого сезона проводит в плену, а Рик практически ничего не предпринимает, чтобы вызволить его. Карл же за все это время один раз был тяжело ранен, едва не лишившись жизни, а впоследствии остался без глаза. Не правда ли, колоссальные потери?

Очевидно, что по объективным показателям деятельность Рика как лидера группы заслуживает неудовлетворительной оценки. Что не так с Риком?

Прежде всего, он обладает невероятным талантом разрушать любую социальную общность, с которой ему только приходится иметь дело. Давайте вспомним, чем закончились абсолютно все истории противостояния группы Рика с другими коллективами или даже попытки сотрудничества? Неизбежной смертью лидеров, разрушением основ уже сложившейся социальной жизни и, как следствие, ослаблением охраны, что, в свою очередь, приводило к нападению «ходячих».

Соратники Рика: Дэрил (Норман Ридус) и Кэрол (Мелисса Сюзанн МакБрайд)

Ответ на вопрос о том, почему происходит так, а не иначе, кроется в лидерских качествах Рика. Несмотря на то, что он руководствуется принципами общего блага и прокламирует то, что он делает все для спасения людей, за которых несет ответственность, его подводят нерешительность и неосознанное желание экспериментировать со стилями управления.

Рик не может принимать решения. Ему нужно все тщательно обдумать, посоветоваться с окружающими, прислушаться к их мнению, снова все обдумать, попытаться претворить решение в жизнь, передумать, снова все взвесить, пока, наконец, ситуация не разрешается сама собой. Часто самым худшим образом, что влечет за собой плачевные последствия. Конечно, с течением времени Рик черствеет, но и это не идет на пользу коллективу. Решения, принимаемые Риком, обычно оказываются неверными. А это уже результат того, что Рик становится неспособным прислушиваться к другим. То есть он не может выбрать золотую середину между крайностями.

Давайте зададимся вопросом: сколько локаций сменила группа Рика за все семь сезонов сериала? Фактически каждый сезон — это новая локация. В то же время другие коллективы ведут устоявшуюся жизнь на одном месте. Разумеется, до тех пор, пока рядом с ними не появляется Рик. Дело в том, что иные группы выбирают одну модель социального развития и следуют выбранному пути неуклонно. Это зависит от лидеров коллектива: приняв решение раз и навсегда, они добиваются поставленной цели — организовать общество так, чтобы оно сохраняло жизнеспособность и производило блага. При этом не так важно, насколько те или иные модели авторитарны или ущербны. Главное в том, что они работают.

Итак, Рик, во многом не осознавая, экспериментирует со стилями лидерства. Внезапно осознав, что демократия в новом мире не работает, он решает стать авторитарным лидером и принимать решения, не прислушиваясь к кому-либо. И это бы работало, если бы он не был «слишком человеческим». Так, он спокойно может уйти в депрессию, если ему так заблагорассудится, подбивать людей на сопротивление, которое не сулит ничего хорошего, и т. д.

Рик Граймс (Эндрю Линкольн) и его сын Карл (Чендлер Риггз)

В последних сезонах Рику столь невыносимо быть под властью кого-либо, что он делает все возможное, чтобы поднять восстание — уговаривает другие группы принять участие в борьбе, хотя ясно, что им это ничего хорошего не принесет. И, заметим, все это в условиях постапокалипсиса, когда на земле осталось очень мало людей и человечество рискует исчезнуть вообще. И, как всегда, эффективно функционирующую общность, кажется, ожидает крах, а Рик, добившись желаемого, отправится дальше, чтобы найти себе достойного противника. В каком-то смысле Рик очень похож на капитана Флинта — главного героя сериала «Черные паруса», который готов пожертвовать вообще всем и всеми, лишь бы сделать так, как ему хочется. Все устремления Рика упираются в дурную бесконечность конфронтаций с каждым, кто с ним не соглашается. Ну, и если Рик отказался от демократии, то чем он лучше других?

Появились новые серии «Ходячих мертвецов»! А что, они все еще куда-то идут?

На КиноПоиск HD стартовала вторая часть десятого сезона «Ходячих мертвецов». Мы решили вспомнить, что произошло в сериале за это время и что ждет фанатов зомби-вселенной в будущем.

А напомните, как там вообще все устроено?

В отличие от большинства зомби-хорроров, герои «Ходячих мертвецов» превращаются в упырей не только от укуса, но и просто после смерти. Дело в том, что люди заразились особым вирусом: эта болезнь не разрушает иммунитет при жизни, но после остановки сердца обращает носителя в ходячего мертвеца.

После того как Землю охватила эпидемия, выжившие разделились на группы. Самые влиятельные из них образовали большие поселения, где есть вода, электричество и необходимое продовольствие. В этих лагерях своя иерархия — глава и подконтрольные ему военные и врачи. Общины часто принимают к себе новичков, но есть и те, кто предпочитает грабить и убивать путников. И, конечно же, выжившие неизменно воюют друг с другом, хотя гибнут они чаще всего не от пуль, а от нашествия живых мертвецов.

И что за 10 лет произошло?

Сериал начинается с того, что полицейский Рик (Эндрю Линкольн) просыпается в больнице и пытается найти свою жену Лори (Сара Уэйн Кэллис) и сына Карла (Чендлер Риггз), но вместо них встречает других выживших; те приводят его к семье и бывшему напарнику Шейну (Джон Бернтал). После атаки ходячих группа ищет вакцину в Центре контроля заболеваний, но все ученые давно мертвы, а сам комплекс вот-вот взорвется. Герои спасаются на ферме ветеринара Хершела (Скотт Уилсон). Вскоре мертвецы нападают на поселение, и выжившие покидают его. Накануне Шейн погибает после неудачной попытки убить Рика. Позже группа селится в заброшенной тюрьме, где Лори умирает после родов. Параллельно героям угрожает Губернатор (Дэвид Моррисси), жестокий лидер городка Вудбери; он атакует тюрьму, но терпит неудачу, а в ходе повторного штурма умирает от рук воительницы Мишон (Данай Гурира), успев обезглавить Хершела. После разрушения тюрьмы друзья в спешке разбредаются кто куда; в следующий раз они встретятся в Терминусе — ловушке каннибалов.

Позже им предлагают примкнуть к большому поселению — Александрии. Рик и его люди оседают в лагере, но часто конфликтуют с его жителями. Однажды в городок забредает полчище ходячих, в ходе бойни Карл теряет глаз. После этого герои сталкиваются с бандой Спасителей во главе с социопатом Ниганом (Джеффри Дин Морган), который похищает их и забивает до смерти друзей Рика — бывшего военного Абрахама (Майкл Кудлиц) и Гленна (Стивен Ян).

Ниган подчиняет себе Александрию, но Рик объединяется с двумя сообществами — Королевством и Хиллтопом — и атакует злодея. От укуса ходячего умирает Карл, перед смертью он просит отца примирить всех выживших и помиловать врагов. Рик сдержит слово и после победы над Ниганом сохранит ему жизнь, чем разочарует союзников. Позже схваченные Спасители поднимают восстание и привлекают ходячих. Рик пытается отрезать зомби от людей, уничтожив мост, но взрыв задевает и его. Полуживого героя увозят на вертолете в неизвестном направлении. С этих пор Рик считается погибшим.

Спустя годы его друзья встречают новых выживших — Шепчущихся, которые маскируются под зомби. Те убивают нескольких жителей Королевства и приказывают не заходить на их территорию. Тут на сцену вновь выходит Ниган: его отпускают из клетки и просят убрать главу Шепчущихся — Альфу (Саманта Мортон). Он подбирается к злодейке и отрубает ей голову. Тем временем Мишон узнает, что Рик на самом деле жив, и отправляется за ним. После смерти Альфы ее подручный Бета (Райан Херст) пытается атаковать Александрию, но ее жители побеждают.

И что, «Ходячие мертвецы» все так же популярны, как и в 2010-м?

Увы, нет. На первых сезонах рейтинги сериала неуклонно росли: у шоу был настолько мощный фандом, что первый эпизод пятого сезона стал самым просматриваемым за всю историю американского кабельного ТВ, собрав у экранов 17,3 миллиона зрителей. Но чем популярнее становились «Мертвецы», тем чаще зрители сетовали на затянутость, самоповторы и творческий кризис авторов. В итоге сериал откатился до показателей первого сезона, а финал девятого вообще привлек меньше всего зрителей среди заключительных серий «Ходячих» (только 5 миллионов).

В какой момент все пошло не так?

Принято считать, что сериал начал сдавать позиции после премьеры седьмого сезона. В первой же серии сценаристы убили двух ключевых героев — Гленна и Абрахама. Зрители заранее знали, что кто-то из персонажей умрет, поскольку Ниган замахнулся дубинкой еще в финале шестого сезона. AMC сохранял интригу вплоть до премьеры и смог привлечь 17,03 миллиона зрителей (это второй показатель в истории «Ходячих»). Критики даже сравнивали эпизод с «Красной свадьбой» — той самой серией «Игры престолов», где погибло множество персонажей. Но спустя неделю «Ходячие» потеряли почти 5 миллионов зрителей, а к финалу и вовсе опустились до уровня третьего сезона — шестнадцатую серию посмотрело всего 11,31 миллиона человек.

Но теперь-то наконец все закончится?

Да, «Ходячие мертвецы» завершатся на одиннадцатом сезоне, который стартует летом 2021 года и закончится в 2022-м. Съемки начались 9 февраля. Создатели снова обещают больше эпизодов — на этот раз 24 вместо привычных 16.

В финальных сериях дебютирует как минимум один новый персонаж — Мерсер. В комиксах он был главным офицером Содружества — вооруженной группы выживших, которая насчитывает 50 000 человек. В этой роли появится Майкл Джеймс Шоу, известный по сериалам «Области тьмы» и «Константин».

А это единственный сериал по «Ходячим»?

Кроме основного шоу, серия включает два спин-оффа. Первый, «Бойтесь ходячих мертвецов», стартовал в 2016 году и поначалу рассказывал о семейной паре консультанта Мэдисон (Ким Диккенс) и учителя Трэвиса (Клифф Кёртис), которые застали эпидемию в Лос-Анджелесе вместе с детьми — наркозависимым Ником (Фрэнк Диллэйн) и Алисией (Алисия Дебнем-Кери). Позже авторы сместили фокус на Моргана, героя оригинального сериала (он дебютировал в спин-оффе в четвертом сезоне), и других выживших, которых он встретил в Техасе. Недавно «Бойтесь ходячих мертвецов» продлили на седьмой сезон.

Второй сериал, «Ходячие мертвецы: Мир за пределами», посвящен группе подростков или, как их называют авторы, первому поколению, выросшему в эпоху апокалипсиса. Спин-офф стартовал в 2020 году, тогда же AMC заказал второй сезон, который станет для шоу последним.

Сейчас канал готовит отдельный сериал про Дэрила (Норман Ридус), охотника из группы Рика, и Кэрол (Мелисса Сюзанн МакБрайд), которая стала одной из самых сильных и харизматичных героинь сериала. Этот спин-офф выйдет в 2023 году. Также AMC снимет кинотрилогию, посвященную Рику.

Почему «Ходячих мертвецов» пора закрывать

«Ходячие мертвецы» стартовали восемь лет назад — в 2010 году, и с тех пор новые сезоны выходят ежегодно. Сериал основан на одноименном комиксе Роберта Киркмана, Тони Мура и Чарли Адларда, который издается уже тринадцать лет — с 2003 года. С 2015 года существует спин-офф сериала «Ходячие мертвецы» — «Бойтесь ходячих мертвецов». И это не считая множества видеоигр и настолок по мотивам.

Ниже я называю 7 основных причин, по которым телевизионную часть франчайза сейчас невозможно смотреть — почему он вызывает такую апатию, безразличие, нежелание дожидаться следующей серии или следующего сезона… что видно и по падающим рейтингам.

1. Разрушение сообществ


Один из главных лейтмотивов сериала — это попытка Рика Граймса и его людей найти себе безопасное место для жизни. В течение 8 сезонов они посетили несколько общин выживших, и каждую из них в процессе уничтожили.

Посудите сами, любое взаимодействие Рика с группой выживших можно описать так: Граймс и его люди входят в состав общины > Рик приходит к власти в общине > он разрушает привычные порядки, из-за чего община распадается/уничтожается > группа ищет новое место для жизни.

За примерами далеко идти не придется. Вспомните и лагерь в Атланте, и ферму Хершела, и Тюрьму. Конечно, везде есть оговорки, но суть остается та же. Рик даже Александрию смог разрушить — максимально обустроенную и пригодную для жизни общину из всех, с которыми сталкивалась его группа.

И в этом контексте даже Ниган выглядит лучшим лидером. Он готов принять всех желающих, дать им еду, место для жизни, работу, чувство безопасности. Да, он жесток и иногда импульсивен, но он не стремится уничтожить подчиненные ему общины поменьше — он превращает их в часть системы. И Рик смог уничтожить даже Спасителей. И ладно бы это был единичный случай, но эта линия с разрушением общества прослеживается на протяжении всех 8 сезонов. А в спин-оффе «БХМ» роль Рика Граймса досталась Мэдисон Кларк. Она делает ровно то же самое — разрушает все, частью чего становится.

Постоянное «сжигание мостов» нужно сериалу для того, чтобы двигаться дальше (об этом я расскажу позднее). Если бы Рик и компания провели все 8 сезонов на ферме или в тюрьме, это был бы совсем другой сериал — вероятно, куда менее попопулярный. Но, как зрители, мы давно раскусили формулу шоураннеров The Walking Dead — вот они обманули нас в первый, второй, третий раз, предлагая новые интересные окружения, общества и наборы персонажей только для того, чтобы сровнять их с землей.

В результате мы не втягиваемся в жизнь новой общины, как это происходило с городком Твин Пикс или Островом в Lost. Мы знаем, что все это — не постоянная область, в жизнь которой стоит инвестировать время и эмоции, временные полумеры, пища для зомби на дежурный сезон. Если посмотреть только первую (Рик приходит в общину) и последнюю (община пала) серии сезона, вы абсолютно ничего не потеряете.

2. Бесконечные самоповторы

В жанре зомби-апокалипсиса мало хороших произведений. Все дело в том, что истории о выживании становятся скучными после того, как сценаристы перебирают основные сюжетные ходы. Например, почему испанский «Репортаж» в 2007 году стал новым словом в жанре? Потому что никто раньше не делал фильмов от первого лица в зомби-апокалипсисе. Но сиквелы уже потеряли чувство новизны, из-за чего заметно упало их качество. Создатели не смогли второй раз сделать что-то уникальное, что могло бы привлечь зрителей, а самоповторы были никому не интересны.

То же и с «Ходячими мертвецами». Если вдуматься, то весь сюжет состоит из жанровых клише — с тем лишь исключением, что здесь множество неожиданных смертей главных героев. Комикс в свое время именно этим и привлек читателей — они не могли предугадать, кто умрет в следующем выпуске, и из-за этого было интересно читать. В сериале же в определенный момент попросту стало все равно. Главные герои обросли аурой неуязвимости, а персонажи второго плана в силу малого их экранного времени попросту не вызывали эмоций.

О каких повторяющихся штампах идет речь? О самых разных — от разрушения общин (упоминалось выше) до зачистки местности от мертвецов.

Например, самый избитый прием «Ходячих» — это когда кто-то обороняется от ходячего, но не замечает, что со спины идет еще один. Тот хватает героя, валит на землю, и ровно за секунду до укуса персонажа спасает кто-то из команды. Это было буквально в каждом сезоне сериала.

Даже такие штампы можно подать интересно — вспомните, скажем, прекрасную сцену бесшумной командной зачистки дома от зомби в 1 серии 3 сезона. Но, увы, смелых художественных решений в The Walking Dead очень мало.

Читайте также: