Что обозначал в xiii xv веках термин финансы

Обновлено: 29.04.2024

Финансы – историческая категория, поскольку они имеют стадию возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним, поэтому сущность финансовой сферы деятельности и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.

Во время первобытно-общинного строя не было классов, государства. При расслоении общества на классы появилось первое рабовладельческое государство, затем феодальное в докапиталистических формациях. Основная часть потребностей такого государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных платежей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии. С развитием капитализма все большее значение приобретают денежные доходы и расходы государства, пришедшие на смену натуральным сборам. Капиталистическое хозяйство является товарно-денежным и, следовательно, формирование доходов государства осуществляется в денежной форме. Другими словами, финансы – это всегда денежные отношения, в которых одним из субъектов выступает государство.

Впервые термин «финансы» появился в Италии в XIII–XV вв. и вначале обозначал «любой денежный платеж». Сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин.

Слово «финансы» происходит от латинского «financia» и означает «наличность, доход». Термин «финансы» восходит к латинскому «finis», означающему «конец, предел». В денежных отношениях, складывающихся между населением и государством в лице князя или короля, это слово означало завершение платежа, или окончательный платеж.

Во Франции этот термин применялся в XVI в. уже в более широком смысле как совокупность публичных доходов и расходов.

Несколько позднее как в русском, так и во всех западноевропейских языках, появился термин «публичные финансы», оно означало совокупность доходов и расходов.

От другого латинского слова «fiscus» произошел термин «fisc» («казна»). Этим словом в латинском языке называли плетеную корзину, в которую ссыпали деньги и материальные ценности, получаемые государством от населения в качестве налогов.

Таким образом, термин «fiscus» получил новое содержание и стал обозначать денежные и материальные ценности, которыми располагает государство.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и его главы.

Монархи располагали средствами страны как своей собственностью, и лишь с выделением казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия «государственные финансы» и «государственный бюджет».

Личные финансы

Личные финансовые решения зачастую сводятся к планированию личного бюджета. Распространённая методика планирования личного бюджета такова:

  1. в доходную часть бюджета заносятся все предполагаемые доходы бюджетного периода, в том числе:
    • заработок
    • причитающиеся пенсии и компенсации
    • доход от банковскихвкладов
    • доход от сдачи в арендунедвижимости
    • доход от имеющихся ценных бумаг
  2. затем составляется расходная часть бюджета, включающая:
    • оплата жилья и коммунальных услуг
    • оплата питания страхование
    • взносы по кредитам
    • покупка товаров длительного пользования рисков (собственности, здоровья и пр.) накопления

Доходы

Расходы

В рамках процесса бюджетного планирования приходится принимать и более сложные финансовые решения, особенно это касается расходной части бюджета. Здесь есть множество важных советов:

Финансы предприятий

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

5. Функции финансов

Финансы – экономическая категория, их сущность проявляется в выполняемых ими функциях. Функции показывают, как реализуется общественное назначение этой экономической категории. Изучение функций необходимо для реализации государственной финансовой политики.

В соответствии с природой финансов им присущи две основные функции: распределительная и контрольная.

Многие экономисты выделяют также стимулирующую функцию.

Распределительная функция (распределение национального дохода) заключается в создании так называемых основных или первичных доходов, их сумма равна национальному доходу.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Основные доходы делятся на заработную плату работников, служащих, занятых в сфере материального производства; доходы предприятий в сфере материального производства.

Однако распределение национального дохода не ограничивается лишь распределением его между участниками материального производства.

Государство имеет и сферу непроизводственного назначения, где не создается национальный доход, но государство все равно обязано заботиться и об этом, не приносящем доход производстве.

Сущность распределительной функцией финансов заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами.

Контрольная функция заключается в контроле за распределением валового внутреннего продукта и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную, откуда доходы не поступают. Целями финансового контроля являются рациональное и бережное расходование материально-трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводственных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Финансовый контроль осуществляется федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований и (или)уполномоченными ими органами, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств.

Сущность стимулирующей функции состоит в том, что государство с помощью специальных финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении.

Известно, что финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе его распределения. Имея такой экономический рычаг, который распределяет денежный доход, и умело управляя им, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса.

История финансов и финансовых отношений

Термин «финансы» возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Далее термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений м/у населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Данный термин отражал, во-первых, денежные отношения м/у двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов.

Во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями.

В-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, т.е. эти отношения носили фондовый характер.

В-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для реализации экономических, социальных и политических задач.

Под финансами понимают экономическую категорию, которая отражает уровень экономических отношений м/у продавцом и покупателем по поводу денежных средств и инвестиционных ценностей.

Предпосылки возникновения финансов:

1. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций власть монархов была значительно урезана, произошло отторжение монарха от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Уже тогда были обозначены 4 направления расходов: на военные цели, управление, экономику и социальные нужды.

3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Развитие финансов и финансовых отношений неразрывно связано с развитием и становлением государств. Ведь финансы представляют собой отношения по накоплению и распределению и последующему перераспределению национального богатства, причем перераспределение необходимо именно для осуществления функций государства. С широким развитием рыночных отношений финансовые отношения становятся более многообразными. В частности, устраняется их единственная связь с казной и прихотями монарха, короля или шаха. Развиваются и совершенствуются денежные отношения, некоторые натуральные повинности и оброки заменяются более прогрессивной формой налогообложения - денежной.

Совершенствуются и развиваются функции государства: помимо содержания двора и придворных хозяйств, а также армии и полиции, государство становится активным проводником экономических интересов крупных торговцев и производителей, финансируя колониальные захваты и политику протекционизма. Появляется и развивается контрольная функция финансов: хорошо известен один из лозунгов американской революции "Нет налогообложения без представителя", который связан с желанием жителей США - тогда поданных Великобритании - участвовать в определении направлений и объемов расходования налоговых поступлений в бюджет. Тогда же развивается и институт интерполяций - вопросов, задаваемых представителю исполнительной власти в парламенте.

Дальнейшее развитие финансовых отношений связано с демократизацией общества. В большинстве государств укрепляется парламентская (представительная) власть, зарождается политика социальной стабильности, что подразумевает необходимость перераспределения средств в пользу наиболее бедных слоев, установления социальный гарантий в виде пособий и пенсий (родоначальником пенсионного и вообще социального обеспечения был Бисмарк), внедрения специальных государственных программ по социальной защите и поддержке (медицина, образование, обеспечение занятости и т.д.).




Особенно быстрые преобразования в данной области принес с собой ХХ век; в течение первой трети совокупность разнообразных финансовых отношений складывается в финансовую систему в том виде, в котором она существует и поныне. Таким образом, совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем более совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств.

Основные финансовые концепции

Биржа тоже служит цели соединения кредиторов и заёмщиков, но, в отличие от банка, не располагает собственным «финансовым буфером», то есть не может отложить деньги на депозит, пока не появится заёмщик. Биржа может связать кредитора и заёмщика только в реальном времени. Банк же может отложить средства, то есть кредитор (вкладчик) может прийти в банк сегодня, а заёмщик (желающий взять деньги вкладчика в кредит) может появиться только через месяц.

Кроме того, биржа торгует вкладами и кредитами в опосредованной форме. Желающий взять кредит выпускает на биржу акции или облигации. Акция представляет собой долю владельца в компании-заёмщике, и, следовательно, одновременно служит и залогом по кредиту. Облигация это тоже вид кредита, но она, в отличие от акции, не даёт права собственности на компанию-заёмщика, хотя и может предусматривать какой-то отдельный залог. По акциям и облигациям тоже могут выплачиваться проценты (называемые дивидендами). Если по акции не выплачивается дивиденд, то предполагается, что акция будет расти в цене, и кредитор, купивший акцию, сможет получить причитающуюся ему прибыль лишь продав подорожавшую акцию.

Функции финансов

Трактовка термина «финансы»

В мировой литературе

  1. термин «финансы» без уточняющих прилагательных употребляется только по отношению к общественному сектору экономики, что, прежде всего, характерно для немецкой научной школы. Такая трактовка финансов отражает начальную стадию развития западной финансовой науки и в настоящее время утратила свою актуальность;
  2. термин «финансы» без уточняющих прилагательных употребляется только в контексте частного сектора экономики. Данный подход к трактовке термина нередко встречается и в современной учебной и научной западной литературе (см., например [19][20][21][22][23] ).
  3. термин «финансы» употребляется с уточняющими прилагательными (pulic, personal, corporate), а без таковых трактуется в широком смысле. Данный подход доминирует в современной западной литературе.

Объяснение столь неоднозначных трактовок финансов в западной литературе изложено в книге К. Плена «Введение в общественные финансы» [24] (1921), где автор утверждал, что перенос смыслового содержания термина «финансы» с общественного на частный сектор экономики произошел в результате метонимии. Как следствие, используемый без уточняющих прилагательных («общественные» (public), «личные» (personal), «корпоративные» (corporate)), термин «финансы» получил более широкий смысл, нежели имел первоначально, и, помимо общественного сектора, стал охватывать вопросы капитала, прибыли, доходов и расходов предприятий и частных лиц. В этой связи, для исключения двусмысленности прилагательного «финансовый» (financial), возникшей в результате метонимии, К. Плен, а вслед за ним и М. Хантер указывали на то, что применительно к общественным финансам корректнее употреблять прилагательное «фискальный» (fiscal), говоря при этом «фискальный год», а не «финансовый год» [25] [26] .

В формулировках определений термина «общественные финансы» используется исторически сложившийся дескриптивный подход, отражающий внешние проявления категории, выражающиеся в формировании и использовании государственного и местных бюджетов:

В современной западной научной и учебной литературе термины «финансовый менеджмент», «управленческие финансы», «корпоративные финансы» и «бизнес-финансы» практически эквивалентны и являются взаимозаменяемыми [56] [57] . «Финансами называется надлежащее управление деньгами» [58] ; «финансы могут быть определены как искусство и наука управления деньгами» [59] .

Советская трактовка

Начало формированию научных подходов к трактовке общественных финансов, учитывающих реалии социалистической модели экономики, положила научная дискуссия на совещании, проведенном в 1944 году Управлением учебных заведений Министерства финансов СССР. Основными итогами дискуссии являлись: [66]

  1. рассмотрение советских финансов как системы денежных отношений, связанных с действием закона стоимости;
  2. такое расширение предмета учения о советских финансах, которое в той или иной мере включает в себя денежные отношения внутри государственного производственного сектора и взаимоотношения государства и его производственного сектора с колхозно-кооперативным производственным сектором и с населением.
Распределительная концепция

Чтобы подчеркнуть отличия между распределением общественных благ при социализме и при капитализме, финансы советских предприятий были разделены сторонниками распределительной концепции на две составные части: производственную и распределительную. Так называемое «первичное распределение» (валового дохода по различным фондам предприятия) вошло в состав финансов социалистического государства, а «производственная» составляющая, была выделена в самостоятельную категорию «финансы отраслей народного хозяйства СССР», представляющую собой денежную сторону отношений, складывающихся на предприятиях в процессе движения стоимости в производственной форме (основных фондов, комплектующих, сырья, готовой продукции): «Совокупность денежных отношений, объективно существующих в отраслях народного хозяйства, возникающих в процессе производства и реализации продукции и опосредствующих этот процесс, составляет финансы отраслей народного хозяйства СССР» [70] .

Воспроизводственная концепция

1) «опосредственные» 2) распределительные (в подлинном смысле этого слова, изначально принятом в западной теории распределения общественных благ).

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, согласно воспроизводственной и распределительной концепций в состав финансов социализма не входили личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Правовая концепция

1) Финансовые отношения, в том числе налоги, суть стоимостные (денежные); 2) Лишь те денежные отношения финансовые, которые образуют их систему, регламентированную государством.

Постсоветский период

3. Авторы сочинений о финансах XVII–XVIII вв. в России

Первым русским автором сочинений о финансах был Иван Семенович Пересветов (при царе Иване Грозном). Он выступал за увеличение доходов казны с целью усиления военной мощи государства, за централизацию ресурсов государства. Он предлагал сокращение расходов на наместничество. С XVII в. до нас дошли работы Юрия Крижанича и Григория Катошохина.

Юрий Крижанич свои взгляды на усовершенствование финансовой системы России изложил в ряде работ, главной из которых является «Разговоры о владельстве». Основное внимание он обращает на различные способы обогащения государства, которые делит на две группы: правильные сборы и неправильные сборы (доходы от кабаков, от порчи монеты, от государственной монополии).

Он предлагал для обогащения государства развивать земледелие, ремесла и государственное хозяйство.

Сочинения Григория Катошохина «О России царствования Алексея Михайловича» (1664 г.) содержится большой фактический материал о России XVII в.

Наиболее крупным теоретиком финансов начала XVIII в. был Иван Тихонович Посошков, основной работой которого являлась «Книга о скудности и богатстве». И. Т. Посошков предлагал:

1) не разорять неплательщиков при взимании недоимок, а брать с него письменное обязательство о сроках платежа, а по просьбе плательщика предоставлять отсрочку, при этом взимая дополнительные проценты;

2) исключить из расходов казны расходы по содержанию судебных органов;

3) установить льготное взимание пошлин для русских купцов, а для ввозимых товаров поднять ставки пошлин для стимулирования производства на Руси;

4) брать царские поборы с крестьян с количества обрабатываемой земли и в удобное для крестьянина время.

Не занимаясь специальными финансовыми исследованиями, интересные мысли о финансах сообщает Василий Никитич Татищев. В своих работах он впервые в отечественной науке дает классификацию сборов и предлагает установить между прямыми и косвенными налогами равновесие, так как увеличение одних приведет к уменьшению доходов от других форм налогов. В. Н. Татищев указывает на необходимость соизмерения государственных доходов и расходов и требует единообразия в размерах налогов.

В научный обиход термин «финансы» ввел первый русский профессор права Семен Ефимович Десницкий, в его работе дается первое в отечественной науке определение финансов. Свой анализ финансовой системы он начинает с государственных расходов, считая, что без них финансовая система не может существовать, делит расходы на содержание органов управления; поддержание внутреннего порядка; общественные нужды; охрану государства от врагов.

2. Финансы как экономическая категория

Наука о финансах является одной из важных и сложных наук. Финансы играют исключительно важную роль в жизни любого общества независимо от его общественного строя.

Финансы – неотъемлемая часть рыночных отношений. В современной России огромную роль играют финансы, являясь важным инструментом в государственной финансовой политике и организации общественного производства. Поэтому важно знать природу финансов, разбираться в особенностях их функционирования, предвидеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Все то, что происходит в сфере финансовой деятельности, тесным образом связано с личным благополучием каждого.

Содержание финансов как экономической категории заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

Изучение финансов позволяет знать, куда и на что используются изымаемые в виде налогов и сборов у граждан и предприятий доходы, какова цена акций, облигаций, каковы отчисления на пенсии, какой размер налогов, следует ли реформировать налоговую систему, следует ли дальше дотировать убыточные предприятия или не препятствовать их банкротству, каковы причины бюджетного дефицита.

Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязи между функциями макроуровня и финансами микроуровня. Кфинансам макроуровня относят государственный и муниципальный бюджет, которые образуются на финансовом потенциале предприятий.

Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация. Поэтому важным фактором является:

1) определение принципов организации и функционирования финансов позволяет выявить направления воздействия финансов на развитие государственного сектора экономики и выработать критерии его функционирования;

2) финансы должны опираться на информационные потоки, потому что принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решений, так и в процессе контроля над ходом его выполнения. Эту информацию можно найти в:

а) оперативной и статистической отчетности;

б) договорах и соглашениях;

в) расчетных документах и т. п.;

3) финансы должны иметь целевую ориентацию, потому что они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества, хотя во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

Корпоративные финансы

Термин «финансы» возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Далее термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений м/у населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Данный термин отражал, во-первых, денежные отношения м/у двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов.

Во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями.

В-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, т.е. эти отношения носили фондовый характер.

В-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для реализации экономических, социальных и политических задач.

Под финансами понимают экономическую категорию, которая отражает уровень экономических отношений м/у продавцом и покупателем по поводу денежных средств и инвестиционных ценностей.

Предпосылки возникновения финансов:

1) В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций власть монархов была значительно урезана, произошло отторжение монарха от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

2) Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Уже тогда были обозначены 4 направления расходов: на военные цели, управление, экономику и социальные нужды.

3) Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Развитие финансов и финансовых отношений неразрывно связано с развитием и становлением государств. Ведь финансы представляют собой отношения по накоплению и распределению и последующему перераспределению национального богатства, причем перераспределение необходимо именно для осуществления функций государства. С широким развитием рыночных отношений финансовые отношения становятся более многообразными. В частности, устраняется их единственная связь с казной и прихотями монарха, короля или шаха. Развиваются и совершенствуются денежные отношения, некоторые натуральные повинности и оброки заменяются более прогрессивной формой налогообложения - денежной.

Совершенствуются и развиваются функции государства: помимо содержания двора и придворных хозяйств, а также армии и полиции, государство становится активным проводником экономических интересов крупных торговцев и производителей, финансируя колониальные захваты и политику протекционизма. Появляется и развивается контрольная функция финансов: хорошо известен один из лозунгов американской революции "Нет налогообложения без представителя", который связан с желанием жителей США - тогда поданных Великобритании - участвовать в определении направлений и объемов расходования налоговых поступлений в бюджет. Тогда же развивается и институт интерполяций - вопросов, задаваемых представителю исполнительной власти в парламенте.

Дальнейшее развитие финансовых отношений связано с демократизацией общества. В большинстве государств укрепляется парламентская (представительная), власть, зарождается политика социальной стабильности, что подразумевает необходимость перераспределения средств в пользу наиболее бедных слоев, установления социальный гарантий в виде пособий и пенсий (родоначальником пенсионного и вообще социального обеспечения был Бисмарк), внедрения специальных государственных программ по социальной защите и поддержке (медицина, образование, обеспечение занятости и т.д.).

Особенно быстрые преобразования в данной области принес с собой ХХ век; в течение первой трети совокупность разнообразных финансовых отношений складывается в финансовую систему в том виде, в котором она существует и поныне. Таким образом, совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем более совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств.

Финансы как наука

Традиционно финансы разделяют на публичные и частные. К первой группе относятся: государственные финансы и муниципальные финансы (местные финансы). Во второй группе выделяют:

  1. личные финансы и семейные финансы;
  2. финансы малого бизнеса, корпоративные финансы (финансы предприятий, финансы бизнеса), финансы банков (банковское дело), финансы некоммерческих организаций.

Для публичных финансов первичны расходы, так как производится финансирование четко регламентированных задач и функций публичного образования. Для частных финансов первичны доходы, вся деятельность направлена на получение дохода, который впоследствии используется по усмотрению лица.

Общее умение (а возможно, даже искусство) управлять финансами изучает наука финансовый менеджмент. Управление финансами банка изучается в рамках науки банковское дело. Финансовые рынки изучает наука финансовая экономика. Финансовая статистика изучается в рамках небольшого одноимённого раздела статистики. Методы обработки финансовой информации изучает прикладная математическая наука финансовая математика. Контроль за финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины финансовый контроль.

Финансы

Глагол финанси́ровать означает «снабжать денежными средствами».

Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег.

4. Необходимость финансов

Финансы – неотъемлемый элемент воспроизводства на всех уровнях хозяйствования, они необходимы и самому низкому звену т. е. предприятиям, организациям, и самому государству. Необходимость финансов обусловлена существованием товарно-денежных отношений, в процессе которых возникают финансовые отношения.

Финансовые отношения – это такие отношения, которые обладают признаками, по которым их можно выделить из разряда других возможных денежных отношений. Финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения. Финансы – совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование, распределение и использование фондов денежных средств для решения экономических, политических и социальных задач. Финансы представляют собой экономические денежные отношения, которые возникают в процессе производства.

Финансы имеют своей природой денежные отношения, однако одно только движение денежных средств между объектами не раскрывает всей сущности финансов. Для этого нужно рассмотреть свойственные финансам отношения, также возникающие между объектами.

В жизни постоянно возникают денежные отношения между:

1) предприятиями (в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг);

2) государством и предприятиями (в виде уплаты налогов в бюджет);

3) государством и населением (как уплата налогов с физических лиц);

4) предприятиями и страховыми компаниями;

5) предприятиями и банками;

6) предприятиями и внебюджетными фондами;

7) бюджетами различных уровней.

Отсюда можно вывести, что финансы охватывают отношения двух сфер, при которых:

1) денежные отношения связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулированных в бюджете и внебюджетных фондах;

2) денежные отношения опосредствуют кругооборот денежных фондов предприятия. Кроме того, финансам свойственны три признака, действующие только в совокупности: денежные отношения; отношения перераспределения уже распределенного валового внутреннего продукта; денежные отношения, вызванные фактором наличия государства как органа управления.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Общее значение финансов сводится к следующим факторам:

1) экономической стабилизации;

2) адаптации к рыночным преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной активности.

Финансовые услуги

Общий термин для описания услуг компаний, чья деятельность связана с денежными или инвестиционными услугами.

К финансовым услугам относят следующие виды услуг:

Финансовые рынки

По видам финансовых инструментов финансовые рынки различают:

Финансы государства

Налоги и сборы

Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы РФ:

Современная налоговая система России строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.

Государственный заём

Распределение доходов

Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям:

Среди форм ассигнований выделяют субсидии, дотации и субвенции.

Содержание

Финансовая экономика

Читайте также: