Botanicula что это

Обновлено: 19.05.2024

Скажем сразу: после «Саморостов» и Machinarium Дворски со своими друзьями (собственно, идея игры принадлежит художнику Яру Плачи) сотворили очередной шедевр визуального искусства. Поэтому знакомить с ним девушек строго рекомендуется: их отношение к видеоиграм может измениться драматически. Начав Botanicula, они гарантированно просидят за ней до финальных титров, и за это время вы увидите, как они будут улыбаться, умиляться и даже смахивать слезы.

Botanicula, как и все игры Amanita Design, чем-то напоминает гениальные советские мультфильмы, особенно норштейновского «Ежика в тумане», где маленькие, но храбрые герои бросают вызов, казалось бы, непреодолимым для них обстоятельствам и совершают какое-нибудь экзистенциальное путешествие, полное опасных и забавных ситуаций, удивительных существ, сюрреализма, грусти и юмора. Только в Botanicula они путешествует не по туманному лесу, городу роботов или странной планете, а по огромной липе, которой грозит гибель из-за нашествия пауков-паразитов. Пятеро смелых – Мисс Гриб, Мистер Желудь, Мистер Клубень, Мистер Прутик и Мистер Перо – спасают последнее семя дерева и несут его от верхушки к корням. На пути они встречают разнообразные препятствия, всячески помогают окружающим, чтобы те помогли им, решают загадки и избегают врагов-пауков.

По механике Botanicula представляет собой нечто среднее между «Саморостом» и Machinarium. С одной стороны, тут все тот же фирменный животворящий курсор, по мановению которого приходят в движение и оживают все эти листики-тычинки, гусеницы, жуки-букашечки и прочие местные обитатели. С другой, Botanicula объемнее «Самороста», здесь больше разнообразных загадок, есть инвентарь и мини-игры (включая волейбол с мисс Гриб в главной роли и местную вариацию Арканоида).

Фирменная черта Botanicula – уникальные способности героев. Ключ, упавший на дно пчелиного улья, вытащить сможет только мистер Прутик. Клубень умеет освещать темные места как фонарь, а сильный мистер Желудь готов буквально выбить нужный предмет из несговорчивой букашки. Впрочем, на деле загадки и сами ситуации куда интереснее, разнообразнее и безумнее, чем это может показаться. Так, однажды нужно в правильной последовательности наводить курсор на очередных букашек, чтобы все они завыли что-то свое, широко раскрыв глаза и рты. И тогда прилетит их большой босс, откроет рот, и наши герои с радостным визгом сиганут в него.

Ломать голову приходится редко, но неизменно вы будете улыбаться: выглядит этот театр абсурда трогательно, уморительно и смешно (игра уже взяла престижную награду IGF 2012 в номинации «аудио дизайн» - Прим. ред.). Здесь можно встретить местного джина и выполнить заветное желание каждого героя – послушать концерт, покататься на карусели и даже слетать на Луну. Здесь комар может напиться хлороформом из листика, икать и проливать его на слизня, чтобы тот «заправился» и запыхтел как пароход. А однажды на пути встретятся поганки, после чего экран раскрасится в фиолетовые тона и появится второй курсор, который помимо нашей воли заставит героев истерично бегать с ветки на ветку.

Botanicula окончательно убеждает, что сегодня Amanita Design – это наш коллективный Юрий Нортшейн, Борис Виан и Велемир Хлебников в одном лице. Чехи придумали свой изящный выверенный до мелочей стиль, свой язык (послушайте, как тараторят окружающие в игре!), свою космологию и свой фирменный геймплей. При этом на языке сюрреализма и абсурда они умудряются говорить о понятных, грустных, трогательных и забавных вещах, о стремлении к звездам, о мечтах, о необходимости делать добро, помогать другим, ничего не боятся. И о том, что все мы остаемся детьми. Потому что только дети, какого бы они не были возраста, могли все это придумать, нарисовать и так смешно прожужжать в микрофон, озвучивая полет какого-нибудь шмеля.

9.0 Текст: Кирилл Волошин Рецензируемая версия: PC

Botanicula

Трудно найти человека, который за последние годы оказал бы большее влияние на жанр квестов, чем Якуб Дворски. В середине нулевых этот чешский художник подарил нам серию Samorost, которая фактически стала родоначальником целого направления в жанре. Именно с тех пор стало стало незазорно делать простые и трогательные флэш-квесты. Потом был гениальный Machinarium — по сути тот же «Саморост», только больше, сложнее и про роботов.

А вот дальше наступило затишье. С 2009 года Якуб Дворски и его студия Amanita Design не выпустили ни одной новой игры. Поэтому, когда недавно случился долгожданный анонс проекта Botanicula, мы сразу связались с Якубом и попросили его поделиться подробностями.

Инвентарь в игре будет маленький, интерфейса на экране — самый минимум.

«Игромания.ру»: Якуб, мы абсолютно ничего не знаем о Botanicula, поэтому давайте с самого начала: как родилась идея проекта?

Якуб Дворски: Botanicula — игра, задуманная и воплощенная самым молодым сотрудником нашей студии Ярой Плачи. Он только заканчивает Академию искусств в Праге, учится на кафедре мультипликации, и Botanicula — это, по сути, его выпускная работа. Интересно, что я начинал точно так же: учился в той же академии и тоже в качестве выпускной работы сделал игру — это был «Саморост». Так что Яра идет по моим стопам. Вообще, Botanicula — это в некотором роде сторонний проект для Amanita Design: над ним работают далеко не все в студии, но он отлично вписывается в наш стиль и идеологию.

«Игромания.ру»: Так о чем же, собственно, игра?

Якуб Дворски: Botanicula посвящена спасению последних ростков умирающей липы , которая страдает от паразитов. Вся игра разворачивается на этом большом и странном дереве. Выполнить спасательную операцию должны пять существ: мистер Клубень, мисс Гриб, мистер Желудь, мистер Прутик и мистер Перо (имена отражают сущность героев, поэтому вот такого конфуза случиться не должно. — Прим. «Игромании.ру»). По мере прохождения они постепенно спускаются c верхушки дерева вниз к земле, посещая по пути пчелиный улей, гнездо муравья, мрачный полый ствол и другие таинственные места.

Несмотря на обещанный свет и веселье, иногда в игре будут встречаться мрачные тона и злобные враги.

Якуб Дворски: Хороший вопрос. На самом деле все просто: Яра очень любит рисовать и оживлять персонажей на экране, поэтому для него чем больше, тем лучше. Конечно, он уже не раз пожалел об этом — работы ведь значительно прибавилось. Но в конце концов все мы согласились, что это было правильное решение.

«Игромания.ру»: На скриншотах все герои стоят очень близко друг к другу. Это значит, что мы управляем ими как единым целым?

Якуб Дворски: Большую часть времени это происходит именно так. Но иногда вы должны выбрать только одного персонажа, чтобы действовать независимо и решить какую-то конкретную задачу. Дело в том, что у каждого из пятерки героев есть свои уникальные способности, которые нужно использовать в разных ситуациях. Например, Желудь — самый крупный и сильный, Перышко — наоборот, слабое, но зато может летать. Прутик способен быстро вырасти, Гриб у нас женского рода, поэтому она умна и симпатична, а Клубень умеет гореть и освещать темные места, словно фонарь. Будет очень забавно наблюдать, как каждый герой поступает в той или иной ситуации.

На логотипе у Amanita Design — мухомор, название студии переводится точно так же, теперь в их новой игре завелся еще и персонаж-гриб. Надеемся, грибы привлекают чехов исключительно с точки зрения дизайна.

«Игромания.ру»: В остальном мы увидим привычную механику, которую вы используете во всех своих играх?

Якуб Дворски: Да, это — классическое point 'n' click приключение с легким, ненавязчивым геймплеем. Вы исследуете окружающую среду, встречаете странных персонажей, собираете предметы в инвентарь (не слишком много), решаете небольшие загадки, слушаете музыку и пытаетесь найти путь вниз. Игра будет доступна фактически любой аудитории, даже тем, кто вообще мало играет, потому что решение сложных головоломок в ней — далеко не первоочередная задача. Если сравнивать, например, с Machinarium, то Botanicula будет попроще, здесь не планируется комплексных, многоступенчатых загадок.

«Игромания.ру»: А что насчет масштаба и времени прохождения?

Якуб Дворски: Несмотря на более легкий геймплей, по размерам Botanicula больше, чем Samorost и Machinarium, вместе взятые. Мы заготовили примерно 150 игровых экранов.

Фирменный стиль «Самороста» узнается без труда.

Якуб Дворски: Да, но это наша самая забавная и беззаботная игра. Соответственно, и художественный стиль предполагает много света и ярких красок. Мультипликация проще и веселее, чем в других наших проектах.

«Игромания.ру»: А на каких платформах вы планируете выпустить Botanicula?

Якуб Дворски: Botanicula будет доступна на PC, Mac и планшетах, но не на консолях. А вот грядущий Samorost 3 мы хотим выпустить практически на всех доступных платформах.

Геймплей

Botanicula

С 2002 года, когда первую Syberia назвали спасительницей умирающего жанра, в квестовом сообществе мало что изменилось — каждый год по адвенчурам справляют панихиду. И как только в могилу начинают лететь первые комья земли, усопший вдруг громко зевает, пробуждаясь от летаргического сна, потягивается и сыплет искрометными шутками в стиле The Next BIG Thing, исполняет зажигательный QTE-танец а-ля Fahrenheit или хорошенько припугивает скорбящих на манер Scratches.

Благо полку реаниматоров в последние годы прибывает: хитрые и расчетливые TellTale Games, вдумчивые Daedalic Entertainment, Джошуа Нюрнбергер с блистательной Gemini Rue и, конечно, же, чехи из Amanita Design, работающие в яркой арт-хаусной стилистике.

Кольца Сансары

Сколько ни шути по поводу мухомора на логотипе Amanita Design, но против правды не попрешь — игры этой студии под завязку набиты галлюциногенными сценами и психоделическими пародиями на нашу с вами современность.

Дебютная игра Amanita и, по совместительству, дипломная работа тогда еще студента Якуба Дворского, называлась Samorost. Крошечная история на пятнадцать минут поразила и даже шокировала сюрреалистическим дизайном локаций и атмосферой. Гномик в белых одеждах десантировался на фрагмент дерева, похожий на птицу, чтобы спасти свой астероид-бревнышко от столкновения.

В приключении фигурировали козы, ящерицы, крестьяне-азиаты, нора антропоморфной мыши — с патефоном, и обязательный для многих квестов цех с застарелыми механизмами, которые нужно «разбудить».

Во второй игре история о гномике утратила часть медитативности, поскольку на сцену вышли антагонисты-инопланетяне, ворующие. груши и собак. Возни с механизмами стало на порядок больше, но и сама игра изрядно пополнела. Теперь для спасения пса (и груш) нужно было потратить около часа.

В третий раз Amanita Design «испекли» замечательный квест Maсhinarium, в котором сюжет обрел стройность, а механика взаимодействия с предметами стала напоминать то, что мы видели в старых добрых point’n’click-приключениях. Из потенциальных лидеров жанра студия перешла в явные.

Поэтому рискну предположить, что первая полновесная игра, Maсhinarium, несмотря на чудесную отрисовку локаций и персонажей, несколько утомила чехов, больше тяготеющих к трипам в глубины подсознания. И когда судьба свела уже заматеревшего разработчика Якуба Дворски и студента Яромира Плачи, история пошла на новый виток. Или вернулась к корням. К корням гигантской липы, на которой и происходит действие Botanicula, нового квеста студии.

Botanicula

ЭТО ИНТЕРЕСНО: в Samorost 2, чтобы попасть в логово пришельцев, нужно было усыпить улитку отваром из маковых семян. В этом действии нет ни крамолы, ни пропаганды запрещенных средств: о снотворном действии мака знали еще древние египтяне.

В новом проекте Amanita решились на дерзкий эксперимент — сплавить сюрреализм Samorost со стройностью сюжета Machinarium. Для этого Ярой Плачи из правого полушария были призваны целых пять героев — каждый со своей неповторимой внешностью и уникальным характером. Самый сильный — Маковая Головка, самый гибкий — Прутик, самый легкий — Перышко, самая умная — Гриб и просто самый-самый — Фонарик.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: хотя половую принадлежность гриба (грибини? грибушки?) в игре опознать так и не удалось — поверим Якубу Дворски на слово. Тем более что талантливый разработчик, сам того не зная, раскрыл нам гендерность логотипа: в одной из бонусных концовок мисс Гриб становится тем самым мухоморчиком, с которым ассоциируют чешских квестоделов.

Botanicula

Бегают они по ветвям дерева исключительно впятером, забавно пищат и трещат, выражая эмоции, решают свои нехитрые проблемы, пока не сталкиваются нос к носу с первым представителем армии пауков-паразитов, медленно ползущей от корней к верхушке и высасывающей соки из липы-Вселенной. А в древесном социуме постепенно нарастает тревога. И когда во второй главе герои оказываются на больном участке дерева, становится понятно — дни их липового мира сочтены.

Botanicula

Сюжет

Игра повествует о пяти существах, живущих на дереве, которые пытаются спасти последний светящийся плод от чёрных паукообразных паразитов. Игра проходит на 7 локациях, в каждой из которых присутствует своя конечная цель:

Глава 1 - спуститься с вершины дерева;

Глава 2 - найти пять ключей;

Глава 3 - уйти от врагов;

Глава 4 - найти трёх детей Каштана;

Глава 5 - отыскать четырнадцать страусов;

Глава 6 - собрать четыре шайбы;

Глава 7 - финальное сражение со злом.

Странное отверстьице для маленьких жучков

Botanicula

Некоторые загадки требуют определенного персонажа. Пробовать приходится по очереди. И как же велико разочарование, когда ты. угадываешь с первого раза. Анимации «спасателей» (тут явно напрашиваются аналогии с мультсериалом «Чип и Дейл») настолько умилительны, что опасаешься пропустить хотя бы одну.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: пауки, на которых очень похожи антагонисты, не питаются соками растений, а охотятся на насекомых. Зато восьмилапые паразиты-клещи хоть и не пауки в прямом смысле слова, но относятся к отряду паукообразных. Можно сказать, что герои Botanicula встретились с резко эволюционировавшими клещами, отрастившими длинные лапки.

При этом назвать головоломки особенно легкими нельзя. Они не требуют углубленных познаний в точных науках, но при этом тонки и интуитивны. И курсор здесь — не столько инструмент для складывания вещей в инвентарь, сколько еще один соратник в команде — им можно потянуть за листик, пока тот не оторвется, можно управлять хмельным насекомым, можно будить особо крупных героев или красть подземное солнце из логова гусеницы. Интерактивность мира разгружает инвентарь — превращать его в пыльный чердак не придется. Обычно квинтет спасателей носит с собой пару предметов, которые вскоре использует. И каждая манипуляция с предметом заканчивается яркой сценкой.

Содержание

Во глубине древесного чрева

Однако чем дальше в липу, тем наваристее становится сюр. В первых главах чехи еще соблюдают баланс между «симулятором жизни на дереве» и легкой психоделикой, вроде внезапного путешествия к Луне, на которую ступает космонавт. Однако в последних главах мир под корой начинает напоминать пьесы Эжена Ионеско, а порой и картины Сальвадора Дали. Игрок неожиданно окунается в едкую сатиру на современность, скрытую под несколькими слоями ассоциаций и аллюзий. Не уверен, что она нужна была именно в этой игре, да еще и в таком объеме.

НА ЗАМЕТКУ: прообразом пауков-паразитов можно назвать корабль пришельцев из Samorost 2. Планеты из мира под корой дерева, если их растормошить, разыграют сценку космического путешествия из Samorost. Там же порадует своим появлением и Йозеф из Machinarium. А в деревне гномиков-каштанчиков ящик с сюрпризом, если его тормошить с пристрастием, покажет создателей игры.

Amanita, кажется, решили запихать в одну игру весь культурный багаж человечества — от Данте до Пелевина, от «Франкенштейна» до Beatles, от арабских сказок и до «Матрицы», выполненной в игре почти гениально. Поэтому «переварить» Botanicula зараз чревато, хоть она и проходится за шесть часов максимум, — можно подавиться перенасыщенностью персонажами и событиями.

Botanicula

В такие моменты пресыщения спасает музыка. Восхитительная смесь, одновременно похожая на Bjork, The Chemicals и Ульриха Шнауса, с вкраплениями этно, помогает выдохнуть, а после прохождения настойчиво просится в плейлист.

Отдельных слов заслуживает бестиарий. Здесь, в отличие от BG&E, нам не нужно лазать по веточкам с фотоаппаратом — достаточно единожды узреть очередное создание. Жаль только, под картинками нет кратких текстовых портретов, как в Plants vs. Zombies, — уж в этом «Аманите» можно было отступить от табу на буквенные символы.

Botanicula

Botanicula

IMG 5801.JPG

Botanicula - компьютерная игра жанра point-and-click квест, разработанная студией Amanita Design и Яромиром Плахи (Járomir Plachý). Была анонсирована 28 марта 2011 года для Microsoft Windows, Mac OS X и Linux на мероприятии "GameCityNights". Мировой релиз состоялся 19 апреля 2012 года. Позже вышли версии для Android и iOS.

Персонажи

Фонарик - маленькое светящееся оранжевое существо, способное освещать тёмные локации.

Гриб - единственная девочка в группе, способная создавать копии самой себя и уменьшаться до размеров своей шляпки.

Маковая Коробочка - третий член группы, самый крепкий и сильный персонаж.

Веточка - четвёртый член группы, умеющий удлиннять свои части тела - прутики. Также способен мгновенно выращивать на своём теле цветы.

Перо - последний член группы, очень маленький и слабый, но умеет летать.

Читайте также: