Что лежит в основе практики возрастно психологического консультирования теория большого взрыва

Обновлено: 05.07.2024

Консультирующему психологу в диагностической и терапевтической деятельности трудно стоять вне определенной научной теории. Хотя ни одной теорией нельзя до конца объяснить все человеческие эмоции, мысли и действия, теория тем не менее задает должное направление всем терапевтическим усилиям. Остановимся кратко на исходных теоретических посылках консультативной практики, содержащихся в отечественной возрастной психологии.

Возрастно-психологическое консультирование в качестве одного из направлений прикладной психологии развития стало складываться в отечественной психологии в начале 80-х гг. XX в. В то время в отечественной литературе отсутствовали работы, показывающие, как собственно строить деятельность психолога-консультанта при решении разнообразных и конкретных проблем детей и подростков, во множестве возникающих в ходе их развития. Опыт психологического консультирования взрослых людей не мог быть применим к проблемам детского развития в силу выраженной специфики. Возникла необходимость применения методологических принципов онтогенетической теории к разработке основных положений консультативной работы.

В отечественной возрастной психологии анализ процесса психического развития ребенка ведется в принципиально иной парадигме – в системе трех взаимосвязанных категорий – источника, движущих сил и условий развития, вотличие от большинства западных концепций, опирающихся на двухфакторную схему «наследственность – среда». Понятийная триада, предложенная в отечественной психологии, отражает специфику психического развития человека как существа, по своей природе социального и активного, «деятельного». Это значит, что индивидуальные формы психической деятельности возникают (формируются) на основе процесса усвоения ребенком опыта человеческих поколений, воплощенного в материальной и духовной культуре общества, на основе овладения разнообразными средствами и способами ориентации в сфере человеческих отношений и предметной практики, в мире в целом. При этом усвоение родового опыта деятельности не сводится лишь к приобретению ребенком «знаний» и «умений» или совокупности «культурных навыков», как нередко понимается в западных концепциях роль культуры в психическом развитии ребенка. Это гораздо более глубокий процесс, включающий в себя формирование самих потребностей (потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности) и способностей ребенка, его целостной личности.

Усвоение происходит обязательно в активной деятельности самого ребенка – в ходе общения, гры, учения и др. Собственная активная деятельность ребенка в мире порождает противоречия, в которых и заключены подлинные движущие силы его развития. В то же время для анализа процессов индивидуального развития особенно важно, что по своему строению деятельность ребенка может быть качественно различной, причем та или иная ее организация складывается не спонтанно, а в зависимости от определенных условий. К числу таких условий, жизненно необходимых для психического развития, как известно, относится общение (общение –сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности). Начиная с самых ранних этапов онтогенеза общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного реально-практического взаимодействия ребенка со взрослым.

Первоначально совместные, а затем совместно-разделенные формы взаимодействия ребенка и взрослого, в соответствии со сменой возрастных этапов развития, уступают место его самостоятельной деятельности, а со временем приобретают характер подлинной самодеятельности. В этом смысле справедливо положение, согласно которому подлинным объектом онтогенетического развития является не отдельный индивид, а система «ребенок – взрослый». Несмотря на свой весьма общий характер, это положение имеет прямую проекцию на консультативную практику, которая нередко раскрывает те или иные личностные особенности ребенка как производные от конкретной системы взаимоотношений его со взрослыми. Взаимоотношения внутри указанной системы не являются раз и навсегда данными: для поступательного хода развития необходима их своевременная перестройка на каждом возрастном этапе.

Безусловно психическое развитие ребенка и формирование личности в целом теснейшим образом связаны с процессом обучения и воспитания. В практических целях важно различать две его формы: стихийно-практическое взаимодействие ребенка с миром (не только в младенчестве или игре раннего возраста, но и в общении с окружающими людьми на протяжении всего детства) и целенаправленный, т.е. специально организованный взрослым и – лучше или хуже – управляемый процесс (например, школьное обучение). Обе формы – каждая по-своему – делают вклад в формирование личности ребенка – отсюда необходимость анализа всего «объема» его жизни.

В нашей стране основы содержания консультативной работы были заложены Л.С. Выготским (1896-1934), который не только сформулировал основы онтогенетической теории, но и начал конкретную разработку таких ключевых вопросов психологической диагностики и практики, как схема психологического обследования, понятие психологического диагноза и др. Этой проблематике он посвятил несколько фундаментальных работ, в том числе таких, как «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1931) и «Проблемавозраста» (1932). В этих работах, написанных более 70 лет назад, но не потерявших своего методологического значения и для современного этапа возрастной психологии развития, Л.С. Выготский наметил путь решения ряда важнейших проблем консультативной практики.

Суть данной концепции связана с введением новой единицы анализа детского развития: вместо отдельных психических процессов и функций, традиционно изучаемых психологией (восприятия, внимания, мышления и др.), нужно рассматривать целостные возрастные периоды развития. Поскольку в отличие от других единиц анализа они имеют самостоятельную и закономерную динамику, подчиняющую и определяющую «роль и удельный вес каждой частичной линии развития», детская психология в первую очередь должна оперировать этими особыми структурными «макроединицами» периодизации детства. Частные явления психологического развития должны рассматриваться в контексте понятия возраста.

Психологический возрастВыготский определял как «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». Если рассмотреть приведенное определение в контексте всего учения Выготского об онтогенезе и выделить в нем ключевые моменты, то основными составляющими психологического возраста окажутся социальная ситуация развития, деятельность ребенка и новообразования в сфере сознания и личности.

Нетривиальность приведенной позиции доказывается сравнением ее с другим распространенным пониманием возраста, изложенным, в частности, в работах Б.Г. Ананьева(1907–1972). Он предложил следующее определение: «Фактор возраста, который рассматривается в психологических исследованиях, является в действительности суммацией разнородных явлений роста, общесоматического полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общественно-экономического, культурного, идеологического и социально-психологического развития человека в конкретных исторических условиях». Здесь весьма отчетливо представлена попытка соединения разнородных аспектов и факторов человеческого развития без установления каких-либо связей между ними. Аналогичную позицию можно встретить и в ряде ведущих концепций развития в современной зарубежной психологии, в частности в «психологии жизненного цикла» и др.

Анализ трех составляющих понятия возраст – социальной ситуации развития, ведущей деятельности и психических новообразований – составляет основу возрастно-психологического консультирования и предоставляет консультанту огромное количество богатой по содержанию информации, не сравнимой по значимости ни с какими тестовыми материалами. Концепция возраста имеет непосредственное отношение к разработке практических вопросов прикладной психологии детства, так как в определении психологического возраста, по сути, заключена основная методологическая схема возрастного подхода к анализу различных явлений психического развития ребенка. Психологический возраст, таким образом, рассматривается как триединое образование, имеющее свою структуру и динамику.

С учетом вклада последующих исследований можно наметить первичную конкретизацию указанных составляющих психологического возраста. Так, среди многообразных отношений ребенка, образующих социальную ситуацию развития (социальная ситуация развития - единственные и неповторимые связи и взаимоотношения ребенка со взрослыми, социальной средой в целом, которые складываются на данном возрастном этапе), Выготский разделял «ближайшие и далекие» отношения с обществом. Позднее первые получили свое содержательное раскрытие в исследованиях генезиса форм общения ребенка (М.И. Лисина и др.), а вторые – в исследованиях ролевых отношений, обусловленных объективным положением (местом) ребенка данного возраста в системе общественных отношений (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Такое определение социальной ситуации развития противопоставляется бихевиористскому подходу, где среда понимается как совокупность стимулов, как социальная обстановка, как определяющий фактор развития. В отличие от такого понимания, социальная ситуация развития определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. Выступая как отношения между ребенком и его социальным окружением, социальная ситуация развития предполагает активность самого ребенка в построении этих отношений. Субъективным аспектом социальной ситуации развития является понятие «переживания» – как субъективного отражения ребенком своего объективного места в системе социальных отношений.

Ожидания и требования, предъявляемые к ребенку обществом, задают «идеальную форму» развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Институт посредничества, определяющий содержание и форму сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками как носителями компетентности, выступает основой для присвоения ребенком заданной «идеальной формы» (Б.Д. Эльконин).

Социальная ситуация развития ставит перед ребенком на каждом возрастном этапе основную задачу развития, решение которой и определяет динамику психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, и, следовательно, к новой социальной ситуации развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития (Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин, К.Н. Поливанова и др.)

Наряду с объективным местом ребенка в системе социальных отношений (социальной позицией) при анализе социальной ситуации развития необходимо учитывать ее субъективный аспект внутреннюю позицию ребенка (Л.И. Божович, Т.А. Нежнова). Под внутренней позицией Л.И. Божович понимала систему внутренних факторов, преломляющую и опосредствующую воздействия среды. Фактического изменения социальной позиции ребенка недостаточно для изменения направленности и содержания развития, необходимо, чтобы эта новая позиция была принята и осмыслена самим ребенком.

Кроме того, социальная ситуация развития не может быть адекватно понята без учета таких сфер взаимоотношений ребенка с окружающей средой как семья, детский сад, школа, детские сообщества, неформальные молодежные организации и т.п., которые выступают в роли социальных контекстов развития ребенка. Необходимо рассматривать социальное окружение ребенка как сложную, иерархически организованную структуру, включающую ряд социальных контекстов.

Использование понятия социальная ситуация развития в практике консультативной и коррекционной работы с детьми представляется весьма интересным и перспективным. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что вне обращения к сотрудничеству с родителями, педагогами, сверстниками, к широкому социальному окружению ребенка невозможно ни установить генезис и причины нарушений психического развития ребенка, ни построить и реализовать обоснованную, эффективную программу психологической помощи и коррекции трудностей развития.

В практике психологической работы с детьми и подростками было обнаружено, что благополучные объективные условия социальной ситуации развития зачастую сочетаются с неприятием и отвержением ребенком своей социальной позиции и роли, что находит отражение в негативной симптоматике поведения, общения и деятельности ребенка. И наоборот, крайне неблагоприятные объективные условия социальной ситуации развития в ряде случаев не приводят с неизбежностью к возникновению трудностей и нарушений развития. Эти факты позволяют предположить, что дефицитарность социальной ситуации развития может компенсироваться особенностями внутренней позиции ребенка и его активностью. Значение разных социальных контекстов как факторов риска в генезисе нарушений и отклонений в развитии определяется особенностями психологического возраста. Именно поэтому восприимчивость ребенка даже к самым неблагоприятным особенностям социальной ситуации развития может оказаться относительно низкой.

Применительно к индивидуальному психологическому консультированию анализ социальной ситуации развития ребенка означает одновременный учет трех планов отношений: во-первых, отношений с «общественным взрослым» как представителем социальной функции, института (воспитатель, учитель, врач и т.д.), воплощающим в своем поведении социальные нормы и требования, общественные смыслы деятельности, и, во-вторых, индивидуальные, личностные отношения с близкими взрослыми (в первую очередь в семье) и план отношений с другими детьми (главным образом сверстниками). Данный анализ предполагает также учет опосредствованного влияния различных микро-средовых условий и особенностей обстановки – всегда присутствующих тонких (или грубых) различий в условиях жизни детей, т.е. объективной стороны социальной ситуации развития. Итак, дифференцированное, системное представление о социальной ситуации развития, включающее в себя все значимые для развития ребенка сферы взаимоотношений, необходимо как основа для поиска источников трудностей, неблагоприятных тенденций или нарушений развития.

Деятельность представляет собой вторую чрезвычайно важную сторону возрастно-психологической характеристики ребенка, поскольку никаких отношений к действительности – предметной («миру вещей») или социальной («миру людей») – вне деятельности не существует. Характер деятельности, ее структура, виды и их иерархия имеют фундаментальное значение для развития ребенка, а значит, и для анализа индивидуальных особенностей развития в конкретных случаях. Тем не менее может возникнуть вопрос: зачем психологу–консультанту исследовать состояние ведущей и других видов деятельности, осуществляемых ребенком? Не достаточно ли с помощью различных экспериментальных, клинических или тестовых методик исследовать сами новообразования, другими словами, квалифицировать картину «психического развития» ребенка в собственном смысле слова?

Психика и формируется в деятельности, и проявляется в ней. Для диагностики важны оба аспекта деятельности – и как формирующей психику, и как обнаруживающей ее. Для консультанта, ограниченного в своих возможностях исследования реального процесса развития ребенка в его естественной обстановке, достигнутый уровень и особенности строения игровой, предметной и многих других видов деятельности имеют огромное диагностическое значение. Отчасти установленные при соответствующем наблюдении, отчасти почерпнутые из свидетельств родителей ребенка, они могут служить существенными показателями благополучного или отклоняющегося хода развития. Особое значение при этом имеет сопоставление реального места и значимости того или иного вида деятельности (например, изобразительной или конструктивной деятельности дошкольника, общения со сверстниками) в жизни ребенка с уровнем формирующихся психологических процессов и качеств. Фундаментальные исследования отечественных психологов, посвященные генезису общения, игры и других видов деятельности, служат общей основой для анализа индивидуальных случаев.

В отношении третьей составляющей «возрастно-психологического портрета» ребенка – характеристики возрастных новообразований– в настоящее время возрастная психология развития располагает достаточно четкой картиной общих и частных линий интеллектуального и личностного развития в онтогенезе. В то же время вопрос о конкретных показателях развития ребенка, пригодных для использования в диагностических целях, не может рассматриваться как решенный. По этому поводу справедливо замечено, что «содержание диагностики определяется степенью проникновения в процессы психического развития, характерной для настоящего момента развития детской психологии, в ходе более глубокого раскрытия процессов психического развития содержание изменяется и уточняется» (Д.Б. Эльконин. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития ребенка. – М., 1981).

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Психологическое консультирование Теория Задачи и принципы возрастно-психологического консультирования

Возрастно-психологическое консультирование является специфической формой психологического консультирования и может найти применение во всех тех случаях, когда практический психолог оказывает помощь родителям и детям [2]. Так, взаимодействие консультанта с детьми и родителями имеет место в таких направлениях психологического консультирования, как:
- семейное психологическое консультирование;
- профориентационное консультирование;
- консультирование родителей при психолого-медико-педагогических комиссиях по поводу отклонений в развитии детей;
- психологическое консультирование в системе здравоохранения;
- консультирование в учебных и воспитательных учреждениях системы образования.

Но прежде чем говорить о том, что психолог-консультант работает в русле возрастно-психологического консультирования, нужно с пониманием отнестись и разобраться в специфике данного направления.
Вопрос о специфике возрастно-психологического подхода в консультировании можно рассматривать с разных точек зрения. Так, можно говорить о задачах и принципах работы, можно рассматривать особенности методов возрастного психолога-консультанта, можно провести анализ специфики функций возрастно-психологического консультирования. Основа специфики возрастно-психологического консультирования лежит в необходимости применения системного анализа явлений детского развития, в обязательности учета специфики возрастных закономерностей для решения любых проблем, касающихся развития, обучения, воспитания ребенка [6].
Таким образом, становится понятным, что теоретической основой возрастно-психологического консультирования является отечественная возрастная психология. Благодаря работам Л. С. Выготского и психологов его школы в отечественной психологии существует общий подход к проблемам индивидуального развития психики ребенка, что во многом способствует выявлению причин возникновения проблемы и выработке путей ее решения.
На современном этапе развития отечественной практической психологии последователями Л. С. Выготского в полной мере можно считать сотрудников кафедры возрастной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, которые, начиная с 1984 г., оказывают психологическую помощь детям и родителям в русле возрастно-психологического подхода. Обобщение опыта работы позволило данным авторам сформулировать задачи и принципы работы возрастного психолога консультанта [6].
Итак, общей задачей возрастно-психологического консультирования является контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.
Данная общая задача определяет более узкие и конкретные задачи. К таковым, по мнению специалистов, относятся следующие:
1. Ориентация лиц, участвующих в воспитании, каковыми являются родители, учителя и др., в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.
2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации.
3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами).
4. Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц.
5. Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье.
6. Коррекционная работа индивидуально или (и) в специальных группах с детьми и родителями.
7. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.
Специфика возрастно-психологического консультирования нашла свое отражение и в принципах работы возрастного психолога-консультанта, к которым, прежде всего, относятся:
1. Принцип соблюдения интересов ребенка.
2. Принцип стереоскопичности диагноза.
3. Принцип системности.
4. Принцип уважения личности ребенка и неразглашения информации о нем.
5. Принцип анализа подтекста.
6. Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития.
7. Принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка.
Следует отметить, что наиболее общие принципы психологического консультирования в отечественной психологии были сформулированы В. В. Столиным [27]. В дальнейшем перечень принципов детализировался и дополнялся в соответствии со спецификой работы психологов-консультантов.
Для понимания особенности принципов работы возрастного психолога-консультанта необходимо рассмотреть каждый из них подробнее [17].
Принцип соблюдения интересов ребенка Специфика возрастно-психологического консультирования заключается еще и в том, что в консультацию чаще всего обращается не сам ребенок, а его родители, родственники или учителя, воспитатели (в случае обращения к школьному психологу-консультанту). То есть, психолог имеет дело не прямо с ребенком, а с ситуацией: ребенок - родители - учитель [17, с. 26]. Исходя из этой ситуации, детский психолог-консультант должен отстаивать интересы ребенка, что означает в возрастно-психологическом консультировании подробное психодиагностическое обследование состояния психического развития ребенка. В крайнем выражении данный принцип может бьпъ сформулирован в виде отказа от консультирования родителей без обследования ребенка.
Таким образом, принцип соблюдения интересов ребенка для возрастного психолога-консультанта означает, прежде всего, центрированность на ребенка психодиагностических процедур консультативной работы. Только на стадии прогноза и коррекции этот принцип может приобретать порой форму противопоставления интересов ребенка интересам родителей и школы.
Принцип стереоскопического диагноза. Данный принцип, сформулированный в семейном психологическом консультировании, означает необходимость рассмотрения проблемной ситуации в семье как объективно, с позиции психолога-консультанта, так и субъективно, с позиции каждого из входящих в данную ситуацию членов семьи.
В русле возрастно-психологического консультирования принцип стереоскопического диагноза реализуется в сочетании подробного диагностического обследования ребенка с обследованием межличностных отношений в социальной среде, в которой находится ребенок (в семье, в классном коллективе и пр.). Причем, психолога-консультанта должно интересовать не только то, как видят сложившиеся взаимоотношения и историю их возникновения родители, но и то, как воспринимает эти отношения сам ребенок. Кроме того, если говорить о консультативном процессе в целом, выполнение данного принципа отражается в стремлении психолога-консультанта помочь каждому из участников проблемной ситуации (как взрослым, так и детям) понять ее стереоскопичность.
Принцип системности для возрастного психолога-консультанта означает необходимость учета всех нынешних и прошлых наиболее существенных влияний на ребенка, которые могли обусловить уровень его развития и особенности его поведения. В качестве системного объекта для анализа выступает ребенок, а точнее - его индивидуальный жизненный путь.
Реализация принципа системности осуществляется в подробной анамнестической беседе, а также в максимальном разнообразии психодиагностических методик, которыми должен владеть психолог-консультант. Исходя из принципа системности, по итогам диагностического этапа формулируется возрастно-психологическое заключение, которое является основой для дальнейшей психокоррекционой работы.
Принцип уважения личности ребенка и неразглашения информации о нем означает невозможность прямого манипулирования клиентом, постановки задач на перестройку его личности. Кроме того, в ситуации возрастно-психологического консультирования данный принцип требует от психолога-консультанта отказа от сравнения личности ребенка с некоей абстрактной нормой личностного развития. Одной из задач, вытекающих из принципа уважения личности ребенка, является повышение уровня эмоционального и личностного принятия ребенка со стороны его родителей. Таким образом, психолог-консультант реализует этот принцип, как непосредственно в практике взаимодействия с ребенком, так и опосредованно -через изменение отношения родителей.
Очевидная важность такой составляющей данного принципа, как неразглашение информации о клиенте, тем не менее, также требует уточнения применительно к ситуации возрастно-психологического консультирования. Прежде всего, это касается адекватного или соразмеренного разглашения информации о ребенке, так как чаще всего за консультацией по поводу ребенка обращаются окружающие его взрослые. Психологу важно помнить о том, что он всегда должен действовать в интересах ребенка, а, следовательно, необходимо распространять на ребенка любого возраста, с которым можно вести коррекционно-терапевтическую беседу, принцип доверительности и конфиденциальности. Особо это касается работы с детьми подросткового и юношеского возраста.
Данный принцип аккумулирует основные положения различных вариантов этического кодекса психолога-консультанта. Согласно этическому кодексу, психолог должен придавать большое значение достоинству и ценности бытия отдельного человека. К сожалению, в настоящее время все еще нет единого, утвержденного и принятого всем сообществом психологов-консультантов этического кодекса. Тем не менее, психологу, специализирующемуся в области возрастно-психологического консультирования, необходимо ориентироваться на соответствующие этические нормы. С этой целью авторы данного пособия сочли возможным привести в качестве примера проект этического кодекса (прил. 4), который был разработан А. А. Бода-левым и В. В. Столиным (1989) [25].
Принцип анализа подтекста. Исходное содержание этого принципа составляет поиск истинных (не декларируемых) мотивов обращения человека в психологическую консультацию. Принцип анализа подтекста означает, что истинные мотивы могут быть найдены, вскрыты и поняты психологом в ходе анализа особенностей текста жалобы клиента, то есть того, что говорит клиент о своем поведении, поступках, деятельности. В основе такого поиска истинных мотивов лежит известный общепсихологический принцип единства сознания и деятельности.
Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития, который исходит из основной задачи возрастно-психологического консультирования - контроля за ходом психического развития ребенка. Данный принцип содержит предостережение от упрощенного понимания психологами-консультантами возрастной нормы психического развития как некой границы в изменении количественных показателей психического развития, измеряемых различными психодиагностическими методиками. В соответствии с основными положениями отечественной возрастной психологии, принцип сравнения с возрастной нормой психического развития в ситуации возрастно-психологического консультирования предполагает использование известной схемы психологического анализа возраста. Разработка данной схемы была начата Л. С. Выготским и продолжена А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, Л. И. Божович. Эта схема включает в себя: анализ уровня сформированное основных психологических новообразований данного возраста у данного ребенка, анализ социальной ситуации развития ребенка, анализ уровня развития основных видов деятельности, характерных для данного возраста.
Следует подчеркнуть, что в ситуации возрастно-психоло-гического консультирования контроль осуществляется за нормальным психическим развитием ребенка. Термин «нормальное» в данном случае понимается как «закономерное, ожидаемое, неизбежное, нормативное». Под эту же категорию попадает и проблемное прохождение критических возрастных периодов в индивидуальном развитии ребенка.
Принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка дополняет предыдущий требованием того, чтобы, помимо фиксации особенностей развития ребенка, психолог-консультант выявлял специфические особенности самого хода онтогенеза психики данного ребенка. Необходимость этого обусловлена, прежде всего, существенным облегчением диагностики особенностей уровня развития поведения и личности ребенка в данном возрасте.
Кроме того, анализ процесса развития на предыдущих этапах онтогенеза является необходимым для понимания индивидуальных особенностей развития ребенка на последующих стадиях. Понимание индивидуальных особенностей ребенка означает понимание и нахождение их корней, их первопричины, момента их зарождения и развития. Не случайно данный принцип включает в себя требование учета психологических факторов риска, имевших место на различных стадиях жизни ребенка. Помимо этого, анализ прошлого индивидуального пути ребенка является средством прогноза.
Таким образом, специфичность возрастно-психологического консультирования находит отражение в задачах и принципах деятельности психолога-консультанта и, несомненно, предъявляет особые требования к организации и структуре самого процесса консультирования.

Вопросы
1. Что общего и что отличного в принципах возрастно-психологического, семейного, профориентационного и других видов психологического консультирования?
2. Что является основной задачей возрастно-психологического консультирования?
3. Как отражаются принципы в методах и приемах работы возрастного психолога-консультанта?
4. Как вы понимаете принцип уважения личности ребенка? Имеет ли этот принцип какие-либо ограничения в связи с возрастом ребенка?

Богданович Н. Г., Кедярова Е. А. Психологическое обследова­ние ребенка в практике возрастно-психологического консультирования: учеб. пособие. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. - 100 с.

Цель и задачи возрастно-психологического консультирования

Общая цель возрастно-психологического консультирования представлена контролем хода психического развития детей. Это происходит на основании представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации данного процесса. Эта цель предопределила более узкие и конкретные задачи.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Задачи возрастно-психологического консультирования включают:

  • Ориентацию лиц, которые участвуют в воспитании (родителей, учителей и др.) в возрастных и индивидуальных аспектах психического развития детей;
  • Своевременное первичное выделение тех детей, у которых обнаруживаются различные отклонения и нарушения психического развития, включая направление их в психологические медико-педагогические консультации;
  • Профилактика наступления вторичных психологических осложнений у ребенка с обнаруженным ослабленным соматическим (нервно-психическим) здоровьем;
  • Выдача рекомендаций в области психогигиены и психопрофилактики (наряду с детским психологом и врачами);
  • Формулирование рекомендаций в области психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и прочих лиц совместно с педагогическими психологами или педагогами;
  • Формирование рекомендаций в области воспитания ребенка в семье совместно со специалистами по семейной психотерапии;
  • Индивидуальная или групповая коррекция;
  • Психологическое просвещение граждан, проводимое с помощью лекций и других форм работы.

Общая консультационная задача в работе с взрослыми людьми представлена психологическим сопровождением в периоды значимых нормативных возрастных изменений. Она помогает разобраться в направлениях и характере психического развития. Специалисты в этой сфере оказывают поддержку в трудных жизненных ситуациях.

Возрастно-психологическое консультирование в зрелом возрасте концентрируется на помощи в решении многих возрастных задач. Они включают достижение близости и выстраивание семейных отношений, развитие позиции родителя и достижение зрелости личности, профессиональную реализацию и самоактуализацию.

Психология необходима для того, чтобы взрослый человек с минимальными потерями проходил нормативные возрастные кризисы развития. Развитие личности в процессе наступления взрослости в большей степени зависит от решения проблем прошлых стадий (например, обретение доверия и автономии, формирование инициативы и трудолюбия).

Если анализировать консультативную работу с детьми и взрослыми, то особая роль отводится своевременной психологической помощи детям и их близким.

Возрастно-психологическое консультирование и основы психотерапии

Возрастно-психологическое консультирование — это психологическое консультирование, цель которого заключается в развитии культурно-продуктивной личности, которая обладает чувством перспективы и действует осознанно.

Проблемы консультирования детей

Воспитание ребенка ставит перед родителями множество проблем и разнообразных трудностей. Это было характерно для всех времен, их типичность была связана с конкретными социально-экономическими условиями и процессами духовной жизни общества.

Современная практика консультирования сталкивается с усилением в обществе неблагоприятных тенденций, которые психическое развитие и воспитание детей значительно осложняют. Среди них отрицательное влияние ряда социально-экономических факторов, например, фактор занятости родителей в общественном производстве.

Развитая сеть дошкольных учреждений оказала значительное влияние на «психологию родителей», а точнее, на их социально-воспитательные установки. Это проявляется в том, что многие родители свои функции стали переносить на детские ясли, сады, а позднее на школу и другие детские учреждения.

В стране растет число групп с круглосуточным пребыванием в них ребенка. В этих случаях возникает сложный комплекс психолого-педагогических проблем, вплоть до эмоциональной депривации, задержки речевого и общего психического развития.

Современный ритм жизни вместе с другими факторами искажают характер взаимоотношений детей и родителей, обедняется содержание общения в семье, возникает дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу.

Возрастающее число разводов в стране, появление неблагополучных и конфликтных семей, усложняют условия развития ребенка.

Специалисты считают, что развод родителей для ребенка является очень сильным психогенным фактором и ставит ребенка в тяжелую ситуацию, на преодоление которой может уйти несколько лет.

Любая семья с низкой культурой межличностных отношений не может формировать благополучную личность.

К важнейшим источникам психологических проблем, осложняющих развитие ребенка, относится школа.

Спектром школьных проблем является отсутствие мотивации, низкая успеваемость, частые конфликты, неорганизованность, низкая самооценка, разные формы отклоняющегося поведения и др.

Принципы психологического консультирования

Данная специфика отражается в принципах работы возрастного психолога-консультанта. Этими принципами являются:

  • соблюдение интересов ребенка;
  • системность;
  • уважение ребенка и неразглашение информации о ребенке;
  • анализ подтекста;
  • сравнение с возрастной нормой психического развития;
  • анализ жизненного пути ребенка.

В отечественной психологии общие принципы консультирования были сформулированы В.В. Столиным. В дальнейшем их перечень детализировался и дополнялся.

Специфика консультирования ребенка заключается в том, что обращается за помощью не сам ребенок, а его родитель, или учитель и воспитатель. Это говорит о том, что психолог имеет дело с ситуацией, а не прямо с ребенком.

Исходя из этого, детский психолог-консультант должен отстаивать интересы ребенка, проводить подробное психодиагностическое обследование состояния психического развития ребенка, действуяя поэтапно.

Рисунок 1. Этапы консультирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сформулированный в семейном психологическом консультировании принцип стереоскопического диагноза, означает, что проблемная ситуация в семье должна рассматриваться как объективно, с позиции психолога, так и субъективно – с позиции каждого члена данной семьи.

В целом соблюдение этого принципа отражается в стремлении помочь каждому участнику проблемной ситуации.

Принцип системности означает для психолога-консультанта необходимость учета всех существенных влияний на ребенка, которые могли быть оказаны на уровень его развития и особенности поведения. В данном случае ребенок выступает как системный объект, вернее его индивидуальный жизненный путь.

На основании принципа системности, который реализуется в анамнестической беседе, формулируется возрастно-психологическое заключение для дальнейшей психокоррекционной работы, если такая будет необходима.

Уважение личности ребенка и неразглашение информации о нем говорит о невозможности манипулирования клиентом. Задача этого принципа заключается в том, чтобы повысить уровень эмоционального и личностного принятия ребенка со стороны его родителей.

Психолог-консультант должен помнить о том, что его действия осуществляются в интересах ребенка, а это значит, соблюдать конфиденциальность и ориентироваться на соответствующие этические нормы, особенно, работая с детьми подросткового и юношеского возраста.

Что касается принципа анализа подтекста, то его исходное содержание составляет поиск не декларируемых мотивов обращения человека в психологическую консультацию. Принцип говорит о том, что истинные мотивы можно найти только тогда, когда анализ особенностей жалобы клиента, то, что он говорит о своем поведении и поступках, будут вскрыты и поняты психологом.

Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития означает контроль над ходом психического развития ребенка. Данный принцип нельзя понимать упрощенно, как некую границу в изменении количественных показателей психического развития, которые измеряются психодиагностическими методиками.

Этот принцип предполагает в ситуации возрастно-психологического консультирования использование известной схемы психологического анализа возраста – анализ уровня сформированности основных психологических новообразований, анализ социальной ситуации развития ребенка, анализ основных видов деятельности, характерных для данного возраста.

Возрастно-психологическое консультирование

Возрастно-психологическое консультирование - это способ психологической помощи, направленный на системное контролирование хода психического развития детей с целью его оптимизации и коррекции.

Возрастное психологическое консультирование – это компонент деятельности практического психолога. Являясь прикладной отраслью современной психологии, психологическое консультирование разрабатывает теоретические основы и прикладные программы.

Цель этих программ состоит в оказании психологической помощи здоровым людям в тех ситуациях, когда они сталкиваются с определенными проблемами.

Что касается возрастного психолога, то в его консультативной деятельности выделяется два аспекта - в качестве клиента выступает ребенок, который не может самостоятельно решить свою проблему и, проблема ребенка решается через запросы родителей, которые тоже становятся клиентами.

Основной целью консультирования ребенка до подросткового возраста, является контроль процесса его психического развития и своевременное оказание психологической помощи ему и взрослым, имеющим отношение к его воспитанию и обучению.

Специалисты консультативной практики считают, что даже те дети, которые укладываются в рамки медико-биологической нормы, тоже имеют много трудностей в психологическом плане.

Возрастно-психологическое консультирование решает свои задачи:

  • пропаганда психологических знаний среди взрослого населения;
  • выявление детей с отклонениями и нарушениями психического развития для направления на медико-психологические консультации;
  • предупреждение у детей вторичных психологических осложнений;
  • разработка рекомендаций для учителей, родителей, воспитателей на психолого-педагогическую коррекцию трудностей в обучении;
  • коррекционная работа при консультациях в группах – это коррекция, например, детско-родительских отношений, коррекция общения и др.

Возрастно-психологическое консультирование, таким образом, направлено на пропаганду, профилактику, диагностику и коррекцию.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Особенности возрастно-психологического консультирования

Психологическое консультирование предназначено для оказания психологической помощи здоровым людям в трудных или критических ситуациях. Критическая ситуация в отечественной психологии рассматривается в качестве ситуации «невозможности», то есть такой ситуации, в которой субъекты вынуждены сталкиваться с невозможностью реализовать внутренние необходимости собственной жизни (например, мотивы, стремления, ценности).

Главной задачей психолога-консультанта является обеспечение нормальному, психически здоровому клиенту условий для формирования осознанных и нешаблонных способов действия. Они дадут возможность человеку осуществлять действия в зависимости от его культуры.

Возрастно-психологическое консультирование — это специфическая форма психологического консультирования. Она используется в тех ситуациях, когда практическим психологом оказывается помощь родителям и детям. Например, взаимодействие консультанта с детьми и родителями может быть в следующих направлениях психологического консультирования:

  • Семейное психологическое консультирование;
  • Профессионально-ориентационное консультирование;
  • Консультации родителям при психологических (медико-педагогических) комиссиях по поводу отклонений в развитии ребенка;
  • Психологическое консультирование в рамках системы здравоохранения;
  • Консультации в учебных и воспитательных организациях системы образования.

Основы психотерапии

Психотерапия с одной стороны включает мировоззрение и философию жизни, этику отношений, с другой, представлена разнообразием практических приемов и методов, которые помогают в достижении поставленных целей.

Цель курса «Основы психотерапии» заключается в повышении психологической и педагогической компетентности будущих специалистов в области актуальных проблем психотерапии. Это помогает им в дальнейшем оказывать квалифицированную психотерапевтическую помощь гражданам.

Основные цели психотерапии представлены воспитанием гибкости, выработкой умений определять новые и эффективные стратегии поведения, накоплением и рациональным использованием энергетических ресурсов, поиском, сохранением и развитием ресурсных состояний, обеспечением активности, энтузиазма, оптимизма.

В ходе терапевтического познания происходит образование новой реальности, для которой присущи измененные ценности и новый уровень задач, которые ставятся перед участниками процесса. Особенную роль в терапевтическом психологическом знании приобрели язык и его символические функции в ходе познания личности.

Психотерапия не предназначена для воздействия на базовую структуру личности. Она способна помочь пациенту стать более гибким в удовлетворении собственных потребностей и использовании способностей.

Основные дефиниции психотерапии рассматривают ее как профессиональную форму психологического воздействия, предназначенного для развития интегрального здоровья, благополучия и внутренней зрелости личности. В качестве предмета психотерапии выступают психологические проблемы, появляющиеся у психически здоровых, психически не здоровых людей. Они создают препятствия их личностному, социальному и духовному росту и развитию.

Читайте также: