Что не так с ведьмаком от нетфликс

Обновлено: 05.07.2024

Без предисловий и объёмных вступлений. Я прочёл 5/8 книг цикла и играл в серию игр, однако больше читал, чем играл. Так как «Ведьмак» Netflix — адаптация цикла романов, здесь мы не будем говорить об играх. В обзоре я постарался быть объективным, на многие аспекты будет взгляд с разных сторон. Возможны спойлеры.

Повествование

Сперва о минусе в пункте. Не то, что повествование сжато относительно сборника рассказов (первая книга). Я о сумбурности оного — когда весь третий эпизод персонажи могут обсуждать королевскую семью, но в итоге могут лишь запутать и не донести суть. Отчасти, да, возможно, здесь сказывается и сжатость: события происходят быстрее, чем в рассказах, но так как рассказы в сборнике были относительно коротки, это не проблема для экранизации — проблема в том, как их преподносят. В диалогах активно форсятся наименования, имена персонажей, события, однако на зрителя это настолько быстро выплёскивают — не вдаваясь в некоторые подробности — будто рассчитывая на то, что он, зритель, уже в курсе вселенной и в идеале вообще прочёл первую книгу цикла (сборник).


Но в то же время, уверенно следуют сюжету каждого из рассказов, что прекрасно (порой совмещая некоторые из них в одном эпизоде). Тем не менее, как и в сборнике рассказов, некоторые события ломают хронологию и зритель узнаёт об этом непосредственно в момент "слома" — например, только когда мы видим Мышовура в очередной раз после случившегося в первом эпизоде, мысленно мы стараемся восстановить хронологию и понять, в какой момент времени происходят демонстрируемые события — ранее, чем одни из них, и позднее, чем другие — в общем-то, дедуктивные цепочки во время просмотра (если получится) — это не критично. И в целом, хронология отдельных событий — не столь важно, так как общая последовательность и концепция присутствуют в повествовании, это лейтмотив всех рассказов в сборнике, и всех эпизодов в сериале. Зрителя, как и читателя, бросают во вселенную и происходящие события, как в распахнувшуюся в случайном месте книгу, попутно знакомя с персонажами, а также раскрывая ориджин (происхождение) некоторых из них (Йеннифэр, Цирилла) — ровно настолько, чтобы зритель был заинтригован, и в то же время осведомлён, понимал происходящие события, понимал персонажей — постепенно проникаясь ими. Говоря о повествовании, я почти полностью стираю границы между романом и экранизацией, так как в сериале книжный вариант воплощён очень достойно, следуя канону (это не «Игра престолов», где при экранизировании выбрасывались огромные части романа, упрощались и опускались очень многие моменты) — разумеется, с определёнными незначительными условностями экранной адаптации. Поэтому, критиковать сюжет в сериале — значит критиковать сюжет в первоисточнике.


[Внимание! Возможны спойлеры]

Да, кикимора вынырнула из болота вместе с Геральтом, а затем воды им оказалось по колено. Да, Мышовур зачем-то держал защиту замка, и за это время никто ничего не сделал, будто все просто сидели и наслаждались тем, как Мышовур оттягивает их смерть ценой своих сил. А затем один из жителей замка взял два пузырька яда вместо трёх, и предпочёл умереть более мучительной смертью — от клинка. От своего. Вместо яда. Окей, так сказать.

Если у кого-нибудь есть версии — предлагайте. В целом, подобного мало, вопросы могут возникнуть скорее относительно сюжета и вообще всего, что происходит, а не отдельных моментов — но возникнут, вероятно, только у незнакомых с первоисточником зрителей.


Графика и грим

Я бы написал, «слабая графика и грим». Но лишь местами. Глаза Геральта, как и глаза Йеннифэр и Цири, даже нет желания комментировать: линзы слишком явные и это раз от раза бьёт по реализму при крупном кадре. Как и графика некоторых существ. Если не учитывать это, в остальном, грим и эффекты воплощены достойно и органично, погружая зрителя и не препятствуя впечатлению.

Если сравнения с «Игрой престолов» неизбежны — спешу напомнить, что здесь, как и там, первый сезон — только начало. Команда сериала проделала немалую работу, дабы запустить проект. Начало положено и это означает, что в следующем сезоне мы можем ожидать возросший уровень качества и бюджетов.

Виды и панорамы городов фантастически прекрасны и атмосферны.

Цинтра



Ох уж эти линзы

Ох уж эти линзы

Сюда же я отнесу декорации — великолепные декорации, что в симбиозе с поистине чудесной кинематографией, даёт «ту самую» картину. Когда смотришь и понимаешь: «Это оно». Это погружает. Завораживает. Утягивает в свою атмосферу. Скрупулёзная работа с декором, светом, цветом, костюмами, операторской работой. Всё это раскрывается, конечно же, не ограничиваясь цензурой. Об этом далее.

Отсылочка на игру

Отсылочка на игру

Сериал с рейтингом R (18+) и это прекрасно. Здесь никаких уловок вроде отсутствия крови и закадровых смертей (косуля не в счёт), никаких раскадровок во время драк (когда, цензуры ради, кадр перепрыгивает несколько раз на выгодные ракурсы), да и хореография драк поставлена изумительно — на моей памяти это лучшая хореография из всех сериалов Netflix (мы видели длинные сцены одним дублем в DaredevilСорвиголова»), но реализма и выверенной хореографии в них было куда меньше), масштабные бои, непременно напоминающие об «Игре», но проводить параллели не будем. Мат (который, правда, не слышен в дубляже, но встречается довольно часто в оригинале) и откровенные сцены. Всё это реалистично, уместно и верно. И даже нет смысла перечислять все достоинства рейтинга R и отсутствия цензуры — полагаю, всем очевидно. Просто. Огромный. Плюс.


(Привет голливудским студиям, экранизирующим Assassin's Creed и Tomb Raider в 12+). Да Генри Кавилл даже в DC не мог раскрыть свой полный потенциал, как актёра, хоть его образ и его роль Кларка Кента / Супермена и бесподобны. Мы — свидетели, не побоюсь этого слова, идеального образа Геральта — при условии, что идеальных не существует (Мадс Миккельсен, при всём уважении, староват, и не в той форме). Скажем, лучшего образа Геральта из потенциально возможных (которых могли бы найти Netflix). Кроме того, Кавилл вызвался на эту роль. Он хотел её. Он мотивирован и преисполнен энтузиазма. А что может быть лучше, чем актёр голливудской величины, переходящий в стриминговый сервис, плюнув на гонорары, ради роли одного из своих либимых персонажей? Моё почтение Генри Кавиллу и как человеку, и как актёру.


Но, к примеру, Брокилон выглядит крайне неубедительно (не будем о чёрных дриадах). Играет роль и размытие каждого кадра сверху и снизу, имитирующее эффект глубины резкости — для Брокилона, где и без того странные источники света, — это слишком сильно бьёт по восприятию. Кадр не просто мыльный, как третий Ведьмак на релизе, он ещё и засвечивается прямыми источниками света (вы же не Джей Джей Абрамс и не Зак Снайдер, камон) и зачастую со странными углами обзора. К счастью, на Брокилон выделено не много экранного времени.

Брокилон — и что это за пятно света с кустами?

Брокилон — и что это за пятно света с кустами?

Актёрская игра

Все актёры отыгрывают превосходно. В этом же пункте пресловутый минус — не все они подходят на свои роли (говоря исключительно о внешности). Мы, так или иначе, не смотрим проект независимо, словно вольную интерпретацию (коим он и не является), мы смотрим с позиции относительно первоисточника. И, сравнивая с тем самым первоисточником, некоторые персонажи отошли от канона, некоторые даже кардинально. Поспешу объяснить: я не имею абсолютно ничего против других рас, национальностей, пола и гендерных принадлежностей. Но, смотря сериал, я просто боялся увидеть очередного персонажа НЕ белой европеоидной внешности, который был таковым в цикле романов. Или не был? Объясню "палку". Критично в данном случае, когда отступают от чётко обозначенных канонов — в сериале подобного почти не происходит, однако второстепенными персонажами, которыми, по мнению авторов сериала, можно было пожертвовать — жертвуют через одного. "Опаска" увидеть кого-либо "неканоничного", растущая с каждой сценой, это нормально. Нормально для оценки относительно первоисточника. И этого не заметят те, кто не знаком с вселенной Ведьмака. Те, кто посмотрит сериал, не прочтя ни одного романа, и не играя ни в одну часть серии. Но, повторюсь, мы оцениваем "экранизированный" проект относительно источника экранизации, что довольно логично.

Также важно понимать, что фэнтези — славянское. Анджей Сапковский, невзирая на его личность, потрясающий автор, и, разумеется, прообразами почти всех его персонажей послужила европеоидная (не будем повторять пресловутое "славянская") внешность, как и местные имена (которые, кстати, особенно контрастируют с внешностью экранизированных персонажей). Однако цикл романов, родившись в Польше, стал популярен по всему миру, как и серия игр, также родившаяся в Польше. Я подчёркиваю: мы смотрим американскую экранизацию — не забывайте об этом. Это их адаптация, ввиду современного мира, современной культуры и их видения. И мы не смеем как-либо осуждать их решение отойти от канонов в пользу массового зрителя. Если бы романы экранизировали на их "родине", если бы экранизировали "мы" — ни у зрителей, ни у авторов, не возникло бы никаких вопросов относительно каста (актёрского состава), не так ли? Отхождение от канонов в данном аспекте даже не обсуждалось бы, как не обсуждалось при создании игры, например. Однако экранизируем не мы, за это взялся американский Netflix. Стриминвый сервис. Который не блещет крупнокалиберными проектами (во всяком случае, до этого). К тому же, они достаточно "лояльно" относятся к современным трендам и остросоциальным темам. Просто примем это. Я бы мог сказать, что этот пункт для меня в той же степени положительный, в какой и отрицательный, но, имея плюс и минус, они взаимоисключаются. Будем видеть ситуацию со всех сторон, и у нас не останется претензий или места для негативных эмоций :) Я призываю к благоразумию и адекватности в оценке творческого продукта — когда знаешь о причинах того, почему происходит так, как происходит, когда понимаешь каждого — повторюсь, не остаётся места для импульсивности, гнева, агрессии и прочих бессмысленных негативных эмоций. Геральт и Лютик, Цири и Йеннифер — чёрт побери, прекрасны, что ещё нужно? :)

Слишком сексуальный ведьмак


Больше года мы наблюдали за тем, как по деталям собирается общий механизм проекта: от сценариста, съёмочной группы, кастинга и бесед с паном Сапковским — до актёрского состава, съёмок, декораций и даже актёров озвучания (благодаря которым, кстати, у нас есть прекрасный русский дубляж в день релиза — за это стоит благодарить и Netflix, заказывающие озвучку). Давайте же уважать труд, попытки и стремления людей.

"Славянство - это миф". Анджей Сапковский не согласен с критикой "Ведьмака" от Netflix

Анджей Сапковский прокомментировал претензии преданных фанатов его книг к сериалу «Ведьмак» от Netflix. Многие зрители недовольны, что даже по трейлерам видно, что шоу адаптировано под общие каноны фэнтези, а «славянские» корни были утеряны. Особенно критиковали в Сети кадр с жителями Блавикена среди которых представителей разных рас и цветов кожи.


Писатель заявил, что ему все равно, как адаптируют его работы, так как он не считает их Библией.

«Создатели адаптаций литературных произведений для различных видов медиа имеют право быть самостоятельными творцами с безграничной степенью свободы. Однако в данном случае, их идеи могут отличаться от моих. И даже, если они будут отличаться, то что? Мои книги — не Библия»

Сапковский пошел дальше и разнес критиков сериала, недовольных отсутствием славянских корней.

«Это самое «славянство» скорее какой-то миф, которым обросли мои работы, да и я тоже. Ярлык «славянина» приклеился ко мне и так остался. Почему? Потому что Геральт звучит как что-то более славянское, чем Конан? Из-за того, что я придумал похожие на славянские имена собственные? Мои первые рассказы были написаны по канонам фэнтези, и я говорю о мировых канонах. Потом уже пошли переводы и мировому фэнтези пришлось принять поляка, в книгах которого любой неглупый читатель может разглядеть что-то польское или славянское».

Сериал «Ведьмак» выйдет на Netflix 20 декабря в полном объеме. В Сети уже есть отзывы на первые пять эпизодов шоу.

Ведьмак, ты ли это? Что не так с очередным детищем Netflix

К этому сериалу я относилась с подозрением с самого начала. Слишком часто всё, к чему прикасаются американские компании, превращается в типично американскую историю о том, кто преодолел себя, стал героем и всех спас. А "Ведьмак" Сапковского ведь совсем не об этом. В целом впечатления от этого сериала у меня остались смешанные - много что раздражало, но что-то и получилось. Не так давно я перечитывала книги и посмотрела польский сериал (о нем получилось целых три материала - общие впечатления и разбор серий 1-6 , 7-13 ), так что сравнения неизбежны.

В первом сезоне 8 серий примерно по часу. Так или иначе они основаны на рассказах "Ведьмак", "Меньшее зло", "Край света", "Последнее желание", "Предел возможного","Нечто большее", "Вопрос цены", ещё добавлены история Йеннифер, битва на Содденском холме и скитания Цири. С литературной основой сценаристы обращаются странновато: вроде, и следуют ей, но почему-то (вот это мне совершенно непонятно!) несколько раз меняют начало рассказов, дают другие мотивировки персонажам. К примеру, в книге Геральт выловил джинна из реки случайно, а в сериале он специально (!) его там искал (откуда знал, интересно, что он там есть?), чтобы избавиться от бессонницы. На пир к Калантэ Геральт в сериале отправился в качестве охраны (!) Лютика (которого в книге там вообще не было). Да, я зануда, и это не главный недостаток сериала, но я искренне не понимаю, к чему эти бессмысленные изменения? Из-за отсутствия Живии в серии по рассказу "Край света" вообще теряется смысл произошедшего. Зачем в сюжет введен Брокилон - просто чтобы показать Брокилон? Вопросы без ответа.

Но главная моя претензия - к композиции. Сериал параллельно ведет три линии - ведьмака, Йеннифер и Цири, и все три происходят в разном времени ( не слишком внимательный зритель может не сразу это осознать) и сходятся только в последних сериях. И интриги для меня в первых сериях 6 не было вообще. Чем закончится очередное приключение Геральта, я прекрасно знала, эмоционально никому из героев особенно не сопереживала. На мой взгляд, эти три линии - решение крайне неудачное, из-за него сериал просто разваливается. Не знаю, как он смотрится для нового зрителя, незнакомого с источником, но думается, такого зрителя эта композиция скорее оттолкнет, чем заинтересует.

Если нет интриги, то внимание может удержать актерская работа, но и тут поначалу я больше плевалась, чем радовалась. И это вина большей частью не актеров, а сценаристов, ведь именно они превратили Лютика в недалекого смазливого джазмена, а гордую Калантэ, полную собственного достоинства, - в какую-то бой-бабу, которая режет эльфов ради забавы. Удачнее всего, как по мне, в роль попала Аня Чалотра (Йеннифер). Прекрасна, опасна и несчастна. И всё же временами ловишь себя на мысли, что иногда она кажется совсем девчонкой, а не опытной жесткой чародейкой. Генри Кавилл (Геральт) поначалу раздражал ужасно. На его лице вечно играла самодовольная усмешка из разряда "Я нереально крут, не то что вы все", а ещё ведьмак в его исполнении оказался слегка туповат, во всяком случае, никаких философских диспутов, без которых шагу не шагал книжный Геральт, в сериале нет. Но ближе к концу сезона то ли я к нему привыкла, то ли Кавилл лучше вжился в роль, стал смотреться органичнее.

Михал Жебровский в роли Геральта. Фирменный взгляд замученного жизнью ведьмака Михал Жебровский в роли Геральта. Фирменный взгляд замученного жизнью ведьмака

И здесь, конечно, как не вспомнить Михала Жебровского из польского сериала - до его мрачного ведьмаческого обаяния Кавиллу далеко. Да и вообще каст и актерская работа, на мой взгляд, у поляков вышли сильнее. И общая атмосфера ярче и, как это нынче модно говорить, аутентичнее: картинка, саундтрек (да, "Ведьмаку заплатите чеканной монетой" - песня совершенно неотвязная, и главная тема у сериала Нетфликса довольно симпатичная, но очень уж её мало), костюмы и. душевность, что ли. У поляков подкачали спецэффекты, но и у Нетфликса, к моему удивлению, монстры по нынешним временам вышли явно средненькие (слишком уж видно, что нарисованные).

Какой-то интерес просыпается к финальным сериям, 7-8, когда линии, наконец, начинают сходиться и происходящее обретает некоторый смысл. И получается, по сути, что весь сезон - это одно большое предисловие к основному действию.

Что же с тобой не так, "Ведьмак" от Нетфликса? Мне кажется, главная причина недостатков в том, что целью создателей было не экранизировать книги Сапковского, а найти материал, из которого можно вылепить то, что им хочется, что сейчас в тренде, - жесткое фэнтези про одинокого героя, независимую героиню и несправедливый мир. Такое привычное, знакомое и потому скучное.

Почему нетфликсовский «Ведьмак» ужасен: что с ним не так 🤔

Эх, на неблагодарную почву мы сейчас ступаем. И рискуем словить неслабую дозу хейта от тех, кому сериал понравился. «Не нравится – не смотрите» , - такой аргумент они обычно используют. И знаете что? Ничего подобного. Я прочитал все книги Анджея Сапковского про Геральта и мир, в котором он живет. И считаю сериал «Ведьмак» от Netflix – худшим, что могло произойти с франшизой . Потому что успех этого сериала однозначно гарантирует, что ничего хоть сколько-то похожего на «тот самый мир» мы уже не увидим.

И да, мне в общем-то все равно, что сам Сапковский сериал одобряет. И я могу его понять – звезда в роли Геральта, обширный охват аудитории, много денег. Много денег. а, мы же уже это говорили. В общем к пану вопросов нет. А вот к сериалу – великое множество.

Почему в игровом паблике мы пишем про сериал? Потому что CD Project RED ( помянем некогда прекрасную компанию ) создала великолепную историю, с уважением и любовью воссоздав мир «Ведьмака» в трилогии видеоигр. И на фоне их творений «Ведьмак» от Netflix особенно ужасен.

Где наш Геральт?

Это, наверное, самое ужасное. Все-таки Сапковский всегда умел отлично прописывать персонажей – что есть, то есть. Чего стоит сам Геральт – рыцарь без титула ( потом, правда, с титулом, но суть не в этом ), с придуманным для самого себя кодексом чести. Совестливый человек, который «никак, блин, не научится» тому, что встревать в чужие дела, даже из благих побуждений – почти всегда заканчивается плохо. И потом вновь наступает на те же грабли.

Как все это подается в книгах? Через диалоги, реплики, саму кульминацию событий. Выводы о том, что Геральт всегда встревает не туда, куда нужно, читатель делает сам. Как это в сериале? Генри Кавилл просто не к месту, чуть ли не глядя в камеру цитирует выдержки из книги. Ну чтобы совсем уж одаренные осознали, понимаете?

Некоторые актеры (такие как Чалотра и Кавилл) не то чтобы плохо играют - им просто нечего играть. Потому что сценарий, очевидно, писали на коленке за два дня Некоторые актеры (такие как Чалотра и Кавилл) не то чтобы плохо играют - им просто нечего играть. Потому что сценарий, очевидно, писали на коленке за два дня

Лично мне Кавилл как актер очень нравится. И я даже считаю, что в другом сериале по «Ведьмаку» он мог бы блеснуть. Здесь же нам показывают чисто вымытого и чистенького Генри, на доспехах которого даже с лупой не найдете ни пылинки. Я просто напомню, что образ жизни «Ведьмака» обычно заключался в том, чтобы «бомжевать» вдоль дорог из пункта А в пункт Б, постоянно недоедать и лазать по болотам в поисках чудовищ . А сам Геральт для большинства людей – немногословный, неприятный на вид и подозрительный тип.

И это важный момент для книги – Геральта никто не считает героем. Большинство людей относятся к нему хуже, чем к собаке. Стоит ли говорить, что созданный Netflix героический образ вообще никак с этим не совпадает.

А еще важнее то, что героем себя не считал и сам Геральт. Он никогда не был позером, а Кавиллу же пришлось играть «мачомэна» и «сладкого мальчика» в одном лице – этакий соблазнительный кусок мяса для женской аудитории.

Я понимаю почему все произошло именно так – сериал делался на максимально широкую аудиторию. Которой нужен смазливый и предельно понятный персонаж. Я бы даже сказал, что сериал делали для подростков.

Из-за этого так смешно и нелепо выглядят попытки «нетфликсов» придать сериалу видимость «взрослости» . Нам же обещали вторую «Игру престолов»! А по факту получилась какая-то дешевка для малолетнего зрителя.

Кто все эти люди?

С остальными персонажами дела обстоят еще хуже. Я даже не буду говорить про мискаст. Ну какая из Ани Чалотры Йеннифер? Этой девочке до харизматичной и величавой чародейки жить на этом свете еще лет десять как минимум. Чтобы появился нужный опыт и здравый смысл в глазах. Единственная арка с Йеннифер, которая удалась – это история того, как она превращалась из горбуньи в чародейку.

Великолепную Калантэ превратили в какую-то хабалку, которая только что с солдатами не спит прямо в тронном зале . Мышовур вообще ни рыба, ни мясо – у этого персонажа в сериале какого-либо характера в принципе не прослеживается. Цири в первом сезоне выглядит более-менее, но что-то подсказывает, что актерские данные этой актрисы вряд ли позволят ей достойно воплотить уже повзрослевшую Ласточку.

Кагыр похож на эмо-мальчика, которого били в школе, поэтому теперь он бросает на всех мрачные взгляды, полные злобы и комплексов. А сама его история и мотивация… в общем про это просто решили забыть.

Читайте также: