Боюсь бога как карателя

Обновлено: 05.07.2024

Страх Бо́жий – бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к Богу, про­яв­ля­е­мое в осо­зна­нии и ощу­ще­нии Боже­ствен­ного при­сут­ствия, боязни оскор­бить Бога гре­хов­ным помыс­лом или поступ­ком, фор­ми­ру­е­мое и под­дер­жи­ва­е­мое в чело­веке при содей­ствии бла­го­дати Божией. Такой страх явля­ется доб­ро­де­те­лью, душе­спа­си­тель­ным стра­хом.

Страх Божий осно­ван на жела­нии не поте­рять связь с Богом и выра­жа­ется в духов­ной бди­тель­но­сти, вни­ма­нии к своим мыслям и поступ­кам. Страх Божий избав­ляет от гнева Божьего.

Слово «страх» (греч. φόβος – фобос) в древ­не­гре­че­ском языке не имело зна­че­ния боязни (греч. τρόμος – тромос), но озна­чало ува­же­ние.

Что значит «страх Божий» – разве Бога нужно бояться?


Бога бояться нужно. Но необходимо понимать природу этого страха. Церковная мудрость предлагает рассуждение о страхе раба, наемника и сына. Раб боится прогневать хозяина из-за страха наказания. Наемник опасается не выполнить план работы, так как это грозит уменьшением зарплаты. Сын же боится огорчить отца своей нерадивостью. Итак, каждый имеет некоторый страх, но качественно разный. Страх Божий может начинаться со страха раба, но должен иметь направление роста к страху сыновнему, переходя постепенно в чистую любовь к Небесному Отцу.

Важно знать, что страх Божий – понятие положительное, а не отрицательное. Словом «страх» Писание именует самого Бога. Исаия пишет: «Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!» (Ис. 8:13). Иаков выговаривает Лавану: «Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем» (Быт. 31:42). Богобоязненность, в библейском понимании, есть первичная и основная добродетель, от которой происходят все основные: «Начало мудрости – страх Господень… Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Пс. 110:10; Притч. 14:27). По сути, боязнь Бога есть признание Его Творцом, Господином и Судьей, полная открытость сердца перед Ним, всегдашняя память о Нем (что в Писании часто означено выражением «ходить пред Богом»). И, конечно же, устремленность любить Его как источник жизни, света, добра.

Надо сказать, слово «бояться» в Библии часто употребляется почти в том же значении, что и «любить». Например, во время Венчания из Апостола читаются такие слова: «Каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33). Очевидно, боязнь мужа надо понимать не как требование рабской покорности, а как страх огорчить его, разрушить таинство взаимной любви. Поэтому библейский текст в одном случае может сказать: «Возлюби Бога», а в другом: «Бойся Бога». Смысл один и тот же, но акцентируется некий оттенок зависимости меньшего от большего.

Правда, Иоанн Богослов все же отмечает разницу между любовью к Богу и страхом Божьим: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). Здесь речь идет о любви в высшем смысле как о «совокупности совершенства» (Кол. 3:14); о любви, в огне которой переплавляется всякий страх. Тонкие же грани разницы между любовью и страхом Божьим излагают святые отцы Церкви в своих аскетических книгах. В них есть некоторая тайна духовной жизни. Могущий вместить – пусть вместит.

Современный человек, запуганный изнутри личными фобиями, а снаружи страхом безденежья, голода, войны, отрицает единственный полезный для него страх – богобоязненность. Почему? Отчасти по причине гордости («чего я должен кого-то бояться?»). А также потому, что безуспешно пытаться понять добродетель богобоязненности одним умом, без опыта веры, покаяния, молитвы. «Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов) (1).

Поэтому о добродетели страха Божьего стоит просить Господа. Перечисляя в молитве множество частных просьб, нельзя забывать просить главного: страха Божьего. Имея эту добродетель, мы будем иметь все. К главному прилагается второстепенное. «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12:31), – обещает Христос. Хорошо будет, если эта мысль войдет в круг наших ежедневных размышлений и молитвенно выразится в обращении к Подателю всех благ. Тогда, даст Бог, со временем придет к нам опытное познание слов Писания: «Страх Господень – как благословенный рай» (Сир. 40:28).

Архим. Андрей (Конанос): Бог – не страшилище, которое ругает и наказывает


Пребывая в состоянии любви, ты не боишься ни жизни, ни смерти.

Некоторые говорят: «Как можно умирать спокойно? Как умирать не боясь Бога, Который тебя будет судить?» Мы уже об этом говорили. Те, кто не любят, боятся.

Ты боишься тогда, когда чувствуешь вину. А почему так? Потому, что ты не достиг состояния любви, но видишь в Боге карателя. Смотришь на Него как на страшилище, которое ругает и наказывает, держит кнут и тебя им ударяет. Это чувство душит тебя виной. Если же ты грешен, но смиренен, то у тебя другое чувство к Богу. Если, будучи грешником, одновременно ощущаешь любовь к Творцу, тогда грех твой делает тебя смиренным. Он тебя смиряет, как бы приземляет, и ты говоришь: «Неужели я, Боже мой, настолько плохой? Да, я грешен. Но Ты любишь меня, правда? У меня есть мужество смотреть на Тебя. Я взираю на тебя, Боже мой, плачущими глазами, потому что моя душа нечиста. И я это знаю. В то же время, однако, я смотрю на Тебя смело, так как уверен: ты Меня любишь. И когда я увижу Тебя, то скажу: ‟Господи, я все же любил Тебя. Я был грешником, но знал, насколько Ты хорош, и поэтому я не боюсь”».

Говорят, что любовь изгоняет страх. Когда ты любишь, то не боишься. Когда любишь, твое сознание чистое. Ты с радостью принимаешь уроки жизни, или учение, или исправление. Ты сам говоришь: «Помогите мне, пожалуйста, я очень прошу». Без недоверчивости. Без подозрений. Но если не любишь, на все смотришь испуганно и подозрительно. «Он, видимо, хочет мне сделать что-нибудь плохое. И тот от меня чего-то хочет». Из нашей души исходят ухищрения, подозрения, фобии. Нет места нежности и спокойствию в сердце. Корень всех зол – гордыня. А тем, которые восхваляют Господа, нечего бояться, потому что именно их гимн свидетельствует о том, что Его любят.
Тема любви неисчерпаема.

Позволь мне привести один пример. Теперь я обращаюсь лично к тебе. Как только я начинаю сбиваться с мысли, задумываться, не ошибаюсь ли, все ли правильно или, может, ты в чем-то не согласен со мной и сердишься на меня за это, знаешь, что я тогда делаю? Я тогда про себя говорю: «Почему ты беспокоишься? Люди тебя любят. Они хорошие. И тот, кто слушает тебя сейчас – а в данном случае это ты – любит тебя. А если тебя любят, почему ты боишься?» Как только я так подумаю и почувствую, что это правда, то автоматически успокаиваюсь и могу продолжать разговор. Если бы я почувствовал, что твоя душа не источает любви, разве я мог бы говорить? Кто может говорить, когда чувствует, что ему грозят наказание, месть, взбучка или злоба? Когда собеседник ненавидит, можешь ли ты говорить? Любовь воскрешает наши души. Автоматически воскрешает.

Через страх чело­век дости­гает любви, а не иначе

«Познав­ший себя, – гово­рит преп. Иоанн Лествич­ник, – достиг разума страха Гос­подня и, ходя в оном, дости­гает врат любви».

«Умно­же­ние страха Божия есть начало любви», – гово­рит он же.

Преп. Исаак Сирин учит:
«Чело­век, пока в нера­де­нии, боится часа смерт­ного; а когда при­бли­зится к Богу, боится сре­те­ния суда; когда же все­цело подви­нется вперед, тогда любо­вию погло­ща­ется тот и другой страх… Кто достиг любви Божией, тот не желает уже снова пре­бы­вать здесь; потому что любовь сия уни­что­жает страх ( 1Ин.4:18 )».

Авва Хере­мон, отшель­ник еги­пет­ский, сказал:
«Три побуж­де­ния застав­ляют людей укло­няться от поро­ков, т. е. страх буду­щего муче­ния в геенне… надежда и жела­ние полу­чить Цар­ство Небес­ное, нако­нец, рас­по­ло­же­ние и любовь к самой доб­ро­де­тели ( Притч.8:13 ; Пс.33:23 ; 1Кор.13:8 )… Посему-то св. апо­стол все дело спа­се­ния заклю­чил в испол­не­нии трех оных доб­ро­де­те­лей. Ныне пре­бы­вают, гово­рит он, вера, надежда, любовь, три сия ( 1Кор.13:13 ). Вера стра­хом буду­щего суда и муче­ний откло­няет нас от скверны поро­ков; надежда ожи­да­нием небес­ных воз­да­я­ний, оттор­гая ум наш от насто­я­щего, застав­ляет пре­зи­рать все плот­ские удо­воль­ствия; любовь, огнем своим вос­пла­ме­няя в душе нашей любовь ко Христу и к пре­спе­я­нию в духов­ных доб­ро­де­те­лях, побуж­дает с совер­шен­ною нена­ви­стью отвра­щаться от всего, что про­тивно им. Хотя эти три доб­ро­де­тели ведут нас, по-види­мому, к одному концу… но сте­пе­нями своего пре­вос­ход­ства много раз­ли­ча­ются между собою. Две первые свой­ственны тем людям, кото­рые ста­ра­ются пре­успе­вать в доб­ро­де­те­лях, но не имеют еще посто­ян­ного рас­по­ло­же­ния к ним; третья же осо­бенно при­над­ле­жит Богу и тем людям, кото­рые вос­ста­но­вили в себе образ и подо­бие Божий…

Поэтому, кто стре­мится к совер­шен­ству, тот с первой сте­пени страха, соб­ственно назы­ва­е­мого раб­ским… ( Лк.17:10 ), должен посте­пенно вос­хо­дить на стезю надежды. Здесь чело­век упо­доб­ля­ется уже не рабу, а наем­нику, ибо дей­ствует в ожи­да­нии буду­щего воз­да­я­ния. Уве­рен­ный в про­ще­нии грехов своих, он уже не стра­шится нака­за­ния за них, а созна­вая в себе добрые дела, думает полу­чить за них мило­сти­вую награду. Но, несмотря на то, он еще не имеет в себе такого рас­по­ло­же­ния, какое при­лично сыну, кото­рый в полном упо­ва­нии на оте­че­ское бла­го­во­ле­ние к себе не сомне­ва­ется усво­ять себе все, что при­над­ле­жит отцу…

Вели­кое нахо­дится раз­ли­чие между тем, кто стра­хом геенны или надеж­дою буду­щего воз­да­я­ния пога­шает в себе пла­мень поро­ков и, между тем, кто ужа­са­ется пороч­но­сти и нечи­стоты по чув­ству любви боже­ствен­ной… В таком состо­я­нии чело­век, хотя бы не имел ни одного сви­де­теля дел своих, не решится вос­поль­зо­ваться слу­чаем ко греху и не может увлечься самыми сокро­вен­ными, обо­льсти­тель­ными помыс­лами, ибо питая искрен­ней­шую любовь к доб­ро­де­тели, он не только не при­ем­лет серд­цем ничего про­тив­ного ей, но и с вели­чай­шим ужасом отвра­ща­ется сего».

Иногда это третье состо­я­ние назы­вают совер­шен­ным стра­хом. «…Есть два страха, – читаем у аввы Доро­фея, – один пер­во­на­чаль­ный, а другой совер­шен­ный… Напри­мер, кто испол­няет волю Божию по страху мук, тот еще ново­на­чаль­ный, ибо он не делает добра для самого добра, но по страху нака­за­ния. Другой же испол­няет волю Божию из любви к Богу, любя Его, соб­ственно, для того, чтобы бла­го­уго­дить Ему; этот знает, в чем состоит суще­ствен­ное добро, он познал, что значит быть с Богом… тако­вой боится Бога и испол­няет волю Божию уже не по страху нака­за­ния, уже не для того, чтобы избег­нуть муче­ний, но потому, что он, вкусив самой сла­до­сти пре­бы­ва­ния с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совер­шен­ный страх, рож­да­ю­щийся от этой любви, изго­няет пер­во­на­чаль­ный страх. Поэтому-то апо­стол и гово­рит: совер­шен­ная любовь изго­няет страх ( 1Ин.4:18 ). Однако невоз­можно достиг­нуть совер­шен­ного страха иначе, как только пер­во­на­чаль­ным стра­хом».

Польза страха Божьего

«…Когда страх Гос­по­день при­хо­дит в сердце, то пока­зует ему все грехи его».

«Умуд­рись же в осно­ва­ние шествия своего, – гово­рит св. Исаак Сирин, – пола­гать страх Божий; и в несколько дней, не делая кру­же­ний на пути, будешь у врат Цар­ствия».

Еще сказал: «Душа, име­ю­щая в себе страх Божий, не боится чего-либо такого, что вредит ей телесно, потому что на Бога упо­вает отныне и во веки веков».

Св. Иоанн Зла­то­уст так поучает об этом же: «Нет зла, кото­рого не уни­что­жал бы страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испор­чен­ное и покры­тое боль­шою ржав­чи­ною, делает его ясным и свет­лым, очищая его и совер­шенно исправ­ляя повре­жде­ние, так и страх Божий в корот­кое время совер­шает все и не допус­кает ничему чело­ве­че­скому вре­дить тем, кото­рые про­ник­нуты им».

«…Чело­век доб­ро­де­тель­ный, име­ю­щий в себе страх Божий, мудрее всех; потому и некий мудрец гово­рит: начало пре­муд­ро­сти страх Гос­по­день ( Притч.1:7 ). Если же бояться Бога значит иметь муд­рость, а пороч­ный не имеет этого, то, без сомне­ния, он лишен муд­ро­сти, а лишен­ный истин­ной муд­ро­сти бес­смыс­лен­нее всех».

Как при­об­ре­сти страх Божий?

Свя­ти­тель Тихон Задон­ский при­во­дит сле­ду­ю­щие при­чины, от кото­рых рож­да­ется страх Гос­по­день:

  1. Что Бог вез­де­су­щий, и всякое дело, слово и помыш­ле­ние веду­щий.
  2. Что Бог нена­ви­дит всякое без­за­ко­ние и всякое зло.
  3. Что Бог – пра­вед­ный Судия, и вся­кому воз­даст по делам.
  4. Что Его даже и ангель­ские чины тре­пе­щут.
  5. Что Бог весь свет в руке Своей содер­жит.
  6. Что Бог, в мгно­ве­ние ока может греш­ника пра­вед­ным судом погу­бить при самом совер­ше­нии греха…

Так как истин­ный страх Божий есть дар от Гос­пода, как Сирах гово­рит ( Сир.1:13 ), то должно нам у Бога про­сить его усерд­ною молит­вой.

Страх сата­нин­ский

Но когда страх, вместо того чтобы быть направ­лен­ным на вечное воз­да­я­ние за гробом, на послед­ний Суд, на неиз­вест­ность буду­щего конца, кото­рый ожи­дает чело­века, «бывает о теле, тогда он дела­ется сата­нин­ским, – гово­рит св. Исаак Сирин, – потому что чело­век поко­ле­бался в вере своей в Про­мысл Божий и поза­был, как печется и про­мыш­ляет Бог о под­ви­за­ю­щихся ради доб­ро­де­тели… ( Пс.24:14; 33:16; 90:10 )».

Чело­век начи­нает бояться за свою жизнь, за свое обще­ствен­ное поло­же­ние; боится, что слу­чится с ним какое-либо несча­стье, обкра­дут, сде­ла­ется пожар, что забо­леет и прочее и прочее. Начи­нают бояться и темной ком­наты (и это когда даже в бесов, гово­рят, не верят), и всякой мелочи, каж­дого стука: мышь, тара­кан или паук про­бе­жит – все при­во­дит в страх и смя­те­ние.

Так, импе­ра­тор Петр I, не бояв­шийся совер­шать чудо­вищ­ные грехи и жесто­ко­сти, от кото­рых кровь стынет в жилах, боялся, однако, очень малой твари – тара­ка­нов. Инте­ресно опи­сы­вает это совре­мен­ник: «И не можно того думать, чтоб вели­кой и неустра­ши­мой герой боялся так малой гадины – тара­ка­нов: и напе­ред его еду­щего кули­еры бежали, и где над­ле­жит быть стан­ции, осмат­ри­вали, нет ли в избе тара­ка­нов, и по край­ней невоз­мож­но­сти таких изб обыс­кать не можно, то по доро­гам ста­вили избы нароч­ные для охра­не­ния от сей гадины».

Нако­нец, слу­ча­ется с чело­ве­ком без­от­чёт­ный страх от бесов, или стра­хо­ва­ния. Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник о нём гово­рил: «Не пустыня и мрач­ность места укреп­ляет бесов против нас, но бес­пло­дие нашей души; иногда же это бывает про­мыс­ли­тельно к вра­зум­ле­нию нашему».

Когда люди были сильны в подви­гах, в вере, а больше всего в сми­ре­нии, то святые отцы так их учили: «Не ленись в самую пол­ночь при­хо­дить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного усту­пишь сей мла­ден­че­ствен­ной и смеха достой­ной стра­сти, то она соста­рится с тобою. Но когда ты пой­дешь в те места, воору­жайся молит­вою…».

«Страх Божий невоз­можно упо­до­бить ника­кому ощу­ще­нию плот­ского, даже душев­ного чело­века. Страх Божий – ощу­ще­ние совер­шенно новое. Страх Божий – дей­ствие Свя­того Духа. Ощутив страх Божий, ощутив от дей­ствия страха Божия при молитве твоей при­сут­ствие Бога, без­видно, духовно уви­дишь Неви­ди­мого, позна­ешь, что молитва есть пред­сто­я­ние на Страш­ном Суде Божием».
епи­скоп Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

Име­ю­щий страх Божий явно и тайно, то есть перед людьми и без людей, бере­жется от всяких грехов, поскольку везде перед собою видит Бога, Кото­рого опа­са­ется про­гне­вать.
В доме ли я сижу – Гос­подь Бог со мною; выйду ли из дому – Он не остав­ляет меня. По пути ли иду – Он со мною. В городе ли, в пустыне ли, с людьми или без людей, — не отсту­пает от меня Гос­подь. Не вижу Его, ибо хожу верою, а не виде­нием, но делаю ли, или говорю, или мыслю – перед Ним все делаю, говорю или мыслю. На молитве ли стою – перед Ним стою, Он на меня смот­рит и видит меня, видит, когда я сижу и встаю, и разу­меет помыш­ле­ния мои. Перед Ним я пре­кло­няю колени мои, и при­па­даю, и покло­ня­юсь, и взды­хаю, и молюсь Ему, и прошу, и ищу у Него мило­сти, но Его Самого не вижу. К Нему про­сти­раю руки мои и очи мои, но Его Самого не вижу. Это раз­мыш­ле­ние мое учит меня всегда и везде бояться Тебя, о Боже, и тре­пе­тать, со стра­хом и опа­се­нием жить и обра­щаться, делать, гово­рить, мыс­лить и что-либо начи­нать, как дети перед отцом своим, под­дан­ные перед царем своим.
свя­ти­тель Тихон Задон­ский

«Если будешь при­зы­вать знание и взы­вать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыс­ки­вать его, как сокро­вище, то ура­зу­ме­ешь страх Гос­по­день и най­дешь позна­ние о Боге» ( Притч.2:3-5 ). Корень бого­угод­ной жизни – страх Гос­по­день. Когда придет он, то, как твор­че­ская сила, все в тебе пере­строит и вос­со­здаст в тебе пре­крас­ный поря­док – космос духов­ный. Как стя­жать страх Божий? Он в тебе есть, только заглу­шен, вос­креси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для при­ня­тия вну­ше­ний Истины. До сих пор разуму не давали слова, он был в раб­стве и не смел гово­рить здра­вые речи; пусть теперь гово­рит. Он начнет речь о Божием все­дер­жи­тель­стве, дер­жа­щем тебя и могу­щем бро­сить в каждое мгно­ве­ние; о Божием вез­де­су­щии и все­ве­де­нии, все в тебе видя­щем и гне­ва­ю­щемся на тебя за все худое в тебе; о Божием пра­во­су­дии, гото­вом нака­зать тебя сейчас, но удер­жи­ва­е­мом до вре­мени мило­стью; о смерти, в каждое мгно­ве­ние гото­вой схва­тить тебя и пре­дать суду и воз­да­я­нию. Слушай и вводи сердце твое в чув­ство этих истин. Про­бу­дишь чув­ство – придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни.
Страх Гос­по­день нена­ви­дит неправды, доса­жде­ния же и гор­дыни ( Притч.8:13 ). А если нена­ви­дит, то про­го­нит их; если про­го­нит, то душа станет чиста от них и поэтому явится правой пред Гос­по­дом. А это и есть все, чего теперь с такой забо­тою ищем. Стало быть, вос­ста­нови в себе страх Божий и под­дер­жи­вай его – и будешь обла­дать самым могу­ще­ствен­ным сред­ством к само­ис­це­ле­нию. Страх Гос­по­день не допу­стит тебя согре­шить, и он же заста­вит тебя делать всякое добро, при всяком к тому случае. И будет у тебя испол­няться запо­ведь: «укло­няйся от зла и делай добро» ( Пс.33:15 ), кото­рую дает пророк ищущим истин­ной жизни. Как дойти до страха Божия? Ищи и обря­щешь. Здесь нельзя ска­зать: то и то сделай; страх Божий есть духов­ное чув­ство, сокро­венно зачи­на­ю­ще­еся в сердце от его обра­ще­ния к Богу. Раз­мыш­ле­ние помо­гает, помо­гает и напря­же­ние себя на это чув­ство, но делом оно дается от Гос­пода. Взыщи его, как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слу­шайся его бес­пре­ко­словно – он выпра­вит все твои неправды.
Страх Божий как при­во­дит к началу святой и бого­угод­ной жизни, так бывает самым верным блю­сти­те­лем ее, когда кто, после­до­вав его вну­ше­ниям, поло­жит это начало. Учит нас этому нынеш­ний апо­стол, при­водя на память гроз­ные суды Божии и нака­за­ния, еще здесь явлен­ные над не поко­ря­ю­щи­мися Его воле. «Анге­лов согре­шив­ших не поща­дил» ( 2Пет.2:4 ). Были чисты и в пре­свет­лом оби­тали жилище. Но как только согре­шили, низ­вер­жены во мрак пре­ис­под­ней. Нас ли с тобою поща­дит, если пойдем против воли Его?! Раз­ли­лось нече­стие при Ное. Бог навел потоп и всех погу­бил, исклю­чая восемь душ семей­ства Ноя. Не посмот­рел, что было много нече­сти­вых. Над тобою ли одним станет Он раз­ду­мы­вать – погу­бить тебя или нет, когда не ста­нешь слу­шать голоса Его?! Долго терпел Гос­подь Содом и Гоморру. Они же вместо вра­зум­ле­ния спе­шили на верх нече­стия, за то, когда не чаяли, пора­жены огнем, во образ веч­ного огня, ожи­да­ю­щего нече­сти­вых. Не мино­вать и тебе этого огня, если пой­дешь теми же путями. При­води все это на память, сидя сам с собой, осо­бенно в ночной тишине и тем­ноте, и, воз­гре­вая тем страх Божий, стра­шись греха, как если бы в нем под­кра­ды­вался к тебе пла­мень огня веч­ного.
епи­скоп Феофан Затвор­ник

Если в при­сут­ствии царя мы не поз­во­лим себе ника­кой небреж­но­сти, а тем более непри­ли­чия, но ста­ра­емся, чтобы всякое наше слово, всякое дви­же­ние было ему угодно, тем более пред­став­ля­ю­щий себя в при­сут­ствии Божием не поз­во­лит себе ника­кого греха, порев­нует о святом деле угод­ном Богу.
свя­ти­тель Фила­рет, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский

«Страх Божий – это не значит бояться Бога, как мы боимся молнии или элек­три­че­ского раз­ряда, страх Божий – это значит бояться поте­рять Его, поте­рять чув­ство пол­ноты, чув­ство веч­но­сти, чув­ство боже­ствен­ного. Это самое высо­кое, поющее чув­ство в чело­веке, даже когда чело­век этого не сознает. Но он может его поте­рять, и поте­рять надолго, а может поте­рять это навсе­гда – вот чего сле­дует бояться».
прот. Алек­сандр Мень

Только страх Гос­по­день осво­бож­дает от страха перед людьми. Бояться Его – это просто при­знать со всем сми­ре­нием, кто Он и кто я. «В любви нет страха, но совер­шен­ная любовь изго­няет страх» ( 1Ин.4:18 ).
свя­щен­ник Геор­гий

Бойся Бога из любви, а не из-за того, что Его счи­тают жесто­ким.
прп. Исаак Сирин

Будем ходить в страхе Гос­под­нем, так как нам пред­пи­сано – со стра­хом и тре­пе­том соде­ло­вать свое спа­се­ние ( Флп.2:12 ). Страх Гос­по­день иско­ре­няет из души все лукав­ства и грехи. Кто же не боится Бога, тот впа­дает во многая злая.
преп. Анто­ний Вели­кий

Должно всегда иметь Бога пред собою. Страх Божий при­об­ре­та­ется еще испол­не­нием запо­ве­дей Божиих, и чтобы все делать по сове­сти.
преп. Амвро­сий Оптин­ский

Не ради согре­ше­ний только должен чело­век бояться Бога, но потому что Бог любит его, а он не любит Бога, и, будучи недо­стоин, полу­чает бла­го­де­я­ния.
преп. Петр Дамас­кин

Нико­гда не бойся нака­за­ния, но бойся греха, порож­да­ю­щего нака­за­ние.
свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

По мере очи­ще­ния пока­я­нием, начи­наем ощу­щать при­сут­ствие Божие: от ощу­ще­ния при­сут­ствия Божия явля­ется святое ощу­ще­ние страха Божия.
свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов

«Не бойся никого, кроме Бога одного» — рус­ская посло­вица. Выра­же­ние «побойся Бога» исполь­зуют, чтобы при­сты­дить чело­века, оста­но­вить его на гре­хов­ном пути.

Живу в постоянном страхе наказания

Добрый вечер! У меня психика на пределе. Я несколько раз начинала ходить в церковь и пыталась соблюдать все православные правила, но у меня ничего не получалось, так как у меня нет любви к Богу, нет понимания его замысла.Я искренне завидую людям, у которых это получается, которые нашли себя в этом и обрели покой, мне же становиться только хуже. У меня есть психическое заболевание, которое после соприкосновения с религией значительно усилилось. меня преследуют страхи, что у меня все будет плохо, что бог будет наказывать меня, боюсь, что отберет близких, сведет меня с ума и доведет до самоубийства. Боюсь также, что священник может мказать, что человек может попасть в тюрьму за нелюбовь к богу. Запугивания священников меня вообще отвращают от веры.Я честно пыталась следовать православию, но нет у меня понимания и согласия с религией. Я осознаю, что могу погибнуть, но неужели за свой свободный выбор я должна страдать при жизни. Прошу только не говорите о бесах, я и так запуганная.Спасибо заранее! И прошу не судите строго, попытайтесь понять меня по человечески. Как мне избавиться от этих страхов, как научиться не бояться Бога и запугиваний священников?

Легостаева Марина Вениаминовна
психолог

Лана, добрый день!
Вы задаете вопросы, но при этом ограничиваете в возможности ответа. Первое: это то, что вы сослались на психическое заболевание. Даже написали, что психика сейчас на пределе. Понятно, что общаясь с вами заочно, я даже приблизительно не могу предвидеть, как мои слова повлияют на вас. И тем самым опасаясь спровоцировать ухудшение вашего состояния я не знаю, как можно ответить на ваш вопрос так чтобы не вызвать этого ухудшения.
В конце вы ставите еще более жесткие условия: не говорить вам конкретно том и другом, не запугивать вас и т.д.
Мне кажется, что я никогда не запугиваю, и не выставляю никаких жестких условий, но, все-таки, я не знаю, не могу предвидеть что именно вас может запугать. Я не знаю вас, не знаю вашего состояния на данный момент.
И все же, я думаю, что есть момент, на который вам следует обратить ваше внимание. Вы пишите, что нет любви к Богу. Как я предполагаю, Он вам представляется жестоким и опасным. Но это не христианский Бог. Это в вашем сознании выстроилось ложное представление о Нем. (Может быть, кто-то из людей в этом посодействовал. Так к сожалению, тоже бывает. И в церкви встречаются такие люди). Но это не о Христе.
Бог - это любовь. А то, что в сердце нет любви к Богу, думаю потому что именно там в своем сердце вы дали место не Христу, а кому-то другому решим про себя, что это и есть Бог.
Вот пишу и вижу, что пора останавливаться.
Если вы согласитесь с тем, что Господь есть любовь, и что Он любит вас, то возможно начнутся перемены и в сердце. И я уверена, что в церкви найдутся такие люди, которые вам помогут этим разобраться.

Гость

Спасибо за ответ. Мне очень хочется верить, что Бог есть любовь, а не каратель. В связи с этим хочу поделиться еще одним страхом. Меня преследуют богохульные мысли, в том числе проклятия на Бога, я их не хочу, они меня изводят. Я читала, что это бесы воздействуют. Я прошу у Бога прощения, но все равно боюсь, что он меня проклянет. Мне хочется верить, что из любви он меня простит. Если вам есть чем меня успокоить- ответьте, пожалуйста.

Легостаева Марина Вениаминовна
психолог

Да, Лана, думаю, что есть чем успокоить.
О том, что приходят хульные мысли писали все святые. Такие мысли приходили и им. Многие это описывают. И что они предлагают делать? Во-первых не пугаться этого. Поскольку это не ваши мысли. Они приходят из вне помимо вашей воли.
Необходимо учиться тому, что просто игнорировать эти мысли, не фиксировать на них своего внимания, не поддаваться этим мыслям.
Эти мысли могут на нас оказывать влияние, когда мы их подпитываем своим страхом, своим вниманием, тем что придаем этому повышенное значение.
Подробнее про борьбу с помыслами (так называют эти мысли святые) написано много. Есть это и у Иоанна Кронштадтского, у Паисия Святогорца, у Феофана Затворника и у других святых.
И они делятся своим опытом, как от этого избавиться.
К примеру, можно переключать свое сознание на что-то другое, заниматься делами какими-то простыми.
Но, самое главное, следует помнить, что Господь любит вас. И в духовной брани Господь сильнее всех этих помыслов. Это надо помнить и не отступать. А состояние тревоги - это значит, что уже где-то заколебались, засомневались.
Я не буду давать вам больше никаких рекомендаций. Ищите в святоотеческих текстах. Помните, вы не одна такая. Тысячи людей через это прошли и вышли в этой брани победителями.

Читайте также: