Что говорит церковь о вакцинации от ковида

Обновлено: 04.07.2024

Приветствую! Мой вопрос о вакцине Спутник V, есть информация о том, что она имеет компонент эмбриональных клеток абортивных детей (или ребёнка), как относится в этому? Стоит ли прививаться данной вакциной?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение!

Дорогая Надежда, относительно вакцины именно от коронавируса Церковь не выносила единого суждения. Не на все вопросы есть готовые ответы, так что надо принимать решение самостоятельно.
Помочь могут следующие вещи.

В частности, в нем говорится, что "для вакцинации используется ослабленный возбудитель того заболевания, от которого проводится прививка. Вирусы для прививок от краснухи, гепатита А, ветряной оспы выращиваются на культуре эмбриональной ткани, полученной в результате аборта. Использование других (донорских) тканей невозможно ввиду резко ограниченного срока их жизни (52 деления клетки). В то же время так называемые диплоидные клетки эмбриональной ткани могут делиться неограниченно долго. Этот феномен используется для получения специальных сред, на которых выращиваются вирусы. В частности, вирус краснухи повсеместно выращивается на эмбриональных клетках, полученных в результате аборта, произведенного в 1962году".

Есть и другие методы создания вакцин, но они пока не очень хорошо исследованы.

Далее в документе сказано, что "православная общественность, включая врачей, как известно, не приемлет лечебные методики, связанные с использованием эмбриональной ткани человека. Основанием для этого являются положения, высказанные в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Вместе с тем, отказ от вакцинации против этих заболеваний может привести к возникновению эпидемий, угрожающих как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Особенно опасен отказ от вакцинации против краснухи, поскольку известно, что у беременной женщины, заболевшей краснухой, в 20% происходит выкидыш (самопроизвольный аборт) и в 30% возникают уродства плода. При отказе от прививок против краснухи эти явления могут принять массовый характер. В связи с этим, при отсутствии альтернативы, применение вакцин, изготовленных с использованием диплоидных клеток человека, полученных из абортированных плодов, следует рассматривать как меньшее зло, чем инфекции, от которых эти вакцины защищают. Кроме того, следует учитывать, что в настоящее время в России действует положение, согласно которому заболевание краснухой беременной женщиной является (ввиду указанных тяжелых осложнений) абсолютным медицинским показанием для прерывания беременности (аборта)".

Относительно вакцин в документе отмечено следующее:

1. Для вакцинации используются не сами эмбриональные ткани, а вирусы.

2. Греховные действия, в результате которых были получены диплоидные клетки человека, использующиеся сейчас для изготовления вакцин, были совершены несколько десятков лет назад и не носят повторяющегося систематического характера. При этом надо учесть также, что не было совершено преднамеренного умерщвления плода с целью получения диплоидных клеток.

Использование вакцин, изготовленных на основе диплоидных клеток, спасло жизни и предотвратило тяжелые пороки развития (уродства) у многих тысяч людей".

Также сказано о том, что необходимо развивать применение альтернативных способов создания вакцин, как только эта технология будет отработана.

Относительно вакцины от коронавируса недавно в своем телеграм-канале выступил епископ Савва (Тутунов), я процитирую то, что написал владыка, который внимательно изучал данный вопрос:

«Глубоко убеждён, что эта тема религиозно-индифферентна.

Исключение составляет проблема выращивания некоторых вакцин (не всех) в среде клеток клеточной линии, восходящей к аборту, совершенному в 1960-е годы (прим.: клеточная линия — это не клетки самого убитого ребёнка, но клетки, происходящие от его клеток путём деления). Это тяжёлая этическая проблема, ответ на которую пыталось найти Общество православных врачей в 2009 году.

Если оставить эту проблему в стороне и рассуждать о вакцинации хотя бы только теми препаратами, к которым упомянутая клеточная линия не относится, то, повторюсь, в оценке вакцинации нет повода для религиозной аргументации. «Не хочу вводить в себя чужеродный белок», «боюсь побочных эффектов», «не понимаю, что мне вводят» — это иногда справедливые, иногда не очень справедливые реплики, но не имеющие отношения к вере в Бога, к христианству.

Уравновешенное интервью по этому поводу, учитывающее упомянутые опасения, давал ещё несколько лет назад епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон по поводу вакцинации от гриппа. К нему и отошлю, чтобы не изобретать уже сформулированные аргументы».

Владыка также приводит следующую информацию:

«Абортов ради производства или разработки «Спутника V» никто не проводил и не проводит. Никакие дети ради нее не гибли и не гибнут. Никакой абортивный материал в ее состав не входит. Потому обзывать ее «вакциной каннибала» — не более, чем черный пиар. (…)

В составе вакцины отсутствуют клетки, полученные в результате аборта. Все клетки выращены на основе других клеток, выращенных на основе других клеток и так далее тысячи раз.

Несмотря на вышеперечисленные выводы — определенная историческая связь клеточной линии с абортивным материалом все же есть.

Пользоваться ли данной вакцинной – вне сомнений – этическая дилемма. Человек, на наш взгляд, должен сам принять решение, опираясь на дарованный Господом разум и совесть. (. )

На наш взгляд, позиция Церкви «за» или «против» конкретных вакцин не является ее прямым делом и была бы причиной разделений и соблазнов».

Ознакомившись с данной информацией, Вы можете самостоятельно принять решение о допустимости лично для Вас использования этой вакцины.

Что говорят о вакцинации от коронавируса священники и врачи?

20 мая в Сретенской духовной академии в Москве прошел круглый стол «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения». «Фома» поговорил с некоторыми его участниками о том, как верующим относиться к начавшейся массовой вакцинации, методам изготовления вакцин, включая использование в их производстве эмбрионального абортивного материала, к прививкам вообще и праве пастырей благословлять на такую процедуру.

Священник Георгий Максимов, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви


— Напомню, что наши святые тоже практиковали вакцинацию: святой Иннокентий Московский во время эпидемии оспы, например, сам проводил вакцинацию населения, а Синод даже предписал священникам убеждать население прививаться. То есть Церковь принимала самое непосредственное участие в решении проблемы эпидемии.

Вопрос прививок — не религиозный вопрос, поэтому не может быть темой для благословения. Конечно, есть люди, которые вообще на все спрашивают благословение у священника, а значит, спросят и про вакцинацию. И тут роль пастыря в том, чтобы помочь человеку подойти к вопросу ответственно.

Действительно, для создания многих вакцин используется клеточная линия, которая была получена из абортивного материала. Но это проблема не только вакцин, а огромного количества препаратов, которые производятся или тестируются с помощью таких клеток. Мне кажется, что когда мы говорим об этической проблеме практики использования абортивного материала, мы говорим не о грехе людей, которые используют подобные препараты, а о грехе разработчиков. Очень многие предметы, которыми мы пользуемся каждый день, созданы грешными людьми и с помощью того или иного греха, но мы же не считаем, что эти грехи перешли на нас? Конечно, круглый стол констатировал необходимость дальнейшего обсуждения этической стороны этой проблемы. Выслушав мнения многих компетентных людей, я пока что считаю, что нельзя говорить о греховности людей, которые были вакцинированы.

При этом сам производитель вакцины может выбирать, использовать ему клеточную линию для создания и тестов, или нет. Все специалисты, которые присутствовали на круглом столе, подтвердили, что препараты и вакцины можно производить без участия упомянутых клеточных линий. Но это намного дороже. То есть использование клеточных линий во многом продиктовано экономическими соображениями.


Прошедший круглый стол — большое событие для страны. Священнослужители встретились с экспертами медицины: как с практиками, так и с теоретиками, которые занимаются теоретическими разработками в области генетики, молекулярной биологии. И мы сошлись на необходимости развивать этическое образование нашего общества. Это тема, которая всех нас объединила. Особое значение здесь имеет вопрос добровольного информированного согласия (доктрина в медицинской этике и медицинском праве. Согласно ей для медицинского вмешательства, связанного с риском, нужно получить согласие пациента, который проинформирован обо всех тонкостях и возможных последствиях, — Прим. ред.). К большому сожалению, в России эта культура общения медиков с пациентами не получала должного развития.

Вакцина — сильнодействующее воздействие на организм. И человек должен знать правду о ее структуре и механизмах работы, возможных последствиях ее применения. Он должен получить такую информацию, которую сможет изучить в спокойной обстановке, если нужно — посоветоваться со специалистом и только после этого принять решение. Кроме того, вакцина — это персонализированная медицина. Нельзя вакцинировать всех подряд. Нужна информация о том, какие инфекции перенес человек, в каком состоянии его иммунитет, есть ли склонность к образованию тромбов в сосудах и т.д. Без этой информации вакцину вводить нельзя, она не показана тем, у кого есть сильные аллергические реакции, или тем, кто раньше вакцинировался по другому поводу — например, от гриппа,— и плохо это перенес.

Да, вакцина — это благо, но одновременно, повторю, это высоко персонализированное воздействие на организм человека. Никакие всеобщие, огульные и командные методы в данном случае недопустимы. Другое дело, что есть чрезвычайные ситуации, когда начинаются пандемии и так далее. Но общество должно активизироваться, взяв на вооружение более высокий потенциал этического образования человека: чтобы на него не давили, а он проникся сам. Я думаю, что сегодняшняя встреча не последняя и мы будем наращивать потенциал добровольного информированного согласия.

Из тех вакцин, которые уже стали доступны, есть достаточно тех, которые больше отвечают принципам персонализированный медицины, чем другие.

Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами и руководитель контрольно-аналитической службы Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви


— Сразу оговорюсь, что нельзя говорить о какой-то позиции всей Церкви по поводу вакцинации — она может быть сформулирована только Архиерейским Собором и Священным Синодом, а пока что ни тот, ни другой такой позиции не выражал.

За круглым столом, посвященным этическим аспектам вакцинации, было не только священство, но и ученые с врачами. Они рассказали, что большинство вакцин если не выращено на клеточной культуре, происходящей от эмбриональных клеток человека, то тестируются на них. Более того, многие современные необходимые человеку медицинские препараты также создаются при помощи клеточной культуры, либо тестируются на ней. Например, это лекарства для онкобольных и инсулиновые препараты для диабетиков. Поэтому проблема, как оказалось для нас, священства, намного шире. Дискуссию об этой проблеме нужно продолжить на самом серьезном уровне. Мы выразили пожелание, чтобы фармакологические компаниинаходили возможность производить лекарства, не используя такие технологии.

По мнению участников круглого стола, если нет других альтернатив в условиях не просто опасной, но и смертельной болезни, которой в том числе является и COVID-19, человек может использовать такие препараты и не будет причастен к греху аборта, который был когда-то совершен для получения или тестирования медицинского материала. При этом мы считаем, что если есть альтернатива, то следует использовать медицинские препараты, которые этически более безупречны.

Вот еще одна из позиций, которую мы сегодня высказали: отказ от прививок или их принятие — это не предмет православного вероучения. У нас была дискуссия по поводу того, насколько обязательна должна быть вакцинация. Некоторые говорили о том, что прививаться — это нравственный долг христианина, потому что так он защищает свое окружение от болезни. Но с этой позицией согласились не все. Противоположное мнение аргументировалось тем,что нельзя настаивать на том, что прививка — моральный долг христианина, потому что мы не можем взять на себя ответственность за последствия: не секрет, что есть возможность тяжелых и долгосрочных пост-вакцинальных осложнений — это то, что смущает часть людей.

При этом нельзя говорить, что гипотетическая возможность таких осложнений — препятствие к прививкам. Мы рискуем своим здоровьем, даже когда идем на прием к зубному врачу — он может занести инфекцию, которая нанесет существенный урон организму. Медицина — это всегда риски. Есть печальное выражение про то, что у каждого врача, сколь бы хорош он ни был, есть за оградой больницы кладбище не спасенных им людей. К сожалению, это так — ни один медик не застрахован от смерти пациента. И дело не в халатности, а в том, что человек до конца не исследован и предсказать на сто процентов реакцию организма на то или иное вмешательство иногда нельзя. Поэтому говорить о запрете прививок из-за возможных рисков — неправильно. Здесь вступает в силу свобода рассуждений каждого человека. Конечно, все люди должны быть проинформированы о рисках, которые они принимают на себя, прививаясь, если такие риски есть — как минимум, это честно. Но Церковь не должна давать оценку качеству медицинских препаратов, их эффективности или научной состоятельности — это дело ученых.

«Вакцины делают на эмбрионах абортированных детей — это противоречит православию»

— Вакцина не делается на эмбрионах абортированных детей. Это неверное утверждение. Хотя история эта действительно плохая, она известна и произошла более 40 лет назад. Мы знаем — и это задокументировано — что для разработки и последующего производства вакцины используется клеточная линия НЕК, которая тогда, более 40 лет назад, была действительно получена от абортированного ребенка.

Во-первых, на мой взгляд, здесь принципиальный момент. Это убийство не было совершено с целью производств вакцины. И, в некотором смысле, эта история подобна истории с трансплантологией. Чтобы пересадить орган живому человеку, пересаживается донорский орган человека, которого уже нет в живых.


Хотя убийство матерью своего ребенка тогда было вполне сознательно, и она дала свое согласие на то, чтобы ее ребенок был использован с этой целью. Но еще раз подчеркиваю, что ничего хорошего в этой истории нет и здесь есть много вопросов.

Однако сегодня очень важно сказать, что дети специально для производства вакцин не убиваются. Линия НЕК существует, и существует она как факт, независимо от того, будет из нее произведена вакцина или нет. Вопрос в том, можем ли мы вообще использовать подобные материалы для медицинских разработок?

Русская православная церковь считает: если есть альтернатива, то лучше пользоваться альтернативными вариантами разработки вакцины или других лекарств.

Но при этом, на недавнем заседании комиссии Сретенской Духовной Академии было вынесено соответствующее богословское решение. Оно заключается в том, что грех аборта, совершенного тогда, много десятилетий назад, не распространяется и не переходит на тех людей, которые ныне разрабатывают вакцины на этой основе и тех, кто этой вакциной прививается.

«От вакцин тоже много вреда здоровью, лучше честно переболеть»

— Есть определенные указания на то, что побочные эффекты от разных вакцин возможны, как текущие, так и долгоиграющие. Вакцинируется человечество уже не первый десяток лет, и, действительно, довольно часто — если брать всю человеческую популяцию— встречаются сложности и побочные эффекты.

Но если смотреть на то, какой возможный вред принесет организму человека вакцинирование, сопоставить его с вредом от заболевания и его последствий, то это несравнимо.

Побочные эффекты всегда идут в малых долях — десятков, тысячных, десятитысячных от одного процента. Я сейчас говорю про классические вакцины. То же самое касается и ковида.

Но все равно реакция организма на прививку ни в какое сравнение не идет со смертностью от самого заболевания.

От того, как переносится сама болезнь, от постковидного синдрома люди страдают гораздо больше, чаще и сильнее. Постоянно вижу вокруг себя и смерти от ковида, и всевозможные побочные явления после перенесенного заболевания. Человек выжил, но потом еще очень долго время живёт с последствиями коронавирусной инфекции.

«Ковид послан нам за грехи, зачем тогда прививка?» И еще 5 мифов о вакцинации


«Вакцинация противоречит вере — ведь если воли Божией нет, то не заболеешь»

— Естественно, все мы под Богом ходим, и если Богу будет угодно, то я не умру от голода. Это если рассуждать глобально.

Если отвечать более локально, то эта идея противоречит искушению Спасителя. Когда дьявол сказал ему бросится с крыла храма, искушая его, говорил: «Если ты сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам своим заповедает о тебе, и на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею». На что Иисус ответил дьяволу: «Не искушай Господа Бога твоего».

Мы должны делать то, что зависит от нас, а в том, что от нас не зависит, просить у Бога помощи, заступления и надеяться, что он сделает то, что не в наших силах.

«Власти и СМИ сеют панику, а лучше бы больше говорили людям о Боге»

— Говорить людям о Боге — всегда хорошо и полезно. Напоминание о Боге может быть напоминанием о том, что необходимо, например, вакцинироваться, лечиться и соблюдать самоизоляцию, дабы соблюдать заповедь любви к ближнему.

Но может толковаться и по-другому, например, надо бороться с мировым заговором, или ничего не бояться и просто жить как жили, потому что все под Богом ходим.

Само по себе напоминание о Боге не приводит к тем или иным конкретным выводам, не проявляется в мыслях, чувствах, действиях. Это совершенно не связано с тем, как, например, человек ведет себя в пандемию или по отношению к вирусам.

Митрополит Тихон (Шевкунов): «Я благословляю делать прививки против ковида»


«Индийский штамм поражает очень жестоко. Как когда-то губительная оспа была приостановлена вакцинацией, в том числе и в России (Екатерина II была одним из инициаторов вакцинации еще в 18 веке), так и сегодня ничто эту болезнь не оставит, кроме вакцинации.

И сегодня, как и прежде, единственным реальным средством борьбы против эпидемии является вакцинация. Но все больше и больше раздается голосов о том, что вакцины, в частности российские вакцины от ковида опасны. Опасны и с духовной точки зрения, и с медицинской.

Давайте вспомним, за прошедшие несколько десятилетий что только не выставляли в качестве духовной опасности: новые паспорта, карточки москвича, ИНН, пенсионные удостоверения. Наш старец Иоанн Крестьянкин, когда увидел вот эту бурю сомнений и нестроений, которая надвигалась на Церковь, написал множество писем к своим духовным чадам, записал видео-обращение. И везде он повторял одно и то же, что, казалось бы, должно быть совершенно очевидным для православного христианина:

В другом месте он пишет:

Здесь происходит совершенно особая, коварная и страшная подмена: православные люди сами конструируют бездушный идол и утверждают, что именно он, а не Христос является краеугольным камнем нашего спасения.

Отец Иоанн Крестьянкин сказал такие удивительные слова, которые для нас, его духовных детей, остаются путеводной звездой во многих и многих сложных обстоятельствах:

Сам я могу сказать о себе, что еще в конце августа сделал прививку от ковида препаратом Спутник-V. Прививка прошла совершенно спокойно, я ничего не заметил. Я хорошо знаю с детства институт Гамалеи, в котором эта прививка создана. Моя мама, Царствие ей Небесное, всю жизнь проработала в этом институте и я знал и знаю ее учеников и соратников. И абсолютно уверен, что это ответственные и высокопрофессиональные люди, настоящие патриоты нашего Отечества. Но к апрелю месяцу у меня уровень антител упал настолько, что мне посоветовали привиться еще раз и вот совсем недавно, дней 10 назад врачи посоветовали привиться и третий раз. Они объяснили мне, что нынешний индийский штамм вируса очень агрессивен. И он преодолевает даже среднего уровня неплохой иммунитет. Только высокий иммунитет способен защитить человека от этой болезни. И второй, и третий раз никаких последствий у меня не было. И я знаю множество людей, которые и вакцинировали и ревакцинировались разными препаратами.

С другой стороны, у нас есть еще две замечательные отечественные вакцины, которые никак не связаны с подобными перипетиями, как вакцина Спутник V, даже исторически не связаны.

Люди, которые начинают распространять такую информацию, должны понимать свою огромную ответственность. Они должны понимать и то, что они становятся просто самыми настоящими агентами влияния той самой закулисы, которая, с их же слов, стремится к тому, чтобы уничтожить народ. Они делают все, чтобы отвратить людей от реальной и безопасной защиты. От вакцинирования.

Отец Иоанн говорил о духовном состоянии людей, в которых посеяны подобные плевелы лжи: смятение, смущение и неразбериха. Вот что в душах этих людей.

«Ковид послан нам за грехи, уйдет он — появится что-то еще, какой смысл в прививке?»

— Зачем утром чистить зубы, если вечером нужно это делать снова? Зачем вставать и куда-то идти, если вечером ложиться спать. В Священном Писании, и в Ветхом Завете тоже, многократно говорится, что вся жизнь человеческая — это труд и болезнь. Наша земная жизнь состоит из почти непрерывного преодоления.

«Дние лет наших в нихже семьдесят лет, аще же в силах, осьмдесят лет, и множае их труд и болезнь», — сказано в священной книге псалмов. В этом есть суть и смысл человеческой жизни. Мы болеем и преодолеваем наши болезни, голодаем и преодолеваем наш голод, трудимся и отдыхаем. Такова земная жизнь и судьба, которую уготовил нам Господь.

«Весь этот ковид — из-за грехов человечества, так что спасаться надо не вакцинацией, а исправлением»

— В этом предположении нет ничего плохого. Да, возникновение болезней является следствием общей греховности и распада нравственности человеческого рода. Действительно, стоит исправлять свою жизнь, заботиться о своей душе гораздо больше, чем о теле. Но все это никоим образом не отменяет необходимости профилактики и лечения.

Здесь примерно такая логика. Если у вас болит голова, то можно заключить, что вы — человек грешный, поэтому наказаны по грехам своим головной болью и теперь вам мучиться от неё.

Мы знаем,что мигрени в некоторых случаях приводят к тому, что человек не в состоянии вообще ничем заниматься. Можно лежать, терпеть и ничего не делать, а можно пойти к врачу, пройти обследование, прописать подробное лечение.

Ни в коем случае не забывать при этом, что да, наши болезни — это следствие наших конкретных грехов и грехов наших человеческих, начиная от Адама.

Лечение, профилактика и вакцинация сами по себе никоим образом не отменяют необходимости заботы о душе, покаяния в грехах и более того, все это не должно переходить в первостепенную плоскость, отменяя все остальные заботы о душе.

Но делать это все нужно, также, как необходимо принять таблетку от головной боли, или вырезать аппендицит, когда он обострился. Совсем не обязательно умирать от него.


За 25-летнюю священническую жизнь я неоднократно видел ситуации, когда человек отказывался от лечения онкологии, а спустя какой-то период признавал свою неправоту, но время было упущено. Ближе к смерти начинались страшные терзания, сомнения, искушения, иногда происходил полный отход от веры: «Как же Господь меня не излечил? Я же его так просил, так ему верил, что даже отказывался от лечения».

Делать выбор не в пользу лечения и профилактики — это, конечно же, искусительная мысль. Оправдание своего бездействия. Человек сам от себя должен сделать все, чтобы противостоять тому или иному заболеванию, той или иной опасности.

Можно привести такой пример. Объявили воздушную тревогу, и это совсем не значит, что, если вы верующий и заботитесь о своей душе, вам не нужно спускаться в бомбоубежище.

Помните фильм «Титаник»? Там есть два эпизода, связанных с молитвой. Второй больше подходит к нашему разговору. Главные герои бегут по коридору, пытаясь спастись и видят стоящего на коленях, молящегося человека, который совершенно не собирается принимать их помощь. А когда, наконец, он бросается за помощью, его смывает поток воды.

Всегда и во всем надо на Бога надеяться, но не плошать. Молиться и каяться, безусловно, нужно, думать о душе в первую очередь, но то, что зависит от нас, обязательно делать.

Если мы принимаем официальную информацию о том, что происходит вокруг, то в этой ситуации отказ от лечения, вакцинации и соблюдения мер безопасности, рекомендованных специалистами — грех.

Читайте также: