Central saint martins college of art and design university of the arts london как поступить

Обновлено: 16.05.2024

Учиться в Central Saint Martins дело не из легких. Но оно того стоит: выпускники знаменитого колледжа искусств – современная творческая элита.

Мода – первое, что вспоминается, когда разговор заходит о лондонском колледже Central Saint Martins. Причем мода очень смелая, местами даже фриковая. А главное, способная довести владельцев классических брендов до белого каления и одновременно заставить их нанять на работу создателей этой странной одежды. Но помимо гениальных дизайнеров, которых колледж выпускает с завидной регулярностью, образование там получают актеры, музыканты, художники и представители многих других творческих профессий. В CSM девять факультетов. Учат здесь живописи, драматическому искусству, графическому дизайну и умению целиком и полностью сфокусироваться на вязании. Узким специализациям уделяется особое внимание. Как говорит ректор Джереми Тилл, «Мы воспитываем золотые руки Высокой моды».

Каждый год десятки тысяч юношей и девушек подают заявки на обучение в CSM. Вступительные испытания включают интервью и презентацию портфолио. Некоторые студенты способны на все, лишь бы добиться ­желаемого. В начале нулевых Матханги Арулпрагасам (ее артистический псевдоним M.I.A.), энергичная певица из Шри-Ланки, мечтала поступить на курс видеоарта, один из самых популярных в CSM. В тот год 16 тысяч кандидатов подали заявки на 20 вакантных мест. M.I.A. не отвечала необходимым требованиям и, помимо всего прочего, подала заявку уже после установленного срока. Каждый день в обеденное время она упорно звонила ректору Джереми Тиллу, умоляя его принять ее на курс: «Если вы меня не возьмете, я стану проституткой». Шантаж сработал. Тилл в конце концов сдался и решил зачислить девушку, признав, что ее творческие способности гораздо ярче, чем у многих других кандидатов, которые прошли стандартную процедуру ­поступления.

В Сент-Мартинс каждый должен найти свой путь. К примеру, лидер группы Blur Деймон Албарн хотел изучать живопись, а в итоге увлекся музыкой. «Обучение здесь интер­активное, и все предметы так или иначе связаны между собой», – объясняе­т Жан-Шарль Кастельбажак, который преподавал в колледже в конце 1990-х. В то время как другие школы стремятся каталогизировать студентов и торопят в выборе специализации, CSM предлагает им попробовать силы в непрофильных предметах. Что, конечно, увеличивает риск провалиться на экзамене, и многим приходится начать подготовку заново. Но такой подход себя оправдывает, а результат говорит сам за себя. 40 из 78 брендов, представленных на Неделе моды в Лондоне в сентябре, возглавляют выпускники колледжа. В последнем рейтинге Business of Fashion, который охватывает 54 образовательных учреждения из 17 стран, CSM сместил с пьедестала Королевский колледж искусств в категории магистерских программ.

Как попасть в St. Martins?

Многие пытаются попасть в один из самых лучших университетов моды - Central St. Martins (Лондон, Великобритания), но поступают туда единицы. Студентка St.Martins Малика Раева расскажет, как она попала в этот университет и каково ей там учиться.


Многие пытаются попасть в один из самых лучших университетов моды - Central St. Martins (Лондон, Великобритания), но поступают туда единицы. Студентка St.Martins Малика Раева расскажет, как она попала в этот университет и каково ей там учиться.


Малика с Хуссейном Чалаяном и подругой (фото с LAM)

Малика закончила второй курс факультета Fashion Communication with promotion, а этот учебный год проведет как стажер.

- Очень рада, что ты нашла время дать интервью, и первый мой вопрос - почему ты решила пойти учиться в сферу моды?

- Началось все с клише истории. Когда я была маленькой, мы жили в микрорайоне, и у нас был очень дружный дом. Рядом с нами жила соседка, чье имя я уже не помню, она любила шить одежду для моих барби, и каждый раз для меня это был сюрприз. Позже, когда уже пошла в школу, я мечтала стать дизайнером и очень много рисовала. Тогда моей мечтой было поступить в "Сымбат" - на тот момент казалось, что лучше варианта нет.

- А почему именно St. Martins?

- Что нужно для поступления?

- В первый раз, к сожалению или к счастью, мне отказали. Сказали, что на курсе 20 мест и туда очень много заявок. У меня были недостаточно хорошие работы, и для курса нужно очень хорошо писать на английском. Тогда был выбор: бросить эту идею и пойти в London College of Fashion или в University of Creative Arts - или все же потратить еще один год на foundation и добиться поступления в CSM. Я выбрала второй вариант, много работала, определилась с тем, чего хочу, подтянула writing skills. На этот раз у меня все получилось.

- Молодец, не сдалась после первой неудачи. Можешь рассказать, как у вас проходят уроки? Чему вас учат?

- На втором курсе ты более независим, чем на первом. На первом курсе своеобразный марафон - дают проекты неделю за неделей, проверяют, что ты можешь, в чем силен, а в чем нет. К нам приглашают очень много известных в индустрии моды людей на лекции, чтобы они поделились опытом. Многие из них - выпускники нашего курса, поэтому они с радостью отвечают на вопросы, к ним легче попасть на практику. На втором курсе больше проектов в группах. Это оказалось намного сложнее, чем я думала - нужно было учиться работать в коллективе, уметь продвигать свои идеи, иногда промолчать, иногда надавить. Так как люди творческие, было немало конфликтов, но в конце концов неважно, сколько слез прольешь, если результат хороший. Также на втором курсе много проектов со студентами-дизайнерами: к примеру они должны сшить коллекцию, а наш курс должен заняться ее брендингом, раскруткой, упаковкой - в общем, сделать "конфетку".

- Есть какие-нибудь примеры?

- К нам приезжали итальянцы из компании Diadora, просили сделать дизайн для их новой линии. Дизайнеры шили, мы делали все остальное. В конце нам хорошо заплатили и даже принесли ящик шампанского (улыбается). Также должны были создать мероприятие для дизайнера Peter Jensena (датский дизайнер, показывается на LFW – прим. автора). Пришлось накупить 100 букетов искусственных цветов, взять в аренду столы и стулья, даже хотели привезти надувной замок, но было очень дорого. Также были проекты с GQ, SHOWSTUDIO, VICE magazine, Victoria&Albert Museum и так далее.


Подготовка к фэшн шоу


За кулисами London Fashion Week

- Вы не составляете никакие бизнес-планы?

- Нет, такого у нас нет, хотя хотелось бы научиться. Нас учат тому, что в мире много экономистов и бизнесменов, а творческих людей не так много. Поэтому курс больше делает акцент на то, чтобы мы научились креативному мышлению, если так можно сказать. В наших работах ищут что-то новое, говорят, что мы еще успеем подумать о коммерции и прочем.



Несколько фотосессий Малики и ее однокурсников


- Много студентов из Казахстана учатся с тобой?

- Я могу ошибаться, но на моем курсе студентов из Казахстана до меня не было, потому что, когда я пришла на первый урок и сказала, что я оттуда, мои преподаватели очень удивились и много расспрашивали про страну. Им вообще интересно все, что ново и необычно - возможно, это тоже сыграло роль, когда меня взяли на курс. Они посчитали, что я смогу привнести много того, о чем они не знают. Все-таки кругозор другой.

- Какие требования для поступления?

- Портфолио и эссе. В портфолио лучше положить работы, о которых вам будет интересно поговорить. Не стоит класть то, что красиво, но пусто. Им нравится слушать истории, чтобы был какой-то смысл, почему вы это сделали. Можно приложить записи или старые эссе, если хотите показать, что умеете красиво писать по-английски. Интервью длится 5 минут, в коридоре стоит огромная очередь, каждого вызывают по имени, за эти 5 минут нужно успеть заинтересовать преподавателя.

- Каково там учиться? Сложно?

- На первом курсе было сложно от того, что все было ново, но на втором уже привыкаешь, не ноешь, а работаешь. Напряжение бывает страшное, учителя разговаривают с нами как с друзьями, могут обозвать, накричать - это в порядке вещей, разорвать работу, прочитав только 2 строчки, или просто не рассмотрев. Это нормально, если ты заходишь в туалет в универе, а кто-то там рыдает, или идешь по коридору, а навстречу тебе бежит девочка со слезами на глазах. Кажется, у нас все плакали, и я в том числе. Один раз я опоздала на две минуты, потому что автобус застрял в пробке. Меня не пустили в класс и оставили стоять за дверью. Я тогда должна была представлять проект, над которым всю ночь трудилась, а вместо этого пошла в туалет и поплакала от того, что уже нервы были на пределе. Зато после этого больше никогда не опаздывала, запомнила урок на всю жизнь.

- Неужели все настолько жестоко?

- Бывает. Много историй о том, что ученики бросают все и уходят в другие университеты, выбиваются с курса, чтобы год подготовиться и снова вернуться. С курса грозятся выгнать в любой момент. Во многом я рада, что присутствует такой хардкор. Преподаватели готовят нас к настоящей работе. Индустрия моды жестока, там тебя никто не держит, и мы вынуждены иметь толстую кожу. Снаружи кажется, что все очень красиво и чинно, но на самом деле за кулисами бывает настоящая "мясорубка". Моя преподавательница работает шоу-продюсером на London Fashion Week и иногда подкидывает работу. Так, на одном из первых показов я завертелась в хаосе бэкстейджа, забыла одеть модели специальные полоски на ноги перед ее очередным выходом. Когда модель уже собиралась выходить, главный дизайнер, вырывая волосы из головы, несся ко мне с яростными криками, нам обоим пришлось бежать за моделью, схватили ее в последний момент перед подиумом и успели все одеть. Было очень страшно.

- А еще есть интересные истории?

- О. Их много. Что мы только не делали: залазили на чужие территории, чтобы снять фотосессию, совершали всякие махинации для того, чтобы вернуть в магазин одежду, которую мы брали на съемки и испортили. Один раз мы даже пронесли в университет охотничье ружье. У нас была идея снять разбивающуюся лампочку, и чтобы мы не пробовали, лучшим вариантом было в нее выстрелить, чтобы получилось так, как надо. Поставили громкость на полную катушку, и "убили" минимум 30 лампочек. Когда показали проект на большом экране перед преподавателями, учитель похвалил и поинтересовался, как это было снято. Мы честно сказали, что ружье в студию пронесли, он в ответ одобрительно кивнул : "Молодцы, ребята."

Еще была недавно история, когда я помогала выпускнице нашего курса с ее журналом. Она уезжала в Париж на съемки и попросила меня по-быстрому поехать и купить маску для лица и фартук.

В общем, я очутилась в каком-то переулке, вывески не было, возле двери нашла кнопку, мне открыл дверь какой-то подозрительный тип. Это оказался садо-мазо магазин-клуб, я прогуляла там полчаса вокруг стеллажей с плетками и разными “изобретениями”. Когда продавец натирал латексный “фартук мясника” какой-то полиролью, то на полном серьезе спросил, умею ли я за такими вещами ухаживать. И такое бывает на пути к хорошей съемке.

- Ты собираешься оставаться в Казахстане и здесь работать?

- Мода в Казахстане развивается. Уже образовался и растет круг людей, кто ее создает и продвигает. Появилось много событий, блогов, люди заинтересовались - это очень круто. Но есть уже давно поставленные цели, которые нужно осуществить за рубежом, поэтому пока планирую остаться там. Хотя кто знает, какой проект принесет завтра, поэтому не люблю зарекаться.

Описание Central Saint Martins College of Art and Design Summer School кратко

  • Местоположение Central Saint Martins College of Art and Design: Ипсвич, графство Саффолк, Великобритания
  • Возраст студентов Central Saint Martins College of Art and Design: 13-16 лет
  • Длительность заездов: 3 недели.
  • Даты курсов: 5 июля - 1 августа

Central Saint Martins College of Art and Design – один из профильных британских колледжей, предлагающий студентам со всего мира эффективные программы по изучению моды, дизайна, стиля и разнообразных видов искусства. В летнее время на кампусе работают интересные комбинированные программы для учеников 13-16 лет: все курсы сбалансированы и отвечают потребностям, интересам и вкусам определенной возрастной группы учеников.

Занятия проводятся профессиональными, квалифицированными педагогами с большим опытом практической работы. Педагоги летнего курса в течение основного учебного года в основном преподают на подготовительном курсе Foundation (подготовка к университету), а также обучают бакалавров колледжа искусства.

На летней программе каждый ученик может раскрыть и развить свои уникальные таланты, умения и творческий потенциал. Можно выбрать область дизайна, моды и стиля, изобразительное искусство или же комбинировать несколько направлений, активно развиваясь и пополняя свое личное портфолио. Опытные преподаватели подскажут, как сделать портфолио более “выгодным” и впечатляющим – его презентация при поступлении в профильные колледжи, вузы и высшие школы дизайна будет решающим фактором для зачисления абитуриента.

Удобен тот факт, что летняя программа доступна для учеников любого уровня подготовки, даже для новичков, раннее не имевших опыта учебы в художественной школе. Студентов ждут разнообразные эксперименты, творческие проекты и презентации – может быть, это станет вашим первым шагом на пути к успешной карьере?

Интенсивность занятий составляет 25 уроков еженедельно (проводятся в первой половине дня, с 10:00 до 16:00), классы для уроков включают в себя до 16 человек.

Чему и как учат в Сент-Мартинсе

Лондонский колледж Saint Martins – генератор имен в мире большой моды.

Central Saint Martins College of Arts and Design более семидесяти лет снабжает ­модный бизнес человеческими ресурсами. Старший редактор GQ Style провел здесь несколько дней и выяснил, что же в нем такого особенного.

У каждого из нас есть такие знакомые. Мальчики и девочки в узких джинсиках без определенного рода занятий, живой материал для очереди в «Солянку». Будущие фотографы, журналисты, дизайнеры. У всех на устах одни и те же имена: Гарет Пью, Джефферсон Хэк, Роман Мазуренко. У всех стопки журналов i-D на полках и мечта – когда-нибудь учиться в Central Saint Martins College. Некоторым из них не везет – они туда попадают. И страшно разочаровываются. Возможно, им кажется, что местные стены сделают из них нового Маккуина. Но нет – Маккуином надо родиться, а стены здесь обшарпанные, в туалетах и вовсе исписанные маркером. Самая жирная надпись – «Life sucks». Крик избалованной души, чей обладатель вдруг понял, что мода – это не брюки на кулиске, не журнал Pop и не приглашение на показ Дениса Симачева, полученное по знакомству от его пиарщика, а тяжелая, часто нудная, изматывающая работа. В колледже Central Saint Martins это дают понять, как ни в одном другом профильном заведении мира.

Писать об этом колледже «вообще» – все равно что раскрывать тему любви в творчестве Пушкина – непосильная задача. Это огромное образовательное учреждение со сложной историей, составленной из слияний, поглощений и прочих бюрократических тонкостей. Образован в 1989 году в результате объединения Central School of Art and Design и Saint Martins School of Art. Является составной частью University of the Arts London. На 80 % зависит от государственного финансирования. Обучение ведется по шести направлениям – изящные искусства (Fine Arts), графический дизайн (Graphic Design), фотография (Media Arts), театральное искусство (Theatre and Performance), промышленный дизайн (Three Dimensional Design) и мода (Fashion & Textiles).

О последнем факультете и пойдет речь. Его заканчивали Джон Гальяно, Александр Маккуин, Хуссейн Чалаян, Стелла Маккартни, Зак Позен, Ким Джонс и еще многие другие, чьи имена ничего не скажут вам, но многое – профессионалам модного бизнеса. Поэтому сейчас, когда мы покончили с вводной частью и обеспечили необходимую журналистской работе фактуру, давайте с ним подробнее познакомимся.

Здание, которое факультет Fashion & Textiles занимает с самого момента своего основания в 1930-х гг., находится в центре Лондона, на улице Charing Cross Road. Слева – Starbuck’s, через дорогу – книжный магазин Border’s, у входа курят студенты. Внутри – торопливое сосредоточенное движение. За три дня, проведенных в колледже, я не видел ни одного человека, который бы просто стоял, читал книжку, грыз яблоко или предавался иному виду бездействия. Нет, все спешат.

Организация факультета проста и логична, как маленькое черное платье. Помимо кратковременных курсов существуют бакалавриат (Bachelor of Arts – BA) и магистратура (Master of Arts – MA).

BA – вводный четырехлетний курс, на котором закладываются основы профессии. На МА поступают те, кто уже понял, что ничем, кроме моды, заниматься не хочет, а потому готов ради любимого дела на многое. На ор, на работу по 14 часов в сутки. Но обо всем по порядку.

«Как я оказался в Saint Martins? Очень просто: пришел в московское представительство и показал им свое портфолио».

Давид Комахидзе, 24-летний дизайнер из Санкт-Петербурга, закончил бакалавриат в 2007 году. Это он так скромно говорит – «показал портфолио», – а на самом деле к моменту поступления в CSM успел выиграть несколько российских модных конкурсов и показать свою коллекцию на RFW. Впрочем, тем, кто имеет за плечами более скромный опыт, волноваться не стоит – на BA берут практически всех. Этот курс и устроен так, чтобы ввести человека в мир моды – плавно и постепенно.

– Первый год начинается с вводных занятий, – рассказывает Давид. – Кройка, шитье. Все довольно поверхностно. А потом начинается настоящая учеба. Тебе дают тему, в соответствии с которой ты должен придумать и сделать какой-то предмет одежды. У меня друзья учатся на BA, у них сейчас тема «Белый». В мое время была «Рубашка». Понимаешь, когда сталкиваешься с конкретной задачей, все пробелы в знаниях тут же вскрываются. Ты начинаешь бегать к учителям, спрашивать – а как сделать этот шов, как выкроить эту деталь. И это очень здорово, потому что в конечном итоге ты узнаешь одежду изнутри.

После каждого проекта, на который отводится от двух недель до месяца, – экзамен. Студенты демонстрируют работы, получают похвалы, критику и оценки. Так проходит два года. По замыслу составителей учебной программы, третий год – свободный и предусматривает рабочую практику по специальности. Однако это – по желанию самого студента. Многие предпочитают провести время на Бали, чтобы потом, отдохнув, вернуться на четвертый курс и приступить к работе над коллекцией. Лучшие сорок попадают в расписание показа, который факультет устраивает для прессы.

Кристофер Нью, преподаватель отделения мужской одежды BA.

Но это все впереди, а пока – занятия. В большом зале собираются студенты. Они раскладывают на огромных столах свой скарб – эскизы, выкройки. Между студентами ходит Кристофер Нью, преподаватель отделения мужской моды, заглядывает им через плечо, улыбается, делает замечания. Этот обходительный мужчина 15 лет занимался собственной маркой одежды, но бросил, «потому что это сложно». В данный момент он стоит около Эндрю, высокого лохматого студента и что-то ему объясняет. Тот сосредоточенно кивает. Я вклиниваюсь:

– Что тебе дает CSM?

– Навыки. Я всегда хотел шить одежду, но просто не знал как. И вдохновение. Ну, ты видел здешних студентов. Каждый из них – муза.

Следующая остановка рядом со студентом из Техаса. Он работает с ковбойской темой. Джинсы, джинсы, джинсы.

– Это дань моей родине, понимаете? Я хочу сделать с джинсами что-то новое, понимаете? Я хочу изменить крой, придумать их заново!

– Но так ведь уже все делают.

– У меня все будет по-другому!

Он достает скетчбук с эскизами. Эскизы, честно говоря, так себе, но я все равно одобрительно киваю головой и желаю ему удачи. В магистратуре этот парень не выжил бы.

Средний конкурс в магистратуре – около 15 человек на место. MA – не для всех желающих, а только для желающих со звериной силой, а кроме того – талантливых и обладающих серьезными навыками. Человек, закончивший этот курс, в соответствии с ницшеанским «что нас не убивает, делает сильнее», готов к превратностям модного бизнеса. Вот Георгий Бараташвили готов.

Этот улыбчивый молодой человек закончил MA по классу «мужская одежда» в 2007 году. С тех пор занимается развитием своей марки («у меня много клиентов в Нью-Йорке») и вынашивает планы по переезду в Париж («только там можно профессионально заниматься модным бизнесом»).

Георгий Бараташвили в 2007 году выиграл конкурс на лучший дизайн кроссовок, организованный маркой Puma среди студентов MA Fashion.

– Почему ты выбрал этот колледж?

– Это одна из немногих альтернатив. В Лондоне только два заведения: Saint Martins и Королевская академия искусств. Первый – гораздо лучше. И дешевле, что тоже немаловажно.

– Как организован процесс обучения?

– О, очень просто: тебя гнобят, на тебя орут, твои работы рвут. Этим курсом заведует Луис Вилсон. От нее все плачут, буквально все. Но она великая.

MA Fashion – это Луис Вилсон. Полная женщина в черной хламиде, она сама заканчивала CSM. Работала в Гонконге, потом в Нью-Йорке, на марку Donna Karan. Учила Александра Маккуина, дружна с Альбером Эльбазом. Для тех, кто учится в магистратуре, ею начинается и заканчивается все. В первую очередь – экзамен.

Абитуриенты собираются в специальном зале, где раскладывают на столах свои портфолио. Эскизы, образцы работ – все, что считают необходимым показать. Затем уходят. За то время, что они сидят, трясясь, в близлежащем кафе, по залу проходит Луис Вилсон – знакомится с работами и указывает на те, чьих авторов она хотела бы видеть на собеседовании. Имена счастливчиков (или несчастных) вывешивают на стене.

На собеседовании сразу дают понять, какими будут следующие два года. У Давида Комахидзе, который сразу после бакалавриата поступил на MA, произошел с Луис следующий диалог:

Луис: Хорошая у тебя коллекция.

Давид: Спасибо, я много над ней работал.

Луис: Меня, блядь, не волнует, сколько ты над ней работал! Тебя похвалили, скажи спасибо и молчи!

С этого момента начинается увлекательная, но сложная жизнь. На протяжении всего года студенты под руководством Луис работают над своими проектами. Случаются лекции уважаемых людей – вроде главного редактора британского Vogue Александры Шульман или креативного директора Lanvin Альбера Эльбаза. В числе преподавателей – известные выпускники, дизайнеры София Кокосалаки, Тристан Веббер и прочие. Студенты жалуются, что те подворовывают их идеи. Бывает.

По окончании курса – экзамен. Его выдерживают не все. Из 50 однокурсников Давида Комахидзе до финиша добрался 21 человек. Кстати, финиш – это интересно. Финиш – это показ персональной коллекции в рамках специальной секции, которую выпускникам Saint Martins отводят на London Fashion Week. Сюда с уже готовыми к употреблению ярлыками вроде «новый версаче», «новый гальяно» слетается пресса. Скажем, зимой 2006 года коллекция выпускника CSM по имени Кристофер Кейн обратила на себя внимание Анны Винтур. Сейчас Кристофер – звезда. И в этом, как многие считают, заслуга не главреда американского Vogue, а его преподавательницы.

– Блядь, кто задает такие вопросы?! Вы почему пришли на интервью неподготовленным? – Луис Вилсон стучит рукой по столу и орет на автора этих строк.

– Вижу! Меня уже тошнит от всех этих тупых вопросов, которые задают мне журналисты! Давайте следующий.

– Мне кажется, что мода – это не столько талант, сколько умение работать локтями. Вы как-то приучаете своих студентов к этой мысли?

– Нет! Мода – это только талант!

– Можете рассказать о своей дружбе с Альбером Эльбазом?

– Нет! Зачем? Может, вам рассказать о моих отношениях с соседкой? Она прекрасная женщина! Вы должны информировать о том, что происходит в колледже, а не о том, с кем дружат его преподаватели! Я же говорю, нормальных журналистов не осталось! Вы все путаете! Все, мне надоело интервью!

Луис Вилсон, гроза и любовь всех студентов магистратуры.

Справедливости ради надо отметить, что возмущение Луис было конструктивным. Я узнал о встрече с ней за полчаса до того, как она состоялась, и те вопросы, что были набросаны в перерывах между другими встречами, действительно могли вызвать у экспрессивного человека раздражение. Я написал Луис письмо с просьбой о повторном интервью. Она согласилась.

Вы знаете, что многие поступают в Saint Martins только из-за вас?

Я думаю, это миф, созданный прессой.

В чем главная особенность колледжа?

Понятия не имею. Я сама его окончила, теперь здесь преподаю. Я не знаю, что происходит в других колледжах. Да мне это и неинтересно. Я живу в своем маленьком мире. Наверное, это невежественно – как вы думаете?

Я думаю, это нормально для человека, занятого своим делом. Как обычно проходит ваш день в колледже?

М-м-м, обычный день… Я рано прихожу. Делаю себе чай. Когда у меня доходят до него руки, я обнаруживаю, что он уже холодный, потому что вместе со мной в кабинет заходят человека три и у каждого есть вопрос. Я завариваю другую чашку, которая тоже остается без дела, потому что мне начинают звонить. Занимаюсь со студентами – просматриваю их работы, делаю замечания. Потом у меня интервью с кем-нибудь вроде вас. Пишу письма. Кричу на людей. Примерно так.

Чему вы учите в первую очередь?

Наверное, больше всего мне не нравится, что у тех, кто к нам приходит, нет навыков правильного распределения времени. Они просто просирают его, понимаете? Вот я еду из Лондона в Глазго по железной дороге (рисует на бумажке прямую). А они едут обходным путем, рассматривая по дороге каждую гребаную церковь (рисует линию, символизирующую обходной путь). Это неплохо – но в какой-то момент их нужно сдернуть с этого пути. Потому что если я этого не сделаю – о боже мой, мы никогда никуда не доберемся.

А вы – я имею в виду вы лично – помогаете студентам получить работу? Скажем, у вас есть любимчик, вы звоните Альберу Эльбазу и говорите: «Альбер, у меня есть для тебя отличный человек».

Нет. Я даю им образование. И потом опять-таки у меня просто нет времени. С другой стороны, бывает, что нам звонят и спрашивают – есть ли кто-нибудь на примете. Тогда я в первую очередь упомяну тех, кто этого заслуживает.

Кстати, о трудоустройстве. Качество вуза во многом определяется тем, насколько тепло относятся к его выпускнику работодатели. На сайте Saint Martins перечислено порядка 100 компаний, в которых работают люди, окончившие факультет моды, – от Aquascutum до Zara. Но вот что интересно: я опросил более десяти потенциальных работодателей – и все заявили, что диплом CSM не обеспечит соискателю особого отношения. Лаконичнее всех выразился Дилан Джонс, главный редактор британского GQ: «Производит ли на меня впечатление диплом Saint Martins? Короткий и честный ответ – нет». То же говорит Джон Гальяно: «Я обращаю внимание на портфолио, опыт работы, желание творить. Колледж не имеет значения».

Впрочем, выпускники CSM претендуют на нечто большее, нежели гарантия трудоустройства. Когда спрашиваешь у местных преподавателей, чему они учат своих студентов в первую очередь, те отговариваются банальностями вроде «быть креативным». Это не так. Одна из главных образовательных функций Saint Martins заключается в том, что здесь сразу же прививают одну из самых неудобных для русского человека мысль – никто вам ничего не даст. Если что-то нужно – найдите телефон профессора, позвоните и обо всем договоритесь. Никто не будет бегать за вами и напоминать, что крупнейшая спортивная марка объявила среди студентов конкурс на лучшую модель обуви и неплохо было бы в нем поучаствовать. Максимум, на что можно рассчитывать, – невзрачное объявление на доске. Дальше сами. Игры кончились. Двери модных Домов распахнуты, страницы глянцевых журналов обнажили изнанку. Теперь вы понимаете, что этот блеск, эти тренды, этот номер GQ Style, в конце концов, стоят всем тем, кто их делает, тяжелого, часто нудного, изнуряющего труда.

Текст: Данила Антоновский

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

Central Saint Martins College of Art and Design, Колледж искусств и дизайна Сент-Мартинз


Читайте также: