Быстрая игра в шахматы как называется

Обновлено: 13.06.2024

Игра в шахматы появилась много веков назад. И до середины девятнадцатого века партии в эту игру проводились без учета времени. Участники могли проводить за черно-белой доской часы и даже целые дни. Иногда проигрывающий шахматист мог специально начать оттягивать время завершения игры, чтобы его оппонент начал нервничать и в итоге согласился на ничью. Бывало, что окончание игры откладывали изо дня в день, поскольку соперники все никак не могли завершить партию.Случалось и такое, что соперники засыпали во время матча. Например, подобный случай произошел на первом чемпионате Лондона в партии между Вильямсом и Маклоу. Именно потому и была придумана игра в шахматы на время.

В середине пятидесятых годов XIX века впервые ввели лимит на время, которое давалось для обдумывания следующего хода. Игроки могли потратить на это не более десяти минут. Измеряли минуты с помощью песочных часов. Превышение допущенного лимита каралось штрафными санкциями.

Затем, вплоть до 1873 года использовали двое часов, которые записывали количество потраченного на раздумья времени у каждого игрока.

Спустя ровно десять лет мир увидел первые часы для шахмат. Они представляли собой маятник. После того как игрок сделает ход, он перекатывал часы на свою сторону.

На обдумывание тогда установили новый лимит: 60 минут на пятнадцать ходов. И если до этого момента игрок, превысивший лимит, должен был просто заплатить штраф, то с лондонского турнира 1883 года в таких случаях стали засчитывать поражение.

Флажок в шахматных часах впервые появился в последний год девятнадцатого века. Но повсеместное использование этого элемента началось только в 1920 году. Когда флажок поднимался, это означало, что до падения остается ровно три минуты.

Смотрите также: Зачем разбирать партии гроссмейстеров?

Классические часы для шахмат, которые используются во многих чемпионатах и сегодня, вошли в обиход в 1900 году. На них можно увидеть два циферблата и две кнопки наверху конструкции. После совершенного хода игроку нужно нажать на свою кнопку, чтобы остановить отсчет времени. Важно, что нажимать ее необходимо той рукой, которой игрок совершал ход.

В 1989 году Роберт Фишер ввел патент на электронные часы для шахмат. Это изобретение гениального шахматиста до сих пор используют на большинстве турниров.

Особенности игры в быстрые шахматы

Из-за ограниченного времени гроссмейстерам приходится в течение игры демонстрировать не только свои умственные способности, но и быстроту реакции, а также умение оперативно прокручивать в голове всевозможные сценарии игры. Важно заставить своего соперника долго размышлять о том, как сделать следующий ход. Пока он думает – теряет время. Когда же противник попытается наверстать драгоценные минуты необдуманными решениями, то многочисленные ошибки сами подведут его к проигрышу.


Чтобы побеждать в рапиде, важно быть не только расторопным, но и стрессоустойчивым человеком. Не следует постоянно думать о том, что времени остаётся мало и в таких условиях невозможно победить. Важно развивать в себе скорость принятия решения. Если есть надбавка по минутам, хорошей идеей станет возможность заранее разработать несколько сценариев будущей партии. В течение раунда нужно чётко следовать продуманной схеме. Такой подход невольно заставит соперника просчитывать дальнейшие ходы, чтобы помешать тактике игрока. На это уйдет немало времени, и так шахматист сам подведёт себя к провалу.

Если турнир проводится без надбавки по времени, то отличным приёмом станет переход в проигранный эндшпиль. Таким образом из-за недостатка минут другой шахматист просто не успеет пойти ферзем и поставить мат.

Рапид – довольно зрелищный вид соревнования. За турнирами по быстрым шахматам наблюдать легче, чем за многочасовыми поединками гроссмейстеров. Такой формат игры нравится не только зрителям, но и организаторам мероприятия. Ведь в таком формате становятся важны не только результаты участников, но и их реакция, эмоциональность, умение принимать решения в некомфортной для себя обстановке.

Советы по игре в быстрые шахматы

Классические и быстрые шахматы очень разнятся в тактике ведения игры, но в любом случае важно обдумывать каждое своё действие, чтобы предвидеть серию ходов противника. В рапиде ценится не только логическое мышление, но и отличная память, позволяющая удержать в голове несколько десятков вариантов развития сценария, а также быстрота реакции.


В шахматах есть понятие цейтнота, когда время на исходе, а партия ещё не доиграна. Это то, чего боятся в рапиде гроссмейстеры. Если прокручивать в голове каждую схему соперника, то можно проиграть из-за нехватки драгоценных минут. Однако этим легко воспользоваться, чтобы другой шахматист долго обдумывал каждое своё решение.

Выбирать тактику следует от способа контроля времени. Если в игре дополнительно начисляют минуты, то следование изначальному сценарию может оказаться бесполезным. Стоит воспользоваться другими приёмами, например, перейти в проигранный эндшпиль. В таком случае противник не сможет провести ферзя и не успеет победить.

Важно стремиться не «плясать под дудочку» соперника, чтобы неосознанно не принять участие в заранее подготовленном им сценарии.

Урок деcятый. Как начинать шахматную партию.

Сегодня, наконец-то, ты начнёшь первое в своей жизни шахматное сражение. Давай подготовим шахматную доску к бою.
Помни! Фигуры надо доставать аккуратно и ставить, а не высыпать на стол! Иначе они все быстро сломаются или потеряются.

Как начинать шахматную партию

Расставим фигуры на будущем поле сражения. Положи доску первой горизонталью перед тем, кто будет сегодня играть белыми фигурами.

Возьми ладьи и возведи крепостные башни – поставь в углах доски: белые ладьи на полях a1 и h1, чёрные на полях а8 и h8.

Рядом с ладьями ставим коней (белые – b1, g1; чёрные – b8, g8). Затем слонов (белые – c1, f1; чёрные – c8, f8). По второму ряду (для чёрных по седьмому) поставим солдат. Пускай пешки дружным рядом охраняют подданных королевства.
Остались две клетки – для Их Величеств. Как запомнить, кого куда поставить?
Существуют два правила. Они вам помогут!

  1. Королева (ферзь) любит свой цвет. Белую королеву нужно поставить на белую клетку d1, чёрную королеву – на чёрную d8.
  2. «d» – Д – для Дамы (ферзя), d1 – белой Даме, d8 – чёрной.

Теперь посмотрим на поле боя. Чтобы легче было командовать, поделим доску. Первые четыре горизонтали – территория белых, остальные четыре – владения чёрных. По левую сторону от белого ферзя будет ФЕРЗЕВЫЙ ФЛАНГ, по правую от короля – КОРОЛЕВСКИЙ ФЛАНГ.
Поля d4, d5, е4, е5 – назовём ЦЕНТРОМ.

С чего начать? В самые кратчайшие сроки тебе необходимо мобилизовать свои силы, вывести войска на лучшие для атаки позиции, построить с по-мощью пешек неприступные окопы, успеть надёжно защитить свой генеральный штаб (короля) и провести разведку боем.
Эта стадия партии называется ДЕБЮТОМ.
Центр можно сравнить с высотой. Кто владеет высотой – у того огромное преимущество. Стремись своими фигурами в самом начале партии занять центр! Оттуда твоим фигурам будет удобно смотреть во все стороны. Они смогут и начать атаку и прийти королю на помощь.

Как начинать шахматную партию

1. е2 – е4
Что сказали белые?

  1. Они объявили войну.
  2. Захватили важное центральное поле е4.
  3. Белая пешка грозит своим следующим ходом перейти границу – середину шахматной доски и оказаться на территории противника.
  4. Они осуществляют контроль над полями d5 и f5 в чужом лагере.
  5. Открыли дорогу слону и ферзю.

Тебе важно научитьñя не просто механически выводить фигуры, а делать свои ходы, понимая их смысл. Поэтому первые шаги делаем вместе, объясняя каждый ход.

1. . . . e7 – e5
(Ход чёрных при записи партии также помещают под цифрой «1», но после «. . .»).
Чёрные своим первым ходом:

  1. Заявили о согласии вести военные действия.
  2. Также захватили одно из центральных полей, осуществили контроль над полями d4 и f4, открыли дорогу своим слону и ферзю.
  3. Препятствуют вторжению белых.

Как начинать шахматную партию

2. Kg1 – f3 . . .
Белые своим вторым ходом:

  1. Вывели в бой коня.
  2. Конь напал на пешку противника. Давно известно, что лучшая защита – нападение.
  3. Конь осуществляет контроль над центральными полями d4, e5.
  4. Препятствуют выводу ферзя на поля g5, h4.
  5. В будущем конь может помочь своей пешке d2 побороться за центральное поле d4.

2. . . . Kb8–c6 3. Cf1–c4 Cf8–c5 4. Kb1–c3 Kg8–f6 5. d2–d3 d7–d6 6. Cc1–g5 Cc8–g4

Как начинать шахматную партию

В нашей партии сделано шесть ходов. За это время и белые и чёрные вывели все свои лёгкие фигуры. Заметь, что кони повернули свои морды к центру, а слоны связали коней. Все фигуры удачно расположены вокруг шахматного центра, все защищены и готовы вести наступательные действия.
Но сначала позаботимся о Его Величестве!

Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора, сайт и книгу запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеют авторы шахматного учебника "Шахматы для детей, родителей и учителей" Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.
Как научиться играть в шахматы? Список всех шахматных уроков онлайн .
С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.

История

В конце прошлого столетия (зимой 1988 года) стартовали первые мировые турниры по рапиду. Это событие имело место в Мексике, в городе Масатлан. С этого момента активные шахматы не просто вошли в чемпионаты как дополнительный вариант игры, но и стали официальными соревнованиями на первенство в Европе и мире. До этого момента рапид применялся в обычных чемпионатах, когда требовалось определить победителя среди спортсменов с одинаковым счётом.


Международная шахматная федерация одобрила новые правила такого формата игры, но довольно часто их перерабатывала и дополняла. Так, изначально контроль составлял 60 минут на всю партию, затем его изменили на 30 минут.

В первом чемпионате 2001 года не приняли участие лучшие гроссмейстеры всего мира по причине недоразумений между Генеральной ассамблеей и Ассоциацией гроссмейстеров. Было проведено 13 туров, в которых приняли участие более 60 человек. Состязания среди сильнейших умов проводили по олимпийской системе. В полуфинал вышли наши соотечественники Эльвест, Карпов, Тукмаков, Гавриков. В финале играли Карпов и Гавриков, которые провели в совокупности 10 поединков с равным счетом. Судьи оценили дополнительные показатели Карпова, и он получил титул чемпиона.

Позднее имел место матч между командами шахматистов из СССР и мировой сборной. В результате советские спортсмены одержали победу. Лучшие показатели были у Каспарова, Корчной и Гуревича.

Советы по игре в шахматы на время

Иногда игроки используют цейтнот для выхода из худшей позиции. Обычно таким приемом пользуются шахматисты с развитой интуицией, любящие играть в блиц. Игрок может специально тянуть время, чтобы загнать себя в цейтнот. В ответ на это его оппонент тоже старается делать ходы быстро, чтобы у противника не было возможности обдумать свой ход в его время. Таким образом игрок, который изначально был в выигрышной позиции, может начать сам допускать ошибки и проиграть.

Как фиксировать просроченное время

Во время партии в быстрые шахматы каждый игрок сталкивается с нехваткой времени на обдумывание хода. Это происходит потому, что каждая секунда на счету. Любое неправильное действие негативно сказывается на результате партии.

В тот момент, когда участник заметил просрочку времени у соперника, необходимо:

  1. Сразу же остановить часы, причем сделать это нужно раньше другого шахматиста.
  2. Указать жестом или произнести фразу «Время», тем самым сообщив о просрочке гроссмейстеру-сопернику.

Как правило, в шахматах редко бывают недопонимания и апелляции. Большинство конфликтных ситуаций решаются между шахматистами без участия арбитра.

Правила игры

Помимо контроля времени в рапиде есть свои правила, которые отличны от классического формата.


  1. У гроссмейстеров нет нужды записывать свои ходы.
  2. Если проводится более трёх партий, то игра ведётся по турнирным правилам.
  3. До того момента как каждый игрок сделает не более трёх ходов, возможно сделать изменения в установке времени на часах. Также в этот период допускается подать претензии, что фигуры изначально были расставлены неверно. По истечении указанного временного отрезка вышеописанные случаи судья рассматривать не будет, так как это может негативно сказаться на расписании проведения партий.
  4. Как только спортсмен завершил ход, он должен нажать на кнопку специальных шахматных часов. После нажатия кнопки делать ход запрещено, так как время не учитывается. Если это всё же произошло, шахматист считается проигравшим. Однако если соперник не сможет одержать победу последующей серией ходов (поставить мат на доске невозможно), игра засчитывается с равным счетом.
  5. Заявить судье о победе шахматист может только после нажатия на кнопку часов, когда завершился последний победный ход. При этом в запасе ещё должно оставаться какое-то время. Однако если соперник не может сделать мат последующей серией ходов, партия засчитывается сыгранной вничью.
  6. Если судья наблюдает недопустимое положение фигур, например, когда оба короля находятся под шахом, он должен дождаться следующего хода. Если им ничего не решится, то партия объявляется сыгранной с равным счётом.
  7. В шахматах действует правило: взялся – ходи. Если один из гроссмейстеров взял фигуру, но потом передумал и поставил её на место, судья может обязать его завершить ход с этой фигурой. Тем не менее игроки могут решить ситуацию между собой. Без выказанного недовольства соперником нерешительного шахматиста арбитр может не обязывать ходить той же фигурой.

Перед началом игры нужно обязательно уточнить, проводится турнир с методом контроля Фишера или без надбавки времени. Также заранее следует узнать, засчитывается ли невозможный ход как поражение.

Где играть в быстрые шахматы

Рапид привлекателен для спортсменов в том числе потому, что во время игры выделяется много адреналина. При этом время ограничено, а желание победить невероятно сильное. Всё это побуждает на яркие эмоции и непредвиденные решения. По этой причине играть лучше всего с другими шахматистами, ведь повсеместно устраивается немало турниров не только в крупных масштабах, но и местных (районных, городских).

Однако просто набить руку можно и во время игры в быстрые шахматы на компьютере. Кроме того, существует немало хороших приложений на смартфонах. Таким способом овладеть правилами игры в шахматы гораздо проще, ведь гаджеты всегда под рукой.

Быстрый мат в шахматах: тактика блицкрига


В нашей любимой игре много всего интересного. Например, быстрый мат в шахматах, — как получал, так и ставил наверное каждый из нас. Это своего рода казус, без которого в начале карьеры обходятся лишь немногие шахматисты.

Коль скоро вы оказались на этой странице, — сохраните себе в закладках наши Программы подготовки шахматистов — отличное подспорье для усиления игры. А также программы подготовки для игры в блиц и рапид.

Блицкриг

На самом деле, тактика кавалерийского наскока или блицкрига – один из возможных вариантов игры. И она довольно рискованная. Однако в партии с неискушенным игроком может принести успех.

bistriy-mat

Для начала посмотрим самый быстрый мат, который возможен:

Дурацкий мат

Он получается всего за два хода.

Точнее, черные ставят мат на 2 ходу. Интересно, что белые в 2 хода заматовать не могут.

Понятно, что такой исход партии возможен только благодаря «усилиям» обеих сторон и в практической игре почти не встречается. По крайней мере в своей практике не припомню.

Кстати, ход 1.g4 не такой уж и дурацкий. Этим ходом начинается дебют Гроба. Начало экзотическое, но полнее пригодное для применения. А вот уже 2-й ход пешкой f – иначе, как самоубийством не назовешь.

Следующие варианты дебютных катастроф более близки к повседневной практике шахматистов.

Детский мат

Тактика проста: быстрое развитие ферзя и легкой фигуры и попытка с наскока заматовать.

Иногда «детский» мат называют матом «в 3 хода». Однако в реальности, как мы можем убедиться, он ставится в 4 хода .

Важный нюанс заключается в том, что черные могут легко избежать неприятностей. К примеру, сыграть, 3…g6 , а на отход ферзя 4.Фf3 , — спокойно вывести коня 4… Kf6.

Есть и другие вариации детского мата с участием ферзя и слона.

В 5 ходов

За 5 ходов возможны маты с участием коня.

В последнем случае разыгран полнее вменяемый дебют – будапештский гамбит. И все ходы белых вроде бы логичны. Довольно любопытная ловушка, в которую иногда попадаются совсем не начинающие шахматисты.

в 7 ходов

Ход конем 3. Кd4 – не самый лучший. В расчете на ошибку белых, которую последние и допустили со всего маху.

Еще одна типичная ошибка – забыть о том, что от двойного шаха защититься невозможно, — спасает только уход короля. А если уходить некуда, тогда пардон, — вам мат.

Мат Легаля

Этой эффектной матовой комбинации у нас посвящена отдельная статья.

Идея нанесения тактических ударов на пункт f7 при опрометчивом выпаде слона на g4 , — типична и может считаться стандартным приемом, который «висит в воздухе» во многих дебютах. Он не всегда приводит к мату, как в вышеприведенном примере, но часто приводит к материальным завоеваниям.

в 8 ходов

Еще одна вариация будапешского гамбита:

Как видите, идея аналогична той, которую мы видели чуть выше. Кстати, изучение типовых матовых конструкций дело весьма полезное, ибо матовые идеи перекликаются в самых разных дебютах.

в 9 ходов

Черные проявили редкостную беспечность в стремлении удержать гамбитную пешку f4 . Результат, что называется, — «на лице». Тупо защищать пешку в то время, как соперник готовит атаку – непозволительная роскошь.

В чем подвох?

Полагаю, вы обратили внимание, что матовые идеи при быстрых матах похожи.

Есть и еще одно объединяющее обстоятельство: Поставить быстрый мат в шахматах можно лишь в том случае, если соперник допускает грубую ошибку.

Во всех приведенных примерах сторона, получившая «пробоину», может без особых усилий избежать печальной участи.

Отсюда вывод: делать ставку на блицкриг- стратегия более чем рискованная.

Вспомнилось изречение американского генерала-полководца Дугласа Маккартура :

«Оборонительные действия в Китае показали, что народ достаточно многочисленный, имеющий достаточно боевой дух, занимающий достаточно большую территорию, куда можно отступить, не может быть побежден молниеносной войной.

На основе обороны Китая берусь предсказать, что немецкое наступление в России окончится провалом. Рано или поздно, в одном или другом месте, оно неизбежно выдохнется и захлебнётся».

Провести аналогию между молниеносной войной и тактикой блицкрига в шахматах, — вполне уместно.

В шахматах даже сложнее, на мой взгляд. Шахматист внимательный, не говоря уже о сильном игроке, сможет легко парировать наскок.


И тогда нападающая сторона может остаться у разбитого корыта.

Ибо оборотная сторона блицкрига в шахматах, – потери темпов, позиционные уступки, иногда отсталость в развитии фигур. И как следствие — быстрый откат назад и худшая позиция.

Делать ли ставку на блицкриг?

Отчасти мы уже дали ответ на этот вопрос. По человечески понятно желание поставить мат своему сопернику уже в дебюте.

  • Если вы склонны к риску, граничащему с авантюрой и перед вами неискушенный соперник, — флаг в руки и можете делать ставку на блицкриг. Иногда будет получаться.
  • Если же вы относитесь к шахматам со всей серьезностью, то по мере накопления практического опыта, вы забудете наивные попытки взять «нахрапом» относительно сильного игрока.

Получив пару «тычков» от такого соперника, желание поставить «халявный» мат быстро пропадет.

Впрочем, воспитательную работу оставим для другого случая. Выбор за вами. Играйте шахматы и получайте удовольствие!

Чемпионаты мира по рапиду

Мировые чемпионаты по рапиду проводятся с 2001 года. Первым чемпионом по активным шахматам стал наш соотечественник Г. Каспаров. Следующий чемпионат был проведён через два года, а затем был долгий перерыв в несколько лет. И только с 2012 года чемпионаты по быстрым шахматам проводятся регулярно каждый год.

Двукратным чемпионом по рапиду является скандинавский спортсмен М. Карлсен. Свои чемпионские титулы он получил в 2014 и 2015 годах. Ещё один двукратный чемпион – В. Ананд из Индии. Он одерживал победы в 2003 и 2017 годах.

Также многие россияне играют и побеждают в чемпионатах мира по рапиду. Это известные шахматисты В. Иванчук, С. Карякин и другие. Турниры по быстрым шахматам проводят в том числе среди женщин. Так, А. Музычук стала первой победительницей в этой непростой игре.

Что такое рапид?

Рапид – это категория активных, или быстрых шахмат. Название происходит от английского слова, означающего «скорый». Это формат игры предполагает ведение баталий длительностью от 11 до 60 минут. Всё, что свыше этого времени – классические шахматы, а партии, длящиеся менее 10 минут (включительно) – блиц.


Существуют турниры по рапиду, в том числе и мирового масштаба. Кроме того, такой вариант игры применяется как дополнительный тур при классическом контроле. Это значит, что соревнование проходит по формату классических шахмат, но при тай-брейках переходят на рапид. Например, если спортсмены сыграли в ничью, судья назначает дополнительную партию в активные шахматы, чтобы определить победителя.

Проиграть в рапиде можно не только в том случае, если соперник поставил мат, но и когда партия ещё не закончилась, а время уже вышло. Тем не менее бывают исключения, например, когда мат на доске невозможен. Все эти случаи оговариваются заранее.

Быстрые шахматы: в чем их превосходство над классическим вариантом

Шахматы – игра с богатой историей, существующая уже более полутора тысяч лет. Это неудивительно, ведь такая несерьёзная на первый взгляд забава является поистине гимнастикой для ума. За весь период существования шахмат часто менялись правила, возникли новые разновидности, в том числе по количеству минут, отведенных на одну партию. Такие ограничения стали вводить, когда появились технические возможности засекать временной период игры. Если рассматривать шахматы в аспекте разделения по времени, то можно выделить следующие категории:

  • классические (обычная игра, где партия идет не менее часа);
  • быстрые (название говорит за себя, длительность партии составляет от десяти минут до одного часа);
  • блиц (самая быстрая версия игры, продолжительность которой – не более десяти минут).

Независимо от разновидности шахматы – увлекательная игра для интеллектуалов.

Федерации

Международная шахматная федерация (FIDE) – крупнейший организатор соревнований не только по рапиду, но и блицу, классическому формату. FIDE образована в 1924 году, входит в состав Международного олимпийского комитета. Игра не относится к олимпийским видам спорта, но шахматные турниры включены в состав Универсиады.

Федерация FIDE популяризирует шахматы в любом формате, организует чемпионаты мира, различные турниры среди мужчин и женщин, присваивает успешным гроссмейстерам спортивные звания мирового масштаба.

Международная федерация шахмат по переписке (ICCF) – еще одна большая организация. В прошлом веке она объединяла европейских шахматистов-заочников. В настоящее время ICCF проводит командные и личные чемпионаты по переписке разных уровней, присваивает спортивные звания, которые признает FIDE. Раньше ходы пересылали по обычной почте, однако сейчас это делают посредством электронной.

Российская шахматная федерация отвечает за популяризацию среди молодежи и организацию турниров по рапиду в нашей стране. На чемпионатах мирового уровня федерация представляет интересы и защищает права российских шахматистов. Является приемником Шахматной федерации СССР с 1992 года.

Виды быстрых шахмат

Формат игры в активные шахматы может быть двух видов в зависимости от контроля времени:

  1. До победного. Организаторы турнира отводят определённое время на партию (обычно 15 минут). За этот временной отрезок игроки должны уложиться и провести полноценный поединок. Тот игрок, на котором истечёт время, считается проигравшим. Бывают исключения, например, когда невозможно поставить на доске мат.
  2. Дополнительные секунды. Такой прием называется контролем Фишера. Суть в том, что за каждый совершённый ход шахматист получает еще немного времени. Секунды суммируются, продлевают партию, что помогает победить соперника.

По каким правилам играть, выбирают сами организаторы. Всё чаще стали комбинировать оба приема: отводят четверть часа на партию и добавляют время за каждый ход. Именно так проходят не только региональные и всероссийские соревнования, но и чемпионат первенства мира по быстрым шахматам.

Книги по быстрым шахматам

Автор: Б. Фишер. Название: «Классический учебник шахмат». Пособие представляет собой наиболее полный самоучитель для тех, кто решил познакомиться с миром шахмат. Почерпнуть много полезной информации из книги могут не только начинающие игроки, но и профи. Автор подобрал 170 примеров, предоставил теоретические сведения и практические советы, которые применимы не только к классическому формату, но и рапиду, и блицу.


Автор: И. Немцев. Название: «Универсальный репертуар для быстрых шахмат и блица». Не каждый профессиональный шахматист по классическому контролю сможет победить обычного игрока в рапид. Это связано с тем, что в быстрых шахматах нужны особые техники и тактики. Автор книги подробно об этом рассказывает. Шахматный мастер знакомит читателя с простой на первый взгляд системой, которая работает на практике в 90% случаев.

Автор: Е. Свешников. Название: «Дебютный репертуар для блица». Двухтомное издание поможет полностью погрузиться в мир шахмат и рассмотреть подробно, какие подводные камни могут встретиться на пути к победе. Особенность книги в том, что дана стратегия для побед не для классических шахмат, а быстрых. В издании много любопытных анализов сложных ситуаций, поэтому оно подойдет не только новичкам, но и опытным игрокам.

Быстрый современный темп жизни затронул и шахматы. На современном этапе заметна тенденция: рапид вытесняет игру в классическом её формате. Это связано не только с тем, что рапид обеспечивает более зрелищный поединок, но и экономит средства организаторов. Чтобы не остаться за бортом, каждому будущему гроссмейстеру важно научиться основным тонкостям и секретам быстрых шахмат.

Правила игры в шахматы на время

К концу девятнадцатого века временное ограничение составляло 120 минут на 20 ходов. Спустя несколько лет начали использовать лимит в 2 часа на первые тридцать ходов. Если игра не завершалась за это время, то добавлялись по 60 минут на каждые 15 ходов.

Если один из соперников превышал лимит времени, а второй никак не мог поставить мат, то оппонентам присуждалась ничья. В том случае, когда игрок превышает лимит, но ставит мат, победа все равно остается за ним. Если партию необходимо прервать, то лимит времени при продолжении не возобновляется, а отсчет идет с тех же значений, которые оставались у игроков к концу первой части игры.

Время игры в шахматах

Сейчас в шахматы играют с самым разным временным контролем. Разберем лишь самые популярные.

В интернациональных чемпионатах используют контроль времени Бобби Фишера. Его система предполагает наличие ста минут на первые сорок ходов. Последующие 20 ходов ограничиваются 50 минутами. А на завершение партии выделяется 5 минут.

Интересные факты из истории

В полуфинале национального турнира Израиля в 1980 году была сыграна самая длительная по времени партия. В схватке, которая длилась 24,5 часа, сошлись Степак и Машиан. На 193 ходу партия завершилась победой белых.

Наиболее длинная партия разыгралась в Белграде в 1989 году. За шахматной доской были Иван Николич и Горан Арсович. Они сделали 269 ходов за 20 часов и пятнадцать минут. Итогом партии стала ничья.

Чтобы сократить количество времени на шахматную партию, было введено следующее правило: шахматист может запросить ничью, если за 50 последних ходов не было взято ни одной фигуры или ни разу не совершен ход пешкой.

Самое длительное обдумывание хода принадлежит шахматисту из Бразилии Франсиско Троису. Он потратил на это 2 часа и 20 минут.

Читайте также: