Blue monday new order о чем песня

Обновлено: 01.07.2024

«Blue Monday» — песня британской группы New Order, которая увидела свет весной 1983 года. Трек представляет собой альтернативную синти-поп запись, вдохновлённую работами любимых артистов самих участников группы… Особого внимания заслуживает упаковка сингла, разработанная дизайнером Питером Сэвиллом (но о ней чуть позже).

Песня стала большим хитом, ворвавшимся в топ-10 многих странах! «Blue Monday» является самым коммерчески успешным 12-дюймовым синглом в истории… Только на территории Соединённого Королевства было продано более 1 млн копий! Впоследствии трек исполняли многие известные группы. Рецензисты BBC охарактеризовали «Грустный понедельник» как «решающее звено между диско 70-х и танцевальным хаус-бумом 80-х». По словам участников New Order, пластинка была навеяна атмосферой ночных клубов Нью-Йорка…

Музыкальное видео

Музыкальное видео на песню, созданное в 1983 году, включает случайные визуальные эффекты из покадровой анимации на бумаге, видеоклипы с изображением участников группы и многого-многого другого… Всё выполнено в духе 80-х…

Успех!

Композиция «Blue Monday» имела большой успех в Великобритании! Песня несколько раз попадала в UK Singles Chart, достигнув во второй раз рекордной 9-й позиции! Но… несмотря на успех и большой спрос аудитории, сингл так и не стал золотым. Виной тому Factory Records, которая не являлась членом BPI…

В целом, на территории одного только Соединённого Королевства «Blue Monday» была продана тиражом, превышающим 1 млн копий! В целом было продано более 3 млн копий по всему миру. В 2012 году сингл вошёл в топ-70 самых продаваемых в этой стране.

С момента выхода, песня стала гимном любой дискотеки и символом целой эпохи. В России песня появилась немного позже. С момента выхода, песня стала гимном любой дискотеки и символом целой эпохи. В России песня появилась немного позже.

«Скажи теперь, каково мне?»: история и разбор песни Blue Monday от New Order

«Если бы Йен был жив, упокой Господь его душу, он бы исполнял Blue Monday, и я всё бы отдал чтобы это услышать» — Питер Хук, бас-гитарист Joy Division и New Order.

Джиллиан Гилберт, Бернард Самнер, Питер Хук и Стивен Моррис

«Грустный понедельник» (а «Blue» в названии здесь явно означает не цвет, пусть даже само понятие «Голубой понедельник» вполне себе существует) — пожалуй одна из самых популярных песен группы New Order, которую в последнее время всё чаще вспоминают в трейлерах разных блокбастеров, будь это кино вроде «Взрывной блондинки» или же игра как недавняя Black Ops Cold War. Кстати, это один из самых длинных треков, попавший в британские чарты (почти 7 минут 20 секунд), так что люди вполне готовы слушать продолжительную музыку.

Именно этот сингл определил будущее направление некогда пост-панк группы, пережившей потерю важного винтика в своей иерархии: в воскресенье 18 мая 1980 года не стало Йена Кёртиса, тем самым поставив под удар само существование группы Joy Division. Собравшись с мыслями, остатки группы (а именно: Бернард Самнер, Питер Хук и Стивен Моррис) задавались лишь одним вопросом: «А что дальше?».

И через день для оставшейся команды начался тот злополучный «Грустный понедельник», а вместе с тем они решили начать всё с нуля, задав себе абсолютно новое, более танцевальное направление, которое тем не менее не лишилось былой глубины и проработки текстовой части. Бернард Самнер перешёл от гитары к вокалу, а к старому составу Joy Division присоединилась Джиллиан Гилберт — будущая жена Стивена Морриса. Она отвечала за гитарные и клавишно-синтезаторные инструменты — да, теперь новая группа играла синти-поп и дэнс музыку.

С такими кардинальными переменами не могло не смениться и само название группы — New Order (по случайности оно так же отсылается к Германии середины XX века, за что не раз извинялись). Первые альбомы недалеко ушли от «постпанковых» корней и критики жаловались на ненамеренное подражание Кёртису (а в самом первом альбоме Movement использовались некоторые из его текстов). Три года потребовалось, чтобы New Order поймала ту самую новую волну, за которую её бы запомнили как нечто совершенно иное, отличное от Joy Division. В 1983 году вышел сингл Blue Monday.

И вышел не без проблем, по словам Питера Хука «лучшая» записанная версия песни была безвозвратно утеряна из-за неаккуратно сбитых настроек в драм-машине, все эти семь минут группа в спешке восстанавливала с нуля. Но возможно именно этот несчастный случай позволил песне отобразить непередаваемый такт и ритм, как признавалась Джиллиан Гилберт. И этот «неидеальный» результат вызвал большой ажиотаж: солист дуэта Pet Shop Boys Нил Теннант расплакался, впервые услышав этот сингл: «это именно та музыка, что мы с Крисом Лоу пытались всё это время написать».

И хотя сами участники группы утверждают, что песня Blue Monday не посвящается Йену Кёртису и она никак не связана с его самоубийством, в тексте можно найти достаточно предпосылок к тому, что эта версия вполне резонна (банальный факт того, что Йен убил себя в воскресенье, а на следующий день группе пришлось смириться с этим фактом), пусть даже это непредумышленно, но это событие не могло не отразиться на коллективе.

Всю песню мы слышим, как лирический герой вопрошает свое собеседника: «Каково мне?», «Что я должен чувствовать, когда твоё сердце стынет?». Если смотреть на песню буквально, то она воспринимается как то, о чём Йен Кёртис писал всю жизнь — утраченных чувствах и любовных терзаниях между женой Деборой и любовницей Анник. Самнер будто бы раскаивается перед другом за то что они не замечали проблем всё то время, что были с ним рядом, и с такой точки зрения это достаточно сильная песня. Но есть и не менее интересные варианты интерпретации текста.

«Слова не об Йене Кертисе. Мы хотели, чтобы они были неясными. Я как раз читал о Фэтсе Доминго. У него была песня под названием Blue Monday, а тогда был понедельник, и все мы были такими жалкими, что я подумал: «О, а это весьма уместно».»

Если завести речь о чём-то псевдонаучном, то в среде маркетологов «Синим понедельником» называют первый рабочий день недели после зимних праздников. Якобы считается, что это априори наигрустнейший день в году.

Есть также версия, что песня раскрывает идеи насильственных отношений (How does it feel to treat me like you do? When you’ve your hands upon me. And told me who you are/ Как я должен чувствовать, когда ведешь ты так со мной? Когда руки твои на мне. И ты говоришь, кто ты есть на деле.). Слова так идеально подходят под описание всего текста, что, как мне кажется, не требуют дополнительных пояснений, красиво.

А что насчёт войны? Неспроста эта песня использовалась в недавнем трейлере Call of Duty — к этому тоже имеются свои предпосылки: начиная от звучания драм-машины будто бы повторяющей звуки строчащего пулемета, заканчивая текстом, который можно воспринимать от лица солдата, требующего от государства банального сострадания. Что должен чувствовать человек, которого посылают на войну? Каковы должны быть ощущения у человека, который становится безвольной марионеткой у власть имущих («I see a ship in a harbor, I can and shall obey»? «When your heart grows cold» — словно намекает нам на холодную войну.

Песня тем и гениальна, что даёт огромный простор для СПГС-ных домыслов и интерпретаций, но лично мне импонирует вариант с Йеном Кёртисом, потому что это делает песню более личной, как бы они не пытались отнекиваться.

Само собой, такая песня не могла не обойтись без полноценного клипа. Он вышел в 1988 и был укорочен с семи минут до четырёх.

Рекомендую также обратить внимание на кавер от группы Orgy, он придал песне более индастриал-звучание. Такая версия оказалась достаточно популярной, хотя конечно не обошла по известности оригинал, как это было с Джонни Кэшем и его кавером на Hurt Резнора. В клипе активно педалировалось заигрывание с сеттингом киберпанка.

Blue Monday — настоящая веха в истории танцевальной музыки 80-ых годов, которая ко всему прочему позволила New Order наконец обрести свою идентичность после надолго зависшего клейма «электронных Joy Division». Самнер смог «перерасти» депрессивные нотки Кёртиса и найти новую дорогу и творческое направление.

How does it feel

To treat me like you do?

When you’ve laid your hands upon me

And told me who you are?

Thought I was mistaken

I thought I’d heard your words

Tell me, how do I feel?

Tell me now, how do I feel?

Обложка — как отдельный вид искусства…

Помимо самого сингла — внимания заслуживает его упаковка. Она больше походит на произведение искусства, чем на обложку! Внешне, она напоминает 5-дюймовую дискету… Причём в глаза сразу бросается отсутствие каких-либо надписей! Единственное, что и написано на конверте, так это «FAC SEVENTY THREE» на корешке.

Над упаковкой работали дизайнер Питер Сэвилл и Бретт Викенс. Внутри конверт идеального серебряного цвета… Наверное о том, что производство обложки обошлось Factory Records в круглую сумму, не стоит говорить… Упаковка оказалась настолько дорогой, что с каждой продажи лейбл был чуть ли не в убытке! Как позже рассказывал сам Сэвилл:

«Никто не ожидал, что сингл вообще будет пользоваться спросом… Поэтому никто и подумать не мог, что цена станет проблемой…»

По этой причине более поздние копии были слегка видоизменены: с целью снизить стоимость конверта, области высечки были напечатаны серебряными чернилами.

Идея песни

Участники New Order рассказывали, что написали «Blue Monday» в качестве ответа разочарованной толпе… Дело в том, что группа никогда не выходила на бис, чем поклонники были очень огорчены… Так при чём тут «Blue Monday»? Всё очень просто…

Композиция была задумана таким образом, что во время её исполнения New Order могли бы вернуться на сцену, нажать кнопку воспроизведения на синтезаторе и снова исчезнуть за кулисами. Однако в процессе работы проект стал более масштабным… Из эксперимента он перерос в качественный сингл! И да: исполнение именно этой песни стало первым разом, когда New Order сыграли на бис!

По словам самих музыкантов, данная композиция была вдохновлена сразу несколькими записями. Причём довольно известными даже сегодня! Так, частично «Blue Monday» «копирует» стиль «Our Love» исполнительницы Донны Саммер. А интересный басовый звук был позаимствован у Эннио Морриконе, а вернее — у одного из его саундтреков. Бернард Самнер, один из авторов хита, рассказывал:

«Этот басовый звук я украл из фильма «На несколько долларов больше», сразу же после того, как просмотрел его в студии… Это шедевр, и я это признаю!»

Внимательные слушатели наверняка обратили внимание, что некоторые синтезаторные элементы звучат довольно знакомо… И это действительно так! Ранее группа уже использовала их при записи трека «5 8 6» (из альбома Power, Corruption & Lies).

Интересные факты

  • Название «Грустный понедельник» нигде не встречается в тексте песни, так откуда оно взялось? Оказывается, оно было вдохновлено книгой, которую в то время читал барабанщик New Order Стивен Моррис. Написанная известным писателем-фантастом Куртом Воннегутом, книга называлась «Breakfast of Champions: Or, Goodbye Blue Monday!»
  • В одном из своих интервью New Order вспоминали: «Когда мы её играли, люди сходили с ума. И однажды мы поссорились на сцене с ди-джеем в Ноттингеме, потому что мы не хотели играть «Blue Monday»…»
  • Не секрет, что New Order настаивали на исполнении этой песни вживую на BBC Top of the Pops в то время, когда политика музыкального шоу заключалась в том, что артисты имитировали минусовку… Однако живое выступление New Order состоялось, и было оно связано с техническими проблемами (интересно, случайными ли)…
  • Рок-группа Orgy сделала кавер на эту песню в 1998 году, заняв 56 строчку в США. Среди других исполнителей, которые исполняли «Blue Monday», — Radio Star, Doctor Explosion, Swan Lee, Flunk, Klutae, Nouvelle Vague и Cosmosis. Версия группы Health была использована в фильме 2017 года «Взрывная блондинка».

«Скажи теперь, каково мне?»: история и разбор песни Blue Monday от New Order

«Если бы Йен был жив, упокой Господь его душу, он бы исполнял Blue Monday, и я всё бы отдал чтобы это услышать» — Питер Хук, бас-гитарист Joy Division и New Order.

Джиллиан Гилберт, Бернард Самнер, Питер Хук и Стивен Моррис

«Грустный понедельник» (а «Blue» в названии здесь явно означает не цвет, пусть даже само понятие «Голубой понедельник» вполне себе существует) — пожалуй одна из самых популярных песен группы New Order, которую в последнее время всё чаще вспоминают в трейлерах разных блокбастеров, будь это кино вроде «Взрывной блондинки» или же игра как недавняя Black Ops Cold War. Кстати, это один из самых длинных треков, попавший в британские чарты (почти 7 минут 20 секунд), так что люди вполне готовы слушать продолжительную музыку.

Именно этот сингл определил будущее направление некогда пост-панк группы, пережившей потерю важного винтика в своей иерархии: в воскресенье 18 мая 1980 года не стало Йена Кёртиса, тем самым поставив под удар само существование группы Joy Division. Собравшись с мыслями, остатки группы (а именно: Бернард Самнер, Питер Хук и Стивен Моррис) задавались лишь одним вопросом: «А что дальше?».

И через день для оставшейся команды начался тот злополучный «Грустный понедельник», а вместе с тем они решили начать всё с нуля, задав себе абсолютно новое, более танцевальное направление, которое тем не менее не лишилось былой глубины и проработки текстовой части. Бернард Самнер перешёл от гитары к вокалу, а к старому составу Joy Division присоединилась Джиллиан Гилберт — будущая жена Стивена Морриса. Она отвечала за гитарные и клавишно-синтезаторные инструменты — да, теперь новая группа играла синти-поп и дэнс музыку.

С такими кардинальными переменами не могло не смениться и само название группы — New Order (по случайности оно так же отсылается к Германии середины XX века, за что не раз извинялись). Первые альбомы недалеко ушли от «постпанковых» корней и критики жаловались на ненамеренное подражание Кёртису (а в самом первом альбоме Movement использовались некоторые из его текстов). Три года потребовалось, чтобы New Order поймала ту самую новую волну, за которую её бы запомнили как нечто совершенно иное, отличное от Joy Division. В 1983 году вышел сингл Blue Monday.

И вышел не без проблем, по словам Питера Хука «лучшая» записанная версия песни была безвозвратно утеряна из-за неаккуратно сбитых настроек в драм-машине, все эти семь минут группа в спешке восстанавливала с нуля. Но возможно именно этот несчастный случай позволил песне отобразить непередаваемый такт и ритм, как признавалась Джиллиан Гилберт. И этот «неидеальный» результат вызвал большой ажиотаж: солист дуэта Pet Shop Boys Нил Теннант расплакался, впервые услышав этот сингл: «это именно та музыка, что мы с Крисом Лоу пытались всё это время написать».

И хотя сами участники группы утверждают, что песня Blue Monday не посвящается Йену Кёртису и она никак не связана с его самоубийством, в тексте можно найти достаточно предпосылок к тому, что эта версия вполне резонна (банальный факт того, что Йен убил себя в воскресенье, а на следующий день группе пришлось смириться с этим фактом), пусть даже это непредумышленно, но это событие не могло не отразиться на коллективе.

Всю песню мы слышим, как лирический герой вопрошает свое собеседника: «Каково мне?», «Что я должен чувствовать, когда твоё сердце стынет?». Если смотреть на песню буквально, то она воспринимается как то, о чём Йен Кёртис писал всю жизнь — утраченных чувствах и любовных терзаниях между женой Деборой и любовницей Анник. Самнер будто бы раскаивается перед другом за то что они не замечали проблем всё то время, что были с ним рядом, и с такой точки зрения это достаточно сильная песня. Но есть и не менее интересные варианты интерпретации текста.

«Слова не об Йене Кертисе. Мы хотели, чтобы они были неясными. Я как раз читал о Фэтсе Доминго. У него была песня под названием Blue Monday, а тогда был понедельник, и все мы были такими жалкими, что я подумал: «О, а это весьма уместно».»

Если завести речь о чём-то псевдонаучном, то в среде маркетологов «Синим понедельником» называют первый рабочий день недели после зимних праздников. Якобы считается, что это априори наигрустнейший день в году.

Есть также версия, что песня раскрывает идеи насильственных отношений (How does it feel to treat me like you do? When you’ve your hands upon me. And told me who you are/ Как я должен чувствовать, когда ведешь ты так со мной? Когда руки твои на мне. И ты говоришь, кто ты есть на деле.). Слова так идеально подходят под описание всего текста, что, как мне кажется, не требуют дополнительных пояснений, красиво.

А что насчёт войны? Неспроста эта песня использовалась в недавнем трейлере Call of Duty — к этому тоже имеются свои предпосылки: начиная от звучания драм-машины будто бы повторяющей звуки строчащего пулемета, заканчивая текстом, который можно воспринимать от лица солдата, требующего от государства банального сострадания. Что должен чувствовать человек, которого посылают на войну? Каковы должны быть ощущения у человека, который становится безвольной марионеткой у власть имущих («I see a ship in a harbor, I can and shall obey»? «When your heart grows cold» — словно намекает нам на холодную войну.

Песня тем и гениальна, что даёт огромный простор для СПГС-ных домыслов и интерпретаций, но лично мне импонирует вариант с Йеном Кёртисом, потому что это делает песню более личной, как бы они не пытались отнекиваться.

Само собой, такая песня не могла не обойтись без полноценного клипа. Он вышел в 1988 и был укорочен с семи минут до четырёх.

Рекомендую также обратить внимание на кавер от группы Orgy, он придал песне более индастриал-звучание. Такая версия оказалась достаточно популярной, хотя конечно не обошла по известности оригинал, как это было с Джонни Кэшем и его кавером на Hurt Резнора. В клипе активно педалировалось заигрывание с сеттингом киберпанка.

Blue Monday — настоящая веха в истории танцевальной музыки 80-ых годов, которая ко всему прочему позволила New Order наконец обрести свою идентичность после надолго зависшего клейма «электронных Joy Division». Самнер смог «перерасти» депрессивные нотки Кёртиса и найти новую дорогу и творческое направление.

How does it feel

To treat me like you do?

When you’ve laid your hands upon me

And told me who you are?

Thought I was mistaken

I thought I’d heard your words

Tell me, how do I feel?

Tell me now, how do I feel?

Мне кавер Orgy даже больше нравится, более драйвовый, оригинал тоже хорош. Кстати, изначально я кавер и услышал.

Такая же история) Изначально, первым услышал кавер и подумал "ребята просто бомбовскую песню придумали, но, правда звучит она сильно знакомо") Поймал чувство дежавю) И только потом узнал, что это песня New Order)

Из последних у них классный трэк Grime of the century. Очень рекомендую.

Послушаем) Спасибо за наводку)

Посмотрел клип) Неплохо получилось, но по моему мнению, их лучший период уже прошёл) А вот эта песня, у меня на репите уже третий день играет)

Недавно ютуб музыка подкинула сей кавер) Ну, я человек простой, слышу музыку 90-х - ставлю лукс)

Читайте также: