Что было после храброго сердца

Обновлено: 05.07.2024

События его нового фильма следуют аккурат за теми, что были показаны безумным Мэлом в " Храбром сердце": король Роберт Брюс объявляет войну Англии, чтобы подтвердить независимость Шотландии.

За историческую достоверность говорить не могу, ибо никогда подробно о войне англичан и шотландцев не читал. По фильму же получается, что англичане творили форменный геноцид по отношению к шотландцем. Учитывая, что они делали на протяжении столетий с ирландцами можно не сомневаться, что в реальности всё было ещё хуже. (Про то, что они делали в Тасмании, можете прочитать здесь )

Что до фильма, то он выполнен в лучших традициях жанра "кровище и говнище" . Правда, по второму компоненту до российских "исторических" фильмов этому далеко. Тут в говне все оказываются только в конце, подравшись на болоте, где англичане увязли, а шотландцы почему-то нет. Родная земля отторгает? Видимо, работает принцип Ледового побоища - под лёд уходят сугубо враги.

Фильм изобилует натурализмом - физиологических подробностей более чем достаточно. Критиковать при поверхностном взгляде можно разве что Аарона "Пипца" Тейлор-Джонсона , который так увлёкся ролью, что аж - на мой взгляд - переиграл:

Смотреть смело. Пересматривать вряд ли.

Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал , ставьте лайки, оставляйте комментарии.

Также вы можете зайти в мою группу ВК . Там я выкладываю другие интересные материалы

Новое начало

С момента выхода «Апокалипто» прошло уже девять лет. В 2014-м Гибсон получил специальный приз фестиваля в Карловых Варах за выдающийся вклад в мировое кино — обычно такого рода награды становятся символом выхода на пенсию, но для 60-летнего австралийца всё начинается заново.

Мел Гибсон с головой ушёл в съёмки фильма «По соображениям совести», который уже находится в пост-продакшне. Главные роли исполнят восходящие австралийские звёзды Люк Брейси и Тереза Палмер, актёрский ансамбль также дополнят известные голливудские актёры Эндрю Гарфилд, Винс Вон, Сэм Уортингтон и Хьюго Уивинг.

«Я очень рад снова поработать в Австралии, встретиться с людьми, которых я знаю годы и десятилетия. Мы движемся вперёд, и это будет великолепно, — рассказывает Гибсон. — Моя карьера началась именно здесь более 35 лет назад, и я чувствую, что сейчас могу продолжить ту работу, которая оборвалась, когда я уехал отсюда».

Гибсон вновь начинает работу с нуля, и прежние заслуги снова не будут играть никакой роли. «Страсти Христовы» и «Апокалипто» сделали из Мела Гибсона опытного мастера, знающего, что и как он хочет сказать, и наверняка у мэтра Голливуда есть несколько свежих идей насчёт кино о Второй мировой войне. Ожидания от «По соображениям совести» очень высоки, но Гибсон считает, что готов их оправдать. Для него 60 лет — это только начало.

Что произошло после «Храброго сердца»

Сепаратисты угрожают центральной власти, вынуждая ее начать контртеррористическую операцию с неочевидным результатом.

Отгремело восстание Уильяма Уоллеса (знакомого массовому зрителю по фильму «Храброе сердце» Мела Гибсона), но никто не забыт и ничто не забыто в Шотландии. Зреет новая война за освобождение горцев от гнета английской короны — ее возглавит местный граф по имени Роберт Брюс.

Сепаратизм Брюса не сразу находит поддержку соплеменников, но в конечном итоге упорство и труд позволят привлечь несколько сотен сторонников. Удивительно, но этого хватает, чтобы победить в одном из сражений пятикратно превосходящую армию англичан. Сразу раскроем карты: для Брюса все закончилось хорошо, а среди его потомков — все короли объединенной Британии.

Лучшую рецензию на «Короля вне закона» (Outlaw King) написал поэт Лермонтов почти два века назад: «Смешались в кучу кони, люди».

Финальную битву оператор показывает так, будто зритель находится в окопе среди убивающих друг друга воинов. Сложно понять, кто побеждает — участники с обеих сторон выглядят одинаково и, вполне вероятно, в пылу сражения не разделяют жертв на своих и чужих.

Мир «Короля вне закона» создатели фильма изображают неприятным местом: в этом Средневековье нет доблестных рыцарей и куртуазных менестрелей, зато есть четвертования и массовые убийства. Современный зритель успел привыкнуть к натуралистичной манере съемок исторических сериалов, которые выходят на лишенных цензурных ограничений кабельных каналах и стриминговых сервисах. Фильм шотландского режиссера Дэвида Маккензи если и не задает новый уровень насилия на экране, то, по крайней мере, пытается соответствовать лучшим представителям жанра.

Кажется, что жесткость объясняется не только желанием авторов фильма использовать на полную катушку свободу выражения. Все эти разрезанные животы и отрубленные части тела можно воспринимать как метафору отношений сепаратистов и федерального центра.

В какой-то момент Роберт Брюс говорит: «Довольно рыцарства, теперь мы будем сражаться как волки».

Сложно не увидеть в этом намека на конфликты следующих веков, когда обоюдная жесткость развивалась по спирали. Пытаясь приструнить супостатов, власти запускают маховик репрессий, на что оппоненты отвечают партизанской войной — в итоге победитель, кем бы он ни был, забирает все. Эта игра с нулевой суммой, компромисс почти никогда невозможен.

Сценаристы «Короля вне закона» явно не претендовали на историчность. Хронология фильма не имеет почти ничего общего с реальной, герои оказываются не там, где были бы на самом деле, а их мотивации упрощены до карикатурности. По мнению историков, Роберт Брюс точно не был защитником простого шотландского народа — им двигали скорее личные амбиции, чем желание вернуть гордое имя свободной Шотландии.

Красивая сцена с рукопашной схваткой героя и антагониста в финале тоже выдумка. Шотландский и английский короли не сходились на поле сражения с мечами наперевес. К тому же, даже если бы такая сцена имела место в реальности, ни один здравомыслящий военачальник не отпустил бы с миром проигравшего оппонента — его ценность в качестве заложника была бы слишком высока.

Впрочем, какой-то детский восторг авторов по поводу жесткого натурализма картины перевешивает ее недостатки. В крайнем случае, можно воспринимать фильм как приквел «Игры престолов».

Стриминговые сервисы взяли очередную планку: отныне крупнобюджетные полнометражные фильмы будут выходить не только в кинотеатрах, а в онлайне. Плохая новость для традиционного кинопроката и настоящий подарок любителям кино, в том числе, исторического. Останется только найти время, чтобы успевать смотреть все новинки.

Подпишитесь на мой канал про исторические фильмы и сериалы.

Тупик «Храброго сердца»

Церемония вручения премии «Оскар» 25 марта 1996 года стала бенефисом «Храброго сердца» — картина о войне шотландцев за независимость получила пять статуэток, разгромив «Аполлон 13». «Храброе сердце» назвали лучшим фильмом, а Мел Гибсон получил статуэтку как лучший режиссёр. Рассказ про Уильяма Уоллеса, несмотря на грубые неточности в историческом сюжете, тронул зрителей, а грандиозный замысел, по-настоящему страстная реализация и высокий уровень технического исполнения предопределили выбор киноакадемиков.

«Храброе сердце», 1995 год. Кадр из фильма.

«Храброе сердце», 1995 год. Кадр из фильма. Фото: Кадр из фильма

К 40 годам за Гибсоном закрепилась репутация звезды крепких коммерческих хитов. Билетом в большое кино для него стал «Безумный Макс», а в 1987-м Мел Гибсон вместе с Дэнни Гловером блеснул в экшн-хите «Заряженное оружие». Позже у Франко Дзеффирелли он сыграл Гамлета и солировал у Ричарда Доннера в «Мэверике».

Но с выходом «Храброго сердца» дела Гибсона пошли ещё лучше, теперь он стал признанным академией мастером. Предложения посыпались с удвоенной силой, к суммам гонораров добавились дополнительные нули. Гибсон получил по двадцать миллионов долларов за «Выкуп» и «Теорию заговора» и по двадцать пять — за «Смертельное оружие – 4» и «Патриота».

Гибсон работал не покладая рук, но было ясно, что все эти проекты — шаг назад по сравнению с «Храбрым сердцем». Триллер «Выкуп» при хорошей кассе остался почти не замеченным критиками, а «Отель „Миллион долларов“» Вима Вендерса не отбил в прокате и сотой доли потраченного бюджета.


Главной же неудачей в череде провалов стало «Заряженное оружие – 4», вышедшее через одиннадцать лет после первого фильма франшизы. Картина предсказуемо не оправдала ожиданий поклонников, а экзистенциальные метания адреналинового маньяка Скотта Риггса, готовящегося стать отцом, не нашли отклика у зрителей. Хотя фильм принёс создателям почти 300 миллионов долларов, авторы стараются о нём не вспоминать. «Всё, что я сделал после « Заряженного оружия – 4 » , — это попытка оправдаться за него», — признался позже Гибсон.

Кадр из фильма «Смертельное оружие».

Кадр из фильма «Смертельное оружие». Фото: Кадр из фильма

Гибсон стал более тщательно подходить к выбору ролей. В 2000 году он сыграл главные роли в военной драме «Патриот» Роланда Эммериха и изящной романтической комедии Нэнси Майерс «Чего хотят женщины». Но после триллера «Знаки» стало ясно, что пора делать что-то новое, иначе «Храброе сердце» так и останется главным фильмом всей его жизни.

Почему фильм “Храброе сердце” не про историю Шотландии

В 1995 году на экраны вышел фильм «Храброе сердце» с Мэлом Гибсоном в главной роли. Успех был феноменальным - фильм удостоен 10 номинаций премии «Оскар», в 5-ти из которых выиграл.

«Храброе сердце» рассказывает о борьбе Уильяма Уоллеса, шотландского военачальника, за независимость Шотландии от Англии в XIII веке.

Несмотря на то, что это исторический фильм, некоторые события в нем не имеют ничего общего с реальностью.

На деле, в «Храбром сердце» борьба за независимость Шотландии описана также правдоподобно, как и гражданская война в Америке в фильме «Президент Линкольн: Охотник на вампиров». Это не удивительно – Голливуд всегда стремится привлечь зрителя и для этого часто жертвует достоверностью.

Предлагаю рассмотреть основные неточности в сюжете.

Шотландские кланы не собирались в 1280 году для выборов короля, а англичане не устраивали сразу после этого резню

В начале фильма, в 1280 году после смерти Александра III, главы кланов собираются, чтобы выбрать нового короля. После избрания нового правителя они натыкаются на английскую армию, которая всех убивает. Уоллес, тогда еще маленький мальчик, становится свидетелем этого варварства и видит смерть отца и брата.

В действительности, Александр III в 1280 году еще был жив, как и его внучка и наследница, Маргарита "Норвежская Дева". Александр погиб в 1286, после падения с лошади, а Маргарита умерла от болезни в 1290 году, в возрасте 7 лет, когда возвращалась из Норвегии на коронацию в Шотландию.

После смерти Александра и Маргариты, шотландская аристократия попросила Эдварда I помочь им выбрать короля. Так что не в его интересах было устраивать резню.

Шотландский король был жив, когда началось восстание

В фильме мятеж, который возглавил Уильям Уоллес, начался, когда король Шотландии был уже 20 лет мертв.

Из-за того, что Маргарита умерла до коронации, шотландская аристократия попросила Эдварда I помочь с утверждением кандидатуры короля. В 1292 году королем Шотландии стал Джон Баллиол, но в 1296 он отрекся от престола и передал трон английскому королю. И только в 1297 году Уильям стал предводителем восстания.

В фильме он произносит фразу: «Если мы победим, то получим то, чего у нас прежде никогда не было – нашу собственную страну» . Хотя, как знать - может у него просто очень плохая память и он не помнит, что было год назад.

Страсти «Апокалипсиса»

В конце февраля 2004 года на американские экраны вышла библейская драма «Страсти Христовы» — детальное воссоздание последних 12 часов жизни Иисуса Христа. Фильм, написанный по мотивам канонических евангелий, погружал зрителя в мрачные чертоги за границами древнего Иерусалима, все актёры в кадре говорят исключительно на арамейском и латыни.

Выдающаяся работа гримёров и выбор мест для съёмок позволили превратить фильм о событиях двухтысячелетней давности едва ли не в документальный репортаж — зритель становился безмолвным и беспомощным свидетелем распятия. Картина стала одним из главных событий года ещё до выхода в прокат и ещё до премьеры подверглась резкой критике.

Гибсона, убеждённого католика, обвиняли в том, что его фильм может спровоцировать антисемитские настроения на Ближнем Востоке. В Малайзии картину даже запретили к широкому прокату — билеты можно было приобрести только в христианских церквях. Автор знал, что подобные нападки неизбежны, и пытался смягчить удар. Например, чтобы не изображать иудеев основными виновниками смерти Иисуса, в фильм не вошла фраза «Кровь его на нас и на потомках наших!».

«Страсти Христовы» оказались одним из самых громких проектов года, его обсуждали как зрители, так и критики, но никто в полной мере разгадать замысел Мела Гибсона так и не смог. Фильм занял вечное место в истории кинематографа, однако не стал культовым, оставшись уделом синефилов.

Двумя годами позже Мел Гибсон вернулся с ещё более масштабным проектом — «Апокалипто». Картина рассказывала о последних днях цивилизации майя, погрязшей в междоусобных конфликтах и готовящейся пасть жертвой более развитых народов.

Основным акцентом картины стало противостояние двух племён и быт людей того времени — жестокий и первобытный, но уже очеловеченный зачатками цивилизации. Между сценами кровавых казней и играми с отрубленными головами просвечивали зарисовки об отношениях внутри этого общества и попытках совместными усилиями построить нечто большее.

В «Апокалипто» Мел Гибсон вновь занялся воспроизведением иной, навсегда потерянной для современного человека реальности. Как и в «Страстях Христовых», актёры в кадре разговаривали на аутентичном языке, в данном случае — юкатанском диалекте майя. В съёмках были задействованы потомки индейцев, а для американских актёров пригласили консультантов по древним народам. Гибсон в свойственной себе манере создавал историю из мелочей, ставших фундаментом общего восприятия картины.

Впрочем, и этот проект Гибсона не избежал суровой критики. В фильме вновь нашли массу неточностей, но вместе с этим многие отметили, что «Апокалипто» в целом искажает быт майя. Так, учёные-майянисты заявили, что индейцы в картине показаны куда более жестоким народом, чем на самом деле, автору ставили в вину полное игнорирование достижений майя в области математики и астрономии. Представители майянских общин и вовсе подали жалобу в комиссию по правам человека, на Гибсона с новой силой посыпались упрёки в расизме.

Дополнительного масла в огонь подливали заявления отца Гибсона, ультраконсервативного ирландского католика, утверждавшего, что Второй Ватиканский собор — это «еврейско-масонский заговор», а Холокост — «всего лишь выдумка сионистов». Гибсон при этом никогда не позволял себе критиковать взгляды отца: «Это его мнение, и если кому-то оно не нравится — это не его проблемы».


У Гибсона-младшего в то время были проблемы совершенно иного рода. В апреле 2009 года он и Робин Мур после тридцати лет брака подали на развод. Вскоре у Гибсона начался роман с русской певицей Оксаной Григорьевой, но после рождения ребёнка пара рассталась, а крупномасштабный судебный процесс лишил актёра права на опеку и обязал его выплачивать по 60 тысяч долларов в качестве алиментов. Вскоре другой суд передал половину имущества актёра и половину его будущих гонораров в пользу Робин Мур…

Гибсон снова начал регулярно пить и попадать на страницы бульварной прессы. Под натиском сплетен и обвинений в расизме и гомофобии Голливуд начал постепенно забывать о фильмах, являющихся уникальным примером мастерского воспроизведения иных миров. Совсем недавно его называли будущим большим режиссёром, но теперь он снова оказался просто хорошим актёром развлекательного жанра.

Мировая война «Храброго сердца». Прошлое и будущее Мела Гибсона

Мел Гибсон.

В середине декабря в Сиднее прошла вечеринка в честь завершения съёмок фильма «По соображениям совести» о подвиге христианина-адвентиста Десмонда Досса, который в битве при Окинаве вытащил из-под огня 75 солдат.

«Фильм будет довольно безумным, но это удивительная история, правдивая история, — говорит исполнитель одной из главных ролей Люк Брэйси. — Мел Гибсон — настоящий гений, для меня большая честь с ним работать. Кажется, он знает всё обо всём».

«По соображениям совести» — один из самых ожидаемых кинопроектов 2016 года, а также первая работа Мела Гибсона в большом кино за последние десять лет — со времён «Апокалипто».

Сегодня у него на счету два персональных «Оскара» и «Золотой глобус», восемь детей и свой собственный остров в Республике Фиджи, который он купил десять лет назад за 15 миллионов долларов. Но в этот раз прошлые заслуги отходят на второй план — Гибсону вновь есть что сказать, и он начинает творить с чистого листа.

Читайте также: