Бравый солдат швейк где снимали

Обновлено: 05.07.2024

Давайте немного отдохнем от сражений глубокого космоса и событий на дальних планетах . Сегодня поговорим о войне реальной, вернее ее отражении в литературе.

роман Я. Гашека в дополнительной рекламе не нуждается. Издан и переиздан он в нашей стране великое множество раз. Но, мои последние обзоры, касались, почти исключительно книг про войну и о войне, в различных ее формах и проявлениях (в литературно-фантастических ее вариантах). Решил немного «уравновесить» блог. Также думаю, лишний раз поговорить о знаменитом бравом солдате Швейке не повредит никому. А вдруг есть такие люди, которые об этом могучем богатыре никогда и не слыхали.

Итак. Речь в романе идет о событиях Первой Мировой Войны. Австро-Венгерская империя. «Лоскутная» монархия в центре Европы, включающая в себя множество территорий и народов. Народов разного этнического происхождения, истории и менталитета. Высшее место в иерархии имперских народов занимают австрийские немцы и приравнённые к ним венгры. Это государствообразующие народы. Остальные: чехи, словаки, поляки, хорваты и сербы, итальянцы, румыны и пр., рангом ниже, управляемые народы.

Все народы объединились для отпора врагу. "А посреди улицы бился как лев старый сапер Водичка" (с венгерскими гонведами) Все народы объединились для отпора врагу. "А посреди улицы бился как лев старый сапер Водичка" (с венгерскими гонведами)

Йозеф Швейк подлежит призыву в армию Империи и отправке на Восточный фронт, воевать против главного врага австрийцев, Российской Империи. Солдат из Швейка получился очень яркий и запоминающийся. Однако, очень большой вопрос, эта яркость, может принести пользу Венской монархии?! Ведь официально Швей признавался идиотом, правда, это было еще до войны. Но когда в Отечество в опасности, долг любого гражданина сразиться с врагами престарелого императора Франца-Иосифа, в общем, ничто не помешало бравому солдату попасть в действующую армию.

Простота, наивность и дурашливость бравого солдата, скрывает за собой глубокий сарказм по отношению к войне, армии, официальной имперской пропаганде и прочим реалиям начинающийся мировой бойни.

Естественно, такой масштабной личности, как бравый солдат Швейк, «не грозит» стать просто одним из безликих солдат. Он переживает массу приключений со своими однополчанами. Он знакомится и взаимодействует с яркими и запоминающимся солдатами и офицерами, глыбами великой Империи. Такими как, циничный и не верящий ни в черта ни в Бога полковой священник (фельдкурат) Кац; Ограниченный солдафон, подпоручик Дуб; саркастичный, острого ума человек – вольноопределяющийся Марек; глуповатый, «будущий наполеончик, кадет Биглер и многие другие. В общем полный набор, составляющий «цвет» доблестной армии двуединой монархии.

Гашек в этих образах высмеивает порядки Австро-Венгрии, а еще империализм, милитаризм, казенщину и т.п. во всех ее проявлениях.

Что же касается образа самого Швейка, то он двусоставной. Во-первых, в образе Швейка, в его поступках и мыслях персонифицировалось отношение всего чешского народа к этой войне. Чехам было не за что воевать и нечего защищать. Они не испытывали никакой ненависти к русскому народу. Скорее наоборот, общее славянское происхождение, многовековое нахождение под властью австрийских немцев, вызывало комплиментарность к России. Это много позже, через пол века, события весны 68 года испортили отношения между нашими народами.

Во-вторых, Швейк, многое почерпнул из биографии и характера своего создателя. Гашек был призван на фронт, попал в плен. Затем вступил в ряды формируемых чехословацких частей, которые по замыслу, русского командования, должны были влиться в ряды сражающихся, с австро-германцами, русских армий. После революции Гашек, имея анархические, близкие к социалистам взгляды, в составе чешских красных отрядов выступил против своих соотечественников, белочехов. После развала австро-венгерской монархии, пытался, вместе с другими социалистами, поднять народ на революцию у себя на Родине. На этот раз левого поворота Чехословакии не произошло. Многое, что описано в романе, происходило с самим Ярославом.

Ну и самое главное что Швейк «взял» от создателя, это превосходный юмор. Гашек был человеком взрывным и бесшабашным. Его чудачества и выходки были известны почти всем в Праге. Для наглядности, только, расскажу об одном примере. В книге Швейк, до призыва в армию, занимался продажей породистых собак, вернее он ловил дворянских псов с улиц, выдумывал им родословную и впаривал (другого слова и подобрать не могу) доверчивым клиентам, особенно высшим кругам, которым в общем то плевать было на облик питомица, да и самого питомца, нужна была родословная, кичится перед такими же как они дилетантами. Этот эпизод списан с реальной жизни писателя. Таков был создатель бравого солдата Швейка.

В заключение хочется сказать следующее. Я бы заставил изучать это произведение, каждого военного, рангом от полковника и выше. Ну и наверное ввел, если не в обязательную школьную программу, то в качестве факультатива. И не только в нашей стране, а по всему миру.. Мы живем во времена все более жёсткие, все более суровые. В то же время, несмотря на то, что, локальные конфликты и гражданские противостояния вспыхивают все в новых точках планеты, мы все дальше, от последней Мировой Войны. Все меньше страха перед новой всемирной бойней, все меньше понимания бессмысленности и маразма ее проявлений.. Ну, а когда, все это подается, не в нудной для юного поколения форме документалистике и не в тяжелой для изучениями ими форме серьезной беллетристики, а в форме задорного весёлого повествования о похождениях неунывающего чудака, то думаю, книга отложится в памяти читающего. Так было много лет назад лично со мной ))) Всего Вам доброго, надеюсь кто-нибудь захочет перечитать Гашека, ну а кто возьмется в первый раз, по доброму завидую.

Швейк (старый фильм)

Недавно по ТВ показали старый чешский фильм Бравый солдат Швейк. Жаль, что мы раньше его не видели. Оказывается, в советские времена фильм показывали по Центральному телевидению ежегодно, в 5 утра 1 января. Теперь всё понятно.

Фильм снят чешским режиссёром Карелом Стеклы на киностудии Баррандов в 1957 году.

Какой молодец этот Карел! Фильм просто чудо: никаких тошнотворных «новых прочтений» и «самобытных ви́дений», никаких «задумок режиссёра» - только кристально чистое воспроизведение шедевра Ярослава Гашека.

В фильме использован сюжет первой части «Похождений Швейка» — «В тылу». Экранизация отличается максимальной верностью литературному оригиналу, сохранены все персонажи, последовательность событий и все известные эпизоды романа.

Надо сказать, что и самому Гашеку когда-то повезло – он познакомился и дружил с художником Йозефом Ладой, без чьих гениальных иллюстраций невозможно представить «Швейка». Рисунки Й. Лады ценны своей аутентичностью, он бывал в тех местах и лицезрел тех персонажей, которых описывал Гашек.

У меня создалось впечатление, что и актеров для фильма подбирали с точки зрения наиболее точного портретного сходства с рисунками Й. Лады. От этого фильм еще больше выиграл. И Швейк, и поручик Лукаш, и фельдкурат Кац, даже пани Вендлерова (замужняя дамочка, приехавшая навестить поручика Лукаша) словно сошли с иллюстраций Лады. Мало того, большинство мизансцен фильма коррелируются с упомянутыми иллюстрациями.

Бомарше (со слов Пушкина) советовал в случае депрессии перечитать «Женитьбу Фигаро». Мы, со своей стороны, рекомендуем дополнить антидепрессионный список «Швейком». Начинать чтение можно с любой страницы и не забывайте рассматривать иллюстрации. Уверены, вам понравятся мудрые изречения и поучительные истории самого Швейка, емкие и выразительные сентенции трактирщика Паливца, красочно описанный быт и военные будни.

Бравый солдат Швейк (1956)

Бравый солдат Швейк кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Бравый солдат Швейк (1956): смотреть онлайн

информация о фильме

Рудольф Грушинский , Милош Копецкий , Франтишек Филиповский , Сватоплук Бенеш , Эва Свободова , Божена Гавличкова , Йозеф Глиномаз , Феликс Ле Брё , Рудольф Дейл мл. , Отто Лацкович , Иржи Лир , Милош Недбал , Станислав Нейманн , Виктор Очасек , Ярослав Войта , Богуш Загорский , Стелла Зазворкова , Франтишек Черны , Эман Фиала , Мирослав Гомола , Карел Говорка ст. , Антонин Едличка , Йозеф Кемр , Станислав Лангер , Фанда Мразек , Ян Скопечек , Вацлав Вассерман , Франтишек Кройцман , Либуше Бокрова , Бедржих Карен , Иозеф Шидлиховский , Владимир Ржепа , Владимир Лераус , Иржина Штеймарова , Светла Свозилова , Бедржих Врбски , Вацлав Кызлик , Владимир Майер , Милка Балек-Бродска , Милан Недела , Милош Паточка , Ян Машка , Милан М. Гомола , Мария Новакова , Ольга Караскова

Экранизация романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». В фильме использован сюжет первой части Похождений Швейка — «В тылу».
Узнав от своей квартирной хозяйки о покушении в Сараево, Швейк идёт в трактир «У чаши», где подвергается аресту за неосторожные высказывания. В полицейском управлении он наблюдает товарищей по несчастью, арестованных, как и он в связи с последними событиями.

Из полицейского управления его направляют на медицинскую комиссию, где его признают обладателем полной психической отупелости и врожденного кретинизма. Вернувшись домой Швейк узнаёт, что его комната сдана новому нанимателю.

Была объявлена мобилизация и после очередного медицинского освидетельствования Швейк был признан симулянтом и отправлен на воинскую службу.

Сидя в гарнизонной тюрьме он разрыдался на проповеди фельдкурата Отто Каца и тот взял его к себе денщиком. Швейк стал настоящей находкой для вечно пьяного полкового священника. Он находит выход из любой ситуации, доставляет невменяемого Каца домой, ведёт переговоры с его кредиторами и даже устраивает полевую обедню и ездит соборовать.

У фельдкурата не было причин быть недовольным Швейком, но он, не желая того, проиграл своего денщика в карты поручику Лукашу. С ангельской невозмутимостью бравый солдат стал улаживать дела своего нового господина. В основном это касалось женщин и связанных с ними хлопотами и неудобствами. Возникающие недоразумения поручик списывал на идиотизм Швейка и они уживались довольно сносно.

Но всему приходит конец. Лукашу захотелось собаку и Швейк, в прошлом профессиональный торговец краденными псами, достал ему замечательного пинчера. На беду собака принадлежала их полковнику Фридриху Краусу фон Циллергуту, который в наказание за такую недопустимую наглость отправил поручика в маршевый батальон, отбывающий на фронт. Арестованный Швейк, после отбытия наказания должен вернуться к своему офицеру.

Почему "Похождения бравого солдата Швейка" - гениальное произведение

Почему "Похождения бравого солдата Швейка" - гениальное произведение Самиздат, Литература, Длиннопост

Небольшое вступление - в написании больших и длинных эссе я не специалист и могу допускать пунктуационные, орфографические и другие ошибки. Буду признателен, если вы на них укажете, а также вообще выразите свое мнение по эссе и дадите советы. Приятного чтения)

Здравствуйте, господа книголюбы. Сегодня я хотел бы написать пару слов о такой всеми (или нет) известной книге, как "Похождения бравого солдата Швейка". Этот пост сделан для тех, кто с книгой ознакомлен, и в тексте будут спойлеры, так что если вы не читали, то ознакомьтесь. Ну а мы переходим к теме, заявленной в заголовке - почему же я считаю это произведение гениальным? Для этого нужно понять, что мы называем гениальным. Точного определения гениальности не существует, фактически для каждого человека оно свое. Чаще всего о гениальности говорят как о высшем проявлении тех или иных творческих качеств у человека или, как в нашем случае, у произведения.

На один вопрос мы ответили, но возникает второй - какие же качества данной книги мы можем назвать гениальными? Обратимся к содержанию книги (фактически разберем некоторые ее части). Повествование начинается в славном городе Праге, 1914 год. Главным героем, как можно понять из названия книги, является Йозеф Швейк. И тут мы подходим к первому гениальному моменту. Йозеф Швейк не является привычным для нас главным героем книги. Ну и что - скажете вы - есть тысячи книг, где главный герой отошел от канона "добро против зла" или антигероя. Да, безусловно, это так. Но Швейк ярко выделяется на их фоне благодаря нескольким моментам . Во-первых, играет роль описание персонажа автором, то бишь Ярославом Гашеком (сразу хочу предупредить, что Швейку в моем эссе отводится очень много места, позже поймете почему) . Я не смогу описать его также, как это сделал он, поэтому приведу цитату: "Швейк несколько лет тому назад, после того как медицинская комиссия признала его идиотом, ушел с военной службы и теперь промышлял продажей собак, безобразных ублюдков, которым он сочинял фальшивые родословные". Что же сразу бросается в глаза? Это не классический портрет с описанием внешности, одежды, каких-то черт характера, бросающихся в глаза. Автор делает это намеренно, но зачем я разъясню позже. Итак, Ярослав Гашек описывает персонажа как идиота, но с одним очень важным уточнением - он идиот не по мнению автора, не из-за заболевания или врожденного эффекта, а по признанию мед. комиссии. Эта мелкая деталь тоже пригодится нам впоследствии, не упустите ее из головы. Что еще есть в этом маленьком кусочке? В нем содержатся сведения о его роде деятельности - продавец дворняг под видом благородных собак. На этом моменте, если читать вдумчиво, можно заметить, как к нам подкрадывается оксюморон - сочетание несочетаемого. В чем же оно заключается? Сначала Гашек описывает Швейка как идиота, но затем говорит о том, что он продает "безобразных ублюдков, которым он сочинял фальшивые родословные". В таком роде занятий нужна хитрость, изворотливость, умение обвести покупателя вокруг пальца. И эти две вещи вообще не сочетаются. Ради чего же Гашек сознательно пошел на этот оксюморон? Опять же - разберемся позже, но это тоже важный момент.

Итак, после того, как страждущие ознакомились с кратким пересказом, мы переходим к самому главному, ради чего и затевался это эссе - понять, в чем гениальность "Похождений бравого солдата Швейка". Сразу скажу - те умозаключения, которые я сделал могут оказаться не сходными с вашими или с задумкой автора, это лишь мои мысли и рассуждения. Но что-то я совсем отвлекся, давайте наконец перейдем к сути. Мне кажется, что это произведение многогранно и раскрывает несколько тем, которые, казалось бы, противоречат друг другу, но я раскрою лишь две главные. Первая - противостояние человека и общества. Эта тема не столь явная, как например в антиутопиях (привет "1984"), но она здесь присутствует. Швейк вместе с еще несколькими персонажами (пан Паливец, полковой повар Юрайда, вольноопределяющийся Марек и некоторые другие) противостоит этому затхлому, прогнившему и несправедливому обществу, где офицеры возведены в ранг божеств, господствует бюрократия и чиновничество, медкомиссии признают каждого симулянтом, пусть ты даже умираешь у них на глазах, а официальная власть не способна на хоть сколько-нибудь решительные действия. Но это не противостояние в классическом его определении. При первом чтении может показаться, что Швейк просто плывет по течению - его проигрывают в карты, отправляют на самые разные участки фронта и т.д. Гашек показывает, что никакого другого здравого протеста, какой демонстрирует Швейк, против такой системы невозможен, ибо сразу пресекается. И Швейк, с подачи автора, делает абсолютно гениальную вещь - он начинает полностью соответствовать системе, доводя это до абсурда. Его желание пойти в армию добровольцем расценивают как безумие, а рвение попасть на фронт как идиотизм. С одной стороны Швейк делает то, что по идее система от него требует, но автор демонстрирует всю нелепость такого общества, ибо Швейка, выполняющего всё, что предписывается, считают умалишенным. И описание Швейка (то, что я описывал выше) играет в раскрытии этой идеи сильную роль, ибо с одной стороны Швейк обезличен, то есть представляет собой архетип, с другой же - яркий представитель общества. На таких противоречиях, фактически, и строится все произведение. Ярослав Гашек показывает, что такие люди как Швейк нужны обществу как глоток свежего общества, так как только они могут в полной мере показать маразм устоявшейся системы и даже бороться с ней. На фоне современной ситуации в России эта мысль об абсурдности сложившихся порядков и о протесте против них особенно актуальна. И вторая мысль, которая прослеживается в этом произведении (она более явная) - о нелепости войны. Ведь все, что описано выше, проявляется в военные годы наиболее явно. Война требует всех усилий государства и именно в эту пору проявляются все его пороки. Эта мысль (об абсурдности войны) не нова, но Ярослав Гашек раскрывает ее с присущим ему юмором и сатирой. Вместо того, чтобы показывать ужасы войны, автор показывает людей и общество, как на них влияет война. Книга явно показывает, как люди, далекие от войны, пытаются приспособиться к новым обстоятельствам. У кого-то это выходит, у кого-то нет. Вот несколько цитат из книги, которые это показывают: " Вообще все в армии уже воняет гнилью, - сказал вольноопределяющийся, укрываясь одеялом. — Массы пока еще не проспались. Выпучив глаза, они идут на фронт, чтобы из них сделали там лапшу; а попадет в кого-нибудь пуля, он только шепнет: Мамочка, — и все. Ныне героев нет, а есть убойный скот и мясники в генеральных штабах. Погодите, дождутся они бунта. Ну и будет же потасовка! Да здравствует армия! Спокойной ночи!", "Великая бойня - мировая война - также не обошлась без благословения священников", "В то время как здесь короля били тузом, далеко на фронте короли били друг друга своими подданными" и моя любимая, которая полностью характеризует явление войны в целом "Кто из вас умер, пусть явится в течение трех дней в штаб корпуса, чтобы труп его был окроплён святой водой…" и многие другие. Тем самым Гашек показывает, что главный ужас войны - это то общество и те люди, которых она порождает.

Закончить мне бы хотелось цитатой, которая прекрасно характеризует и Швейка и дает почву для размышлений: "Великой эпохе нужны великие люди. Но на свете существуют и непризнанные, скромные герои, не завоевавшие себе славы Наполеона. История ничего не говорит о них. Но при внимательном анализе их слава затмила бы даже славу Александра Македонского". Желаю вам всего наилучшего, хороших книг и прощаюсь с вами. До встречи!

Читайте также: