Что если аниме в реальной жизни

Обновлено: 17.05.2024

Что-либо из написанного может быть непонятно, если вы не смотрели Наруто.

Ещё обучаясь в начальной школе (около 2010), и слушая разговоры одноклассников, я узнал про аниме Наруто. Услышав один, два, десять раз фразы, понятные только зрителям данного мультфильма, в любом случае начинаешь интересоваться и пытаться постичь то, что модно и что постоянно находится в центре обсуждения у "крутых ребят". Так, находясь в коллективе среди детей в образовательном учреждении, формируются интересы, увлечения, мировоззрение, привычки.

Постепенное погружение в мир аниме происходило через отдельные клипы с главными героями, далее через просмотр целых серий, с поиском наиболее ярких моментов и сражений героев. Бесконтрольный доступ к ТВ (2х2) и интернету давали возможность смотреть серию за серией, в любом объеме. Интересные серии с захватывающими сражениями героев и интересными сюжетными моментами могли просматриваться по 10, 20 и более раз заново, интенсивно обсуждались с друзьями.

Как аниме Наруто портит психику школьников Психология, Деградация, Наруто, Психика, Мультфильмы, Аниме, Длиннопост, Интересное

Итак, упомяну здесь очень малую часть того, что вы можете увидеть в мультфильме Наруто:

- в главном герое запечатан демон-лис с девятью хвостами, больший его самого в сотни раз, которого боится весь мир.

- у членов клана (отдельного поселения близких родственно людей) пробуждается при смерти лучшего друга особая сила, при которой зрачки становятся красными и имеют уникальный черный рисунок. Эта сила может выражаться в наведении жутких галлюцинаций на противника, в поджигании взглядом предметов черным огнём, который нельзя потушить, в перемещении в другое измерение, где все состоит из синих кубов и пустоты, в призвании огромного духа, который защищает владельца силы и позволяет ему разрушать всё вокруг, в контроле действий того самого огромного демона-лиса с девятью хвостами и тд.

- главный герой может, скрестив пальцы двух рук, создать десятки копий себя, чтобы они дрались с его врагом.

- некоторые герои могут, сложив руки особым способом, призвать мертвецов в деревянном гробу, после чего оживить их, взять под контроль и заставить драться на своей стороне. Убить воскрешенных нельзя, при разрезании их тела пополам оно склеивается обратно само.

- предок героев, дед-мудрец, победил когда-то огромного монстра с одним глазом и десятью хвостами, облепил его камнями и отправил в небо так, что получилась луна. Герои, решившие подчинить мир себе за счет силы этого монстра, пытаются возродить его обратно.

- один из героев пронзает тело другого насквозь своей рукой, в которой собран сгусток энергии (чакры) в виде молний, при этом последний регенерируется за несколько секунд.

- есть герой, носящий в мешке на спине песок, который по его желанию оттуда выходит, принимает любую форму, летает вокруг него и защищает его в боях.

- ниндзя медик - это тот, кто может, поводив руками вокруг человека, излечить любую его рану, даже если он был проткнут несколькими мечами.

Как аниме Наруто портит психику школьников Психология, Деградация, Наруто, Психика, Мультфильмы, Аниме, Длиннопост, Интересное

Перемещение предметов взглядом, расслоение туловища девушки на листы бумаги с последующей сборкой, мгновенное выращивание деревьев сложением специальных знаков ладонями, выдыхание изо рта гигантского огненного шара или потока воды, вытаскивание змей изо рта, призвание гигантских лягушек, орлов, змей, носорогов ударом руки по земле, вживление десятка глазных яблок в руку для получения способности изменять уже случившиеся события по своему усмотрению - всё это и многое многое другое, без сомнений, здравомыслящим человеком, не имеющим представления об аниме, было бы рассмотрено как МЫСЛИ ПСИХИЧЕСКИ НЕЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА В СУМАСШЕДШЕМ БРЕДУ. Всё перечисленное завязано в растянутый на сотни серий сюжет, в котором нам даже преподносятся истории дружбы героев, ненависти, любви и др.

Просматривая яркие, красочные серии с захватывающим сюжетом, школьники получают массу разнообразных эмоций. Сопоставляя себя с тем или иным персонажем, зритель воображает что у него самого есть какая то уникальная сила, представляет себя на жизненном пути данного персонажа. Последнее может быть опасно для человека, поскольку нашему вниманию предлагаются в том числе РАДИКАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ:

- ненавидеть какого-то человека и ежедневно тренироваться чтобы убить его,

- вырезать всех родственников чтобы проверить свою силу или в качестве секретной миссии,

- вступить в организацию особо опасных преступников, совершающих убийства и нападения по всему миру,

- мечтать стереть с лица земли некое поселение людей, уничтожив всех их, чтобы отомстить за всё,

- проводить опыты над людьми, чтобы стать самым сильным и обрести бессмертие и др.

(Представьте, что может произойти, если школьник, не удовлетворённый чем либо в своей реальной жизни, той же школой, к примеру, начнет следовать подобным паттернам. Элементы данных моделей поведения могут появляться в дальнейшей жизни школьника неосознанно)

Показываются и положительные намерения: защитить своих друзей, решить проблему ненависти среди людей, тренироваться и становиться сильнее. Главный герой всю жизнь с самого детства чувствовал себя отвергнутым и мечтал стать самым сильным в деревне и возглавить её - пример такой целеустремлённости школьник мог привести в сочинении на ЕГЭ, и тогда проверяющему эксперту пришлось бы изучать термины "хокаге", "шиноби" и другие.

Во что сложится всё вышеперечисленное в голове подростка - сказать невозможно. Степень травмирования психики зависит от времени, проведённом за мультфильмом. Вернусь к его содержанию - под конец мультфильма (как оказалось он продолжился со следующим поколением героев, приятного просмотра) события начали зашкаливать. Все герои объединились на одном поле боя, ожили уже умершие герои и тоже пришли сражаться, отрицательные персонажи поочередно поглощают в свое тело гигантских хвостатых монстров, луна стала глазом, свет от которого погружает весь мир в сон, появилась прародительница вселенной и начала перемещаться между измерениями, главные герои объединились и уничтожили её. Далее два главных героя сражаются, принимая облики невероятных монстров.

Если посчитать время, необходимое для просмотра всего Наруто (более 700 серий (выходят ещё) более 20 минут каждая, манга, фильмы, смонтированные лучшие моменты) и прибавить к нему время на обсуждения и пересматривания - получится достаточное время для того, чтобы стать экспертом высокого уровня в некой современной профессиональной области.

Вместо этого мы получаем:

- сотни (если не тысячи) часов, потраченные перед экраном на просмотр ШИЗОФРЕНИЧЕСКИХ МУЛЬТФИЛЬМОВ (последняя фраза важна, она отличает Наруто от сериалов-мелодрам с реальными людьми и явлениями). Это не трёхчасовой фильм, это сотни растянутых серий, где вам подаётся максимально длинная предыстория перед ключевыми моментами.

- огромные объемы знаний про техники ниндзя, про устройство мира шиноби и т.д., которые дают возможность поддерживать разговор с анимешниками и обсуждать героев - кто же из них самый сильный?

Чтобы посмотреть Наруто, не нужно тратить ни копейки - всё доступно бесплатно и буквально сразу. Авторские права на мультфильмы (если сравнить, скажем, с сериалами ТНТ), не защищены вообще - смотрите на здоровье все серии сразу бесплатно в любой соц. сети. В начале роликов только сейчас стал замечать предупреждение о минимальном возрасте зрителя. С младенческого возраста у нас тренируются суперспособности не замечать такие предупреждения и обходить их, что в данном случае не требуется. Исследований и рассуждений о том, как влияет конкретно Наруто на психику и становление личности подростков, в интернете очень мало.

Как аниме Наруто портит психику школьников Психология, Деградация, Наруто, Психика, Мультфильмы, Аниме, Длиннопост, Интересное

Удивительно то, что С КАЖДОЙ НОВОЙ СЕРИЕЙ ВСЁ МЕНЬШЕ ЗАДУМЫВАЕШЬСЯ ОБ АДЕКВАТНОСТИ ТОГО, ЧТО В НЕЙ ПОКАЗАНО, о заметном и скрытом (проявляющемся неявно в будущем) влиянии на психику, о потере времени. Так, наверное, и задумывалась изначально технология данной медиа-ловушки внимания.

Чтобы создать ТАКОЕ, требуется исключительная фантазия, годы усердной работы по рисованию и озвучке анимации в специальных программах. Была ли среди целей создания всего этого цель СПОСОБСТВОВАТЬ ДЕГРАДАЦИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ - скорее всего нет, хотя, кто знает.

Аниме в реальной жизни, на примере "Дитя погоды"

Японцы очень любят свою страну и многолетние традиции, для них очень важно точно передать атмосферу и место, в котором происходит события аниме. Поэтому, в Японии очень развит так называемый аниме-туризм, где приезжие и местные путешествуют по реальным местам, показанным в аниме, и сравнивают их.

Макото Синкай – с трепетом относится к дизайну локаций, в которых происходят события его работ. Это касается как короткометражного фильма «Сад изящных снов», с его дождливыми токийскими парками, так и с новым хитом «Дитя погоды», который разбомбил японские кинотеатры этим летом. Почти сразу после фильма, фанаты отправились по показанным в аниме.

Японцы называют это « seichi junrei ( 聖地巡礼)» , что означает «паломничество к священному месту». Назвать эти места священными – сложно, но для зрителей это точно необычный опыт, особенно, когда видишь на телефоне кадр из «Дитя погоды», а потом смотришь на реальное место. Давайте посмотрим, насколько Синкай любит передавать детали в своих работах.

Диагноз — кавай. Аниме в повседневной жизни

Современная Япония выглядит странно: по улицам ходят девочки в розовом и пушистом, за их бабушками следят роботы-сиделки с большими глазами и писклявыми голосами, и даже мрачные офисные клерки не забывают пристегнуть брелок со смешной зверюшкой к корпоративному телефону. В России всю эту радость называют словом «кавай», но в реальности до нас доходят творческие продукты сразу нескольких субкультур, борющихся за сердечки юных школьников по всему миру.

Диагноз — кавай. Аниме в повседневной жизни

2D > 3D

В разговорах о кавае часто вспоминают ещё и японских маскотов — смешных существ, которые символизируют какую-нибудь компанию или продукт. Или, например, женскую тюрьму в префектуре Вакаяма — ей ведь тоже нужен фирменный стиль. Само слово «маскот» — западное, и с персонажами-талисманами всё хорошо и в США (привет, Рональд Макдональд), и в России (привет, волк Забивака).

Локальный японский подвид маскотов называется юру-кяра, и его ключевая особенность в том, что в нём в равных долях должны сочетаться милота и эксцентричность. Например, символ города Нара — буддийский монах с головой пупса и оленьими рогами; если такой ночью заглянет в окно — будет не очень весело. Именно эта тонкость отличает юру-кяра от обычных умильных зверюшек, вроде тех же Пикачу и Hello Kitty. Поэтому Домо-кун, символ телеканала NHK, похож на застрявшую в состоянии экзистенциального ужаса пушистую какашку (от ужаса он ещё и потеет, и пердит).




Слева направо: символ города Нара, маскот женской тюрьмы Вака-Пи и Домо-кун

Большая часть описанных выше существ ориентирована на девочек, но японские мальчики тоже не хотят заводить семьи, поэтому и для них есть подходящая субкультура — моэ. Героини аниме или видеоигр в стиле моэ — это те самые сказочные 2D-тян, которые гораздо лучше лживых, мерзких и скучных 3D-девочек. Но на эту роль подойдёт отнюдь не любая нарисованная красотка: например, Мисато Кацураги из «Евангелиона» слишком стара, а все героини «Атаки титанов» чересчур серьёзны.


Диагноз — кавай. Аниме в повседневной жизни

Моэ-героини — это идеальные (и, конечно, кавайные) 15-летние девочки, нарисованные с единственной целью: влюбить аудиторию в себя. Никакой другой художественной задачи у моэ нет, поэтому тут не найти ни ироничного подтекста юру-кяра, ни нарочито бунтарского кавая, ни какой бы то ни было сложной предыстории. Просто милейшая девочка, с которой ты хочешь быть с утра до вечера. Популярность моэ взлетела, пожалуй, с выходом аниме «Адзуманга», и теперь в каждом сезоне есть хотя бы пара сериалов о стайке моэ-подружек с разными характерами — чтобы любой зритель мог реализовать свою личную фантазию.

Неудивительно, что испорченные аниме и каваем молодые японцы не хотят идти в армию, даже такую мирную и дружелюбную, как Силы самообороны Японии. Планы рекрутёров провалены настолько, что для затыкания дыр на службу возвращают даже пенсионеров. Исправно строятся новые танки, самолёты и почти настоящие авианосцы, а вот управлять ими некому. Чтобы решить проблему, правительство, что называется, клин клином вышибает: применяет в пропаганде аниме-девочек в стиле моэ.

Диагноз — кавай. Аниме в повседневной жизни

Поэтому не стоит удивляться, что военкоматы в Японии увешаны плакатами из аниме-сериалов «Врата: так сражаются там Силы самообороны» (японские вояки в фэнтезийном мире сбивают драконов из ПЗРК) и «Флот старшеклассниц» (девочки-подростки из морского училища угоняют настоящий эсминец). Но чаще всего минобороны рисует оригинальных персонажей: не маскотов в стиле юру-кяра (над армией лучше не иронизировать), а что-то вроде «очеловеченных» войск: девочка-ВМС зазывает на флот, девочка-ВВС — в авиацию. Постеры ежегодно обновляются, и каждая префектура придумывает собственные образы. Чаще всего рисуют девушек, но в этом году в префектуре Ибараки нарисовали парней (возможно, чтобы привлечь женскую аудиторию).

Кстати, девушек в Японии тоже активно агитируют поступать на службу в армию, и это работает. Например, у четвёртой вертолётной противотанковой эскадрильи с базы Кэмп Кисарадзу есть даже собственные маскоты — четыре сестры Кисарадзу: Аканэ, Аои, Вакана и Юдзу. Это очень удобно: можно перед авиационным фестивалем нарисовать на вертолётах анимешных девочек, расставить везде ростовые фигуры и попросить взаправдашних (не косплей!) девушек-военнослужащих красиво сфоткаться на фоне техники.


История про сестёр Кисарадзу взорвала западный интернет несколько лет назад, а сейчас на неё наткнулась студия Gaijin Entertainment и попросила японских партнёров DMM GAMES лицензировать одну из анимешных девочек для вертолёта War Thunder. Собственно, DMM уже и так помогала с разработкой японской техники, особенно современной, и, разумеется, помочь с тем, что компания называет «важной частью аниме-культуры», они тоже не отказались.


Мама — анархия, папа — стакан маття-чая

По-русски кавай (или, если быть точным, «кавайи») — это попросту «милота». Так что обыкновенные котята и нарисованные радужные пони — это такой же кавай, как и кошечка Hello Kitty. Культура это довольно новая: в имперской Японии издревле ценилась более утончённая красота, а послевоенному поколению было просто не до сладенькой милоты. Кавай вошел в моду только в конце восьмидесятых, как бунт дерзких подростков против авторитета взрослых и невыносимого давления общества. Просто пока в других странах рассерженная молодежь бунтовала через секс, алкоголь и рок-н-ролл, в Японии подростки в знак протеста рисовали в официальных школьных тетрадках сердечки и котиков.

Выглядит всё это, конечно, весело, но кавайный бунт серьёзно повлиял на демографию и культуру страны. Молодые девушки стремятся продлить детство до бесконечности: в двадцать пять или тридцать лет одеваются, красятся и ведут себя так, словно им всё ещё пятнадцать. Не потому что сошли с ума — просто они не хотят повторить судьбу матерей и бабушек с их дурацким патриархальным браком и рабским трудом у стиральной машины и рисоварки. Это в чём-то пересекается с феноменом «кидалтов», о котором было модно говорить лет десять назад в России, но кавай универсальнее и нагляднее. Его можно добавлять в собственную жизнь по капле, подвесив игрушку к рюкзаку или брелок к телефону, а можно окаваиться по полной программе, став лицом бунта милоты.

Диагноз — кавай. Аниме в повседневной жизни
Диагноз — кавай. Аниме в повседневной жизни
Диагноз — кавай. Аниме в повседневной жизни
Диагноз — кавай. Аниме в повседневной жизни

Например, одно из самых экстремальных и идейных ответвлений кавая — субкультура лолит. Правда, с рано созревшей героиней Набокова её не роднит вообще ничего: лолиты просто носят пышные, вычурные платья, как у европейских кукол. Фактически это японский миф о жизни европейских девочек-принцесс, на который сверху навернули немного (или очень много) кавайной постобработки. На работу так не пойдёшь, но в Москве лолиты иногда собирают корзинки для пикника и устраивают чинное чаепитие на природе. И никакого разврата. Есть ещё субкультура готик-лолит, но это уже тема для отдельного разговора.

Диагноз — кавай. Аниме в повседневной жизни
Диагноз — кавай. Аниме в повседневной жизни
Диагноз — кавай. Аниме в повседневной жизни

Если в процессе чтения вам срочно захотелось посмотреть аниме о японском подростковом бунте в целом, то стоит взяться за «Юную революционерку Утену». Да и «Сейлор Мун» в общем-то о том же, пусть и довольно легковесно. Но строго по теме кавая лучше, наверное, посмотреть клипы 26-летней певицы и королевы милоты Кяри Памю Памю, которая до сих пор выглядит примерно на четырнадцать и поёт вещи в духе «я стесняша и не хочу взрослеть, поэтому лучше буду танцевать» и «соберу вас всех и устрою шумное шоу в воздушном замке, куда взрослым хода нет».

Диагноз — кавай. Аниме в повседневной жизни

Все сорта эскапизма

Такой симбиоз кавая и военной техники кажется странным только на первый взгляд. В России хорошо известно еще одно популярное слово — «отаку». Обычно оно используется в контексте «аниме-отаку» (то есть ярый фанат аниме), но на деле есть куча сортов отаку: кто-то собирает модельки поездов, кто-то угорает по китайской истории времён Троецарствия, а кто-то клеит реплики боевых кораблей и самолётов. И вот им все эти названия танков, их точный внешний вид и тщательно воспроизведённые характеристики дарят кайф примерно того же сорта, что и подушка-дакимакура с любимой двухмерной девочкой на наволочке.

К слову, японское аниме не всегда столь безобидно: например, вышедший в 2004 году сериал Zipang (современный эсминец Сил самообороны проваливается в прошлое и попадает аккурат в начало битвы при Мидуэе) часто обвиняют в героизации Императорского японского флота, а манга «Авианосец Ибуки» о военном конфликте современных Японии и Китая — это и вовсе местный аналог романов Тома Клэнси. Но это редкость; таких произведений — буквально единицы. Когда речь заходит об официальном партнёрстве Сил самообороны и аниме, всё всегда получается предельно дружелюбно, аполитично и весело. В конце концов, в этом и заключается посыл для местной молодёжи: юные отаку, приходите к нам, у нас самые кавайные девочки и очень красивая техника.


Само собой, по-настоящему хороший кавай умеют делать только на родине субкультуры. Например, российские дизайнеры часто пытаются подражать аниме, и фальшь сразу чувствуется: наши подсознательно рисуют милых персонажей детскими и не понимают, что настоящая целевая аудитория кавая — взрослые, которые хотят быть вечно молодыми. А идею юру-кяра в России, кажется, понимает один только Егор Жгун, предложивший в качества символа Олимпийской сборной России медведя-неваляшку: этот маскот, цитата, «никогда не встанет на колени, потому что у него их нет». В Японии в следующем году он наверняка станет настоящим хитом.

Художник и нейросети показали, как герои аниме выглядели бы в реальной жизни

Популярность мультфильмов жанра аниме в последние десять лет значительно выросла. Самой узнаваемой особенностью японских мультиков являются милые персонажи с огромными глазами. Задумывались ли вы, как эти герои могли бы измениться, если бы стали реальными?


А вот Шеноа Леви (Shenoa Loewy) задумался. Энтузиаст использовал искусственный интеллект, а точнее программу под названием Art­breed­er. Смотрите подборку из лучших работ.

Читайте также: