Чем занимается сми в реальной жизни

Обновлено: 17.05.2024

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Припоров Е. С.

Рассматривается роль «новых медиа» в развитии информационных технологий . Сеть Интернет позволяет людям общаться, передавать информацию, обсуждать различные явления общественной жизни посредством социальных сетей . «Новые СМИ» стали играть всё более заметную роль в жизни общества, но при этом они не всегда приносят только пользу, они могут негативно воздействовать на человека, занимая всё его свободное время.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бибик Лариса Николаевна, Дейнеко Станислав Владимирович, Устинова Оксана Вячеславовна

Наиболее значимую роль в навязывании негативных стереотипов поведения и в установлении новой «шкалы дозволенного» играют средства массовой информации , сила влияния которых соизмерима с институтом семьи и педагогическим воздействием. В статье анализируются результаты авторского исследования, доказывающего негативное воздействие средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества .

Роль СМИ в жизни человека

Таким образом, общество и СМИ тесно взаимосвязаны, поскольку первое порождает второе и после не может без него обойтись. Первоначальная задача СМИ освещать актуальные события, информировать население, однако от типа и формы подачи информации, ее роль и влияние может меняться. Если негативные события в нашей стране подаются на фоне еще больших проблем в других государствах, традиционно собственные проблемы воспринимаются легче и не так губительно. Подобный принцип активно использовался в советское время.

Общество и СМИ

Сегодня информация дает небывалый успех или беспощадно губит, а тот, кто ею владеет, тот владеет миром. Трудно поспорить с тем фактом, что влияние СМИ на современное общество кардинально отличается от прошлых веков. Газеты, журналы, радио и телевидение способно навязывать определенное мнение и даже модель поведения.

Красочным примером могут стать печатные издания прошлой советской эпохи, когда передовые статьи, публичные развенчания и разоблачения имели грандиозный успех и были губительными для тех, кто осмеяли на страницах газеты. Зато почетные участники газетных дебатов, те работники и активисты, которым удалось попасть на страницы газет в хвалебных одах, становятся звездами местного или государственного масштаба.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Васильева Людмила Витальевна

The article focuses on the role of mass media and its basic functions in modern society.

The role of the media in modern society

The most important role in the imposition of negative stereotypes of behavior and to establish a new “scale permitted” media play, the power of influence which is commensurate with the institution of the family and the educational impact. The article analyzes the results of the author’s studies showing the negative impact of media on the spiritual and moral development of society .

THE ROLE AND INFLUENCE OF THE «NEW MEDIA» IN THE MODERN WORLD

We examine the role of the «new media» in the development of information technology. The Internet allows people to communicate, to transmit information, to discuss the various events of social life through networks. The «new media» began to play an important role in our society, but along with their advantages they may also adversely affect the person occupying all of his/her free time.

Роль и функции СМИ в современном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Припоров Е. С.

К вопросу о работе с «Новыми медиа» в стратегической коммуникации Социальные сетевые медиа и социальные сети в концепциях американских и российских исследователей Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России Маркетинг в социальных сетях: современные тенденции и перспективы i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Влияние СМИ на общество

Сможет ли общество выжить без СМИ? Вряд ли. Роль СМИ в нашей жизни настолько велика, что без газет, журналов и телевидения человек вернется на несколько лет назад и будет оставаться в полном неведении о событиях в мире. Потому стоит задуматься о влиянии СМИ на жизнь человека, а потому выбирать самые качественные средства массовой информации, на которые не влияют посторонние факторы, например, политика, экономическое влияние. К счастью, из всего массива информации всегда можно найти достойную и качественную, а из десятков газет честную и справедливую, в которой все события освещаются точно, быстро и непредвзято. Правда, искать такие СМИ придется долго, ведь многие из них находятся под непосредственным влиянием политических или экономических сил.

Роль средств массовой информации в современном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

Текст научной работы на тему «Роль средств массовой информации в современном обществе»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 111-113.

Л. Н. Бибик, С. В. Дейнеко, О. В. Устинова

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Наиболее значимую роль в навязывании негативных стереотипов поведения и в установлении новой «шкалы дозволенного» играют средства массовой информации, сила влияния которых соизмерима с институтом семьи и педагогическим воздействием. В статье анализируются результаты авторского исследования, доказывающего негативное воздействие средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества.

Ключевые слова: общество; духовно-нравственное развитие общества; ценности; социализация; средства массовой информации.

Система ценностей российского общества за последние десятилетия претерпела несколько этапов реформирования. Распад Советского Союза поставил под сомнение вопросы традиционных для той эпохи ценностей: коллективизм, труд, равенство и т. д. Более того, традиционные ценности подверглись деградации на волне отречения от всего «советского», когда открытый для демократических и либеральных ценностей социум и отдельные социальные группы явно противопоставляли себя духовно-нравственным идеалам, сформированным под воздействием многовековой российской истории и культу-ры1. Неизбежность таких тенденций является своего рода нормой для процессов модернизации, однако массовый и затяжной характер деморализации общества однозначно воспринимается как аномалия.

В результате процессов становления рыночной экономики, гражданского общества, правового государства, активного насаждения демократических ценностей и свобод широкий размах обрели негативные проявления, выражающиеся в падении нравов, обострении социальных противоречий, фрагментации общества, утраты основ национальной идентичности и духовного единства2. Целеустремленность сменилась бесцельностью, глубина конфликта поколений продолжает нарастать, традиционные моральные и нравственные установки деградируют под воздействием глобализации, а на повестку дня вынесен вопрос о правомерности признания эволюции духовно-нравственных ценностей. И если так, то какие ценности считать актуальными и какое поведение рассматривать как «бездуховное» и «безнравственное».

Происходящие в современном обществе изменения имеют в качестве своего катализатора нарастающие в геометрической прогрессии информационные потоки, передаваемые по многочисленным каналам, доступность которых для разных слоев общества постоянно возрастает.

Переход к прогрессивному информационному обществу не исключает, что средства массовой информации могут стать доминирующим агентом социализации личности, тем более что важным атрибутом информационного общества выступает так называемое «информационное сознание», которое является продуктом нарастающей информатизации и лежит в основе глобального информационного пространства3. Нельзя не согласиться на этот счет с Л. Г. Исаевой, что средства массовой информации «являются наиболее доступным и влиятельным механизмом формирования личности»4.

С целью выявления роли средств массовой информации в духовно-нравственном развитии современного общества авторами был проведен социологический опрос жителей городов Тюменской области (без автономных округов). Выборка включала 264 мужчины и 272 женщины (49,3 % и 50,7 % соответственно). Относительное большинство респондентов (59,0 %) представлено молодежью (лицами в возрасте до 35 лет).

Формирование выборки осуществлялось случайным образом на основании списков с шагом, величина которого определялась для каждого населенного пункта пропорционально общей численности жителей в возрасте 18 лет и старше.

На первом этапе исследования авторы выявляли факторы, оказывающие наиболее су-

Л. Н. Бибик, С. В. Дейнеко, О. В. Устинова

щественное влияние на систему ценностей респондентов. Для этого последние были разделены на людей с позитивной духовно-нравственной установкой (те, кто «не приемлют негативные социальные практики», и «людей с негативной духовно-нравственной установкой» (все остальные) (рис. 1).

Респонденты с негативной духовно-нравственной установкой отметили как наиболее значимые следующие факторы (см. таблицу).

Представленные данные свидетельствуют, что наиболее значимыми с точки зрения воздействия на духовно-нравственное развитие общества факторами являются семья (26,1 % от общего числа респондентов), средства массовой информации (21,3 %) и школа (18,8 %).

Среди респондентов с негативной духовно-нравственной установкой наиболее существенными являются такие факторы, как влияние средств массовой информации (21,3 %) и влияние общественного мнения (8,6 %).

На втором этапе исследования выявлялся характер влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества.

По мнению подавляющего большинства респондентов (58,8 %), средства массовой информации оказывают негативное воздействие на духовно-нравственное развитие общества (рис. 2).

Позитивное влияние средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества отмечено 18,8 % респондентов, которые, судя по их комментариям, справляются с этой проблемой путем отсеивания не-

нужного контента, равно как и с проблемой

Факторы воздействия Мужчины Женщины Всего

Количество % к итогу Количество % к итогу Количество % к итогу

% к муж. Ранг % к жен. Ранг Ранг

Общественное мнение: «так все поступают» 25 4,7 21 3,9 46 8,6

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так принято в семье 15 2,8 16 3,0 31 5,8

Так поступают мои друзья 16 3,0 14 2,6 30 5,6

Навязывают СМИ 51 9,5 63 11,8 114 21,3

Другие варианты 4 0,7 6 1,1 10 1,9

Итого 264 274 536 -

Роль средств массовой информации в современном обществе

ограничения доступа детей к такого рода информации. Нельзя снимать со счетов и существующие примеры транслирования положительных духовно-нравственных установок, содержащихся в информационно-познавательных, образовательных и других программах и изданиях.

Признание роли средств массовой информации в качестве фактора духовно-нравственного развития общества требует учета этого обстоятельства при реализации стратегии и тактики социально-экономического развития территории. Нет сомнения в том, что основанием для развития ценностных установок является, прежде всего, трансформация мировоззрения, реализуемая с помощью информационных каналов, вклад каждого из которых подлежит детальному изучению.

1 Ustinova, O. V. Deformation of values system as a reason of demographic crisis in Russia. Scopus. // Life Sci J. 2014. № 11 (8s). Р. 465-468.

2 Осипова, Л. Б. Формирование гражданственности в контексте развития личности молодого человека / Л. Б. Осипова, О. В. Устинова // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. 2012. № 6 (21). С. 95.

3 Устинова, О. В. Роль информационных технологий в жизни общества / О. В. Устинова, С. Е. Соболев // Современные тенденции в образовании и науке : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. 2013. С. 130.

4 Исаева, Л. Г. Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества : дис. . канд. филос. наук. Уфа, 2005. С. 112.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Васильева Людмила Витальевна

Дискурсивные особенности информационно-аналитической статьи: лингводидактический аспект Место и роль средств массовой информации и коммуникации в системе международных отношений Типологические характеристики способов передачи информации в печатных и электронных СМИ XXI века Медиаистория: от понимания к определению сути и понятия i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Роль и влияние «Новых СМИ» в современном мире»

Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (1), с. 251-255

РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ «НОВЫХ СМИ» В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ © 2014 г. Е.С. Припоров

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

Поступила в редакцию 23.04.2014

Рассматривается роль «новых медиа» в развитии информационных технологий. Сеть Интернет позволяет людям общаться, передавать информацию, обсуждать различные явления общественной жизни посредством социальных сетей. «Новые СМИ» стали играть всё более заметную роль в жизни общества, но при этом они не всегда приносят только пользу, они могут негативно воздействовать на человека, занимая всё его свободное время.

Ключевые слова: информационные технологии, социальная сеть, «новые СМИ», Twitter, блоги.

Термин «новые медиа», используемый как синоним термина «цифровые медиа», указывает на отличие цифровых медиа от аналоговых, «старых», традиционных, подчеркивает революционность перемен, происходящих в медийной сфере [3].

За последние четыре года изменился демографический состав пользователей российской части сети Интернет. В настоящее время средний возраст пользователя составляет 33 года, а

его демографические характеристики близки к средним по России в целом [4].

Новые СМИ - широкий термин, который появился в конце XX столетия, чтобы охватить объединение традиционных СМИ, таких как фильм, изображения, музыка, произносимое и написанное слово, с интерактивной властью компьютерной технологии и коммуникационных технологий, позволенных компьютером потребительских устройств и, что наиболее важно, с Интернетом [5].

Примеры современных «новых СМИ».

Facebook в 2004 году создан как социальная сеть для студентов Гарварда, но он быстро распространился на другие университеты и школы. В 2008 году эта социальная сеть стала самым популярным сервисом на тот момент.

Facebook не позволяет такие же настройки внешнего вида профиля, как и MySpace. Однако в Facebook пользователи могут размещать фотографии, видеофайлы и иным способом изменять вид своих профилей.

настройками конфиденциальности являются «только друзья», «друзья друзей» и «все»).

LinkedIn была создана в 2003 году и стала одной из первых социальных сетей, посвященных бизнесу.

Социальная сеть MySpace была основана в 2003 году и к 2006 году стала уже одной из самых популярных в мире.

MySpace отличилась тем, что давала пользователям возможность полностью настроить внешний вид своих профилей. Пользователи также могли загрузить музыкальные композиции на MySpace и добавить в свои профили видеофайлы из других интернет-ресурсов.

Обновления в реальном времени

Обновления в реальном времени стали новой нормой в социальных медиа. С появлением сервиса Twitter в 2006 году, обновления статуса стали новой нормой в социальных медиа. На данный момент почти все социальные сети имеют функцию обновлений статуса в реальном времени.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Twitter был основан в 2006 году и получил большую популярность. Twitter породил ряд сторонних сайтов и приложений, становясь больше платформой, чем простым сервисом. Существуют клиентские приложения для обновления Twitter-аккаунтов, сервисы для слежения за обновлениями Твиттов и сервисы для постинга фотографий и видео файлов непосредственно на Twitter.

Социальные средства массовой информации предоставили пользователям сети Интернет возможность быстро и легко выкладывать свои медиасюжеты под собственными именами. Социальные медиа предложили своей аудитории,

во многом разочарованной в традиционных СМИ, принципиально новые инструменты взаимодействия и участия. Для того чтобы опубликовать свой текст, уже не надо было работать в редакции газеты или журнала, обладать специфическими знаниями и даже талантом -Интернет открыл широкие возможности для молодых авторов.

Социальная сеть отличается от блога тем, что у пользователей социальных сетей нет необходимости тратить много времени на поддержание своей активности постоянными постами и обновлениями; им не нужно иметь выдающихся способностей в области написания текстов. Каждый участник социальной сети развивает коммуникацию с определенной аудиторией, которая по тем или иным причинам заинтересована в общении с ним.

При изучении «новых медиа» специалисты выделяют следующие характерные особенности:

- широкий и удобный доступ к необходимой пользователю информации;

- расширение возможностей обратной связи, которое позволяет аудитории взаимодействовать с источником информации;

- в отличие от традиционных, «новые» СМИ более динамичны;

- высокая степень индивидуализации данных массмедиа;

- коннективность, т.е. возможность не только связывать людей друг с другом, но и позволять обмениваться огромным объёмом информации.

Один из известных и авторитетных исследователей данной проблематики Л. Манович в своей работе «The language of new media» [6] проводит границу между «новыми» и традиционными средствами массовой информации. Итогом его исследования являются пять критериев, принципов, которые он выделяет:

1) числовое представление (все объекты «новых медиа» представляют собой в конечном счете цифровой код, т.е. последовательность нулей и единиц);

2) модульность (каждый элемент «новых медиа», с одной стороны, является частью целого, единого объекта, например вэб-страница является частью вэб-сайта);

3) автоматизация (первые два принципа делают возможным автоматизировать многие операции, связанные с проектированием, доступом пользователей и манипулированием продуктов новой среды);

4) изменчивость (объект новых медиа можно изменять, и он может существовать в бесконечном количестве версий);

5) транскодинг (профессиональный термин, означающий прямой перевод одного цифрового формата в другой).

Развитие «новых СМИ» неразрывно связано с информационными революциями. К настоящему моменту произошло несколько волн информационных революций. Первая волна связана с возникновением письменности на заре древних цивилизаций, когда появилась возможность сохранять какую-либо информацию на материальном носителе (пергамент, бумага). Вторая волна стала итогом создания печатного станка Иоганном Гутенбергом в XV веке, что дало уникальную возможность - выпуск массового информационного продукта. Третья волна информационной революции ознаменовала появление в мире человека таких феноменов, как радио и телевидение. В качестве четвертой волны информационной революции в мире сегодня многие называют возникновение в нашей жизни глобальной сети Интернет, что подготовило почву и все условия для развития «новых медиа».

Действительно, в результате стремительного развития информационных и коммуникационных технологий и особенно технологий, связанных с использованием глобальной сети Интернет, облик современного общества существенно изменился. Под воздействием интернет-технологий сегодня оказываются все сферы общественной жизни, в том числе и политика, и экономика, и культура. С точки зрения нового средства коммуникации, Интернет представляет уникальный феномен. Особенно впечатляющим выглядит то влияние, которое сеть Интернет оказывает на медиасреду. Анализ изменений в области медиарынка позволяет говорить о том, что в результате мощного воздействия цифровых технологий, работы с информацией и распространения «глобальной паутины» старые медиа (газетные, теле- и радиовещательные) изменяют свою традиционную природу настолько, что на свет появляется совершенно новое явление - медиа, функционирующие в глобальной сети. Как теоретики, так и практики в области массмедиа приходят к выводу о том, что Интернет сегодня следует рассматривать как будущее медиабизнеса, основу медиатехно-логий XXI в. Возможности, которые глобальная паутина предоставляет медиарынку, уникальны.

При этом изменения, происходящие на медиа-рынке, кажутся магистральными. «Передел рынка внимания и рынка рекламы в пользу сетевых изданий совершается непосредственно на наших глазах».

Если проследить динамику смены медиатех-нологий как процесса, развернутого во времени, нетрудно заметить, что до 1980-х гг. развитие медиа представляло собой поступательный линейный процесс, растянутый на несколько столетий. Коммуникационный взрыв, который в свое время был вызван изобретением печатного станка, выпуском первой книги, потом - первой газеты (что уже подразумевало массовость информационного продукта), а затем и появлением главных игроков медиасферы XX в. - радио и телевидения, с точки зрения формата родившихся медиатехнологий за эти несколько столетий при всей масштабности процесса представлял развитие и сосуществование лишь двух форм медиа - печатной и аналоговой.

В свою очередь, параллельно с развитием «новых СМИ» появилась концепция Web 2.0, которая предполагала активное использование, в том числе, технологий «новых СМИ». Одним из наиболее успешных и популярных в сети Интернет примеров «новых медиа» можно считать интернет-энциклопедию «Википедия». Пользователи «Википедии» имеют возможность сами написать статью, дополнить ее, привести ссылки для доказательства и подтверждения написанного, чего нельзя сделать в обычной версии интернет-энциклопедии. В то же время это наиболее показательный пример перехода от концепции Web 1.0 к концепции Web 2.0.

Как я уже упоминал, «новые СМИ» являются сетевым динамичным образованием, включающим в себя функцию удобной обратной связи между автором и аудиторией, по сути это некая площадка для выражения собственного мнения, его обсуждения. В связи с этим фактом многие общественно значимые события имеют своё отражение в интернет-блогах, Twitter, социальных сетях и т.д.

В качестве примера я рассмотрю один из таких случаев - события 10-15 октября 2013 года в г. Москве в Бирюлёво.

Если говорить о площадках, на которых происходило обсуждение, то наиболее активно

Вторая половина населения - люди старшего поколения, которым пока еще трудно освоить новые технологии, а соответственно, в полном объеме использовать все возможности сети Интернет. Это предположение подтверждается следующими данными: за последние два года количество пользователей сети Интернет в России возросло с 52% до 62%. Больше всего пользователей среди студентов и учащихся (92%), специалистов, руководителей и управленцев (по 91%), а меньше всего - среди пенсионеров (15%) [8]. Среди россиян моложе 25 лет пользователей Интернета 91%, в возрасте 25-40 лет -84%, а старше 55 лет - 23% [9].

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мере развития и усиления влияния «новых СМИ» на общество, их стали использовать в политических целях - ведения информационных войн, мобилизации населения арабских государств через различные социальные сети и Twitter.

Также считаю необходимым привести в качестве примера данные интернет-сервиса «Google блоги», согласно которому только за период с 10 по 15 октября 2013 года в связи с общественными волнениями в одном из районов г. Москвы на просторах сети Интернет появилось более 33 700 записей с тегом «беспорядки в Бирюлёво». Для сравнения можно привести данные о грузино-южноосетинским конфликте, который произошел в августе 2008 года. Тогда за период с 8 по 12 августа 2008 года в сети Интернет, по данным того же интернет-сервиса, появилось около 4500 записей с тегом «вооруженный конфликт 2008». Приведенные цифры говорят сами за себя о, безусловно, воз-

росшей за последние годы роли и популярности такого вида «новых СМИ», как интернет-блоги.

Таким образом, с одной стороны, современный человек предпочитает сетевое общение живому; Интернет занимает большую часть его жизни, что приводит, с моей точки зрения, к некоторой деградации, а именно: люди меньше читают, реже ходят в библиотеки, театры, музеи и впоследствии это всё приводит к снижению уровня мыслительного процесса и умственного развития.

С другой стороны, «новые СМИ» позволяют очень быстро и оперативно по сравнению с традиционными СМИ обмениваться большим объемом информации; в сети Интернет иногда можно получить доступ к информации раньше, чем ее будут транслировать по телевидению, смотреть телепередачи повторно, найти нужную информацию и людей. Службы безопасности многих стран используют возможности «новых СМИ» с целью быстрого и более достоверного получения сведений из баз данных, что позволяет отследить или узнать место нахождения особо опасных преступников и международных террористов. Используя возможности интернет-сервиса Skype, мы можем заниматься образовательной деятельностью (изучать иностранные языки с носителем языка, который в этот момент может находиться в другой точке земного шара), можем обмениваться информацией, событиями, происходящими в нашей жизни, и новостями, не просто переписываясь или как обычно разговаривая по телефону, но и видя друг друга через веб-камеру.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать несколько небольших выводов:

- «новые СМИ» завоевали свою аудиторию за относительно небольшой период и продолжают увеличивать ее и в настоящее время;

- развитие «новых СМИ» расширяет возможности доступа общества к информации, увеличивается скорость ее распространения;

- в связи с последними революциями (Египет, Ливия, Сирия) возрастает роль компьютерных технологий в сфере государственного политического управления;

- благодаря использованию «новых СМИ» упрощается задача мобилизации населения с целью совершения им конкретных действий (организация массовых общественных выступлений, забастовок и т.д.);

- с развитием «новых СМИ» увеличивается ответственность политиков, государственных служащих за принимаемые ими решения и совершенные деяния, так как это может повлечь за собой бурное обсуждение в сети Интернет и, впоследствии, перенестись на улицу в виде общественных волнений;

- с другой стороны, «новые медиа» - это воплощение одного из принципов демократии -плюрализма;

- в настоящее время «новые медиа» пользуются популярностью у молодого поколения больше, чем у старшего, старшее поколение отдает предпочтение традиционным средствам массовой информации.

2. Черных А. Мир современных медиа. М.: Территория будущего. 2007. 309 с.

3. Соколова Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху // Международный журнал исследования культуры. СПб., 2012. № 3(8). С. 7.

6. Manovich L. The Language of New Media / MIT Press, 2001. P. 49-63.

THE ROLE AND INFLUENCE OF THE «NEW MEDIA» IN THE MODERN WORLD

We examine the role of the «new media» in the development of information technology. The Internet allows people to communicate, to transmit information, to discuss the various events of social life through networks. The «new media» began to play an important role in our society, but along with their advantages they may also adversely affect the person occupying all of his/her free time.

Keywords: information technology, social networks, «new media», Twitter, blogs.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Chernyh A. Mir sovremennyh media. M.: Ter-ritoriya budushchego. 2007. 309 s.

Текст научной работы на тему «Роль и функции СМИ в современном обществе»

РОЛЬ И ФУНКЦИИ СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

The article focuses on the role of mass media and its basic functions in modern society.

В процессе становления общества в нем зарождались и развивались различные социальные институты: политические, экономические, образовательные, юридические, научные и др. На определенном этапе общественного развития для удовлетворения потребности людей в общении появился такой социальный институт как средства массовой информации (далее - СМИ), без которых сегодня невозможно представить функционирование мирового сообщества.

Сложное и динамично развивающееся явление, СМИ выступают предметом изучения в разных областях знания - журналистике, социологии, политологии, культурологии, лингвистике. Одним из ключевых понятий данных наук является термин «СМИ», не имеющий однозначного толкования в современной литературе.

В одних исследованиях понятие СМИ считается тождественным понятию СМК (средства массовой коммуникации), поскольку они, как коммуникативные системы, участвуют в общении между людьми в процессе их социальной деятельности на основе технологий печати, телевидения, радиовещания, Интернета1.

В других работах отмечается, что, несмотря на близость понятий СМИ и СМК, не следует рассматривать их как синонимы, поскольку массовая коммуникация представляет собой процесс систематического распространения информации на массовую гетерогенную аудиторию с помощью СМИ с целью воздействия на оценки, мнение и поведения людей. При этом СМИ рассматриваются как совокупность технических средств, общественных организаций и человеческих ресурсов, которые задействованы в массовом распространении информации. В подобном подходе к СМИ в узком смысле относятся печать, радио, телевидение. СМИ в широком смысле включают в себя такие средства массового распространения информации как кино, книгоиздание, звуко- и видеозапись, реклама, а также новые компьютерные технологии в виде глобальной сети Интернета2.

Однако, несмотря на некоторые различия в толковании основных понятий, большинство исследователей языка СМИ сходятся во мнении, что СМИ не просто отображают окружающую действительность, объективно фиксируя происходящие вокруг события, они прямо или опосредованно, в открытой или скрытой форме, влияют на все социально-политические процессы, и их роль в обществе определяется совокупностью функций, которые они выполняют.

В ходе анализа современной отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике были выявлены следующие основные функции СМИ: информативная, идеологическая, когнитивная, развлекательная, образовательная, рекламная.

Назаров, Т.Г. Добросклонская, С.А. Ржанова, В.В. Славкин, О.Г. Ревзина, В.А. Тырыгина, Ю.В.

Шемелина, В.С. Григорьева, Г.В. Лазутина, С.С. Распопова, А.А. Липгарт, D. McQuail, D. Fleur, M. Lawrence, E.W. Brody, W.S. Le Roy, B.D. Itule, D.A. Anderson, E.D. Cohen, D. Elliot).

В исследованиях некоторых американских лингвистов в рамках информативной функции выделяются две нижеследующие частные функции.

2. Удовлетворение частных потребностей в получении информации (private surveillance), когда любой член общества может получить ту информацию, которая актуальна для него на данный момент (спортивные и культурные события, научная жизнь, общественная и частная жизнь знаменитостей, погода, мода и т.д.). Реализация данной функции позволяет быть информированными в различных сферах деятельности, чувствовать себя в информационной безопасности и быть уверенными в стабильном развитии общества4.

Поскольку СМИ имеют огромное влияние на общество, их часто называют «четвертой властью». В связи с этим на распространение информации в СМИ налагается ряд ограничений, которые определяются, главным образом, типом власти и формой государственного устройства. Так, для нетоталитарного социума характерны институциональные ограничения, имеющие юридическое закрепление (например, в перечнях сведений, составляющих государственную тайну). С другой стороны, действуют конвенциональные ограничения, основанные на социокультурных регулятивах общения (следование этическим нормам, право личности на частную жизнь), что часто нарушается, особенно в изданиях так называемой «бульварной прессы»5. Кроме того, в США и странах Западной Европы журналисты также должны руководствоваться принципом социальной ответственности (social responsibility). Он заключается в том, что своими материалами корреспонденты должны способствовать улучшению, совершенствованию общества, призывая к этому аудиторию («. newspeople expect to contribute to the betterment of society, spurring media audiences to behave in socially responsible way»)6.

Идеологическая функция (interpretation function) считается одной из важнейших функций СМИ. Видение происходящих событий представляется массовой аудитории через призму определенных культурных ценностей и политических ориентиров. Следует отметить, что автор аналитической статьи не всегда прямо говорит читателю о том, какой вывод должен быть сделан из его материала или какое отношение должно быть к участникам описанного события. Довольно часто мнения читателей складываются по мере прочтения статьи из определенных причинно-следственных связей в развитии события, аргументов, предложенных журналистом в публикации. Таким способом оказывается имплицитное влияние на строй мышления человека, стиль его мировосприятия.

Благодаря оценке и анализу конкретных фактов текущей политической, экономической и других сфер жизни посредством СМИ формируются ценностные ориентиры общественного сознания. При этом интерпретация и оценка событий осуществляются на уровне как отбора фактов, так и их освещения с тех или иных идеологических позиций с использованием определенных лингвостилистических средств. На телевидении для этой цели также возможно привлечение визуальных и звуковых эффектов (А.Н. Васильева, С.Ю. Медведева, Т. ван Дейк, С.Ю. Стрелкова, Г.Я.

Солганик, И.О. Косова, М.Р. Желтухина, И.А. Стернин, М.Н. Володина, С.М. Гуревич, М.М. Назаров, Т.Г. Добросклонская, В.В. Славкин, С.А. Ржанова, В.А. Тырыгина, Ю.В. Шемелина, E.W. Brody, R.

Fowler, D.A. Graber).

Когнитивная функция СМИ заключается в том, что язык СМИ, как и язык других сфер деятельности (религиозно-мифологической, философской, научной, художественной и др.), создает определенную картину мира - публицистическую. Несмотря на то, что сейчас ее изучение находится на начальной стадии, существует точка зрения, в соответствии с которой это позволит глубже понять природу и специфику публицистической речи, взглянуть на нее как на единую структуру, раскрыть ее возможности описания действительности .

В исследованиях, представляющих собой синтез коммуникативного и когнитивного начал, выделяется коммуникативно-когнитивная функция СМИ. Она проявляется в том, что посредством информирования осуществляется управление коллективным адресатом, т.е. контролирование и регулирование поведения огромных масс людей8.

Развлекательная функция (entertainment function) ассоциируется с разнообразными музыкальными программами и материалами развлекательного характера, позволяющими заполнить свободное время, получить эстетическое наслаждение, эмоциональную разрядку (например, тексты группы «Features» в печатных СМИ) (А.Н. Васильева, И.О. Косова, М.М. Назаров, Т.Г. Добросклон-ская, В.А. Тырыгина, D.A. Graber, M. Stephens).

При реализации образовательной функции осуществляется повышение образовательного уровня аудитории и распространение знаний в рамках специальных образовательных программ,

Рекламная функция связана с воздействием на массовую аудиторию с целью убеждения в необходимости приобрести те или иные товары или воспользоваться определенными услугами. В англоязычных исследованиях эта функция часто называется функцией убеждения (persuasive function)10.

Необходимо отметить, что некоторые исследователи выделяют в качестве отдельных функцию воздействия, или социального управления (в зарубежных исследованиях - the function of political socialization) и функцию манипуляции (manipulation function).

Функция воздействия заключается в формировании моделей поведения, привычек, сознания в целом на основе тех ценностей и политических идеалов, которые задаются особенностями государственного устройства и демонстрируются в СМИ11.

Функция манипуляции представляет собой регулирование политических процессов с помощью СМИ. Данная функция реализуется главным образом в комментариях - расследованиях и материалах группы «Features» в прессе, а также в телевизионных шоу (например, «Sixty Minutes» в США), в которых разоблачаются административные и другие махинации высшего руководства страны со всеми вытекающими для него последствиями (The purpose of these modern shows is to muckrake). В большинстве же случаев СМИ поддерживают действующую политическую систему, поскольку политическая ситуация в стране и находящиеся у власти политики являются одним из главных источников новостей12 .

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безусловно, все названные выше функции тесно связаны между собой, и в том или ином продукте массовой коммуникации сочетается, как правило, несколько функций. Это следует учитывать при изучении любого аспекта языка СМИ.

Таким образом, СМИ, изначально возникшие для удовлетворения потребности людей в получении информации, в общении, стали неотъемлемой частью жизни человека. Они информируют, анализируют, формируют картину мира, развлекают. При этом любая функция СМИ в какой-то степени может рассматриваться как воздействующая: с целью сообщить новые знания о той или иной

ситуации, сформировать или изменить ценностные ориентиры, модели поведения, привычки, создать определенную картину мира, приобрести тот или иной товар или услугу.

1 Шкондин, М.В. СМК и СМИ как понятия журналистики // Вестник МГУ. Сер. 10 «Журналистика». -2002. - № 2. - С. 36.

2 Косова, И.О. Система текстов массовой информации // Лингводидактические проблемы межкультурной коммуникации. - Волгоград, 2003. - С. 96-103; Язык средств массовой информации: Учеб. пособие для вузов / под ред. М.Н. Володиной. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. - С. 24; Добросклонская, Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). - М.: Едиториал УРСС, 2005. - С. 15-17.

3 Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. - М.: Аванти плюс, 2003.

4 Graber, D.A. Mass media and American politics. - A division of congressional quarterly Inc., Washington, D.C., 1997. - P. 5-9.

5 Ржанова, С.А. Речевая культура как феномен массовой коммуникации. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2005. - С. 10; Graber, D.A. Mass media and American politics. - P. 28.

6 Le Roy, W.S. Mass media / mass culture. - N.Y.: McGraw - Hill, Inc., 1992.; Graber, D.A. Mass media and American politics. - P. 22.

7 Ржанова, С. А. Речевая культура как феномен массовой коммуникации.

8 Кубрякова, Е.С., Цурикова, Л.В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации: Учеб. пособие по специализации. Ч. 2. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - С. 126-159.

9 Желтухина, М.Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: Монография. - М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003; Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования; Добросклонская, Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). - М.: Едиториал УРСС, 2005; Ржанова, С. А. Речевая культура как феномен массовой коммуникации.

10 Добросклонская, Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов.; Дзялошинский, И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестник МГУ. Сер. 10 «Журналистика». - 2005. - № 1. - С. 29-38; Голованова, Г.А. Газетная пресса США // Там же. - 2006. - № 5. - С. 7- 11.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бибик Лариса Николаевна, Дейнеко Станислав Владимирович, Устинова Оксана Вячеславовна

Интернет как транслятор негативных социальных практик Оценка уровня духовно-нравственного развития общества Особенности воздействия средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества Роль средств массовой информации в процессе формирования нравственных и духовных основ личности Влияние средств массовой информации на образ жизни молодежи i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Читайте также: