Чем знаменита группа the doors

Обновлено: 18.05.2024

The Doors - американская рок-группа, созданная в 1965 году в Лос-Анджелесе.

Жанры: психоделический рок, блюз-рок, эйсид-рок

Кратко о 60-х в Америке. Они начались с убийства президента Кеннеди. Борьба за права человека. Война во Вьетнаме. Появляются молодежные движения, которые не признают мировоззрение старшего поколения. Движение хиппи. Для кого-то наркотики вроде ЛСД, то есть психоделики, "открывают двери восприятия". Культурные разногласия порождают в стране раскол. И на фоне всех этих событий появляется группа The Doors .

Запечатленные на экране

В 1991 году режиссер Оливер Стоун снял фильм о группе «Дорс» с таким же названием. К нему приложили руку и трое живых тогда участников коллектива. Роль Джима Моррисона исполнил актер Вэл Килмор, он же и пел в фильме. Работа над проектом шла более десяти лет.

музыка группы дорс

Также в 2010 году свет увидел документальный фильм о коллективе When you are strange («Когда ты чужой») с Джонни Деппом в роли рассказчика. Режиссером выступил Том ДиЧилло.

Смерть Джима Моррисона: конец парада

рок группа дорс

Официальный вариант гласит о произошедшем сердечном приступе. Тем не менее вскрытия никто не проводил, а посему поклонники подвергают эту версию всяческим сомнениям. Альтернативными версиями называют гибель от наркотиков, убийство, самоубийство. Есть даже мнение, что Джеймс попросту инсценировал свою смерть, ибо устал от славы и алкоголя, и жив до сих пор. Помочь разгадать тайну могла Памела – она единственная видела Джима мертвым (на похоронах присутствовали единицы, помимо того, гроб был заколочен). Но она скончалась от передозировки наркотиков спустя три года после Моррисона, так никому ничего и не рассказав.

Рождение легенды

Джеймс Моррисон (таково настоящее имя музыканта) родился в 1943 году во Флориде. Отец его был военным. В семье имелось еще двое детей – брат и сестра Джеймса.

группа дорс

Джим начал заниматься творчеством с детства. Первые стихи он написал, будучи в 5-6-м классе. В первые школьные годы он учился хорошо, затем стали проявляться бунтарские наклонности. В подростковом возрасте Джеймс многое делал назло отцу и матери. В частности и принимать алкоголь, и курить он стал специально, чтобы досадить им. Позднее у него сложились очень прохладные отношения с семьей, поскольку родители не одобрили его выбор – занятие музыкой. С 1964 года он ни разу не виделся с ними, а на все вопросы отвечал, что они умерли (хотя оба пережили его на много лет). Да и сами они даже после гибели Джима никак не комментировали его творчество.

В 1962 году он поступил в университет Флориды, где отметился вызывающим поведением. Он питался за чужой счет, мог взять одежду другого человека. Неоднократно его видели на улице голым. В результате Джима попросту выставили из общежития. Тогда, переехав в Лос-Анджелес, он стал учиться там на факультете кинематографии в университете UCLA (том самом, что подарил миру Стэнли Кубрика).

Чем знаменита группа the doors


«НИКОГДА НЕ ЗНАЕШЬ, КОГДА ТЕБЕ ПРИДЕТСЯ ИСПОЛНИТЬ СВОЮ ПОСЛЕДНЮЮ ПЕСНЮ»

Без преувеличения можно сказать, что The Doors — великая группа, которая подарила этому миру не один хит. За каждой легендарной песней стоит такая же легендарная история. Музыкальный обозреватель Esquire Диана Пашковская рассказывает о 10 главных хитах группы.

K & K ULF KRUGER OHG / REDFERNS / GETTY IMAGES

Эта композиция — собирательный образ группы The Doors. Песня была написана гитаристом Робби Кригером. Единственное дополнение, которое сделал к будущему хиту Джим Моррисон, — это строчка and our love become a funeral pyre , рифмующаяся с no time to wallow in the mire . Кроме того, что Light My Fire — это гимн сексу и смерти, так еще и яркий пример креативности коллектива. За неимением басиста в группе клавишник The Doors Рэй Манзарек выполнял двойную функцию: правой рукой он играл на транзисторном комбо-органе Vox Continental, выступавшем главным инструментом в песне, а левой — подбирал басовые партии на пианино Fender Rhodes.

В год выхода сингла The Doors были приглашены исполнить его во время шоу Эда Салливана. Продюсер программы настаивал на замене строчки girl we couldn’t get much higher на girl we couldn’t get much better , чтобы избежать возможной скрытой пропаганды наркотиков. Во время репетиции Моррисон спел сингл в цензурной версии, однако в момент записи шоу вернулся в оригинальному тексту, за что The Doors больше на передачу не приглашали.

Несмотря на то что продолжительность сингла больше 6 минут, трек пользовался огромным спросом на радио. Для эфира песня была сокращена вдвое, что повлекло за собой практически полное удаление гениальной, переносящей в трансцендентальные миры, инструментальной партии трека.

LOVE ME TWO TIMES 1967

Еще одна песня о любви (читай — о сексе) от Робби Кригера. Love Me Two Times вышла в составе второго альбома Strange Days, хотя сингл и был написан для дебютной пластинки группы.

Вдохновением для автора стали предстоящий тур The Doors по Северной Америке и война во Вьетнаме. Гитарную партию к песне Кригер написал под впечатлением от трека Southbound Train. Рэй Манзарек назвал произведение «лучшим блюз-роковым произведением Робби о потерях и похоти, либо о множественных оргазмах».

По сути, идея песни заключается в том, что секс — это путь к выживанию в странные времена, и перед тем как оставить подружку, тебе нужно, чтобы тебя «полюбили дважды».

Благодаря тому, что песня укладывается в 3 минуты и 16 секунд, она идеально подходила для радио. Однако группа столкнулась с тем, что редакторы с настороженностью отнеслись к синглу и неохотно брали его в ротацию из-за противоречивого текста, имеющего как минимум двойную трактовку.

Несмотря на то что The Doors создали по‑настоящему идеальную поп-песню, в которой блюзовые элементы становятся самыми запоминающимися, часть радиостанций отказали коллективу в поддержке.

В своей книге «Всадники в грозу: моя жизнь с Джимом Моррисоном и The Doors» (Riders on the Storm: My Life with Jim Morrison and the Doors) барабанщик группы Джон Дэнсмор вспоминал: «[Моррисон сказал] „Да, у меня хорошее предчувствие насчет этой [песни]. Она явилась мне из ниоткуда. как живая. Я просто сидел там наверху и смотрел на город“. Его глаза были наполнены счастьем. „Я набросал текст на скорую руку. Начать снова писать — это потрясающее ощущение“. Он посмотрел на смятый лист бумаги и спел припев своим чарующим блюзовым голосом».

Так из обычной прогулки музыканта, которая была нужна ему, чтобы хотя бы немного отвлечься от депрессии, появилась одна из самых красивых песен The Doors.

К слову, именно психологическое состояние, в которым был Джим, во многом объясняет нуаровое настроение трека.

Основатель лейбла Elektra Records, подписавшего The Doors, Джек Хольцман рассказывал, что финальный текст песни Моррисону помог написать Джон Дэнсмор. Вместе они накидали припев when you’re a stranger, faces come out of the rain / when you’re strange, no one remembers your name . Музыку к синглу написал Манзарек. Свое гитарное соло он записал с первого раза.​

Будучи студентом Университета штата Флорида, Моррисон особенно увлекался философией протеста и психологией масс. Полученные знания он применял на практике во время выступлений с одной из самых противоречивых песен, которая была у The Doors — Five To One с третьего альбома группы Waiting For The Sun. Название трека, которое переводится как «пять к одному» — это пропорция, указывающая на соотношение количества молодого населения США к пожилому, тех, кто курит марихуану, а кто — нет.

Кроме того, 5 к 1 — это количество вьетнамских солдат по отношению к американским во время войны между двумя государствами. Не исключено, что название песни — это кивок в сторону «Искусства войны» Сунь Цзы, писавшего: «Если соотношение наших воинов к солдатам противника 10 к 1, то нужно окружать. Если 5 к 1 — атаковать».

Несмотря ни на что, Джим Моррисон отрицал политический подтекст песни, хотя он весьма очевиден.

Поговаривают, что в Five To One есть отсылки к поэме викторианской эпохи Child’s Evening Hymn, написанной Сабин Баринг-Булд.

Произведение открывается четверостишием Now the day is over / Night is drawing high / Shadows of the evening / Steal across the sky . В это же время в тексте Five To One есть куплет, начинающийся со следующих строчек: Your ballroom days are over, baby / Night is drawing near / Shadows of the evening crawl across the years.

Немало мифов ходит вокруг и самого процесса записи трека. Очевидцы вспоминали, что Моррисон был настолько пьян, что ему требовалась подсказка когда вступать. Впрочем, это может быть похоже на правду — вокал Джима звучит не просто развязно, а по-настоящему развязно, в каких-то местах певец вовсе не попадает в такт. Тем не менее этот конфуз никак не помешал Five To One стать одной из самых любимых песен поклонников. Меломаны могли заметить, что хит The Doors был засэмплирован сначала у Jay-Z на треке Takeover, а позже у Mos Def в The Rape Over.

Бойкая поп-песня родилась из признания Моррисона Манзареку в том, что если бы первому хватило смелости подойти познакомиться с понравившейся ему девушкой, то разговор открывался бы фразой: «Привет, я люблю тебя, почему бы тебе не назвать свое имя?» Что началось с обычной шутки, в итоге превратилось в песню, ставшую хитом The Doors, а мир получил в свое распоряжение лучшую пикап строчку (интересно, кто ее действительно применял и в скольких случаях она сработала).

К слову, признание Джима появилось не на пустом месте. Девушка, понравившаяся вокалисту группы, прогуливалась по Венис Бич в 1965 году, где и была замечена музыкантами. Остальной текст песни был написан Моррисоном в ту же ночь.

Первый раз Hello, I Love You была записана The Doors в 1965 году во время работы над 6-трековой демозаписью.

Песня в итоге вошла только в третий студийный альбом, когда группе потребовался материал для пластинки Waiting For The Sun. Изначально планировалось для первой части альбома использовать расширенную версию материала, основанного на стихотворении Моррисона «Чествование ящерицы» (Celebration of the Lizard). Когда стало ясно, что план провалился и материалу пришлось искать замену, вовремя нашлась композиция Hello, I Love You.

Сингл во многом напоминает трек All Day And All Of The Night группы The Kinks. Причем напоминает так сильно, что The Doors были обязаны выплачивать роялти, чтобы избежать судебного разбирательства и обвинений в плагиате. Хотя Кригер в одном из интервью признался, что группа скопировала звучание не с The Kinks, а Cream. ​

Главный хит с альбома The Soft Parade был написан Робби Кригером. В песне звучит гитарный рифф трека 1967 года C’Mon Marianne группы Four Seasons (также известной как Frankie Valli & The Four Seasons), который Манзарек переосмысливает в симфонической обработке благодаря яркому соло саксофониста Кертиса Эми.

В байопике Оливера Стоуна The Doors, вышедшем в 1991 году, есть сцена, в которой Моррисон, будучи пьяным, меняет текст песни так, чтобы смысл трека крутился вокруг орального секса. В оригинальном виде в композиции следующие строчки: I’m gonna love you / Till the stars fall from the sky for you and I — чем не песня о физическом единении двух тел, предающихся любви.

Не секрет, что Моррисон страдал от алкогольной и наркотической зависимостей. Песня Roadhouse Blues родилась во время очередной попойки Джима, который, будучи пьяным, любил напевать блюзовые зарисовки.

Если воспринимать текст песни буквально и попытаться ответить на вопрос о каком придорожном месте в композиции идет речь, то стоит предположить, что о the Topanga Corral — клубе без окон в каньоне Топанга, где жил Джим Моррисон. Чтобы добраться до места, нужно ехать по бульвару Topanga Canyon, полному поворотов и изгибов. Вот уже действительно где нужно «смотреть во все глаза на дорогу и держать руки на руле». Другая строчка, которая, судя по всему, родилась не из воздуха — in back of the Roadhouse they got some bungalows . Многие источники писали о том, что за the Topanga Corral были несколько бунгало, одно из которых Моррисон купил своей девушке Памеле Корсон.

Однако самая неоднозначная строчка в песне следующая: woke up this morning and I got myself a beard . До сих пор многим вместо слова beard слышится beer , а некоторые источники, где можно ознакомиться с текстом песни, не исправляют ошибку. Ясность внес Рэй Манзарек в своей книге «Зажги мой огонь» (Light My Fire). Предложение родилось после того, как Моррисон очнулся после 3-недельного сна, ставшего результатом употребления наркотиков. Не осознавая, что он находился в отключке так долго, Моррисон сильно удивился, увидев, что у него отросла борода.

Из всего каталога песен The Doors вряд ли можно выбрать трек, который сочетает в себе всю брутальность, сексуальность, мрачность и наполненный мистикой блюзовый вокал Моррисона. Roadhouse Blues — настолько живая композиция, что при одном только прослушивании кажется, будто ты чувствуешь запах алкоголя, пролитого на грязный деревянный пол придорожного бара. Хардкоровая блюзовая гитарная линия в исполнении Робби Кригера сияет и звучит ярче, чем на любой другой песне The Doors, а клавишные партии Манзарека комплиментарно дополняют струнный инструмент. Но, конечно, самый важный элемент песни — это голос Джима, который приковывает к себе внимание и держит слушателя за горло до последней минуты.

Бессмертная композиция, с которой для многих могло начаться знакомство с The Doors. А все благодаря видеоигре Need For Speed Underground 2, в которой песня стала саундтреком, правда не в оригинальной версии, а в ремиксе от Snoop Dogg.

Без сомнения самая богатая и атмосферная композиция за всю историю существования группы, которая возвела The Doors в статус самого влиятельного музыкального коллектива своего времени. Riders On The Storm — закрывающий трек на последнем альбоме L.A. Woman. Песня попала в сотню горячих хитов 3 июля 1971 года — в день смерти Моррисона. По воспоминаниям Кригера, композиция была вдохновлена кантри-вестерн песней Вона Монро (Ghost) Riders In The Sky: A Cowboy Legend 1948 года и настоящей историей о Билле Куке, который в 1951 году застрелил шесть человек. Так как все смерти случились во время путешествия Кука автостопом по Калифорнии, Билл получил прозвище «убийца на дороге» (killer on the road).

В Riders On The Storm записаны настоящие звуки дождя и грозы, идеально соседствующие с совершенно гениальной клавишной партией Манзарека, а эффект эха появился благодаря нашептыванию Моррисоном текста песни поверх уже записанной основной вокальной линии.

В 2009 году песня была включена в Зал славы Grammy в категории «Рок» (песня).

Далеко не одна девушка пыталась приписать себе звание музы и прообраза песни с одноименного альбома группы, но все по своим местам расставил в сентябре 2011 года Рэй Манзарек. В интервью изданию Uncut он рассказал, что эта песня про то, «что ты несешься как сумасшедший по лос-анджелесскому шоссе (неважно, в сторону ли города или, наоборот, из него по 405-й до Сан-Франциско). Ты битник на дороге, как Керуак и Нил Кэссиди, пытающийся ехать по хайвею как можно быстрее». В то же время барабанщик The Doors Джон Дэнсмор рассказывал о том, что видит описание города через образ женщины как «гениальную метафору».

Работа над синглом, как и над всем альбом, шла в обычной комнате, а не на профессиональной студии. Вокальные партии записывались Джимом из ванной просто потому, что там была отличная акустика. Довольно часто в песнях The Doors пелось не только о сексе, но и наркотиках. Например, первая строчка L.A. Woman, в которой поется Well, I did a little down about an hour ago — это отсылка к метаквалону, он же Rorer 714 — запрещенному в ряде стран (в том числе России) седативному снотворному препарату, популярному в 60−70-х годах как «клубный» наркотик.

Однако в той или иной степени тема секса в песне все же присутствует. Часто повторяющаяся строчка City Of Light — это отсылка к книге Джона Реши 1963 года. В произведении описывается омерзительный мир, полный сексуальных извращений, образ которого Моррисон транслирует на Лос-Анджелес.

Другое часто встречающееся словосочетание в сингле — это Mr. Mojo Risin’ . По сути предложение является анаграммой имени певца, но многие склонны верить в то, что это поется о пенисе Моррисона. Как бы там ни было, L.A. Woman — это композиция, в которой The Doors вернулись к старому любимому блюзу с более современным городским звучанием. ​

Самая противоречивая и грандиозная песня The Doors была использована в качестве саундтрека к ленте Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Фильм вышел в 1979, тем самым вызвав вторую волну интереса к группе и ее творчеству. Некоторые в то время отмечали, что в 80-е годы The Doors стали куда более популярными, нежели чем при жизни Джима Моррисона, умершего в Париже в июле 1971 года.

The End часто исполнялась группой в качестве закрывающей песни на концертах, что, в принципе, логично. В центре внимания сингла история о том, как сын убивает своего отца и занимается любовью со своей матерью. Долгое время многие были уверены в том, что отсылка к мифам Древней Греции, в частности, к Эдипу и понятию «эдипова комплекса» — это инструмент, через который Джим мог повествовать о трудном детстве и жизни с отцом-военным. Песня родилась из идеи записи трека, посвященного бывшей девушке Моррисона Мэри Уэрбелоу. Позже The End трансформировалась в 11-минутное произведение о смерти, хотя сам Джим утверждал, что эта песня может быть о чем угодно.

Как в итоге родился этот магнум опус? В 1966 году The Doors были резидентами лос-анджелесского клуба Whiskey a Go Go, где играли по два раза за вечер. Чтобы избежать ситуации, при которой материал заканчивался раньше отведенного на выступление времени, группа увеличивала продолжительность звучания каждой из песен импровизированными инструментальными партиями, тем самым экспериментируя над материалом и создавая его в режиме «здесь и сейчас». The End — результат одного из таких экспериментов. Однако большего внимания заслуживает история о том, как песня была записана в студии.

В книге The Mojo Collection достаточно подробно описан этот момент: "Во время записи песни Моррисон пребывал продолжительное время под кайфом. Он все продолжал петь F**k the mother, kill the father , хотя было принято решение изменить первую часть предложения. Изрядно потрепанный, Джим лежал на полу, мямля слова своего эдиповского кошмара. В следующую минуту Моррисон вскочил и выбросил телевизор в окно диспетчерской,за что продюсер Пол Ротшильд отправил певца домой, как провинившегося школьника.

Однако, несмотря на случившееся, Моррисон вернулся в студию посреди ночи, взломал замки, разделся догола, сорвал со стены огнетушитель и залил пеной комнату. Узнав о случившемся, Ротшильд тотчас приехал в студию, где нашел валяющегося в пене обнаженного Моррисона. Продюсер просил певца в очередной раз покинуть пространство и рекомендовал студии обязать рекорд-лейбл группы Elektra Records выплатить неустойку за погром.

На следующий день после инцидента The Doors записали трек всего за две сессии, общее время которых не превысило 30 минут. Композиция записывалась в кромешной темноте и только свеча горела рядом с Моррисоном. Как вспоминал Ротшильд, это был «один из самых прекрасных моментов в его жизни, которые происходили с ним в студии».

После записи песни Моррисону было суждено прожить еще четыре года. По легенде The End был последним треком, который Джим слушал перед смертью. Говорят, что в ночь своей смерти певец слушал старые записи The Doors.

Создание группы

Джим Моррисон и Рэй Манзарек были студентами кинематографического колледжа, где и познакомились. Они любили снимать фильмы и закидываться кислотой. Джим создал фильм за который получил двойку, на выпускном он не появляется и говорит Рэю что переезжает в Нью-Йорк.
Но вскоре они встречаются на пляже Венис Бич (Лос-Анджелес). Джим живет на какой-то крыше и пишет песни из концерта, который звучит в его голове. Рэй попросил его исполнить одну из песен. Джим стеснялся, но после спел "Moonlight Drive" . Рэй поражен поэтичностью его текстов и они решают создать группу.

Джим уже придумал ей название из стихотворения Блейка.

"Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы человеку таким, как оно есть — бесконечным.
If the doors of perception were cleansed, every thing would appear to man as it is: infinite."

Уильям Блейк, «Бракосочетание Рая и Ада»

Рэй приглашает своих друзей, Джона Денсмора и Робби Кригера, порепетировать с ними. Джим никогда раньше не пел, а Робби всего полгода играл на гитаре, до этого он играл фламенко на акустике.

Рэй снимает дом, в котором группа репетирует всё лето и параллельно время от времени закидывается кислотой.
Джим говорит, что им нужны новые песни и просит всех написать что-нибудь за выходные. Задание выполняет лишь Робби. Так была создана песня "Light My Fire" , одна из самых популярных песен группы. Первая песня группы, которая заняла первое место в чартах.

Неизвестное об известном: The Doors

  1. Имя коллектива появилось благодаря книге «Двери восприятия» О. Хаксли (с английского The Doors – «двери»).
  2. В 1991 году о группе «Зе Дорс» и ее фронтмене вышла книга давних поклонников коллектива Д. Шугермана и Д. Хопкинса под названием «Никто из нас не выйдет отсюда живым». Именно она легла в основу фильма Оливера Стоуна.
  3. Группа не имела постоянного басиста. Иногда к ним приходили сторонние музыканты, но обычно обходились своими силами. Как правило, эту роль выполнял Рэй Манзарек – одной рукой.
  4. Только в Соединенных Штатах продано более 32 миллионов копий пластинок группы.
  5. На первое выступление группы «Дорс» пришло более 80 человек, а на следующее – «три калеки». Это объясняется просто: на свой дебют ребята позвали всех друзей и знакомых.
  6. Песни коллектива были использованы в кино – «Апокалипсис сегодня» (1979) и «Форрест Гамп» (1994).

The Doors: начало

Желание создать группу появилось у Джима Моррисона еще в 1964 году, однако воплотить мечту в жизнь удалось лишь годом позднее, когда на одном из лос-анджелесских пляжей он столкнулся с Рэем Манзареком. Рэй учился в одном институте с Джимом, парни были шапочно знакомы и ранее. К тому моменту Джим вовсю писал стихи, а Рэй уже достаточно долго занимался музыкой. Однако его последний проект развалился, Рэй остался без работы.

Моррисон и Манзарек сразу нашли общий язык, ведь их многое связывало. Узнав, что Рэй занимается музыкой, Джеймс прочитал ему несколько своих стихотворений, а затем поделился мечтой о создании группы. Манзарек не был против. Мало того, он пригласил к участию и Джона Денсмора, своего давнего знакомца. Последнего члена коллектива, Робби Кригера, привел Джон. Именно эта четверка считается классическим, золотым составом.

песни группы дорс

Первые демо-записи новоиспеченного квартета появились уже через месяц, а самой первой записанной песней стала Moonlight Drive («Лунный свет»), на те самые стихи, которые Джим читал Рэю при знакомстве.

Сначала ребята выступали в местных барах и клубах. Первые попытки были откровенно неудачными: Джим робел, поворачивался спиной к залу. Бороться со стеснением пробовал с помощью алкоголя, потому на концерты частенько приходил нетрезвым. Тем не менее харизматичные парни быстро обрели свой круг поклонников (вернее, поклонниц) и спустя полгода «доросли» до одного из лучших клубов – Whiskey. Именно там их заметил президент лейбла Electra Records Джек Хольцман. В 1966 году группа «Зе Дорс» подписала договор на выпуск трех пластинок.

Рок-группа «Дорс»: история, состав, творчество и интересные факты

Наверное, любой мало-мальски знакомый с историей зарубежной музыки человек слышал о группе «Дорс». Она является классикой мировой музыкальной арены, а ее песни поют тысячи людей по всему свету, несмотря на то что сама группа давно канула в Лету. По своей популярности в 60-е годы с этими рокерами могли сравниться разве что «Битлз». Однако не было бы ни песен, ни славы, если бы не один человек - Джим Моррисон, фронтмен коллектива.

Путь к славе и популярности

На одном из концертов в забегаловке появляется агент из клуба Whisky Go Go и приходит в восторг от Моррисона и уговаривает The Doors стать штатной группой клуба.
Вскоре группа, и особенно вокалист, приобретают известность. Группе предлагают контракт на запись трёх альбомов. Но на следующее выступление в баре Whisky Go Go Джим не приходит. Его находят в отеле под кайфом. Его приводят в клуб. Джим просит сыграть песню "The End" , песню о его разрыве с девушкой, с которой он встречался в школе. Никто не знал, что у Джима на уме. И Джим поет строчки:
— Father (Отец)
— Yes, son? (Да, сын?)
— I want to kill you. (Я хочу убить тебя.)
— Mother! I want to fuck you. (Мама! Я хочу трахнуть тебя. )
Эти строчки являются версией трагедии Софокла « Царь Эдип » в фрейдистском ключе с явным намеком на Эдипов комплекс .

В этой трагедии, если кратко, рассказывается о том как Лаю, царю Фив (древнегреческого города), оракул предсказал, что он умрет от рук собственного сына. В итоге, когда родился сын, Лай отправил его на верную смерть к подножью горы сковав ноги. Сына нашел пастух и отнес к царю Полибу. Тот воспитал его как своего сына и дал имя Эдип. Когда Эдип подрос, то его сверстники начали дразнить его и говорить что он приёмный. Эдип отправился искать своих родителей и по пути оракул предсказал ему, что Эдип убьет своего отца и женится на матери. Дальше на пути Эдип встречает Лая, не зная что это его отец. Лай наехал колесом повозки на ногу Эдипа, за что тот убил его посохом. Потом, придя в Фивы, Эдип освободил город от Сфинкса, за что был избран царем и женился на Иокасте, не подозревая, что это его мать.

После исполнения песни "The End" владелец клуба называет Джима больным ублюдком и выгоняет группу. На протяжении всей жизни Моррисон не раз вытворял вещи выходящие за рамки.

The Doors

группа The Doors

Из всех эпитетов, которыми пресса и критики когда-либо награждали группу The Doors, самым подходящим будет «самобытная».

Она действительно ворвалась в рок-музыку необычайным вихрем, так же стремительно пронеслась по вершинам хит-парадов и столь неожиданно угасла после смерти своего харизматичного лидера. Однако многие композиции The Doors до сих пор вдохновляют музыкантов, не дают покоя поклонникам и толкают на опасные эксперименты.

Рождение легенды

Об истории группы The Doors написана не одна книга, сняты фильмы и документальные передачи. Вехи становления музыкального коллектива можно проследить шаг за шагом и только двое из ныне живущих участников группы знают, что из этого было на самом деле. Впрочем, поклонники вряд ли когда-нибудь узнают все тайны и загадки этой знаковой группы, ведь легенду нельзя разрушать, иначе не станет символа свободы и непримиримости.

группа The Doors

Перенесемся на время в Калифорнию 1965 года. Жаркое лето, пляжи полны молодежи, в воздухе витает дух бунтарства и непокорности, отрицания канонов и правил поведения. Вот в такой атмосфере встретились два молодых человека на одном из пляжей Лос-Анджелеса. Это были Джим Моррисон и Рэй Манзарек. До этого они уже виделись в киношколе, поэтому разговор завязался приятельский. Джим поведал Рэю о том, что увлечен написанием песен, но ему не хватает смелости кому-нибудь их показать или напеть. Манзарек настоял и услышал из уст Моррисона песню «Moonlight Drive». Композиция произвела такое впечатление на Рэя, что он тут же предложил Джиму сколотить группу, тем более он был знаком с несколькими музыкантами и мог переманить их из других коллективов.

Моррисон не стал долго раздумывать и согласился на творческую авантюру, которая предопределила всю (хоть и короткую) его дальнейшую жизнь. Так в новоиспеченный коллектив попали гитарист Робби Кригер и ударник Джон Денсмор, которые играли в группе Rick and the Ravens.

Бесконечность The Doors

Уже через месяц сформировавшийся состав коллектива сделал первые демо-записи своих творений. Тогда же Моррисон придумал для группы лаконичное название The Doors. Эта идея посетила Джима после прочтения «Дверей восприятия» Олдоса Хаксли. Автор в предисловии написал фразу из поэмы Уильяма Блэйка: «Если бы двери восприятия были чисты, все предстало бы человеку таким, как оно есть – бесконечным». Таким же бесконечным, неподвластным времени и событиям стало творчество группы The Doors. Более неоднозначного коллектива в Соединенных Штатах Америки в 1960-х годах было не найти.

группа The Doors

Уникальность группы подтверждалась не только харизмой Джима Моррисона, но и творческими способностями других членов коллектива. Например, Джон экспериментировал с ударными, Рэй одной рукой на специальной клавиатуре играл басовые партии (бас-гитариста в группе не было), а вторая у него была занята исполнением обычных клавишных отрывков. Оригинальность музыке придавал и коллективный подход к ее созданию – каждый из участников The Doors привносил в песню частичку своего видения конечного продукта.

Популярности группе прибавляли и регулярные выступления в местных клубах. В один из них на концерт The Doors специально пришли Як Хольцман (президент звукозаписывающей компании Elektra Records) и музыкальный продюсер Пол Ротшильд. Кстати, услышать вживую выступление одиозной группы им посоветовал Артур Ли – вокалист рок-группы Love. Як с Полом нисколько не пожалели, что посетили знаменитое заведение Whisky A Go Go и стали свидетелями столь впечатляющего выступления. Моррисон так разошелся в конце программы, что стал выкрикивать со сцены не очень пристойные фразы. Такого владелец клуба стерпеть не мог и разорвал с группой контракт. Поэтому как нельзя вовремя подоспело предложение музыкального лейбла о сотрудничестве с коллективом.

Психоделика устами Моррисона

Всего несколько дней понадобилось музыкантам, чтобы записать дебютный альбом под названием «The Doors». С него-то и открылись их двери в мир признания и успеха. Песня «Light My Fire» через несколько месяцев сделала их кумирами национального масштаба и поставила в один ряд с такими рок-группами как Jefferson Airplane и Grateful Dead. Поклонников очаровывал сильный и неповторимый голос Джима Моррисона, его брутальный внешний вид, бешеная энергетика и обтягивающие кожаные штаны. Эти атрибуты вмиг сделали его секс-символом среди молодежи.

Он же себя таковым совсем не считал. Напротив, поначалу даже стеснялся поворачиваться лицом к зрителям, исполняя свои мистические песни, чувствовал себя на сцене неуверенно. Подавить свою боязнь публичности он пытался с помощью алкоголя и психоделических препаратов. Его кидало из крайности в крайность, что нередко приводило к скандалам и проблемам с правоохранительными органами. Хотя это только подогревало интерес к его персоне и группе в целом. Их приглашали на популярные телепередачи и в модные клубы, о них говорила вся Америка. Творчество The Doors отвечало потребностям эпохи – молодежь хотела слышать необычные бунтарские тексты и видеть развязное поведение на сцене. Поклонники толпами валили на концерты, случались даже столкновения с полицией, когда выступления проходили на открытых площадках.

группа The Doors

То ли под влиянием менеджеров студии звукозаписи, то ли по каким-то другим причинам новый альбом The Doors был более доступным для понимания массовому слушателю. Последней песней звучала 11-минутная композиция «When the Music’s Over», которая окончательно закрепила за фронтмэном и группой репутацию гуру рока. Критики заподозрили в этом коммерческий интерес, находя бунтарский имидж коллектива слишком наигранным. Моррисон, в свойственной ему манере, отвечал на подобные упреки лишь неоднозначными фразами.

Не избежал нападок и третий альбом, который с трудом дался The Doors, потому что вокалист уже был зависим от постоянного алкогольного допинга. Несмотря на все проблемы, альбому удалось добраться до первой строчки американского хит-парада. Кстати, из высшего эшелона чартов группа не выходила никогда.

Дорзомания

Летом 1968 года Джим, Рэй, Робби и Джон отправились в первое зарубежное турне. Сначала их встречал Лондон, где в то время гремела слава The Beatles, затем «дверям» покорилась и вся Европа. Только в Амстердаме группа вышла на сцену без вокалиста, Моррисон был под таким влиянием наркотиков, что не в состоянии был выступать.

группа The Doors

Сейчас сложно сказать, что заставляло совсем еще молодого Джима так стремительно загонять себя в могилу. Ни для кого не секрет, что многие рокеры той эпохи постоянно употребляли психотропные вещества. Кто-то искал в них вдохновение, кому-то они помогали забыться. Но исход таких экспериментов с собственным организмом часто был предсказуем.

Временами Моррисону удавалось собраться и плодотворно работать. Так было и с созданием нового альбома, песня «Touch Me» из которого вновь взорвала умы почитателей их творчества. Потом продюсеру группы удалось добиться выступления The Doors в легендарном Madison Square Garden в январе 1969 года.

Неприятности начались спустя два месяца, когда коллектив выступал в солнечном Майами. Больше семи тысяч человек пришли в зал послушать популярнейшую группу и посмотреть на музыкантов вживую. Моррисон еле стоял на ногах и вряд ли понимал, что выкрикивает публике. Концерт пришлось прервать, а фронтмэну группы пришла повестка в суд за непристойное поведение на сцене. Полтора года обвинители пытались найти свидетелей того, как он снимал штаны прямо на выступлении, но ни один из тех, кого удалось опросить в качестве свидетеля, не подтвердил эту информацию.

Последняя гастроль The Doors

Джим Моррисон

Парадоксально, но ни алкоголь, ни наркотики, ни прибавленные лишние килограммы не мешали Джиму Моррисону петь как прежде, завораживая тысячи слушателей. Альбом «The Soft Parade» получился еще более попсовым, а пластинку «Morrison Hotel» критики и вовсе сочли оптимистичной. Это позволило им сделать вывод о том, что вокалист разобрался с собой и вернулся к прежней форме. Однако это было ошибкой. У него по-прежнему случались проблемы с законом, а поведение не поддавалось никакому объяснению.

12 декабря 1970 года участники The Doors в последний раз выступили вместе перед публикой. После этого была лишь совместная запись последнего альбома. После этого Джим со своей девушкой Памелой уехал во Францию, а 3 июля 1971 года она нашла его мертвым в ванной комнате. Официальная причина смерти – сердечная недостаточность, но экспертизы никто не проводил и истинных данных мы уже никогда не узнаем. До сих пор ходят слухи о том, что Моррисон инсценировал свою смерть, чтобы навсегда скрыться от публичности и славы.

40 лет одиночества

Музыканты были шокированы случившимся, остались песни и музыка, но не стало главного исполнителя. Многие понимали, что его образ жизни не мог привести ни к чему другому. Джим стал в один ряд с теми звездами, которые быстро вспыхнули, а потом угасли в 27 лет, пополнив ряды «Клуба 27».

Участники The Doors сначала пытались найти другого вокалиста, но заменить кумира миллионов не так-то просто, поэтому было принято решение продолжать втроем. Манзарек, Кригер и Денсмор выпустили еще два альбома и музыкальное сопровождение к записям стихов Моррисона. После этого коллектив фактически прекратил существование, хотя официальных объявлений по этому поводу ни от кого не поступило.

Робби Кригер и Рэй Манзарек на Аллее Славы

Уже в XXI веке музыканты вновь объединились и создали проект вместе с вокалистом Иэном Эстбери, не пригласив только Джона Дэнсмора. Бывший ударник The Doors не стерпел такой обиды и обратился в суд с требованием изменить название коллектива. Суд удовлетворил его иск. А в 2013 году не стало Рэя Манзарека, таким образом из первоначального состава группы остались только гитарист Робби Кригер и барабанщик Джон Дэнсмор.

ФАКТЫ

Знаменитый режиссер Оливер Стоун снял в 1991 году фильм об истории группы с одноименным названием. К созданию киноленты привлекли Манзарека, Дэнсмора и Кригера, но финальный вариант им не очень понравился. Возможно, они просто что-то оставили в тайне…

Из-за скандального поведения Джима Моррисона на сцене, группу The Doors не пригласили на знаковые музыкальные фестивали – международный фестиваль поп-музыки в Монтерее (Калифорния) 1967 года и Вудстокскую ярмарку музыки и искусств 1969 года.

Неизвестное об известном: Джим Моррисон

Можно восхищаться смелостью и необузданностью Джеймса Моррисона, а можно осуждать его за фривольное поведение, но нельзя отрицать, что тот вклад, который внес в развитие мировой музыки он сам и его коллектив, поистине бесценен. В России широко популярна фраза «Цой жив!», относящаяся к лидеру группы «Кино»: он погиб более двадцати лет назад, но его песни все так же любимы и почитаемы слушателями. Сейчас же хочется немного переиначить эти слова: «Моррисон жив!» А с ним жива и музыка группы «Дорс».

В одиночестве

Друзья Джима по группе были шокированы его смертью. Тем не менее поначалу они попытались продолжать выступать. Вместо Моррисона на концертах пел Рэй.

В 1978 году, как дань памяти Джеймсу, родился диск An American Prayer («Американская молитва»). Он состоял из его стихов, которые он записал на диктофон. Коллеги просто положили их на музыку. Пластинка была переиздана через семнадцать лет.

После гибели Джеймса «Дорс» смогли записать две пластинки, но без признанного лидера было уже не то. Каждый в итоге занялся своим творчеством.

Через тернии к звездам

Через год был выпущен первый альбом коллектива с одноименным названием. Его записали всего за шесть суток. Он содержал 11 треков, в том числе скандальный The End (в ней были строки, отсылающие к истории Эдипа: «Отец, я хочу убить тебя, мама, я хочу переспать с тобой», - в те годы они звучали шокирующе). Этот диск считается одним из лучших в истории рока.

солист группы дорс

Благодаря нетривиальному подходу к звучанию (в группе отсутствовал басист) и скандальным выходкам Джеймса Моррисона (артист постоянно находился либо «навеселе», либо под ЛСД), группа быстро обратила на себя внимание, получив славу культурного феномена. Песни группы «Дорс» стали синонимом свободы.

В том же 1967-м свет увидел и второй альбом коллектива – так много они записали композиций. Он носил название Strange Days («Странные дни») и был лучше воспринят массовой аудиторией. Кроме того, именно на данном альбоме есть запись стихотворения Моррисона, наложенного на белый шум. После выхода пластинки с таким треком о рок-группе «Дорс» заговорили как о психоделическом коллективе.

Третий диск, Waiting for the Sun («В ожидании солнца») появился год спустя. Джеймс уже сильно зависел от алкоголя, поэтому запись альбома далась артистам с трудом. Тем не менее выстраданные песни с пластинки попали в американские чарты и не раз занимали там высшие места. В этом же году группа «Дорс» поехала на первые зарубежные гастроли в Европу. Все шло хорошо до Амстердама, где музыкантам пришлось выйти на сцену без своего вокалиста – настолько тот был «под кайфом». Таких моментов становилось все больше. Все чаще песни для команды писал Робби Кригер, хотя порой Джеймсу удавалось собраться – и тогда он, как прежде, работал на износ. Музыка была его смыслом жизни – это отмечали и коллеги по группе, и остальные знакомые.

группа зе дорс

В 1969 году вышел четвертый альбом, The Soft Parade («Мягкий парад»), как и прочие, тепло принятый публикой. Он получился чуть более попсовым, что вызвало неудовольствие Джима: он тяготел исключительно к року, был против поп-звучания и даже порывался по этой причине покинуть коллектив.

Еще два альбома, записанные при жизни фронтмена группы, вышли в 1970 (Morrison Hotel – «Отель Моррисон») и 1971 (L.A.Woman – «Женщина Лос-Анджелеса») годах соответственно. В декабре 1970 года произошло последнее совместное выступление квартета.

Читайте также: