Что означает понятие мемория в структуре риторики

Обновлено: 18.05.2024

Основные вопросы. Риторический аспект создания устных и письменных высказываний. Риторический канон – путь от замысла к слову. Инвенция (нахождение, изобретение того, что следует сказать или написать). Диспозиция (расположение содержания высказывания). Элокуция (выражение, обличение мысли в слова). Запоминание и произнесение созданного текста.

Тезисы лекции.

Риторический канон. В наше время – время компьютеров и Интернета – получать информацию человеку помогают многочисленные технические средства. Компьютер осуществляет многие операции, экономящие время, – сбор информации, ее хранение, обработку, распечатку и т.п. Но остается то, что не может заменить ни одна суперсовременная машина, – формулирование мысли, творческое создание текста. Только человек способен мыслить нешаблонно, индивидуально и выражать свои мысли словами. Это основное требование к публичной речи определилось еще в античной риторике.

Авторами античных риторик был разработан особый механизм, облекающий мысли в слова, подробный и тщательно продуманный путь перевода внутренней речи во «внешнюю». Такой механизм получил название риторического канона.

Риторический канон – модель речевых действий, обеспечивающая эффективное решение автором целей, которые он ставит, определяя и раскрывая тему. Это проверенная веками схема построения речевого произведения, лежащая в основе создания любого текста (устного или письменного). Знание этой модели необходимо педагогу, поскольку позволяет оперативно и эффективно решать задачи построения текста.

Античный риторический канон, с большим или меньшим объемом модификаций сохраненный на огромном пространстве истории, дает пяти частное деление схемы риторических действий.

Терминологическое обозначение понятий сложилось в античности таким образом:

1. Inventio – invenire quid dicere – буквально «изобрести, что сказать» или «поиск аргумента». В отечественных риториках – нахождение (изобретение).

2. Dispositio – inventa disponere – букв, «расположить сказанное» или «порядок аргумента». Расположение.

3. Elocutio — ornare verbis – букв, «украсить словами» или «словесная аргументация». Украшение, выражение.

4. Memoria – «запоминание».

5. Actio hypcrisis – agere – «произнесение», «инсценировка речи».

Каждый из этапов – это определенное действие, помогающее лучше, точнее, эффективнее выразить мысль.

Проверенный веками риторический канон включает в себя систему последовательных действий по подбору материала, расположению его, облечению мысли в слова. Уникальность его состоит в том, что выполнение последовательного ряда операций ведет к созданию текста в определенном жанре.

Возникший для подготовки устного ораторского выступления риторический канон легко переложим на письменный текст, так как требования, предъявляемые к устному и письменному тексту, едины. Разной является лишь форма изложения.

Логично вернуться к истокам, к тому, что было создано и эффективно функционировало на протяжении огромного количества времени. Риторическая модель построения текста помогает в творчестве, способствует тому, что текст соответствует стилю той сферы деятельности, в которой этот текст создается, позволяет найти отклик аудитории, которая будет воспринимать речевое произведение. Естественно, что для педагога, постоянно работающего со словом, освоить механизм создания текста с опорой на традиции классической риторики – и означает овладеть традиционной и проверенной схемой создания текста.

Так что же представляет собой каждый из этапов? Чтобы выявить основное содержание каждого из них, рассмотрим последовательно три первых этапа риторического канона – те действия, которые непосредственно связаны с созданием текста любого жанра.

Инвенция: что сказать? Первоочередной задачей построения речи (текста) является подбор материала по выбранному вопросу. Причем подбирать материал автор может как уже проверенными, отработанными методами, так и ориентируясь на собственную творческую индивидуальность, индивидуальные приемы работы.

Рассуждая о риторических способах убеждения, Аристотель пишет: «Что касается способов убеждения, то их три вида: одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие – от того или другого настроения слушателя, третьи – от самой речи»

Таким образом, говорящий должен думать сразу в «трех измерениях»: 1) о том впечатлении, которое он сам производит на слушателей; 2) об эмоциях слушателей («о страстях», по Аристотелю); 3) о доказательствах самой речи («о доводах»).

Ясно, что описана трехчленная структура речевой ситуации: говорящий – информация (речь) – адресат.

Итак, схема данного этапа состоит из трех частей, традиционно именуемых: 1) нравы; 2) страсти, 3) аргументы. Эти три параметра обусловливают способ трактовки темы в зависимости от роли и места, диктуемых определенным «ораторским жанром», а также соотносительно с тем образом, который оратор предполагает создать у аудитории, от ожидаемой реакции аудитории.

Аристотелем было определено также понятие о «топах» (синонимы – топосы, «общие места»): «. Я говорю, что силлогизмы диалектические и риторические касаются того, о чем мы говорим «общими местами» – топами (topoi), они общи для рассуждений о справедливости, о явлениях природы и о многих других, отличных один от другого предметах: таков, например, топ большего и меньшего, потому что одинаково удобно на основании его построить силлогизм или энтимему как относительно справедливости явлений природы, так и относительно какого бы то ни было предмета, хотя бы эти предметы и были совершенно различны по своей природе».

То есть любое речевое высказывание, представляющее собой рассуждение, будет строиться на основании всем известных положений, которые и позволят оформить высказывание как рассуждение.

Таким образом, топосы можно определить как смысловые структурные элементы, на основании которых создаются мини-тексты, служащие раскрытию темы высказывания.

Все риторы, начиная с Аристотеля, подчеркивали, что все сюжеты, темы, объекты ораторского выступления имеют некоторое сходство и могут рассматриваться с общих точек зрения.

Такое «сходство» может быть внутренним, исходящим из самого предмета, – внутренние «общие места», и внешним - исходящим из посторонних свидетельств, – внешние «общие места». Выступая источником изобретения, «общие места» помогают организовать мысли, формируют речь, выступают как средство организации общения. Но при использовании их важно помнить, что перечень «общих мест» – это не инструкция, требующая точного исполнения. Это те общие, повторяющиеся приемы, с помощью которых вы будете создавать текст, вы вольны распоряжаться ими по своему усмотрению.

Прежде всего, задача автора – выбрать те топосы, которые нужны ему в каждом отдельном случае, выбрать так, чтобы каждый из них явился в будущем тексте неотъемлемой частью, работающей на содержание.

В русской риторике, на основании риторик античных, учение о топосах развивалось и углублялось М.В. Ломоносовым, Н.Ф. Кошанским, М.М. Сперанским и другими исследователями. Русские риторы, как и античные, считали, что любая тема высказываемой или записываемой речи может быть охарактеризована по «общим местам». Причем уже сама тема содержит в себе некоторые из «общих мест», и они помогают более точно сформулировать ее. Тема речи должна быть разработана, т.е. подразделена на ряд подтем.

Античный канон предлагает систему «общих мест», каждое из которых является своего рода подтемой, а в совокупности они представляют «каркас» будущей темы. Причем это не искусственно придуманные смысловые отрезки, а средство порождения мысли, опорные инструменты для разработки темы. Важно помнить, что не всегда полный их набор нужен для удачного раскрытия предмета речи, необходимо научиться выбирать и пользоваться лишь самыми эффективными для той или иной темы.

Таковы внутренние «общие места», которые помогают развернуть идею, предмет речи.

К внешним «общим местам» обычно относят:

1. Титулы, звания, названия должностей.

2. Исторические справки.

3. Цифровые данные.

4. Биографические справки.

5. Свидетельства очевидцев, специалистов.

Это те сведения, которые черпаются автором из дополнительных источников и предназначаются для более полного раскрытия темы.

Диспозиция: как расположить? При описании этого этапа риторического канона разрабатывались вопросы синтаксического развертывания и оформления найденного материала, что равноценно поиску ответа на вопрос «где сказать?»

Античный риторический канон предлагал четыре важнейшие части, определяющие линейную структуру речи: 1) введение, 2) рассказ или изложение, 3) повествование или способ убеждения, 4) заключение. Сегодня композиция текста традиционно трехчастна.

Предисловие, или введение, может служить для того

· «чтобы (слушатели) заранее знали, о чем будет идти речь,

· или показать цель, ради которой (произносится) речь.

Первое понятие речи и расположение к ней достигается именно ее началом, и поэтому оно должно сразу привлечь слушающего. Вступление к речи не должно быть страстным и задорным, а естественно, неторопливо, постепенно увлекая слушающих, должно подводить их к существу дела. Во вступлении может идти речь о месте и времени, о характере и свойствах; ритор может говорить от своего лица, от самой темы. Вступление должно быть ясным и кратким.

В основной части необходимо четкое знание предмета, о котором идет речь, учет аудитории, для которой создается текст, соблюдение причинно-следственных отношений.

Безусловно, именно здесь, в основной части, располагается наибольшее количество фактического материала, который может информировать и убеждать слушателей.

Последняя часть – заключение, в котором оратору нужно: 1) постараться расположить слушателей к себе и дурно – к противнику; 2) применить преувеличение и умаление; 3) разжечь страсти слушателей; 4) напомнить, для чего произнесена речь», – эти требования Аристотель предъявлял к устному тексту, но они применимы и к письменному с некоторыми модификациями.

Например, пункт первый в письменном тексте может означать высказывание положительного или отрицательного мнения автора по поводу изложенной темы.

В заключении нужно подвести итог тому, на основании чего дело доказано, то есть в заключение должно содержаться резюме всему тому, что было сказано в предыдущих частях.

М. В. Ломоносов дал такое определение вступлению: «Вступление есть часть слова, через которую ритор слушателей или читателей приуготовляет к прочему слову, чтобы они склонно, понятно и прилежно оное слушали и читали». Уже в определении вступления автор называет ту главную функцию, которую оно должно выполнять, – подготавливать читателя и слушателя к восприятию основного содержания, содействовать адекватному пониманию содержания речи.

Интересны и поучительны мысли М. М. Сперанского об этапе расположения: «Два главных правила расположения мыслей:

1. Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтобы одна мысль содержала в себе, так сказать, смысл другой.

2. Все мысли должны быть подчинены одной главной. Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль: к сей-то мысли должно все относиться. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к концу: иначе они будут введены без причины, они будут излишни».

Главная причина, по которой этап диспозиции является необходимым и непосредственно предшествующим элокуции, обусловлена двумя фундаментальными свойствами речи – ее линейностью и дискретностью. «Набор» смысловых компонентов не может сразу стать речью, поскольку имеет нелинейную концентрацию. Эти особенности речи, к которым можно добавить также и связность, были прекрасно известны риторам.

Поэтому важнейшим результатом этого раздела риторического учения явилось представление о возможности дать ораторам и создателям речевых высказываний стандартные, типовые рекомендации о составе и порядке следования композиционных частей ораторской речи. Разрабатывались подобные теории применительно к речи вообще или к ее отдельным жанровым разновидностям.

Письменные тексты также делятся на три основные части – зачин, основная часть, заключение. Все названные требования переложимы и на письменные тексты.

Расположение идей происходит по-разному в разных типах речи (повествовании, описании, рассуждении) и зависит от жанрово-стилистических особенностей текста.

Так, части повествования традиционно делятся на зачин, основную часть и концовку. В зачине может быть использовано обращение, общая мысль рассказа, афоризм, какой -то интригующий момент, связанный с последующим повествованием.

В основной части, естественно, излагается основное содержание события. Окончание повествования содержит развязку истории. Это или нравственная мысль, или вывод из всего повествования, или возвращение к цели рассказа.

Элокуция: облечение мыслей в слова. Элокуция – очень важный этап построения речевого высказывания, текста, несущий в себе огромные и разнообразные возможности использования слов и их сочетаний.

В теории данного этапа разрабатывались тактические вопросы использования лексического и синтаксического материала.

Здесь важен тщательный отбор слов и их сочетаний, семантический, стилистический, частеречный, даже звуковой. Основное содержание данного этапа выражается двумя основными направлениями: перевод мыслей в слова и использование тропов и фигур.

Первая функция элокуции – отбор слов для выражения мысли. Сюда относятся общие наблюдения над различными грамматическими формами и конструкциями в тексте (предложение, фраза, период).

Описание и классификация риторических фигур – предмет исследования второй части этапа элокуции. Теория фигур речи, как и тропов, никогда не была в классической риторике самоцелью и должна быть интерпретирована как продолжение двух первых частей канона – инвенции и диспозиции.

Тропы и фигуры – «намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, задуматься, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл».

Целесообразно взять за рабочие определения следующие:

Троп (греч. tropos) означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой предмет, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым.

Фигура – это оборот речи, представляющий собой словесную конструкцию, оформляющую ход мыслей говорящего, способ придания выражаемой мысли особой формы.

Использование тропов и фигур в речи, как устной, так и письменной, позволяет образно выразить мысль, сделать впечатление от чего – либо более ярким, выразительным, наглядным.

Текст, в котором удачно употреблены оригинальные тропы и фигуры, несомненно, выигрывает, поражает образностью и оригинальностью, задерживает внимание на определенных местах текста, способствует наилучшему усвоению его смысла. Знание тропов и фигур и умение пользоваться ими – необходимый элемент риторического знания, способствующий как развитию речи, так и возможности мыслить оригинально, нешаблонно. Тропы и фигуры выполняют самые разнообразные функции в тексте: прежде всего, способствуют раскрытию авторского замысла и авторского «я»; помогают привлечь внимание читателей и активизировать его, призывают разделить точку зрения автора, выделяют основную мысль, подчеркивают особенности различных деталей или действий.

Третьей частью этапа элокуции является характеристика стиля.

Итак, этап элокуции состоит в чистоте стиля, а также в выборе слов и речевых форм для украшения высказывания.

Таким образом, мы наблюдали, как категории риторического канона проявляют себя в готовом тексте. Задача же состоит в том, чтобы научиться создавать текст в определенном жанре с опорой на традиции классической риторики

Практическое занятие 3.1.

Что такое инвенция в риторике


Этапы инвенции

Она включает в себя:

  • осмысленный выбор темы,
  • определение ее объема,
  • сбор и накопление материала,

Выбор темы

Он, прежде всего, зависит:

  • от адресата текста,
  • целей и условий общения (коммуникации).

Выбирающий тему должен ответить для себя на несколько вопросов:

  • интересна ли тема для меня ( автора) ?
  • достаточно ли я знаю по этой теме?
  • сумею ли я найти материал для подготовки?
  • будет ли эта тема интересна адресату?
  • какова цель стиля или жанра будущего текста?
  • сумею ли уложиться в отведенное мне время и в необходимый объем текста?
  • чего я хочу добиться своей работой?

Итак, при выборе темы важно соотнести цель, которую ставит пишущий или выступающий перед собой, и цель, которую ставит перед пишущим или выступающим жанр речи

Определение жанра

Жанр можно определить как устоявшиеся в постоянно повторяющихся ситуациях общения типы текстов.

  • соответствует ли ваша тема индивидуальным интересам слушателей, групповым интересам,
  • актуальна ли она сегодня,
  • насколько конкретна,каков процент новизны для адресата
  • какова степень конфликтного начала.

Необходимо помнить, что для любого адресата важна значимость темы лично для него, но иногда интерес адресата может и не осознаваться им самим. Значит, при подготовке необходимо исходить из того, что этот интерес надо пробудить.

Ошибки в инвенции

Наиболее часто встречаются следующие ошибки:

а) выбрана тема, неинтересная для адресата

б) выбран вопрос, на который автор не может ответить, и проблема, которую он не может разрешить

в) выбрана слишком широкая тема и заранее можно предвидеть, что автор не сможет ее раскрыть в полном объеме

Элокуция– облачение мысли в словесную форму

3) этап риторического канона, нацеленный на осуществление отбора средств для того, чтобы лучшесказать или построить свою речь.

Отсюда следует, что в разделе «Элокуция» должны рассматриваться все образные и выразительные средства, которые украшают речь – так называемые фигуры и тропы. Фигурам и тропам будут посвящены отдельные лекции. Здесь мы только заметим, что к фигурам мы относим риторические средства выразительности, которые только украшают речь, усиливают произведенное ею впечатление, но не несут в себе компонента образности, такие, как лексический и синтаксический повтор, нарушение обычного порядка слов – инверсия, восклицание, риторический вопрос и вопрос в повествовательном тексте, градация (расположение слов в порядке возрастания или уменьшения обозначаемых этим словом признаков/качеств), эллипс/эллипсис (пропуск слов) и некоторые другие. К тропам мы относим все средства создания образности: эпитет, сравнение (если это не сравнение-аналогия в научном тексте), олицетворение, метафору, синекдоху, оксюморон, метонимию и подобные им.

Таким образом, мы разделяем (не отождествляем) средства выразительности и средства образности. Ко вторым мы относим только собственно образные средства, а первые можно назвать несобственно образными.

Мемориа– запоминание

На этапе мемории оратор осуществляет запоминание уже подготовленного текста речи.

Мемория – этап подготовки к произнесению речи, в том числе и с использованием специальных мнемонических приемов, направленных на облегчение и совершенствование процесса запоминания текстовой информации. Совокупность мнемонических приемов называют мнемотехникой, а само искусство составления, культивирования и применения мнемотехник, необходимых для рационального запоминания текста, – риторической мнемоникой.

Память – способность воспроизводить прошлое –считалась у древних одной из составных частей благоразумия. Риторика заключала в себе искусство запоминания истины. Однако память обременена не только сохранением и воспроизводством "истины", но ее духовнымизмерением и осмыслением. В запоминании проявляются многообразные способности говорящего: воображение, внимание, сосредоточенность, умение концентрироваться, отбирать, систематизировать, удерживать и воспроизводить.

Хотя Мемория составляла отдельную часть еще классической риторики, в современной психологии существует много теорий памяти, которые по-разному объясняют эту удивительную способность человека. Память не является единственной функцией, она представляет собой сложную совокупность процессов, обеспечивающих фиксацию предыдущего опыта человека. Выделяют три способа запоминания:

ü мнемотехнический(в том числе, ассоциативный).

Механический способ запоминания –это такой способ, основу которого составляет многократное повторение того, что надо запомнить.

По сути, этот способ представляет собой зубрежки Он самый неэффективный, но иногда необходим. Как правило, подобное запоминание происходит без осознания связи между отдельными элементами материала.

Логический способ запоминания – это такой способ, основу которого составляет осознание смысловой связи между элементами материала.

Пользуясь таким способом, человек часто нарушает последовательность во времени, перестраивает материал согласно смысловым отношениям. Осмысленное запоминание основано на понимании этих отношений, на внутренней связи между частями того, что запоминается.

Логическое запоминание выполнение двух условий:

1) осознание того, для чего нужно запомнить материал;

2) понимание смысла того, что надо запомнить.

Мнемотехнический способ запоминания – это такой способ, который основывается на том, что материал переводится в другую знаковую систему, в другие образы, которые человеку легче сохранить в памяти.

Одним из ведущих видов мнемотехники является ассоциативный способ запоминания. Задача здесь состоит в том, чтобы создать ассоциации. Широкая сеть ассоциаций – это ключ к хорошей памяти. Этот способ был известен еще в эпоху античности. Основателем мнемотехники считается древнегреческий поэт Симонид. Ему принадлежит мысль о том, что для памяти важнейшим является расположение. Для этого в уме нужно держать картину определенных мест, которые и будут занимать образы предметов.

Известный оратор Цицерон по поводу мнемотехники писал:«память на предметы – необходимое свойство оратора, и именно ее мы и можем укрепить с помощью умело расположенных образов, схватывая мысли за этими образами, а связь мыслей по расположению этих образов».

Сам Цицерон успешно пользовался этим методом. В частности, перед выступлением в сенате он тренировался у себя дома, провозглашая речь и переходя при этом из одной комнаты в другую. Каждый раз, когда он переходил к следующей мысли, он делал небольшую паузу и мысленно соединял соответствующий раздел речи с определенным углом своего дома. При выступлении в сенате он мысленно повторял свой путь по дому и мог воспроизвести всю речь, не пользуясь записями.

Иногда в литературе способ, которым успешно пользовался Цицерон, называют«римская комната».Такую комнату или помещение можно придумать и расположить там какие угодно предметы Главное – четко зафиксировать порядок этих предметов. Сначала выберите место для небольшого количества вещей, например две. Затем можно расширять вашу комнату, дом, город и др. Каждый предмет вашей комнаты должен иметь яркий образ (зрительный, слуховой или такой, который связан с ощущениями), который расположен в четком и определенном месте раз и навсегда.

После создания «римской комнаты», когда ее образы хорошо запомнились, ее можно использовать при подготовке к публичному выступлению. Для этого ключевые мысли речи связываются с определенными образами комнаты в том порядке, в котором оратор движется в своем помещении.

Эффективность «римской комнаты» определяется функциями левого и правого полушарий головного мозга и принципами запоминания. Этот способ требует четкой структуры и порядка, а также внимания и способности к ассоциативному мышлению.

Следует подчеркнуть, что особенности памяти человека достаточно индивидуальны. Поэтому каждый оратор, как правило, самостоятельно разрабатывает для себя оптимальную методику запоминания, чтобы его общение с аудиторией было успешным, а не стало сплошным чтением речи. В любом случае одним из залогов успешного публичного выступления является постоянная тренировка памяти.

Память тесно связана с вниманием. Для того, чтобы аудитория лучше могла сосредоточиться на речи, оратору следует учесть своеобразные периоды внимания, равные примерно 15 минутам. Это означает, что внимание слушателей значительно снижается на 15-й, 30-й и 45-й минутах. Поэтому в случаях длительных речей в эти моменты оратор должен предоставить возможность аудитории «отдохнуть» (сделать паузу, обобщить рассмотрение определенного вопроса, привести шутку, анекдот).

Несколько иные данные приводит Е.Н. Зарецкая: «Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах (например, на речи). Различают произвольный и непроизвольный типы внимания. Произвольное внимание, т.е. сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомление наступает через 20 минут. Кроме того, через каждые 6 –10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате чего определенная часть информации оказывается потерянной» (Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – 4-е изд. – М.: Дело, 2002.–С. 395-396).

Оратор при вынесении речи должен также учитывать общие особенности человеческого восприятия. К ним относятся «эффект рамки»и«магическое число».

«Эффект рамки», или «закон границы»,–это такой эффект, суть которого заключается в том, что лучше запоминается начало и конец речи.

На вступление и завершение речи отводится вместе, как правило, от 10% до 30% общей продолжительности выступления. Тем не менее, примерно 80% общего впечатления от самого оратора и его речи определяется именно этими частями, при этом от вступления зависит больше. Поэтому первые и последние фразы должны быть тщательно продуманы оратором. Кроме того, «эффект рамки» относится и к порядку расположения аргументов. Уже упоминавшийся Цицерон писал, что настоящий оратор «поставит наиболее важные доводы частью на начало, частью в конец, а между ними всунет слабые».

«Магическое число», или число Миллера (7 ± 2) характеризует объем оперативной памяти человека.

Именно такое количество различных структурных единиц информации эффективнее всего способна схватить и сохранить оперативная память. На уровне речи «магическое число» означает оптимальное количество различных (значимых, а не вспомогательных) слов в предложении.

Даже в письменных текстах на сегодняшний день предпочтение отдается «телеграфному стилю», поскольку установлено, что лучше всего воспринимаются фразы из 10-13 слов, а фразы, состоящие более чем из 30 слов, практически не воспринимаются.

Таким образом, четкость структуры, ясность и краткость изложения, образность языковых конструкций способствуют лучшему запоминанию речи самим оратором на этапе подготовки. А на этапе вынесения эти компоненты способствуют лучшему усвоению речи аудиторией.

Проблема совершенствования процесса запоминания волновала не только античных теоретиков риторики. Она остается актуальной и спустя два тысячелетия.

Современная риторика, рассматривая мнемонические процессы, опирается на фундаментальные исследования физиологов, психологов, нейро- и психолингвистов (П.К. Анохина, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева и др.), посвященные изучению деятельности мозга, физиологических основ памяти, процессов кодирования языка и декодирования речи, описанию видов памяти, процессов взаимодействия оперативной и долговременной памяти и т. п.

Риторику интересуют сегодня проблемы моделирования процесса произвольного запоминания, оптимального использования приемов, разработанных в рамках различных мнемотехник, а также сбои в работе мнемонического механизма. Последние обусловливают речевые недочеты мнемонического характера: нарушение лексической и синтаксической сочетаемости; местоименное дублирование члена предложения; тавтологию; пропуск компонентов высказывания; конструктивную перегруженность предложений. Таким образом, изучение процессов запоминания вписывается в контекст актуальных вопросов, связанных с повышением эффективности речевой коммуникации.

Мнемонический эффект может быть достигнут оратором только посредством комплексного взаимодействия целого ряда навыков мнемонической деятельности:

ü внимания, которое является результатом концентрации - повышения способности к восприятию;

ü наблюдательности, которая поддерживается созданием ассоциаций ("мостиков памяти"), т. е. демонстрирует возможности ассоциативного мышления человека;

Повторение как средство, обеспечивающее запоминание, не должно применяться механически.

Хайнц Леммерман дает следующие практические советы, направленные на оптимизацию навыков повторения (Леммерман Хайнц.Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями / Пер. с немецкого. 1962. –С. 37-38).

· Чтение вслух способствует лучшему усвоению материала (так как соединяет зрение и слух). Для повторения возьмите по мере надобности лишь небольшую часть материала, но такую, которую вам нужно основательно запомнить.

· При повторении делайте перерывы(созидательные перерывы). Намного эффективнее заучивать материал в течение двух дней по часу в день, чем в течение двух часов в один день, потому что во время перерыва между занятиями подсознание продолжает закрепление материала в памяти. Экспериментальная психология показала, что часть заучиваемого материала забывается очень быстро, но затем забывание идет медленнее. Вывод: повторение начинайте раньше. И подумайте еще об одном: «Многие люди имеют плохую память только от того, что загружают свою память информацией в неподходящее время, когда утомлены» (Мюллер-Фрайенфельс).

· Наряду с простым повторением важно повторение комбинированное. Совокупность деталей плохо запоминается, гораздо лучше сохраняются знания, которые объединяются новыми связями. Связывайте различные предметные области между собой всюду, где они соприкасаются.

Память – особый дар, однако очевидно, что развитие мнемонических способностей и навыков требует от оратора определенных усилий и знания соответствующих мнемотехник.

Акцио (произнесение) –(исполнение, лат. actio– действие; лат. pronuntiatio–устное изложение) – раздел классического канона риторики, посвящённый разработке устного представления подготовленной речи. В объём актуальных параметров входят орфоэпическая чистота, соблюдение техники речи (постановка дыхания, громкость голоса, мелодика речи, паузирование, темп, ритм), правила пластики, мимики, жестикуляции. Контролируется также внешний вид говорящего.

Еще Цицерон в своем трактате «Об ораторе» утверждал, что оратор или ритор должен обладать такими качествами, как:

· живость ума и чувства, которые позволят ему быстро найти предмет речи, развить мысль, обильно украсить речь, верно и прочно ее запомнить;

· быстрым языком,

· звучным голосом и сильными легкими,

· крепким телосложением, таким складом и обликом всего тела и лица, которые располагают к себе слушателей, поскольку не допускают неповоротливость языка, фальшь в голосе, нескладность и грубость телодвижений.

С точки зрения Цицерона, наука может «в лучшем случае разбудить или расшевелить эту живость ума; но вложить ее, даровать ее наука бессильна, так как все это дары природы». Наука может несколько «обтесать» оратора. Отсюда следует, что человек средних способностей может при любой тренировке достичь лишь среднего уровня в ораторском искусстве.

Добавим к этому, что этим средним уровнем должен овладеть человек ХХIвека, получающий высшее образование.

Домашнее задание

I. Обязательное

Ответьте на вопросы для самоконтроля:

1. Что называется пафосом?

2. Чем отличается понимание пафоса у Г.В.Ф. Гегеля и В.Г. Белинского?

3. Какие существуют виды пафоса? Приведите примеры произведений с разными видами пафоса.

4. Что такое этос? В чем заключается двухсторонний характер этоса?

5. Для чего необходимо учитывать этос?

6. Приведите примеры противоречия между этосом и ритором, известные в ораторской практике (необязательно из лекции преподавателя). В пользу чего должен сделать выбор ритор, желающий остаться достойным человеком, если его нравственная позиция и этос расходятся?

7. Что такое логос?

8. Какие существуют этапы создания и вынесения речи?

9. Что такое топ?

10. В силу каких двух причин в риторике были выделены внешний и внутренний топы?

11. Чемвнешний и внутренний топы отличаются друг от друга?

12. Что изучает диспозиция как раздел риторики?

13. Из каких частей состоит аргумент?

14. Что рассматривается в разделе элокуция?

15. Какие аспекты рассматриваются в разделе мемория?

16. Какие существуют виды памяти?

17. Кто является основателем ассоциативного способа запоминания?

18. В чем сущность способа запоминания «Римская комната» и кто ее изобрел?

19. Какие особенности функционирования памяти Вы запомнили? Кто из ученых писал об этом?

20. Сформулируйте особенности восприятия, известные под названиями «эффект рамки» и «магическое число».

21. Какие качества изложения речи способствуют ее запоминанию слушателями и самим оратором?

22. Какие вы запомнили практические советы, направленные на оптимизацию навыков повторения?

23. Что изучает раздел риторики акция?

24. Какими качествами должен обладать ритор, с точки зрения Цицерона?

25. Чтобы еще раз закрепить пройденный материал, выполните задания теста, расположенного ниже:

1. Намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему – это______

2. Словесные средства, которые используются ритором в аргументации выдвинутых предложений – это_______

3. Условия ведения речи, которые общество ставит ритору – это______

4. Сознательно выстраиваемая совокупность внешних и внутренних характеристик говорящего или пишущего – это________

5. Создание замысла целесообразного высказывания, предназначенного конкретной аудитории в конкретных обстоятельствах –это ___________________

6. Создание высказывания на уровне композиции – это ____

7. Создание текста высказывания – это __________________

8. Запоминание текста речи – это ____________________

II. Необязательные (творческие индивидуальные задания = ИДЗ) по выбору:

· История гибели Сократа подробно изложена в пьесе Э. Радзинского «Сократ». Можно использовать текст произведения.

1. Радзинский Эдвард. Пророки и безумцы. Сократ. Лунин. Чаадаев. Хлебников. – М.: Вагриус, 1999. – С. 5-98.

Пример оформления ссылки в тексте: ………. [1]. Без указания страницы, если Вы использовали ресурс Интернет.

…………[1, с. 35]. С указанием страницы, если Вы использовали печатное издание.

Меморио (запоминание) – это четвертый раздел традиционной риторики – этап подготовки к произнесению речи.


Он непосредственно связан с устной речью и применяется, когда письменный текст уже написан и прошел все этапы подготовки:

Данный этап имеет существенное практическое значение и требует отработки именно практических навыков в процессе подготовки к произнесению речи. Обычно античные риторы писали свои речи и затем заучивали их наизусть. Однако существовали и другие приемы подготовки к публичному выступлению: они определяли и записывали ключевые блоки, запоминали начала абзацев или основные мысли своей речи.

Основное содержание меморию и заключается в использовании мнемонических приемов (приемов запоминания) при подготовке к публичной речи.

Мнемонические приемы (приемы запоминания)

Но что же делать человеку, если речь написана и ему предстоит выступать публично?

Вот несколько советов:

  • Необходима внутренняя установка на запоминание текста.

Выступающий должен четко поставить себе задачу необходимости запомнить именно этот текст; лучше при этом убедить себя, что этот материал нужен надолго, т.е. давать себе установку на длительное запоминание;

  • Вычленение в массе запоминаемого материала наиболее интересного.

Лучше и легче усваивается интересный именно для вас материал: зачастую школьнику трудно выучить, например, исторические даты, но как легко он запоминает все, что связано с его любимым певцом или с любимой командой! Постарайтесь настроить себя так, чтобы материал стал для вас по-настоящему интересным.

  • Качество запоминания зависит от эмоционального отношения к материалу.

Попытайтесь пробудить в себе не только интерес к предмету изложения, но и вызвать некоторые эмоции к своему тексту.

  • Качество запоминания улучшается, если текст сформировался через деятельность или в объяснении.
  • Продуктивным приемом запоминания текста является репетиция его произнесения.

Рекомендации по подготовке к публичному выступлению

1.Уважайте слушающего, постарайтесь поставить себя на место адресата. Попробуйте оценить свою речь с точки зрения аудитории, насколько она может быть интересна для тех, кому она адресована.

2. При произнесении речи ведите себя естественно, постарайтесь приблизить свою речь к разговорной, легкой для восприятия.

3. Начинайте готовиться к публичному выступлению за несколько дней. Это поможет вам «вжиться» в тему, сделать предмет речи близким и естественным для вас.

4. Готовясь к публичному выступлению, воспользуйтесь приемом репетиции.

Нельзя «репетировать» речь частями, а только как единое целое. Если вы забыли какой-либо фрагмент речи, не начинайте ее сначала, продолжайте произносить текст, а если пропустили в нем очень важное, лучше вернитесь, обратив внимание слушателей на забытое. «Забывчивость» даже используют в качестве специального риторического приема.

5. Составьте для выступления «шпаргалку», если вы не уверены в себе. Шпаргалка должна быть четко структурированной и соответствовать плану вашего выступления. В ней можно записать опорные слова, фактический материал, трудный для запоминания: даты, цифры, имена и т.п. Не старайтесь делать шпаргалку маленькой, лучше, если она будет написана на стандартных листах. Причем рекомендуем пользоваться ею без стеснения, т.к. ничего предосудительного в использовании шпаргалки во время выступления нет.

6. Готовясь к выступлению, репетируя его, попробуйте представить себе не только будущую аудиторию, но помещение, в котором будет произнесена речь, акустику зала.

7. Продумайте свое поведение во время выступления, жесты, мимику, одежду, прическу.

Процесс полного «погружения» в процесс произнесения будущей речи сделает ваше выступление всесторонне продуманным, а потому и естественным.

Такой процесс подготовки к публичному выступлению обеспечит вам безусловный успех.

Наша презентация

Виды и типы памяти

к видам памяти относят:

  • зрительная память;
  • слуховая память;
  • моторная, или двигательная память;
  • логическая память;
  • ассоциативная;

Помимо названных видов памяти, можно назвать вкусовую, обонятельную, тактильную и эмоциональную память.

Типы памяти

Непроизвольная память – определена способностью запоминания человеком чего-либо непроизвольно, т.е. процесс запоминания идет сам по себе, и человек не ставит себе цель запомнить что-то.

Произвольная память соответствует задаче человека специально запомнить что-то.

Память бывает кратковременной и долговременной. Вспомните ситуацию, когда вам надо сдавать экзамен, вы усиленно запоминаете материал, но после сдачи успешно забываете выученное два дня назад. Какой вид памяти был задействован вами? Как правило, у человека хорошо развит какой-либо один вид памяти. Вы можете это проверить, проанализировав свой способ подготовки к экзаменам. У каждого он свой: внимательно прочитывать текст или писать шпаргалки (несмотря на то, что вы ими не пользуетесь), или рассказывать материал вслух, или составлять схемы и тезисы для каждого вопроса. Каждый человек обычно пользуется именно тем видом памяти, который у него хорошо развит.

Инвенция как раздел классической риторики

Еще в античной риторике были разработаны этапы, правила создания устной и письменной речи. Эти особенности были изучены Аристотелем, Квинтилианом, Цицероном и отражены в их работах.

Традиционная риторика выделяла пять этапов подготовки оратора:

  1. инвенцию (выбор темы и предварительная подготовка к созданию текста), ( работа над композицией текста, его планом ), (собственно создание текста, его написание), (запоминание устного текста)
  2. и акцио (непосредственное произнесение текста оратором).

Многие открытия античных ученых остаются актуальными и сейчас, теория античной риторики уже в нашей время была дополнена работами по стилистике, культуре речи, теории текста, теории коммуникации, психо- и социолингвистике.

Читайте также: