Боюсь бога как карателя
Обновлено: 05.07.2024
Страх Бо́жий – благоговейное отношение к Богу, проявляемое в осознании и ощущении Божественного присутствия, боязни оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, формируемое и поддерживаемое в человеке при содействии благодати Божией. Такой страх является добродетелью, душеспасительным страхом.
Страх Божий основан на желании не потерять связь с Богом и выражается в духовной бдительности, внимании к своим мыслям и поступкам. Страх Божий избавляет от гнева Божьего.
Слово «страх» (греч. φόβος – фобос) в древнегреческом языке не имело значения боязни (греч. τρόμος – тромос), но означало уважение.
Что значит «страх Божий» – разве Бога нужно бояться?
Бога бояться нужно. Но необходимо понимать природу этого страха. Церковная мудрость предлагает рассуждение о страхе раба, наемника и сына. Раб боится прогневать хозяина из-за страха наказания. Наемник опасается не выполнить план работы, так как это грозит уменьшением зарплаты. Сын же боится огорчить отца своей нерадивостью. Итак, каждый имеет некоторый страх, но качественно разный. Страх Божий может начинаться со страха раба, но должен иметь направление роста к страху сыновнему, переходя постепенно в чистую любовь к Небесному Отцу.
Важно знать, что страх Божий – понятие положительное, а не отрицательное. Словом «страх» Писание именует самого Бога. Исаия пишет: «Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!» (Ис. 8:13). Иаков выговаривает Лавану: «Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем» (Быт. 31:42). Богобоязненность, в библейском понимании, есть первичная и основная добродетель, от которой происходят все основные: «Начало мудрости – страх Господень… Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Пс. 110:10; Притч. 14:27). По сути, боязнь Бога есть признание Его Творцом, Господином и Судьей, полная открытость сердца перед Ним, всегдашняя память о Нем (что в Писании часто означено выражением «ходить пред Богом»). И, конечно же, устремленность любить Его как источник жизни, света, добра.
Надо сказать, слово «бояться» в Библии часто употребляется почти в том же значении, что и «любить». Например, во время Венчания из Апостола читаются такие слова: «Каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33). Очевидно, боязнь мужа надо понимать не как требование рабской покорности, а как страх огорчить его, разрушить таинство взаимной любви. Поэтому библейский текст в одном случае может сказать: «Возлюби Бога», а в другом: «Бойся Бога». Смысл один и тот же, но акцентируется некий оттенок зависимости меньшего от большего.
Правда, Иоанн Богослов все же отмечает разницу между любовью к Богу и страхом Божьим: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). Здесь речь идет о любви в высшем смысле как о «совокупности совершенства» (Кол. 3:14); о любви, в огне которой переплавляется всякий страх. Тонкие же грани разницы между любовью и страхом Божьим излагают святые отцы Церкви в своих аскетических книгах. В них есть некоторая тайна духовной жизни. Могущий вместить – пусть вместит.
Современный человек, запуганный изнутри личными фобиями, а снаружи страхом безденежья, голода, войны, отрицает единственный полезный для него страх – богобоязненность. Почему? Отчасти по причине гордости («чего я должен кого-то бояться?»). А также потому, что безуспешно пытаться понять добродетель богобоязненности одним умом, без опыта веры, покаяния, молитвы. «Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов) (1).
Поэтому о добродетели страха Божьего стоит просить Господа. Перечисляя в молитве множество частных просьб, нельзя забывать просить главного: страха Божьего. Имея эту добродетель, мы будем иметь все. К главному прилагается второстепенное. «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12:31), – обещает Христос. Хорошо будет, если эта мысль войдет в круг наших ежедневных размышлений и молитвенно выразится в обращении к Подателю всех благ. Тогда, даст Бог, со временем придет к нам опытное познание слов Писания: «Страх Господень – как благословенный рай» (Сир. 40:28).
Архим. Андрей (Конанос): Бог – не страшилище, которое ругает и наказывает
Пребывая в состоянии любви, ты не боишься ни жизни, ни смерти.
Некоторые говорят: «Как можно умирать спокойно? Как умирать не боясь Бога, Который тебя будет судить?» Мы уже об этом говорили. Те, кто не любят, боятся.
Ты боишься тогда, когда чувствуешь вину. А почему так? Потому, что ты не достиг состояния любви, но видишь в Боге карателя. Смотришь на Него как на страшилище, которое ругает и наказывает, держит кнут и тебя им ударяет. Это чувство душит тебя виной. Если же ты грешен, но смиренен, то у тебя другое чувство к Богу. Если, будучи грешником, одновременно ощущаешь любовь к Творцу, тогда грех твой делает тебя смиренным. Он тебя смиряет, как бы приземляет, и ты говоришь: «Неужели я, Боже мой, настолько плохой? Да, я грешен. Но Ты любишь меня, правда? У меня есть мужество смотреть на Тебя. Я взираю на тебя, Боже мой, плачущими глазами, потому что моя душа нечиста. И я это знаю. В то же время, однако, я смотрю на Тебя смело, так как уверен: ты Меня любишь. И когда я увижу Тебя, то скажу: ‟Господи, я все же любил Тебя. Я был грешником, но знал, насколько Ты хорош, и поэтому я не боюсь”».
Говорят, что любовь изгоняет страх. Когда ты любишь, то не боишься. Когда любишь, твое сознание чистое. Ты с радостью принимаешь уроки жизни, или учение, или исправление. Ты сам говоришь: «Помогите мне, пожалуйста, я очень прошу». Без недоверчивости. Без подозрений. Но если не любишь, на все смотришь испуганно и подозрительно. «Он, видимо, хочет мне сделать что-нибудь плохое. И тот от меня чего-то хочет». Из нашей души исходят ухищрения, подозрения, фобии. Нет места нежности и спокойствию в сердце. Корень всех зол – гордыня. А тем, которые восхваляют Господа, нечего бояться, потому что именно их гимн свидетельствует о том, что Его любят.
Тема любви неисчерпаема.
Позволь мне привести один пример. Теперь я обращаюсь лично к тебе. Как только я начинаю сбиваться с мысли, задумываться, не ошибаюсь ли, все ли правильно или, может, ты в чем-то не согласен со мной и сердишься на меня за это, знаешь, что я тогда делаю? Я тогда про себя говорю: «Почему ты беспокоишься? Люди тебя любят. Они хорошие. И тот, кто слушает тебя сейчас – а в данном случае это ты – любит тебя. А если тебя любят, почему ты боишься?» Как только я так подумаю и почувствую, что это правда, то автоматически успокаиваюсь и могу продолжать разговор. Если бы я почувствовал, что твоя душа не источает любви, разве я мог бы говорить? Кто может говорить, когда чувствует, что ему грозят наказание, месть, взбучка или злоба? Когда собеседник ненавидит, можешь ли ты говорить? Любовь воскрешает наши души. Автоматически воскрешает.
Через страх человек достигает любви, а не иначе
«Познавший себя, – говорит преп. Иоанн Лествичник, – достиг разума страха Господня и, ходя в оном, достигает врат любви».
«Умножение страха Божия есть начало любви», – говорит он же.
Преп. Исаак Сирин учит:
«Человек, пока в нерадении, боится часа смертного; а когда приблизится к Богу, боится сретения суда; когда же всецело подвинется вперед, тогда любовию поглощается тот и другой страх… Кто достиг любви Божией, тот не желает уже снова пребывать здесь; потому что любовь сия уничтожает страх ( 1Ин.4:18 )».
Авва Херемон, отшельник египетский, сказал:
«Три побуждения заставляют людей уклоняться от пороков, т. е. страх будущего мучения в геенне… надежда и желание получить Царство Небесное, наконец, расположение и любовь к самой добродетели ( Притч.8:13 ; Пс.33:23 ; 1Кор.13:8 )… Посему-то св. апостол все дело спасения заключил в исполнении трех оных добродетелей. Ныне пребывают, говорит он, вера, надежда, любовь, три сия ( 1Кор.13:13 ). Вера страхом будущего суда и мучений отклоняет нас от скверны пороков; надежда ожиданием небесных воздаяний, отторгая ум наш от настоящего, заставляет презирать все плотские удовольствия; любовь, огнем своим воспламеняя в душе нашей любовь ко Христу и к преспеянию в духовных добродетелях, побуждает с совершенною ненавистью отвращаться от всего, что противно им. Хотя эти три добродетели ведут нас, по-видимому, к одному концу… но степенями своего превосходства много различаются между собою. Две первые свойственны тем людям, которые стараются преуспевать в добродетелях, но не имеют еще постоянного расположения к ним; третья же особенно принадлежит Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божий…
Поэтому, кто стремится к совершенству, тот с первой степени страха, собственно называемого рабским… ( Лк.17:10 ), должен постепенно восходить на стезю надежды. Здесь человек уподобляется уже не рабу, а наемнику, ибо действует в ожидании будущего воздаяния. Уверенный в прощении грехов своих, он уже не страшится наказания за них, а сознавая в себе добрые дела, думает получить за них милостивую награду. Но, несмотря на то, он еще не имеет в себе такого расположения, какое прилично сыну, который в полном уповании на отеческое благоволение к себе не сомневается усвоять себе все, что принадлежит отцу…
Великое находится различие между тем, кто страхом геенны или надеждою будущего воздаяния погашает в себе пламень пороков и, между тем, кто ужасается порочности и нечистоты по чувству любви божественной… В таком состоянии человек, хотя бы не имел ни одного свидетеля дел своих, не решится воспользоваться случаем ко греху и не может увлечься самыми сокровенными, обольстительными помыслами, ибо питая искреннейшую любовь к добродетели, он не только не приемлет сердцем ничего противного ей, но и с величайшим ужасом отвращается сего».
Иногда это третье состояние называют совершенным страхом. «…Есть два страха, – читаем у аввы Дорофея, – один первоначальный, а другой совершенный… Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот еще новоначальный, ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно, для того, чтобы благоугодить Ему; этот знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом… таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх. Поэтому-то апостол и говорит: совершенная любовь изгоняет страх ( 1Ин.4:18 ). Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом».
Польза страха Божьего
«…Когда страх Господень приходит в сердце, то показует ему все грехи его».
«Умудрись же в основание шествия своего, – говорит св. Исаак Сирин, – полагать страх Божий; и в несколько дней, не делая кружений на пути, будешь у врат Царствия».
Еще сказал: «Душа, имеющая в себе страх Божий, не боится чего-либо такого, что вредит ей телесно, потому что на Бога уповает отныне и во веки веков».
Св. Иоанн Златоуст так поучает об этом же: «Нет зла, которого не уничтожал бы страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испорченное и покрытое большою ржавчиною, делает его ясным и светлым, очищая его и совершенно исправляя повреждение, так и страх Божий в короткое время совершает все и не допускает ничему человеческому вредить тем, которые проникнуты им».
«…Человек добродетельный, имеющий в себе страх Божий, мудрее всех; потому и некий мудрец говорит: начало премудрости страх Господень ( Притч.1:7 ). Если же бояться Бога значит иметь мудрость, а порочный не имеет этого, то, без сомнения, он лишен мудрости, а лишенный истинной мудрости бессмысленнее всех».
Как приобрести страх Божий?
Святитель Тихон Задонский приводит следующие причины, от которых рождается страх Господень:
- Что Бог вездесущий, и всякое дело, слово и помышление ведущий.
- Что Бог ненавидит всякое беззаконие и всякое зло.
- Что Бог – праведный Судия, и всякому воздаст по делам.
- Что Его даже и ангельские чины трепещут.
- Что Бог весь свет в руке Своей содержит.
- Что Бог, в мгновение ока может грешника праведным судом погубить при самом совершении греха…
Так как истинный страх Божий есть дар от Господа, как Сирах говорит ( Сир.1:13 ), то должно нам у Бога просить его усердною молитвой.
Страх сатанинский
Но когда страх, вместо того чтобы быть направленным на вечное воздаяние за гробом, на последний Суд, на неизвестность будущего конца, который ожидает человека, «бывает о теле, тогда он делается сатанинским, – говорит св. Исаак Сирин, – потому что человек поколебался в вере своей в Промысл Божий и позабыл, как печется и промышляет Бог о подвизающихся ради добродетели… ( Пс.24:14; 33:16; 90:10 )».
Человек начинает бояться за свою жизнь, за свое общественное положение; боится, что случится с ним какое-либо несчастье, обкрадут, сделается пожар, что заболеет и прочее и прочее. Начинают бояться и темной комнаты (и это когда даже в бесов, говорят, не верят), и всякой мелочи, каждого стука: мышь, таракан или паук пробежит – все приводит в страх и смятение.
Так, император Петр I, не боявшийся совершать чудовищные грехи и жестокости, от которых кровь стынет в жилах, боялся, однако, очень малой твари – тараканов. Интересно описывает это современник: «И не можно того думать, чтоб великой и неустрашимой герой боялся так малой гадины – тараканов: и наперед его едущего кулиеры бежали, и где надлежит быть станции, осматривали, нет ли в избе тараканов, и по крайней невозможности таких изб обыскать не можно, то по дорогам ставили избы нарочные для охранения от сей гадины».
Наконец, случается с человеком безотчётный страх от бесов, или страхования. Преподобный Иоанн Лествичник о нём говорил: «Не пустыня и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие нашей души; иногда же это бывает промыслительно к вразумлению нашему».
Когда люди были сильны в подвигах, в вере, а больше всего в смирении, то святые отцы так их учили: «Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состарится с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою…».
«Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа. Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей присутствие Бога, безвидно, духовно увидишь Невидимого, познаешь, что молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием».
епископ Игнатий (Брянчанинов)
Имеющий страх Божий явно и тайно, то есть перед людьми и без людей, бережется от всяких грехов, поскольку везде перед собою видит Бога, Которого опасается прогневать.
В доме ли я сижу – Господь Бог со мною; выйду ли из дому – Он не оставляет меня. По пути ли иду – Он со мною. В городе ли, в пустыне ли, с людьми или без людей, — не отступает от меня Господь. Не вижу Его, ибо хожу верою, а не видением, но делаю ли, или говорю, или мыслю – перед Ним все делаю, говорю или мыслю. На молитве ли стою – перед Ним стою, Он на меня смотрит и видит меня, видит, когда я сижу и встаю, и разумеет помышления мои. Перед Ним я преклоняю колени мои, и припадаю, и поклоняюсь, и вздыхаю, и молюсь Ему, и прошу, и ищу у Него милости, но Его Самого не вижу. К Нему простираю руки мои и очи мои, но Его Самого не вижу. Это размышление мое учит меня всегда и везде бояться Тебя, о Боже, и трепетать, со страхом и опасением жить и обращаться, делать, говорить, мыслить и что-либо начинать, как дети перед отцом своим, подданные перед царем своим.
святитель Тихон Задонский
«Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» ( Притч.2:3-5 ). Корень богоугодной жизни – страх Господень. Когда придет он, то, как творческая сила, все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок – космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен, воскреси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для принятия внушений Истины. До сих пор разуму не давали слова, он был в рабстве и не смел говорить здравые речи; пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, держащем тебя и могущем бросить в каждое мгновение; о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе; о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью; о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в чувство этих истин. Пробудишь чувство – придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни.
Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни ( Притч.8:13 ). А если ненавидит, то прогонит их; если прогонит, то душа станет чиста от них и поэтому явится правой пред Господом. А это и есть все, чего теперь с такой заботою ищем. Стало быть, восстанови в себе страх Божий и поддерживай его – и будешь обладать самым могущественным средством к самоисцелению. Страх Господень не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро, при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: «уклоняйся от зла и делай добро» ( Пс.33:15 ), которую дает пророк ищущим истинной жизни. Как дойти до страха Божия? Ищи и обрящешь. Здесь нельзя сказать: то и то сделай; страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство, но делом оно дается от Господа. Взыщи его, как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно – он выправит все твои неправды.
Страх Божий как приводит к началу святой и богоугодной жизни, так бывает самым верным блюстителем ее, когда кто, последовав его внушениям, положит это начало. Учит нас этому нынешний апостол, приводя на память грозные суды Божии и наказания, еще здесь явленные над не покоряющимися Его воле. «Ангелов согрешивших не пощадил» ( 2Пет.2:4 ). Были чисты и в пресветлом обитали жилище. Но как только согрешили, низвержены во мрак преисподней. Нас ли с тобою пощадит, если пойдем против воли Его?! Разлилось нечестие при Ное. Бог навел потоп и всех погубил, исключая восемь душ семейства Ноя. Не посмотрел, что было много нечестивых. Над тобою ли одним станет Он раздумывать – погубить тебя или нет, когда не станешь слушать голоса Его?! Долго терпел Господь Содом и Гоморру. Они же вместо вразумления спешили на верх нечестия, за то, когда не чаяли, поражены огнем, во образ вечного огня, ожидающего нечестивых. Не миновать и тебе этого огня, если пойдешь теми же путями. Приводи все это на память, сидя сам с собой, особенно в ночной тишине и темноте, и, возгревая тем страх Божий, страшись греха, как если бы в нем подкрадывался к тебе пламень огня вечного.
епископ Феофан Затворник
Если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему угодно, тем более представляющий себя в присутствии Божием не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле угодном Богу.
святитель Филарет, митрополит Московский
«Страх Божий – это не значит бояться Бога, как мы боимся молнии или электрического разряда, страх Божий – это значит бояться потерять Его, потерять чувство полноты, чувство вечности, чувство божественного. Это самое высокое, поющее чувство в человеке, даже когда человек этого не сознает. Но он может его потерять, и потерять надолго, а может потерять это навсегда – вот чего следует бояться».
прот. Александр Мень
Только страх Господень освобождает от страха перед людьми. Бояться Его – это просто признать со всем смирением, кто Он и кто я. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Ин.4:18 ).
священник Георгий
Бойся Бога из любви, а не из-за того, что Его считают жестоким.
прп. Исаак Сирин
Будем ходить в страхе Господнем, так как нам предписано – со страхом и трепетом соделовать свое спасение ( Флп.2:12 ). Страх Господень искореняет из души все лукавства и грехи. Кто же не боится Бога, тот впадает во многая злая.
преп. Антоний Великий
Должно всегда иметь Бога пред собою. Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих, и чтобы все делать по совести.
преп. Амвросий Оптинский
Не ради согрешений только должен человек бояться Бога, но потому что Бог любит его, а он не любит Бога, и, будучи недостоин, получает благодеяния.
преп. Петр Дамаскин
Никогда не бойся наказания, но бойся греха, порождающего наказание.
святитель Иоанн Златоуст
По мере очищения покаянием, начинаем ощущать присутствие Божие: от ощущения присутствия Божия является святое ощущение страха Божия.
святитель Игнатий Брянчанинов
«Не бойся никого, кроме Бога одного» — русская пословица. Выражение «побойся Бога» используют, чтобы пристыдить человека, остановить его на греховном пути.
Живу в постоянном страхе наказания
Добрый вечер! У меня психика на пределе. Я несколько раз начинала ходить в церковь и пыталась соблюдать все православные правила, но у меня ничего не получалось, так как у меня нет любви к Богу, нет понимания его замысла.Я искренне завидую людям, у которых это получается, которые нашли себя в этом и обрели покой, мне же становиться только хуже. У меня есть психическое заболевание, которое после соприкосновения с религией значительно усилилось. меня преследуют страхи, что у меня все будет плохо, что бог будет наказывать меня, боюсь, что отберет близких, сведет меня с ума и доведет до самоубийства. Боюсь также, что священник может мказать, что человек может попасть в тюрьму за нелюбовь к богу. Запугивания священников меня вообще отвращают от веры.Я честно пыталась следовать православию, но нет у меня понимания и согласия с религией. Я осознаю, что могу погибнуть, но неужели за свой свободный выбор я должна страдать при жизни. Прошу только не говорите о бесах, я и так запуганная.Спасибо заранее! И прошу не судите строго, попытайтесь понять меня по человечески. Как мне избавиться от этих страхов, как научиться не бояться Бога и запугиваний священников?
Легостаева Марина Вениаминовна
психолог
Лана, добрый день!
Вы задаете вопросы, но при этом ограничиваете в возможности ответа. Первое: это то, что вы сослались на психическое заболевание. Даже написали, что психика сейчас на пределе. Понятно, что общаясь с вами заочно, я даже приблизительно не могу предвидеть, как мои слова повлияют на вас. И тем самым опасаясь спровоцировать ухудшение вашего состояния я не знаю, как можно ответить на ваш вопрос так чтобы не вызвать этого ухудшения.
В конце вы ставите еще более жесткие условия: не говорить вам конкретно том и другом, не запугивать вас и т.д.
Мне кажется, что я никогда не запугиваю, и не выставляю никаких жестких условий, но, все-таки, я не знаю, не могу предвидеть что именно вас может запугать. Я не знаю вас, не знаю вашего состояния на данный момент.
И все же, я думаю, что есть момент, на который вам следует обратить ваше внимание. Вы пишите, что нет любви к Богу. Как я предполагаю, Он вам представляется жестоким и опасным. Но это не христианский Бог. Это в вашем сознании выстроилось ложное представление о Нем. (Может быть, кто-то из людей в этом посодействовал. Так к сожалению, тоже бывает. И в церкви встречаются такие люди). Но это не о Христе.
Бог - это любовь. А то, что в сердце нет любви к Богу, думаю потому что именно там в своем сердце вы дали место не Христу, а кому-то другому решим про себя, что это и есть Бог.
Вот пишу и вижу, что пора останавливаться.
Если вы согласитесь с тем, что Господь есть любовь, и что Он любит вас, то возможно начнутся перемены и в сердце. И я уверена, что в церкви найдутся такие люди, которые вам помогут этим разобраться.
Гость
Спасибо за ответ. Мне очень хочется верить, что Бог есть любовь, а не каратель. В связи с этим хочу поделиться еще одним страхом. Меня преследуют богохульные мысли, в том числе проклятия на Бога, я их не хочу, они меня изводят. Я читала, что это бесы воздействуют. Я прошу у Бога прощения, но все равно боюсь, что он меня проклянет. Мне хочется верить, что из любви он меня простит. Если вам есть чем меня успокоить- ответьте, пожалуйста.
Легостаева Марина Вениаминовна
психолог
Да, Лана, думаю, что есть чем успокоить.
О том, что приходят хульные мысли писали все святые. Такие мысли приходили и им. Многие это описывают. И что они предлагают делать? Во-первых не пугаться этого. Поскольку это не ваши мысли. Они приходят из вне помимо вашей воли.
Необходимо учиться тому, что просто игнорировать эти мысли, не фиксировать на них своего внимания, не поддаваться этим мыслям.
Эти мысли могут на нас оказывать влияние, когда мы их подпитываем своим страхом, своим вниманием, тем что придаем этому повышенное значение.
Подробнее про борьбу с помыслами (так называют эти мысли святые) написано много. Есть это и у Иоанна Кронштадтского, у Паисия Святогорца, у Феофана Затворника и у других святых.
И они делятся своим опытом, как от этого избавиться.
К примеру, можно переключать свое сознание на что-то другое, заниматься делами какими-то простыми.
Но, самое главное, следует помнить, что Господь любит вас. И в духовной брани Господь сильнее всех этих помыслов. Это надо помнить и не отступать. А состояние тревоги - это значит, что уже где-то заколебались, засомневались.
Я не буду давать вам больше никаких рекомендаций. Ищите в святоотеческих текстах. Помните, вы не одна такая. Тысячи людей через это прошли и вышли в этой брани победителями.
Читайте также: