Чем отличается китайская дота

Обновлено: 30.06.2024

Начнем с мифа, зародившегося в 2009 году: согласно ему, китайцы долгое время не могли освоить темпы «Доты» и играли медленно.

Когда DotA AllStars набирала популярность в Китае и во всём мире, самой эффективной схемой игры считалась 4+1. Суть её заключалась в том, что четыре героя обеспечивали для керри максимум пространства, отвлекая противника постоянными драками. Керри же в это время занимался убийством крипов и собирал необходимые для драки слоты.

Когда смотришь китайскую «Доту»

Китайцы довели эту схему до автоматизма. Она отлично работала, поэтому менять стратегию не имело смысла. Только когда европейские команды показали, что это не единственный способ побеждать, китайцы стали пробовать новые стратегии и стили. Сейчас они могут адаптироваться к любому патчу и использовать самый эффективный стиль. Вплоть до «тотального пуша» от Vici Gaming на The International 2014, где игры заканчивались за 15-20, а то иногда и за 10 минут.

В Китае учат играть в Dota 2 в университетах и колледжах

Ещё в 2014 году Чунцинский энергетический колледж ввёл курс «Современное развитие электронного спорта и анализ Dota».

Он был факультативным, но собрал большую аудиторию: туда сразу же записалось больше сотни человек. По словам представителя колледжа, до этого необязательные курсы такой популярностью не пользовались. Занятия проводятся раз в неделю и длятся два часа. Первый час студенты разбирают реплеи профессиональных турниров, а второй час занимаются практикой, то есть играют в Dota 2.

В сентябре 2016 года министерство образования Китая официально разрешило включать киберспортивные курсы в обязательную программу. В 2017 года киберспортивные специальности собираются открыть Силиньголский профессиональный колледж и Хунаньский спортивный профессиональный колледж. Студентов будут учить аналитике, разработке стратегий, менеджменту, судейской и тренерской работе. Для поступления в Хунаньский колледж придётся сдавать математику и красноречие. Кроме этого в списке требований значатся «приятная внешность и хороший характер».

Без приятной внешности на киберспорт не поступишь

Впрочем, официальное киберспортивное образование есть не только в Китае. Например, похожие специальности есть в Корее, в университете Чун-Ан, и в России, в Российском государственном университете физической культуры.

Числовые ники китайских игроков являются шифром

На современной сцене числовые ники у китайских игроков — большая редкость. Но во времена DotA AllStars многие китайские игроки подписывались цифрами. Дело в том, что цифры являются омофонами многих слов, то есть произносятся одинаково. Китайцы могут писать цифрами целые предложения, и смысл им будет понятен.

Разберём ники самых популярных игроков. Например, 820 означает «Не люблю вас». Яо QQQ И раньше подписывался 357, что значит «родился незлым». Хуан LongDD Сян иногда использовал ник 520 — «я люблю вас». В команде FTD Club C играет Тан 897 Чжижуй, и его ник переводится как «недолгий подъём».

Когда прочитал ник 820

Но отнюдь не во всех числовых никах зашифрованы слова. Например, ник менеджера EHOME Танг 71 Веньи не означает «злиться нужно». Он просто использовал в качестве никнейма рекорд в «Сапёре»: за столько секунд он однажды прошел эту игру на максимальном уровне сложности.

Возвращение Anti-Mage от BurNIng

Во время The International 2013 The Alliance , которая доминировала на мировой сцене весь год, уверенно шла к чемпионскому титулу. До полуфинала виннеров против Team DK шведская команда не проиграла ни одной карты. На второй карте DK отдала шведам коронных Naga Siren и Nature’s Prophet, однако сама взяла Anti-Mage — самого сильного персонажа Сюя BurNIng Чжилэя. Игроки The Alliance осознали, что недооценили опасность, когда BurNIng пришёл в первую драку и уничтожил всех героев врага. Поэтому на третьей карте, которую выиграла The Alliance, Anti-Mage забанили на первой же стадии. Шведы в итоге победили и в матче, и на турнире, но эту карту фанаты DK запомнили надолго.


Тотальный пуш Vici Gaming

На The International 2014 Vici Gaming привезла особую стратегию, которую раньше не показывала. Бай rOtK Фан и его команда научились не просто пушить, а буквально уничтожать здания противника одно за одним. И даже когда тот пытался подраться при защите очередной вышки, победить ему все равно не удавалось. VG идеально держали позицию и чётко понимали задачи каждого героя. Противники по плей-офф сыпались один за другим. Для выхода в гранд-финал оставалось победить одну команду — Evil Geniuses . Американцы действительно смогли выиграть одну карту, но на двух остальных Vici Gaming понадобилось лишь по 16 минут, чтобы исполнить коронную стратегию.



Китай, Цензура, Дота 2

Как некоторые наверное знают, в Китае очень строгое отношение к приметам и всяческой символике смерти: крови, костям и скелетам. В связи с этим, в китайском регионе люди играют в визуально отличающуюся Доту 2, некоторые герои и предметы выглядят крайне непривычно для европейца.

Принес эти визуальные особенности специальный Low Violence патч, разработанный компаниeй Perfect World. В октябре 2012 года, для выхода на китайский рынок, Valve заключили с Perfect World соглашение, по которому последние получили экслюзивные права на распространение Доты 2 в Китае. Следует так же отметить, что играют китайцы не со всем остальным миром, а на отдельных серверах, так же принадлежащих компании Perfect World.

Помимо некоторых отличий в графике, в китайской Доте 2 есть еще несколько особенностей:

  • Собственный китайский магазин
  • Отсутствуют встроенные гайды
  • Цензура мата в чате (английский и китайский)
  • Уникальные вещи (например акция Кока-Кола по сбору крышечек, бонусы к миниатюрным фигуркам и подарки к футболкам)

Пластические операции и марлевые повязки

1

Некоторые герои претерпели операции по смене устрашающих лиц на чуть менее устрашающие (по мне так некоторые стали намного страшнее, но душа китайца – потемки). Так же на мой взгляд обилие безыдейных масок вредит дизайну игры, но все-таки мод делали не Valve, сторонней компании простить некоторые огрехи.

Кроме портретов закономерно изменились и модельки героев, вот некоторые из них:

Наикс в наморднике

1

Лич в респираторе

1

Пугна заболел гриппом

1

1

СФ - адский козел

1

Следующим изменениям подверглись некоторые привычные итемы (у нас - у них):

1
1

В целом, патч не привнес кардинальных изменений ни в игровой процесс, ни в облик героев, однако сама тенденция довольно интересна. Азиатский мир таит еще много странного и загадочного для непосвященного зрителя, но об этом расскажем в следующих выпусках.

Yaphets против YamateH

Китайские команды регулярно побеждали на турнирах серии World DotA Championship. Но в 2010 году там решили еще раз доказать, что китайская «Дота» — лучшая в мире. Организаторы устроили классический шоу-матч 1 на 1 на Shadow Fiend. В нём сошлись два лучших игрока Юго-Восточной Азии и Китая — Энг YamateH Вэй Пунг и Бу YaphetS Янцын. Yaphets с ходу захватил преимущество и спровоцировал противника на агрессию. Как ни старался YamateH, он не смог переломить ход игры. После первой смерти игрок даже уходил в лес, чтобы набрать недостающий урон с пассивной способности. Но осознав, что у него нет шансов, сдался и признал поражение.


В Китае стримеры зарабатывают больше профессиональных игроков

Впервые об огромной разнице между заработками игроков и стримеров в 2014 году заговорил Чжан LaNm Чжичэн — на тот момент игрок Team DK , а ныне EHOME. Выступая на конференции в Шанхае, он рассказал, что средняя зарплата профессионального игрока — примерно $5 тыс., а китайские стриминговые платформы платят стримерам в десятки раз больше. Многие профессионалы задумываются о том, чтобы завершить игровую карьеру и заниматься только стримами. Ведь перекрыть эту разницу получится, только если выиграть The International.

Ежедневный доход китайского стримера

Ведущие китайские стримеры или бывшие профессиональные игроки наверняка могут рассчитывать на большие суммы. Ведь среди китайской аудитории они будут пользоваться большей популярностью, чем EnVy, да и стримить они могут дольше, чем 2-3 часа в день.

Китайский клиент Dota 2 отличается от обычного

В китайском клиенте модели нескольких героев, иконки заклинаний и предметов и даже логотип стороны Тьмы отличаются от используемых в остальных регионах.

Китайскому издателю Dota 2, компании Perfect World, пришлось поменять внешний вид игры, чтобы она соответствовала местному законодательству. А оно запрещает использовать черепа, кости и кровь. Поэтому Pudge полностью зашили, Pugna и Clinkz стали тощими демонами, а Shadow Demon, Lich и Lifestealer надели маски на лицо. С иконок удалены все следы крови и даже едва заметные черепа на Basher и Ethereal Blade.

Такая в Китае цензура

Цензуре подверглась и озвучка. Герои не рычат, не кричат, а спокойно беседуют. В чате автоматически удаляются любые ругательства как на китайском языке, так и на английском. Кроме того, на серверах Perfect World есть уникальные предметы, которые недоступны игрокам на серверах Valve. Они не только продаются в магазине, но и могут случайно выпасть игроку после сыгранной партии.

Почему китайская Дота сильнее европейской? Они все мыслят как оффлейнеры

PSG.LGD

PSG.LGD

Thunder Predator

Thunder Predator

Invictus Gaming

Invictus Gaming

DPC Китай: Perfect World

DPC Китай: Perfect World

Vici Gaming

Vici Gaming

Singapore Major

Singapore Major

Team Secret

Team Secret

Виталий Дьяконов про фишки региона.

В топ-3 мейджора в Сингапуре две команды – китайские, что подчеркивает силу региона. При этом у китайских команд есть некий общий стиль Доты, отличный от остальных регионов. Про него я и расскажу.


Суть их драфтов всегда проста и понятна

«Они проиграли драфт» или «У них какая-то странная задумка». Именно эти фразы почти неприменимы к играм китайских команд на этом мейджоре. В их драфтах есть некая прямолинейность – еще до крипов ясно, какие действия будет делать команда на карте, как драться и через какие комбинации побеждать. Сложные комбинации в их пиках почти полностью отсутствуют – ДП просто жмет ульт, Оракл просто кидает False Promise в Тролля, Феникс просто раскидывает Птичек и жмет Супернову, а МК просто ставит Арену. Вот только это «просто» натренировано до такого автоматизма, что даже вызывает удивление.

Пока условная Европа придумывает какие-то сложные в исполнении темповые страты через тройку-Алхимика, Китай берет Оракл+Тролль и выигрывает в Доту через нажатие трех кнопок (с БКБ четыре), очень практично и эффективно. Это отличие было прекрасно заметно на 2-й карте игры IG против Secret – пока Puppey балансировал Биста, Вивера и МК на карте и пытался потом найти с ними точечные атаки, IG набрали стандартных героев под тифайт. Secret вели 6к золота к 21-й минуте, но выиграть сейчас в Доту без победы в крупном тимфайте нельзя. И тимфайт IG был сильнее, а главное – прощал небольшие ошибки и был проще в исполнении (как в микро, так и в макро), что дополнительно подчеркнули лаги:

В матче на вылет – лаги. Просто слайд-шоу. Просто позор

У Secret был далеко не самый простой способ победы на этой карте – от них требовалось выиграть линии, отобрать часть зон фарма IG в раннем мидгейме, забрать Рошана в районе 20-й или 22-й минуты и зажать китайский клуб на базе, используя Аегис, чтобы Лансер не выфармил свои арты. А теперь суть страты IG:

  • Жмем сейф-ТП на важные обжективы, когда их атаукуют.
  • После ТП нажимаем Арену и Супернову, продлеваем контроль через Лиона и Войд Спирита.
  • Такими действиями даем фарм Лансеру, который на трех слотах выиграет чуть ли не в соло.

Secret всего один раз ошиблись в позиционке (под Арену они все же подставились) и проиграли карту. С китайскими драфтами подобное очень сложно представить – наличие сильного тимфайта в условиях современной Доты автоматически дает право на несколько ошибок по ходу карты, ведь даже если вы будете проигрывать 5-6 тысяч золота к 20-й или 25-й минутам, то сможете за счет хорошей начальной позиции выиграть драку даже против Аегиса. Иными словами, китайские драфты построены на принципе « Что ты мне сделаешь , я в др угом городе ?» .

Залог победы – давление, в том числе и психологическое

С драфтами разобрались, теперь перейдем к общим идеям в плейстайлах китайских команд. Есть список героев, которыми играет чуть ли не каждая китайская команда: Тролль, Бистмастер, Оракл, Феникс, Шаман, ДП. Каждый из этих персонажей автоматически делает драфт китайского клуба сильнее. Почему? Они прекрасно создают давление на карте .

Китай любит играть от сильных линий, а в раннем мидгейме постоянно заходить в области фарма противника – чтобы забрать крипов прямо из-под носа или создать фраг. За пример возьмем Бистмастера, весьма недооцененного героя, особенно в китайской сборке. Если в Европе про Шард просто забыли (или недооценили), то в Китае его покупают на 21-й минуте (с ним Птицами Биста можно управлять) и играют не по пушу линий, а по героям противника.

IG – не икона китайской Доты, но в их играх есть уж очень хорошие примеры, поэтому перенесемся на еще одну их карту – 2-ю против Thunder Predator. JT- купил Шард на 20:02, Emo взял Трэвела на Паке, и вместе они уничтожали перуанцев по всей карте:

Именно такой подход к Доте и задал мету мейджора – спокойная европейская Дота, основанная на таймингах, очень плохо работает, когда на нее несется Тролль с половиной БФ’а под прикрытием Оракла и Феникса. Первая мысль – «у него же 0 артов, куда он идет», но на деле он под таким количеством хила почти бессмертен, а его урон – магия от замакшенных Топоров и куча атакспида от ульта.

Против такого сложно играть даже психологически, ведь привычная Дота (пофармить лес вместе с противником, выйти на вышку под кату) ломается – в ваш лес или на вашу вышку могут выйти в любой тайминг. Плюс это значит, что надо придумывать еще и новый вардинг, иногда прямо по ходу карты. И что важнее – нет уверенности, что даже с фармом вы выиграете тимфайт, ведь вся игра противника построена от него. Приходится волноваться и придумывать нестандартные пути начала атаки, когда китайцы чиллят с РП и Суперновой на ХГ, приглашая вас в гости:

Весь китайский плейстайл похож на майндсет оффлейнера и прекрасно описывается одной фразой – «мне не нравится, что он тут фармит, это моя линия» . И именно за счет такого активного подхода к Доте две команды из Китая сейчас в топ-3 мейджора.

Почему китайская «Дота» на самом деле великая

Китайские игроки в «Доту» подарили миру немало ярких моментов. Мастерство исполнения на Anti-Mage от BurNIng, уничтожение вышек от Vici Gaming и песня от бой-бенда, состоящего из лучших китайских дотеров, — в нашем заключительном материале о китайской «Доте».

Китай против СНГ

В 2010 году команде EHOME не было равных. Если она играла в полную силу, то победить ее стоило нечеловеческих усилий. Поэтому групповой этап World DotA Championships 2010 не должен был стать проблемой для EHOME . Она легко обыграла AEON.MUFC и университетскую команду Xi’An. Дело оставалось за малым — победить DTS, коллектив из СНГ. Но в бою оказалось, что команда Ивана ArtStyle Антонова не дает EHOME пространства для фарма. DTS навязывала драки и атаковала вышки, тем самым набирая перевес по золоту. И в итоге выиграла.

После последнего тура судьи посчитали тайм-рейтинг, и из тройки лидеров группы медленнее всех оказалась EHOME. Вот так «тёмная лошадка» из СНГ не выпустила фаворита WDC 2010 из группы. Так что в истории великой китайской «Доты» были и моменты, когда даже сильнейшие допускали критические ошибки.


Китайский оперный клуб

Китайские игроки отличаются не только способностями в «Доте», но и вокальными данными. Это выяснилось, когда организаторы G-1 League 2012 решили, что местные звезды должны исполнить гимн турнира. Они наняли композитора, а когда тот закончил работать над музыкой, пригласили китайских игроков его спеть. В составе хора были Ву 2009 Шенг, Лян DDC Фаминг, Сюй BurNIng Чжилэй, Яо Yao Чжэнчжэн, Чжан xiao8 Нин, Чэнь Zhou Яо и другие.

В 2012 году ролик перекочевал с китайских платформ на YouTube, и вокальные данные игроков оценили поклонники Dota 2 со всего мира. Во время продажи билетов на The Summit BTS в 2014 году организаторы обещали сделать кавер на гимн, если призовой фонд турнира наберёт $180 тыс., но собрать нужную сумму, увы, не удалось.


Спецпроект «Великая китайская Dota» приурочен к премьере фильма «Великая стена».

IceFrog — китаец

Напоследок — миф о китайской «Доте», связанный непосредственно с создателем игры — IceFrog.

Информации об этом человеке в открытых источниках практически нет, не говоря о фотографиях. Он тщательно скрывает личность и делает всё, чтобы его не рассекретили. Почему он это делает, тоже загадка. Все, кто с ним встречались, хранят эту тайну и не рассказывают о нём ничего конкретного.

Китаец? Не, не слышал!

Согласно одной из теорий, IceFrog — китаец. На это указывают несколько вещей. Известно, что он знает китайский язык. Из всех соцсетей регулярно обновляет только weibo — локальный аналог твиттера. Проводит много времени в Китае, знает много о китайских обычаях и традициях. Ходят даже слухи, что его девушка — китаянка, но о ней известно не больше, чем о самом IceFrog.

Спецпроект «Великая китайская Dota» приурочен к премьере фильма «Великая стена».

Читайте также: